Аннотация:
Вопросы о святом имени: повторение в уме; чёткость и скорость произношения; повторение на счётчике; увеличение и уменьшение количества кругов.
Другие вопросы:
об авторах гаятри-мантр; о важности чтения «Шри Чайтанья-чаритамриты»; о том, к чему приводит формальное преданное служение; о стабильности в соблюдении регулирующих принципов; о следующей жизни преданного; об обращении к полубогам; о чтении книг Шрилы Прабхупады и накоплении «сухой» гьяны; о садхана-бхакти и садхана-крии; о втором посвящении для матаджи; как развить вкус к посещению святой дхамы; как обрести духовные желания.
Вступительное слово от Варшаны прабху: Харе Кришна, дорогой Гуру Махарадж, дорогие вайшнавы! Примите поклоны. Рад всех приветствовать здесь. Мы хотели попробовать новый формат встреч, где будут даны ответы на вопросы учеников. И сегодня собрались региональные координаторы, а в следующий раз мы пригласим преданных, которые хотят задать личные вопросы. И сегодняшняя тема у нас в основном связана с духовной практикой, садханой, выполнением наставлений духовного учителя. Мы подобрали часть вопросов на эту тему. И, в принципе, мы не спешим пройти все эти вопросы. Как вам, Гуру Махарадж, удобно по времени, столько и пройдём. Хотелось бы главное, основное затронуть. Сейчас я открою первый вопрос, который задаёт один из учеников.
Гуру Махарадж: Я тем временем прочту мангалачаранам.
Вопрос: Первый вопрос у нас от Вилас-бихари прабху. Он спрашивает: “Не так давно вы дали небольшую лекцию, в которой объясняли, что не стоит повторять святое имя в уме, не достигнув достаточно высокого духовного уровня, — когда святое имя само звучит в уме. Это наставление касается только 16 кругов?» В связи с чем он это спрашивает? Он говорит, что временами слышит рекомендации от преданных, что нужно повторять святое имя всё время, без остановки, даже во время разговора с другими людьми или во время любых других дел. И он не понимает, стоит ли так делать. Так же он вспоминает вашу лекцию, где вы говорили, что иногда ночью повторяете святое имя, а утром просыпаетесь с ним на устах. Он просит разъяснить это наставление о том, что не стоит повторять святое имя в уме, если духовный уровень начальный.
Ответ Гуру Махараджа: Шрила Санатана Госвами, если я не ошибаюсь, говорит о том, что есть два вида святого имени. Одно называется санкхья, а другое – асанкхья. Не то, что есть два вида святого имени, есть два вида практики повторения святого имени. Один вид практики подразумевает учёт. Мы считаем, сколько кругов мы повторили, сколько раз мы повторили святое имя. И это то, что мы обычно называем джапой. И есть асанкхья-нама — святое имя, которое мы постоянно повторяем в уме (когда вспоминаем, тогда и повторяем). Идём и повторяем святое имя. И это две принципиально разных формы практики. Когда я сажусь с чётками и медитирую — это называется джапа, моя джапа-медитация. И при этом на начальных этапах желательно повторять святое имя вслух, чтобы человек мог слышать, чтобы было задействовано его чувство слуха. Не стоит злоупотреблять этим безмолвным повторением святого имени. Что касается повторения, которое мы не считаем — помимо 16, 20 или 64 кругов, в зависимости от того, какой обет человек держит, — то там он может повторять как угодно: в уме, вслух, не вслух, всё равно. Это две разных формы духовной практики, и не стоит путать одну с другой. Одну – наше определенное количество кругов, которые мы дали обет повторять ежедневно, мы должны на начальных этапах повторять вслух до тех пор, пока имя не будет постоянно звучать в уме. И мы можем видеть, что у Харидаса Тхакура был обет повторять три лакха святых имен. Из них один лакх он повторял вслух, другой — еле слышно и третий — про себя.
Вопрос: Получается, что если рассматривать подход, который даёт Чайтанья Махапрабху — что мы можем всегда повторять святое имя, и нет никаких правил, — это просто не имеет отношения именно к джапе, да? Для неё всё-таки есть правила…
Ответ Гуру Махараджа: Есть. Потому что в этом стихе говорится смаране на калаха. Для того, чтобы помнить о святом имени нет никаких конкретных правил и какого-то определенного времени. Когда речь идёт о джапе, то там они есть. А так святые имена можно вспоминать, смаране, в любой момент.
Вопрос: Спасибо большое! Ещё один вопрос в отношении святого имени задаёт Кривченко Денис. Он спрашивает: «Рекомендуется четко выговаривать все звуки святого имени и при этом читать круг за 5-6 минут. При таком темпе теряется всякий вкус к повторению». И ему гораздо понятнее идея о том, что экстаз можно ощутить от повторения одного слога святого имени, а не от многократного его произнесения на большой скорости. Вы могли бы это прокомментировать? И отдельно он хочет спросить, какое должно быть дыхание во время джапы и можно ли вообще быстро вдыхать ртом?
Ответ Гуру Махараджа: Рекомендация повторять святое имя с определенной скоростью даётся именно для того, чтобы человек не соскучился. Потому что, когда человек — особенно на начальных этапах духовной практики, когда у него ещё нет очень большого вкуса — начинает медленно с расстановкой повторять святое имя, то это немножко сложно. Так как у человека есть какая-то энергия страсти внутри, ему хочется побыстрее это делать. И в принципе, такое расторопное повторение помогает сосредоточиться на звуке святого имени. Но это правило не является абсолютным. Каждый человек должен сам для себя определить ту скорость, с которой он повторяет и одновременно сосредотачивается на звуке святого имени. Далеко не все люди находятся на таком уровне, когда каждый слог святого имени привлекает их. Если вы находитесь на этом уровне – честь вам и хвала! – повторяйте с той скоростью, с какой можете. Так или иначе, суть не в этих формальных правилах. Они не являются строгими, это всего-навсего рекомендации. Смысл в том, чтобы помочь, так или иначе, сосредоточиться на этом процессе, сделать так, чтобы ум в минимальной степени убегал и отвлекался на какие-то другие предметы. Всё то, что помогает вам — хорошо. Что касается дыхания, то, опять же, каких-то определенных правил нет, хотя есть йогические практики. Насколько я помню, одна из них называется «Аджапа-джапа». Когда человек максимально на выдохе повторяет. Но это скорее йогическая практика, хотя некоторые Гаудия-вайшнавы, в том числе и достаточно заметные Гаудия-вайшнавы в истории нашего Движения, пользовались этой техникой. Но, опять же, каких-то конкретных правил нет. И мой опыт показывает, что если начинаешь следить за дыханием, то ум очень быстро отвлекается от святого имени, поэтому сам я не слежу за ним, а повторяю так. Вернее, стараюсь повторять сосредоточенно, а дышу как придётся.
Вопрос: Спасибо большое за этот ответ. Ещё один вопрос у нас также на тему святого имени. Задаёт Локустникова Алёна, если я правильно прочитал ее фамилию. Она говорит, что в одной из лекций вы рассказывали о повторении джапы на счётчике и о том, что эта практика способствует развитию демонических качеств. Она смущена этим утверждением и поэтому спрашивает: «Я понимаю, что повторение святых имён на чётках намного благоприятнее, но иногда обстоятельства так складываются, что часть кругов приходится читать на счётчике. Безусловно, я стараюсь делать это внимательно. Неужели такая джапа не просто бесполезна, но и вредна?» Вот такой вопрос она задаёт. И она вспоминает слова Господь Чайтаньи, который говорил, что святое имя можно повторять везде и нет строгих правил. «Неужели, произнося имя Кришны и нажимая при этом на кнопку счётчика, я становлюсь демоном?» Она просит прощения, что спрашивает такие элементарные вещи, но при прослушивании одной из лекций у неё появился такой вопрос. Прокомментируйте, пожалуйста.
Ответ Гуру Махараджа: Демоническим является не повторение святого имени на счётчике. Повторение святого имени по определению не может быть демоническим и не может способствовать развитию демонических качеств. К этим вещам может приводить неправильное отношение к процессу. И, к сожалению, когда человек повторяет на счётчике, то вероятность того, что его отношение к этому процессу будет не очень правильным больше, чем если он садиться и повторяет на чётках. То есть, счётчик для чего обычно используется? Человеку нужно оттарабанить какое-то определенное количество святых имен, и чтобы не забыть он кликает, при этом занимаясь какими-то другими делами. Это отношение к повторению святого имени питает не очень благоприятные тенденции в нашем сознании. Если вы сидите и повторяете святое имя на счётчике, стараясь при этом сосредоточиться, то ничего дурного в этом нет. Если у вас действительно нет другого выхода и приходится повторять на счётчике,то это тоже хорошо. Просто не повторяйте святое имя всуе. Именно это имелось в виду, когда говорилось, что не рекомендуется повторять святое имя на счётчике. Потому что счётчик обычно используется, чтобы повторять всуе. Шри Чайтанья Махапрабху не повторял святое имя на чётках. Он повторял святое имя на верёвочке с узелками. В этом смысле счётчик мало чем отличается от такой верёвочки. Если отношение к этому процессу правильное, то это вполне допустимый способ. Может быть, он не самый лучший, потому что соприкосновение с Туласи даёт дополнительные блага при этом, но вполне приемлемый, если мы относимся правильно к самому процессу.
Вопрос: Харе Кришна, Гуру Махарадж. Следующий вопрос тоже связан с правильным отношением к повторению. Матаджи Падмавати его задаёт. Он связан с уменьшением кругов. Когда сначала преданный стал больше читать, а потом меньше. Вопрос такой: «Часто говорится, что нет смысла увеличивать количество кругов, пока джапа не соответствует каким-то параметрам. А есть ли смысл уменьшить количество кругов, если видишь, что твоё воспевание очень далеко от этих идеалов? Потому что, даже если никому не распространяешься о своём воспевании, всё равно есть момент гордости, хоть разумом и понимаешь, что безосновательный. Может лучше, чтобы не подпитывать ложное эго, читать 16 кругов? Или, если Кришна позволяет довольно долгое время повторять больше, несмотря на невысокое качество, не нужно уменьшать?»
Ответ Гуру Махараджа: Что касается подпитки ложного эго, то оно так устроено, что будет находить подпитку в любых ситуациях. Повторяет человек 64 круга – его ложное эго будет подпитываться. Повторяет человек 3 круга – оно также будет подпитываться от того, что он будет говорить: «Вот я повторяю 3 круга, но зато очень хорошо». Не повторяет человек вообще ни одного круга – это не помешает его ложному эго становится всё более и более упитанным. Он найдет обоснование, как своё ложное эго подпитать. Так что ложное эго – это не повод для того, чтобы уменьшать количество кругов. Человек находится в тонусе, когда повторяет определенное количество кругов. И далеко не факт, что если он снизит их количество, он будет повторять это с лучшим качеством. Скорее всего, он будет повторять это с тем же самым качеством, но только меньшее количество кругов. Поэтому снизить количество кругов можно, но только в том случае, если действительно качество и сосредоточенность будут лучше. Что касается, ещё раз, ложного эго, то тут волноваться не нужно – оно найдет как подпитаться.
Вопрос: Спасибо большое. Гуру Махарадж, подскажите, пожалуйста. В связи с этим у меня возникает вопрос. Когда нужно увеличивать количество кругов? Когда можно почувствовать, что ты способен увеличить и делать это стабильно? Ведь вы говорите, что человек, который повторяет определенное количество кругов, даже если больше 16-ти, он все равно на одном уровне это делает. Да? Когда, в таком случае, есть необходимость в увеличении?
Ответ Гуру Махараджа: Когда у человека появляется желание и когда это перестаёт становится ему в тягость. Если человек берёт какую-то слишком завышенную норму для самого себя – исходя из соображений почёта, самоуважения или чего-то ещё – и при этом мучается, то потом у него развивается некое отвращение к этому процессу. Так лучше не делать. Если у человека действительно есть желание повторять больше, и он может делать это хорошо, то, конечно же, лучше, если он будет повторять дополнительные круги. Ещё раз, критерием в данном случае является чисто мое психологическое состояние. Есть люди, которые взвалили этот груз и добивают себя. Они испытывают постоянный стресс из-за этого. Нужно обязательно повторить святое имя. Они не могут ничего другого делать. И при этом внутренне повторяют святое имя из-под палки. Шрила Рупа Госвами даёт очень хороший критерий. Он говорит:
āдарāд анудинам кхалу саива джуштā
Анудинам – день ото дня, стабильно повторять определённое количество кругов. При этом с почтением, адарад, с уважением к этому процессу. Если, по той или иной причине, я не могу сохранить это почтительное, сознательное отношение к святому имени, то нужно задуматься: «Что мне нужно поменять и, может быть, я взвалил на себя слишком большую ношу?» Поэтому Гаудия-вайшнавы обычно говорят, что минимальное количество – это 4 круга. Бхактивинод Тхакур объясняет, что обычно человек начинает с 4 кругов или, как ещё называют, одной грантхи, одного узелка. То есть, когда человек повторяет 4 круга, можно считать, что он распутал один узелок своей кармы или один узелок своих материальных привязанностей. Разумеется, если человек уже взял на себя какие-то обязательства – например, повторять 16 кругов или больше, – ему нужно стараться выполнить их. Опять же, если какие-то обстоятельства мешают ему это сделать, нужно связаться с духовным учителем, объяснить эти обстоятельства, и, может быть, временно снизить привычное количество кругов. Но главное – это почтение, благоговение и сознательность, которые я вкладываю в этот процесс.
Вопрос: Матушка Падмавати задаёт ещё один вопрос: «Скажите, пожалуйста, а кто авторы?» Она говорит, что не помнит других авторов гаятри-мантр, которые мы повторяем. И просит назвать их.
Ответ Гуру Махараджа: Вишвамитра Муни принёс первую мантру, которую мы повторяем, или гаятри-мантру из «Риг-веды». Что касается гуру-гаятри и гауранга-гаятри, то их происхождение неизвестно. В какой-то момент развития нашей сампрадаи появилась гаура-гаятри, но я не знаю, откуда она взялась. Что касается кама-гаятри, то она приведена в «Брахма-самхите». Кама-гаятри или, по крайней мере, кама-биджа есть во многих других священных писаниях. Я затрудняюсь сказать насчёт гопал-гаятри-мантры. Постараюсь узнать. Сейчас ответить не могу на этот вопрос.
Прабху: Харе Кришна. Гуру Махарадж, тогда зачитаю следующий вопрос от Джанардана Кришны прабху. Он спрашивает: «Всё время мы слышим о важности ежедневного чтения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Но почти ничего не говорится о важности чтения «Шри Чайтанья-чаритамриты» и историй о Господе Чайтанье, хотя Шрила Прабхупада, безусловно, приложил массу усилий для того, чтобы издать всю «Чайтанья-чаритамриту». Отсюда вопрос: когда лучше начинать чтение «Шри Чайтанья-чаритамриты»? Правильно ли я понимаю, что вначале достаточно прочитать «Учение Шри Чайтаньи», а основной упор делать на изучение «Бхагавад-гиты» и чтение «Шримад-Бхагаватам»?» Недавно к нему пришло понимание и реализация, что он должен её читать. Начал читать с ноября месяца. Чувствует вдохновение. Правильная ли это реализация, скажем так? И можно ли продолжать? В общем, прокомментируйте, пожалуйста, про чтение «Чайтанья-чаритамриты».
Ответ Гуру Махараджа: «Чайтанья-чаритамриту» можно читать в любой момент, хотя Шрила Прабхупада говорил, что «Бхагавад-гита» – это букварь, а «Чайтанья-чаритамрита» – это уже уровень доктора наук или аспиранта. Postgraduate studies, то есть, когда человек уже закончил основной курс обучения, получил все основные дипломы и перешёл на более высокий уровень. Но, тем не менее, Шрила Прабхупада написал «Учение Господа Чайтаньи», которое является кратким изложением «Чайтанья-чаритамриты» практически сначала. Он сделал очерк жизни Господа Чайтаньи в качестве предисловия к «Шримад-Бхагаватам», потому что жизнь Господа Чайтаньи является ключом к пониманию «Шримад-Бхагаватам». Человек, на самом деле, ничего не поймет в «Шримад-Бхагаватам» по-настоящему, если он не будет знать о Господе Чайтанье и о том, каким образом Господь Чайтанья реализовал «Шримад-Бхагаватам» в Своей жизни. Поэтому нет абсолютно никакой беды, если мы начинаем читать «Чайтанья-чаритамриту» сразу. Чтение этой книги поможет нам, в том числе, лучше понять «Шримад-Бхагаватам» и даже «Бхагавад-гиту», потому что наша интерпретация «Бхагавад-гиты» в каких-то существенных элементах отличается от распространенных интерпретаций в других сампрадаях. Шри Чайтанья Махапрабху принес уникальное учение, и чем лучше мы знаем это учение, тем яснее, в свете этого учения, мы сможем понять наставления других шастр.
Вопрос: Да, спасибо, Гуру Махарадж. в Антья-лиле достаточно сокровенные вещи обсуждаются: настроение Шримати Радхарани, игры гопи с Кришной. Я бы сказал, что там обсуждаются похожие вещи, примерно на уровне книг о Кришне, которые пишут ачарьи. Вот что с этим делать? Нормально ли это читать в начале?
Ответ Гуру Махараджа: В «Чайтанья-чаритамрите» — не только в Антья лиле, но и в Ади лиле тоже — обсуждаются достаточно сокровенные вещи, касающиеся прихода Шри Чайтаньи Махапрабху. Но, тем не менее, так как это всё подаётся через призму жизни Шри Чайтаньи Махапрабху, в них очень трудно сделать ту ошибку, которую обычно делают неофиты, когда они читают описания тех же самых лил в «Шримад-Бхагаватам» или в писаниях ачарьев-вайшнавов. Все эти лилы преломляются сквозь личность и сквозь безупречный характер Шри Чайтаньи Махапрабху, и даже в самом начале если человек читает эти лилы, то он все равно получит благо, потому что там сложно ошибиться в этом. Но если вы чувствуете некую неловкость или неуместность этого, то никаких проблем нет в том, чтобы вернуться к «Бхагавад-гите». Она всегда с нами. Но, ещё раз, личность Шри Чайтаньи Махапрабху является достаточно могущественным антидотом от неправильных интерпретаций, истолкований всех этих лил.
Вопрос: Спасибо, Гуру Махарадж. Следующий вопрос от Мадхусуданы прабху. Вопрос по поводу лекции о трёх видах бхакти. Он спрашивает: «Говоря об аропа-сиддха-бхакти, вы упомянули, что человек предлагает свою деятельность Кришне, чтобы она не порождала новые желание в его уме. А в каком случае это действительно работает? Если мы просто формально скажем в конце: «Кришна, это для Тебя». Сработает ли это? Или человек должен сосредоточиться и очень искренне предложить это Кришне? Тогда только это не породит новые желания?»
Ответ Гуру Махараджа: Никакая формальность результата не приносит. В нашей жизни и так очень много формальностей внешних, поэтому зачем загромождать нашу жизнь какими-то новыми формальностями, новыми мантрами, которые мы повторяем. «Krishnarpana namostu» и так далее. Кришна говорит, что если я не вкладываю во что-то своей веры или своего сердца… А сердце и вера – это, в общем-то, синонимы, потому что слово шраддха происходит от слова хрид, сердце (по определенным этимологическим толкованиям). Если я не могу вложить сердца в то, что я делаю, то есть делать это с верой, то смысла в этом нет. И Кришна говорит в конце 17 главы «Бхагавад-гиты», что всё то, что человек делает без веры ничего ровным счётом ему не приносит, не даёт. Поэтому просто сделать что-то, потом произнести: «Krishnarpanam namostu», — ничего не даст. Чтобы что-то произошло, человек должен вложить своё сердце в эти слова.
Благодарственное слово Вершины прабху: Спасибо большое. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить, Гуру Махарадж, за этот семинар из этих двух лекций про аропа-сиддха-бхакти, санга-сиддха-бхакти и сварупа-сиддха-бхакти. Я прослушал его, подробно законспектировал. У меня появилось такое сильное желание. Я стал анализировать, что происходит в моей жизни в течение дня, к какой категории моя деятельность относится. Как её можно трансформировать. Меня это очень сильно заставило задуматься, переоценить многие моменты. Я от всего сердца благодарю вас, что вы так ее представили подробно, легко, достаточно доступно. Правда, очень важная тема. Спасибо большое вам!
Вопрос: Следующий вопрос от преданного, который не представился. Он спрашивает: «Какова самая эффективная стратегия в достижении стабильности соблюдения регулирующих принципов?» Ситуация такая, что у этого преданного начальный энтузиазм уже закончился. Вместе с тем, нет поддержки от преданных, нет отношений каких-то глубоких, нет инициации и сопутствующей ей поддержки. Чувствует себя одиночкой на этом пути, ущербным, потому что не может соответствовать каким-то даже минимальным стандартам. Для него соответствие им — это не что-то само собой разумеющееся. Что делать, чтобы стабильно этим принципам следовать в такой ситуации?
Ответ Гуру Махараджа: Следование 4 регулирующим принципам далеко не само собой разумеющаяся вещь. И мы можем видеть это на примере даже очень возвышенных преданных, которые иногда становятся жертвой каких-то отклонений. Поэтому, во-первых, не нужно принижать этот стандарт. Хотя Шрила Прабхупада выставил его как некую точку входа, входной билет в сознание Кришны. Но сам Шрила Прабхупада часто говорил, что это не так просто. Особенно, когда речь идёт о так называемом 4 регулирующем принципе. Что касается самой эффективной стратегии, то во всех формах преданного служения – это садху-санга. Потому что, когда мы общаемся с возвышенными преданными, то их духовный уровень естественным образом как-то легко передается нам, очищение происходит быстро. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху в своих наставлениях Шриле Рупе Госвами сказал, что когда росток бхакти только появился в нашем сердце, его очень легко растоптать и нужно тщательно отгородить его штакетником, забором. И этим забором является садху-санга, то есть общение с возвышенными преданными. Именно общение с такими преданными — личное или мысленное, когда мы слушаем их лекции, когда мы думаем о них, когда мы, так или иначе, соприкасаемся с их учениками — поможет нам очень быстро придти к такому уровню, которого своими усилиями достичь не так-то просто. Вот поэтому:
садху-санга садху-санга сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
Все шастры говорят о том, что даже небольшое общение с преданными может помочь человеку достичь всех совершенств, в том числе и совершенства в следовании регулирующим принципам.
Вопрос: Спасибо, Гуру Махарадж. Правильно ли я услышал, что здесь важным является настроение своего предания, что я сам не могу это делать, да? Что это приходит от Кришны, от преданных, от вайшнавов. И вот это настроение – слушать лекции, общаться с учениками, да?
Ответ Гуру Махараджа: Да. Это настроение служения помогает человеку, так или иначе, получить опыт, который имеет человек, которому он служит.
Вопрос: Причём для этого необязательно рядом находиться с этими возвышенными вайшнавами? Можно делать это служение на расстоянии…
Ответ Гуру Махараджа: Если такой возможности нет, то мы должны всё равно мысленно… Человек может физически рядом находиться, но при этом в уме находиться очень далеко. И наоборот, человек может находиться далеко, но при этом в уме быть подле святого человека, садху.
Вопрос: Спасибо большое. Следующий вопрос как раз про совершенство жизни преданных ИСККОН. Яшода-кумар его задаёт. Он спрашивает: «Достигают ли в следующей жизни Бхаума Вриндавана те личности, которые посвятили себя ИСККОН, служению преданным, проповеди, но не дошли при жизни до бхавы и осознания экадаши-бхавы? Что с ними происходит?»
Ответ Гуру Махараджа: Шрила Прабхупада, когда ему задавали подобного рода вопросы говорил, что в свой срок, когда нужно, когда ты будешь готов, я открою тебе всё это. Где это произойдет? В Бхаума Вриндаване или на каком-то другом плане бытия — это целиком в ведении Шрилы Прабхупады. Он заботится о своих последователях и сделал для них много поблажек. Он понимал, что мало кто из них готов достичь самых возвышенных состояний бхакти. Но при этом Шрила Прабхупада не мог оставить их просто так. Он продолжает вести их. И я не думаю, что можно дать какой-то конкретный один универсальный, штампованный ответ на этот вопрос: «Да, все попадают в духовный мир. Да, все попадают в Бхаума Вриндаван. Да, все попадают ещё куда-то». У каждого человека свой путь в зависимости от его искренности, в зависимости от его потребностей. Кто-то может родиться ещё раз здесь и продолжить своё служение Шриле Прабхупаде или ачарьям. Для кого-то другие варианты более подходящие. Я знаю одного очень старого преданного из первого поклонения, который говорит: «Я не хочу никуда уходить. Я хочу здесь родиться, чтобы продолжать служить Шриле Прабхупаде». Ну, наверное, Шрила Прабхупада откликнется на это его желание.
Вопрос: Спасибо большое. Харе Кришна, Гуру Махарадж. У меня вопрос от Кузнецовой Ольги. Она задаёт интересный вопрос: «Кришна не выполняет мое материальное желание. Может быть, тогда стоит обратиться к Махадеву? Или всё равно Махадев будет всё согласовывать с Кришной?»
Ответ Гуру Махараджа: (Смех.) Почитайте «Бхагавад-гиту». Есть хорошее высказывание. Я уже не помню, кому оно принадлежит: «Будьте осторожнее со своими желаниями, иногда они исполняются». Если Кришна не выполняет ваши материальные желания, подумайте как следует. Может быть, Он лучше знает, к каким плачевным последствиям приведет их исполнение. Что касается других полубогов, то они обязаны выполнить наши желания. Кришна про Себя в «Шримад-Бхагаватам» говорит: «Я очень избирательно отношусь к исполнению желаний». И если исполнение того или иного желания, увеличит или разожжет другие материальные желания, материальный вкус в человеке, то Кришна не будет исполнять это желание. Ещё раз, просто задайте себе вопрос: «А так ли мне нужно, чтобы исполнилось это желание?» Махадев может исполнить ваше желание, но я даже не хочу много об этом говорить. Доверьтесь разуму Кришны. Это будет более правильно, чем метаться из стороны в сторону и пытаться любой ценой исполнить свои желания.
Вопрос: Следующий вопрос задаёт Кришна-кирти прабху. Он прослушал лекцию, которая называется «Садхана лидера». Он говорит, что в ней вы рассказываете о вреде получения большого количества теоретического знания. А с другой стороны говорится нитйам бхагавата севайа. То есть изучение «Бхагаватам» должно быть ежедневным. И он спрашивает: «Порой понимаешь, что реализация истины одной шлоки «Шримад-Бхагаватам» может занять всю жизнь. Как это согласуется?» То есть, с одной стороны, нужно ежедневно изучать «Шримад-Бхагаватам», а, с другой стороны, избыточное теоритеческое знание вредно.
Ответ Гуру Махараджа: Изучение «Бхагаватам» не является теорией. Потому что изучение «Бхагаватам» – это способ получить духовный опыт, это определенная практика. Поэтому говорится: нитйам бхагавата севайа. Скажем, в йоге, если я изучаю «Йога-сутру», то это теория. Потом я должен попытаться реализовать эту теорию, следуя правилам «Йога-сутры», правилам йоги, занимаясь определенной практикой. Но в нашем случае изучение «Шримад-Бхагаватам» – это часть духовной практики, то есть способ получить опыт, а не способ увеличить теоретические познания. Именно так нужно относиться к чтению «Шримад-Бхагаватам». Так что никакого противоречия нет.
Вопрос: То есть, если так рассматривать, изучение «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагватам», «Чайтанья-чаритамриты» не относится к теоритическому познанию, да? Это садхана.
Ответ Гуру Махараджа: Да, это садхана, это часть нашей садханы. И, когда Нарада Муни в седьмой песни «Шримад-Бхагаватам» говорит о том, что не нужно читать слишком много книг. И когда Шрила Рупа Госвами повторяет то же самое в своих запретах в «Бхакти-расамрита-синдху», в нишедах: баху-грантха и т.д., то в эту категорию чтения множества книг не входит «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита» и «Чайтанья-чаритамрита». Шрила Прабхупада говорил: «Вот читайте эти три книги, все остальное можете не читать».
Вопрос: Спасибо большое. Следующий вопрос от Ананта Кришны прабху. Он спрашивает: «Мы практикуем садхана-бхакти, целью которой является бхава. Каковы критерии, как понять, занимаешься ли ты садхана-крией, просто упорядоченной деятельностью, или практикуешь садхана-бхакти?»
Ответ Гуру Махараджа: Если я удерживаю цель в ракурсе, действительно стремлюсь к обретению какого-то возвышенного состояния (при этом я хорошо понимаю, на каком уровне нахожусь, какие промежуточные цели у меня есть), то я буду отслеживать свой прогресс по тому, как я буду достигать каких-то промежуточных целей. Например, вкуса к повторению святого имени, вкуса к слушанию кришна-катхи. Вкус к повторению святого имени – это ещё не бхава, но уже какой-то хороший задел, хороший индикатор того, что я стал немножечко ближе к этому состоянию. Если у меня появляется более конкретная, живая привязанность к Кришне, к слушанию каких-то рассказов о Нём или каких-то аспектов философии, связанной с Кришной – это тоже хороший признак. И, конечно же, главным признаком является то, что у меня развивается смирение. Чем дальше я занимаюсь этим, тем сложнее мне становится делать это. В том смысле, что я понимаю, насколько долгий путь мне предстоит. Если наоборот, моя гордыня растет как на дрожжах без веских на то оснований. Или только на основании, что я тарабаню что-то каждое утро…
(Прерывается.)
Продолжение ответа Гуру Махараджда: Последний момент, я говорил о смирении. Если, я становлюсь все более и более смиренным, если у меня появляется желание уважать других, развивается внутреннее терпение вместе со вкусом, если я действительно понимаю, насколько в незавидном положении я нахожусь, то хорошо. Значит, я приближаюсь к заветному состоянию. Если, наоборот, моя гордыня растет как на дрожжах без всяких на то оснований, ну, наверное, я делаю что-то не то.
Вопрос: Спасибо, Гурудев. Гуру Махарадж, как вам по времени? Сейчас у нас по Москве 14:22. У вас как ещё, есть время с нами общаться?
Ответ Гуру Махараджа: Ну давайте ещё 8 минут эти.
Вопрос: Хорошо. Я думаю, что это последний вопрос. Оставшиеся досмотрим, если успеем. Матаджи Киртирани задаёт вопрос: «Нужна ли замужней матаджи (муж у неё инициированный преданный) вторая инициация? Дома есть Божества». Она говорит: «С одной стороны, есть информация, что полная дикша – это получение второго посвящения. И именно дикша позволяет достичь успеха в жизни, обрести любовь к Кришне. Но, с другой стороны, есть информация, что вторая инициация нужна только тем, кто активно проповедует и активно занят в миссии Шрилы Прабхупады». И если мы посмотрим на жизнь матаджи – обычно это служение мужу, детям, семейным Божествам, оно не позволяет совершать какой-то активной проповеди или активно участвовать в жизни общины, например. Она говорит, что очень хочется прожить жизнь не напрасно и обрести любовь к Богу. С другой стороны, не факт, что получится дожить до момента, когда вырастут дети и будет время на активную проповедь. В связи с этим у неё вопрос: «Нужна ли вторая инициация для матаджи, которая замужем и имеет детей?»
Ответ Гуру Махараджа: У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, если мы посмотрим, что пишет Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе», то увидим, что там он действительно придавал дикше большое значение. Сам Шрила Прабхупада на практике придавал гораздо большее значение святому имени. В каком-то смысле, это бхагавата-дикша. Если получение мантры – это панчаратра-дикша. И она имеет свое место и большую роль в нашей практике. Но Шрила Прабхупада, совершенно очевидно, придавал гораздо большее значение повторению святого имени, киртану и так далее. С другой стороны, он не ставил таких уж строгих принципов, что только тот, кто проповедует может получать вторую инициацию. То есть, я бы сказал так: с одной стороны, не волнуйтесь, делайте что можете, старайтесь повторять святое имя. Но при этом не обязательно ждать, когда все дети вырастут и отправятся в разные стороны, а вы начнёте вдруг проповедовать. Можете получить инициацию и до этого. Это тоже хорошо и правильно. То есть, с обеих сторон у вас всё хорошо. С одной стороны, святое имя у вас уже есть. А с другой стороны, на самом деле, ничто не мешает вам получить второе посвящение тоже.
Вопрос: Спасибо большое. Это, как я понимаю, в большей степени личные вопросы. Мы в следующий раз обязательно хотим пригласить преданных, которые задают вопросы, чтобы они и ответ услышали, и вы их увидели. Заранее рассказам им про это, и тогда они смогут быть вместе нами на связи. Сегодня у нас тестовая встреча ответов на вопросы. Спасибо. Матаджи Наталья Яцемирская задаёт вопрос. Он касается развития отношений со святой дхамой. Она спрашивает: «Как развить вкус? И почему этот вкус может отсутствовать? У меня дома перед глазами висит изображение Вриндавана. Я смотрю ролики про Вриндаван, как преданные счастливы там, слушаю истории, лекции, даже книгу купила. Молюсь Кришне, как понять, что делать, спрашиваю преданных, а в душе пустота. Кто-то говорит, что просто нужно не думать, а ехать». И вот у неё сомнения, что нужно ли ехать, если у нее нет вкуса к святой дхаме, нет каких-то отношений и желания? Как развить?
Ответ Гуру Махараджа: Ехать нужно, потому что святая дхама живая. И она может дать какой-то опыт, который мы сами никогда не получим. Не нужно думать, что мы сможем развить в себе какую-то привязанность к святой дхаме на месте. Надо поехать и посмотреть. Но главное при этом, как говорил сам Чайтанья Махапрабху в своих наставлениях Джагадананде Пандиту: «Если ты отправляешься в святую дхаму, будь всегда под руководством опытного преданного». Если это наставление было дано Джагадананде Пандиту, то насколько в большей степени оно относится к нам с вами. Он сказал Джагадананде Пандиту отправляться во Вриндаван, но во Вриндаване всегда быть рядом с Санатаной Госвами. У нас, к сожалению, нет возможности лично находиться под руководством Санатаны Госвами в святой дхаме. Но находится рядом с каким-то опытным преданным, который поможет нам раскрыть святую дхаму и сделать так, чтобы она стала нам ближе – это очень важно. Святую дхаму (это нужно всегда хорошо помнить) невозможно увидеть глазами, её можно увидеть только ушами. Поэтому, если рядом будет человек, который сможет раскрыть наши уши и пробудить в нас вкус, то ехать нужно. Если мы просто едем наобум, как турист, на всякий случай, то тогда не нужно.
Вопрос: Есть дополнительный вопрос к этому. От анонимного человека: «Если ещё нет отношений со Шрилой Прабхупадой и желания возвращаться в духовный мир, как тогда практиковать. Как вообще быть в этой ситуации?»
Ответ Гуру Махараджа: Желания развиваются. В любом случае, если мы прочитали книги Шрилы Прабхупады (хотя бы какие-то из них), у нас уже есть определённые отношения с ним. Что касается желаний, то желания меняются. У большинства людей нет желания покупать «Mercedes» или ещё что-нибудь. Но они видят рекламу, и у них появляется желание сделать это. Люди тратят очень много сил и денег на то, чтобы эти желания осуществить. Поэтому, не нужно быть зависимыми от своих желаний. Нам разум и дан, чтобы мы могли заниматься правильной деятельностью. Само по себе это ощущение или мысль о том, что я делаю то, что нужно, я делаю что-то правильное, уже приносит удовлетворение. А желание — если человек делает это правильно, в правильном настроении и общается при этом — появится. Не нужно подгонять появление желаний. Желания – это некий естественный процесс. И пока у нас нет духовных желаний, у нас, как минимум, может быть желание иметь такие желания, то есть вторая производная от желаний. Это всегда может быть. Оно порождается от разума. Поэтому надо читать книги Шрилы Прабхупады, общаться с преданными, желание придёт. Вот у меня сейчас есть желание закончить наше общение. (Смеётся.)
Вопрос: Спасибо огромное, Гуру Махарадж, за выделенное время и за ответы на вопросы. Мы опубликуем их для преданных, для всех, кто задавал эти вопросы, отдельно им пошлем. Опубликуем через рассылку для учеников, чтобы они могли послушать. Так же мы хотели их копить и сохранять, чтобы у людей всегда был доступ к ним. Как вам такой формат? Вам было удобно? Дайте отклик, пожалуйста.
Ответ Гуру Махараджа: Да, мне понравилось. Во-первых, то, что вопросы достаточно хорошо подобраны. Они все были глубокие. Мне понравилось такое общение. Мы можем развивать эту форму нашего общения. Благо интернет позволяет это делать в любой точке мира.
Ведущий: Да. Спасибо огромное вам! Спасибо большое всем преданным, кто принял сегодня участие. Харе Кришна! До новых встреч. Шрила Прабхупада ки-джай!