Нандагаон. 03.03.2019 Ватсалья-бхава. Часть 1

Это Хришикеш Махарадж. Харибол. Он много лет назад пришел в Тер Кадамбу. Тер Кадамба в то время была заброшенным местом, никто туда не приходил. Мало кто знал даже об этом месте. И там где был кутир Шрилы Рупы Госвами, он принял кшетра-санньясу. Кшетра — санньяса  — это обет никогда не покидать это место, все время оставаться там. А Нандаграм это часть Тер Кадамбы. 

Как мы говорили с вами на протяжении нескольких дней, когда человек обретает дасйа-бхаву, то ограничения уходят. Когда мы делаем что-то для себя, то у нас огромное количество препятствий, ограничений. Но когда человек делает что-то не для себя, делает для Кришны, то безграничное шакти Кришны входит в него. Удивительным образом он, я наблюдаю в течении многих лет как он, в какое состояние он привел это место. Каждый день, десятки автобусов приезжает туда в эту Тер Кадамбу. Он вырыл пруд там, он поставил коров, он чего только не сделал. Это одно из самых лучших мест во всем Врадже. Если вы захотите когда-нибудь приехать и просто почитать джапу, приезжайте в Тер Кадамбу. Потом там уже нечего стало делать, он построил этот храм, от нечего делать. От того, что энергия есть, которая приходит от нашего желания служить. Наше желание служить само по себе обладает огромным запасом энергии. Иногда нам кажется, что у нас нет никакой энергии, что мы лежим на кровати, что невозможно пошевельнуться, что даже есть встать и то не возможно. Но это только по одной причине. По той причине, что дасйа-бхава не утвердилась как следует в сердце. Когда эта дасйа-бхава приходит в сердце, вместе с ней приходит безграничная энергия. Поэтому давайте громким Харибол поблагодарим Хришикеш Махараджа, за то что он сделал. Харибол. Харибол. Харибол. Я ему передам, что храм слишком маленький, пусть построит еще побольше. Если уж ему нечего делать.

Вот. А мы с вами сейчас продолжим наш рассказ.

Харе Кришна.

В течении нескольких дней мы с вами совершаем паломничество по Враджу. Врадж — это духовный мир. Духовный мир называется бхава-джагат или место, где все состоит из духовных эмоций, из бхавы. Мы пытаемся с вами до какой-то степени открыть этот Врадж, который для нас восстановил Шрила Рупа Госвами. Шрила Рупа Госвами прославляют стихом:

калена упта ниджа шактир уктам

вриндаванийам раса кели вартам

калена луптам ниджа шакти уктам

вриндаванийам раса кели вартам,

это новость, или известие или катха о раса кели, исполненной расой играх, которые протекают во Вриндаване. Калена луптам из-за течения времени исчезла куда-то была разрушена. Ниджа шактир уктам и тогда Чайтанья Махапрабху с помощью своей шакти снова словами своими вложил эту энергию в Рупу Госвами, как некогда на заре творения Господь свою шакти вложил в Господа Брахму. Таким образом дав Господе Брахме восстановить этот мир. Шрила Рупа Госвами поистине восстановил этот мир духовных эмоций здесь на земле, открыв места где проходили всевозможные  лилы и главное написав книги. Потому что если бы не было этих книг мы бы ходили по этим местам как обычные экскурсанты и не видели ничего кроме камней, земли, каких-то деревьев. Все это нужно нам для того чтобы четко определить цель жизни. Человеческая жизнь очень коротка. Очень коротка. Иногда в молодости нам кажется что она длинная. Но это иллюзия. В старости всем кажется, что она была очень короткой. Человек оглядывается и думает как одно мгновение протекли эти годы. Если человек четко не знает своей цели и не идет к этой цели, так чтобы каждый день приближал его к этой цели, то в конце концов он этой цели не достигнет. Наблюдали когда нибудь как муравьи ходят, он идет, идет куда-то и очень целеустремленно идет. Потом поставишь ему что-то на дороге и он также целеустремленно в обратном направлении идет. Становится ясно он не знает куда он идет. Что не понятно куда он идет. Потом еще куда-то, ещё куда-то. Точно так же люди. Они идут куда-то, идут куда-то и вроде бы достигают этой цели к которой они шли, достигнув ее говорят: «Исполнилась мечта идиота», и резко поворачивают в другом направлении. Поэтому  наша обязанность, наша ответственность как душ, которые получили человеческую форму жизни. Понять цель. Наша цель одна — счастье. Нет никакой другой цели. Все остальные цели это не цели, это средства для достижения цели. Цель счастье. Все остальное все лишь некие ступеньки для достижения этой цели. Здоровье — не цель. Если человек здоровый но несчастный. То какой смысл в его здоровье. Деньги не цель. Нет никаких других целей кроме счастья. Шрила Джива Госвами подробнейшим образом детально, не оставив не одного камня не перевернутым, доказывает что единственное что может принести нам счастье — это любовь к Богу. «Прити-сандарбха», вся первая часть «Прити-сандарбхи» посвящена этому подробному, логически обоснованному философскому доказательству того, что все остальное в конце концов не имеет высшего смысла, потому что не приближает нас к высшей цели. Можно понять это философски, а можно попытаться попробовать другие способы счастья. Их много. Попробуйте, а не то, и это не, это не то. Потратить лет сорок жизни, разочароваться во всем, поздно будет. Поэтому не теряйте времени, не нужно терять времени нужно очень хорошо внутри понять, что в конце концов цель это бхава, цель это духовная любовь, когда ничего кроме духовной любви нет, когда этот опыт заслоняет все остальное. Люди, получавшие этот опыт отказывались от всего другого. Рупа Госвами тому пример. Он наслаждался все возможным счастьем. Он был богатый, он был красивый, он был молодой, он был здоровый, он был наделен поэтическим даром, он написал замечательные стихи, он пользовался властью. В одно мгновение он это все оставил. Облачился в одежды нищего, и пришел сюда во Вриндаван, для того чтобы обрести то, что Господь Чайтанья принес нам. Он принес нам эту любовь. Нам нужно очень хорошо знать эту бхаву. И мы с вами разговариваем об очень высоких вещах. Кто-то может сказать, — зачем мы говорим об очень высоких вещах? Мы говорим о бхаве и о преме. И о высших уровнях премы. Иногда об этом даже не прилично говорить в обществе преданных, которые сосредоточены на каких-то других вещах. Но нам обязательно нужно знать это. При чем нужно знать с самого начала, иначе мы никогда не сможем быть зафиксированы на этой цели. Есть несколько причин по которым нам нужно это знать.

Прахладананда Махарадж любит рассказывать историю про то, как он написал в самом начале письмо Шриле Прабхупаде. Он пару месяцев жил в храме, все понял, дошел до высокого уровня и написал Шриле Прабхупаде: «Вот, Шрила Прабхупада, я все понял, у меня есть только один вопрос, как бхава превращается в прему? Вот вам пожертвование в 50 долларов».

Шрила Прабхупада написал ему ответ, «Не беспокойся о том как бхава превращается в прему, это произойдет само собой не слишком волнуйся. А 50 долларов я почему то не получил».

Это безусловно обоснованная позиция. Можно сказать, что об этом не нужно беспокоиться. Но есть несколько причин по которым тем не менее хотя бы теоретически, умозрительно нам нужно понимать, что это такое.

Первая причина — потому что если люди не понимают как это происходит, их очень легко обмануть. Я очень хорошо помню как много лет назад уже, некий лидер в России вдруг запил. Он был очень влиятельный лидер, влиятельный проповедник, у него было огромное количество последователей. Последователям нужно было как-то объяснять для себя это. Объяснение к которому они пришли, это то что трудности при переходе от бхавы к преме. Сложный болезненный процесс поэтому никак без этого не обойтись. Это пример того, каким образом люди обманывают сами себя или бывают обманутыми. Шрила Прабхупада предупреждал нас об этом. Он говорил, что этот мир, это мир обманщиков и тех кто хочет быть обманутыми. Не обманщиков и обманутых. Это не мир обманутых вкладчиков. А это мир вкладчиков которые хотели быть обманутыми, в значительной степени. Нам нужно постараться не попасть в эту категорию людей, которые хотят быть обманутыми. Для этого нам нужно знать, надо понимать науку о том каким образом высший опыт, опыт соприкосновения с духовной энергией Кришны, приходит к человеку. Это одна причина.

Вторая причина — человек никогда не достигнет уровня бхавы, Шрила Рупа Госвами объясняет в самом начале «Бхакти Расамрита Синдху» почему бхава, или бхакти на уровне бхавы, судурлабха, очень редкое. Почему оно редкое? Да, потому что людям не хватает сосредоточенности. Чтобы достичь высших ступеней преданного служения, человеку нужно сосредоточенность. А для сосредоточенности он не просто должен повторять мантру, он должен повторять мантру сосредоточенно с вкусом. У него должна быть эта асакти. Из-за отсутствия привязанности к этому процессу человек не достигает этого. Он делает что-то, как бы между прочим. Но такое преданное служение «на всякий случай, хуже не будет» оно, ну вот оно и остается на уровне хуже не будет, лучше тоже не очень то. Иначе говоря, человеку нужно очень ясно понимать вот она цель моя и нужно сосредоточиться на ней, чтобы ее достичь. Иначе мы никогда ее не сможем достичь.

Потом,в процессе этого, мы рассказываем лила-катху, и пытаемся ощутить эту расу лила-катхи. Как я уже говорил, эта лилакатха — единственный способ, единственная лодка, на которой можно пересечь океан материального существования

saṁsāra-sindhum ati-dustaram uttitīrṣor

nānyaḥ plavo bhagavataḥ puruṣottamasya

līlā-kathā-rasa-niṣevaṇam antareṇa

puṁso bhaved vividha-duḥkha-davārditasya

 

Шрила Шукадева Госвами завершая Шримад Бхагаватам говорит, что

nānyaḥ plavo bhagavataḥ puruṣottamasya

līlā-kathā-rasa-niṣevaṇam antareṇa

Нет никакого другого способа, никакого.  nānyaḥ…antareṇa, кроме….Нет никакого другого способа, кроме как  līlā-kathā-rasa-niṣevaṇam antareṇa.

Эта плава, или ладья, лодка с помощью которой человек может пересечь этот самсара дукха ати душкарам — очень сложный, очень трудно пересекаемое место, ути тирша. Таким образом одновременно с этим пумсо бхавет вивидха дукха давардхитасйа, избавиться от огня материальных страданий вивидха дукха дава, огонь страданий, который сжигает нас здесь в  материальном мире. Поэтому нам обязательно нужно пытаться понять, что такое раса и получать какой-то опыт соприкосновения с этой расой даже на нашем, может быть не очень высоком уровне.

Я хотел немножко рассказать о том, что такое раса. Каким образом Рупа Госвами, вслед за Шукадевой Госвами. Все это было в «Шримад-Бхагаватам», но именно Рупа Госвами логическим образом, так что это стало возможным воспроизводить, объяснил каким образом Шримад Бхагаватам помогает нам пересечь этот океан материальных страданий. Он взял, как мы знаем и я уже несколько раз говорил, теорию Бхарата Муни, который первый среди великих философов Индии описал, или объяснил эстетический опыт. Послушайте, это важная для нас вещь. Я объясню почему она такая важная для нас. Бхарата Муни первый объяснил удивительное явление и никто до него и никто после него так хорошо не объяснял, хотя на самом деле после него многие приходили, но они все следовали Бхарате Муни. Удивительный эффект очищенных эмоций. Мы все знаем и все имеем опыт эмоций грубых, с которыми мы соприкасаемся постоянно здесь в материальном мире и эти грубые эмоции они в конце концов опускают наше сознание. Бхарата Муни попытался объяснить что происходит с человеком, когда он соприкасается с абстрактной очищенной рафинированной эмоцией, и когда этот эмоциональный опыт приходит к нему. Все люди знают, наверняка у каждого есть опыт, что если обычные грубые материальные эмоции, которые мы переживаем в материальной жизни в конце концов опускают наше сознание, то соприкосновение с этими очищенными эмоциями возвышает сознание. Человек идет на концерт и слушает музыку, если он понимает музыку если он sahrdai , я объясню что такое sahrdai. Если у него для этого сердце, Sahrdai  значит человек с сердцем. Если он приходит туда, и у него есть сердце, сердце способное воспринимать это, то он слушает музыку он выходит и он оказывается в другом мире, он выходит очищенный. Или человек идет в театр и смотрит трагедию. И то, что он видит, он видит очень сложные негативные эмоции, но при этом сам он что испытывает? Блаженство, очищение. Да, тот самый катарсис о котором говорили древние греки. Они тоже заметили это явление, то что человек соприкасаясь с искусством, с эмоциями которые очищены, которые прошли сквозь сознание поэта или творца, человека способного очищать эмоции, они приобретают другое качество. Вместо того чтобы опускать нас они возвышают нас. Они дают человеку ощутить себя душой, в каком-то смысле, на мгновение. Даже мирские эмоции. Человек читает какие-то стихи и он получает некий опыт соприкосновения с чудом. Поэтому теоретики расы которые пришли после Бхарата Муни, вслед за Бхаратой Муни, они говорили, что эта раса даже в случае с мирской поэзией имеет нематериальное качество, она alokika. Естественно Рупа Госвами соглашается с этим до какой-то степени в «Бхакти Расамрита Синдху». Я думаю, что большая часть из вас не согласилась бы с этим, но Рупа Госвами с этим соглашается. Он говорит, да все это так, но тем не менее это невозможно сравнить с духовной расой.

Мне хотелось прочитать вам известное стихотворение Пушкина, где он говорит об этом. Очень интересное стихотворение. То есть даже с мирской точки зрения, даже человек который проживает обычную мирскую жизнь, единственный опыт счастья который он получает — это опыт расы. Стихотворение Пушкина об этом. Я не буду все читать, хотя оно не большое. Но он пишет:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Так теперь может кто-нибудь подписаться под этими словами? Что у нас в будущем? Труд и горе. Мой путь уныл, сулит мне труд и горе, грядущего волнуемое море — та самая самсара духкха, самсара синдху, которая очень душкарам, очень трудно пересекаемое море, то самое грядущего волнуемого море. Но при этом он говорит:

Но не хочу, о други, умирать.

Что собственно, почему? Потому что надежда на счастье остается. Он говорит об этом, в чем эта надежда на счастье.

Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Что за дурак такой? Что это за человек, который хочет страдать? Он объясняет.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Не верую, ведаю. То есть иначе говоря, я уверен, что мне будет наслаждение. В чем это наслаждение?

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

То есть увижу красоту, и почувствую счастье.

Над вымыслом слезами обольюсь.

Послушаю о Кришне, поплачу и хорошо будет. Ну то есть, я не знаю слушал ли Александр Сергеевич Пушкин о Кришне, вряд ли. Но еще раз, даже он говорит об этом качестве мирской расы. Что это единственное что на самом деле в этом море треволнений, тревог, забот приносит некое вдохновение. Да и дальше он говорит, он завершает это стихотворение.

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Любовь к Кришне, он конечно же имеет ввиду, вот у нас никаких сомнений в этом.

То есть, понимаете да, о чем идет речь? Что даже в материальном мире люди которые понимают смысл, они перестают искать счастье в чем-то другом, но они знают, что источник счастья есть. Единственный источник — это соприкосновение с очищенной эмоцией. Шрила Рупа Госвами как я сказал, соглашаясь с теоретиками мирской расы и принимая в общем-то практически дословно с небольшими какими-то поправками, теорию Бхарата Муни, он применяет ее к духовной расе, и говорит, что даже если мирская раса дает этот опыт, то что уже говорить о духовной расе? Он говорит, что духовная раса в отличие от мирской расы, почему люди сталкиваются со страданиями, когда они испытывают мирские эмоции, потому что все время этим мирским эмоциям что-то мешает. Он говорит, что духовные эмоции в отличии от мирской эмоции обладает одним удивительным свойством, она aparinimita. Aparinimita значит безграничная. У нее нет никаких преград. Мы знаем, что человек получает счастье от любви. Я уже говорил, что любовь это болезнь. Материальная любовь это болезнь, болезнь от которой никто не хочет излечиваться. Те у кого есть этот опыт, они говорят: «Не-не-не, лучше я еще поболею. Дай мне возможность поболеть». Беда в том, что люди излечиваются от этой болезни. Что эта болезнь долго не длится. Что эта болезнь длится по самым оптимистическим подсчетам где-то месяцев девять, не больше, потом кончается.

Шрила Рупа Госвами говорит, что этих ограничений, когда речь идет о чувстве по отношению к Богу, нет по определению. По нескольким причинам, нам нужно очень хорошо понять эти причины — почему нужно попытаться любить Бога. Он говорит, первое у нее нет ограничения, она не кончается и у нее нет никаких препятствий. В материальном мире мы знаем, любовь кончается, потому что она сталкивается с какими-то препятствиями. Разлюбили меня, ушел к другой, изменил, еще что-то. Бывает такое, да? С кем-то. Предали нас.

Шрила Рупа Госвами говорит несколько вещей. Джива Госвами, извиняюсь. В «Прити-сандарбхе»,  объясняя эту философию еще более глубоко. Он говорит: «Первая причина то, что духовная любовь не имеет никаких препятствий, в отличие от материальной любви, и доказательством этого, кто является? Первое доказательство это кто? «Шримад-Бхагаватам». Первый кто доказал это в «Шримад Бхагаватам». Кто доказал, что ничто не может помешать любви? Прахлада Махарадж, правильно. Его любви пытались помешать? Пытались. При чем так пытались, что не дай вам Бог. Иногда мы сталкиваемся с какими-то препятствиями, очень часто мы идем назад. Прахлада Махарадж показал на своем примере: если у человека есть духовная любовь, его духовной любви ничто помешать не может, никакие пытки, никакие муки, потому что для него, опыт который дает любовь, он выше всего остального, дороже всего остального». И другой пример, Шрила Джива Госвами говорит: «Это — гопи, их любви тоже никто не мог помешать. Свекровь помешать не могла, невестки помешать не могли, мужья помешать не могли, даже собственные дети помешать не могли. Их духовная любовь была абсолютно неостановима, ни что не могла встать на пути этой любви».

Теперь мы знаем, что даже если, и такое иногда бывает в материальном мире, давайте будем честными. Хотя мы привыкли говорить что в материальном мире нет любви. Но есть, иногда бывает. Иногда люди действительно после многих, многих  лет жизни друг с другом привязываются, и любят друг друга. Через 40-50 лет так же как в первый день. Бывает такое. Но что им помешает в этом случае? Смерть, смерть. К сожалению смерть,  и  сожалению никто не можем им гарантировать, что в следующей жизни они будут рядом. Предположим, что действительно вам повезло, вы вытащили счастливый билет в этом мире, счастливый лотерейный билет — вы нашли того единственного, и ту единственную, с кем вы проживете всю свою жизнь, и через 40-50 лет будете любить ее или его еще сильнее чем в первый день, после всего этого. Такое бывает. Но, к сожалению, никто не отменял смерть.

Шрила Джива Госвами говорит, что в случае с духовной любовью, смерть — не помеха. Кто доказательство этого? Бхарата Махарадж, доказательство этого. Даже если человек поменял тело. Кто еще, доказательство этого? Вритрасура, доказательство этого? Он умер, поменял тело, превратился в демона страшного, и не смотря на то, что он был демоном, как это там, добрый внутри. «на лицо ужасный, добрый внутри». Это то, что с ним случилось. Он на лицо был ужасный, страшный но внутри та же самая любовь, то же самое мягкое сердце. Перемена тела, смерть нисколько не помешала ему. Даже не смотря на то, что он получил тело демона. Это еще один пример. Есть другое препятствие для эмоций. Другое препятствие для эмоций — это, оно не так часто встречается, мы рассматривая все эти причины, рассматриваем все более и более редко встречающиеся случаи. Сначала обычные препятствия, потом препятствия в виде смерти, если не могли помешать. Есть еще одно препятствие на пути мирских эмоций, это — духовный опыт. Который мешает, скажем так проявлению эмоций. Шрила Джива Госвами говорит, «Шукадева Госвами доказательство того, что даже опыт брахмана не мог помешать его любви к Кришне». Он переживал это блаженство, брахмананду. Опыт брахмана, абсолютное, полное спокойствие, счастье внутри, которое приходит от этого спокойствия и при этом стоило ему услышать о Кришне, он бросил все. Он вернулся домой, он не ушел из дома. До этого он ушел из дома.

 

yaṁ pravrajantam anupetam apeta-kṛtyaṁ

dvaipāyano viraha-kātara ājuhāva

putreti tan-mayatayā taravo ’bhinedus

taṁ sarva-bhūta-hṛdayaṁ munim ānato ’smi

 

Абсолютно не был  ни к чему привязан. Но стоилo ему услышать.

 

barhāpīḍaṁ naṭa-vara-vapuḥ karṇayoḥ karṇikāraṁ

bibhrad vāsaḥ kanaka-kapiśaṁ vaijayantīṁ ca mālām

randhrān veṇor adhara-sudhayāpūrayan gopa-vṛndair

vṛndāraṇyaṁ sva-pada-ramaṇaṁ prāviśad gīta-kīrtiḥ

 

Стоило ему этот стих услышать, он бросил свой лес, и прибежал обратно домой, чтобы послушать как его отец рассказывает ему о Кришне. Это — одна причина, aparimita.

И дальше Джива Госвами говорит, что с одной стороны эта раса апаримита у нее нет никаких пределов. А с другой стороны он говорит, что все то, что так или иначе связано с этой расой, имеет трансцендентный характер.

Шрила Рупа Госвами объясняя духовную расу, в «Бхакти Расамрита Синдху», говорит, что духовная раса она adbhutadbhuta, чудо из чудес. Это нечто совершенно невероятное, потому что когда человек сталкивается с ней он получает опыт возвышающий его далеко за пределы всего того, что он может получить в материальном мире. Никакая мирская поэзия не может человеку дать такой же опыт. Почему? Шрила Рупа Госвами и Джива Госвами объясняют это. Во-первых потому что вибхавы или причины этой любви сами по себе трансцендентны. Когда Кумары почувствовали запах Туласи, соприкасавшейся с лотосными стопами Господа Кришны, они просто вдохнули этот запах. Все у них внутри перевернулось. Почему? Потому, что это необычный запах. Кто-то нюхал Туласи? Ну так да. Не повод для того чтобы что-то менять. Но так как это непосредственно соприкасалось с Кришной, вибхава. Вибхава  —это причина появления бхавы, которая состоит из addipana. Так как все это имеет совершенно другую природу, выбрасывающую нас за пределы материального опыта или материального сознания, то невозможно сравнить это ни с чем другим. Он говорит, что vyabhicari-bhava — всевозможные. Нам нужно будет очень хорошо эти вещи понять для нашего сегодняшнего рассказа. Вйабхичари бхавы, то есть все эти преходящие эмоции они тоже необычайные, ничего подобного в материальном мире нет. Наверняка многие из вас слышали об этом опыте который называйте prema-vaicitika, когда…недалеко отсюда есть Према-саровар, когда мы поедем на Варшану, нам нужно будет заехать туда обязательно на этот Према-саровар. На Према-сароваре произошла эта prema-vaicitya lila, когда Кришна и Радхарани сидят рядом друг с другом. Но друг Ей кажется, что Его нет. Она испытывает острую невероятную разлуку, от которой Она падает в обморок, хотя Он находится прямо рядом вот здесь. Чувство разлуки настолько сильное, что Она не видит Его, не понимает Его. Он находится тут. В «Шримад-Бхагаватам» тоже есть эта сцена, которая описывает према-вайчитйю. В Двараке, последняя глава Шримад Бхагаватам, Десятой песни Шримад Бхагаватам, где рассказывается как махиши, царицы Кришны в Двараке играли с Ним. Как они зашли в воду, как Они брызгались, плескались. Как Они из насоса обливали Его, поливали Его ароматическими маслами. Вдруг в какой-то момент сердце их зашлось от разлуки с Кришной. Они стали плакать, где наш Кришна? Почему Он покинул нас? Они стали вспоминать различные явления природы стали сравнивать свое чувство разлуки с тем, что испытывают другие живые существа, когда они разлучаются с любимыми. Эта глава она показывает, что когда человек соприкасается с Кришной, ни в коем случае не нужно думать, что это те же самые эмоции которые я знаю. Это другие эмоции, принципиально другие, приносящие необычайное счастье. Мы еще об этом поговорим. Поэтому, слушайте это уже очень важная вещь для нас и очень практичная вещь.

Когда мирские теоретики расы пытаются описать расу или этот опыт расы, опыт возвышения, или очищения, в результате соприкосновения с чем-то прекрасным. Потому что все прекрасное в конце концов это искры чей красоты? Кришны. Кришна — источник всей красоты. Красота есть Его существенное качество. Из шести качеств которые есть у Бхагавана, какое главное качество? Красота. Первое качество какое? Айшварасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах гйана вайрагйа йаш чайва. Из шести качеств которые описаны в Вишна пуране. Шрийах, красота самое главное. Айшварйа, Его могущество или Его богатство. Вирйа, Его сила. Айшварасйа самаграсйа вирйасйа йашасах, Его слава. Шрийах гйана вайрагйа все это ничто в сравнении с красотой. Именно красота больше всего ценится в духовном мире. В материальном мире ценятся другие вещи. Сила ценится в материальном мире? Ценится. Богатство ценится в материальном мире? Ценится. Знание ценится в материальном мире? Ценится. Слава ценится в материальном мире? Ценится. И даже отречение ценится в материальном мире. Но в духовном мире все эти вещи не имеют ровным счетом никакого значения. На Голока Вриндаване богатства не имеет никакого значения, знание… Если вы думаете, что вы там на кого-нибудь произведете впечатление тем, что «Бхакти-шастры» сдали… Пустите меня в духовный мир, у меня диплом «Бхакти-шастр» есть, сертификат. Не, не произведёте, не ценится. Отречение, не не цениться. Единственное что ценится, красота, любовь, доброта. Это самая большая ценность духовного мира. Поэтому любое соприкосновение с красотой здесь возвышает, потому что это непосредственное соприкосновение с чем-то духовным. Каким-то чудом.

Давайте посмотрим с вами, люди, которые описывают мирскую расу, они спорят друг с другом где эта раса находится. В ком она находится. Есть 4 теории на этот счет и есть пятая теория Рупы Госвами. Это то, где Рупа Госвами расходится с теоретиками расы. С Абхинава Гуптой, Ананда Вардханой, не с Махараджем, не путайте. Ананда Вардхана Махарадж с Рупой Госвами не расходится. Но был один великий эстет, который писал трактаты его тоже звали так уж получилось Ананда Вардхана. Так вот, одни говорят что расу переживает герой, тот, кто испытывает все это, испытывает все чувства, великий герой. Например Нала и Дамайанти, знаменитая история из Махабхараты, любовная история между Налой и Дамайанти. И кто-то говорит что Нала и Дамайанти они по-настоящему испытывали расу. Ромео и Джульетта. Испытывали Ромео и Джульетта расу или нет? Кто — то говорит, что да испытывали. Другие ему возражают, нет. Изначальный герой не может испытывать расу, почему? Потому что в материальном мире эмоции никогда не имеют очищенную форму. Всегда какой-то страх примешивается, какое-то беспокойство примешивается. Человек он тут у него эмоциональный опыт, ему кто-то звонит или по Whatsapp-у его спрашивает что-то и все весь эмоциональный опыт прошел. Беспокойство, страх и еще что-то такое. Все эти вещи мешают реальным героям быть носителями расы. Реальных героев отбросили? Отбросили.

Кто-то говорит что. И реальный герой на санскрите называется анукарйа, тот кому мы подражаем. Кто-то обладал огромной любовью и потом в течении столетий люди пытаются воспроизвести ту же самую любовь. Любовь Ромео и Джульетты, или любовь Отеллы и Дездемоны, я не знаю чего там было у них. Люди пытаются эти изначальные эмоции, которые герои проявили, воспроизвести и те, кто это делают они называются anukarta, подражатели или актеры. Так, и кто-то говорит, что актеры, которые играют на сцене, они испытывают расу по-настоящему. Они испытывают эту чистую, возвышенную эмоцию. Иногда актеры действительно очень. Так они мощно изображают это. Я в свое время очень любил ходить в театр. У меня был этот опыт расы. Я хорошо помню. Я один раз в жизни смотрел Гамлет на Таганке с Высоцким в главной роле. Я пол ночи после этого спектакля не мог успокоиться. Я гулял по ночной Москве у меня бурлило что-то, все эти чувства которые, и при этом мне хотелось повторять что-то. Какие жесты оттуда делал еще. То есть анубхавы были, самые настоящие. Все это реально вошло, вся раса вошла. И прям был этим Гамлетом. В самом «Гамлете» есть этот эпизод когда Гамлет удивляется, когда там заезжая труппа показывает спектакль. Гамлет говорит: «Что он Гекубе, что ему Гекуба». Люди видят эту сцену произошедшую давным давно, не понятно какое имеющее к ним отношение, и что-то внутри сдвигается с места. Что-то очень сильно трогает их.

Другие их оппоненты, говорят нет, актеры не могут испытывать расу по-настоящему. Почему? Потому что они всего лишь на всего заучили все это. Они повторяют это. Они уже сто раз уже повторили это. Они хорошо повторяют это, но у них нет должной сосредоточенности на этом. Поэтому третьи теоретики расы говорят, кто по-настоящему испытывает расу? Зрители. Зрители, но только в том случае, и я говорил вам в каком случае зритель может испытать расу. Зритель безусловно, с этим мы согласны. В каком случае зритель может испытать расу? Да, есть это понятие сахридаи. Сахридаи, человек с сердцем. Сахридаи, значит его сердце очищено. Теоретики расы объясняют, что каким условиям или каким требованиям должен отвечать зритель, чтобы почувствовать это. Он должен преимущественно находиться под влиянием саттва гуны, его сердце должно быть саттвичным. Человек в раджо гуне он не поймет, ему захочется поскорее убежать оттуда и не знаю, что ни будь такое более ощутимого почувствовать. Саттва гуна дает этот опыт. Люди должны обязательно знать. Слушайте, это для нас тоже важно. Люди должны знать шастру. Они должны знать Сангита-шастру, или шастру которая описывает это. В нашем случае мы тоже должны знать шастру, чтобы этот опыт расы получить. Человек должен быть сосредоточен на действии. Если человек не сосредоточен, даже если идет какое-то действие, сможет он испытать расу? Нет, не сможет. То есть, есть некоторые условия которые должны быть соблюдены, чтобы зритель этот опыт расы получил.

Есть четвертая теория. Четвертая теория говорит, гласит что, это северные теоретики расы. Это важно, вы сейчас поймете почему. Четвертая теория гласит, что зритель, samajik, испытывает расу и актер тоже может испытывать расу при условии, что его сердце очищено, что его сердце отвечает тем же самым критериям. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит пример поразительный, того как, что актер действительно может испытывать расу. Он говорит, что некогда был актер, который играл Махараджа Дашаратху, на сцене. Когда Рам ушел в лес, актер это настолько вошел в роль Махараджи Дашаратхи, что он умер там на сцене. Он реально умер, его сердце разорвалось на клочки от разлуки с Рамой. Это доказательство того, что актер в принципе если он вошел в роль, он может пережить тот же самый опыт расы и возвыситься. Про зрителей мы говорили, который Хануман. Который слушал про Ханумана и потом закричал Джай Рам.

Среди теоретиков расы есть такой царь Бходжа. Шрила Рупа Госвами с Юга. Он был в Раджастане, на сколько я понимаю. Он удивительную вещь по этому поводу сказал, и Шрила Рупа Госвами полностью согласен с ним. Он сказал, что на самом деле все могут испытывать расу. Герой, анукарйя и актер, анукарта, и зритель. Джай, Джай Шри Шри Радхе Шьям. Ки Джай. Шрила Рупа Госвами Ки Джай. Хришикеш Махарадж Ки Джай. У нас есть время, да? Вы готовы сидеть дальше? Мы еще не начали тему то нашу с вами. Длинное предисловие. Вы мне скажите, среди вас найдется святая простая простота, да ребенок, который закричит, да кончай, уже хватит.

Рупа Госвами говорит, что в случае с духовной расой, все испытывают расу. Герой, Кришна испытывает расу? Его вечные спутники испытывают расу? Испытывают, они есть анукарйа. Когда мы рассказываем о Яшоде. Яшода испытывает расу? Испытывает. Потому что еще раз их чувства, их эмоции имеют другую природу. Подобно тому как материальные гуны все время смешаны друг с другом и нету чистых гун. Точно так же в материальном мире нет чистых эмоций. Нет чистой любви. Нет, даже горя чистого и то нету. Нету, чистого горя нету. Чистое горе есть только в духовном мире. Харе Кришна. Я сегодня планировал поговорить об этом чистом горе в духовном мире, которое доставляет необычайное счастье. То есть анукарйа, герои Кришна-лилы они испытывают расу в максимальной степени. Расу, которую испытывают они, вплоть до того, что Шри Чайтанья Махапрабху приходит сюда в этот мир для того чтобы попытаться испытать те же самые чувства что и Шримати Радхарани.

Теперь Шрила Рупа Госвами говорит, что анукарта, человек который изображает эти эмоции или рассказывает об этих эмоциях. Безусловно испытывает тоже эти эмоции. В данном случае анукарта, это кто. Это я. В данном случае анукарта, это человек который рассказывает эту лилу или пытается погрузить. Конечно же он входит в это состояние. Любой человек который рассказывает Кришна катху знает этот опыт. Вдруг в какой-то момент Кришна катха нисходит внутрь. Ты что-то говоришь и непонятно, что ты говоришь. Кришна катха идет через тебя. Есть у кого, был у кого-то этот опыт? Просто рассказываешь что-то и вот оно, оно само куда-то возвышает нас. Поэтому Рупа Госвами говорит, анукарйа, герои обладают расой. Анукарта испытывают расу. Зрители, слушатели испытывают расу? Испытывают расу. Даже зрители испытывают расу, слушатели испытывают расу. Но Шрила Рупа Госвами добавляет одну очень важную вещь. Джива Госвами, извиняюсь. В «Прити сандарбхе» или Рупа Госвами? Рупа Госвами. Рупа Госвами говорит, что степень переживания расы зависит очень сильно от разных условий, прежде всего от человека который слушает или рассказывает. Разные люди в разной степени способны испытывать или получать этот опыт. Точно так же в аудитории, кто-то плачет, кто-то не плачет. Кто-то зевает. Сидишь, смотришь и думаешь, ну да понятно все. Иногда рассказываешь и вроде все хорошо но как-то вот не то. Мы знаем, что даже в случае со Шри Чайтанье Махапрабху сколько было историй, когда они начинали киртан. И Чайтанья Махапрабху останавливал киртан. Почему? Раса не идет. Расы нет. Сюда пробрался кто-то. Кто-то сюда залез, кто не должен быть. Потому что очень сильно этот опыт зависит от того насколько каждый человек, участвующий в этом чуде, вкладывает свое сердце. Даже в случае с трансцендентными. Когда люди находятся на уровне бхавы, то в этом случае раса или опыт который они получают от катхи зависит. Если люди находятся на уровне премы, то уже не зависит. На уровне премы любая катха, человеку сказать Кришна и он в обморок упадет. Человеку павлиньим пером помахать у него перед глазами он упадет в обморок. Человеку сказать Кадамба и он обнимет непонятно кого. Обнимет тополь. Почему? Потому что есть уже према и пример из жизни Рупы Госвами. Раз уж мы находимся здесь в Рупа Гаудия матхе. Знаменитый пример из жизни Шрилы Рупы Госвами.

Однажды сам Рупа Госвами рассказывал катху, рассказывал о Кришне. Когда он рассказывал, можете представить себе, что происходило со зрителями, со слушателями. Половина аудитории упала в обморок. Другая половина еле-еле сдерживалась, она не падала в обморок, только потому, что им хотелось слушать дальше. Половина лежала в лежку, другие со слезами на глазах еле-еле сжав зубы, ловили каждое слово которое исходило от него. Единственный кто был спокоен, был сам Рупа Госвами. Рупа Госвами был абсолютно спокоен, расслаблен, он сидел рассказывал что-то. Все остальные с ними чудеса какие-то происходили. Кавикарнапур, который пришел со стороны увидел эту сцену, он очень удивился. Он подумал, а что собственно, почему Рупа Госвами так спокоен? Он подошел к нему ближе и Рупа Госвами продолжал говорить. И по прежнему, когда он подошел ближе, ему показалось что ну вроде бы ничего не происходит. В этот момент дыхание из-за рта Рупы Госвами коснулось его руки и обожгло его так,  как будто это был пар из скороварки и у него волдырь появился. То есть эта према которая была внутри Рупы Госвами, он ее держал внутри, она никак не проявлялась. Он испытывал ее в максимальной степени. В большей степени чем кто-либо то ни был.

Это было наше введение про расу. То есть почему нам нужно слушать раса катху. Поняли да? Об этом речь шла, раса-катха нишеванам, она сможет нас, антарена, кроме нее никакого другого способа нет. Потому что мы забываем. Мы забываем о времени? Забываем? Вот уже сейчас час. Уже обратно ехать надо. А у нас предисловие только еще. Мы еще ни про какую расу не рассказали. Это к тому что очень важная вещь слушать лила-катху, раса-катху. Слушать о Кришне снова и снова и снова, и постепенно очищаться таким образом, сосредотачивая свое сознание на этом. Мы с вами говорили о том как постепенно человек достигает уровня бхавы. И на самой первой лекции, где она была кто-то помнит? В Имлитале, многие помнят. Теперь вопрос гораздо более сложный о чем она была, эта лекция? Вопрос более конкретный. Извините, о расе, о Господе Чайтаньи это все не серьезно. На самой первой лекции я сказал, что есть условие, которое должно быть исполнено чтобы человек достиг уровня бхавы. Какое условие? Смирение я говорил, это все запомнили. Я другое условие сказал. Духовные самскары, я говорил. Уже ближе. Слушать тех у кого есть духовный опыт. Все хорошо, я сказал ананйа буддхи, помните об этом? Когда человек ни о чем другом не думает. Чтобы человек действительно испытал этот опыт, он постепенно должен прийти к этому состоянию, когда буддхи, разум целиком сосредоточен на этом. Иначе этот опыт останется недоступным, он останется той самой мухой которая, или пчелой которая ползает по банке с медом и никак не проникнет туда внутрь. Мы с вами на протяжении нескольких лекций. В следующей лекции мы собственно говорили о том, что мешает человеку обрести ананйа-буддхи. Что мешает человеку сосредоточиться или этот опыт постепенно сгустить. Что мешает человеку? Оскорбления. Оскорбления отбрасывают человека. Опускают его сознание, активизирует другие самскары, которые будут отвлекать его. Активизируют память о прошлых каких-то наслаждениях, это то о чем мы говорил с вами на второй лекции. Первая лекция — смирение и ананйа-буддхи. Это в сущности синонимы или две стороны одной медали. Вторая лекция мы говорили с вами об оскорблениях. Где она была? Да, там же мы говорили о том, какое качество приобретает сознание человека, если он избавился от оскорблений. Как называется это качество или первая ступень бхавы? Да, шанта рати. Мы не говорили о расе, мы говорили о рати. О предварительной ступени расы, о шанта рати, которая имеет два качества. Это я уверен вы запомнили. Какие два качества? Кришна-ништха и тришна-тйага. Да. Не перепутайте)))). Кришна-ништха и тришна-тйага. То есть иначе говоря это чистое сознание устремленное к Кришне, которое не распыляется ни на что другое. Это сознание составляет некое начало духовного опыта и оно есть во всех других расах. А, да, извиняюсь, прежде чем мы к этому перейти. Я еще одну вещь забыл сказать. Одну очень важную вещь, забыл сказать. Поэтому я перебью логику немножечко.

Рупа Госвами, когда он объясняет духовный характер расы, он говорит, что даже горе, даже негативные эмоции когда они имеют отношение к Кришна лиле, они исполнены блаженства, почему? Он приводит три причины почему эти эмоции на первый взгляд негативные, неприятные и мы сегодня с вами будем говорить о них. О том, что испытывала Яшода, когда Кришна уехал из Матхуры. Уддхава когда он увидел Яшоду, ему страшно стало. Уддхава зашел в дом, к Нанде Махараджу, сюда в Нанда бхаван, в тот самый храм, в который мы уже не поднимемся, потому что он будет закрыт. Если конечно мы не дождемся 4 часов в нашей катхе. Когда Уддхава зашел в дом к Нанде, то он не решался смотреть на Яшоду. Он разговаривал с Нандой Махараджем, Яшода сидела в углу, она превратилась в старуху, в глубокую старуху. Глаза у нее впали. И Нанда Махарадж плакал, Яшода не могла плакать, у нее высохли все слезы. Слез не осталось. Она просто сидела в углу и смотрела куда-то. Иногда какие-то звуки вырывались из нее. Уддхаве было страшно туда посмотреть. Я приводил пример описания этой материнской любви из стихов Анны Ахматовой, которая описывает сцену распятия.

Магдалина билась и рыдала,

ученик любимый каменел

и лишь туда, где молча мать стояла

так никто взглянуть и не посмел.

Уддхава не отважился смотреть на Яшоду. Мы будем немножко с вами говорить об этом. Чтобы почувствовать эту расу. Кто-то боится этого. Но, Шрила Рупа Госвами говорит, что даже в таких крайних формах. Горе которое испытывают обитатели Вриндавана — источник бесконечного блаженства для них. Это нужно очень хорошо понимать. Потому что иногда люди думают, ну пойду я туда в духовный и мир и чего? И чего там, плакать буду все время. Кришна постоянно уезжает куда-то. Непонятно что там делать.

Шрила Рупа Госвами приводит три причины, или две основных причины, почему этот опыт доставляет блаженство. Он говорит потому что он так или иначе связан с Бхагаваном, с Кришной, а Кришна источник всего блаженства. Так или иначе где-то на поверхности кажется что это горе, но внутри человек испытывает бесконечное счастье, потому что это чувство связывает его с Кришной еще сильнее. Любое счастье, которое мы испытываем, это на самом деле опыт нашего соприкосновения или близости с источником всего счастья которого зовут как? Кришна. А громче. Он есть источник, вот Он открылся сразу. Стоило вам Его позвать. Джай Джай Шри Радхе-еееее Шьям. Поэтому даже если внешне человек испытывает горе, даже если он гневается на Кришну, он все равно внутри испытывает бесконечное счастье, потому что в этот момент он особенно близок к Кришне. Он испытывает бесконечное счастье.

Вторая причина по которой эти эмоции доставляют человеку счастье. Кто то знает какая? Потому что Кришна пообещал, что Он вернется. И Он обязательно вернется. Кришна самый сострадательный, Он знает, что мы переживаем. Он знает наше горе. Когда горе достигнет той самой ступени, что у вас, что вы почувствуете Кришну, Кришна к вам придет в этот момент, не бойтесь вы не умрете, Кришна вас спасет. Это две причины по которой надежда на встречу… Наверняка, люди знают, что они встреться. Они знают, что они встретятся, он. знают, что все равно Кришна придёт, Кришна никуда не денется. Куда Он может деться.

Кришна сказал Уддхаве, когда Кришна был в Матхуре и Он хотел послать Уддхаву во Врадж, Кришна сказал Уддхаве, что, «знаешь Я вот смотрю на обитателей Враджа, и Я смотрю на обитателей Матхуры, и у Меня такое ощущение, что они всего лишь навсего отражение. Есть бимба и есть пратибимба. Пратибимба — это отражение. Бимба — это изначальный объект, который отражается. Когда мы смотрим на объект мы вспоминаем, про отражение? Нет не вспоминаем. Когда мы смотрим на отражение, мы обязательно вспоминаем сам объект. Он говорит, когда Я смотрю на обитателей Вриндавана, Я никогда не вспоминаю обитателей Матхуры. Когда Я смотрю на обитателей Матхуры, Я всегда вспоминаю обитателей Вриндавана. Когда Я встречаюсь с кем-то, когда Я вижу Сатйабхаму, Я вспоминаю Радху, когда Я вижу Джамбавати, Я вспоминаю Лалиту. Когда Я вижу Рукмини, Я вспоминаю Радху. Но когда Я вижу Радху, Я не вспоминаю Рукмини. Извиняюсь, я все перепутал. Чандравали. Чандравали, когда Я вижу Рукмини». Это вот, такой у вас рассказчик. ))

Кришна говорит, «Все остальные. Я как будто живу в мире теней. Во Вриндаване Я живу, это— единственное место, где Я живу. Во всех других местах Я не живу, Я нахожусь в этом зеркальном мире, который напоминает Мне о Врадже. Я все время хочу вернуться туда».

Эта вторая причина по которой обитатели Враджа, знают, что по которой обитатели Враджа даже в горе чувствуют счастье. Это было одно. Мы с вами начали рассказывать про эти расы и тут очень важная вещь.

Мы с вами говорили о шанта-расе, потом в Радха Шьямасунадре мандире, ой извиняюсь, в Радха Гокулананде мандире, мы говорили с вами о дасйа-рати. Дасйа рати имеет два других качества, какие? Два других качества она имеет. Сева и мамата. Шрила Рупа Госвами объясняя опыт премы, говорит мамата према сангата. Ананйа мамата вишно, мамата према сангата, когда у человека появляется эта мамата, когда у человека появляется чувство собственности, принадлежности, близости, то тогда, ананйа мамата вишноу мамата према сангата, человек начинает чувствовать прему. Нужно обязательно обрести эту мамату. Иначе говоря до уровня дасйи, премы нет. На уровне шанты премы нет, строго говоря. Мамата према сангата, только с уровня дасйи когда у человека появляется конкретное желание сделать, что-то хорошее для объекта своей любви, каким-то образом порадовать объект своей любви, человек начинает что-то чувствовать или поднимает себя чуть-чуть выше. Это была дасйа-раса и потом мы с вами поехали в Бхандирован. В Бхандироване мы объясняли или рассказывали что? Сакхйа-расу, какие два качества сакхйа-расы есть, или одно качество главное? Самата, сама бхава, ощущение равенства. Равенства или даже некого превосходства над Кришной. Никогда, Кришна может показать, что Он Нарайана, друзья Ему скажут Гопал, чего Ты только не придумаешь, чтобы просто не носить нас на плечах. Однажды Кришне ну не хотелось, ну проиграл Он. Он сказал ну не хочу носить. Они спросили почему, потому что Я Нарайана. Так они сказали покажи, Он показал. Они сказали,  «Ну надо же чего только не придумает, чтобы только не носить на плечах. Если не понесешь, мы играть с Тобой не будем».

Друг Кришны, подходит к Кришне, бьет себя кулаком в грудь и говорит: «Кришна, Ты что о себе возомнил? У Твоего отца всего 900 000 коров, у моего отца 1,100 000 коров. Кто лучше, я или Ты? Все время ходишь, Я,Я,Я. Кто Ты такой?». Мадхумангал подходит к Кришне и говорит: «Кришна, Ты вообще. Все говорят, Кришна, Кришна, Кришна поднял Говардхан, поднял Говардхан. Чтобы Ты делал, если бы я мантры в это время не читал? Еще не понятно, как бы Ты его держал Только моей брахманической силой, Ты держал». Самата, этот опыт равенства, он очень важен. Второе качество какое? Вишрамбха, вишрамбха значит близость. Шрила Рупа Госвами объясняет, что такое вишрамбха. Слушайте, это важно. Потому что нам всем хочется близости какой-то. Но для близости должно быть условие. Он говорит, что есть вишрамбха. Вишрамбха есть гарха, очень глубокое, вишваса вишеша, особая форма доверия, очень глубокого доверия, когда доверие к человеку становиться глубоким, тогда возникает близость. Иначе говоря, слушайте и это очень важно. Даже в обычной простой жизни. Очень часто люди хотят близости. Требуют близости, обижаются. Почему, почему мне близости не дают? Близость когда возникнет? Когда доверие будет. Можем мы подойти к человеку стукнуть ему по столу и сказать, ты почему мне не доверяешь? Он скажет, ну не доверяю. Можно требовать доверия? Доверия нельзя требовать, доверие можно только заслужить. Близость возникнет сама собой, когда возникнет доверие к другому человеку. А доверие возникает в результате чего? В результате служения. Невозможно перепрыгнуть на уровень сакхйа-расы минуя дасйа-расу. Внутри в сакхйа-расы есть, эта дасйа-раса, или желание служить. Желание служить, когда я не думаю о себе, а думаю только о другом, оно вызывает доверие. Когда мы, так или иначе, вступаем в какие-то отношения у нас нет установленной дасйа-расы, о которой я говорил, у нас нет реального желания служить, то мы будем постоянно нарушать доверие другого человека. И потом мы будем говорить, ну дай мне еще один шанс. Было у вас такое? В отношениях с другими. Ну дайте мне еще один шанс. Дайте мне еще один шанс, а человек разворачивается, хочет увеличить дистанцию, он не может находиться на близкой дистанции. Он не получает счастья никакого на этой близкой дистанции. Он хочет, он говорит, давай будем друзьями. Друзьями в смысле, давай по дальше будем друг от друга находиться. Близости нету. Почему близости нету? Потому что человек нарушил доверие. Кто то нарушал доверие в своих отношениях с другими людьми доверие других людей? Поднимите пожалуйста руку и громко крикните Харибол. Спасибо. Не обвиняйте других. Не требуйте от других близости. Сначала заслужите доверие. Близость произойдет сама, если у нас возникнет это настроение служения. Близость случится. Кришна доверяет Своим друзьям. Есть русское выражение хорошее:  «Я доверяю ему, как самому себе». Это  тот самый опыт. Шрила Рупа Госвами говорит, что на уровне сакхйа-расы у человека появляется пранайа, према превращается в пранаю. Пранайа когда нету разницы между мной и другим человеком. Нету разницы. Разница стирается. Доверие стирает эту разницу. Люди абсолютно, полностью доверяют друг другу. В этом суть. Это наука. Практичная эта вещь? Да. Практичное, это очень важная вещь. Когда Рупа Госвами описывает все это, то он учит нас в том числе очень важным вещам. Мы хотим высоких вещей. Можем мы достичь высоких вещей, если мы не утвердили какие-то базовые вещи. Это вишрамбха и самата, есть у Кришны. Она проявляется массой различных способов. «Шримад-Бхагаватам» описывает как друзья массируют стопы Кришны. Когда Кришна устал. Кришна боролся, боролся. Кришна говорит, Я устал. Он ложится в тень дерева и друг начинает массировать Ему стопы. В этот момент что происходит, так как у Кришны миллионы друзей, неожиданным образом, непонятно для Самого Кришны, Он распространяется в миллионы форм. Йога майа распространяет одного Кришну в миллионы форм и миллионы мальчиков пастушков массируют Его стопы. Они в полном блаженстве, кто-то при этом поет, кто-то обмахивает Его опахалом, кто-то Ему в рот кладет цветок, чтобы пошутить с Ним. Или кто-то прыгает к Нему в постель. Друзья рано утром стучат в дверь, а Кришна Он целую ночь непонятно где был, Он только что лег спать. Они стучат в дверь, выходит Яшода и говорит: ццццц. Они спрашивают: « Где Кришна? Где Кришна?».  Кричат: «Нам нужно идти уже, наши коровы мычат». Яшода: «Цццц, Он спит. Он спит, не мешайте Ему». Они врываются в Его спальню, прыгают в Его постель и начинают Его тормошить: «Ей, Гопал вставай, сколько можно спать?»  Харе Кришна. Но это возможно, только если есть доверие. Если есть полное абсолютное непререкаемое доверие. А в материальном мире мы очень часто. Люди нарушали наше доверие? Нарушали наше доверие, поэтому мы не доверяем никому. Мы перестали доверять. Но тем не менее в обществе преданных мы должны научиться доверять, но с умом доверять. Не доверять бездумно, глупо. Доверять с умом, доверять только тем, кому действительно можно доверять. Человек сначала глупо доверяет, потом глупо перестает всем доверять. Эта — сакхйа-раса.

Теперь, что должно произойти с сакхйа-расой, чтобы она превратилась в ватсалья-расу? Мы с вами постепенно приблизились к теме нашего сегодняшнего обсуждения. Что должно произойти с сакхйа-расой, с чувством с этой бхавой? Сейчас не о расе конечно же идет речь, а о бхаве, о настроении. Что должно произойти. Я сейчас объясню, что происходит в этот момент. В процессе близости, близких отношений сердце человека размягчается. Это — размягченное сердце. Поэтому родительская любовь называется снехой, снеха значит масло. Сердце начинает плавиться. В этом расплавленном сердце, когда наше сознание сосредотачивается на Кришне, все больше и больше и больше. В какой-то момент появляется желание проявить милость по отношению к Кришне. Ануграха, сострадание, желание защитить Кришну. Ощущение того, что чего-то Он Сам не понимает ничего. Мы знаем, когда близость становиться очень большой с кем-то у нас появляется желание защитить его, правильно? Появляется? Естественным образом мы настолько близко находимся, что мы думаем, что-то он сам ничего не понимает. Он вообще не приспособленный для жизни. Если я его не защищу, то тогда он сам пропадет тут. Правильно. Некоторые мои помощники проявляют ватсалья бхаву по отношению ко мне. Я это очень хорошо знаю. Они начинают отчитывать, ругать. Так, но это любовь. Это ватсалья бхава. Это естественное проявление ватсалья бхавы. Шрила Рупа Госвами говорит, что естественным образом закрадывается эта ануграха, это желание защитить. Поэтому у ватсалья бхавы есть тоже два качества палана-пошана. Палана-пошана значит защищать и кормить. Кормить хочется того кого мы любим. Друзья они не очень то кормят друг друга. Но родители, у них самая любимая лила — хлебом их не корми, дай покормить того, кого они любят. Кришна когда Он описывал любовь Нанды и Яшоды Уддхаве в Матхуре. Он стал говорить, что иногда Нанда и Яшода забывают сами поесть, иногда они не едят, сами неделями не едят и при этом они не чувствуют никакого голода. Они кормят Меня и когда Я ем, они наполняются силой и энергией. Это палана-пошана, это первое качество. А другое тадана. Тадана значит они ругают, того кого они любят. Чтобы защитить его. Они думают, что он сам ничего не понимает. Он несмышленый, если я его не защищу, то непонятно что с ним будет. Как когда Яшода отчитывала Кришну, когда она поймала Кришну нашкодившего, нашалившего, укравшего масло и раздавшего масло обезьянам.

Она стала говорить: «Что, вообще, непонятно что у меня за сын. Мой сын просто друг обезьян. Он одних обезьян кормит и сам стал как обезьяна, потому что с кем поведешься от того и наберешься».

Манйават сйат сатат гунах. Помните да этот стих. Йасйа йат сангати пумсах манйават сйат сатат гунах.

Яшода стала говорить: «Почему Ты все время с обезьянами, нет Тебе с кем-то другим что ли поиграть не с кем больше поиграть с обезьянами?»

Кришна очень сильно обиделся в этот момент на нее.

Он сказал: «Ах, так. Ты считаешь Меня другом обезьян, поэтому Я. Лучше Я буду жить с обезьянами они Меня больше любят».

В этот момент Яшода сильно обеспокоилась, она подумала ну если Его сейчас не привязать, то Он того и глядишь действительно убежит в лес к обезьянам. Нужно Его привязать как следует. Так началась эта дама-бандхана лила, когда Кришну привязали. Она началась от желания наказать Кришну. Потому что если Его не накажешь, то Он сам Себе навредит. Правильно? Да, если Его не накажешь Он сам себе навредит. Теперь слушайте очень внимательно. Одну очень важную вещь мне хотелось вам сказать, прежде чем мы окунемся в океан каких-то лил и попытаемся почувствовать то, что есть. Когда мы слушаем это, иногда нам кажется, ну как же так, могу ли я реально испытывать это по отношению к Кришне или нет? Я же знаю, что Он Бог. Это реально или не реально? Так вот. Слушайте каким образом это можно реально испытать. Если я снова и снова слушаю об этих лилах и не просто слушаю, а стараюсь погрузиться в эти лилы и размышляю над этими лилами. В какой-то момент я настолько вхожу в роль Яшоды, что я думаю, что я думаю: «Если Его не привязать то он не дай Бог чего наделает этот мальчишка озорной». Реально чувство такое появляется. Это не самовнушение. Это реальная вещь которая входит в наше сердце в результате медитации на эти лилы и это благословение этих лил. Шрила Шукадев Госвами рассказал эти лилы только для того чтобы мы забыли о том что Кришна Бог. Любовь возникнет в сердце тогда когда человек забывает о том что Кришна Бог. Если я помню о том что Кришна Бог, то что я буду делать? Канючить. Ну дай, ну дай. Ну очень прошу. Ну еще немножечко. Любви не будет. Как забыть о том что Он Бог. Только так. Нет ни какого другого способа. Есть единственный способ забыть о том что Он Бог — это все время вспоминать о Его лилах.

В Шри Сампрадайе есть замечательная история про Пери Альвара. Пери альвар значит лучший из альваров. Он один из самых великих альваров. Пери Альвар был обычным садовником. Он ухаживал за Туласи, он служил в храме Бхаташай Вишну, где Кришна в образе Вишну лежит на листочке баньянового дерева. Это Пери Альвар был садовником, служил Ему делал гирлянды, выращивал какие-то растения для Него, служил. И постепенно, постепенно какие-то бхавы у него поднимались. В какой-то момент царь , которому сказали найти высший смысл жизни объявил, что все люди должны прийти и соревноваться, все пандиты должны прийти и соревноваться. Тот, кто докажет, покажет ему высший смысл жизни тому дадут огромный кулек золотых монет, мешок с золотыми монетами. Мешок с золотыми монетами повесили на столб и все пандиты, жадные до вознаграждения, собрались в Мадхурае. И Кришна пришел во к этому Пери Альвару и сказал: «Ты иди тоже туда. Ты должен доказать будешь, что Я — высший смысл всех шастр и высший смысл всей жизни». Тот сказал: «Да я ж ничего не знаю. Я если вот, Ты бы мне сказали рассказать  как Туласи выращивать я могу объяснить. А эти все вещи я не знаю». Он говорит: «А ты все равно, иди, и ни о чем не думай. Я все Сам сделаю». Этот Пери Альвар отправился в Мадхураи. Пришел туда, пандиты уже расселись, ему оказали необычайные почести каким-то образом царь почувствовал в нем что-то. Один за другим стали выходить пандиты доказывать что-то, рассказывать что-то. В конце концов пришла очередь этого Пери Альвара который был неграмотным человеком. Вдруг он стал говорить. И из него полилось такое, что все слушали, слушали, слушали. Никто не мог остановиться слушать. Он доказывал, что Кришна есть Верховная Личность Бога, что Он есть Высшая Истина, Абсолютная Истина. Вечность знание и блаженство, источник всего. Маттах паратарам нанйат канчит асти дхананджайа, и нет ничего выше Его. Все это лилось из Него, выливалось. Если все до этого говорили, то когда он закончил говорить, никто больше говорит не мог. Все подскакивали от восторга и закричали Джай Джай Джай. Его посадили. Да. Мешок с золотыми монетами сам упал. Все в общем хорошо, счастливый конец. Его посадили на слона. Этот слон едет. Огромная процессия триумфальная. Через Мадхураи люди кричат, прославляют его. Так что даже Сам Вишну из местного храма вылетел на Гаруде чтобы увидеть, прославить его, поучаствовать в этом триумфе своего преданного. И Он увидел Своего преданного. Он увидел Вишну на Гаруде, гигантского орла, птицу. Он увидел этот сонм всех ангелов, архангелов, с трубами, гандхарвов, киннаров, и Вишну с Лакшми восседает на Гаруде. Что он закричал? Нет, не Харибоол. Он закричал: «Берегись! Ты в окружении врагов. Сейчас Кали-юга спрячься по скорее. Живи долго!»  Он стал Его благословлять. Он стал давать Ему благословения как родители благословляют своего сына: «Не дай Бог что-нибудь с Тобой  произойдет. Если я сейчас не благословлю Тебя, с Тобой что-то случиться». С тех пор его стали называть Пери Альваром, лучшим из Альваров, потому что он осмелился дать благословения Самому Вишну. Но это ватсалья-бхава. По сравнению с ним. Он по сравнению с Яшодой, никто. Потому что сам Шукадева Госвами говорит, что та милость которую получила Яшода, никто другой не получал. На виринча на бало, ни Господь Брахма, ни Шива. На шриир апйанга самшрайах, не смотря на то, что Лакшми находится на теле Самого Бхагавана, даже она не получала такую милость, которую получила обычная пастушка. Так вот эти два качества. Они сливаются вместе палана-пошана и тадана, желание отчитывать и превращают сакхйа-рати в ватсалья рати, ватсала рати.  И на этом уровне ватсала рати человек испытывает, он проходит уровень снехи. Снеха — это состояние когда слезы без конца льются. Человек не может на минуту расстаться с объектом своей любви. Когда он смотрит на него и не может даже моргнуть глазом это — ватсала-рати. Потом ватсала рати превращается дальше в более высокие уровни превращается в рагу, даже анурагу. Шрила Рупа Госвами говорит что на уровне ватсалья бхавы люди всегда испытывают рагу, то есть снеху вместе с очень сильным желанием, невероятным желанием все время находиться рядом с объектом своей любви. Но нам что нужно делать? Нам все это, мы не можем это имитировать. Нам нужно просто снова и снова слушать о том, как Яшода любит Кришну. Ничего другого нам не нужно. Нам нужно постоянно слушать из Шукадевы Госвами и других великих преданных как Яшода проявляет свою любовь к Кришне и как Нанда проявляет свою любовь к Кришне, постепенно, постепенно отблеск этой любви начнет очищать наше сердце. Я хотел рассказать несколько лил. Я просто не знаю, что нам делать. Может быть мы пойдем к Яшода кунде расскажем. Кто организатор? Потому что мы тут немного засиделись. Просто в Яшода Кунде, рядом с Яшода кундой, есть замечательный храм Нрисимха-дева, этому Нрисимхадеву, Яшода каждый день молилась, чтобы Он защитил Его маленького сына. Вы посмотрите на этого Нрисимха дева и вы поймете что это самый замечательный Нрисимхадев которого мы когда либо видели. Вы никогда я уверен не видели такого замечательного Нрисимха дева, который может защитить Лалу.

Джай Джай Шри Радхе-ееее- Шьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.