Лекция перед вторым посвящением. Врата внутреннего света: смысл гаятри-мантр
Аннотация:
Духовный учитель объясняет структуру и предназначение семи гаятри-мантр, подчеркивая их роль как медитативных ключей к просветлению.
Ключевые темы:
Харе Кришна!
Спасибо большое, что приехали сюда. Господь Гауранга вас по Своей милости заманил в святую дхаму. Я думаю, что это особая милость о вас всех.
Я скажу несколько слов о смысле второго посвящения. Иногда говорят, что во время первого посвящения ученик принимает гуру, а второе посвящение — это момент, когда гуру принимает ученика. В каком-то смысле именно второе посвящение является посвящением в полном смысле этого слова, потому что в этот момент человек получает гаятри-мантру.
В отличие от хари-нама, которая доступна и не является каким-то секретом, а есть часть общей культуры вайшнавов, в момент второго посвящения преданные получают гаятри-мантры на ухо от духовного учителя. И сам этот акт нашёптывания мантр на ухо означает некую более близкую связь.
Один из переводов слова мантра — значит «секрет». Слово мантра на санскрите имеет множество разных значений, но один очень важный смысл мантры — это секрет, то, что не доступно всем, а то, что доступно только избранным людям.
И, соответственно, гаятри-мантра есть секрет. Её нельзя давать коллективно. Говорится, что если третья пара ушей присутствует в процессе дачи гаятри-мантры, то она перестаёт быть действительной. Должна быть только одна пара ушей слушающего и язык у того, кто даёт эту мантру.
Гаятри-мантра первая, которую вы будете получать, — брахма-гаятри-мантра, или вишвамитра-гаятри-мантра, которую Вишвамитра услышал или увидел в своём трансе в результате своего очень горячего желания помочь людям этого мира обрести чистоту и освобождение, — называется веда-матой. То есть это семя, из которого вырастают все Веды. Ом — это биджа, семя. Когда семя чуть-чуть становится больше, оно превращается в гаятри-мантру. И эта гаятри-мантра — брахма-гаятри-мантра, или вишвамитра-гаятри-мантра, — мольба, обращённая Господу о внутреннем просветлении.
Размышляя над энергией Господа, над энергией, духовной энергией, над светом сознания, который пронизывает весь этот мир… Сейчас наше сознание покрыто темнотой материи. Так как оно экстровертировано, погружено в материю, то мы не чувствуем духовного света, стоящего за всем этим, — светом сознания.
Поэтому брахма-гаятри-мантра — это медитация на сознание, пронизывающее всё. И это сознание, изначальное сознание Бога, пронизывающее всё — варенйам. Варенйам — это слово из мантры, которое означает, что оно является объектом нашего поклонения. Дхӣмахи. И в результате этого дхӣмахи… Дхӣмахи — значит «я размышляю над природой сознания, над природой света, который рассеивает темноту материи». В результате этой медитации на свет сознания происходит, или должно произойти, просветление. Прачодайа̄т. Просветление в виде того, что энергия нисходит, мы чувствуем энтузиазм, мы чувствуем радость, счастье. И в конечном счёте мы увидим истинную природу этого мира.
Все мантры построены таким образом.
Видмахе — это первый глагол в гаятри-мантрах. Видмахе — значит «я знаю» или «мы знаем».
«Мы» во множественном числе, потому что всякий раз, когда человек повторяет гаятри-мантру, он должен вспоминать о духовном учителе: «Мой духовный учитель знает, и потому, что я так или иначе связан с ним, я тоже до какой-то степени знаю».
Видмахе — «знать», от глагола вид — «знать».
Дхӣмахи — «я начинаю размышлять над этим знанием», то есть применять это знание. То есть, по сути дела, я пытаюсь понять, как это в реальности происходит. Дхӣмахи.
И как результат — прачодайа̄т — я чувствую энтузиазм, я чувствую энергию, я чувствую свет, просветление.
Так устроены все гаятри-мантры: самбандха, абхидхея, прайоджана.
И первая мантра — брахма-гаятри-мантра, — это размышление о природе сознания, которое пронизывает все сущее.
Вторая гаятри-мантра — это гуру-гаятри-мантра — размышление о том, какие отношения связывают духовного учителя с Кришной, и попытка присоединиться к этим отношениям, то есть помочь ему в этом служении.
Гауранга-гаятри-мантра, или гоура-гаятри-мантра — это размышление над природой Господа Кришны, который приходит в образе Гауранги и дает любовь к Богу.
Потом идет гопал-мантра — мантра, которая должна перенести нас во Вриндаван.
Гопал-гаятри-мантра — это мантра, которая начинается с клим и кончается словом сваха. Сваха — это обращение к Йогамайе, то есть это мантра, которая переносит нас во Вриндаван, духовный Вриндаван, где Кришна проявляет Себя в трех формах — в форме Мадана-мохана, в форме Говинды и в форме Гопинатха.
И, наконец, последняя мантра — кама-гаятри-мантра — это медитация на Кришну, который связан любовными отношениями со Своими преданными, прежде всего, с пастушками Вриндавана.
То есть семь мантр, которые вы будете получать, — это серия медитаций. И, чтобы правильно медитировать, надо попытаться перевести свое сознание в другое состояние. Если мы просто в суетливом состоянии ума, в котором мы привыкли пребывать, будем повторять гаятри-мантру, результата никакого не будет. Надо замедлиться, остановиться. Поэтому обычно делают несколько циклов пранаямы, дыхания альтернативного: вдох через левую ноздрю, выдох через правую, вдох через правую, выдох через левую. Это некий минимум, который нужно соблюсти, чтобы ум стал спокойным и чтобы человек мог повторять гаятри-мантру в другом состоянии сознания.
В любом случае, нужно сказать себе: «Я — не это тело, я не просто в уме повторяю эти слоги, я пытаюсь так или иначе каждый раз получить духовный опыт». И самое минимальное условие для получения этого опыта — это замедление ума, перевод его в какое-то более или менее неподвижное состояние.
Очень часто преданные на ходу, на бегу делают это. Нет никакого смысла это делать на ходу, на бегу. Нет никакого смысла повторять гаятри-мантру просто для галочки. Либо мы повторяем, либо мы не повторяем гаятри-мантру. Но надо понимать, что это медитация, и медитация — значит, выход из дребезжащего ума и переход в какое-то другое состояние, когда ум спокойный, и там можно встретиться с Гаятри-деви.
Вриндаван-кишор начал объяснять технику повторения мантры. Объяснил уже?
Преданный: Нет.
Повторять ее нужно в идеале три раза в день, как минимум утром и вечером, в утреннюю сандхью и в вечернюю сандхью.
В GCal-е есть времена для сандхьи в соответствии с точной географией места. Иногда это сложно для России, для северных широт. Но желательно делать это в сандхью, то есть в сумерки. Потому что другое название медитации на гаятри-мантру — это сандхья-вандана — молитвы, которые произносят в сандхью, то есть во время стыка двух времен дня.
Это время очень опасное, потому что меняется энергия. И если человек правильно медитирует в этот момент, то, соответственно, какие-то нежелательные вещи, они минуют нас. Поэтому это в том числе защитная церемония, которая защищает наше сознание от соблазнов. Потому что в сумеречном состоянии сознания, когда сумерки, человек может какие-то нехорошие мысли думать естественным образом или еще что-то.
Сандхья-вандана защищает нас от этого. И она укрепляет в том числе наш ум, если делать это правильно. Если делать хотя бы несколько, хотя бы три цикла пранаямы, это даст в том числе очень хорошую защиту для ума.
Каждую мантру нужно повторять десять раз по часовой стрелке. Вриндаван-кишор вам объяснит, как отсчитывать эти десять раз по часовой стрелке.
Считается, что в этой части находится Меру, и мы как бы вокруг горы Меру ходим. Но это уже эзотерические детали, которые не так важны.
Соответственно, мужчины повторяют на шнуре, намотав три раза на большой палец. Женщины просто на ладонях, на ладони правой руки.
Что-то еще надо сказать?
Преданные: Нет.
Все, теперь дайте мне ваши шнуры, я их начитаю.
Ссылка на лекцию: https://t.me/goswamiru/742