Говардхана-пуджа. Говардхан.
По беспричинной милости Шрилы Прабхупады мы собрались сегодня здесь, у подножья холма Говардхан, для того чтобы отметить Говардхана-пуджу. Шрила Прабхупада — это было его последнее желание — хотел перед самым уходом из этого мира приехать сюда, к этому холму, и объехать его на повозках, запряженных волами. Шрила Рагхунатха Дас Госвами молит: ниджа-никата-нива̄сам̇ дехи говардхана твам — «О Говардхан! Пожалуйста, дай мне возможность вечно жить у твоего подножья».
Так устроен человек, что он ко всему привыкает. Для того, чтобы избавиться от этой нашей склонности воспринимать нечто абсолютно из ряда вон выходящее как обыденное, мы должны слушать. Тот факт, что мы находимся здесь, в этом месте и в этот день, ни в коем случае нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. И не нужно думать, что это наши заслуги, что мы оказались здесь. Это милость! А милость на то и милость, чтобы быть беспричинной. И для того, чтобы оценить эту милость, мы должны понять, что происходит сейчас и почему так важно для каждого живого существа хотя бы один раз в жизни оказаться здесь, в этом месте, и почувствовать присутствие Бога.
Кришна всегда находится во Вриндаване — не знаю, как насчет Вриндавана, но на Говардхане точно. Это Его любимое место. Именно поэтому Он велел Своим близким друзьям и родственникам перестать поклоняться возомнившему о себе Индре и поклоняться смиренно холму Говардхан.
Мне хотелось сказать несколько слов о том, почему Кришна хотел, чтобы мы поклонялись Говардхану. На самом деле это рахасья, это сокровенная истина, которая открывается далеко не всем и далеко не сразу. Из всех мест на Говардхане мы находимся в одном из самых святых мест Говардхана — неподалеку от Говинда-кунды, того места, где Кришна получил имя Говинда. Разумеется, получил Он его — это всего лишь навсего лила, потому что Говинда — Его вечное имя, одно из самых любимых имен Кришны.
В «Сканда-пуране» Шрила Вьясадева пишет, что, если вы подарите один лакх или крор, крор или лакх — неважно, в любом случае, вы не подарите ни лакх, ни крор коров, лакх значит «сто тысяч», крор значит «десять миллионов», ну, либо лакх, либо крор — в принципе, не так важно, если вы подарите один лакх или один крор коров с посеребренными рогами, с попонами, расшитыми драгоценными камнями, достойным брахманам; или если вы совершите множество — десять тысяч ведических жертвоприношений; или если вы в течение ста лет будете каждый день омываться в Тривене, в Сангаме, где сливаются Ганга и Ямуна; или если вы подарите огромное количество золота достойным людям и положите все это на одну чашу весов, а на другую чашу весов вы положите всего лишь навсего одно имя Говинда, то имя Говинда перетянет.
Шрила Вьясадева говорит: «Если вы один раз произнесли „Говинда“, вы сделали больше, чем подарили сто тысяч или десять миллионов коров, не так важно». Пожалуйста, сделайте это сейчас! (преданные: Говинда!) Говинда! Триста тысяч коров отдыхают.
В «Махабхарате» (5.58.21) есть замечательный стих, который произносит Сам Кришна:
р̣нам этат правр̣ддхам ме хрдайа̄н на̄пасарпати
йад говиндети чукрош́а
Кришна говорит, что, когда Драупади во время знаменитой игры в кости, воздев обе руки кверху, обратилась к Кришне дӯра-ва̄синам, который находился далеко-далеко, и произнесла слово «Говинда», говиндети чукрош́а, когда она сделала это, когда она, плача, обратилась к Кришне и сказала: «Я как Твоя корова, а Ты мой пастух, Ты Говинда, Ты Тот, кто должен защищать всех», когда она искренне из глубины сердца произнесла: «Говинда!», Кришна говорит, что «долг, который возник у Меня в этот момент, с каждым днем растет, и до сих пор я не отплатил ей этот долг. Я не знаю, когда я перестану быть ее должником». Один раз она произнесла это имя «Говинда» из сердца, из глубины сердца, и Кришна готов был отдать все. Ради этого была затеяна вся война на Курукшетре, ради этого погибли тысячи людей, потому что одна искренняя преданная со слезами на глазах, обращаясь к Богу, позвала Его и сказала: «О Говинда, защити меня!»
Именно здесь, в этом месте, Кришна получил это имя. Корова Сурабхи, вместе со стыдливо прячущимся за ее спиной Индрой, наградила Кришну этим именем. Она как бы посмотрела назад, оглянулась назад и сказала: «Это просто Индра. Он просто царь райских планет. А ты — Говинда! Ты царь всех коров!» И Кришна с огромной радостью и с огромным достоинством носит это имя.
И мы знаем, что имя Говинда — это имя Божества Шрилы Рупы Госвами. Мы находимся здесь в Шри Рупа Сева Кундже, где Шрила Рупа Госвами будет, или уже служит, Кришне. И он служит Кришне в этом образе Говинды.
Буквально несколько дней назад я был в Джайпуре, где мы, конечно же, посетили Храм Говиндаджи с изначальными Божествами, которым поклонялся сам Рупа Госвами. И там, на алтаре, стоит Кришна, Говинда, играющий на флейте, рядом с ним Шримати Радхарани, которая влюбленными глазами смотрит на Него, Лалита, Вишакха по обе стороны, а за Кришной стоит огромная корова, большая серебряная корова.
Мы никогда не должны забывать, что, когда мы поклоняемся Кришне, мы поклоняемся коровам. В «Падма-пуране» говорится: а̄ра̄дхана̄на̄м̇ сарвеша̄м̇ вишн̣ор а̄ра̄дханам̇ парам (также Ч.-ч., Мадхья, 11.31), что из всех объектов поклонения самым драгоценным объектом поклонения, самым поклоняемым, самым священным объектом поклонения в мире является Вишну, но тадӣйа̄на̄м̇ самарчанам — но еще более достойным объектом поклонения являются тадии, те, кто связаны с Кришной. И про Кришну не случайно говорится го-брахмана севайа, что Он есть Тот, кто очень любит коров и брахманов. Именно это событие мы отмечаем сегодня. Сегодня мы отмечаем событие, произошедшее пять тысяч лет назад, когда Сам Кришна, Бог, объект поклонения бесчисленных живых существ в материальном и духовном мире, Сам поклонялся коровам.
Он Сам сказал, что это неотъемлемая часть сегодняшнего празднества, что сегодня мы должны провести го-пуджу. Я не знаю, проводили вы го-пуджу или нет, если не проводили, то у вас будет шанс сделать это в следующем году. Вы упустили свой необычайный шанс. Хотя на самом деле ачарьи объясняют, что время, в которое мы празднуем с вами этот замечательный праздник, — Говардхан, Говардхана-пуджу, или го-пуджу — это время девяти ночей, или девяти дней, когда все живые существа, если у них есть немного разума, должны поклоняться коровам.
Этот период начинается в Дивали. В Дивали обычные люди поклоняются Лакшми. И Лакшми, как мы знаем, появилась в результате пахтанья Молочного океана. Но до того, как Лакшми появилась в результате пахтанья Молочного океана, из Молочного океана появилась кто? Корова Камадхену. Поэтому Лакшми считает корову своей старше сестрой.
И в день Дивали положено утром поклоняться коровам. Сначала совершать го-пуджу, а после этого вечером уже поклоняться Лакшми, Лакшми, которую все так любят— и демоны, и преданные, особенно бедные преданные, нищие преданные, а преданные в большинстве своем нищие. Та самая богиня процветания, которая является объектом поклонения, или преклонения, восторга всех живых существ во вселенной, сама считает, или почитает, корову своей старшей сестрой и не принимает поклонения ни от кого, кто сначала не совершил го-пуджу.
И ачарьи объясняют, что правильный способ поклонения Кришне в это время, в этот месяц картика, начиная с амавасьи, то есть с Дивали, и кончая Гопаштами, каждый день нужно поклоняться коровам. Коровам легко поклоняться! Я помню в прошлом году кто-то притащил корову, и ей стали поклонятся, делать пуджу. Бедная корова, она не знала куда деваться, она нервничала, в конце концов она решила всех забодать и убежала. Го-пуджа — это очень простая вещь! Возьмите пучок травы и принесите корове. Корова посмотрит на вас с благодарностью, съест эту траву, лизнет вас языком и даст вам благословение.
На самом деле это очень простой и естественный способ поклоняться Богу, недооцененный, непонятый, недопонятый. И даже, я уверен, среди вас, людей, воспитанных совсем в другой культуре, очень многие не понимают: а что такого, почему? Но ачарьи говорят, что поклонение коровам имеет огромные результаты, приносит огромные плоды. Так что Сам Кришна, подавая нам пример, в этот день поклонялся коровам. Сам Кришна в Гопаштами поклонялся коровам. Сам Кришна в Дивали поклонялся коровам.
Буквально сегодня я пытался восстановить хронологию игр Кришны, и я понял одну удивительную вещь. Как, по-вашему, когда Кришна начал пасти телят? Сколько Ему лет было, когда Он начал пасти телят? Четыре? Пять? Три? Два года и два месяца! Кришне было два года, и Он не терпел. От нетерпения Он сгорал, чтобы начать выполнять Свою дхарму. В «Анушасана-парве» в «Махабхарате» рассказывается история, когда разные полубоги собрались на гоштхи, на собрание, и стали обсуждать, где корень дхармы, откуда дхарма растет, откуда растет праведность, откуда растет нравственность, откуда растет чистота, откуда растет или что является источником того, что поддерживает жизнь во вселенной.
И разные полубоги высказывали свои мнения, каждый защищал какую-то свою версию о том, что́ есть корень дхармы. Мудрецы не могли согласиться, они спорили друг с другом. В конце концов все взоры обратились на Камадхену, и у нее спросили: «О мать! Священная корова! Корова, которая кормит всех и может исполнить желание всех! Скажи, пожалуйста, где корень нравственности, где корень дхармы, которую ищут все люди?» Корова удивленным взглядом оглядела всех собравшихся многоголовых существ с большим IQ и сказала: «Я корень дхармы. Какой еще вам корень дхармы нужен?»
В конце концов нравственность растет из нее. Это особое творение Кришны. И Кришна именно в этот день сказал: «Зачем вы поклоняетесь какому-то Индре? Зачем вы поклоняетесь кому-то еще? Поклоняться нужно коровам и холму Говардхан».
И очень часто мы помним о том, что нужно поклоняться холму Говардхан, потому что он большой, потому что он выдающийся, потому что так или иначе все ему поклоняются, но забываем, что сначала Кришна сказал: «Сначала нужно поклонятся коровам». Он Сам первый сначала сделал пуджу коровам, и только после этого они всей веселой гурьбой пошли вокруг Говардхана и пели песни, прославляющие го-мату.
И само слово «Говардхан» значит го-вардхана. Вардхана значит «тот, кто расширяет, тот, кто умножает, преумножает», а го значит «коровы». Разумеется, слово го значит не только корова. Слово го в соответствии с ведическим словарем Нигханту имеет огромное количество значений. Сравниться по многозначности с этим словом может только одно другое слово. Это другое слово — Хари. Подобно тому, как Хари имеет множество, бесконечное, практически бесконечное множество значений, потому что Бог есть все, слово го также имеет огромное множество значений.
Го значит «Веды», го значит «чувства», го значит «земля», го значит «солнце», го значит Луна, го значит солнечный свет, го значит лунный свет, и множество других значений заключено в этом слове. Поэтому, когда мы говорим Говардхан, — это тот, кто расширяет все эти удивительные вещи — дары Кришны людям, чтобы люди могли помнить о Боге. В конечном счете коровы даны людям для того, чтобы мы помнили о Боге и, медитируя на них и на их качества, становились дороги Богу.
Я расскажу историю, связанную с этим. Но сначала мне немного хотелось поговорить о том, почему слово го имеет так много значений. Санскрит — удивительный язык, и само слово го происходит от глагола гам, и глагол гам — значит «двигаться». В английском языке go, to go происходит от этого глагольного корня, и множество других слов — производные от этого изначального корня гам. И в соответствии с правилами санскрита, с правилами грамматики Панини, все глаголы, означающие движение, также означают «знание», также означают «процесс познания», потому что познание — значит «движение», познание — значит «изменение», познание — значит «эволюция». Очень важно понимать этот далеко не такой простой, не такой очевидный принцип. И, когда мы говорим го, мы говорим «корова», мы имеем в виду корову, но мы также имеем в виду знание.
Го, гаччхати, слово гаччхати, идти, из этого слова… этимологически слово го происходит от слова гаччхати, что значит «идти». Именно поэтому чувства называются го, потому что чувства все время двигаются, чувства все время пытаются соединиться с объектами чувств. Коровы называются го, потому что они все время бродят и потому что они таким образом добывают себе пропитание, бродя по пастбищам здесь, во Вриндаване. Земля называется го, потому что она вертится. Солнце называется го, потому что оно обходит по своей орбите вселенную. Луна называется го, потому что она постоянно меняется. Солнечные лучи и лунный свет называются го, эти лучи, которые проливают на нас свою милость и обливают нас своим теплом или, наоборот, своей прохладой, тоже называются го, потому что они двигаются.
Этот принцип движения, заложенный в слове го, означает важнейший принцип человеческой жизни: человек не должен стоять на месте, человек должен всегда идти, человек должен всегда эволюционировать и в конце концов прийти к Кришне, но, придя к Кришне, он все равно будет идти. К Кришне невозможно прийти и остановиться. Кришна Сам идет. За кем Кришна идет? За коровами, естественно. Мы идем за Кришной, а Кришна идет за коровами, потому что корова — го, она всегда движется, она никогда не останавливается. И Говардхан, этот замечательный холм, он напоминает нам об этом.
Игры Кришны постоянно движутся. Великие святые, которые приходят сюда во Вриндаван и медитируют на восьмичастные игры Господа, происходящие здесь, на Его нитья-лилы, происходящие в течение восьми частей дня. Они всегда видят перед собой это движение —движение любви. Подобно тому, как корова движется, сердце человека также движется. Любовь тоже никогда не бывает статичной.
Как Шрила Прабхупада однажды сказал, когда у него спросили: «Какая любовь?» Он сказал: «Любовь is never static, is always ecstatic». Ecstatic значит «движение. Эмоция — значит «движение». Слово «эмоция» происходит от этого слова emovere — то, что постоянно движется внутри.
И этот принцип движения, познания, эволюции, развития, принцип приближения к Богу — очень важный, фундаментальный принцип творения. Когда мы поклоняемся Говардхану… и недаром, каким образом мы поклоняемся Говардхану? Go, gо, gо, gо, gо, gо! Пять с половиной часов gо, gо, gо, gо, gо для того, чтобы стать ближе к Кришне, для того, чтобы приблизиться к Нему, для того, чтобы поменять что-то в себе. Этот очень важный принцип, и этот принцип мы празднуем сегодня. Этот принцип в конце концов… Кто такая корова, кто такие коровы? Коровы, так как они постоянно движутся, на самом деле это самая большая пытка, которой, к сожалению, подвергают коров в нашем мире, когда их держат запертыми в стойлах. Коровы должны двигаться. Коровы должны постоянно пастись. И только молоко от тех коров, которые ходят под солнцем на пастбищах, а не стоят в своих стойлах, в маленьких камерах, в которых их поместили их мучители — тюремщики, люди, только молоко от этих коров на самом деле благотворно, только их молоко наполнено настоящей любовью.
Эти коровы, которые движутся, являются также одновременно с этим символом процветания. Чтобы процветать, чтобы действительно достичь этого принципа процветания, к которому мы стремимся… Почему Лакшми сама поклоняется корове, и почему Лакшми с радостью выбрала, или приняла, место у хвоста коровы и находится там вечно? Потому что движение в конце концов приводит к процветанию. Только движение сделает человека счастливым. Стоит нам остановиться, стоит нам застыть на месте, как тотчас же смерть придет к нам. Эта смерть может быть физической или на каком-то другом уровне, но человек всегда должен двигаться, человек всегда должен жить, и человек всегда должен любить. Любовь также всегда требует движения, всегда требует развития, всегда требует расширения.
Когда Кришна говорит, что нужно поклоняться Говардхану, Он имеет в виду, что в конце концов нужно поклоняться любви. Говардхан вечно расширяется. Когда Кришна поднял Говардхан и держал его над Собой, над Своей головой, пригласив туда весь Вриндаван под Говардхан, то Говардхан от счастья, от радости, он начал расширяться. И в конце концов Индра почувствовал, что ему не нужно будет скоро посылать облака куда-то, потому что Говардхан достиг райских планет. Говардхан стал расти до бесконечности, потому что Кришна держал его на Своем пальце. И этот бесконечный рост Говардхана и само слово «Говардхан» значит «тот, кто постоянно растет, тот, кто постоянно углубляется в своем познании, в своем понимании, в своей любви». Оно означает очень многое и учит нас с вами очень многому.
Кришна говорит, что мы должны поклоняться этой идее, этому принципу — принципу роста, принципу любви, принципу движения, принципу эволюции. В этом смысл, глубинный смысл этого праздника. И в конце концов это приводит к процветанию. И сейчас наверняка вы видели, проходя мимо Говардхана или проезжая по этой деревне, как местные жители с радостью лепят Говардхан из коровьего навоза. Это настоящий Говардхан, это настоящий символ процветания. От коров зависит все. Шрила Прабхупада очень часто говорил о том, что настоящая человеческая жизнь, настоящая человеческая цивилизация — это цивилизация, основанная на защите коров. Когда мы защищаем коров, мы становимся праведными. Наше сердце естественным образом очищается, и естественным образом процветание приходит в нашу жизнь.
Шрила Прабхупада говорил, что гайки и болты нельзя есть, которые производятся на фабриках. Айфоны тоже нельзя есть. Apple-компьютеры тоже несъедобные. А навоз съедобен. В конце картики пять дней люди едят пять продуктов коровы: один день коровью мочу, другой день чуть-чуть коровьего навоза, третий день, чтобы возместить, — масло, йогурт, молоко. Эта панча-гавья очищает их. Еще раз, этот месяц и Сам Кришна самым тесным образом связан с коровами.
И история, которую мне хотелось рассказать вам в связи с этим, — история, которую рассказывает Сандилья Муни в «Сканда-пуране», в знаменитом разделе «Сканда-пураны» «Бхагавата-махатмье». Есть две знаменитых «Бхагавата-махатмьи», два знаменитых раздела в Пуранах, в которых прославляется «Шримад-Бхагаватам». И «Шримад-Бхагаватам» также связан с коровами, также теснейшим образом связан с коровами.
Так вот, небольшая история или даже не столько история, сколько объяснение нескольких стихов из «Бхагавата-махатмьи», которые мне хотелось подарить вам сегодня в этот день по случаю Говардхана-пуджи, поможет вам, я надеюсь, проникнуться важностью этого. Шрила Прабхупада открыл нам эту вещь, которую не так легко понять. И бо́льшая часть преданных до сих пор не очень-то понимает, почему нужно поклоняться коровам, как нужно поклоняться коровам, почему нужно ухаживать за коровами. Поэтому я был безмерно счастлив, когда видел, как преданные в первый раз в своей жизни взялись за, как это называется? За мутовку, да, за мутовку. Потому что что, по-вашему, вы будете делать в духовном мире? Вы думаете, вы будете загорать или что? Или YouTube смотреть? Нет! Вы будете пахтать масло. И я думаю, что будет разумно научиться уже сейчас, иначе вы не сможете там удержаться.
Очень часто преданные раньше срока немного преждевременно думают, что они уже достойны того, чтобы оказаться в духовном мире. Начинают воображать себя, начинают примерять на себя различные сиддха-дехи. Периодически они их меняют: сегодня одна манджари, завтра другая манджари, ориентации меняются по-разному. Но есть вполне реальный способ войти в вечные лилы Господа — начать ухаживать за коровами. Если вы хотите примерить на себя сиддха-деху, не нужно воображать, пойдите к корове, подоите ее, покормите ее травой, погладьте ее, почешите, сделайте что-то хорошее для нее.
Сегодня утром мы пошли в одну гошалу у подножья холма Говардхан, там есть большая гошала прямо у самого подножья, наверняка вы видели, сразу за Говинда-кундой. И там в загоне стояли коровы. На самом деле владелец этой гошалы выпускает их пастись периодически. Мы покормили их гуром, дали им что-то и стали искать того, кто присматривает за коровами. Нам сказали: «Вон он там». Мы его долго звали, в конце концов зашли в его кутир и увидели такого садху с небольшим животом, с бородой, с мешочком, повторяющим джапу, а рядом с ним было два теленка. И он смотрел на них с такой любовью, и слезы текли у него из глаз и струились по щекам. И они смотрели на него. Мы попытались телят покормить гуром, телята к гуру были непривычные, они не взяли гур. Тогда он взял у нас кусок гура, открыл им рот и засунул туда им сахар, и они с огромным удовольствием приняли от него этот подарок. И эта картина человека, который абсолютно счастлив, сидя в своем полутемном помещении, повторяя святое имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе и периодически гладящий двух крошечных телят: одному было всего два дня от роду, а другому пять дней от роду. Одного, он гордо сказал, зовут Арджуна Дас, а другого просто Чота, что значит «маленький». Эта картина, она очень тронула мое сердце. И это картина жизни во Вриндаване.
И Сандилья Муни рассказывает интересную вещь, слушайте! Наверняка вы слышали эту историю из «Сканда-пураны», когда Махараджа Парикшит вместе с Махараджей Ваджранабхой решили восстановить Вриндаван. Вриндаван зарос с тех пор, как все вечные обитатели Вриндавана вернулись в духовный мир. Бхаума-Вриндаван, Вриндаван на земле оказался в заброшенном состоянии. Не раз снова и снова это происходит с земной репликой дхамы. Иногда она уходит, скрывается куда-то, иногда она снова проявляется.
И Махараджа Парикшит, наследник Пандавов, и его вассальный царь Махараджа Ваджранабху, правнук Кришны, решили восстановить Вриндаван, стали ходить по этим местам и делать что-то. И они нашли Сандилью Муни, великого мудреца, жившего здесь, и стали задавать ему вопросы. И Сандилья Муни рассказал им много всего интересного. Он объяснил им, каким образом можно восстановить Вриндаван, что нужно для этого сделать. Все там написано. Нужно только открыть эту книгу и почитать внимательно.
И в числе прочего — слушайте, это самое важное из всего того, что мне хотелось сказать вам! В числе прочего Сандилья Муни объяснил, что такое Врадж. Место, в котором мы находимся, называется Враджем. И Сандилья Муни дал удивительное объяснение этому слову. Слово врадж, или враджа, также означает «движение». В санскрите, как я уже говорил, есть множество глаголов движения. И когда Кришна говорит: ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа (Б.-г., 18.66), враджа значит «приди ко Мне».
Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в своем комментарии к этому стиху «Бхагавад-гиты», к последнему стиху «Бхагавад-гиты» — сарва-дхарма̄н паритйаджйа / ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа, он говорит, что в этот момент, когда Кришна произносит этот стих, образ Враджа встает у Него перед глазами. Ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — и Он как бы говорит: «Приди ко Мне, не оставайся на месте! Приди за защитой ко Мне! Прими у Меня прибежище!» И куда ты в конце концов придешь? Во Врадж, куда еще! Куда еще мы можем прийти? В конце концов мы все должны оказаться здесь.
И Сандилья Муни говорит удивительную вещь, он определяет этимологически слово «Врадж». И он говорит, что слово «Врадж» значит сарва-вьяпи. Врадж значит «нечто, что проникает всюду, то, что пронизывает все, то, что вездесуще». Иначе говоря, он говорит одну очень важную вещь: Врадж везде. Поэтому Шрила Шиварама Махарадж проявил Врадж в Венгрии. Но не то, чтобы он проявил Врадж в Венгрии, Врадж уже есть в Венгрии. Врадж везде, и нужна только бхакти, чтобы этот Врадж увидеть и почувствовать.
На самом деле обязанность преданного, где бы он ни был, через свою любовь, через свою бхакти начать проявлять Врадж. Врадж значит «место любви», значит «страна, где все любят друг друга», «страна, где все с открытыми сердцами относятся друг к другу, где все готовы подарить всё другим, и в конце концов где все любят Кришну».
Он объяснил этот момент: то, что Врадж — это нечто всепроникающее, нечто постоянно расширяющееся. Опять тот же самый принцип заложен в слове «Врадж», что и принцип, заложенный в слове го, или го-вардхана, — некоего постоянного расширения или эволюции.
И он говорит, что Кришна всегда находится во Врадже. Но какой Кришна находится во Врадже? Кришна находится везде, Он вездесущ. У Него есть это свойство всепронизывающести, Он находится повсюду, и Он есть сат-чит-ананда. И наша задача — встретиться с этим Кришной, который повсюду, сделать себя достойным того, чтобы мы смогли встретиться с Ним. Он уже готов, Он ждет нас, Он хочет проявить Себя нам.
Но как нужно встретиться с Ним? И тут главный секрет, который мне хотелось открыть вам. Он говорит: «Кришна — сат-чит-ананда, Кришна находится повсюду, Кришна есть дух. Дух имеет эти три компонента: сат — вечность, чит — знание, или сознание, и ананда, или блаженство. Этот сат-чит-ананда Кришна, Он атмарама и аптакама». Наверняка вы слышали это. Атмарама значит «самоудовлетворенный», аптакама значит «тот, чьи все желания исполнены».
Но Сандилья Муни говорит: «Не-не-не-не! Чтобы встретиться с Кришной, нужно понимать, что значит Кришна — атмарама и аптакама. Если вы правильно понимаете эти два эпитета, эти два титула, которые Кришна с гордостью носит здесь во Врадже, тогда только вы сможете встретиться с Кришной». И Сандилья Муни объясняет, что значит атмарама. Арама значит «тот, кто наслаждается», атма значит кто? «Душа». И обычно люди переводят атмарама — значит «тот, кто удовлетворен в себе, тот, кому никого не нужно». Но Сандилья Муни говорит: «Атма — это кто? Кто есть атма Кришны? Радхика — атма Кришны, правильно? Кто еще Его атма? Кто еще Его душа? Атмарама — значит „тот, то все время наслаждается с Радхикой“». Кришна — атмарама здесь во Вриндаване, это значит, что Он все время наслаждается играми со Шримати Радхарани здесь.
И Кришна — аптакама. Аптакама значит «тот, чьи все желания исполнены». Но Сандилья Муни говорит: «Аптакама значит действительно „тот, чьи все желания исполнены“. А какие желания есть у Кришны? Чего Кришна желает? Чего Кришна хочет? Кришна хочет трех вещей. Есть три вещи, которые желает Кришна». Вы все желаете Кришну, правильно? (преданные: Харибол!) Даже я не убежден этим, а уж Кришна и подавно. Хочет кто-то Кришну? (преданные еще громче: Харииибоооол!) Ок! А Кришна чего хочет? Сандилья Муни говорит: «Кришна хочет трех вещей: го, гопа и гопи. Ничего другого, никого другого Кришна не хочет». И здесь во Вриндаване, почему Вриндаван такое удивительное место? Потому что здесь все желания Кришны удовлетворяются, потому что во Вриндаване есть много го, гопа, и гопи. И я надеюсь, вы тоже уже почти что стали либо го, либо гопи, либо гопа, или как там?
Сандилья Муни объясняет, что это есть кама Кришны, это есть абхишта, это есть предел желаний. Ш́рӣ-чаитанйа-мано-’бхӣшт̣ам̇, мы говорим это слово абхӣшт̣ам̇, что́ есть предмет желаний Кришны? Предметом желаний Кришны являются го, гопа и гопи. И кто есть го, мы знаем. Го — это корова. Кришна хочет коров, Кришна любит коров, Кришна пасет коров, Кришна ходит за коровами, Кришна доит коров, Кришна ухаживает за коровами, Кришна делает пуджу, Кришна раскрашивает коров, Кришна радуется, когда пыль из-под коровьих копыт ложится на Него. Говорится, что пыль из-под копыт коровы — это самая чистая, самая очищающая субстанция в этом мире.
Я в свое время изучал астрологию, мухурту, под руководством там одного пандита в Удупи, и он учил меня всем тонкостям мухурты — какие моменты благоприятные, какие моменты нужно избегать. И в конце концов выяснилось, что все моменты неблагоприятные, потому что так или иначе все время то ли Раху, то ли Кету, то ли Марс, то ли Сатурн, то ли еще кто-то в дурном настроении, и как-то плохо смотрит, и как-то не так все получается. Он сказал: «Есть простое средство, какое время всегда благоприятно — когда коровы возвращаются с пастбищ, подняли пыль, и никакое неблагоприятное влияние на вас через эту пыль не проходит». Это го-дхули-мухурта, самая благоприятная мухурта, когда коровы возвращаются с пастбищ и поднимают свою пыль, потому что эта пыль защищает от всего неблагоприятного.
Когда Кришну осквернили, когда ведьма Путана осквернила маленького Кришну, что делали пастушки Вриндавана, как они очищали Кришну? Да, сначала искупали Его в коровьей моче, потом измазали Его в навозе, потом долго стукали по Нему коровьим хвостом, произнося при этом имена Бога. Таким образом они очищали Самого Кришну и защищали Самого Кришну, и Кришна был бесконечно счастлив. Мы сейчас делали абхишеку, на самом деле начинать абхишеку нужно с коровьей мочи. Все то, что касается коровы, становится чистым, защищает, приносит благополучие.
И Сандилья Муни говорит: «Кришна всегда хочет коров, Кришна всегда стремится к гопам, к пастухам. И пастухи — это кто? Пастухи — это те, кто заботится о коровах, те, кто поклоняются коровам. И ачарьи объясняют, что пастухи во Вриндаване — все пастухи. Во Вриндаване брахманы тоже гопы, они тоже гопалы, потому что они тоже заботятся о коровах. Кшатрии во Вриндаване — гопалы. Все здесь гопалы. И даже млеччхи из разных экзотических стран, которые собрались здесь, они тоже гопалы. (преданные: Харибооол!) По крайней мере несколько авторитетных я вижу с тюрбанами, потому что какой гопал без тюрбана? Вот Гамбхира у нас настоящий. Может быть, видели настоящих пастухов? У них тюрбаны вот такие большие, они все в белом, а тюрбаны красные, зеленые, синие, огромных размеров, и усы такие же.
Ну и, конечно, я думаю не стоит долго рассказывать, хотя время как раз подходящее, Кришна любит гопи. Я думаю, мы ограничимся этим утверждением, не будем углубляться в детали этого аспекта личной жизни Кришны. Но Он любит пастухов, Он любит пастушек, Он любит коров, и именно поэтому Он пришел во Вриндаван, именно поэтому Он любит Вриндаван, именно потому Он любит Врадж. Потому что во Врадже есть только пастухи, пастушки и коровы, и никого другого нет. Именно поэтому Он любит Говардхан и больше всего любит Говардхан. И Сам Кришна, как я уже сказал, Он аптакама — все Его желания исполняются только здесь. В любом другом месте они не исполняются. Если вы хотите исполнить желания Кришны где-нибудь в каком-нибудь своем проповедническом центре, еще где-то, и там нет коровы, ну, хотя бы игрушечной, потому что Кришна — Он простой, Его легко обмануть, и потому любая, даже игрушечная, корова становится настоящей, когда с ней начинает играть Кришна. Если вы хотите удовлетворить Кришну, там должны быть коровы, и там должны быть пастухи и пастушки, и там должна быть любовь, которая живет в сердце пастухов и пастушек. Пастухи и пастушки, простые люди.
И Сандилья Муни дальше говорит — и это очень важная вещь, слушайте! Это, наверное, самое важное, что мне хотелось сказать. Он говорит, что «этого Кришны, чьи желания удовлетворены только здесь, только там, где есть пастухи, пастушки и коровы, только там Кришна чувствует Себя удовлетворенным, только туда Он придет, только туда Его тянет, этот Кришна, который находится всегда здесь во Вриндаване, у Него есть два вида игр, два вида лил». Один вид лил, как говорит Сандилья Муни, — это обычные лилы. Обычные лилы — это какие обычные лилы Господа? Ну, создать вселенную, разрушить ее, поддержать ее, прийти сюда — паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м (Б.-г.,4.8), уничтожить негодяев каких-то, вознаградить праведников, защитить кого-то, распространить дхарму по всему миру. Это, Сандилья Муни говорит, обычные лилы. И, обращаясь к Махараджу Парикшиту и Махараджу Ваджранабху, он говорит: «Вы можете видеть эти лилы, эти лилы могут видеть все». На самом деле, если мы будем внимательно смотреть на этот мир, мы почувствуем, как сила Господа находится за ним.
Я в последнее время с легкой руки Васушрештхи прабху много слушаю всяких научных каких-то подкастов и объяснений различных научных идей. И ученые с разных концов подходят к пониманию того, что Бог есть. Они смотрят на устройство живой клетки и говорят: «Ну не может такое появиться просто так, слишком много там информации». Они смотрят на устройство вселенной с ее совершенными законами, совершенными константами, которые приспособлены одни к другой и говорят: «Ну не может быть такого!» Думают о возникновении вселенной. В конце концов единственная идея, которая объясняет все это естественным и логичным образом, — то, что за всем этим стоит разум, за всем этим стоит Бог.
И все эти лилы — это обычные лилы, они доступны всем, кроме совершенно тупых атеистов. Но обычные люди могут понять: Бог находится за всем — за творением, за разрушением, за всеми процессами. Если внимательно наблюдать, можно почувствовать руку Бога в этом. Астролог объяснит вам, каким образом рука Бога проявляется в вашей жизни. Сандилья Муни говорит: «Но есть другие лилы, вечные лилы — это когда Кришна пасет коров». Вот это особые лилы. Он говорит: «Вам эти лилы недоступны». Когда Кришна играет с гопи, когда Кришна играет с пастухами — это особые лилы. И он говорит, что из этих лил все остальные лилы вырастают. Все остальные, обычные лилы, простенькие лилы — создать какую-нибудь вселенную дурацкую — ну, пустяк, ерунда. Вот коров пасти — вот это да! Вот это задача! Собрать всех коров вместе, накормить их, сделать каждую из них счастливой, подойти к каждой, погладить каждую, приласкать каждую из этих коров, послушать, что она говорит, шепнуть ей что-то на ухо — это особые лилы. И это вечные лилы Кришны, из которых все остальные лилы выходят. И это Вриндаван. Вриндаван — это го, гопа и гопи и Кришна вместе с ними, играющий вместе с ними. Это то самое удивительное место, в которое мы с вами пришли. В этот самый удивительный день, когда Кришна провозгласил всему миру: «Не нужно поклоняться никому и ничему, достаточно поклоняться коровам, холму Говардхан, достаточно кормить всех до отвала, включая собак, достаточно радостно петь святое имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
И если мы будем делать это, произойдет чудо. Некоторые из вас признались, что вы хотите Кришну, было такое? (преданные: Даа!) Подтвердите это еще раз! (преданные: Харииибооол!) Говинда! Что нужно сделать для этого? Чтобы достичь Кришну, чтобы обрести Его, чтобы прийти к Нему? Ничего! Просто служить коровам, и вам не нужно будет стремиться к Кришне, Кришна будет стремиться к вам. Кришна любит тех, кто служит коровам. Кришна любит тех, кто служит пастухам, кто сам становится пастухом, кто защищает коров. Кришна Сам стремится к ним. Вам не нужно будет идти к Нему. И поэтому Он с такой радостью и с такой гордостью носит имя Говинды. И поэтому мы собрались здесь с вами, чтобы подумать над этим, подумать над этим простым секретом любви, который открыл нам Шрила Прабхупада.
Много сложной философии: «Веданта-сутра» — джанма̄дй асйа йатах̣, тат ту саманвайа̄т, ш́а̄стра-йонитва̄т, пятьсот пятьдесят пять сутр «Веданта-сутры», санскрит, семьсот стихов «Бхагавад-гиты», восемнадцать тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам», и все только для того, чтобы понять — что смысл жизни в том, чтобы служить коровам. Если вы поняли это, вы поняли все. Если вы не поняли этого, вы не поняли ничего. Только для того, чтобы служить коровам, служить пастухам и таким образом служить Говинде, очистить свое сердце. Когда человек делает это, сердце его само становится чистым. Сердце его само очищается от всех накопленных грехов. Когда мы общаемся с этими невинными живыми существами — коровами, увенчанными огромными рогами, с горбом, коровами, которые живут в этом месте, — мы делаем огромное благо.
И мне хотелось сегодня именно таким образом раскрыть смысл праздника Говардхана-пуджи. Обычно все рассказывают про то, как Кришна поднял Говардхан, и все стояли: «А-а-ах!» Но суть-то в том, что — перестаньте поклоняться кому бы то ни было еще, чему бы то ни было еще, никто вас не спасет, никто не очистит вас от грехов. Но есть те, кого Кришна послал для того, чтобы мы могли уже сейчас почувствовать себя ближе к Богу — и это коровы, пастухи и пастушки Вриндавана.
Спасибо большое!
Харе Кришна!
Говинда! Джая джая Радхе-е-е-е-е! Шьям!
Харе Кришна!
Ссылка: https://youtube.com/live/pvY5PPUxSkQ?feature=share