О важности служения святому имени (11.08.2018г)

В чём цель образования?

Люди ищут путь к духовному развитию. Но что действительно важно на этом пути? Главное — не просто накопление знаний, а практическое применение духовных принципов в жизни.

Наша традиция предлагает уникальный подход к образованию. Мы не просто заучиваем теории, мы очищаем сознание через практику. Ведь именно чистое сознание позволяет по-настоящему ощутить вкус святого имени, переданного нам через великую цепь духовных учителей от самого Шри Чайтаньи Махапрабху.

Основная цель образования только в этом — в том, чтобы помочь человеку правильно повторять святое имя.

Как правильно повторять святое имя?

Святое имя обладает невероятной силой очищения. Но как правильно использовать эту силу? Ключ — в искреннем повторении и пении святого имени без оскорблений. Это не просто ритуал, это путь к глубокому духовному опыту.

Каждый вечер стоит задать себе важные вопросы:
• Стал ли я ближе к Кришне?
• Делал ли я то, что радует Его и других вайшнавов?
• Был ли я внимателен в повторении святого имени?
• Изменился ли я за прошедший день?

Индивидуальное повторение святого имени — это искусство, требующее практики. Именно поэтому мы создали Школу джапа-медитации и организуем ретриты под руководством опытных наставников.

Главное — помнить о служении.
— Служение святому имени открывает путь к служению всему сущему.
— И наоборот, служение другим помогает понять глубину служения святому имени.

В центре нашего пути — святое имя, миссия Шри Чайтаньи Махапрабху и учение Шрилы Прабхупады. Следуя этому пути с искренностью, вы обретёте уникальный опыт, который невозможно получить где-либо ещё.

Помните: важно не просто повторять святое имя, а делать это в правильном настроении — с любовью и преданностью. Только тогда вы сможете по-настоящему ощутить тот вкус Вриндавана, ради которого пришёл Шри Чайтанья Махапрабху.

Харе Кришна, дорогие вайшнавы! Я очень рад, что вы собрались вместе.

Меня попросили сказать несколько слов по поводу того, что бы я ждал от учеников, последователей, людей, которые, так или иначе, считают меня своим учителем.

Только что проходил ретрит в Германии, где я записал две больших лекции, в которых суммировал самые главные наставления. Но сейчас я не хочу повторять это. Мне хочется сказать буквально несколько слов по поводу важности нашего служения святому имени.

Мы все знаем, что это самая главная форма духовной практики, которую принёс Шри Чайтанья Махапрабху. В «Чайтанья-чаритамрите» в первой части, в Ади-лиле, говорится, что «Господь Чайтанья сплел наму и прему в одну гирлянду и поместил эту гирлянду на весь мир». Нама-према-мала. Подобно тому, как в гирлянде цветы очень тесно переплетаются друг с другом, и они составляют некое единое целое, точно так же Шри Чайтанья Махапрабху вложил в святое имя, которое обычно распространяет аватара, приходящая в Кали-югу, эти расы, или любовь Вриндавана. И это Его особый дар.

На самом деле мы не представляем себе, как нам повезло. До Шри Чайтаньи Махапрабху никто не имел доступа к этим расам. Люди читали об этих расах в «Шримад-Бхагаватам», но никто не понимал, каким образом можно соприкоснуться с этими расами, почувствовать эти расы и воспроизвести их в своём сердце.

Шри Чайтанья Махапрабху показал путь, систематически разработанный путь, с помощью которого человек может полностью преобразить своё сердце и сделать своё сердце Вриндаваном — тем местом, где Кришна всегда обменивается любовью со Своими преданными. Это поразительная вещь! И способ этот простой. По форме очень простой. Шри Чайтанья Махапрабху вложил эту прему в наму, в святое имя.

Святое имя, которое распространяют другие аватары, Кали-юга-аватары — это то же самое святое имя. В «Кали-сантарана-упанишад» приводится Харе Кришна мантра: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Но эта та же самая по форме мантра, полученная из уст Шри Чайтанья Махапрабху и Его последователей, обладает способностью раскрыть в нашем сердце прему.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что «Господь думал о том, как наслаждаться этими расами Вриндавана, находясь в положении слуги Кришны, не наслаждающегося, а того, кто хочет доставить удовольствие Кришне. И одновременно с этим Он хотел, чтобы преданные также получили доступ к этому всему».

Именно поэтому Он пришёл как Шри Чайтанья Махапрабху. Это были две цели Его прихода. Одна внутренняя — Самому испытать этот вкус, необычайный вкус. А вторая внешняя — поделиться этим вкусом с преданными, которые пытаются служить Ему, но при этом не понимают, каким образом служить с любовью. Очень много людей пытаются служить Богу, но их служение лишено расы, лишено этого поразительного вкуса.

В «Шримад-Бхагаватам» описывается, как Сам Кришна спрятался за кустами во время танца раса, когда гопи, расстелив свои шали, сели на берегу Ямуны и стали петь «Гопи-гиту». И Кришна при этом слушал. Он знал, что если Он выйдет, то они тотчас прекратят своё пение. Они перестанут изливать чувства, которые скопились в их сердце. Он слушал с огромным вниманием для того, чтобы соприкоснуться с этой любовью, потому что Ему она недоступна. Ему очень интересно, что чувствуют Его преданные, когда встречаются с Ним, когда они разлучаются с Ним.

Именно ради этого Он пришёл сюда как Шри Чайтанья Махапрабху и провёл шесть долгих лет в Джаганнатха-Пури, ощущая этот вкус святого имени, наполненного расами Вриндавана.

Так вот, это та привилегия, которая у нас есть. Беда заключается в том, что мы, к сожалению, очень часто не пользуемся этим, или забываем это, или воспринимаем повторение Харе Кришна мантры как какой-то ритуал.

Харе Кришна мантра — это самая важная практика всех гаудия-вайшнавов. И именно эта практика в конце концов меняет наше сердце.

Шри Чайтанья Махапрабху Сам в Своей «Шикшаштаке» говорит: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ — это первый результат, который должен наступить. Он использует слово четах, или читта. Читта — это самый близкий к душе материальный элемент, самый тонкий материальный элемент, который окутывает душу, это некое саттвичное сознание.

И Капиладева, объясняя функции этого сознания, говорит, что оно абсолютно неизменное и очень спокойное. Беда заключается в том, что… И когда сознание очищается, оно становится, оно возвращается в свой изначальный вид, к этому изначальному спокойствию. Когда Шри Чайтанья Махапрабху говорит чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇, Он говорит об одном первом очень важном результате повторения святого имени: человека охватывает абсолютное блаженное спокойствие. Внутреннее. Он получает доступ к чистой читте. Когда читта осквернена соприкосновением с другими элементами, она лишается этого свойства невозмутимости, чистоты, спокойствия, прозрачности, способности отражать в себе в конце концов образ Кришны. И это самый первый результат повторения святого имени.

Мне очень хочется, — это самая главная боль моего сердца — чтобы преданные получили реальный духовный опыт от повторения святого имени. Ради этого Школа джапа-медитации и множество других образовательных проектов. Но основная цель образования только в этом — в том, чтобы помочь человеку правильно повторять святое имя. Образование в нашей школе — это не есть некое академическое упражнение, когда мы набиваем свою голову какой-то теорией. Это что-то, что помогает нам с другого конца очистить наше сознание.

Теоретики расы объясняют, что человек может испытать расу, или вкус, только в том случае — когда его сознание, ум абсолютно чистый. «Когда сознание становится чистым? — говорят они. — В процессе изучения священных писаний, когда мы снова и снова изучаем их». И в этом суть — в том, чтобы, очистив сознание, помочь себе быстрее испытать вкус, заложенный в святом имени, полученном от Шри Чайтаньи Махапрабху через непрерывную цепь духовных учителей.

Само по себе святое имя может очистить наше сознание тоже и должно очистить наше сознание, но нужно очень хорошо понимать, как это происходит. Для этого должна быть санкиртана, должно быть повторение или пение святого имени без оскорблений.

Это мое самое главное наставление, мое самое большое желание — чтобы преданные уже сейчас, уже в этой жизни испытали тот вкус, ради которого Шри Чайтанья Махапрабху пришёл. Он пришёл не для чего-то другого. Он пришёл не для того, чтобы дать нам какие-то религиозные обязанности; не для того, чтобы просто возвести нас до уровня гуны благости. Он пришёл для того, чтобы дать нам вкус Вриндавана, который Он Сам хочет испытывать снова, и снова, и снова. И именно туда Он приглашает нас.

Сейчас в ИСККОН сложная пора. Я немножечко со стороны наблюдаю это. В течение последних нескольких месяцев, так уж получилось, что я выключился из какой-то очень активной деятельности, но это даёт мне определенную перспективу. Я вижу, как совершенно противоположные мнения раздирают ИСККОН на клочки. Кто-то тянет в одну сторону, кто-то тянет в другую сторону.

Но у меня есть отчетливое ощущение, что все эти споры, которые, на мой взгляд, по большей части на пустом месте происходят или почти на пустом месте, — понятно, что там есть какие-то поводы для них — но всё это результат того, что у людей нет опыта своего собственного, и они пытаются возместить недостаток собственного опыта, указывая на чужие ошибки. Если ты хочешь указать человеку на ошибки, то покажи это на своём примере. Покажи, что ты стал абсолютно счастлив, что ты не движим какими-то материальными эмоциями, желанием найти недостатки в других людях.

Всё это решится, если люди займутся конкретно совершенно собой. Люди спорят о том, как проповедовать. Но, проповедуя, мы делимся опытом. Какой смысл проповедовать людям, если у нас самих нет никакого духовного опыта или этот опыт очень маленький, ничтожный? Мы можем с полным основанием говорить что-то другим людям, открывать рот только тогда, когда нам есть что сказать. Мы можем не просто сказать, что мы знаем теорию: «Я — не это тело» и «Кришна — Бог», но то, что мы понимаем: «Я — не это тело» и «Кришна — Бог!» И более того, что «Он неотличен от Своего святого имени». Святое имя, звук, имя Бога и Сам Бог неотличны друг от друга. Кто может с полным основанием сказать про себя, что он реализовал эти азы нашей философии?

Поэтому моя самая глубокая просьба — это постоянно стараться служить святому имени и стараться делать так, чтобы каждый день мы становились хотя бы немножко ближе к Кришне.

Вечером, перед сном, нужно задать себе этот вопрос: «А стал я хоть чуть-чуть ближе к Кришне? Делал я что-то, что Ему понравилось, что понравилось другим вайшнавам или что понравилось моему духовному учителю? Повторял ли я святое имя так, что действительно я могу сказать, что я старался по крайней мере избегать каких-то оскорблений, оскорбительного отношения к святому имени? Делал ли я это?»

Каждый день мы себя должны спрашивать. Закончив свои круги (хотя, как их можно закончить?), но по крайней мере, отчитав то, что мы обещали, мы должны спросить: «Изменился я за это время или нет? Или мое повторение было точно таким же, как оно было вчера? Появилось ли у меня что-то новое в моем сердце, чем-то, чем я хотел бы поделиться с Кришной? Дал ли мне Кришна что-то новое, чем я потом буду делиться с Ним и со всеми остальными?»

И да, индивидуальное повторение святого имени — это непростая вещь, почувствовать вкус не так-то просто. Но именно поэтому есть Школа джапа-медитации, есть множество ретритов. Шачинанданы Махараджа, Бхуриджана прабху, других преданных, которые проводят эти ретриты. Главное, что нам нужно стараться.

Поэтому моя очень большая просьба — служите святому имени, и, если вы научитесь служить святому имени, вы будете служить всем остальным. И наоборот, когда мы служим всем остальным, нам легче понять, что значит служить святому имени. Потому что люди часто не понимают это простое положение — что такое повторять в настроении служения.

Вот, собственно, несколько слов, которые мне хотелось сказать сегодня. Я рад, что вы собрались вместе, это самое главное, повод, наверное, не так важен. Гораздо важнее, что в центре нашей жизни есть святое имя, есть миссия Шри Чайтаньи Махапрабху, есть Шрила Прабхупада, который достучался до наших сердец и помог нам понять эти непростые истины.

Спасибо большое! Пожалуйста, идите по этому пути как можно более честно, и обязательно получите награду. Вы получите такой опыт, который вы не сможете получить нигде и никогда.

Харе Кришна.

https://www.goswami.ru/lecture/3690

https://www.youtube.com/watch?v=FQTjnBJRnMc

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.