Даршан перед инициацией. О духовной ответственности
Аннотация:
В этой речи, произнесённой накануне инициации в поселке Магдалиновка 13 июня 2013 года, ЕС Шрила Бхакти Вигьяна Госвами обращается к ученикам с размышлением о сути посвящения и его последствиях.
Он подчеркивает, что принятие духовного пути — это не просто ритуал, а осознанный выбор жить по законам духовного мира, где царит не демократия, а божественная автократия Кришны.
В условиях современного общества, отвергающего авторитеты и склонного к релятивизму, шаг к преданности требует особой решимости, смирения и готовности подчинить своё «я» высшей Истине.
Духовный учитель просит учеников поделиться своими чувствами и историями, напоминая, что гуру не всеведущий, а посредник, через которого Сверхдуша ведёт душу к освобождению.
Ключевые темы:
• Посвящение как акт духовной ответственности
• Противоречие между духовными законами и светскими нормами
• Кришна как автократ, а не демократический лидер
• Отказ от релятивизма и признание духовного авторитета
• Роль духовного учителя и его ограниченное знание об ученике
• Важность личного рассказа и открытости на пути к посвящению
Текст лекции:
Харе Кришна! Я пришёл, чтобы встретиться с вами перед посвящением. И я хотел бы в основном послушать вас сейчас.
Шаг, который вы собираетесь сделать, непростой. Он накладывает определенную ответственность. Эта ответственность не всегда укладывается в принятые в обществе рамки или какие-то социокультурные формы, которые в нашем обществе считаются нормальными. У ученика появляются обязанности, которые часто приходят в противоречие с теми законами, по которым живёт обычное общество.
Тенденция в обществе такая, что люди не хотят никому предаваться, не говоря уже о том, чтобы воспринимать кого-то очень всерьез. Вы должны будете меня воспринимать очень всерьёз, хотите вы этого или не хотите.
Сейчас тенденция именно такая, что всё относительно. Нет какого-то авторитета в нашей жизни. «Я сам выбираю, что правильно, а что неправильно». Все равны. Но, может быть, кто-то чуть-чуть старше. Но, в общем-то, все равны. Это то, что Шрила Прабхупада называл «отравой философии буддизма»: нирвишеша-шунйавāди. Это вещь, которая в принципе лишает нас возможности принять Кришну.
Как говорят наши ачарьи, Кришна — Он автократ, Он не демократ. В духовном мире демократии нет. Кришну не переизбирают через определённые сроки. Он всегда остаётся Кришной. И всегда занимает Своё место.
И, принимая духовную жизнь, мы, в общем-то, принимаем законы этого автократического мира, автократического общества. Нам нужно научиться жить по этим законам.
И есть единственное место, где мы можем научиться жить по этим законам, — это здесь. «Там» мы уже должны быть полностью согласны с тем, чтобы следовать этим законам. Здесь мы ещё учимся. Но у нас должна быть решимость учиться этим законам.
И отсюда многие формы, которые кажутся людям современного мира странными, мягко выражаясь. Эти формы есть, по сути дела, в любых духовных системах, которые признают Личность Бога. Все духовные системы, признающие главенство Бога, основаны на том, что человек в конце концов должен предаться, должен обрести смирение. Он должен кланяться. И так далее.
Мне хотелось услышать вас, чтобы вы сказали, что вы чувствуете в этот миг накануне своего посвящения. Это одна вещь. И вторая вещь — чтобы вы немножко сказали о себе, чтобы все другие тоже услышали. Я знаю о многих из вас. Не обо всех. Но о многих. Кое-что. Всё знает только Кришна.
Недавно у нас было посвящение в Москве, и я тоже собирал преданных, которые говорили. Один преданный сказал: «Когда Вы меня в первый раз спросили: „Расскажи о себе, как ты присоединился“, я усомнился: стоит ли мне его принимать учителем, если он не знает этого сам? (смех) Он же Сверхдуша в сердце. Зачем он такие вопросы задаёт?»
Когда у Шрилы Прабхупады спрашивали, всё ли духовный учитель знает об ученике, Шрила Прабхупада говорил: «Духовный учитель знает об ученике только то, что Сверхдуша хочет, чтобы он знал об ученике. Всё остальное он может не знать».
Некоторые люди по-прежнему говорят, что духовный учитель должен обладать всеведением. Кто-то, например, на основании этого по отношению к Шриле Прабхупаде какие-то претензии выдвигает. Но всеведение не является одним из тех качеств, которые присущи живому существу, даже если живое существо достигло совершенства.
В «Нектаре преданности» перечисляются шестьдесят четыре качества Кришны, одно из которых — всеведение. Но оно не относится к тем семидесяти восьми процентам качеств, или к пятидесяти качествам, которые могут быть у душ, достигших самоосознания.
Поэтому я прошу, чтобы преданные писали мне письма и рассказывали, что у них происходит. Таким образом Сверхдуша будет сообщать мне немножко больше. (смех)
Ссылка на лекцию: https://goswami.ru/lecture/2686