Семинар «Аюрведа», лекция 3

Семинар «Аюрведа», Друскининкай, июль 1994 г. (Диск 21, л. 3)

Аннотация:

Первый принцип “Аюрведы”- подобное усиливает подобное. Пища как главный фактор равновесия дош. Рассмотрение пищи в четырех категориях – расе, вирье, прабхаве, випаке. Роль языка в процессе пищеварения. Уникальность лимона и имбиря. Какие вкусы и в каких пропорциях должны находиться в нашей пище. Вопросы: – о меде и гхи – о молоке – о сахаре.   ***

Cегодня будет более практическое занятие. То есть начиная с этого занятия вам должно стать яснее, что такое “Аюрведа” на самом деле. Значит, на прошлом занятии я описал три основных доши, которые определяют физиологию человека и функционирование человеческого организма. Я также сказал, что в соответсвии с “Аюрведой” главным фактором здоровья является равновесие этих дош. И наоборот, любое выведение этих дош из равновесия, любой избыток или недостаток дош является причиной болезни. Это будет вызывать то или иное нарушение, сначала слабое, а потом все более и более сильное.

Итак, сегодня я буду описывать основные причины нарушений – почему доши выходят из равновесия. После прошлой лекции меня Алинджан спросил, что если я, например, буду вот так руками водить, значит ли это, что у меня вата будет возбуждаться, поскольку вата ответственна за движения? Да, в какой-то степени это так. Любая характеристика, которая соответствует данной доше, будет усиливать проявление этой доши. То есть первый принцип, на котором основанно аюрведическое учение, или теория “Аюрведы”, – это то, что подобное усиливает подобное.

На прошлом занятии я очень подробно описал качества дош, и, зная эти качества, мы можем делать выводы, что будет влиять на ту или иную дошу. То есть подобное усиливает подобное. Все то, что обладает качествами какой-то доши, будет возбуждать эту дошу. Я приведу простой пример. Как мы знаем, вата – это воздух или то, что координирует движения в теле. Соответственно, если мы выходим в ветренную погоду на улицу, или мы подвергаемся действию ветра, это значит, что вата будет повышаться. И наоборот, если не очень жарко, так как жара – это специфическое качество питты, то, следовательно, в жаркую погоду или в жарком месте будет повышаться питта. Я привел эти простые примеры, чтобы вы поняли, что это такое.  Итак, какой  самый важный  фактор, который влияет  на равновесие этих дош и самая главная наша связь с миром? Как вы думаете, что это? Пища. Наша основная связь с внешним миром, как правило, происходит через желудок. Нам может казаться, что мы общаемся с этим миром через глаза или еще через что-то, но на самом деле большую часть информации внутрь себя мы воспринимаем с пищей.

Поэтому пища является главным фактором, который влияет на равновесие дош. Именно по этой причине “Аюрведа” уделяет так много внимания диете, подробнейшим образом описывая качества пищи и то, как разные виды пищи влияют на равновесие дош. Пища может быть как источником болезней, так и источником здоровья. Как говорил Гиппократ: “Пусть ваша пища будет вашим лекарством”. Это принцип “Аюрведы”. Другой принцип “Аюрведы” в том, что если человек  не  соблюдает  диету,  то  зачем  лечиться?  И,  аналогично,  если человек соблюдает диету, то зачем лечиться? Иначе говоря, если человек соблюдает диету, он не будет болеть, а если человек не соблюдает диету, то какие бы лекарства он ни пил, он все равно не вылечится. Чтобы непосредственно описать тонкое влияние пищи на внутреннее физиологическое состояние организма, “Аюрведа” описывает пищу в категории расы, или вкуса, вирьи, или энергии, випака – вкуса, который возникает после переваривания, и прабхавы, или специфического действия, специфических качеств. То есть вся пища обладает этими четырьмя качествами: расой, вирьей, прабхавой и випакой.  Таким  образом,  они  определяют  качество пищи  и  ее влияние на организм человека.

Еще одно положение, о котором нужно знать, чтобы правильно понять принцип аюрведического питания и аюрведической диеты, состоит в том, что вы есть то, что вы едите. На самом деле, в соответствии с “Аюрведой”, вы не есть то, что вы едите. По “Аюрведе” вы есть то, что вы перевариваете. Вы можете есть очень много всякой всячины, но если вы этого не перевариваете, то это не будет приносить вам пользы, а наоборот, один только вред. Значит, следующий момент, о котором нужно сказать – это то, что “Аюрведа” подходит к каждой болезни индивидуально. Каждая болезнь рассматривается не просто как болезнь. Современная медицина (я говорил об этом вкратце на первой лекции) лечит болезнь. Например, если вы больны астмой, то независимо от того, кто вы по конституции, вам будет прописано одно и то же лечение. Вас будут лечить одними и теми же таблетками. Тогда как в соотвествии с “Аюрведой”, астма может быть вызвана разными причинами. В зависимости от того, какая доша выведена из равновесия, астма может вызываться, например, тем, что выведена из равновесия капха. Если из равновесия выведена капха, то в легких будет накапливаться слизь и жидкость, и это будет вызывать приступы астмы.

Если вата выведена из  равновесия,  это значит,  что у человека не  в порядке нервная система, и это в свою очередь приводит к плохому функционированию легких. Если питта выведена из равновесия, то в легких будет накапливаться влажный жар. И все это будет внешне вызывать признаки астмы. В соответствии с “Аюрведой” лечение во всех трех случаях будет совершенно разным. То есть “Аюрведа”  лечит  одинаковые  болезни,  но,  в  зависимости  от  человека,  она делает это по-разному. И наоборот, разные болезни могут быть вызваны одной и той же причиной. Например, если выведена из равновесия вата, это может привести к тому, что человека мучит бессонница, что у него слишком сильная нервная возбудимость, у него также могут болеть суставы, начаться запор или головная боль. То есть  внешне это совершенно  разные вещи,  но  лечение  этих  болезней  будет  одинаковое.  Таким  образом, аюрведический врач предпишет примерно одинаковое лечение для всех этих болезней, потому что изначальная причина, которой вызваны эти болезни – одна. Это было предисловие, а теперь я приведу вам описание расы. Может быть, есть какие-то вопросы по предисловию?

Вопрос:

Ответ: Шесть вкусов. Я сейчас опишу их более подробно. Значит, первое и самое основное качество, которым обладает вся пища – это раса, или вкус. На самом деле вкусу в западной медицине не придается особого значения. Никто на Западе не будет судить о медицинских качествах какой-то травы, пищи или лекарства по его вкусу. Все лекарства обычно горькие, но никто не думает об этом качестве. Чт оже  делает  ”Аюрведа”?  ”Аюрведа”  сводит  все  качества пищи  в  единую систему, рассматривая их в четырех категориях: расе, вирье, прабхаве и випаке. То есть здесь нет той хаотической картины, которая складывается в западной медицине, где описан только химический состав данного лекарства: столько-то жиров, столько-то углеводов, хотя никто в этом толком ничего не понимает. Однако тут дается четкая классификация, и, более того, поскольку эта классификация непосредственно сзязана с дошами, она дает человеку ключ, каким образом он может влиять на свое состояние.

Итак, раса в переводе с санскрита имеет очень много значений. В любом хорошем санскритском словаре значения этого слова занимают около двух страниц. Поэтому я перечислю несколько из этих значений, которые для нас действительно  важны, – это ”сущность”, ”сок”, ”эмоция”,  ”наслаждение”, а также “циркуляция”, или “движение”. Все это вкладывается в понятие расы. Так каким же образом эта раса (вкус) воздействует на человека? Во-первых, говорится,что вкус воспринимается языком, и он воздействует на прану, жизненную энергию, которая находится на языке, а прана непосредственно сзязана с мозгом. Когда мы ощущаем что-то на языке, этот вкус подает сигнал в мозг, а мозг подает сигнал желудку, какие соки ему нужно выделять для того, чтобы начать переваривать пищу.  То есть пищеварение начинается во рту. На самом деле, если бы у нас не было языка, если бы мы просто заглатывали пищу, то, практически, мы бы не смогли ее переваривать, потому что наш мозг не знает, что именно мы проглотили. Язык является тем инструментом, который подает мозгу сигналы и объясняет, что ему нужно делать.

Поэтому, когда человек заболевает, первое, что обычно с ним происходит, например, если у него температура, – обкладывает язык, и человек перестает различать вкус. Вы не чувствуете никакого вкуса. Таким образом, если вы находитесь в таком состоянии, когда ваш язык полностью атрофирован, и вы не способны ощущать вкус, то та пища, которую вы едите, не будет перевариваться. То, что язык не испытывает вкуса, говорит о том, что у вас понижен огонь пищеварения  и  в  этом  случае,  что  бы вы ни ели, будет превращаться в яд. Поэтому говорится, что если у вас нарушена функция восприятия вкуса, то лучше не есть, потому что эта пища не будет переварена. Таков один из практических советов, которые дает “Аюрведа”. На самом деле сам желудок не может переварить пищу. Он не знает, как ее переваривать. Пища переваривается через мозг, а в мозг поступает сигнал от языка, который ощущает вкус. Другой практический вывод,  который  отсюда  следует,  заключается  в  том,  что  пища должна быть вкусной. Чтобы пища нормально переваривалась, она должна быть вкусной.

Есть много различных современных теорий, например, теория сыроедения и другие диетические теории, которые говорят, что пища должна быть полезной. Они начинают считать сколько в ней калорий, сколько чего. По их мнению самый лучший продукт в соответствии с калориями – это ботва редиски. И, может, так оно и есть, может, ботва редиски действительно хороша и полезна, но поскольку она невкусная, то сколько бы вы ее не ели, она не принесет вам реальной пользы. Более того, поскольку вы все время будете чувствовать неудовлетворенность, вы можете есть тонны этой ботвы редиски, но будете все время ходить злым. Я могу привести один практический пример. Была одна женщина, которая увлекалась всем этим, и она просто накладывала себе ванну из ботвы редиски, это была ее основная пища, но при этом она постоянно ходила раздраженная. Всех, кто не ел ботву редиски, она очень сильно ругала, потому что по ее мнению это была самая лучшая пища. Она была очень твердо уверена, что это так. Но поскольку она сама не находила в этой ботве никакого удовлетворения, ей хотелось, чтобы все остальные тоже ели ботву редиски. Она никак не могла взять в толк, почему другие не едят этой ботвы.

То, что мы едим такой вкусный прасад – это очень научно. Прасад должен быть вкусным, чтобы прасад доставлял удовлетворение, мы должны чувствовать прасад.

Следующий практический урок, который из этого следует, – мы должны хорошо пережевывать пищу и хорошо чувствовать ее вкус. На самом деле это проявление  уважения к прасаду, потому что если мы просто запихиваем в себя прасад, то мы тем самым проявляем к нему неуважение.

Мы должны понимать, что милость, которая нам дана, так или иначе должна стать нашим телом. Это очень важный момент. И еще одна очень важная вещь, которая вызывает  много недоумений  и  много  неправильных  толкований  -  это употребление   специй.   Вся   индийская или   аюрведическая   кухня   целиком построена на специях, и специи не только придают пище вкус, но и, как правило, являются  теми  добавками,  которые  облегчают  наше  пищеварение  и дают человеку энергию и силу, чтобы он мог хорошо переваривать пищу. Поэтому специи очень важны. Хотя кто-то может считать, что диетическая пища – это пища без  специй,  я  должен  вас разочаровать.  Диетическая  пища  -  это  пища  со специями, но с правильно употребленными, хорошими специями.

Теперь я непосредственно перехожу к разбору вкуса. Вкус является качеством элемента воды. Как мы знаем, если язык у нас сухой, то мы будем не в состоянии ощутить вкус. Если язык пересохший, то все, что мы будем есть, будет казаться нам сухой, безвкусной травой. Поэтому для того, чтобы ощущать вкус, наш язык должен  быть  увлажненный,  и  это  -  функция  особого  вида  ваты,  о  которой  я говорил   на   прошлом   занятии.   В   соответствии   с   аюрведической   теорией существует шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий. Все многообразие вкусов, которое мы ощущаем, является лишь различными сочетаниями этих вкусов. Каждый из этих вкусов, в свою очередь, является комбинацией  двух  элементов  -  двух  маха-бхут.  Пять  элементов:  земля,  вода, огонь, воздух, эфир, сочетаясь по два, составляют эти шесть вкусов.

Итак, мы начнем со сладкого вкуса, поскольку этот вкус самый важный. Сладкий вкус состоит из двух элементов – земли и воды. В пище должен преобладать сладкий вкус. И чтобы у вас не создалось каких-то неправильных представлений на этот счет, я не буду описывать то, как данный конкретный вкус влияет на каждую дошу, какую дошу он выводит из равновесия, какую, наоборот, уравновешивает. Я буду говорить только о том, какими качествами обладает этот вкус,  и тогда вам  станет  ясно,  почему  он  так  влияет  на разные  доши.  Здесь главное – не делать неправильного вывода, что в пище должен отсутствовать какой-то вкус.

На самом деле, чтобы пища правильно переваривалась, в ней должны присутствовать все шесть вкусов. Каждый повор после того, как он приготовил обед, должен подсчитать, сколько у него получилось вкусов.

И если хоть один вкус систематически отсутствует, это значит, что мы наверняка будем болеть. Какая-то доша в конце концов обязательно выйдет из равновесия. Все  вкусы  должны присутствовать  в  пище,  но  они  должны  присутствовать  в разных  количествах,  во-первых,  в зависимости  от  нашей  конституции,  и  во-вторых, в зависимости от физиологического влияния вкуса на тело.

Итак, сладкий вкус. Первое, что надо о нем сказать, – это то, что он нужен в больших количествах. Этот вкус обязательно должен преобладать в пище, но это не значит, что мы должны во все класть сахар. Сахар на самом деле – очень вредная и очень плохая вещь. Но сладким вкусом обладают все крахмалы. Например, гречка преимущественно сладкая, рис сладкий, хлеб тоже сладкий. На самом деле большая часть пищи уже сладкая. Это ее преимущественный вкус. Иногда этот вкус бывает ярко выражен, как, например, в финиках или в сахаре.  Там присутствует исключительно сладкий вкус. В остальных продуктах также присутствует сладкий вкус.

Сладкий вкус является комбинацией земли и воды, и потому он обладает качествами капхи. Итак, холодный он или горячий? Холодный. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Жирный или сухой? Влажный. Правильно. Вы хорошо усвоили материал предыдущих лекций. И поскольку он обладает этими качествами: он холодный, тяжелый и жирный, следовательно он повышает капху. Он выводит из равновесия капху, и люди с конституцией капхи или те, у которых наблюдаются болезни капхи, должны меньше потреблять продуктов со сладким вкусом. Они должны ограничить себя в потреблении сладостей, которые будут выводить из равновесия данный элемент. Основные качества этого вкуса в том, что он очень питательный, утоляет голод и утоляет жажду. И, как я сказал, слово раса помимо вкуса означает также “эмоция”.

Итак, теперь я буду говорить также о том, какую эмоцию вызывает в уме этот вкус. Это очень важно. Я уже говорил:”Аюрведа” рассматривает совокупность тела и ума, соответственно каждый вкус вызывает в уме определенную эмоцию, и наоборот, каждая эмоция вызывает определенный вкус. Поэтому наши психологические переживания также имеют тенденцию выводить из равновесия определенные доши. Итак, кто может отгадать, какую эмоцию вызывает сладкий вкус? Любовь. Да, этот вкус вызывает у нас любовь и удовлетворение. Если мы поедим как следует сладкого, то мы сразу же чувствуем блаженство. Однако в избытке он вызывает привязанность. И на самом деле сладкий вкус – это то, к чему человек привязывается.

Эмоционально этот вкус вызывает любовь, а также привязанность и жадность. Он повышает капху и уменьшает питту и вату. Больше всего на сладкое реагирует питта. Люди с конституцией питта должны есть сладкое. Они могут позволить себе это. Меньше, в средних количествах, может есть сладости вата, и практически полностью должна ограничить себя капха.

Теперь, следующий вкус – кислый. Кислый вкус состоит из земли и огня. Можете опять сказать, какими качествами он обладает? Горячий он или холодный? Горячий. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Жирный или сухой? Влажный. Кислый вкус повышает капху и питту, потому что он является горячим, тяжелым и влажным. Капха и питта повышаются потому, что в них тоже есть эти качества вкуса: горячее, тяжелое и влажное. И наоборот, он уменьшает вату. Люди конституции вата должны есть больше кислого, капха может употреблять кислое в средних количествах, а питта – практически полностью исключить кислое из своего рациона.

Основные качества этого вкуса: он освежает, способствует удалению различных вещей  из  организма.  Он  разжижает  кровь,  уменьшает  давление,  улучшает аппетит и пищеварение. Итак, кто может определить, какую эмоцию вызывает кислый вкус? Зависть. Кислый вкус – это вкус зависти.

Этот вкус заставляет человека выйти из себя и смотреть во вне. Также в небольших количествах этот вкус определяет нашу любознательность, заставляет человека искать чего-то во вне себя. А в больших количествах он вызывает зависть, когда человек смотрит на что-то, и у него возникает желание получить это.

Следующий вкус – соленый. Соленый вкус является комбинацией воды и огня. Теперь, кто может сказать какой он – горячий или холодный? Горячий. Тяжелый или легкий? Тяжелый. Влажный или сухой? Влажный. Он влажный потому, что если вы едите много соли, то первое, что происходит – в организме задерживается жидкость. Человек, который ест много соли, начитает пухнуть. И уникальная комбинация качеств этого вкуса – горячее, тяжелое и влажное – приводит к тому, что соленая пища повышает капху и питту и уменьшает вату. Соленый вкус, то есть соль, лучше всего помогает контролировать вату . Таким образом, люди конституции вата могут есть соли больше, питта – в средних количествах, а капха – стараться избегать, поскольку если человек со склонностью к ожирению будет есть соленое, то у него будет задержка воды в организме.

Попутно можно сказать, что некоторые люди отстаивают мнение, что соль нужно полностью исключить из рациона. И, может, действительно, белая соль, которую мы едим, не очень полезна, но на самом деле это неверное представление. Если мы систематически не будем есть ничего соленого, особенно это касается людей с конституцией вата, они начнут сильно болеть. Поэтому все эти теории в конечном счете неверны. Как возникают все теории? Обычно все новомодные теории начинаются с того, что человек  болеет,  потом  он  начинает экспериментировать  и  находит  какой-то способ, который хорош для него. Тогда он сразу же начинает писать книги о том, что эта диета хороша для всех, и потому все немедленно должны прекратить есть соль. Он мог быть капхой и излечился от болезни капхи, но пишет, что никто не дожен есть соль, потому что это очень вредно. На самом деле это было вредно для него, но для других это может быть в каких-то ситуациях даже полезно. Итак, какую   эмоцию   вызывает   соленый   вкус? Что происхоит от  избыточного потребления соли? Жадность. От соленой пищи возникает жажда и голод, и соответсвенно эмоционально это порождает жадность. Если люди хотят стимулировать свой аппетит, они едят соленый арахис, воблу или что-нибудь в этом роде. Если кислый вкус порождает желание к еде, то соленый непосредственно заставляет человека что-то съесть.

Следующий вкус – острый. Этот вкус является комбинацией двух элементов – огня и воздуха. Следовательно, какие у него качества? Горячий он или холодный? Горячий. Легкий или тяжелый? Легкий. Сухой или влажный? Сухой. И какие доши повышает эта комбинация? Питту и вату. А уменьшает? Капху. Поэтому люди с конституцией капхи могут позволить себе есть больше острого и для них острая пища благотворна.

Вата может есть острое в средних количествах, а питта – очень мало. Диетический прасад без специй нужен только для людей с конституцией питта . Если человек конституции капха, то его диета, наоборот, будет включать большое количество перца, как это ни странно. Перец обладает качеством сжигать тело, уменьшать количество жидкостей в организме. Если человек страдает от ожирения или от избыточного веса, то ему полезно есть острую пищу. Большая часть пряностей стимулирует отделение пищеварительных соков, и позже я расскажу о физиологическом влиянии каждого вкуса. Практически все пряности относятся к категории острого вкуса. Например, асафетида, тмин, кумин, черный перец, красный перец, райхон, кардамон, кориандр, гвоздика, корица – все они имеют острый    вкус.    В    других    приправах,    например,    в    корице,    присутствует сочетание сладкого и острого вкуса. Также чеснок, лук, мята, горчица, редиска – тоже имеют острый вкус. К каким же эмоциям приводит острый вкус? Гнев. Но еще больше это проявляется в ненависти, злости, раздражительности.

Вопрос:

Ответ: Все вкусы имеют положительные качества. В них нет ничего особо плохого или хорошего. Все в избытке плохо и в недостатке тоже плохо, но в умеренных количествах все это будет  приносить  благо.  В небольших количествах острая пища приводит к тому, что человек стимулируется, возбуждается, у него проходит лень и апатия. То есть в небольших количествах эта пища стимулирует и возбуждает человека, но в больших количествах приводит к раздражительности, нетерпению и гневу. Соленый вкус дает человеку жажду жизни, аппетит, жизнелюбие. Кислый вкус – это поиск чего-то вне себя, любознательность, стремление к новому. Это положительное качество этого вкуса. Но в больших количествах кислый вкус вызывает у человека зависть.

Следующий вкус – горький. Горький вкус является комбинацией воздуха и эфира. Поэтому какой он – холодный или горячий? Холодный. Легкий или тяжелый? Легкий. Сухой или влажный? Сухой. То есть эти три качества: холодный, легкий и сухой практически совпадают с качествами ваты. Поэтому горький вкус для ваты противопоказан. Таким образом, он  повышает  вату,  но  уменьшает  питту  и  капху.  Поэтому  полезнее  горький вкус  для  питты,  в  средних  количествах  его  может  употреблять  капха  и  в небольших   количествах   -   вата.   Основной   положительный   физиологический эффект в том, что этот вкус обеспечивает очищение тела. Он приводит к дитоксикации, к освобождению тела от токсинов. Еще другой эффект – он отскабливает токсины, особенно если токсины глубоко въелись в ткани. Поэтому даже если человек обладает конституцией вата, ему предписывают горькие травы и лекарства, которые помогут ему в дитоксикации организма.

А   теперь   кто   может   сказать,   что   из   пищи   обладает   горьким   вкусом? Горькая дыня, грейпфрут, аир, корень ревеня, ромашка, мокрица. На самом деле этот вкус присутствует в нашей пище в наименьшей степени и именно его нам не хватает, потому что никто не хочет есть горького.  Наше тело часто зашлаковывается, и отсутствие горького вкуса может стать потенциальным источником болезни. В основном горький вкус преобладает в лекарственных растениях, поэтому, как правило, все лекарства горькие. Другой положительный эффект горького вкуса в том, что он освежает полость рта и дает возможность резче ощутить вкус. Поэтому любое принятие пищи, согласно “Аюрведе”, должно начинаться с небольшого принятия горькой пищи. Таким образом язык сразу же взбадривается и начинают более остро ощущать все остальные вкусы. И наоборот, соленый вкус обладает способностью заглушать другие вкусы.

Как мы знаем, если мы что-нибудь пересолили, то кроме соли мы ничего не будем чувствовать. Даже если подсыпать немного соли в сладкое, то мы не сможем этого есть, потому что получается совершенно ужасное сочетание. Но горький вкус дает очень хорошее начало процессу пищеварения. Лимон обладает горьким и кислым вкусом, а имбирь – острым. Какую эмоцию вызывает горький вкус? Горе,тоску, подавленность. Что касается его положительных качеств, то он вызывает в человеке неудовлетворенность, которая заставляет его стремиться к переменам. Он вызывает разочарование. И, как известно, у разочарования тоже есть  хороший  эффект. В конце концов  мы  все  присоединились  к  сознанию Кришны, потому что были разочарованы в жизни. То есть мы пришли, как бы захотев чего-то сладкого, потому что все  остальное нам казалось горьким. Еще другой положительный эффект, как я сказал, горький вкус очищает как  на  грубом  уровне,  так  и  на  уровне  ума,  потому  что  он  открывает  глаза. Сладкий вкус погружает человека в иллюзию, а горький вкус, наоборот, позволяет увидеть реальность. В избытке этот вкус вызывает обиду, отчаяние или горе. В  сущности, эмоции обладают теми же качествами, что и пища, и даже оказывают более  сильное  влияние.  Если  человек  чем-то  огорчен,  у  него  выйдет  из равновесия вата, и, соответственно, будут развиваться нервные болезни. Все эти эмоции вызывают соматические болезни, болезни грубого материльного тела.

И, наконец, последний вкус – вяжущий. Вяжущий вкус является комбинацией воздуха и земли. Кто может сказать, горячий он или холодный? Холодный, потому что и воздух, и земля – это два холодных элемента. Легкий или тяжелый? Легкий. Сухой или мокрый? Сухой. Итак, он холодный, легкий и сухой. Это опять же комбинация, которая целиком определяет качества ваты, поэтому он повышает вату и понижает капху и питту. Но в основном питту. Поэтому питте можно употреблять вяжущего больше, капхе – в средних количествах, а вате – в небольших. Его отрицательное физиологическое действие в том, что он закупоривает каналы, способствует запорам, нарушает правильное фунционирование потоков в теле, жидкостей в теле. Таков его отрицательный эффект.

Положительный эффект вяжущего вкуса в том, что, благодаря ему, затягиваются раны, или свертывается кровь. Вяжущий вкус обладает способностью заживлять. Какие примеры пищи, которые обладают вяжущим вкусом вы можете привести? Незрелые яблоки, айва,  неспелая  хурма,  чай,  тонин,  корка  граната.  И  если  у человека, например, понос, то необходимо съесть что-то вящущее, поскольку этот вкус обладает закрепляющими качествами. Например, это кора дуба или какой-нибудь вящущий чай. Это также способствует заживлению ран. Все коагулянты, все то, что останавливает кровь, имеет вяжущий вкус. То есть с одной стороны он очищает и залечивает, а с другой стороны закрывает и затягивает.

Как вы думаете, какая эмоция связана с вяжущим вкусом? Страх. Это одно из качеств ваты. А из положительных эмоциональных качеств он дает возможность человеку заглянуть внутрь себя, попытаться разобраться в себе. Это нечто наподобие интроверта, когда человек пытается заглянуть внутрь. Но в больших количествах вяжущий вкус приводит к закомплексованности, к очень сильному страху и беспокойству.

Теперь я попытаюсь быстро перечислить болезни, которые вызываются избытком каждого из этих вкусов. Если в пище преобладает какой-то вкус, то это обязательно приведет к нарушению какой-либо доши. Если в пище преобладает сладкий вкус, и он не сбалансирован острым вкусом, то это приведет к ожирению, диабету, воспалению глаз, нарушению кровообращения, несварению желудка, рвоте, летаргии, респереторным заболеваниям, заболеваниям дыхательных путей и заболеваниям простудного характера. Зоб – это также один из примеров заболеваний, вызванных избытком сладкого вкуса в пище.

Избыток кислого вкуса приводит к зуду, преждевременному старению.  Если человек очень любит кислое, то он очень быстро состарится. Также этот вкус вызывает головокружение, плохо сказывается на зубах и на глазах, так как глаза тоже являются элементом питты. Поэтому люди, которые страдают глазными болезнями, должны ограничить потребление кислой пищи. Он разжижает капху и накапливает токсины в крови, вызывает жжение в горле, а также замедляет заживление ран. Если у человека сдвинут баланс в теле в кислую сторону, то раны будут заживать плохо, у него будут появляться внутренние язвы и т.д.

Соленый вкус приводит к различного рода воспалениям, болезням кожи, боли в суставах, когда суставы становятся неподвижными, вызывает быструю морщинистость, выпадение зубов, а также приводит к быстрому облысению, что в общем-то нам не грозит.

Избыток острого вкуса приводит к боли, потере сознания, сухости во рту, усталости, истощению и лихорадке.

Горький вкус приводит к головным болям, дрожанию рук, коликам, исхуданию и головокружению.

Избыток вяжущего вкуса приводит к запорам, сухости, усталости, истощению, а также к преждевренной старости, потемнению кожи и т.д.

Сейчас мы разберем следующий элемент – вирью. Вирья – это качества, которые характеризуют пищу. На самом деле мы уже об этом обобщенно говорили. Слово вирья в буквальном смысле означает “энергия”. Каждая пища несет в себе помимо вкуса еще и энергию. То есть, грубо говоря, это значит, что для того, чтобы переварить пищу, нам нужна дополнительная энергия. Мы должны будем привлечь какие-то дополнительные ресурсы нашего тела. Вирья бывает либо холодная,   либо   горячая.   Пища,   которая   требует   дополнительного   притока энергии,  которую  трудно  переваривать,  требует  холодной  вирьи.  И  наоборот, пища, которая сама стимулирует пищеварение и сама облегчает его, обладает горячей вирьей. Естественно, вирья непосредственно связана со вкусом. То есть если вкус, преобладающий в данной пище, горячий, то вирья тоже будет горячей. В целом можно сказать, что горячей вирьей обладают такие вкусы, как острый, соленый и кислый, а холодной – сладкий, горький и вяжущий.

Когда говорится о вирье, это указывает на специфическое влияние данной пищи или данного лекарства на питту, потому что вирья оперирует двумя характеристиками, свойственными питте. Питта, как мы знаем, – единственная доша, которая обладает горячими качествами. И поскольку вирья оперирует горячими и холодными качествами, это значит данная пища будет либо подавлять питту, либо возбуждать. Также вирья обладает сушащим и увлажняющем эффектом, то есть какая-то пища высушивает, а какая-то увлажняет. Соответсвенно, высушивает пища с острым и с вяжущим вкусами, а увлажняет – со сладким, соленым и кислым. Но это не так важно. В конце мы можем рассмотреть на примерах влияние на организм различных пищевых продуктов и лекарств.

Третья категория, по которой определяется воздействие пищи – это випак, или послевкус. Иначе говоря, вкус – это тот эффект, который вызывает пища до переваривания. Вирья – это эффект, который оказывает пища в процессе переваривания, то есть в тот момент, когда начинает действовать питта, когда пища попадает в желудок. И випак – это эффект, который оказывает пища после переваривания. То есть пища оказывает эффект на трех стадиях переваривания: в начале переваривания, в середине и в конце. Первая стадия переваривания, как я уже сказал, начинается во рту и продолжается в желудке. Первое, что происходит с пищей, она увлажняется, и при этом преобладает сладкий вкус. Вторая стадия переваривания пищи происходит в желудке и в тонком кишечнике. Основной процесс, который при этом происходит – это разогревание, и в момент разогревания преобладает кислый вкус. То есть на начальных этапах переваривания пищи действует капха, в середине – питта. Вторая стадия переваривания происходит в желудке и в толстом кишечнике, где происходит разогревание и высыхание пищи. Кто может сказать, какой вкус при этом преобладает? Кислый. То есть на начальных этапах переваривания действует капха, на среднем – питта, и, наконец, третья стадия переваривания происходит в  толстом кишечнике, и при этом разогретая и размягченная пища высыхает. В этот момент преобладает острый вкус, и, соответственно, действует вата.

На третьем этапе, когда пища оказывает послевкус, начинает действовать випак. У каждого вкуса есть своя вирья и свой випак. Например, у сладкого вкуса холодная вирья и сладкий випак, то есть сладкий вкус, перевариваясь, порождает сладкий вкус. Кислый вкус имеет горячую вирью и кислый випак. После переваривания у него тоже кислый эффект. У соленого вкуса горячая вирья и сладкий випак. То есть соль, перевариваясь, оставляет сладкий эффект. Острый, горький и вяжущий вкусы имеют одинаковый випак – острый. Вирья у острого вкуса горячая, а у горького и вяжущего – холодная. Это мы уже обсуждали. На самом деле та удовлетворенность, которую мы испытываем от принятия пищи, исходит от випака. Тут опять же можно привести пример с ботвой редиски. Ботва редиски преимущественно горькая и вяжущая. У горького и вяжущего вкуса будет острый випак. И таким образом эффект, который будет оказывать этот випак на сознание человека – это злость. Поэтому у того, кто питается одной ботвой редиски, будет отсутствовать сладкий випак. Иначе говоря, он не будет испытывать удовлетворения от переваривания этих вкусов, и потому у человека естественно будет проявляться злость. Он будет ходить и всем проповедовать, что каждый должен есть ботву редиски.

Вопрос: А как тогда ее можно есть?

Ответ: По крайней мере он должен есть ее с солью. Если он хотя бы посолит эту ботву, и то будет лучше. В действительности, мы чувствуем, что если мы просто едим  ботву  редиски,  ей  невозможно  насытиться.  Мы  можем  есть  ее  сколько угодно,  но  насыщения  не  будет.  Однако,  если  мы  просто  посолим  ее,  то  это окажет гораздо больший эффект насыщения. По крайней мере у человека будет удовлетворение от соленой пищи.

Вопрос: А какой вкус у листьев одуванчика?

Ответ: Листья одуванчика на самом деле горькие. Как правило, они горькие и потому приводят к горькому эффекту. Вот почему сахар и соль являются такими важными пищевыми добавками, просто их послевкус, или випак, приводит к удовлетворению. На самом деле, если человек целиком ограничит себя в сахаре и соли, то у него появится раздражительность.  То есть у него не будет удовлетворенности, которая приходит от этих трех вкусов.

Вопрос: Сколько существует випаков?

Ответ: Только три: сладкий, кислый и острый. Випак воздействует на больших промежутках времени, чем, допустим, раса. Раса может быстро вывести из равновесия вату, питту или капху, а випак (это если мы систематически употребляем пищу избыток какого-то одного випака), скажется через довольно длительное время. Особенно это относится к лекарствам. Поэтому говорится, что одни и те же лекарства, даже если они очень хорошие, нельзя употреблять в течение долгого времени. Так или иначе эффект будет отрицательный, потому что  в конце концов  випак  сильно  возбудит  какую-нибудь  дошу.

Теперь  можно рассказать о прабхаве. Об этом много говорить не придется, потому что прабхава – это те уникальные качества пищи, которые не уклыдываются в вышеописанную  систему. Это общая характеристика пищи или общая характеристика каждого лекарства. У каждого лекарства есть свои уникальные качества, которые никак не находят своего отражения в этой системе. Например, есть лекарства, которые будут иметь слабительный эффект, но мы не можем вывести это из вкуса, вирьи или випака данного лекарства. Просто у него такой эффект. Это и есть прабхава данного качества, продукта или лекарства.

И  именно ее приводят  при  описании  лекарства.  Когда  говорится  об аюрведических лекарствах, то указывается, на какой орган они действуют и их прабхава, то есть какие болезни данное лекарство лечит. В основном прабхава относится к лекарствам, хотя иногда у некоторых видов пищи также есть определенная прабхава. Мы можем рассмотреть несколько примеров. Шрила Прабхупада говорил, что для здоровья Кришна дал нам две вещи – это лимон и имбирь. Он говорил, что эти две вещи, практически, не имеют никаких отрицательных эффектов, но на самом деле в избытке любой вкус может иметь отрицательный эффект. В “Аюрведе” есть целые книги, прославляющие целебные свойства лимона. Там перечисляются болезни и различные лекарства из лимонов, а также говорится, как их использовать. Уникальность этих лекарств в том, что у лимонов сочетаются кислая и горькая расы, но випак у них при этом холодный, поскольку преобладает горький вкус. У кислого вкуса вирья горячая, а у горького – холодная. Но в целом у лимонов холодная вирья и сладкий випак. Таково уникальное качество, прабхава, лимонов. Хотя обычно у горького вкуса острый випак, а у кислого кислый, тем не менее у лимонов випак сладкий, поэтому лимоны дают удовлетворение.

Уникальность лимонов состоит в том, что они не выводят из равновесия никакие доши,  оказывая  при  этом  на  все  доши  хороший  успокаивающий   эффект. Благодаря  своему  горькому  вкусу  лимоны  взбадривают  и  тонизируют  тело,  а также успокаивают капху, благодаря же кислому вкусу, они улучшают пищеварение, возбуждают аппетит и подавляют вату.

Благодаря своим холодным качествам, они успокаивают питту и оказывают успокаивающий эффект даже несмотря на то, что они кислые. В принципе, эту кислоту можно употреблять при болезнях питты, потому что она не возбуждает питту. И, благодаря сладкому випаку, они приносят удовлетворение и помогают питательности тканей. Например, грепфруты очень полезны для очищения тела, потому что они горькие.

Грепфрут сочетает в себе кислый, сладкий и горький вкусы. Очень полезная вещь. Такие фрукты очень полезны для ваты, менее – для питты и капхи. Хотя и для капхи то тоже хорошо. Можно рассмотреть и другие примеры. У меня здесь есть целая книга.

Тут, например, есть любимое лекарство друскининкайской ятры – аир горький, который прописывают всем без исключения. Итак, по вкусу он острый, горький и вяжущий. По вирье, эффекту энергии, он согревающий, то есть способствует пищеварению. И по послевкусу, випаку, – острый. Поэтому он очень полезен для людей с конституцией вата и капха, но тем, у кого конституция питта, нужно быть с ним осторожными. Спецефические качества (прабхава) аира в том, что он оказывает стимулирующее воздействие, омолаживает и положительно влияет на нервную  систему,  хотя  его  основная  прабхава  в  том,  что  он  восстанавливает голос,   дает   человеку   способность   хорошо   говорить,   то   есть   развивает красноречие. Поэтому его прописывают при простудах, кашле, астме, артрите,  эппилепсии, потере памяти, глухоте, истерии и невролгии. Я думаю, что все это соответствует истине. В любом случае, хуже не будет.

Теперь рассмотрим качества имбиря. По вкусу он острый и сладкий. По энергии – согревающий, и по послевкусу, випаку, – сладкий. Лучше всего он подходит людям конституции вата и капха,   а людям с конституцией питта нужно употреблять его более осмотрительно. Его преимущество в том, что он воздействует на все ткани организма. Также я забыл сказать, что при описании каждого лекарства поясняется, на какую ткань оно воздействует. Мы еще не описывали аюрведическую систему тканей. Говорится, что каждое лекарство имеет определенные цели в организме  и  предназначено  для  оказания  влияния  на  определенные  ткани. Однако, есть некоторые уникальные вещества, которые доходят до всех тканей. Поэтому в “Аюрведе”, когда прописывается лекарство, вместе с лекарством прописывается и носитель. Носитель – это то самое вещество, которое имеет адресат и приводит данное лекарство к нужной ткани, усиливая тем самым воздействие лекарства на конкретную ткань при конкретной болезни. Чаще всего эти носители бывают общего назначения, то есть они дожны довести действие лекарства до всех тканей. В “Аюрведе” в качестве такого носителя используется имбирь.

Говорится, что мы должны принимать то или иное лекарство и при этом заедать его имбирем, и имбирь донесет это лекарство до всех тканей. Другими такими носителями являются гхи, молоко и мед, но чаще мед и гхи. Прежде всего имбирь стимулирует и облегчает переваривание пищи, а также хорошо воздействует на дыхательные пути при респираторных заболеваниях. Также он облегчает работу кишечника, обладает обезболивающими свойствами. На этом мы можем остановиться.

Сегодня я мало говорил о конституции, но вы уже знаете эту концепцию трех дош, поэтому вы можете сами определить свою конституцию и в соответствии с этим регулировать свою диету. На следующем  занятии  я буду говорить о диете, о качествах пищи, какие доши какая пища возбуждает, при каких дошах какая пища противопоказана, и наоборот.

Также я расскажу о правилах питания, об искусстве еды. Может, есть какие-то вопросы?

Вопрос:

Ответ: Вата – это производная. В санскрите многие слова являются как бы аббревиатурами сложных слов. Бывает, часть слова берется от одного слова, а часть – от другого. Например, санкиртана значит – самйак-киртана. Самйа – это нечто вроде ДОСААФ. Самйак значит “полный”, то есть “полный киртан”. Вата тоже является аббревиатурой. Ва происходит от вайу , а та – не знаю.

Вопрос:

Ответ: Во-первых, когда я вначале приводил описание дош, я сказал, что вату легче всего вывести из равновесия. Кстати, у большинства здесь сидящих очень ярко выражена конституция вата. Если у человека смешаная конституция, то даже обычное нарушение диеты, например, чрезмерное употребление капусты (для Друскининкая это является печальной реальностью), автоматически будет приводить к нарушению ваты. Специфическая особенность капусты, ее прабхава,  в том, что она очень сильно повышает вату, поэтому при систематическом употреблении капусты, выйдет из равновесия вата, а вывести вату из равновесия ничего не стоит. Кроме того, сам характер деятельности ББТ нервный, сидячий, что тоже противопоказано для ваты, и, естественно, это создает благоприятный фон, чтобы вата вышла из равновесия.

Вопрос:

Ответ: Да, каждый из семи вкусов соответствует шести формам запаха. Запахи тоже бывают разными, бывает сладкий запах, вяжущий. Просто наш нос не очень хорошо развит, поэтому “Аюрведа” не придает большого значения запахам. Но у пищи есть запах. У запаха есть те же самые категории, что и у пищи: есть острый запах, кислый запах. Но это не так важно. Мне кажется, что я все же что-то упустил. Я хотел немного больше поговорить о психологическом эффекте дош. В принципе мы их уже достаточно подробно разобрали, когда описывали вкусы. По этому описанию легко судить, как вкус влияет на характер человека. Если человек любит сладкий вкус, то, как правило, он всегда удовлетворен и чаще всего ленив. Он добрый, миролюбивый, но при этом ленивый и неподвижный. На самом деле в “Аюрведе” есть целый раздел, где описывается как человек привязывается к различным вкусам. Говорится, что больше всего человек может привязаться  с  сладкому  вкусу.  Как  сказано  в  ”Аюрведе”,  самая  большая сладость – это спирт и алкоголь.

Вся квинтэсенция сладкого вкуса находится в спирте. Поэтому он способен порабощать человека. Человек очень привязывается к этому. Тот, кто напивается, сразу же становится очень добрым, любвеобильным.

Алкоголь сладкий и кислый одновременно. Из-за большой кислоты алкоголь полностью разрушает печень, очень сильно возбуждает вату, а сладость, которую он ощущает, создает некую эфемерную видимость удовлетворения.

Вопрос:

Ответ: Лимон очень хороший, потому что он не возбуждает никаких дош, и в небольших количествах его может есть каждый. Это очень полезно. Что касается конкретных болезней, то тут уже лимоны нужно употреблять с умом. В “Аюрведе” говорится, против какой болезни и как нужно употреблять лимон. Кислый вкус облегчает отделение продуктов распада, поэтому если человек страдает запорами,  то  ему  нужно  пить  по  утрам  воду  с  лимонным  соком.  Эта  вода  с лимоном   будет   способствовать   очищению   кишечника   и   удалению   оттуда продуктов распада. Однако, лимон не рекомендуют употреблять при пониженном давлении, потому что кислый вкус разжижает, от чего давление может понизиться еще сильнее. Но в целом это очень полезная вещь, и если он постоянно присутстует в нашем рационе, то это обеспечит наше здоровье. Есть такая интересная  история  про  одного  врача.  Был  молодой  врач,  который  только закончил аюрведическую школу, и вот к нему обратился другой врач, старый. “Поехали, – говорит, – ко мне. У меня хорошая аюрведическая практика и ты будешь моим приемником”. И вот они стали все ближе и ближе подъезжать к деревне, в которой жил старый врач, и молодой врач увидел на горизонте нечто зеленое. Он присмотрелся внимательней, и в его сердце закрались подозрения. А когда они уже совсем близко подъехали, он закричал на старого врача: “Ах ты обманщик, куда ты меня привез? Зачем ты меня сюда взял?” Старый врач ничего не понял и спросил: “О чем ты говоришь?” Молодой врач стал возмущаться: “Эта деревня находится в лимонной роще, значит эти люди едят много лимонов и потому никогда не болеют. Зачем ты меня сюда привез? Кого я тут буду лечить?” И тогда старый врач улыбнулся и сказал: “Хотя они и едят много лимонов, они едят эти лимоны с косточками, а лимонные косточки считаются очень ядовитыми и являются источником многих болезней. Так что не волнуйся, они тут тоже болеют”. Таким образом, если делается какой-то лимонный сок или напиток ни в коем случае нельзя, чтобы туда попадали косточки. Также нельзя есть лимоны с косточками.

Вопрос:

Ответ: Дело в том, что нам действительно нужны разные количества вкусов. И, наверное,  сейчас  я  расскажу  немного  о  положительных  действиях  вкусов. Сладкий вкус питает человека, дает ему возможность наращивать ткани и жиры, то есть он питает ткани. Также он дает жизненные силы, энергию, освежает горло, рот  и   способствует   восстановлению   веса.   Кислый   вкус   возбуждает   огонь пищеварения, способствует увеличению веса, освежает органы чувств, улучшает слюноотделение      и   обладает   питательными   качествами,   рассеивает   газы. Соленый вкус улучшает пищеварение, увлажняет, сжигает огонь пищеварения, успокаивает, расслабляет, забивает другие вкусы, смягчаеторганы тела и придает пище вкус. Острый вкус очищает рот, очищает пищу, стимулирует секрецию, помогает  при  болезнях  капхи,  при  ожирении,  способствует  потоотделению, убивает бактерии. Горький вкус освежает чувство вкуса, очищает  организм от токсинов, обладает бактерицидными качествами, рассасывает восполительные процессы, делает кожу и мускулы упругими, облегчает переваривание токсинов и устраняет излишки жира. И наконец, вяжущий вкус успокаивает, останавливает понос, способствует заживлению ран,   закрывает   каналы,   помогает   всасыванию   жидкостей   и сворачиванию крови.

Все  эти  вкусы  должны  присутствовать  в  нашей  пище  в  разных  пропорциях. Больше всего должно быть сладкого вкуса, чуть меньше – кислого и соленого, и в небольших количествах острого, горького и вяжущего. То есть идеальная диета должна состоять из сладких продуктов. Хотя в большинстве своем все продукты и так являются сладкими.

Вопрос:

Ответ:   Естественно   мы   пришли   сюда   наслаждаться,   и   нам   дана   такая возможность. Только мазохист может есть одну лишь горькую пищу. Господь дал нам возможность наслаждаться прасадом, поэтому все, что мы едим, очень сладкое и вкусное.

Вопрос:

Ответ: Мед – очень хороший продукт, но на людей с разной конституцией  он оказывает разное влияние. Питта и капха, например, должны избегать мед, а вата может есть его сколько угодно. Хуже всего мед сказывается на капхе, так как он очень сладкий, но в небольших количествах он полезен для всех. Особенно если учесть, что он обладает свойством доносить действие лекарства до всех тканей организма. Очень многие аюрведические лекарства прописываются вместе с медом. Одна-две ложки меда в день будут полезны для каждого.

Вопрос: Можно ли употреблять мед на ночь?

Ответ:  В  “Аюрведе”  ничего  не  говорится  на  этот  счет.  Если  мед  годовой давности, то он больше не обладает возбуждающими свойствами. Прабхава возбуждать сексуальные желания присуща только сравнительно свежему меду. В старом меде годовой давности ее нет. Считается, что самый лучший мед – это мед шестилетней давности.

Вопрос: А мед обладает лекарственными свойствами?

Ответ: Да, он так же, как и гхи, имеет лекарственные свойства. В “Аюрведе” есть специальная категория лекарств, которые делаются на топленом масле, на гхи. Говорится, что топленое масло столетней давности может излечить любые болезни. Но даже топленое масло годовой давности обладает целебными свойствами. Гхи, кстати, тоже имеет сладкий вкус, поэтому люди так привязаны к гхи.

Вопрос:

Ответ: Да, и топленое масло, и мед являются носителями лекарств, но в “Аюрведе” говорится, что если топленое масло и мед находятся в равных пропорциях, то они становятся ядовитыми. Если мы берем одну чайную ложку меда и одну чайную ложку масла и смешиваем их вместе, то это яд и его нельзя есть. Но это сочетание может быть хорошим, если одного как минимум в два раза больше, чем другого. Например, две чайные ложки меда и одна чайная ложка масла – это хорошее сочетание.

Если вам прописывается такой мощный носитель, то нужно всегда следить за тем, чтобы одного было как минимум в два раза больше, чем другого.

Вопрос:

Ответ: Молоко холодное по вирье , сладкое по расе и сладкое по випаку. Но вирья у него очень холодная. Поэтому ни в коем случае нельзя пить холодное молоко. Оно  обязательно  должно быть  горячим,  иначе  потребуется  слишком  много энергии для его переваривания. Молоко – это сама капха, и поскольку в нем очень много слизи, в него нужно обязательно добавлять пряности, например, кардамон, корицу, имбирь или куркуму. Эти пряности снимут отрицательный эффект и таким образом сделают молоко очень легким для переваривания. Самая идеальная пряность для молока – это шафран. Шафран делает молоко очень легким, и тогда оно почти мгновенно усваивается. Это идеальное сочетание. Само по себе без пряностей молоко очень тяжелое.

Вопрос:

Ответ:  Поскольку  люди  пьют  холодное  молоко,  это  очень  сильно  возбуждает капху, и они часто страдают простудными заболеваниями. Многие считают, что его вообще нельзя пить, но они просто не знают, как его нужно пить. На самом деле его можно и даже нужно пить, потому что оно способствует развитию тонких тканей   мозга,   но   его   нужно   пить   обязательно   горячим   и   обязательно   с пряностями, как минимум с кардамоном. Может, вы заметили, что стоит только добавить корицу, как тут же вся слизь в молоке оседает на дно, и оно легко усваивается.

Вопрос:

Ответ: Молоко само по себе сладкое, но если его немного подсластить, то оно лучше усваивается. Но лучше вместо белого сахара использовать мед.

Вопрос:

Ответ: Фруктовый сахар тоже хороший. Очищенный сахар, кроме сладкого вкуса не приносит больше никакой пользы. Хороший сахар – это гур, неочищенный коричневый сахар. Он часто встречается в Индии. У нас он практически недоступен. На западе его обычно продают в диетических магазинах. Наш рафинированный сахар только возбуждает капху и не дает ничего полезного. К тому же в избытке сладкий вкус приводит к загрязнению крови и к накоплению токсинов в крови. Это основной источник токсинов. Как правило, мы не успеваем переваривать все излишки сладкого, и в результате загрязняется кровь, что является причиной многих других болезней начиная с диабета.

Вопрос:

Ответ: Я не знаю, почему его кипятят трижды. Трудно сказать, но так традиционно повелось. Молоко кипятят для того, чтобы облегчить его переваривание. Другой способ, как можно пить молоко – это пить парное молоко. Если оно только-только из-под коровы, то это тоже очень хорошо. Однако если молоко немного постояло, то  его  обязательно  нужно  кипятить.  Другой момент,  касающийся  молока:  его нужно пить сразу. То есть его можно разогревать, но нельзя кипятить во второй раз. Молоко, вскипеченное во второй раз, считается нехорошим. Если у вас осталось вчерашнее молоко, то сначала его нужно подогреть и только потом пить, но ни в коем случае не кипятить.

Вопрос:

Ответ: Чтобы вы могли его пить, не обжигаясь.

Вопрос:

Ответ: Это насыщает молоко воздухом, а также способствует его быстрому перевариванию. Это тоже один из способов: рекомендуется несколько раз попереливать его из одной чашки в другую, и тогда оно становится легким.

Вопрос:

Ответ: Нашел, называется, выход из положения: растопить сахар, сделать его коричневым и таким образом устранить его отрицательные качества. Нет, это ничего не изменит.

Вопрос:

Ответ: Я этого не знаю, но в любом случае белый сахар – это не очень хорошо. Лучше   употреблять   тростниковый   сахар   или   еще   лучше – неочищенный финиковый сахар. Чайтанья Махапрабху очень любил такой свежий гур. Говорят, что нет ничего вкуснее свежего гура. У этого сахара действительно есть вкус. Если  мы сравним  его  с  рафинированным  сахаром,  то  рафинированный  сахар покажется нам неизвестно чем. Кстати, гур также является носителем многих лекарственных веществ.

Вопрос:

Ответ: Может быть и так, но оно также может оказать отрицательный эффект. Почему нельзя есть йогурт и другие кислые продукты на ночь, потому что кислые продукты очень разжижают жидкости в организме, и брахмачари легко теряют из-за  этого  семя.  В  любом  случае  это  очень  плохо,  поскольку,  как  мы  знаем,  у кислого вкуса горячая вирья, и это оказывает на человек возбуждающий эффект. Перед сном человек должен немного охладиться, а кислый вкус только возбудит его, и вместо того, чтобы спать, человек начитает заниматься неизвестно чем. Это может иметь какой-то слабительный эффект, но это не значит, что у кислого вкуса нет отрицательного эффекта.

Вопрос: А если смешать его с медом?

Ответ: Он все равно остается кислым. То, что ты смешаешь его с медом, еще не значит, что он перестанет быть кислым.

Вопрос:

Ответ: Он станет сладковатым, но все равно будет разжижать ткани в организме и это плохо. И наверняка есть еще другие причины помимо этого. В Ведах часто без всякого объяснения говорится, что этого не нужно делать, и мы знаем, что в таких случаях нужно просто следовать и все.

Вопрос:

Ответ: Считается, что йогурт – это такой продукт, к которому нужно относится с осторожностью. Йогурт очень полезен, если знать как его употреблять. В силу его тяжести, в нем присутсвует и холод, и тепло. Так как он кислый, он дает жар, хотя по своей природе он холодный. И эти два качества делают его тяжелым для переваривания. Но если его разбавить водой и как следует взбить, то он превращается в пахту, а пахта обладает очень целебными качествами. Говорится, что пахта может излечить очень многие болезни. За каждым обедом рекомендуется выпивать по стакану пахты. Это восстанавливает пищеварение, помогает   переваривать   практически  любую пищу и дает человеку  силы. Говорится, что  эта пища была принесена к нам с райских планет и ее очень легко приготовить.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы