Гита-джаянти. Лекция перед инициацией (11.12.2024г)

Давайте я немного расскажу о том, что должно произойти в ближайшее время. Конечно же, мне хотелось поздравить вас всех с Гита-джаянти. Это особая честь получать посвящение в Гита-джаянти.

Гита-джаянти, или Вайкунтха-экадаши, как называют этот день на юге Индии, там, в Дравидадеши, в южных провинциях Индии, считается самым большим праздником в году. И говорится, что любой человек, который так или иначе серьезно относится к этому празднику и посвящает этот день духовной деятельности, он гарантирует себе возвращение на Вайкунтху. В храме Шрирангама в этот день собираются буквально сотни тысяч людей для того, чтобы воспользоваться этой возможностью: оказаться ближе к духовному миру.

Экадаши,
в целом, — день, который помогает нам что-то поменять в своей жизни, приобрести новые самскары и по-новому посмотреть на свое существование здесь. Но этот экадаши особенный, потому что в этот экадаши, как мы знаем, Шри Кришна на поле битвы произнес «Бхагавад-гиту».

И смысл «Бхагавад-гиты», так же, как и смысл всей нашей духовной жизни и духовной практики, и так же, как и смысл той церемонии, которую мы с вами сегодня проходим, в том, чтобы поменять свое ви́дение. «Бхагавад-гита» помогает увидеть мир по-новому. Это новое ви́дение мира, когда оно становится нашим ви́дением, а не просто словами в книге, когда в результате определенного труда и медитации на слова Кришны мы начинаем видеть мир сквозь призму «Бхагавад-гиты», она полностью меняет всю нашу жизнь.

Очень часто люди, недовольные своим нынешним состоянием, пытаются поменять это состояние за счет каких-то внешних перемен, уезжают в какие-то другие страны. Это далеко не всегда возможно в сложившихся обстоятельствах. Но даже если это возможно, этот переезд мало чего меняет на самом деле. Пытаются поменять свой семейный статус. Иногда меняют даже образ жизни, становятся вегетарианцами.

Но все эти перемены, которые затрагивают только внешнюю часть нашей жизни, на самом деле ничего не меняют, потому что поменяться надо изнутри. И людям очень сложно понять, что значит поменяться изнутри. Этот процесс внутренней трансформации непонятен, потому что неясно, а что, собственно, менять-то нужно и как за него взяться, как за него уцепиться.

Мы все понимаем, что перемены нужны именно потому, что мы не чувствуем того удовлетворения, ради которого мы родились, и которое, мы понимаем, оно является нашим законным правом.

В свое время Островский сказал, что человек рожден для счастья, как птица для полета. И все понимают, что счастье должно быть, и в то же самое время все, по крайней мере честные люди, понимают, что счастья нет и что какой-то обман происходит постоянно. «Вечно меня надувают, все время меня кидают, дают какие-то рецепты счастья или какие-то формулы счастья, а счастья как не было, так и нет».

И поэтому человек ищет перемен. И «Бхагавад-гита» для тех, кто ищет перемен. Она для тех, кто ищет перемен и для тех, кто не пытается подменить настоящие перемены, то есть перемены изнутри, какими-то внешними косметическими переменами в своей жизни.

«Бхагавад-гита» — это как раз способ поменяться изнутри. Это не просто совет, это не просто сумма наставлений Кришны, в соответствии с которыми надо переделывать свою жизнь. Это некая призма, сквозь которую мы можем смотреть на мир по-другому. И это видение мира, когда оно становится нашим, оно меняет нашу жизнь к лучшему и счастье приходит.

Только что я читал самый конец «Бхагавад-гиты», где Санджая в заключении «Бхагавад-гиты» говорит, что «я снова и снова вспоминаю эту удивительную беседу между двух великих душ, между Партхой и Кришной. Волосы на голове у меня, волосы на всем теле у меня становятся дыбом, когда я вспоминаю эту беседу, и необычайное счастье заливает мое сердце, затапливает мое сердце». Вот это, собственно, формула того, что должно произойти.

Сама «Бхагавад-гита» есть та самая искомая перемена. Нам нужно просто научиться смотреть на мир сквозь призму, которую Кришна создал, сквозь этот магический кристалл «Бхагавад-гиты». И когда мы видим мир через то, что говорит Кришна в «Бхагавад-гите», когда он у нас внутри сформировался, когда эта призма стала внутри нашей, то, соответственно, мы сами меняемся. Наши перемены — это перемена сознания, вызванная целостной картиной мира, нарисованной в «Бхагавад-гите».

Тут очень важно понимать… Это еще один, очень важный, элемент изучения «Бхагавад-гиты». Очень часто изучение «Бхагавад-гиты», так же как изучение «Шримад-Бхагаватам», ограничивается разбором этого произведения на кубики, кирпичики, какой-то аналитикой, какими-то объяснениями стихов. Это важный, это правильный, хороший этап объяснения «Бхагавад-гиты». Но после того, как мы ее разобрали, ее надо снова собрать. И вот это очень часто не делается. Разобрали «Бхагавад-гиту» на кубики и кирпичики, какие-то отдельные кусочки этого знания, может быть, вошли, может быть, не вошли, какие-то биты информации мы впитали в себя, а целостного видения нет.

Вот этот вот следующий этап, когда мы собираем разобранную на части проанализированную, пропрепарированную логическим образом «Бхагавад-гиту» в целостное видение и понимаем: вот есть Кришна, вот есть я, вот есть этот мир, который создан Кришной для того, чтобы научить меня. И, соответственно, в этом мире много плохого, но плохого только с точки зрения человека, который хочет наслаждаться в этом мире. С точки зрения человека, который понял, что смысл этого мира —чтобы научить нас, ничего плохого нет, потому что хорошие вещи учат нас многому, но еще большему учат нас какие-то негативные вещи, негативные события нашей жизни.

Когда я собрал воедино эту картину мира, которую нарисовал Кришна в «Бхагавад-гите», она у меня сложилась вместе, я начинаю видеть мир таким, как его хочет, чтобы я видел, Кришна. Это называется «сознанием Кришны». Шрила Прабхупада объясняет этот момент, что такое сознание Кришны. Сознание Кришны — это способность видеть мир так, как его видит Кришна. А это значит, в свою очередь, понимание «Бхагавад-гиты». И не только понимание, но некое целостное мироощущение, которое в «Бхагавад-гите» передано.

В какой-то момент, когда она складывается и начинает внутри звучать… Недаром «Бхагавад-гита» называется гита, или «Песнь Бога». Когда эта песнь начинает внутри звучать постоянно, мы видим, что весь этот мир — это тоже песнь Бога. Что этот мир… Как, знаете, особенно у Шостаковича или у Шнитке. Если до этого композиторы пытались написать очень гармоничные произведения, то в ХХ веке композиторы, понимая эту дисгармонию мира, перемежали очень красивые, гармоничные какие-то куски музыки с жуткой какофонией. Так вот, этот мир при всей какофонии, которую мы наблюдаем, при всех тех катаклизмах жутких и ужасных и всех негативных моментах, все равно остается Песней Бога.

И «Бхагавад-гита» — это способ наш настроиться на эту песнь, услышать эту музыку и потом научиться различать ее вовне; увидеть Кришну в этом мире, увидеть связность, целостность этого мира, увидеть карму, закон кармы, каким образом он действует, увидеть свои привязанности. Увидеть сначала Кришну, потом весь мир, а потом самого себя в этом мире и попытаться себя в этот мир встроить так, как Кришна этого ждет от нас. В этом суть внутренней трансформации, которая должна с нами происходить.

«Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» — это могущественные методы преображения сознания человека, когда они входят в нас внутрь, когда они сначала аналитически разбираются нами на какие-то составляющие, но потом мы в своей медитации собираем их и начинаем видеть мир по-другому. И мир этот становится источником, или эта картина мира, становится источником счастья, как я уже сказал, приводя слова Санджаи: «Я вспоминаю эту беседу, и счастье заливает меня, счастье не оставляет меня, я чувствую, испытываю необычайное блаженство».

Хотя, казалось бы, от чего там испытывать блаженство? Война идет, война разразилась, кровь течет. Но мир, который приобрел смысл благодаря словам Кришны, он даже в этом дает нам какие-то очень важные уроки.

Собственно, сегодняшняя церемония — это небольшой, но очень важный этап на вашем пути преображения. Дикша — значит «преображение». Дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т / курйа̄т па̄пасйа сан̇кш̣айам* («Бхакти-сандарбха», 283) Дикша — значит «обретение духовного знания и уничтожение грехов, склонности наслаждаться этим миром, склонности эксплуатировать этот мир, склонности эксплуатировать людей этого мира». В этом смысл дикши.
* Дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т, курйа̄т па̄пасйа сан̇кш̣айам означает, что дикша — это процесс, пробуждающий запредельное знание и уничтожающий все последствия греховной деятельности.

И это преображение, происходящее в результате общения с преданными, соприкосновения со словами Кришны, соприкосновения с духовной энергией, со святым именем, это очень радостный и счастливый процесс. И вы уже идете этим путем.

Сегодня Ольга рассказывала, как она десять лет практиковала сознание Кришны, не встречаясь с преданными, каким-то образом самодельным, с помощью алтаря самодельного, с помощью каких-то других вещей, которые она могла понять. И это некий предварительный этап, когда мы идем, идем, идем этим путем. А потом, как она сказала сегодня, в конце концов Кришна, я уж не помню точно, как она сказала, сжалился – не сжалился, но принял ее терпение, ее решимость, ее желание идти по этому пути. И преданные, которые до этого «прятались» от нее, и скрывались, и были недоступны, вдруг проявились в ее жизни. Десять лет. Иногда да, надо доказать Кришне свою решимость.

И вот сегодня такой, что ли, этап, такая веха, которая символически означает, что Кришна принял все ваши усилия, которые вы делали до этого. С той или иной степенью успеха мы старались что-то делать, но вот сегодня в виде нового имени, в виде четок, которые, я надеюсь, вы получите, в виде легализации связи с духовным учителем, появляется, что ли, этот ответ на наши старания.

Кришна говорит: «Ты старался не зря. Я испытывал тебя долго. Я прятался от тебя. Иногда Я не только Сам от тебя прятался, прятал от тебя преданных, прятал от тебя какие-то эмоции, прятал от тебя какие-то идеи, какое-то понимание».

Но если мы устойчиво, настойчиво идем по этому пути и стучимся в эту дверь, рано или поздно она откроется. Это слова, которые произнес Иисус Христос: «Стучитесь, и двери откроются, ищите и найдете, идите по этому пути и обязательно придете». Шрила Прабхупада обещает нам это. И Сам Кришна обещает нам это. Главное, идти по этому пути.

И вот сегодня у нас такая важная веха. Мы добежали, дошли, доползли до этого дня, преодолевая разные события, преодолевая «огонь, воду, медные трубы», разные проблемы, которые встречались на нашем пути. Я рад, что мы вместе дошли до этого дня. Потому что не только кандидаты в ученики идут, учитель тоже идет. Он зовет их за собой, он тянет их, он подгоняет их.

Вчера на встрече с учениками тоже Максим, по-моему, цитировал мои слова, когда я, набрав побольше воздуха в легкие, на лекции закричал: «Вы можете! Вы можете! Вы можете!» Он говорил о том, как эта фраза помогала ему идти.

Тут нужно очень хорошо понимать, что мы идем вместе. Это путь, по которому мы идем вместе. Особенно ярко это, ясно из медитации на смысл гаятри-мантры, где любой, получающий второе посвящение, подключается к медитации своего духовного учителя, произнося глагол дхӣмахи во множественном числе: «Мы медитируем вместе». Тут очень важно понимать, что мы идем все вместе по этому пути.

Поэтому я очень рад, что столько людей собралось и присутствует на этой церемонии — целых сто человек. Гораздо больше! Если учесть еще тех, кто находится в храмовых комнатах, — болельщики, «благословляльщики», которые собрались вместе, чтобы разделить муки рождения в процессе инициации, — то тут гораздо больше ста человек. В одном днепровском храме человек, наверное, шестьдесят я вижу. В Луцке тоже как минимум человек тридцать–сорок. Так что я очень рад. Я благодарен. Я сейчас посмотрю все четыре странички, которые у меня есть, чтобы посмотреть на тех, кто присутствует сегодня.

Вот небольшое мое введение в эту нашу церемонию, которая нам предстоит.

Ссылки на лекцию: https://goswami.ru/lecture/5719
https://t.me/goswamiru/626
https://www.youtube.com/watch?v=KapdT6T1MpY

3-40 день Гита-Джаянти, или Вайкунтха-экадаши — особенный день
5-40 «Бхагавад-гита» помогает увидеть мир по-новому
6-32 людям сложно понять, что значит поменяться изнутри
8-48 «Бхагавад-гита» для тех, кто ищет перемен
9-50 главная перемена — это перемена сознания
11-29 смысл этого мира: научить нас видеть мир таким, как хочет Кришна
13-45 что такое сознание Кришны
14-19 «Бхагавад-гита» — это «Песнь Бога», весь этот мир — это тоже песнь Бога
16-26 священные писания — это могущественные методы преображения сознания
17-51 дикша — это преображение
19-10 надо доказать Кришне свою решимость
23-00 кандидаты в ученики и духовный учитель вместе идут по духовному пути

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.