Семинар «Почему беды случаются с преданными?», фестиваль «Бхакти-сангама», Евпатория, 2007 г. (Диск 94, л. 13)
Поем бхаджан.
Мы продолжим сегодня описание проблем, с которыми сталкиваются преданные. И сегодня Бхишма откроет настоящую причину, по которой различные беды и несчастья случаются с чистыми преданными. До этого он всего лишь подходил к самому главному. Сегодня он раскроет секрет. Давайте прочтем мангала-чарану сначала.
Читаем мангала-чарану.
Я хочу заранее предупредить, что предмет обсуждения сегодняшней лекции противопоказан тем, чья преданность не чистая. Потому что лучше им сразу уйти. Это секрет, сокровенная вещь и далеко не всякий может ее понять. Но зато если вы поймете, то даже если вы не чистые преданные, вы станете чистыми преданными. Это благословление (крики “Харибол!” и апплодисменты). Постарайтесь очень внимательно слушать и думать над тем, что будет сказано, потому что сегодня мы будем говорить страшные вещи, не самые приятные. Но тот, кто сможет принять это, переварить, усвоить и понять, тот поймет секрет “Шримад-Бхагаватам”.
Я уже говорил вчера, что Кришна хотел поставить во главе империи Махараджа Юдхиштхиру, по одной простой причине, потому что у него не было зависти. Зависть – страшная вещь и главный порок зависти, главный недостаток – это то, что она, в конце концов, мешает нам понять Кришну. “Шримад-Бхагаватам” начинается с этого уттверждения: парамо нирматсаранам сатам – что Кришна в тот же миг появляется в сердце человека, когда человек начинает читать “Шримад-Бхагаватам”, тат кшанам буквально означает в то же мгновение, но только у тех, кто не завистлив: парамо нирматсаранам сатам. Если человек завидует, если человек обижен на Бога и эта зависть проявляется в тысячах различных способах – в виде наших обид, наших болей – то тогда человек не поймет Кришну и не встретится с Кришной.
Мы с вами, рассуждая, объясняя все то, что мы сейчас проходим – пытаемся избавиться от зависти. Зависть – это страшная вещь, потому что зависть приводит к жадности. Так как я завидую, мне сразу же хочется чего-то еще для себя, правильно? Мне мало того, что у меня есть. Карна – почему Кришна не очень любит Карну? – Потому что карьера Карны началась с зависти. Карна увидел Пандавов, и он сам кшатрий и он видел, как Пандавы стреляют и как Пандавы владеют оружием, у него появилась зависть в сердце. Зависть приводит к жадности. Карну она сначала привела к Дроне. Дрона отказался учить его, потом он отправился к Парашураме. Парашурама стал его учить. Жадность к чему приводит? – жадность приводит ко лжи. Чтобы получить что-то, чтобы получить больше, чем мне положено по карме, по судьбе, чтобы получить не свою долю, мне нужно лгать. А ложь приводит естественным образом к насилию, к забвению и смерти. В случае с Карной, он солгал Парашураме, он сказал: “Я брахмана”. Парашурама стал его учить, так как он кшатриев не стал бы учить, Парашурама заклятый враг всех кшатриев, и он стал его учить. Но в конце концов ложь вспыла и в результате лжи Карна убил корову и Парашурама проклял его: “В тот самый миг, когда тебе больше всего нужно будет, ты забудешь мантру, ты не сможешь вспомнить мантру, которая спасет тебя.” И он забыл мантру и умер. В конечном счете зависть приводит к смерти. Свобода от зависти приводит к бессмертию. Когда человек избавляется от зависти, он становится бессмертным. Но зависть всегда воспроизводит нашу смертную, порочную природу, это корень всех проблем человека. И Кришна в конце концов хочет всех нас с вами избавить от зависти. И ради этого мы сидим здесь и слушаем все то, что мы слушаем.
Вчера я рассказывал, на первой лекции, вернее, на второй, когда я объяснял начало наставлений, Бхишма стал говорить обиняком, он стал говорить: ‘Время, во всем виновато время”, сарва калам критам манйе – все это сделало время. Он не стал никого обвинять, ничего говорить более подробно. Но до этого он уже сказал: дхарма випра ‘чьютаяшрая – вы приняли прибежище у дхармы, у брахманов и у Ачьюты и поэтому время не властно над вами и значит это сделал Сам Кришна. Иначе говоря, время в случае преданных пораждает причины, которые напоминают карму, это как-будто бы карма, но на самом деле это не карма, на самом деле это Кришна. Кришна стоит за всем этим и Кришна посылает нам ситуации, которые как-будто бы созданы кармой. И Бхишма пытается объяснить Юдхиштхире причину страданий Пандавов и в конце концов вынужден признать: “Никакой причины у ваших страданий нет.” Иначе говоря, какая причина? – Кришна, потому что Он конечная причина всех причин, сарва карана каранам. И вчера мы говорили о том, что Бхишма сказал: “Почему Он так поступает? – Непонятно, никто не может понять. Невозможно понять. Великие мудрецы пытаются понять, почему все происходит, великие мудрецы ничего не понимают. Даже великие мудрецы запутались.” Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет в комментарии к этим стихам, что сиддханта, с которой согласны все, вывод из всего, это то, что планов Господа понять невозможно. Никто не может понять планов Господа. И дальше он говорит: “Ну поэтому, в твоем случае, Юдхиштхира, все ясно, Кришна хочет, чтобы ты заботился о других, чтобы ты стал натхой тем, кто лишился натхи. Ты должен стать натхой анатхов, они анатхи, ты должен стать их господином, ты должен стать их повелителем, потому что это то, чего Кришна хочет от нас, Кришна хочет, чтобы мы заботились о других. И Бхишма говорит косвенно Юдхиштхире, что “Твое желание быть праведным – это своего рода эгоизм.” Наше желание быть праведным, это тоже эгоизм, вы заметили, да? Потому что в конце концов, мы зачем хотим быть праведными? Чтобы наслаждаться, чтобы нам было хорошо. И Бхишма говорит: “Не заботься о себе, не заботься о своей праведности, заботься о Кришне. Кришна хочет, чтобы ты стал императором. Стань императором, заботься о других, Кришна позаботится о тебе. Не бойся ни о чем, ма шучаха. Кришна позаботится, Кришна примет все это.”
И вы помните, мы кончили на 18-ом стихе, в 18-ом стихе Юдхиштхира как-бы спрашивает, “Я не понимаю, почему ты говоришь, что планов Господа никто не может сказать, Он же прямо тут сидит!” Бхишма объясняет все это, а Кришна тут сидит. Бхишма говорит: “Вот, Он всех ввел в заблуждение, в иллюзию всех погрузил, никто не может понять Его планов.” Юдхиштхира спрашивает: “Может у Него прямо спросить, чего Он хочет?” И Бхишма говорит: “Спрашивай, не спрашивай, Он все равно прямо не ответит. Он никогда ничего прямо не отвечает. Я знаю, что Он тебе ответит. Если ты сейчас подойдешь и что-нибудь спросишь, Он скажет: “Подойди спроси у Бхишмы, он лучше знает. Ты что думаешь, что я лучше, чем Бхишма знаю дхарму?” Он не скажет! А если скажет, то Он так скажет, что ты ничего не поймешь. Потому что Кришна оставляет нам свободу, Кришна всегда дает нам все возможные предлоги для того, чтобы мы не предавались. Кришна хочет, чтобы мы предались, Кришна загоняет нас в угол, чтобы мы предались, но при этом дает нам массу предлогов, чтобы мы могли не предаваться. Он оставляет свободу живому существу, не вмешивается в эту свободу и поэтому, что Бхишма хочет сказать Юдхиштхире, он хочет сказать: “Пытайся понять, что хочет от тебя Кришна. Не принимай так просто то, что Он говорит.”
В “Шримад-Бхагаватам”, в 7-ой песне есть хорошая история, которая это объясняет. Помните, когда Ашваттхама как скот, как животное, был приведен в лагерь Пандавов, он был связан, Арджуна пинками втолкнул его туда и Бхима очень обрадовался, и он сказал: “Убей его! Убей!” И у Кришны были глаза … как лотос (смеется). И, глядя на всю эту сцену своими лотосными глазами, Кришна сказал: “Убей!” А Драупади сказала: “Не убивай!”, и Юдхиштхира сказал: “Не убивай!” Кришна прямо говорит: “Убей!”. Кому он говорит? – Арджуне. Должен Арджуна убить или нет? Должен? – Кришна ему прямо говорит: “Убей! Убей!” и Бхима ему говорит: “Убей! Убей! Убей!” Кришна говорит “Убей!”, но не хочет, чтоб он убивал. Кришна проверяет Арджуну, насколько он знает дхарму, насколько он понял дхарму, Он не хочет, чтобы Арджуна убивал. И когда Арджуна все понимает, берет камень с его головы и срезает, Кришна говорит: “Да, ты все понял. Ты понял то, что Я хочу от тебя.” Поэтому все не так-то просто, по крайней мере для чистых преданных, для нас с вами все просто. Но у чистых преданных жизнь не легкая. Кришна непредсказуем, потому что Кришна Личность и наша задача с вами, повторяя Святое Имя, стараясь очистить свое сердце, – понять сердце Кришны, понять то, чего Он хочет от нас. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе /Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Я говорил вчера, что даже у духовного учителя можно спросить и не получить от него прямого ответа. С кем-то случалось такое? Мы подходим к духовному учителю и говорим: “Хочу жениться” Он говорит: “Женись!” Потом мы говорим: “Хочу развестись.” Он говорит: “Разводись!” Потом опять приходим и опять говорим: “Хочу жениться.” – “Женись!” Потом опять приходим и говорим: “Хочу развестись.” Он говорит: “Разводись!” (смеется) При этом мы не знаем, что он думает внутри, он думает: “Ну сколько можно, жениться, опять разводиться, сколько можно? Какой смысл во всем этом?” Но он не говорит, он оставляет нам свободу и, в конце концов, нам нужно пытаться понять, что хочет духовный учитель.
У меня был интересный разговор недавно. Один человек ко мне подошел и говорит: “Не могу понять, зачем мантру надо повторять? Ну петь я понимаю, но зачем повторять-то? Вкуса никакого нет, повторяю, повторяю – ничего нет! Петь хорошо, в киртане – ки джая, харибол! Зачем, зачем, объясните мне зачем, неужели мало петь? Когда есть настроение буду петь.” Я ему и такой и другой аргумент и пятый и десятый, ничего не помогает, вижу глаза те же самые. “Не понимаю зачем!” В конце концов я прибег к последнему аргументу, я сказал: “Господь Чайтанья этого хочет.” Он сказал: “Ну ладно, с Ним не буду спорить. (смех) Если Он хочет, буду делать.” Потому что мы далеко не всегда, мы слишком привыкли полагаться на свой разум, слишком привыкли полагаться на свое собственное понимание, “Я понимаю лучше, мне нужно все объяснить. Я должен понять, как все должно быть.” Кто такой ты и твой микроскопический черепаший ум? Что мы можем понять с помощью своего ума? Люди не понимают очень многих вещей, люди не понимают, что мы должны делать. Поэтому Кришна учит нас принимать какие-то вещи, и принимать со смирением. Одна из причин, и я говорил об этом вчера, испытаний, которые выпадают на долю преданного – чтобы сделать нас смиренными, чтобы избавить нас от этой злокачественной гордыни, злокачественная опухоль гордыни вошла в наше сердце и растет там, растет, растет. И Кришна хочет сделать нас смиренными. Поэтому мы должны просто принять то, что говорит Шрила Прабхупада, то, что говорит духовный учитель, то, что говорит Господь Чайтанья. И в результате этого будет пахтаться наше сердце. Иногда люди не понимают, зачем мы повторяем мантру. Но если мы не будем повторять мантру… Иногда люди говорят: “До того, как я повторял мантру, я лучше был, у меня не было таких дурных мыслей, еще чего-то..” С кем-то это было, кто может сказать такое про себя? Было все, было, просто все пряталось там. Когда мы начинаем повторять мантру или заниматься духовной практикой, сомнения и пороки как яд всплывают. Когда пахтается молочный океан, что сначала вспылвает? – яд. Точно также, когда человек занимается духовной практикой, вы заметили – оскорбления всплывают, сомнения всплывают, всякая гадость всплывает наверх. У кого всплыло? Джая! (смеется) Процесс работает, очищение идет. Все это всплывает откуда-то из глубин нашего сердца для того, чтобы в конце концов мы смогли избавиться от всего этого. И Кришна индивидуально подходит к каждому преданному. Каждому преданному Он прописывает свой рецепт. Он не штампует все одинаково – не говорит, что всем одинаковый рецепт, всем анальгин, обезболивающее. Нет – каждому Он прописывает свое, то, что нужно нам для того, чтобы наше сердце в конце концов очистилось.
И следующий стих очень важный, мы о нем будем говорить немного дольше. Это стих, где Бхишма чуть-чуть приоткрывает завесу над тайной почему же, все-таки, чистые преданные страдают? НумМы с вами понятно – чего с нас возьмешь, в конце концов? Про нас даже не грех сказать, что это наша карма, конечно, можно польстить себе и сказать, что это милость Кришны, которая принимает форму нашей кармы, но в общем-то мы знаем, что это наша карма, которая приходит к нам и от нее надо как-то избавиться. Но почему с чистыми преданными это происходит? И в 19-ом стихе Бхишма говорит (ШБ 1.9.19):
асянубхавам бхагаван
веда гухятамам шивах
деваршир нарадах сакшад
бхагаван капило нрипа
Он говорит, что есть всего три человека, которые до какой-то степени понимают Бхагавана Кришну. Асянубхавам бхагаван веда гухятамам шивах деваршир нарадах сакшад бхагаван капило нрипа – это кто? – Шива, Деварши Нарада и Бхагаван Капила. Всего три человека понимюют. Что они понимают? – Анубхаву, анубхаву Бхагавана. Веда они знают, гухйа тамам – очень сокровенное, это Шива Деварши Нарада и Бхагаван Капила. Так, простой стих, но с огромным смыслом и я сейчас попытаюсь вслед за Шрилой Прабхупадой, который переводит комментарий Вишванатхи Чакраварти Тхакура в своем комментарии, объяснить, что имеет ввиду Бхишмадева. Я прочту сначала отрывок из комментария, слушайте внимательно:
“Величие Господа проявляется в том, что Он подчиняется своим преданным. Это еще один аспект величия Господа. Шукадева Госвами и Кумары, хотя уже занимали трансцендентное положение, превратились в чистых преданных Господа, былагодаря другому аспекту бхавы, или любви к Кришне. Страдания, которые Господь посылает Своим преданным, представляют собой еще один вид обмена трансцендентной любовью между Господом и преданными. Господь говорит: “Я ставлю Своего преданного в трудное положение, чтобы он еще больше очистился, обмениваясь со мной трансцендентной бхавой.” Материальные трудности, которые испытывает преданный неизбежно приводят его к освобождению от материальных иллюзорных отношений, материальные отношения между людьми основаны на обмене материальным наслаждением, которое зависит главным образом от материальных богатств. Поэтому, когда Господь отнимает материальные богатства, преданного начинает привлекать только трансцендентное любовное служение Господу”. (смеется) Он бы и рад привлечься чем-то другим – нету! “Так Господь вырвает падшую душу из трясины материального существования. Страдания, посылаемые преданному Господом отличаются от страданий, возымаемых порочной деятельностью или греховной деятельности. Все эти проявления величия Господа особенно хорошо известны таким великим махаджанам, как Брахма, Шива, Нарада, Капила, Кумары и Бхишма. И по их милости мы тоже можем постичь величие Господа.”
Иначе говоря, Вишванатх Чакраварти Тхакур и Шрила Прабхупада всех нас приглашают в клуб избранных. Бхишма говорит: “Всего три человека понимают Кришну до какой-то степени, не до конца.” Сейчас мы с вами будем пытаться понять почему, откуда все это из этого стиха выходит. Все выходит из одного слова: ася анубхавам. Асянубхавам бхагаван веда гухятамам шивах. И Вишванатх Чакраварти Тхакур берет это слово анубхава и говорит, что Шива, Нарада и Капила понимают анубхаву Кришны. Кто знает, что такое анубхава? Кто знает науку расы, что такое анубхава? – Бхава – это любовь. Какая любовь? – Экстатическая, через ‘и’, икстатическя. Бхава – любовь экстатическая, а анубхава? – это то, что, что делает человек, который испытывает бхаву. Анубхава это внешнее проявление бхавы, анубхава, буквально это то, что следует за бхавой. Если у меня есть в сердце бхава, то за ней последует анубхава. И какие анубхавы бывают? Если у меня есть любовь, то что человек делает? Плачет. Кто сказал, что плачет? Виджай Кришна сказал, что плачет. Когда у него в сердце любовь, он плачет. Кто плачет, когда в сердце у него любовь есть? Когда есть любовь – человек плачет. Что еще он делает? – Смеется, по полу катается, в обморок падает, волосы у него на голове дыбом встают. Есть восемь саттвика-бхав, это одни из проявлений анубхавы, или экстатической любви, которые испытывает преданный. И Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что подлиные намерения Кришны недоступны никому. Но, есть категория людей, которые до какой-то степени понимает, что Кришна делает. И смотря на Него, что Он делает, они до какой-то степени понимают, что Он испытывает внутри, они до какой-то степени приобщаются к Его бхаве или к силе Его чувств. И если сейчас … я недаром вам сказал, что если вы прослушаете эту лекцию и попытаетесь ее понять, то в конце вы станете чистыми преданными, потому что вы поймете анубхаву Кришны и вы поймете бхаву, которую испытывает Кришна. Иначе говоря, по внешним признакам, по тому, каким образом действует человек, по внешним проявлениям, можно до какой-то степени понять, что он испытывает, по силе его анубхав, по силе слез, которые у него текут, по силе того, как у него волосы встают дыбом или как он падает в обморок, можно понять, что он чувствует. Как на Джанмаштами Вадирадж прабху поставил спектакль из игр Кришны и там была актриса, которая играла Шримати Радхарани. Она периодически в обморок падала. Кришна что-нибудь скажет, Кришна скажет: “Ну я пошел там жениться на Вриндадеви.” – Пуххх! Когда мы это пытаемся разыгрывать это все немножко на клаунаду похоже. Но Шримати Радхарани падает-таки в обморок, Она-таки падает в обморок! И слезы у Нее текут и почему мы с вами поклоняемся Господу Чайтанье? Потому что никто никогда, никакой другой пророк, никакой другой великий религиозный деятель или святой, не проявлял анубхав такой силы. Когда Господь Чайтанья плакал, как Он плакал? – У Него как под насосом, как-будто бы там был насос, Его слезы вылетали на несколько метров вперед. Кто-то может так плакать? У нас если там чуть-чуть там что-то появится слегка – мы думаем: “А-а-а-ах-х-х! Анубхава! (смех) Экстаз!” Но когда Господь Чайтанья не то, что думал о Кришне, когда Он видел что-то, что отдаленно напоминало Ему Кришну, Он падал в обморок.
Кришнадас Кавирадж Госвами, описывая в “Чайтанья-чаритамрите” что случилось с Господом Чайтаньей, он не знает, что говорить. Он говорит: “Он пришел туда и что с Ним случилось? – Он ощутил экстаз. Потом в другое место, что случилось – то же самое, экстаз ощутил. Потом пришел во Вриндаван – опять экстаз ощутил. Как это можно описать? Невозможно описать. Господь Чайтанья, Его анубхавы не описаны ни в каких ведических писаниях. Иногда экстаз, который Он чувствовал был такой сильный, что Он втягивал, как черепаха, члены в Себя и Его находили где-то около стен храма Джагахннатхи, там, где коровы едят остатки гнилого риса и коровы приходили туда и лизали Его и когда они лизали Его, они начинали мычать в экстазе. Когда преданные сбежались на это мычание, потому что они искали Господа Чайтанью, они поняли, что-то не так – никогда раньше коровы так не мычали. Они лизали тело Господа Чайтаньи. Хотели бы вы быть такой коровой (смеется) Они их растолкали и увидели там непонятно кого – черепаху, Господа Чайтанью, который от экстаза вобрал в Себя члены.
Другой раз, наоборот, Его тело растягивалось, Его суставы как-будто бы они были гутаперчивые и расстягивались на несколько метров. Рыбак поймал эту огромную фигуру, метров в четыре и подумал, что это привидение, потому что эта фигура золотистого цвета, он думал это рыба какая-то, когда тянул сети думал, “Как мне повезло!” и ему действительно повезло. И эта фигура, котрую он вытащил, она повторяла: “Хари, Хари!” Он услышал это и сам стал повторять “Хари! Хари!” Преданные увидели его, он бежал куда-то, с вылпученными глазами, они поняли – без Господа Чайтаньи тут не обошлось. Это анубхава, которую Он испытывал. И люди до сих пор не могут понять этого. Ученые-индологи, которые пишут о Господе Чайтанье говорят: ‘Епилепсия у Него была.” Шачимата, когда она впервые увидела Его любовь, Его слезы, все остальное, она врача вызвала – впрочем это повторяется даже сейчас – это нитья-лила. Иногда родственники вызывают врачей к преданным и сдают их психиатрам. Но кто может понять это по-настоящему? Стоило Ему увидеть воды Ямуны, Он бросался туда и Его вытаскивали оттуда в ужасе, Он видел дюну какую-нибудь и думал: “Это Говардхана!” Кто-то из вас понимает вообще, что с Ним происходит? Никто не понимает. В этом стихе Бхишмадев говорит, что есть три человека, которые видят анубхавы Кришны и до какой-то степени понимают, почему Он действует так, а не иначе.
Мы пойдем с вами дальше, на этом все не кончается.
Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что происходит с Кришной, какую анубхаву Кришна проявляет. Давайте посмотрим, что имеет в виду Бхишма здесь и почему он вдруг, ни стого, ни с сего, заговорил об этой анубхаве. Он говорит: посмотрите на Кришну – как действует Кришна? Какова анубхава Кришны, о которой он говорит. Кришна кем стал в случае с Арджуной? – колесничим. Иначе говоря, кучером. Кучер – это почетная должность? – Кучер это самая последняя должность, которая только может быть. Кришна сел с радостью, стал править лошадьми Арджуны, возил его, и Арджуна говорил Ему: туда, сюда, Кришна вел куда Ему говорили. Яшода бежала за Ним, это анубхава, что Кришна делал? – Убегал от нее. А потом, в конце концов, что Яшода с Ним сделала? – Связала Его. Иначе говоря, какова анубхава Кришны, что делает Кришна? Что нам нужно попытаться с вами понять? То, что понимают Шива, Нарада и Капиладев? Что делает Кришна? – Кришна подчиняется Своим преданным. Кришна подчиняется Своим преданным!!! Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что Он – Махасватантра. Махасватантра значит, что Он не просто независимый, мы с вами тоже независимые, у нас есть свобода. Есть у нас свобода? – Есть, Кришна дал нам маленькую долику свободы. Каждый из нас сватантра, у каждого из нас есть какая-то доля свободы. Кришна – махасватантра, Он абсолютно, полностью независим, Он абсолютно, полностью свободен, никто не может Им повелевать! И тем ни менее, Арджуна говорит Ему: “Кришна, повези меня куда-нибудь” и Кришна берет и везет. Яшода говорит Ему: “Кришна стой!” и Кришна стоит и Яшода обматывает Его веревкой. Правда, не сразу, но Он делает это, Он подчиняется ей в конце концов. Как Вишванатх Чакраварти Тхакур описывает, как она Его связывала: она Его связывала, связывала, связывала и ничего не получалось вообще. И Кришна думает: “Чего это она все связывает Меня, связывает…” В конце концов Яшода вспотела и она стала думать про себя: “Так, да? Так?! Значит так, не хочешь связываться? Ну посмотрим! Посмотрим кто кого! Если нужно будет связывать Тебя тридцать лет, я Тебя буду тридцать лет связывать Тебя. Я буду связывать одну веревку на другую, одну веревку на другую и если здесь все веревки кончатся, я пойду в Матхуру, привезу целую телегу веревок и буду связвать Тебя.” И так как Кришна это понял, Он сказал: “Хорошо, все, все понял! Все понял, Я принадлежу Тебе!”
Вишванатх Чакраварти Тхакур иначе говоря, говорит, что Уграсена, Арджуна, Юдхиштхира, Яшода – какого бы преданного мы ни взяли, что Кришна делает по отношению к Ним? – Подчиняется им. Абсолютно независимый и свободный Господь подчиняется Своим преданным и, как Шрила Прабхупада говорит, в этом заключается аспект величия Господа. Величие Господа в том, что Он абсолютно независим и Он становится независимым, добровольно становится независимым и подчиняется Своим преданным.
Хорошо, опять, что тут непонятного? Есть тут что-то непонятное или нету? – Кто-то может сказать: “А чего, я это знаю уже давно, слышали сто раз, что тут непонятного?” И Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет, что тут непонятного. Он говорит, что ошибку, которую люди делают, слушайте внимательно, когда они смотрят на Кришну, как Кришна убегает от Яшоды, и Кришна боится и кричит: “Мама, пожалуйста, Я больше никогда не буду!”, а Яшода бежит за Ним с хворостиной в руке… Ошибка, которую все люди думают, или делают, когда они читают об этом, они думают, что Кришна что делает? – Притворяется, правильно? Кришна Он кто? – Бог, Махасватантра, всемогущий, и Он притворяется. Просто Ему захотелось попритворяться и Он бежит: “(передразнивая) Пожалуйста, не бей меня!” Кто так думает, пожалуйста, скажите, только честно. Да, ну чего там, ну захотелось Ему попритовряться. Как мы знаем, что Ленин вышел на коммунистический субботник (смех) и бревно взял и потащил. Для чего потащил? – Притворился. Никто этого не понимает по одной причине, потому что никто не понимает, что Кришна не притворяется. Что Кришна, когда Яшода бежит за Ним, Кришна смертельно боится, что Его поймают и будут бить и будут наказывать. Кришна не притворяется, потому что если бы Он притворялся, Он бы не испытывал никакой бхавы. Кришна боится, об этом же говорит и Уддхава, он говорит: “Я этого не понимаю!”
Тут, когда я вас спросил, кто понимает, кто не понимает, кто думает, что притворяется, кто не думает, что притворяется, часть подняло, часть не подняло руки. Уддхава говорит: “Я ничего не понимаю в этом, я ничего не понимаю! Его боится сам олицетворенный страх, а Он боится от матери Яшоды и кричит: ‘А-а-а-!’” Дело-то в том, что Кришна полностью поглощен в этом, это Его бхава, Он живет этим, это Его чувства, и Он не разыгрывает это Его чувство, Он не то, что знает – много раз играет эту Дамодара-лилу и Он знает: “Так, хорошо, Я сейчас должен, по сценарию, убегать, она меня поймает, потом Я буду стоять, как ни в чем не бывало, потом она меня привяжет…” Нет, нет, не в этом дело, не в том суть. Что хочет сказать Вишванатх Чакраварти Тхакур, что когда Кришна становится колесничим Арджуны, Он не притворяется, Ему нравится вести колесницу, Он колесничий. Он думает: “Ну надо же, как Мне повезло, Я – колесничий Своего преданного!” Он не думает: “Я такой великий, и чтобы всем другим показать, Я тут взял поправить, чтобы потом сидели тут в Евпатории люди и говорили обо Мне!” Нет, Он чувствует бхаву, суть именно в этом. Человек должен понять, когда Кришна это делает, когда мы читаем то, что Кришна делает в “Шримад-Бхагаватам”, Мы должны попытаться понять, что Он в этот момент испытывает. Кришна в экстазе берется за эти вожжи и начинает вести Арджуну и для Него ничего более важного в этот момент нет. Он мог бы сидеть где-нибудь, Он мог бы наслать Свою энергию мистическую – она защитит Арджуну, а Я тут посижу, помедитирую на безличный Брахман. Он волнуется, Он беспокоится, Он переживает и Он не играет это, Он это чувствует. Поэтому Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что никто ничего этого не понимает, что Он не притворяется, что Он действительно там весь, и это Его бхава, это Его любовь. И он спрашивает: “А почему так, что заставляет Кришну это делать? Что заставляет Кришну делать то, что Он делает?” Что, по-вашему? – Према. Есть один маленький объект, который правит Бхагаваном и бхактой. Есть одна вещь, в “Шри Чайтанья-чаритамрите” говорится, что есть учитель танцев, и послушные этому учителю танцев все танцуют – и бхакты и Бхагаван, все двигаются в такт, и этим учителем танцев является према, или любовь из сердца. Если бы Кришна притворялся… когда человек притворяется или даже, когда он играет, даже, если он хороший актер, даже если он на сцене играет и ему нужно каждый день выходить и кричать что-нибудь, разыгырвать какие-то страсти, устает человек от этого или нет? – Да. От чего человек не может устать? Человек не может устать только от одной вещи – от любви, Виджай Кришна знает. Только если человек действует, движимый любовью, он может действовать все время, постоянно, семь дней в неделю, 365 дней в году, вечность! И Кришна учит нас, каким образом мы должны действовать, идеал, к которому мы стремимся, ахайтуки апратихата – бескорыстная и абсолютно непрерывная любовь, когда она есть, человек не устает. А нам нужны каникулы, мы: “Хар-р-р кишма брм-брм-брм” Если человек делает что-то искусственно, может он делать это постоянно, непрерывно да еще и бескорыстно? Все то, что делается не из сердца, человек не может делать. Но если человек делает что-то из сердца, он будет делать это 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. И Кришна это делает, Кришна никогда не устает. Человек устает только от искусственных вещей. И Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что этим объектом, который движет Кришной и который движет Его бхактой является према, эта према – высшая цель нашей жизни, это то, к чему мы должны стремиться, все остальное ерунда, все остальное прах, все остальное не имеет никакого смысла. Единственное, чего мы должны хотеть – это любви, пурушартха чудомани, он говорит, что это самая высшая цель человека. Человека с помощью своего тела может много чего может достичь, это удивительный инструмент, котоырй дан нам Богом, его можно и так использовать и так, и сяк, целую жизнь в компьютеры проиграть можно, еще что-нибудь делать, можно изобретать что-то, можно Нобелевскую премию получить, можно стихи писать, можно всякой ерундой заниматься! Единственная цель жизни человека какая? (Нет уверенности в ваших словах, нет – смеется – нет никакой уверенности) Единственный смысл жизни – это любовь. Какой должна быть любовь? – Чистой, бескорыстной и тогда она естественным образом будет непрерывной. Только это цель жизни, никакой другой цели жизни нет. И чем сильнее любовь у преданного, тем что делает Кришна? – Тем сильнее Он подчиняется ему и тем более сильные страдания Он ему посылает. (смех) Над кем смеетесь? Бхишмадев говорит, и это самая страшная вещь, про которую я хочу вам сегодня рассказать, он говорит, что чем сильнее любовь преданного, чем сильнее Кришна ему подчиняется, тем более сильные страдания Он ему посылает. Для чего? – Для того, чтобы любовь стала еще сильней. Потому что Кришна наслаждается только любовью. Кришна ничем другим наслаждаться не может. Когда мы Ему бананы приносим, думаете Он бананами наслаждается? Да Ему сто лет ваши искусственные бананы из Эквадора не нужны. Кришна – дух, сознание. Дух может наслаждаться только любовью, у духа есть только один смысл, дух может только давать любовь и принимать любовь и жить этим и Кришна живет этим, он наслаждается только любовью и ради этого Он посылает страдания Своим преданным. Из всех Пандавов, кого больше всего любил Кришна? – Драупади Он больше всего любил. Кришна больше всего любил Драупади. Почему? – Потому что никто другой, ради Кришны, не прошел через то, через что она прошла. Ее вытащили на сцену и там сидела примерно такая же аудитория, если не больше. А тепрь представьте себе, что кого-то из вас, неважно в каком вы теле – мужском или женском, вытащат сейчас и на сцене будут раздевать, а все остальные будут глазеть на вас. Понравится вам это или нет? Ее за волосы вытащили туда и Дурйодхана хохотал и улюлюкал. Духшасана стягивал с нее сари. А потом что было? – А ничего не было, потом пятерых ее сыновей убили. Их убили в самый последний день, когда битва уже кончились, пятерых ее сыновей, пятерых братьев-Пандавов убили. Что она сказала? Она одна знает, что она сказала, но ее любовь к Кришне оставалась той же самой, ее преданность к Кришне оставалась неизменной и Кришна, чувствуя это, наслаждался, и она наслаждалась этим, она была счастлива этим, потому что, в конечном счете мы знаем, для души нету смерти. Но Кришна подвергает преданных этим испытаниям, как говорит Вишванатх Чакраварти Тхакур, бхакти вриддхи артхам – для того, чтобы увеличить любовь Своих преданных. И это в равной степени распространяется на совершенных преданных и на садхаков. Он посылает каждому страдания по мере того, как они могут вынести их. У чистых преданных не бывает счастливой жизни, спокойной жизни, легкой жизни. У Шрилы Прабхупады была легкая жизнь? Старый человек, с его безграничной, непоколебимой преданностью Кришне, ушел из дома, поселился во Вриндаване, он считает копейки, десятые доли рупий записывает у себя, иногда он один, живет в своей нищей комнате, сначала в Вамше-гопале, потом в Радха-дамодаре. Как иногда к нему приходят люди и видят, что он в бреду, в горячке лежит … Эта горячка – его преданность Кришне. Каждую ночь, один преданный вспоминает, что каждую ночь он подметал двор храма Радхи-Дамодары и при этом плакал: “Ха Руп, ха Санатана” – О, Рупа, о Санатана. Потом он пишет журнал, печатает журнал, ездеет в Дели, потом сам же распространяет. Кто-то из вас распространял книги? Легко это или не легко? – Подходить к людям, пытаться им всучить что-то… Он сам идет, старый человек, ему уже шестьдесят лет, он идет и ходит и каждому предлагает: “Возьмите журнал, возьмите журнал” Что в результате? – жара страшная, сорок градусов, пятьдесят градусов в Дели… В результате сзади подходит корова и бодает его. И он падает в канаву. Кто эту корову послал? Или это его карма была? Я читал книгу, которую мой Гуру Махарадж, Радханатх Свами написал – одно страдание за другим, одно испытание за другим. Ничего легкого нету, нелегко дается все это, но внутри у такого человека бушует счастье. Как Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что Кришна поднимает волны на окене преданности у Своих преданных и мы знаем, как иногда люди реагируют на это. Мать Тереза, ее знаменитая молитва, она говорит: “Господи, я знаю, что Ты никогда не посылаешь испытаний, которых Твой преданный не может вынести. Но иногда мне кажется, что Ты мне слишком сильно доверяешь (смех)” Мне бы хотелось, чтоб Ты не доверял мне так сильно!
Я хотел еще рассказать одну историю. Рассказать историю еще одну? (из зала: да!) Или не стоит? (апплодисменты). Еще одна история из той же самой серии, о том, каким образом, даже совершенный преданный, сталкиваясь с испытаниями, которые посылает ему Кришна, как его любовь увеличивается. Это одна из моих любимых историй из книги про святых Враджа. Это история про Радхарамана даса Бабаджи. Он был бабаджи во Врадже и он постоянно занимался медитацией на Кришну, он думал только о Кришне, 24 часа в сутки, настолько, что ему неохота было даже выходить просить милостыню. И он выходил раз в неделю, собирал какие-то роти, потом высушивал их и ел, в сухомятку этот хлеб, это чем питался. В результате у него появилась язва. Страшная язва, страшные боли. Казалось бы, у святого может быть язва или не может быть? – бывает, оттого, что он плохо ел. И его родственники забрали его в больницу из Вриндавана в Калькутту и положили его в боьлницу. Положение его ухудшалось день ото дня, день ото дня. В конце концов, он услышал, как врачи говорят: “Сегодня ночью наступит конец. Сегодня ночью у него пойдет кровь к горлу, потому что у него прободная язва и все, на этом все кончится.”
Когда он услышал это, он не испугался смерти, он стал молиться, стал говорить: ‘Свамини, Радха, я может быть притворщик, даже наверняка я протворщик и когда я повторял Твое Святое Имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, мне может быть, не было никакого дела до Тебя, но я же повторял его! Может быть я притворялся, но в конце концов я делал то, что нужно делать. И мы знаем эту знаменитую историю про то, как один человек пришел на Варшану и от него жена ушла. Жену его Кишори звали. Он пришел на Варшану и стал плакать: ‘Кишори, Кишори, Кишори!’ и Шримати Радхарани сказала Лалите: ‘Меня там один человек зовет, приведи его сюда.’ Лалита сказала: ‘Ты с ума сошла, он не Тебя зовет, он свою жену гулящую зовет! Его жена бросила!’ Она говорит: ‘Нет, он меня зовет, меня Кишори зовут, Я Кишори, он Кишори кричит, приведи его сюда!’”
И этот Радхараман дас Бабаджи стал говорить: “Я же повторял Твое Имя, неужели я не заслужил хотя бы одной вещи – чтобы умереть во Вриндаване? Почему я здесь как собака, умираю в Калькутте?” В Калькутте ужас вообще, что за город. И он стал жаловаться и от любви упал в обморок и в тот же миг он увидел Кришну и Шримати Радхарани. И Шримати Радхарани появилась у него и Она правой рукой показывала этот жест – Я благословляю тебя, ты умрешь во Вриндаване, а Кришна дотронулся у него до его живота и стал спрашивать: “Баба, а где у тебя болит? Где болит – тут болит? Тут болит?” Но нигде уже не болело, потому что Кришна дотронулся. И когда он очнулся, он сказал: “Кушать хочу!” Врачи не могли поверить, он умирать должен был, а тут … все прошло в тот же миг.
Но Кришна иногда посылает испытания для того, чтобы человек со слезами на глазах обратился к Нему и стал просит Его. И Вишванатх Чакраварти Тхакур приводит знаменитый стих: ясья хам грихнами харишье тад данам шанайх – что Я постепенно забираю, у того, кого Я люблю я постепенно забираю все. Смеха не случилось (смех). Кришна говорит ‘постепенно забираю’, не бойтесь, шанайх – не сразу. Для чего забираю? – Для того, чтобы освободить такого преданного от асат-санги, для того, чтобы мы все поняли кто нас любит, а кто нет. Люди находятся вокруг нас, зачем они находятся? – есть шакалы у нас рядом, как описывается в пятой песне “Шримад-Бхагаватам”. Когда у нас есть богатство, много людей вокругнас, все ходят, все говорят, когда мы занимаем какое-то положение, толпы ходят, фотографируют все время, в альбомы складывают. Кришна говорит: “А Я забираю все у такого человека, чтобы такой человек понял кто его любит, а кто нет.” И люди отворачиваются от него, которые не любили его, остаются преданные. Преданные всегда остаются. Преданный это тот, кто не зависит от внешних вещей. Он остается с нами и в беде, и в радости – всегда. Махараджа Парикшит спросил у Шукадевы Госвами: “Что такое, объясни мне, пожалуйста, Шива – нищий, живет под деревом, мажется пеплом, одевается в шкуру, носит ожерелья из черепов и его преданные купаются в роскоши. Кришна муж богини процветания, Он одевается в шелковые одежды, живет во дворцах, у Него на груди драгоценный камень Каустубха, Он одет в самые лучшие жемчуга, у Него драгоценная корона, а Его преданные ходят в каупинах. Объясни мне, пожалуйста, что такое? Что происходит, как так может быть?” И Шукадева Госвами ему говорит: “Те, кто поклоняются Господу Шиве, получают богатсво и получают нищету в сердце. Равана – он поклонялся Шиве. Преданные Господа Кришны – они внешне нищие, но внутри они самые богатые. И Вишванатх Чакраварти Тхакур сразу же вслед за этим – он знает, что все испугались, что все услышали это, перепугались – он говорит: “Ну не бойтесь, иногда Кришна не отбирает, иногда Кришна наоборот, дает.” Кришна знает, кому что нужно. Кришна, как я уже сказал, к каждому подходит с индивидуальнм рецептом. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит: “Кришна непредсказуем, про Кришну ничего нельзя сказать определенно, нельзя сказать, что Он все отберет, кому-то Он все даст, у кого-то Он отберет. Одно можно сказать точно – Кришна знает, что нам нужно и Кришна знает, как увеличить нашу любовь и преданность. Единственное, что нам нужно со своей стороны, нам нужно довериться Ему, нам нужно подчиниться Ему и нам нужно подчиниться Его плану. И поэтому он говорит: “Очень редкие люди по-настоящему понимают, что делает Кришна и очень редкие люди по-настоящему понимают, какая любовь движет Кришной.”
Это один стих был только, у нас время уже кончилось, ну я еще несколько минут, можно, да? Ок, несколько минут, я еще один стих хотя бы прочту, я хотел три стиха прочесть… Потому что следующий стих перечисляет эти анубхавы или то, что делает Кришна (ШБ 1.9.20):
ям манясе матулеям
приям митрам сухриттамам
акарох сачивам дутам
саухридад атха саратхим
Ям манясе матулеям – ты считаешь Его своим двоюродным братом, матулейам, двоюродным братом со стороны матери. Приям митрам сухриттамам – ты считаешь Его своим дорогим другом, или своим покровителем, сухриттамам. Акарох сачивам – ты считаешь Его своим советником; дутам – считаешь Его своим посланцем; саухридад атха саратхим – ты считаешь Его своим другом и в конце концов ты считаешь Его кучером своим, тем, кто ведет твою колесницу. Непонятно почему, вдруг, появляется этот стих? Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет: “Все это список того, что делает Кришна для того, чтобы Махараджа Юдхиштхира понял, как Кришна любит его, что Кришна делает, и Бхишма, в сущности, здесь перечисляя все это, говорит: “Да, Кришна посылал вам страдания, но Кришна был в вашей жизни и Кришна возил вашу колесницу, Кришна ходил в Хастинапур, и унижался там, пытаясь уговорить Дурйодхану, заставить его согласиться на мир. В конце концов, Кришна стал даже колесничем. Когда Дурйодхана попросил Шалью, чтобы тот стал колесничим Карны, Карна в последний день битвы – Карна один день сражался, он был полководцем один или два дня в самом конце – и он сказал: “Мне нужно будет сражаться с Арджуной, а у Арджуны колесничий Кришна. Мне нужен по крайней мере – я стреляю из лука не хуже, чем Арджуна, но колесничий у меня гораздо хуже, мне нужен Шалья.” И Дурйодхана пришел к Шалье – Шалья кшатрий – и сказал: “Шалья, будешь кучером у Карны.” Шалья чуть не убил Дурйодхану на месте. Шалья сказал: “Меня? Да как ты смеешь, я кшатрия, чтобы я стал это делать – ни за что, никогда! Ни за что, никогда!” Потому что это низкое положение! Когда Арджуна сказал: “Кришна, будешь кем-нибудь?” Кришна сказал: “Кучером твоим буду, кучером.”
Когда Махараджа Юдхиштхира собрал большое собрание, как сейчас Виджай Кришна прабху или Виджай Говинда собирают собрания по поводу празднования Вьяса-пуджи, они распределяют департаменты. Перед раджасуей Юдхиштхира собрал всех вокруг себя и сказал: “Давайте, у нас департаменты будут, мы должны организованно провести это большое мероприятие. Тысячи людей придет.” И каждый человек сказал: “Я буду то, я буду это…” Каждому поручили то, что ему нравится. Дурйодхану поручили принимать подарки (смех), это его профессия была. Каждому распределили, каждый был глава департамента. Кришна сказал: “А можно мне отвечать за чистоту ног брахманов? Можно я им стопы буду мыть?” Он сам, Его никто не просил, Кришна сказал: “Это то, что Я хочу сделать.” И здесь еще раз Бхишма говорит: “Я смотрю на любовь Кришны, на то, что Кришна делает ради вас и я наслаждаюсь этой любовью со стороны. Он ради вас делает все, что угодно, ради вас Он готов на все. И один вид этой премы вселяет любовь в мое сердце.”
Я начинал свой небольшой семинар именно с этого, с того, что я говорил, что когда мы читаем “Шримад-Бхагаватам”, мы должны попытаться понять Кришну как Личность, мы должны встретиться с Ним на страницах “Шримад-Бхагаватам.” Есть знаменитый стих, который Шива произносит. Он говорит: “Я знаю, “Шримад-Бхагаватам”, понимаю, Шукадева Госвами понимает “Шримад-Бхагаватам”, Вьясадев может понимает, а может – нет, я не уверен до конца. Все! Кто еще понимает “Шримад-бхагаватам”, тут есть кто-то, кто понимает “Шримад-Бхагаватам?” Понять “Шримад-Бхагаватам” значит увидеть на страницах “Шримад-Бхагаватам” Кришну и почувствовать Его любовь, хотя бы чуть-чуть.
Я пытался сегодня чуть-чуть рассказать, не знаю, удалось мне или нет, как мне удастся, если я сам ее не испытываю? Но, кто-то у меня недавно спросил, мне рассказывали по замечательный ответ Чайтанья-Чандры Чарана, когда у него спросили: “Как развить личные отношения с Кришной?” Он сказал: “Я сейчас скажу вам секрет, никому другому никогда раньше не говорил. Просыпайтесь рано утром и повторяйте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Кто-то у меня тоже спросил: “Как повторять Святое Имя? Как повторять Святое Имя, чтобы был вкус?” Как повторять Святое Имя, чтобы действительно сосредоточенным быть на нем? А очень просто – для этого надо помнить, кто такой Кришна и кого мы зовем, когда мы повотряем Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Он тут, Он в нашем сердце, Он ждет, когда мы Его по-настоящему пригласим, когда мы Его позовем по-настоящему, когда мы поймем, что Он Личность и что Он готов любовь Свою давать каждому из нас. И когда мы почувствуем это, что Кришна в моем сердце и что Он смотрит на меня глазами, полными слез… Как когда мы зовем или повторяем имя, с которым ничего не связано, естественно у нас никакого вкуса нет. Но если мы повторяем имя своего возлюбленного или того, с кем у нас очень много связано, то просто это имя вызывает бурю воссторга в нашем сердце и когда мы повторяем Святое Имя, чтобы у нас были личные отношения с Кришной, мы должны повторять Святое Имя именно таким образом: Кришна – Он живая Личность и Мы зовем Его и Мы просим у Кришны: “Кришна, пожалуйста, дай мне возможность служить Тебе. Я хочу служить Тебе, я не хочу ничего другого, Ты можешь появляться передо мной, можешь не появляться передо мной:
ашлишья ва пада-ратм пинашту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва
ятха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са ева напарах
Ты все равно будешь моим господином, потому что у меня нет другого выхода, я люблю только Тебя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Спасибо большое.
************
У нас еще одно мероприятие, подождите, не расходитесь, пожалуйста. У нас еще одна важная вещь. Это наша удивительная сампрадая, где удивительный Бог, который посылает испытания Своим преданным, а преданные все равно Его любят, несмотря ни на что. И сегодня я хотел бы дать посвящение одной матаджи, которая, к сожалению завтра уезжает с этого фестиваля, но мне бы хотелось, чтобы вы все здесь остались и чтобы вы все благословили ее на чистое преданное служение. (крики “Харибол!”) А где Татьяна, она где-то там сидела? А, она идет. На самом деле очень важно, потому что, я уже объяснял в течение этого небольшого семинара или серии лекций о том, что люди хватаются за остатки надежды, за обрывки надежд, что материальные привязанности очень сильны и когда человек делает этот шаг, когда человек дает обет перед Божествами, перед духовным учитлем, перед преданными, смысл его обета в том, что он обещает пытаться развить любовь и личностное отношение к Кришне. Сегодня Татьяна из Силомяя дает такие обеты. Она приехала сюда из Эстонии, несколько месяцев тому назад она сражалась с очень страшной болезнью и так или иначе она, по милости Кришны, преодолела эту болезнь, и особенно, если сейчас преданные былагословят ее, она сможет полностью избавиться от всех остатков этой болезни. Она мне сказала в нашей беседе, что “Я больше всего люблю служить преданным.” (крики “Харибол!” и громкие апплодисменты), а это то, что больше всего любит Кришна, когда Кришна видит это, когда Кришна чувстувет это, когда Кришна видит в человеке искреннее желание служить, то сердце Его плавится, плавится от любви. И сегодня поэтому мы примем обеты у Татьяны, пожалуйста, скажите, каким обетам вы будете следовать всю свою жизнь? Микрофон.
— Спасибо большое, дорогие преданные. Я обещаю перед Их Светейшествами и перед своим духовным учителем повторять не меньше двадцати двух кругов джапы каждый день. (апплодисменты) Я обещаю никогда не принимать интоксикации, никогда не есть мяса, яйца, рыбу ну и все сопутсвующее, и не играть в азартные игры. Всегда хочу служить преданным.
— Вы забыли еще один принцип.
— (Смеется) А-а, четвертый принцип, обязательно, да. Обязуюсь. Я всегда хочу служить преданным …
— Обязуетесь что делать? (смех)
— Обязуюсь не заниматься незаконным сексом вообще, обязуюсь не заниматься сексом. Потому что Гуру Махарадж вдохновил меня давно уже не заниматься сексом (смех). Простите, пожалуйста, но это правда, ну это индивидуальный подход, это бессмысленное занятие, поэтому … (смех и апплодисменты)
— (Махарадж тоже смеется) Похоже, вы вдохновили всех остальных (смех). Это то, как система парампары работает.
— Просто как бы в свете пережитых событий я поняла, что только служение Вайшнавам и преданным – это самое лучшее занятие в жизни. Спасибо большое вам за все, за то, что вы есть, мои любимые, самые любимые люди, которые есть – это преданные Кришны и больше никого не может быть (апплодисменты).
— Спасибо большое. От имени Шрилы Прабхупады и всей гуру-парампары и Гуру Махараджа, я принимащю ваши обеты и даю вам новое имя, это имя Шримати Радхарани, но трудно нам его спонять смысл, оно имеет отношение к поэтике санскритской поэзии. Это имя означает ‘прекрасная как цветок растения Сезам’: Тилоттама. (крики “Джай!”) Пусть Шримати Радхарани и Кришна будут всегда миолостивы к вам. Спасибо.