Семинар «Психология духовного поиска», Израиль, 2006 г. (Диск 76, л. 6)
Аннотация:
Сомнения и вера. Знание — это ответственность. Материальная привязанность. Роли, которые мы играем. 9 препятствий на пути йоги. Как я начал заниматься духовной практикой. Духовный опыт.
***
— Ом намо Бхагавате Васудевая
— Ом намо Бхагавате Васудевая (весь зал).
— Мантра это священный звук, который защищает наше тонкое тело, нашу душу, которая настраивает наше сознание на определенный лад. Сегодня мы будем больше говорить об этом, о том, что собственно дает нам мантра, каким образом мантра является механизмом духовного сознания. Я вчера после нашей вчерашней беседы разговаривал с Александром Григорьевичем. Мне было интересно его мнение. Он сказал, что он очень расстроился. Я спрашивал почему, неужели я такие плохие вещи говорил. Он сказал, мы все это изучаем и над этим думаем, а оказывается пять тысяч лет это уж все было известно. Это его слова. Но в сущности это факт, что очень многие вещи известны людям давным-давно. И что все проблемы, которые есть у нас сейчас были у нас и пять тысяч лет назад. Человек остается человеком, душа остается душой. И главная проблема того, что душа помещенная в материальную атмосферу остается той же самой. И стратегия решения этой проблемы, в сущности то же, те же самые. Может меняться какие-то внешние формы, но суть одна. Я хотел сегодня немножко повторить то, что мы проходили вчера.
Во-первых, потому что есть такая категория людей, которых не было вчера. Во-вторых, потому что даже для нас самих повторение на каком-то более глубоком уровне поможет глубже понять, о чем шла речь. Я вчера определил главную проблему человека. Проблема вот в чем, если в двух словах доводить его до последнего анализа то, что мы душа. И душа духовна по природе. К сожалению, душа помещена в атмосферу материи имеющую прямо противоположную природу. Как говорится в предисловии к «Бхагавад-гите», я вчера показывал эту книгу: что бытие души протекает в атмосфере не бытия. И в этом основная проблема. Мы вечны по природе, но живем не в вечном мире. Мы строи невечные отношение. И потеря этих отношение и потеря нашего статуса кво в этом мире — это трагедия. Но если делать еще один шаг это проблема. Это комбинация души и материи, духа вечного и блаженного по природе с материей, которая причиняет страдания и которая не вечна, проблематично сама по себе. Но это не было бы проблемой, если бы не существовало чего? Если бы не существовала привязанности между одним и другим.
На самом деле, если сформулировать основную нашу проблему, к которой сводятся все остальные — это привязанность. Несмотря на то, что душа духовна по природе и прямо противоположна по своей природе материи, тем не мение его связывают очень прочные узы. И мы постоянно находимся в этом неестественном состоянии. И я говорил о том, что и сам семинар называется «Психология духовного поиска» именно потому, что душа ищет самого себя и свою собственную природу. Но из-за привязанности к материи она не может делать это последовательно. Она постоянно колеблется, возвращается назад, осцеллирует между одним и другим. И собственно суть этого семинара, и суть любой духовной методики, любой духовной практики заключается в чем? В том, что бы избавиться от привязанности или нет? А можем мы жить без привязанностей?
— Нет (смех).
— Правильно (смех). Невозможно!
— Невозможно.
— Невозможно. Суть любой духовной методики заключается в том, чтобы материальные привязанности заменить на духовные. Потому что просто сказать избавься от привязанностей это, что значит повиснуть в вакууме, остаться непонятно где-то в пустоте, не понятно кто я, что я? Иногда люди говорят, избавься от эго своего. И кем я буду, если избавлюсь от своего эго? Эго — это я. То есть методика «Гиты», методика йоги заключается в том, чтобы материальные привязанности заменить на духовные привязанности. И духовная привязанность называется любовью. Материальная привязанность это привязанность, но привязанность к противоположностям: ненависть и отвращение. Духовная привязанность это любовь, и любовь не имеющая противоположность. Материальная любовь: от любви до ненависти один шаг. Вы знаете, да. И материальная любовь это не любовь в полном смысле этого слова. Духовная любовь это любовь, которая не имеет свои противоположности.
Но об этом немножко позже. Мне вначале хотелось повторить с вами одну очень важную вещь. Вернее не повторить, а более глубоко пройти. Я вчера говорил о том, что есть некое духовная стратегия. Стратегия духовного роста или духовного поиска. Стратегия нашего преображения, потому что перемены материальных привязанностей на духовные подразумевает переворот в душе. Подразумевает очень большие преображения нашей внутренней природы. И я сравнивал вчера материальную, ведическую стратегию, в айюрведе, каким образом все это происходит, в соответствие с духовной стратегией, потому что в сущности все создано по одному алгоритму. И сегодня мы немножко более подробно будем ее разбирать, потому что очень важно понять, что же должно с нами происходить? Мы писали, что есть три пункта, на самом деле их четыре. Сегодня мы поговорим еще о четвертом немножечко. Духовные стратегии, стратегии преображения человека. На самом деле, есть еще нулевой этап. Есть нулевой этап. Подготовительная, вернее нулевое. Так? В случае с материальной болезнью, что является импульсом, которое приводит нас к желанию очиститься, к желанию избавиться от болезни?
— Страдания. Боль.
— Страдания. Да боль. Сама болезнь. В случае духовных болезней, что является таким импульсом?
— То же самое.
— То же самое боль, отчаяние, страдание. Мы говорили вчера об этом, о йоге отчаяния. О том, как отчаяние, боль, страдания, неудовлетворенность в материальном мире может стать импульсом для моего духовного развития. Так? Что это проявление некоего нашего несовершенства, изначально несовершенства, в котором мы сами находимся, и с которым мы с вами должны бороться. Соответственно первым этапом излечения болезни, что является в айюрведе? Первым этапом излечения в обычной стратегии является то, что вам антибиотики прописывают?
— (не слышно)
— Да, первым этапом скажем так, является расслабление системы, размягчение системы. Потому что боль создает внутри напряжение. Боль она очень глубоко засела внутри, болезнь засела внутри. И соответственно вначале нужно систему размягчить, нужно помочь человеку как-то расслабиться, чтобы мы смогли, в конце концов, избавиться от причины этой боли. Так? Что является аналогичным этапом на пути духовного излечения? Как мы определим это? В начале человек приходит в отчаяние, горе. И от отчаяния, обычно люди что делают? От горя, от отчаяние, от безысходности человек, что начинает делать?
— Мечется.
— Наркотики начинает употреблять, у них опускаются руки, еще что-то такое?
— Деградация.
— Деградация. Но, на духовном пути, что должно произойти? Человеку нужно избавить от отчаяния, избавить от горя. Если мы будем внимательно читать «Гиту», то первая и вторая глава, особенно вторая. С самого начала второй главы Кришна все время говорит, избавься от горя, избавься от горя, перестань страдать, какой смысл страдать, какой смысл в твоих страданиях?
— Утешение.
— Утешение, можно назвать это так. Утешение или избавление от страха. Вчера я говорил о том, что когда у человека есть страх, он съеживается. Страх заставляет человека сжаться. То же самое происходит на ментальном уровне. Этот страх, в котором человек находится, горе, которое он испытывает, делает его не подходящеи сосудом для того, чтобы он вместил знание. Он не может вместить знание. Поэтому первое на духовном пути первое, что человек должен понять, он должен понять несколько вещей. Утешение не просто так, утешение это очень глубокая вещь, глубокий процесс, который должен с нами произойти. Каким образом мы избавляемся от этого страха? Или что происходит на этом пути? Несколько вещей. Первое — понимание того, что я вечен. Понимание того, что душа вечна. Пусть на уровне Вед. Душа вечна. И сегодня как я уже обещал практикум в своей вечности пройти. Убедиться в этом без гильотины (смех).
Нужно избавиться от горя, избавиться от страха. Нужно подняться над ним, в каком-то смысле. Потому что мы не пойдем дальше. На духовном пути мы не сможем пойти дальше до тех пор, пока у нас есть эта боль. Поэтому хотя боль является импульсом, для того чтобы мы встали на этот духовный путь. Первым этапом от нее нужно избавиться, нужно избавиться от основных каких-то вещей, которые мешают нам. И очень важную вещь на этом этапе, вернее даже еще до этого этапа, я одну очень важную вещь пропустил тут. Для того, чтобы избавиться от боли, от отчаяния, от болезни, для того, чтобы встать на духовный путь, какое качество необходимо как, по-вашему?
— Твердость.
— Твердость, еще какое?
— Решимость.
— То есть искреннее желание избавиться. Это с самого начала. Потому что еще раз, с самого начала твердость и решимость может и не быть, но должно быть искреннее желание избавиться. Не желание обманывать себя самого, не желание пользоваться какими-то полу мерами. И мы видим это на примере «Бхагавад-гиты». Опять же начало «Бхагавад-гиты», там одна и та же проблема показана на двух примерах. Один пример Дхритараштра, другой пример Арджуна. И тот и другой боятся. Но Арджуна излечивается от своего страха, а Дхритараштра нет. Почему? По одной простой причине, не хочет.
— Не хочет.
— Нет, не хочу. Вйасадев предлагал ему, я вчера приводил этот пример. Вйасадев предлагал ему: «Хочешь, излечу тебя от твоей слепоты, хочешь ты будишь видеть». Он сказал, нет, не хочу. Почему человек не хочет излечиться от своей боли? Вчера мы немного об этом говорили, но давайте сегодня скажем об этом еще раз сегодня. Кто не будь из вас, когда ни будь, хотел заболеть?
— В школу не хочу идти.
— Перед экзаменами, устраивает? (Смех). Хорошо бы заболеть. Правильно?
— Когда накапливается усталость, чувствуешь все…
— Да, нужно отдохнуть.
— Все, больше не могу, хочется дома…
— Да. То есть на самом деле болезнь это хороший выход. По крайне мере нам так кажется. Нам иногда кажется, что болезнь это хороший выход. Как было бы хорошо. О, проходить через это испытание не хочется. Так? Поэтому человек заболевает. На самом деле человек заболевает, потому что он хочет заболеть. И эта очень важная вещь. Он призывает на себя болезнь. Как, например, есть науки, которые изучают в частности вот эти вот вещи. Человеку плохо у него какое-то напряжение или еще чего-то такое. Это стратегенные болезни. Стратегенные болезни, это на самом деле попытка человека каким-то образом избавиться от стресса. С помощью болезни, у меня есть предлог, у меня есть причина, у меня есть справка, не трогайте меня. И мы приглашаем болезнь сами, а потом что случается, когда мы пригласили болезнь?
— Не можем избавиться.
— Да потом мы не можем от нее избавиться. Что происходит в результате этого? Мы пригласили болезнь и болезнь становиться нашей природой. К сожалению. И болезнь становиться сильнее нас. И даже когда мы хотим избавиться от нее, и даже когда мы пожалели, что я пригласил эту язву к себе. Ну, не хотел я этого, но уже невозможно избавиться. Человек попадает в заложники к своим собственным болезням. Он по слабости своей приглашает болезнь, а потом становиться еще слабее и уже не может избавиться. То есть болезнь это что-то вроде Джина. Мы приглашаем этого Джина: болезнь, невежество, слабость, все вот эти вещи, все наши проблемы. Мы приглашаем его к себе, и он начинает работать на нас работать. Да? А потом он что с нами делает?
— Съедает.
— Съедает. Да он становиться сильнее. Мы выпустили этого Джина из бутылки. Поэтому изначальное предварительное условие на духовном пути — это честность или искреннее желание. Я хочу дойти до конца. Я не хочу, все хватит. Так? Это первое условие успеха на духовном пути. Искреннее желание, в конце концов, положить конец всем проблемам. Потому что, что хорошо, что, в конце концов, проблема только одна. Когда у нас много проблем нам трудно их решить. Мы не знаем, как эту решить, как ту решить. Но, в сущности, проблема у нас одна. И все проблемы можно решить одним ударом. Но для того, чтобы эту процедуру провести нужно хотя бы предварительное желание — это честность.
Теперь дальше, насчет утешения, второй этап устранение страха или утешение. Это несколько вещей или несколько стратегий, которые человек должен употреблять и которые употребляет Кришна, когда Он проводит нас через это путешествие, исцеление или излечение нашего ума. Первое Он объясняет, что душа вечна, и мы об этом поговорим чуть-чуть позже. Второе что еще нужно нам чтобы утешиться, чтобы обрести силы, чтобы суметь так или иначе от болезни избавиться?
— Любовь?
— Надежда, любовь. Кришна говорит с самого начала в «Бхагавад-гите»: «Ты можешь это сделать, ты можешь, ты можешь!» Он называет Арджуну различными именами, которые должны польстить ему. Он говорит: «Ты благородный, ты сильный, ты человек, ты можешь это сделать». Потому что на этом этапе, если человеку начинать говорить обо всем этом он ответит: «Не, не, не лучше я пошел спать, не надо мне все этого не надо».
— Разве это не вера, разве это не надежда. Неверие, но надо верить, в это верить и надеяться?
— Вера, вера, на самом деле вера. Утешение происходит через веру. Людям, почему так нравиться вера, потому что она утешает. И на начальном этапе это неизбежная вещь. На начальном этапе должна быть вера, но в том числе вера в свои собственные силы. Человек должен почувствовать это. И не просто, если это говорит человек с искренней уверенностью глубокой, это не просто лень, не просто какая-то уловка. Так? Нужно призвать человека к тому, чтобы он вернулся к своей собственной природе. Потому что по природе своей он действительно сильный. И поэтому самый частый эпитет, который Кришна часто использует по отношение к Арджуне это — маха бахо. Маха бахо – значит могучерукий, тот, у кого есть много сил. Ты герой. Как эта слабость могла тебя одолеть. Как ты мог опуститься до такого состояния? Вспомни о том, кто ты есть на самом деле? Был такой фильм про супермена. Про то, как его прокляли, и он забыл, что он супермен. И он забыл, что он супермен, и он пошел и стал утешать себя, как это делают не супермены (смех). И стал утешать себя простым рабоче-крестьянским общедоступным способом. Чтобы выйти из этого заколдованного круга, в который человек себя помещает ему нужно напомнить, нужно напомнить о его достоинстве, о его природе. Ты можешь это сделать, ты способен на это дело, поэтому ты и родился человеком.
Человек это тот, кто может решить все свои проблемы в отличие от всех остальных. И соответственно это следующая вещь или следующая стратегия, которая есть — напоминания о силе, о внутренней силе которую мы утратили из-за всех этих наших проблем. Сила в нас есть, потому что это духовная сила. Как, например люди избавляется от болезни, например у человека рак. В принципе человек может избавиться даже от рака, даже на четвертой степени рака. Потому что духовная сила может преодолеть все эти материальные проблемы. И нужно напомнить человеку, что источник этой силы, сказать ему, что ты можешь это делать. Вселить ему веру или уверенность веру на этом этапе. Это очень важная вещь. И еще один важный аспект этого… Что еще можно сделать, по-вашему? Во-первых, вначале предварительно человека нужно избавить от страха, напомнить ему о его духовной природе, напомнить ему, что он не должен подчиняться всему этому и еще очень важная вещь должна быть она включает в себя понятие этой веры?
— Любовь.
— Вера на самом деле это зачаток любви, зародыш любви. Даже если нам не доступна любовь в полном смысле этого слова, если она не расцвела полностью в нашем сердце. Вот почему мы не можем начать.
Мы должны поверить в свою вечность, то, что я духовен по природе и одновременно с этим приходит уверенность в свои силы. Но еще что должно быть? Еще очень важная вещь еще, что должно быть?
— Путь.
— Да правильно в путь, что есть путь. Потому что было бы глупо, если бы я предположим, человек болеет раком, и я бы сказал, все ты душа. Да, да, хорошо я душа, а что теперь, что теперь. И мы бы сказали, ну ничего ты душа, лежи и умирай (смех). Но дальше мы могли бы сказали, есть путь. Есть путь, и этот путь приведет тебя к тому, что ты действительно сможешь реализовать эту свою природу. И мы можем видеть, что в начале «Гите» Кришна именно таким образом поступает. Он говорит:
нехабхикрама-нашо ‘сти
пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат (Б.-г., 2.40)
Иди по этому пути, и небольшое продвижение по этому пути может избавить тебя от всех проблем, от самого большого страха. Он конкретно говорит: даже один шаг по этому пути трайате махато бхайат избавляет тебя от самого ужасного страха. Даже если ты сделал всего лишь навсего один шаг. Это три вещи или три стратегии утешение. Обычно когда человек попадает в это отчаянное состояние, мы пытаемся ему помочь. А тут наверняка находятся люди, которые пытаются помочь не только себе, но и пытаются помочь другим. Ему нужно с самого начала дать ему эту веру. Веру в то, что он сильнее всего этого то, что у него есть духовная природа, которая может все победить и вера в путь, который приведет его к реализации этой духовной природы. И мы видим, как Кришна употребляет это. Это все вторая глава, самое начало «Бхагавад-гиты».
И обычно вторую главу «Бхагавад-гиту» читают на поминках. Человек испытывает горе или находится в отчаянном положении. Но, в сущности, это лекарство от всего остального. Как мне рассказал один преданный недавно. Он просто приобрел, купил «Гиту», купил книгу. Сразу человек не может следовать всему, сразу человек не может идти по этому пути. И он говорил, что когда мне было плохо, я просто смотрел на эту книгу, и мне легче становилось. Потому что уже само по себе это давало какое-то облегчение, какое-то утешение, какое-то избавление. И это очень важная вещь. Еще раз чтобы избавить нас от этой зажатости, от всех этих комплексов, которые у нас есть.
Теперь мы немножечко попрактикуемся, потому что я не знаю, дойду я до описания нашего ложного эго. Поэтому мы немножечко забежим вперед. Прежде чем мы перейдем к следующему этапу описания, мне хотелось бы объяснить, как Кришна доказывает вечность души. Вчера ко мне подошла Нина, и вы там сказали про …
— Нет, а ну…
— Потому что Кришна не просто дает аксиому, Он не просто говорит, что душа вечна. Он не просто говорит, что поверь в это. Мы вчера разбирали такой момент, что есть аксиома. Да? Мы говорили, что самым кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая. И доказать это невозможно, потому что в принципе невозможно доказать. Потому что чтобы доказать это нужно применить эту аксиому. Но с другой стороны, ну очевидно же, что это так и есть (смех). И в каком то смысле, то же самое делает Кришна. Когда он объясняет вечность души. Сначала Он говорит, это как аксиома душа вечна, есть ты. А потом он доказывает это многими способами, более того Он дает практический способ проверить это, убедится в этом на своем собственном опыте. И сегодня я в двух словах, сейчас поговорю об этом, как это делать, и мы с вами попрактикуемся в этом. Так?
Сначала он объясняет, очень знаменитый стих из «Бхагавад-гиты», Где Он объясняет, что вы уже меняли тела. Правильно? Вы были в другом теле, вы были ребенком, вы были подростком. Потом, как это не прискорбно мы становимся старыми. Потому что с нами случается? Потом совсем старыми (смех), потом неприлично старыми (смех), потом мы умираем. Ну, а потом в принципе мы рождаемся снова. Потому что любой, кто родился он, что делает?
— Умрет.
— Умрет. А любой, кто умирает он что делает?
— Родится.
— Родится. Потому что все в этом мире построено таким образом, если я родился, я умру, а если я умру, то я рожусь заново, никаких проблем нет.
Но он объясняет, как человек может это понять. Он доказывает, что сам факт того, что я эти изменения вижу — является доказательством вечности моего «я». Каким образом? По очень простой причине. Кто нибудь летал в самолете. Все летали. Если сидишь не около окошка, а где нибудь посередине, в каком нибудь битком набитом самолете. Знаете ли вы, что вы летите со скоростью 900 км в час?
— А нам об этом говорят.
— Ну да. Иногда нам напоминают об этом: Мы летим со скоростью.., пролетаем над Боку или еще над чем-то, или не дай Бог над какими-то арабскими странами. Человек, если он летит в самолете, он не видит, не чувствует скорости. Так он сидит, он на месте сидит, так я куда лечу, я никуда не лечу. Я сижу тут читаю там, на компьютере работаю, кушаю, сплю. В это время я лечу со скоростью 900 км в час. Чтобы увидеть, что я лечу со скоростью 900 км в час, что мне нужно сделать?
— Выглянуть в окошко.
— Да. Мне нужно выпасть из самолета (смех).
— Тогда полетите в другом самолете.
— Мне нужно находиться вне этого всего. Что объясняет Кришна, Он говорит, что сам тот факт, что вы можете эти изменения видить, что вы можете за всеми этими изменениями наблюдать, означает что? Что вы находитесь где?
— Вне этого тела, вне самолета.
— Вне самолета. И когда мы думаем, что мы в этом самолете, что мы сели, мы не замечаем все этих изменения со стороны. Но в какой-то момент мы смотрим со стороны и думаем что такое, что произошло? Сам этот факт психологического отношения к изменениям, которые испытывает наше тело, уже является доказательством действительности души. Я неизменен. Так? Когда я был маленьким, был это я или нет?
— Да был.
— Был я. Я это был! Это был я, несмотря на то, что все было другое. Ничего, что меня окружало в тот момент, уже нет. Людей, которые меня окружали в тот момент по большей части нет, даже той местности нет. Я родился в Ташкенте, и я прожил до третьего класса в каком-то месте, которое было землетрясением разрушено. Но потом меня тянуло туда. Потому что там мои детские игры прошли (смех). Я хотел там оказаться, но нету, ничего нету, и ищешь, ищешь, но нету, не осталось ничего, и атмосферы той нету, ничего этого нету. Но это я или нет? Это я, я! Тот же самый я!
Я как-то ехал в поезде и у меня в купе все пьяные были (смех). У меня не было другого выхода кроме, как в коридор выйти и все (смех). Может быть, это какие-то мои очень сокровенные желания (смех) нереализованные. Я вышел в коридор, стал пытаться медитацией заниматься, а тут из соседнего купе вывалился какой-то другой пьяный (смех). И он стал меня спрашивать, чем я занимаюсь, кто я такой. Он сказал, что пьяные они тоже иногда очень философски настроены бывают. Он затащил меня в купе. Я подумал, ну дано все равно поспать не удастся, хоть делом займусь, попытаюсь ему что-нибудь объяснить. Я начал ему рассказывать об этом, о том, что душа вечна, и еще что-то. И я начал говорить, что ты был ребенком и все такое. Это был ты? Он думал, думал, думал и сказал нет, не я (смех). Но на самом то деле Кришна говорит, это был ты. Это есть ты и во всех этих изменениях…
— Иначе говоря, на самом деле все это очень глубокие вещи. Кришна говорит, что когда человек остается в положение наблюдателя, то он обретает бессмертие. Все что я вам вчера обещал:
Сама-духкха-сукхам дхирам со мритатвайа калпате (Б.-г., 2.15)
Амрита значит бессмертие, мритью значит смерть.
Мрита — значит смерть, как в русском языке. Амрита значит бессмертие. Он учит нас, каким образом человек может или душа может оставаться душой. Для этого нужно занять какую позицию?
— Наблюдателя.
— Наблюдателя. Проблема наша, и мы сегодня будим еще более подробнее копаться в нашей психике или в нашей психологии, в структуре нашей психики то, что я обещал вчера. Но чтобы все эти проблемы разрешить нужно занять позицию наблюдателя или созерцателя, в стороне. И в частности Он говорит, что нам труднее всего созерцать или наблюдать? Что нас затягивает? Ради чего мы находимся в материальном теле? Ради чего мы тут живем и за что мы готовы платить такую дорогую цену, как смерть?
— Наслаждение.
— Наслаждение, счастья, которое мы испытываем. Правильно? Счастье. Когда я наслаждаюсь и когда я счастлив, его можно очень легко отравить, если я в этот момент что делаю?
— Наблюдать.
— Буду со стороны наблюдать (смех). Потому что счастье разрушится в тот же самый момент. Оно перестанет быть таким интригующим. Но Кришна объясняет, что смотрите, в чем вы живете, вы живете в этой грихетомии, ваше сознание расщеплено на это счастье и горе. Но основа я, атом излучающей сознание, потому что душа это атом сознания. Она на самом деле неизменна, она не имеет отношение ко всем этим изменениям, включая все эти изменения, которые мы называем счастье и горе, потому что это все происходят в уме. И Кришна говорит, стань наблюдателем или созерцателем своего собственного счастья и горя. Не пугайтесь! Все будет хорошо! Он говорит, что в тот самый миг, когда счастье накатывает на нас, попытайтесь посмотреть на это все со стороны. И не слишком увлекайтесь этим. Потому что вы все равно не знаете, чем это все кончиться. Вам кажется, что это счастье, но непонятно чем все это кончится. Если бы у меня было время, я рассказал бы вам замечательную историю или рассказать?
— Да. Расскажите.
— Вы знаете, я рассказывал уже этот случай несколько раз, про одного мудрого китайца. Китайцы иногда бывают мудрыми людьми, так же как русские и евреи, и все остальные. Этот китаец он был нищий. Он был дровосеком, собирал дрова и жил на какие-то копейки. Так или иначе, по какой-то причине у него был жеребец очень дорогой, удивительной красоты. К нему приходили цари, чиновники, великие миллионеры и просили его продать. Он говорил, как я могу его продать? Он мой друг, он живое существо, как я могу его продать, я не могу его продать, он тут я с ним, он сам по себе, я тут. Я не имею на это право. И люди из деревни приходили и говорили ты сумасшедший, ты больной, ты нищий, у тебя ничего нет, продай и ты будишь счастлив. У тебя такое счастье, а ты его не используешь. Он говорит, постой, постой у меня никакого счастья нет и никакого горя нет. Просто у меня есть этот жеребец и вот я живу, и никак это с другим не сходится. И люди говорили ты сумасшедший, сумасшедший.
В один прекрасный момент жеребец исчез. Он убежал куда-то или его украли. И люди пришли, столпились, односельчане стали показывать на него пальцем и стали говорить: дурак, дурак, мы же тебе говорили, все, теперь у тебя горе. Ты мог бы стать счастливый, теперь у тебя горе. Он сказал, постойте какое горе, у меня факты очень простые у меня был жеребец в стойле, теперь у меня нет жеребца в стойле. Почему это счастье или горе я не могу понять. Непонятно почему вы говорите, что это горе. До этого не было счастье, и теперь нет горя. О, идиот, сумасшедший. Мало того, что он сумасшедший, так он еще настаивает, что он сумасшедший (смех). Люди говорили он лишился, лишился, мог бы стать счастливым, но не стал. Прошло несколько дней, жеребец вернулся и вместе с собой привел стадо коней. И люди пришли и говорили, надо же он оказывается умный (смех).
Мы думали, что у него горе, а он знал, что у него счастье. У него был один жеребец, теперь у него стало целое стадо. Надо ему теперь это все продать и стать еще более богаче. Он говорит, постойте, постойте, какие вы странные люди. До этого у меня не было горя, и теперь нет счастья. Просто у меня пятнадцать кобыл появилось (смех). Ничего другого не поменялось. Вы никогда не узнает всего. И люди говорили, с тобой невозможно говорить, у него счастье он не радуется, у него горе он не горюет. Непонятно что. Что произошло дальше? У него был маленький сын подросток. И он стал объезжать лошадь дикую. И когда он объезжал лошадь, она брыкнула, он упал, и сломал ногу и остался хромым на всю жизнь. И люди столпились и говорили, ну надо же он оказывается мудрый, мы говорили у него счастье, а он видел, что у него горе.
Это оказывается горе. Он сказал, постой, постой, никакого счастья и никакого горя нет, просто у меня сын был с ногой, а сейчас он хромой (смех). Вы никак не можете увидеть всю картину. Потом что случилось? Потом объявили набор на войну. Всех детей взяли, одного его сына не взяли. И все люди, опять стали говорить какое счастье, у одного тебя не взяли, у нас у всех забрали. А он при этом продолжал говорить, вы не видите всю картину, вы не видите всего и поэтому вы погружаетесь в это в свое счастье и в это свое горе. И погружаясь в это счастье и горя, вы лишаете себя возможности понять, кто вы на самом деле. Вы живете во всем этом. Поэтому Кришна объясняет одну вещь, Он говорит, что с точки зрение логики, что человек наблюдатель, он остается наблюдателем всех этих изменений, потому что душа вечна. Он дает еще один пример или еще одно доказательство, почему душа вечна? Почему тело не вечно? Почему тело можно разрушить? Потому что она из составных частей состоит. Правильно? Душу, невозможно разрушить, по какой причине?
— Она едина. Она цельна.
— Да. Потому что она цельная, у нее нет составных частей. В соответствии с логикой индийской невозможно разрушить две вещи. Бессмертны по определению две вещи: это атом, то есть, то, что невозможно поделить. Правильно? Атом невозможно поделить. Атом в изначальном смысле этого слова. Не атом в понимании физиков, который еще там на какие-то частицы делится.
Атом невозможно поделить. То, что невозможно поделить может оно перестать существовать или нет?
— Эта аксиома.
— Мы в любом случае говорим об аксиоматических истинах. Душа аксиоматична по природе своей. Так? Также как наше бытие. Но Кришна объясняет одну вещь, я поговорю на эту тему немножко. В соответствии с логикой невозможно уничтожить нечто атомарное еще, что невозможно уничтожить?
— То что не материально.
— Ну да. Факт. Душа не материальна. Нечто бесконечно малое невозможно уничтожить, что еще невозможно?
Всепроникающее невозможно уничтожить. Потому что как ее можно уничтожить, если она везде, если она бесконечно большое, если она пронизывает все собой.
И Кришна говорит, что душа есть — бесконечно малая. Есть — бесконечна малый атом сознания. И есть бесконечно большой носитель сознания. Который, как называют?
— Бог.
— Бог. Но, я к сожалению, не могу изобразить нечто бесконечно большое полностью в этом материальном срезе. И что Он еще объясняет, Он говорит, что есть еще одна аксиома, в которой мы не сомневаемся. Какая? Мы во всем можем сомневаться. Декарт — это была его философия. Философия Декарта была в том, что все нужно подвергнуть сомнению. Но после того как он все подверг сомнению, все подверг окончательному, полностью уничтожающему анализу, все подверг сомнению. Он, в конце концов, понял, что в одном я не могу сомневаться, в чем? В одном я не могу сомневаться? В том, что я что делаю?
— Я есть.
— В том, что я есть, я существую. Был такой древнегреческий философ Эпидот, который впервые в западном мире, на самом деле в ведической философии, в индийской философии это очевидная истина, Кришна говорит об этом задолго до Эпидота. Он говорит то, что существует, существует всегда. И да это аксиома, но в то же самое время это аксиома, его легко проверить.
Это закон сохранения. То, что существует, существует всегда. Есть я. Есть носитель этого я. Атом я и этот атом существует всегда. Так или иначе, с помощью разных средств, Кришна пытается объяснить эти вещи. И мне хотелось с вами небольшой практикум провести тем более мы давно с вами здесь сидим, и вы уже перестали воспринимать теорию. И мы сейчас с вами попробуем на практикуме посмотреть, что значит находиться в позиции созерцателя или наблюдателя.
Я прошу вас закрыть глаза. У нас будет небольшая медитация. Можете пока открыть (смех), еще два слова. Два слова, которые помогут нам немножко лучше это сделать. Кто из вас медитацией, когда нибудь занимался? Медитация по сути своей это способ стать наблюдателем. И в частности мы можем наблюдать две вещи. Одна вещь, которое мы наблюдаем и наблюдателем, которого является наша душа или «атма» — на санскрите. Носителем «я» является «атма». «Атма» буквально носитель, носитель «я», носитель сознания. А потом все остальное механизм: тело наш механизм и даже ум наш механизм, более утонченный. Так? «Атма» является созерцателем и в основном она созерцает две вещи. Какие две вещи она созерцает? Тело с одной стороны. Правильно? И его изменение, то, что происходит с телом, она наслаждается своим телом. Машину, в которой мы ездим, с которой мы отождествили себя, чтобы наслаждаться больше. А еще что?
— Все окружающее.
— А еще что? Что к нам ближе? Что она наблюдает?
— Ум.
— Ум. Обычный стандартный способ медитации заключается в том, что человек входит в состояние максимально полного расслабления. Опять же расслабление или размягчение это предварительное условие медитации. И потом он начинает созерцать свои собственные мысли. Часто распространенный медитативный прием это мысль как бы появляется перед нами, сейчас она внутри нас и мы думаем, что это мы, потому что нам кажется, что она внутри нас. В процессе медитации мы выводим их наружу. Мы видим, как эти мысли проходят перед нами, как какая-то строка на компьютере текущая или еще что-то, а мы просто смотрим на эти мысли. И мы просто наблюдаем за тем, что происходит, какие мысли к нам приходят, и вдруг мы понимаем, что я не это тело, я не все остальное.
Таким образом, человек получает практически экспериментальный опыт своего отдельного существование от всего этого. Сейчас мы проведем с вами сначала другую форму медитации. Очень простой способ понять это, почувствовать или занять позицию наблюдателя — эта медитация на звук или в данном случае на звук «Ом»: -а-о-м. И мы сейчас попробуем с вами эту форму медитации. (Играет гармонь). Говорится, что это изначальная чистота, в который нужно повторять звук «Ом». Закройте глаза, сядьте поудобнее. Чтобы расслабиться самый простой, быстрый способ расслабление кто знает?
— Подышать.
— Да. Но не просто подышать, а начать наблюдать за своим дыханием, опять же стать наблюдателем. Потому что мы рефлекторно это делаем, и мы думаем, что это мы делаем, а на самом деле это делает наше тело. Давайте одну минуту просто посидим в этом состоянием. Понаблюдаем за своим дыханием, как воздух выходит и как он входит естественно при этом, как грудь вздымается и опускается. При этом нужно максимально расслабиться. Самое большое напряжение скапливается в лице. В лице есть огромное количество мышц, и они постоянно находятся в напряжение. Поэтому нужно попытаться максимально расслабиться лицо. Лицо становиться как маска. Мы смотрим на свои веки, которые становятся тяжелыми, на щеки, которые становятся застывшими и пытаемся мысленно давать команды расслабления. Теперь все вместе мы повторим этот звук «Ом» три раза. Теперь сделайте глубокий вздох:
— Ом (произносит весь зал).
— Еще раз.
— Ом (произносят все слушатели).
— Еще раз.
— Ом.
— Открываем глаза и просто прислушиваемся к сознанию, что произошло в сознании? Какая тишина наступила в сознании? Какие изменения сразу же произошли внутри? Даже говорить не хочется (смех). Сразу же совсем другая атмосфера появилась.
— Давайте еще раз (смех).
— Мы попробуем. Мы позже будим делать. Научу вас еще какими-то другими техниками. Чтобы не испортить это ощущение, давайте сделаем перерыв и после этого мы вернемся.