Дикша-ретрит. О втором посвящении. Говардхан.
Харе Кришна!
Получение гаятри-мантры называется дикшей в полном смысле этого слова. Дикша — это вторая инициация. И я прошу вас очень серьезно отнестись к этому процессу дикши.
Дикша, разумеется, — это процесс, растянутый во времени, когда человек обретает духовное знание и очищает свое сердце от остатков самскар, которые налипли на наше сознание, от самскар прошлых страданий и наслаждений. Поэтому говорится, что мантра, с одной стороны, менее могущественна, чем имя по многим параметрам. Имя само по себе дает человеку квалификацию для того, чтобы обрести любовь к Богу. Имя не требует никаких строгих правил, соблюдения строгих правил для того, чтобы достичь успеха в его повторении, в частности, не зависит от времени и так далее. Но мантра при этом обладает особым могуществом, потому что, если делать ее правильно, то она может ускорить те процессы, которые производит в нашем сердце святое имя.
Поэтому в «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что мантра дает освобождение, то есть очень быстро приводит к очищению от каких-то налипших самскар, а имя приводит человека, или душу, к лотосным стопам Господа. То есть надо воспринимать мантру как верного и надежного помощника в повторении святого имени и относиться к этому процессу очень серьезно.
И это более сложный процесс. Почувствовать вкус от повторения святого имени несложно. Тот, кто не может почувствовать вкус от повторения святого имени, может почувствовать легко вкус во время киртана, потому что естественным образом сознание сосредотачивается на звуках святого имени.
Мантра требует особого состояния ума для медитации, поэтому Гопала Бхатта Госвами рекомендует делать пранаяму перед мантрой, причем очень сложную пранаяму с задержкой. Может быть, в этом нет необходимости, но единственное, что нужно сделать, — это попытаться успокоить свой ум перед тем, как мы начинаем повторять мантру. То есть, может быть, несколько глубоких вдохов сделать, выйти из суеты, которая постоянно происходит в нашем уме, попытаться остановить ту болтовню, или тот диалог, который идет в уме, и приблизиться к звукам мантры.
Теперь. Мантра более требовательна к разным условиям, к чистоте. Мантру нужно делать в чистоте, поэтому нужно сначала сделать ачаман, потом только повторять мантру. Ачаман нужно делать правильно. Я надеюсь, что вы знаете, как правильно делать ачаман. Нужно положить, капнуть три капли на середину ладони и через эту бороздку, не касаясь губами, выпить эти капли, прочитав мантры.
В дхарма-шастрах, практически во всех дхарма-шастрах, объясняется, как нужно делать ачаман для разных варн, в том числе. Шудры тоже могут делать ачаман, но им нельзя проглатывать воду, им нужно сохранять воду только на уровне зубов. Вы брахманы, вы можете проглатывать воду, не проблема. Эта вода, которая заряжена мантрами, и одновременно с этим… В чем суть-то? Не в том, чтобы выпить что-то, не в том, чтобы из стакана выпить что-то, а в том, чтобы эту воду зарядить мантрами, она смешивается со слюной тут и непосредственно воздействует на ум. В отличие от воды, которую мы пьем в больших количествах, она прямо проходит туда. Это особая наука очищения ума через несколько капелек воды.
Надо постараться очистить свой ум всеми возможными способами.
Первая мантра, которую вы получаете, — брахма-гаятри-мантра. По особой милости Шрилы Прабхупады ее получают все: и мужчины, и женщины. В других сампрадаях ее получают только мужчины. Она чувствительна ко времени. Все остальные мантры — это панчаратрика-мантры, они не так чувствительны ко времени. Но гаятри-мантра действует только в сандхью, то есть в какое-то время до рассвета, ну и после рассвета, хотя говорится, что, строго говоря, гаятри-мантру нужно повторять, когда можно еще видеть звезды, после рассвета звезд уже не видно. И сразу после заката солнца. И в полдень, но в полдень обычно преданные слишком заняты, чтобы повторять мантру, поэтому достаточно двух раз в день. Если можете, три раза в день. Три сандхьи вспоминайте о духовном пути, по которому вы идете.
И первая — гаятри-мантра. Все гаятри-мантры состоят из двадцати четырёх слогов. Если вы посчитаете слоги первой, брахма-гаятри-мантры, вы обнаружите, что их там больше. Но не потому, что у авторов брахма-гаятри-мантры были проблемы с арифметикой, а потому что перед брахма-гаятри-мантрой есть три слога: ом бхӯр-бхувах̣-свах̣.
Ом — это биджа, она не считается. И эти три слога, которые указывают на три мира, три сферы творения, или три составляющих нашего тела, — вйāхр̣ти, они не считаются мантрой, но их нужно повторять. Мы повторяем брахма-гаятри-мантру вместе с вйāхр̣ти: ом бхӯр-бхувах̣-свах̣.
— бхур, или бхух — это уровень материального тела;
— бхувах — это уровень ума;
— и свах̣ — это, соответственно, уровень нашего интеллекта.
Это три уровня, которые очищаются с помощью мантры.
И говорится, что суть брахма-гаятри-мантры в слове варен̣йам̇. Варен̣йам̇ — значит «энергия Господа».
Бхарго девасйа. Бхарго — значит «энергия Господа», девасйа — Господа. Бхарго девасйа дхӣмахи —то есть я размышляю над этим, над тем, как эта энергия, с которой я соприкасаюсь, энергия, которая разлита во всем этом мире, энергия, которая проявляется в виде жизни во всех живых существах, эта энергия Бога, чит-шакти, с которой мы постоянно соприкасаемся, но не понимаем, что мы соприкасаемся с энергией Самого Бога, она есть варен̣йам̇, она есть объект моего поклонения. То есть гаятри-мантра учит нас, напоминает нам о том, что мы находимся в энергии Бога, и нам нужно быть очень осторожными, что нам ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться ни к одному живому существу, и даже к материальным предметам надо относиться с должным уважением. Варен̣йам̇ — значит «благоговейный настрой по отношению к энергии Бога». Не пренебрежительный, не презрительный тем более.
Эта мантра помогает избавиться от духа эксплуатации, от настроения эксплуатации, который, к сожалению, живет у нас, и таким образом она подготавливает сознание к другим, к более высоким мантрам. Она возводит нас на уровень понимания того, что энергия Бога — это чит-шакти, что любая энергия — это в конечном счете духовная энергия Бога, даже если она принимает форму материи. Это все равно застывшая духовная энергия Бога.
И нужно именно на это медитировать. «Я медитирую на эту энергию Бога». Все мантры, они состоят из трех аспектов: знаю, медитирую и чувствую вдохновение. Последнее слово во всех гаятри-мантрах — прачодайа̄т. Прачодайа̄т — значит «я чувствую энтузиазм», «я чувствую вдохновение», «я чувствую энергию Бога, с которой я соединился с помощью слогов мантры».
Первая мантра настраивает нас в целом, как бы ориентирует нас правильно по отношению к этому миру. Потом идёт гуру-мантры и гуру-гаятри, потом идёт гауранга-мантры и гауранга-гаятри, и потом идёт гопал-мантра и ка̄ма-гаятри. Всего семь мантр. Одна — ведическая мантра из «Риг-веды», и шесть других — это панчаратрика-мантры, мантры из панчаратры, которые, как я уже сказал, не чувствительны ко времени, но чувствительны к нашей сосредоточенности.
И вначале мы призываем некое трансцендентное явление — гуру, Гаурангу и Самого Кришну, повторяя мантру. Не гаятри-мантру, а гуру-мантру, гаура-мантру и гопал-мантру. И потом начинается самое главное — начинается медитация, медитация на гаятри-мантру. Но вначале мы как бы настраиваем, напоминаем через мантру, мы напоминаем себе, на кого мы должны медитировать: сначала я медитирую на гуру, потом на Гаурангу, потом на Самого Кришну. При этом гопал-мантра, конечно же, очень важная. Я скажу об этом чуть позже.
Перед каждой мантрой стоит биджа. И биджа — это сконцентрированная духовная энергия, произнося которую — семя мантры — мы соединяемся с этим трансцендентным явлением. Для гуру биджа — айм, даже эйм. Это биджа Сарасвати, богини учености. Это, скажем так, ее пин-код. И таким образом, обращаясь к гуру через эту биджа-мантру, мы напоминаем себе и ему, что мы получаем от него духовные знания. И потом, повторяя гаятри-мантры, мы последовательно медитируем на три аспекта духовного знания: самбандху, абхидхею и прайоджану.
Первая строка всех гаятри-мантр кончается словом видмахе, что значит «мы знаем». Мы знаем гуру. Мы медитируем на его служение Кришне — кр̣шн̣а а̄нанда̄йа дхӣмахи, на то, каким образом он доставляет удовольствие Кришне своим служением. И в результате этой медитации на его́ служение мы чувствуем вдохновение. В этом смысл гуру-гаятри-мантры.
И смысл всех остальных мантр именно такой. Мы знаем Гаурангу. Мы медитируем на то, каким образом Он является Вишвамбхарой, то есть тем, кто поддерживает этот мир. И в результате этого мы чувствуем вдохновение.
То есть видмахе — это самбандха, знание. Дхӣмахи — это процесс, то, что мы делаем, медитация. Мы медитируем, мы знаем, мы медитируем. И дальше прачодайа̄т — мы чувствуем вдохновение. Мы чувствуем энтузиазм внутри.
И то же самое с Гаурангой. Мы знаем Чайтанью, Гаурангу Махапрабху. Мы медитируем на то, каким образом Его учение поддерживает этот мир, как Его проповедь любви придает стабильность этому миру. И в результате этого мы чувствуем вдохновение от соединения с Гаурангой.
И, наконец, гопал-мантра, очень важная мантра. Кто-то утверждает, что для нас, последователей Чайтаньи Махапрабху, гопал-мантра является самой главной. Сам Чайтанья Махапрабху получил десятисложную мантру. Мы получаем восемнадцатисложную мантру, я уж не знаю, почему. Но там, в этой мантре, есть три имени Кришны:
— первое имя — это Сам Кришна, или Мадана-мохан. Оно символизирует самбандху, самбандха-гьян, или наше притяжение, нашу связь с Кришной;
— второе имя — Говинда. Это имя, которое символизирует процесс, абхидхею;
— и, наконец, Гопиджана-валлабха — имя, символизирующее прайоджану. Возлюбленный гопи.
То есть в гопал-мантре есть тоже три этих элемента. И в конце гопал-мантры стоит слово свах̣. В конце других мантр стоит слово намах̣. Смысл этого один и тот же. Свах̣ — это соединение с чит-шакти, это обращение к чит-шакти, к духовной энергии Господа, вернее, к йога-майе Господа.
Когда мы повторяем гопал-гаятри-мантру, гопал-мантра так важна именно потому, что там в конце стоит слово свах̣. Это мантра, которая должна перенести нас во Вриндаван, в царство Йога-майи.
Биджа-клим — это према-биджа, или биджа, указывающая на любовь и на тех, кто является носителем любви.
Слово свах̣ или намах̣ значит «я отказываюсь от своего эгоизма, я больше не хочу находиться в мире, где я нахожусь в центре, я хочу перенестись в реальность, где естественным центром является Господь».
И, соответственно, в ка̄ма-гаятри, последней из гаятри-мантр, которую вы будете получать, которая содержит наши отношения с Господом, наши отношения в мадхурья-бхакти, связанные с Ним, там тоже есть три имени. Эти три имени соответствуют… Шрила Прабхупада объясняет, что
— первое имя — Камадева, по имени которого названа эта мантра, соответствует Мадана-мохану;
— второе имя — Пушпабана, тот, кто выпускает стрелы и поражает людей Своими стрелами, то есть притягивает все пять чувств. Камадева — это Мадана-мохан. Пушпабана, тот, у кого есть стрелы, — это Говинда;
— и, наконец, Ананга — это Гопиджана-валлабха. Это незримо сводящий с ума всех обитателей Вриндавана Господь.
Ну вот, собственно, всё. Я объяснил немножко структуру мантр. Старайтесь слушать интонацию, с которой произносятся эти мантры. В мантре очень важен ритм, в гаятри-мантре. И старайтесь внимательно слышать произношение этих мантр. Варшана, наверное, говорил, что мантры нужно произносить про себя или в крайнем случае, помогая себе губами. Но сразу же эффективность мантры снижается, даже когда мы просто шевелим губами. Но лучше сосредоточиться, шевеля губами, чем блуждать по всей вселенной, пытаясь сосредоточиться на звуке в уме.
Ну вот, наверное, всё, что нужно знать про гаятри-мантры.
https://t.me/goswamiru/593