«Шримад-Бхагаватам» 8.3.1. Об обетах на картику (06.11.2020)

Вопросы:
— Вопрос о количестве и качестве кругов джапы.
— Советы по улучшению джапы.
— Как избавляться от оскорблений.

Харе Кришна!

Я прочитаю первый стих из третьей главы Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам».

ш́рӣ-ба̄дара̄йан̣ир ува̄ча
эвам̇ вйавасито буддхйа̄
сама̄дха̄йа мано хр̣ди
джаджа̄па парамам̇ джа̄пйам̇
пра̄г-джанманй ануш́икшитам

Пословный перевод:
ш́рӣ-ба̄дара̄йан̣их̣ ува̄ча — Шри Шукадева Госвами сказал; эвам — так; вйаваситах̣ — поместивший; буддхйа̄ — разумом; сама̄дха̄йа — для сосредоточения; манах̣ — ум; хр̣ди — в сердце; джаджа̄па — воспел; парамам — верховную; джа̄пйам — мантру, которую он узнал от великих преданных; пра̄к-джанмани — в прошлой жизни; ануш́икшитам — практиковал.

Перевод:

Шри Шукадева Госвами продолжал: Тогда царь слонов Гаджендра силой совершенного разума сосредоточил ум в сердце и произнес мантру, которую он выучил еще в предыдущей жизни, будучи Индрадьюмной, и которую теперь вспомнил по милости Кришны.

Комментарий его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады:

«Причина такого возвращения памяти объясняется в „Бхагавад-гите“ (6.43 — 44):

татра там̇ буддхи-сам̇йогам̇
лабхате паурва-дехикам
йатате ча тато бхӯйах̣
сам̇сиддхау куру-нандана
пӯрва̄бхйа̄сена тенаива
хрийате хй аваш́о ’пи сах̣

В этих стихах говорится, что, даже если человек, посвятивший себя преданному служению, сходит с избранного пути, его усилия не пропадают даром. Такой человек не опускается, потому что рано или поздно оказывается в положении, которое помогает ему вспомнить о Верховной Личности Бога. Как станет ясно из следующей главы, Гаджендра прежде был царем Индрадьюмной, но в этой жизни по воле провидения родился вожаком слонов. Сейчас Гаджендра попал в беду и, хотя он находился не в человеческом теле, вспомнил молитву, которой научился в прежней жизни: йатате ча тато бхӯйах̣ сам̇сиддхау куру-нандана. Чтобы помочь душе достичь совершенства, Кришна дает ей возможность снова вспомнить о Нем. Подтверждение тому — история царя слонов Гаджендры, который, попав в беду, получил возможность вспомнить о своем прежнем преданном служении, и Верховный Господь тут же пришел ему на помощь.

Поэтому так важно, чтобы преданные, вставшие на путь сознания Кришны, обязательно повторяли какую-то мантру. Прежде всего, следует повторять мантру Харе Кришна, являющуюся маха-мантрой, великим гимном освобождения. Кроме того, нужно петь чинта̄ман̣и-пракара-садмасу или „Нрисимха-стотру“ (ито нр̣сим̇хах̣ парато нр̣сим̇хо йато йато йа̄ми тато нр̣сим̇хах̣). Каждый преданный должен упражняться, чтобы в конце концов научиться повторять ту или иную мантру совершенным образом. Тогда в следующей жизни он не забудет о сознании Кришны, даже если из-за несовершенства своего духовного сознания родится в теле животного. Конечно, преданный должен стараться достичь совершенства в сознании Кришны уже в этой жизни, ибо тот, кто постиг Кришну и Его наставления, покинув материальное тело, возвращается домой, к Богу. Но, даже если человек оступился и пал, его усилия в попытках обрести сознание Кришны никогда не пропадают даром. Например, Аджамила в детстве повторял имя Нараяны под руководством своего отца, но в юности опустился и стал пьянствовать, предаваться разврату, мошенничать и воровать. Тем не менее, благодаря тому что он каждый день, окликая своего сына Нараяну, произносил имя Господа, он достиг духовного совершенства, хотя и совершил множество грехов. Так что ни при каких обстоятельствах мы не должны забывать о мантре Харе Кришна. Это поможет нам спастись от любой, даже самой страшной опасности, как можно видеть на примере Гаджендры».

Мы собрались с вами по поводу начавшегося уже неделю назад месяца картика, чтобы поговорить о том, какие обеты мы должны принимать на себя, чему мы должны следовать, что мы должны делать, чего не должны делать и насколько это важно.

И одна из очень важных традиций, которая рекомендована Шрилой Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе» — читать молитвы Гаджендры на протяжении месяца картика. Многие вайшнавы делают это регулярно каждый месяц картика. Это один из обетов, который человек может дать. И результаты этого очень велики, потому что эти молитвы царя Гаджендры, вернее, царя слонов Гаджендры, они все пронизаны духом предания себя. Смысл этих молитв в том, чтобы в конечном счёте отказаться от своего эго, которое является нашим главным препятствием на пути к Кришне. От Кришны нас отделяет только одна маленькая вещь из трёх букв — эго. Совсем немного.

И если мы предадимся, то всё остальное будет легко и просто, как в случае с Гаджендрой. В течение до-о-олгого времени он не хотел предаваться. Он хотел так или иначе доказать, что он силён сам, что он может сам вырваться из пасти крокодила. И долгое время он доказывал это, точно также как мы с вами в течение до-о-олгого времени в материальном мире пытаемся доказать всем и прежде всего самому себе, что нам никто не нужен, что мы вполне можем обойтись без помощи всех остальных. Но царь Гаджендра, царь слонов Гаджендра, учит нас на своём примере, что нужно делать. Особенно в месяц картика. Месяц картика — это особый месяц. Если мы делаем что-то для Кришны в этот месяц, то эффект этого очень силён.

И интересно, если читать ведические писания, в частности, «Хари-бхакти-виласу», можно заметить этот закон. В обычной жизни мы привыкли, что последствия того, что мы получаем, пропорциональны более или менее тому, что мы делаем: сделали немножко — получили немножко, сделали больше — получили больше. В духовной жизни ситуация принципиально иная, особенно, когда мы приходим в святое место, особенно, когда мы делаем какие-то враты в определённые, конкретные дни. Кришна таким образом устроил этот мир с его причинно-следственными связями, что в определённые дни (и умные люди знают, в какие), в определённое время, в определённом месте маленькое дело приносит огромный результат. Это, впрочем, относится как к плохому, так и к хорошему. Если в это время мы делаем что-то плохое, то последствия этого тоже увеличиваются во много-много раз. И мы находимся с вами сейчас, проживаем с вами сейчас очередной месяц картика в нашей жизни. И кто знает, сколько ещё нам месяцев картика осталось жить.

И в «Хари-бхакти-виласе», цитируя «Сканда-пурану», Санатана Госвами говорит, что человек, который получил человеческую форму жизни, душа, которая получила человеческую форму жизни, родилась в образе человека и не следует особым обетам в месяц картика, подобна человеку, который получил философский камень чинтамани, посмотрел на него и бросил в болото. То есть, иначе говоря, это особая возможность, которая есть у любого человека. Если человек этим не пользуется, то последствия этого очень печальны. И наоборот, если человек пользуется преимуществами, которые предоставляет этот особый месяц, то последствия этого очень значительны.

Этот обет по-другому называется… Интересно, мы все знаем, что он называется Дамодара-врата, называется урджа-врата, так как Урджешвари, Шримати Радхарани, — объект поклонения этого месяца, Она правит этим месяцем. Но эти обеты, которые человек исполняет в этот месяц, также называются очень просто, они называются вайшнава-врата. Иначе говоря, если человек следует каким-то особым обетам в этот месяц, делает что-то, что он в норме не делает, например, встаёт рано утром, или отказывается от каких-то предметов роскоши, или ещё что-то такое, то он становится вайшнавом. И в «Хари-бхакти-виласе», опять же, Санатана Госвами, цитируя «Сканда-пурану», говорит, что тот, кто не выполняет обеты в этот месяц, тот не имеет никакого отношения к вайшнавам, тот не преданный. И наоборот, тот, кто прилагает какие-то усилия, пусть даже небольшие усилия в этот месяц, чтобы сделать что-то дополнительное, тот человек становится очень дорогим Кришне.

Опять же, в «Хари-бхакти-виласе» говорится, что Кришне, конечно, нравится, если вы раздадите золото величиной с гору Меру (я не знаю, есть ли у вас столько золота, вряд ли). Кришне нравится, если вы будете раздавать. Но Кришне больше нравится, если вы сделаете что-то особое для Него в месяц картика, если вы, действительно, как-то постараетесь сделать что-то в месяц картика. Поэтому это удивительная возможность. И, ещё раз, мы не знаем, сколько месяцев картика нам осталось. Никто не знает.

И, кроме того, это, действительно, самое особое время, потому что все основные события в жизни Кришны, почти все, произошли в месяц картика. Этот месяц полон всевозможных праздников. Через пару дней будет Бахулаштами — день, в который Чайтанья Махапрабху открыл Радха-кунду. Чайтанья Махапрабху пришёл сюда, во Вриндаван, в месяц картика. И целый месяц ходил здесь, по Вриндавану. Это было его единственное паломничество во Вриндаван в месяц картика. Сам Кришна на ашвина-пурниму, с которой начинается месяц картика, начал танец раса, который продолжался много-много ночей после этого, как объясняют ачарьи, толкуя этот стих. Не то, что одну ночь Он танцевал, но на протяжении всего месяца картика Он танцевал.

Дипавали происходит, случается в этот месяц, приходится на этот месяц. И в Дипавали, как мы знаем, произошла Дамодара-лила — Кришна позволил связать Себя Своей матери.

На следующий день после этого, как мы знаем, Кришна отговорил Своего отца, вернее, Он до этого отговорил Своего отца, используя аргументы философии карма-канды, совершать жертвоприношения Индре. И Нанда Махараджа себе на голову послушался Его.

На следующий день произошла великолепная Говардхана-пуджа и первая парикрама холма Говардхана, и огромный пир, который предназначался Индре и был с радостью съеден обитателями Вриндавана, включая собак и всех остальных, после того как его отведал Говардхан.

На следующий день — двития, (как она называется?) братри-двития, когда братья и сёстры завязывают друг другу особые на память ракши. (БВГМ показывает завязанную верёвочку на правом запястье). Это на самом деле двития, когда Ямарадж и Ямуна… Когда Ямарадж приходит на поклон к Ямуне, они брат и сестра. И говорится, что любой, кто в эту двитию омывается в Ямуне, тот никогда не увидит Ямараджа, Ямуна защитит его от гнева Ямараджа, даже если человек совершил какие-то проступки. То есть это особый праздник.

На третий день мы знаем, что началось. Началась настоящая пуджа, когда Индра решил сделать пуджу всем обитателям Вриндавана, проливая потоки дождя. И Кришна поднял холм Говардхан. И начиная с тритии до навами Кришна держал Говардхан над головой у всех обитателей Вриндавана, как зонтик.

На десятый день месяца картика, светлой половины месяца картика, бриджабаси стали говорить о том, что «что-то тут не так, что-то тут не чисто».

На одиннадцатый день, на экадаши, Кришна получил имя Говинда. И обитатели Вриндавана вместе с полубогами сделали Ему абхишеку. Сначала полубоги, а потом Его друзья. И в этот день Кришну стали называть Говиндой.

На двенадцатый день месяца картика Кришна спас Своего отца из Варуналоки, путешествовал на Варуналоку. И Нанда Махараджа, спасённый Им с Варуналоки, вернулся во Вриндаван. И стал рассказывать, что он видел, когда был на Варуналоке, какое почтение Ему оказал Варуна. И самые худшие подозрение бриджабаси подтвердились. И они стали думать: «Что-то тут не так… Не просто это какой-то Гопал, которого мы наказывали и третировали и непонятно что делали». То есть на двенадцатый день произошло это событие.

И, наконец, в пурниму месяца картика, в заключительный день месяца картика, Кришна отправил всех бриджабаси в духовный мир, окунув их в Акрура-гхате, который тогда назывался Брахма-Храдой. И они оказались в духовном мире. Сначала увидели Брахман, потом увидели Голоку. И потом в конце концов увидели Вриндаван. И, успокоенные, вернулись сюда, во Вриндаван, потому что поняли, что в следующей жизни они тоже будут с Кришной.

До этого в восьмой день месяца картика был великий праздник Гопаштами, когда Кришна впервые стал пасти коров. Ещё до этого Кришна в этот же день, в Гопаштами, вышел впервые с телятами.

Ну, то есть, в общем, праздник на празднике. Одни сплошные праздники, начиная с Бахулаштами или даже с пурнимы, которая уже прошла. Но особенно в светлую половину месяца картика все дни будут особенными. И это значит, что Кришна очень любит месяц картика. Кришна особое предпочтение оказывает этому месяцу.

Да, и потом, я говорил уже, что Уддхава пришёл во Вриндаван тоже в месяц картика.

Всё это некие указания для нас, чтобы мы ни в коем случае не относились легко к тому, что сейчас происходит во вселенной. Это особое время. И нам надо воспользоваться полностью. И воспользоваться полностью этим временем — значит, прежде всего слушать о Кришне. Целый этот месяц, если мы сможем усилить своё слушание о Кришне, слушать кришна-катху, слушать или читать «Шримад-Бхагаватам», результаты этого очень сложно будет переоценить. Это совершенно удивительная возможность.

Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада проводил картика-врату на Радха-кунде здесь, во Врадже, а он несколько раз (два раза, по-моему) в течение месяца картика специально приезжал сюда, чтобы совершать здесь эту врату. Эта врата упомянута номером тридцать восемь, если я не ошибаюсь, в числе различных садхан, которые рекомендует Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада приезжал со своими учениками сюда и проводил здесь картика-врату, он давал три лекции в день: утром он давал лекцию по Упанишадам, днём по «Чайтанья-чаритамрите», а вечером по «Шримад-Бхагаватам». И в промежутке они ходили по разным святым местам и совершали враджа-мандала-парикраму. И при этом, одновременно с этим, ещё была одна очень важная традиция, которую установил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада на месяц картика — это петь ашта-калия киртаны, которые написал Шрила Бхактивинода Тхакур. И на протяжении этого месяца они пели киртаны или песни, прославляющие лилы Кришны, ежедневные лилы Кришны, скажем так, — не наймитика-лилы, а Его нитья-лилы, которые Он совершает каждый день, — для того, чтобы каждое мгновение этого дня человек мог так или иначе помнить о Кришне, каждого дня этого месяца.

Да, ещё особый день — это экадаши светлой половины месяца картика, который предстоит нам после Дивали. На этот экадаши (это утпанна-экадаши) Вишну просыпается после Своего четырёхмесячного сна, Он встаёт, начинает, не знаю, чистить зубы или что-то делать. И преданные несут… Тут большие стебли сахарного тростника повсюду, они обходят Говардхан с сахарным тростником, дарят друг другу сахарный тростник, я уж не знаю, почему, ну, видимо, потому что радуются жизни. И после этого экадаши, как мы знаем, начинается Бхишма-панчака: в течение пяти дней нужно есть панча-гавью (пять продуктов жизнедеятельности коров). Если не можете, то можете есть просто что-то и называть это панча-гавьей.

Ну, так или иначе, всё это какие-то указания на то, что этот месяц — особенный месяц, и нам надо постараться воспользоваться этим. Потому что, если этот месяц мы будем думать о Кришне, мы целый год будем думать о Кришне.

И Шрила Прабхупада объясняет здесь, в комментарии, что нужно для этого делать. Для этого нужно повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Или:

чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кша-
лакша̄вр̣тешу сурабхӣр абхипа̄лайантам
лакшмӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми
(Шри чайтанья-чаритамрита А̄дӣ-лӣла̄ 5.22)

Или «Нрисимха-стотру», или ещё какую-то мантру.

И суть в том, что в это время, если человек повторяет мантру и прилагает усилия… Почему обычно преданные здесь дают особые обеты повторять как можно больше кругов мантры на протяжении месяца картика? Потому что человеку легче будет достичь совершенства в мантре. Совершенство в мантре заключается в том, что мантра начинает звучать всё время в нашем сердце, что мантра переходит из ума глубже, на какой-то глубинный уровень нашего существования и начинает менять всё, в том числе и даже генетическую структуру.

Да, я забыл ещё об одном удивительном событии, которое тоже произошло в месяц картика — это день ухода Шрилы Прабхупады. Он тоже ушёл из этого мира в месяц картика. И именно в этот месяц он хотел сделать Говардхан-парикраму, подчёркивая, насколько важно делать Говардхан-парикраму, или вообще, в принципе, прилагать какие-то дополнительные усилия в своей духовной жизни.

И самое главное, что мы можем и должны сделать в этот месяц — это повторять Харе Кришна мантру. Потому что в конечном счёте от успеха в джапе, как здесь говорится: джаджа̄па парамам̇ джа̄пйам̇ (Бхаг., 8.3.1) … Слово джаджа̄па — это так называемый дезератив. У него появилось очень сильное желание повторять — парамам̇ джа̄пйам̇. Джа̄пйам буквально значит — повторять то, что следует повторять. Джапа — это джапа, то, что мы повторяем. Но если джапу называют джа̄пйам, джа̄пйам значит в переводе с санскрита — «то, что нужно повторять, то, что стоит повторять, то, что очень важно повторять».

И что произошло с Гаджендрой в этот самый момент? Мантра, так как он достиг совершенства в мантре в своей прошлой жизни или по крайней мере прилагал усилия к тому, чтобы достичь совершенства, эта мантра сама, самопроизвольно всплыла из его сознания. И он понял, что её надо повторять.

Как сейчас нам иногда приходится заставлять себя повторять мантру. Мы знаем, что это джапа. Мы знаем даже, что она джа̄пйам, что её стоит повторять, что она… Но у нас джаджа̄па нету. У нас нет желания повторять джапу. Иногда.

Что случилось с Гаджендрой в этот момент? Он понял, что есть что-то, что ему хочется повторять, что ему нужно повторять, что если он будет это повторять, то это принесёт благо, что это нужно. То есть естественным, спонтанным образом звуки святого имени, или звуки мантры, эти санскритские молитвы, которые он выучил в прошлой жизни, получил от великих преданных, как объясняет Шрила Прабхупада, они сами всплыли в его сознании.

И это самый, что ли, большой результат, потому что… Опять же, в «Хари-бхакти-виласе» говорится об очень многих плодах, или результатах, соблюдения обетов в месяц картика. Но мы должны понимать, что все остальные обеты, или плоды этих обетов, они ценны только настолько, насколько они проявляют преданность в нашем сердце, увеличивают преданность Кришне в нашем сердце.

Поэтому принято в этот месяц повторять как можно больше кругов. Особенно в экадаши. Особенно в утпанна-экадаши. В утпанна-экадаши рекомендуется не спать целую ночь. Мы можем попытаться это сделать — целую ночь петь киртан или повторять мантру в эту ночь. И, собственно, потом, после того как вы сделаете это, посмотрите, оцените, что произойдёт в вашем сердце.

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Харинама-чинтамани» формулирует общий принцип, очень важный. Он говорит, что единственный способ избавиться от оскорблений, которые невольно накапливаются, потому что мы их регулярно совершаем — пренебрегаем мантрой, повторяем мантру в каком-то очень рассеянном состоянии, делая это кое-как, — он говорит, что единственный способ избавиться от этого, от результатов этих оскорблений, которые приводят к тому, что у человека появляются какие-то ненужные материальные желания, человек ощущает лицемерие в своём сердце, человек чувствует, что какая-то вера уходит у него или он чувствует, что ему трудно заниматься садханой, — всё это результаты оскорблений. И Бхактивинода Тхакур говорит, что чтобы избавиться от этих результатов, надо пользоваться энергией времени. Определённые дни, которые специально отведены Кришной для того, чтобы мы могли усилить свою духовную практику в эти дни, предназначены для того, чтобы помочь нам прорваться.

Я почему начал с того, что это дни, в которые даже небольшие усилия имеют очень большие результаты? Потому что нам нужна некая дополнительная, что ли, сила, чтобы пробиться, прорваться. И поэтому есть такие дни, как экадаши, или Радхаштами, или Джанмаштами и целый месяц картика. Целый длинный месяц картика, целые тридцать дней, когда мы можем совершать какие-то особенные обеты в надежде на то, что оскорбления так или иначе станут меньше и нам станет легче. Если человек делает это, то он почувствует реально этот результат облегчения.

Понятно, что мы с вами чистые преданные все, и у нас… нам нечего… уже мы и так облегчились полностью, нам особенно не нужно облегчаться. Но, может быть, у кого-то ещё остались какие-то негативные эмоции накопленные, какая-то неприязнь к другим людям, какая-то злоба по отношению к другим людям, какое-то раздражение, которое есть. Месяц картика наряду с другими днями в году специально предназначен для того, чтобы мы смогли этот груз скинуть, для того чтобы мы смогли оставить этот груз где-то и забыть о нём полностью.

И следование обетам в этот месяц является частью арчаны. Мы знаем, что есть девять методов преданного служения:

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇
сакхйам а̄тма-ниведанам

(Бхаг., 7.5.23)

И арчанам — это один из центральных моментов, вокруг которого всё вертится. И мы знаем, что, опять же, что Шрила Рупа Госвами говорил, что поклонение Божеству с верой является одним из очень могущественных способов преображения, или очищения.

Так вот, следование конкретным обетам в месяц картика — это часть арчаны, это часть поклонения Божеству, потому что, если человек следует в этот месяц обетам, это значит, что у него есть вера. Шри-муртира шраддхайа севан — это наше служение Кришне, Божеству. Кришна покровительствует этому месяцу, Сама Свамини, Шримати Радхарани, является хозяйкой этого месяца. И когда мы делаем что-то особенное, то есть выходим из зоны комфорта в этот месяц, то мы получаем особые благословения Кришны.

Кришна Сам вышел из зоны комфорта в этот месяц, семь дней продержав Говардхан на мизинце левой руки. Это серьёзный выход из зоны комфорта. От вас никто не ожидает того же самого, слава Богу, но наши попытки так или иначе выйти за пределы некой комфортабельной зоны: вставать раньше, отказаться от каких-то любимых вещей в диете, я, вот, например, водоросли не ем целый месяц, это моя картика-врата (смех) — это определённые усилия, попытка сделать что-то для Кришны.

И, конечно же, все обеты, они прежде всего связаны с едой, обычно люди сокращают какую-то свою еду, едят очень просто в этот месяц. Другая часть обетов связана с тем, чтобы мы вставали раньше.

Мы знаем, что очень важной частью этих обетов на месяц картика являются наши светильники, которые мы предлагаем. Шрила Санатана Госвами подчёркивает, что светильники, которые предлагаются в месяц картика, должны быть вместе с камфорой. Так что нам нужно это ввести: ещё камфору туда положить. Вдруг сработает! (смех)

Но, главное, конечно же, всё это нужно только для того, чтобы бы смогли так или иначе сосредоточиться на Господе Дамодаре и на том, какая любовь связывает Его с Его преданными. Этот месяц по-другому называется Дамодара, или Дамодара-враты мы даём.

И смысл этого в конце концов в том, чтобы служить любви. Служить любви, которая связывает Кришну с преданными.

Поэтому Санатана Госвами делает интересное замечание. В «Хари-бхакти-виласе» он говорит, что, если вы ничего не можете делать в месяц картика, вообще ничего, ну, так или иначе, по какой-то причине сложно вам что-то делать, ну, по крайней мере, служите преданным. По крайней мере, улыбайтесь преданным, делайте что-то для преданных. Да, и он говорит: «Можно ещё коров кормить в месяц картика», это тоже хорошее дело. Каждый день выходить, давать коровам пучок травы или ещё что-то.

То есть все могут что-то сделать. И, главное, очень честно подумать: «Что я ещё могу сделать? Как я ещё могу порадовать Кришну, чтобы в сердце проявилось какое-то тёплое чувство?» На самом деле, мы знаем, это удивительная вещь: когда мы служим кому-то, у нас появляется теплота по отношению к тому, кому мы служим, если мы служим правильно. Если мы делаем это и ожидаем что-то взамен, то тогда теплота не появится. Появится только сосущее чувство того, что «я ожидал, а он не сделал». Но если мы просто так что-то делаем для какого-то человека… Это на самом деле железный закон, он работает всегда: если мы что-то сделали, то у нас появляется какое-то очень радостное, счастливое, тёплое, чистое чувство по отношению к этому человеку.

И месяц картика как раз такое время, когда мы можем сделать что-то просто так для Кришны. Кришна многого от нас не ждёт. Он, конечно, хочет, чтобы мы украсили храмы в этот месяца иллюминацией. Это особый месяц, когда Кришна любит иллюминацию. Но, в принципе, Он ждёт просто того, чтобы мы соскребли остатки любви, которая есть в нашем сердце, вложили это в фитилёк и предложили Ему, сказали: «Вот, Кришна, пожалуйста, вот моё подношение Тебе в этот месяц. Вот моя снеха. Вот моё масло, которое горит в этом фитильке».

Что ещё? Что ещё можно сказать про этот месяц? Можно много говорить про этот месяц, можно ограничиться тем, что я уже сказал. Но суть, ещё раз, в том, чтобы мы сделали что-то.

И одна очень важная вещь тоже, один очень важный аспект месяца картика — это стараться не говорить лжи и не говорить дурно о других людях. Это маха-врата, великий обет: так или иначе не вспоминать о чужих недостатках. Мы его нарушаем регулярно. Я сегодня нарушил его ужасным образом. Но, будем надеяться, ещё у нас целых три недели месяца картика впереди и, может быть, удастся так или иначе что-то сделать. Кришна не любит, когда мы сосредотачиваемся на недостатках других. Недостатки у всех есть. Поднимите руки, у кого нет недостатков. Недостатки есть у всех.

Месяц картика — это месяц, когда мы можем так или иначе сделать что-то, чтобы наша преданность стала больше. И самое важное, что мы можем сделать, чтобы наша преданность стала больше — это научиться замечать преданность в других людях, научиться видеть в другом человеке бхакти. Не видеть недостатки. Недостатки бросаются в глаза. Чтобы видеть недостатки, не нужно быть семи пядей во лбу. Это просто, это естественно. У всех у нас ум, вернее, глаз заточен на то, чтоб недостатки видеть. Увидеть достоинства в человеке и преданность — вот это очень сложно, это очень и очень сложно. А ещё увидеть так, чтобы эти недостатки не заслоняли её. Потому что недостатки, они всё время тут, на виду, они впереди, они мельтешат, они лезут в глаза. И мы говорим: «Не-не-не, не хочу видеть это!» Они всё равно так или иначе окружают нас со всех сторон.

Давайте оглянемся вокруг, посмотрим вокруг и увидим одних преданных, и удивимся: все сплошные преданные вокруг. У каждого есть какая-то преданность, у каждого есть какая-то любовь, какое-то своё чувство, какое-то своё желание сделать что-то для Кришны.

Давайте действительно по-настоящему воспользуемся этим временем. У нас ещё целых три недели, целых три недели впереди. И целая череда, вереница замечательных праздников, которые ожидают нас. Каждый день можно помнить о том, что произошло в этот день. Целых семь дней можно держать, помнить о том, что происходило под холмом Говардхана. В один из этих дней мы будем праздновать уход Шрилы Прабхупады, который… Да, Шрила Прабхупада, кстати говоря, ушёл на следующий день после того, как Кришна поднял… в тритию Кришна поднял холм Говардхан, Шрила Прабхупада ушёл под прибежище холма Говардхана в чатурти, на следующий день после этого.

Вот. Вот такой замечательный у нас месяц. Может быть, какие-то вопросы есть?

Может быть, какие-то вопросы есть?

Вопрос:

Часто говорят, что нужно увеличивать количество кругов, но очень мало говорят о том, что нужно улучшить качество джапы, какие-то практические моменты, хотя если у тебя некачественная джапа, то, по сути, это больше апарадха.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:

Ну да, это правильно. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Джайва-дхарме» почему очень часто делается акцент на именно количестве, а не на качестве: потому что качество в каком-то смысле не зависит от нас. Это некий результат того состояния, в котором находится ум. Количество в большей степени зависит от нас.

И Бхактивинода Тхакур говорит, что когда человек повторяет много кругов, то шансы на то, что он иногда повторит святое имя чисто, они тоже увеличиваются пропорционально этому. То есть вот он повторяет-повторяет с апарадхой, потом вдруг думает: «Скажу-ка я „Кришна“ с чувством, с выражением: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». И Бхактивинода Тхакур объясняет, что, собственно, качественный скачок происходит в результате того, что накапливаются эти мантры, которые мы произнесли с чувством.

Мы все знаем эту борьбу, которая происходит у нас, когда мы говорим: «Всё, повторяю качественно, повторяю качественно, качественно повторяю, повторяю о-очень качественно» и опять всё возвращается на круги своя. Поэтому очень часто делается акцент на количестве в надежде на то, что качество придёт в результате того, что накопится определённое количество — количество святых имён, произнесённых качественно. И это перейдёт в какое-то новое качество повторения, поменяет состояние ума.

Разумеется, это не значит, что мы должны довольствоваться этим. Мы должны по-прежнему искренне прилагать усилия для того, чтобы делать что-то.

Ну и да, тут надо соизмерять свои силы. Конечно же, надо стараться максимально качественно повторять. Но количество — это тоже усилия.

Вопрос:

Посоветуйте, как улучшить качество джапы.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Ну, прежде всего, есть разные рекомендации, разные рецепты. Один из очень хороших советов — это произносить какие-то молитвы, обращённые к святому имени. Когда мы кого-то обижаем, оскорбляем, а потом приходим к нему и смиренно начинаем его прославлять, то как бы тем самым мы заглаживаем последствия своих оскорблений.

Неслучайно ачарьи рекомендуют зажигать светильник. Светильник особым образом тоже сосредотачивает наше сознание. Поэтому можно повторять мантру, сделав небольшой масляный светильник. Шрила Санатана Госвами подчёркивает этот момент тоже, что можно повторять джапу, зажигая какой-то масляный светильник и повторяя перед светильником.

А так, просто надо молиться. В конечном счёте это зависит от Кришны, чтобы наши отношения со святым именем стали сильнее.

И надо действительно какое-то время, определённый промежуток времени целиком посвятить просто святому имени. Отложить все остальные дела. Не торопиться никуда. Очень часто мы куда-то торопимся.

Сегодня я слушал лекцию Шрилы Прабхупады, которую он как раз здесь, во Вриндаване, читал на картику. И он говорит там интересную… (нет, или не лекцию?.. не-не, не лекцию, я читал, по-моему… да… я читал…) Он говорит, что «твой ум очень непоседливый, тебе постоянно куда-то хочется». Да-да, он пишет это. Пишет это своему ученику, который в Японии. Он говорит: «Ты сейчас в Японии, я знаю, что с тобой будет: ты потом приедешь в Индию, потом из Индии опять в Японию поедешь, потом опять куда-нибудь ещё поедешь». И он говорит: «Знаешь, почему? Потому что ты не читаешь книг моих. Поэтому ум непоседливый».

И это интересная, очень важная рекомендация. Книги Шрилы Прабхупады помогают нам сосредоточиться на вечных вещах. И, соответственно, вот эта вот суета, или непоседливость в уме, когда нужно что-то обязательно сейчас прямо сделать, иначе… Ну вот нужно обязательно в WhatsApp посмотреть, потому что ну иначе вот просто жить невозможно. (БВГ усмехается) Это результат некоего состояния ума. И Шрила Прабхупада говорит: «Вот лекарство: читай книги». Тогда с WhatsAppом тоже легче всё станет.

Это поможет, в том числе, и повторять мантру. Никуда не спешим. Просто вот повторяем. Сидим, повторяем, и повторяем, и повторяем. И радуемся от того, что мы повторяем в месяц картика, во Вриндаване. Кришна дал невероятную милость: месяц картика, во Вриндаване. Ещё и никого нету. Никого не пустил, а мы тут окопались. Ямуна течёт. Говардхан рядом. Экадаши скоро будет, можно не спать целую ночь. Харе Кришна! Просто радуемся. Зажгли лампадку. Сидим и радуемся.

Вопрос:

По поводу оскорблений. Иногда накапливаются оскорбления, о которых ты не знаешь. Что-то кому-то сказал и не знаешь, что человек обиделся. Достаточно ли просто приносить извинения всем вайшнавам или как-то что-то?

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:

Да, можно. Можно кланяться адресно людям, по отношению к которым мы чувствуем, что у нас есть какая-то неприязнь или какая-то тяжесть. Или, наоборот, по отношению к которым мы хотим выразить свою благодарность, к которым хотим выразить свою благодарность адресно. А в целом можно просто кланяться вайшнавам: «Вот я прошу прощения у всех вайшнавов».

Потому что это факт: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». Мы очень много, очень часто говорим что-то. Часто, ну что греха таить: зависть живёт же ещё в сердце. И она, вольно или невольно… Где-то там съязвили, тут съехидничали, кого-то задели. Надо просить прощения у всех сразу.

Вопрос:

Иногда преданные фотографии своих родственников купают в Радха-кунде, или круги за них читают, или фитильки за них предлагают. У меня каждый раз возникает вопрос: это работает или нет? Стоит это делать или нет?

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:

Санатана Госвами говорит о таких вещах. Он, в том числе, в «Хари-бхакти-виласе» говорит, что если человек… Он говорит об этом. Но это просто не совсем чистое бхакти. Это, в том числе…

Я сейчас читал только его картика-врату. Он говорит о том, что если человек в месяц картика совершает какие-то обеты, джапу делает, то сто поколений его родственников освобождаются или ещё какие-то вещи. Если у человека есть внутри какое-то чувство, он может это сделать. Но надо понимать, что это не часть чистого преданного служения.

Я недавно разговаривал с Мадана-моханом. И он мне рассказал такой эпизод, который является иллюстрацией как раз вот этого. Там в ашраме, где он сейчас находится, щенок, что ли, каким-то образом завелся, я уж не понял, кто. Я сейчас не очень помню детали, но суть в том, что, да, появилось какое-то маленькое живое существо. И один преданный решил заснять его на видео, а этот щенок не очень-то понимает, что его хотят снять на видео, он не позирует ему для этого и ползёт куда-то в другую сторону или не смотрит туда. Тот и так, и сяк пытается привлечь внимание щенка к себе, а что-то тот вот не обращает на него внимания. Другой тогда преданный решил ему помочь. И другой преданный начал говорить (может быть, не щенок, может быть, котёнок): «Кис-кис-кис, кис-кис-кис» или что-то он стал говорить. Но и, естественно, котёнок услышал «кис-кис-кис» и пополз на него. А тот преданный говорит: «Да нет, вот туда, туда. Вот к нему. Туда» Начал показывать, что не ко мне ползи, туда ползи. И Мадана-мохан говорит, что, когда мы повторяем Харе Кришна, Кришна обращает внимание на нас. А мы говорим: «Да не на меня надо обращать внимание. Вот туда вот, на родственников» (смех)

Ну, то есть я не знаю, работает это не работает… Наверное, работает… Но…

Вопрос:

Вопрос про сознание Деваки по «Шримад-Бхагаватам» 10.3.44. В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что Деваки не нуждалась в напоминаниях о том, что в образе ее сына явился Сам Господь Вишну, ей это и так было понятно. И все же она испытывала беспокойство, думая, что никто из ее соседей не поверит, будто Сам Вишну родился из ее чрева. Как же так, когда в предыдущем стихе Шрила Прабхупада объясняет, что Деваки и Васудева были на очень высоком уровне сознания. Поэтому Господь явился в самой высшей Своей форме — Господа Кришны. И как же так вдруг при таком высоком уровне сознания её беспокоит, что скажут о ней соседи? Я хочу понять. Здесь есть какой-то секрет.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:

Это секрет, да. (смех) Деваки, конечно же, думала о Кришне. И она беспокоилась также о других людях, потому что она беспокоилась, что другие люди будут смеяться не только над ней, но и над Кришной. Кто-то не будет верить в то, что Кришна — Бог, и это её очень сильно волновало. Как же Бог, так сказать, мог поместиться в этом маленьком чреве?

Матаджи:

Да, я так и поняла.

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж:

Если Вы всё поняли, то хорошо.

Ок, всё. Спасибо вам большое!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.