Сначала хотелось сказать два слова об этой мантре, которую мы повторяем каждый день, потому что это имеет непосредственное отношение к теме нашего сегодняшнего занятия.
Это мантра из «Тайттирия-Упанишад». Я немного ошибся, когда вначале сказал, что она принадлежит к «Риг-Веде». К какой Веде она принадлежит? Да! К какой «Яджур-Веде»? Нет, не Шукла, Кришна. «Тайттирия-Упанишад» (2.1.1).
И здесь мы молим Господа о том, чтобы Он защитил нас сначала, avatu, sahanau. Avatu, значит защити. Bhunaktu, значит дай нам хлеб наш насущный. И Viiryam Karavaavahai— это значит дай нам способность, viiryam значит сила, или способность. Дай нам способность для чего? Karavaavahai, дай нам силы и способности для того, чтобы мы могли изучать священные писания, шастры.
Но самое интересное — это следующая просьба, tejasvinau. А tejasvinau значит, чтобы все то, что мы изучили, осветило нас, потому что в этом смысл изучения.
Суть не в том, чтобы просто зубрить священные писания, не в том, чтобы просто впихивать в себя какую-то информацию, а в том, чтобы в конце концов произошло то, о чем мы молим — просветление. Чтобы все то, что мы усвоили здесь, превратилось в теджас, в силы действовать. Потому что теджас — это энергия, сила, возможность действовать в этом мире. Чтобы все, что мы проходим здесь, не было каким-то книжным, академичным, бессмысленным знанием, чтобы оно просветило нас изнутри, и дало нам возможность жить, в соответствии с этим знанием.
В этом смысл этой молитвы — мы просим Кришну: «Сделай так, чтобы смысл того, что мы учим, превратился в нашу жизнь!». И в этом смысл того, что мы делаем: мы пытаемся с вами не просто понять теоретически, что написано в Ведах, мы пытаемся с вами превратить их в свою жизнь.
И четвёртая, очень важная молитва, или пятая просьба, которую мы обращаем к Богу, это чтобы Он позволил нас не ссориться друг с другом. Это тоже очень важно, чтобы постичь Веды.
Да установится мир! Мы говорим: «Maa Vidvissaavahai, пусть между нами не будет вражды».