Семинар «Аюрведа», лекция 7

Семинар «Аюрведа», Друскининкай, июль 1994 г. (Диск 21, л. 7)

Аннотация: 

Природа болезни с точки зрения “Аюрведы”. Четыре стадии на пути излечения.  Что нужно делать когда есть признаки накопления амы.  Пять методов очищения (панча-карма).  Лечебный кичри. Трифала как самый мягкий способ детоксикации. Гель алоэ.  Как правильно поститься. Очищение трикату (смесь трех пряностей). Самые полезные специи.  Уравновешивающая диета для различных дош.  Рецепт тоника общего назначения. Рецепт для улучшения памяти.
 Вопросы:
 - о пракшалане
 - про пост на пахте
 - о трикате
 - как делать и употреблять гель из алоэ.
***

Эта лекция, наверное, будет самой интересной. Сегодня я расскажу вам об аюрведических методах детоксикации организма. То есть, каким образом можно освободиться от токсинов. На прошлом занятии мы установили, что у всех из нас есть ама. Впрочем, я думаю, что у двоих ее нет – у Васуприи и Шри Говинды. Но у всех остальных есть. Мы знаем, что потенциально мы все больны, и потому мы не используем свой организм, который нам дал Кришна, в полную силу. Итак, на этом занятии я буду конкретно рассказывать о программе детоксикации организма, и потом   дам   несколько   советов,   касающихся   некоторых   распространенных болезней.

Сейчас я напомню вам, о чем я говорил на прошлом занятии. В прошлый раз я рассказал вам о природе болезни с точки зрения “Аюрведы”. Болезнь появляется из-за того, что в организме накапливается ама, токсические продукты недопереваривания. Пища проходит по пищеводу в желудок, из желудка в тонкий кишечник, потом в толстый кишечник, затем из-за пониженного огня пищеварения она застревает в одном из этих мест, и там образуется комок амы. Все начинается именно с маха-широтамси, главного канала в нашем теле, пищевого канала. Когда этот канал забит, продукты распада начинают подавлять огонь пищеварения, и человек не получает достаточного питания. Он ест и, тем не менее, чувствует слабость из-за того, что основной пищевод и кишечник забиты токсинами. Можно провести такое сравнение: если у нас забита канализация, то получается пробка, и если в нее будет продолжать поступать вода, то раковина перельется и начнет заливать соседей. То же самое происходит и с амой. Накапливаясь в одном из каналов,  и  в  частности,  в  основном  канале, и  перейдя  через  определенный барьер, она как бы переливается и переходит в другую систему каналов. Таким образом, ама забивает другой канал, находит другое слабое место в организме, направляется к нему, накапливается в нем и становится очагом болезни.

Например, артрит – это типичная  болезнь,  связанная с амой,  причем  в очень тяжелой, запущенной степени. Ама накапливается в кишечнике и, в конце концов, “переливается” и проникает в суставы, затем накапливается в суставах, и суставы становятся болезненными и очень тяжелыми. То есть ама из поверхностного состояния в кишечнике и желудке проникает в другие дхату, в другие ткани. Степень проявления болезни зависит от того, как глубоко ама вошла в ткани. Все начинается с простого несварения желудка и оканчивается раком.

Я уже говорил о   трех   типах   несварения.   Несварение   может   быть   вата,   питта   и   капха. В  “Аюрведе”  сказано,  что  болезнь  -  это  желание  организма  избавится  от токсинов.  Организм создает  критическую  ситуацию, в результате  чего поднимается температура, и тогда болезнетворные микробы сжигают аму. Если человек не предпринимает никаких попыток, чтобы избавиться от амы, то организму приходится самому принимать меры, и тогда у вас поднимается температура, вы чувствуете разные боли и т.д. Как я говорил в первой лекции, аюрведическое лечение устраняет причину болезни. Оно устанавливает избыточную дошу, причину той доши, которая подавляет огонь пищеварения, а также уравновешивает сами доши, разжигает огонь пищеварения и восстанавливает поврежденные ткани.

 

Существуют четыре стадии, через которые проходит лечение болезни в “Аюрведе”. Первая – установление причины болезни. Вторая – избавление от избыточной доши, которая стала причиной болезни. Третья – уравновешивание дош и разжигание огня пищеварения, который поможет сжечь избытки амы и токсических веществ, и наконец, четвертая – восстановление поврежденного в организме. Теперь посмотрим, что делает современная медицина. Современная медицина устраняет только симптомы болезни, не устраняя причину, и, поскольку причина болезни остается, это не дает организму возможности избавиться от дальнейшего накопления амы. В итоге ама проникает еще глубже и заражает другой канал или ткань. Симптоматическое лечение приводит к тому, что болезнь, даже, несмотря на то, что симптомы могут быть устранены, переходит в более тяжелую стадию. Потому и получается, что человек вылечивается от насморка, но заболевает раком.

 

Стоит отметить, что, хотя мы прослушали все эти лекции по “Аюрведе”, не стоит, воодушевившись этим знанием, сразу же пытаться излечить себя. Я все время старался сделать больший упор на практических советах, и в этой лекции я тоже буду говорить о практических вещах,  которые могут  помочь  каждому.  Однако, если у вас тяжелая болезнь, то лучше не пытаться лечить ее самому. В таком случае  стоит обратиться  к специалисту.

Вопрос…

Ответ: Свойства амы я описывал в прошлый раз. Она очень липучая, может соединяться с дошей и, соединяясь, создает ядовитую капху, ядовитую вату, ядовитую питту. Если у вас появились легкие признаки избытка амы, например, температура или полное отсутствие аппетита, можно попытаться избавиться от амы самым простым способом: не есть хотя бы втечение 10-12 суток. Когда организм не справляется с избытком амы и хочет ее сжечь, то лучше помочь ему в этом, просто не употребляя какое-то время лишней потенциальной амы в виде пищи, которая все равно не будет переварена. Во время поста очень полезно  пить  имбирный  чай  из  сухого  имбиря,  потому  что  имбирь  обладает острым вкусом, целебными свойствами и помогает организму очень быстро справиться с амой.

 

Сегодня я буду много говорить о посте, но предупреждаю еще раз – с постом нужно быть очень осторожным. Пост следует прекращать сразу же, как только появляется настоящий голод. Ни в коем случае не нужно увлекаться длительными постами, описанными в популярных книгах, потому что длительный пост очень опасен и может принести хорошие результаты только людям с определенной конституцией и в определенных случаях. “Аюрведа” никогда не рекомендует длительные посты. Как только появляется настоящий голод, можно сразу же начать есть. Более того, людям с конституцией вата и питта трудно переносить 24-часовой пост даже в случае болезни. Если им трудно поститься, то они могут поесть легкого разваренного риса. Это самая идеальная пища, которая может восстановить силы. Нужно взять рис, очень хорошо разварить его, превратив в жидкую кашицу, и добавить туда немножко масла. Такая пища также может очистить организм  от избытков  амы.  Когда  я  говорю  о  рисе,  то  имею  в  виду индийский рис. Рис, который продается в наших магазинах, корейский рис, лишь относительно подходит для этих целей, потому что в нем содержится большое количество крахмала. Перед приготовлением такой рис нужно как следует вымочить. Он должен находиться в воде как минимум 4 часа, чтобы убрать из него избытки крахмала.

 

“Аюрведа” говорит, что если у человека накопилась ама, он плохо себя чувствует и все время ощущает слабость, в таком случае можно принять несколько различных курсов лечения. Однако, прежде чем лечить появившуюся болезнь, сначала следует избавиться от накопившейся амы. Для этого “Аюрведа” предлагает предварительную детоксикацию. Детоксикация в “Аюрведе” может иметь разные уровни. Если у нас накопилось очень много токсической амы, и мы сразу предприняли глубокую детоксикацию, то ама, вышедшая после этого на поверхность,  может  даже  оказать  на нас  пагубное  влияние.  Поэтому,  прежде всего, необходима постепенность. “Аюрведа” говорит о предварительной детоксикации, мягких методах для предварительного очищения организма. Когда же основные “золотые” запасы амы удалены из тела, можно идти уже более глубоко в ткани и удалять оттуда хроническую аму. “Аюрведа” говорит, что самое лучшее время для начала детоксикации – конец весны или лета, а осень и зима – самое лучшее время для того, чтобы набрать вес, потерянный во время детоксикации.

 

Определить, какая доша воспалена, легче всего по следующим признакам: сильная, резкая, острая боль указывает на то, что возбуждена вата. Признаком возбужденной  питты  являются  все  воспалительные  процессы,  покраснение,  а если накапливается жидкость – гной, слизь или что-то подобное, значит, возбуждена капха. И далее по этим признакам можно определить, какой природы болезнь.

 

В зависимости от того, какая доша воспалена, применяются различные методы очищения. В “Аюрведе” их приводится пять, и они представляют собой панча-карму. Это рвота, слабительное, клизма, промывание носа и кровопускание. К рвоте прибегают в случае возбужденной капхи, к слабительному – в случае возбужденной питты, а клизма делается в случае вышедшей из равновесия ваты. Закапывание в нос употребляется, если ама накопилась в голове и мозгу, а кровопускание в случае, если заражена кровь. Самым главным и безболезненным из всех этих очистительных методов являются аюрведические клизмы. Однако и здесь нужно следовать определенным методам предосторожности. Но об это чуть позже.

 

Следующий шаг – приведение амы, крепко въевшейся в ткани, в мобильное состояние. В данном отношении “Аюрведа” советует две вещи. Первая – растворение амы растительными маслами, и вторая – тепло. Что касается растительных масел, то если амы много, лучше всего употреблять касторовое масло.  Это  единственное  средство,  целиком  разжижающее  аму.  Касторовое масло полностью выводит аму, по крайней мере, из кишечника. Принимать это масло рекомендуется таким образом: берете столовую ложку масла и выпиваете ее вместе с чашкой имбирного чая, сделанного из порошка имбиря. После удаления основного избытка амы можно начать принимать и другие масла, но до тех пор, пока избыток амы не удален, нужно пользоваться касторовым маслом. Следующий метод, помогающий удалить аму, – это тепло. По своей природе ама холодная. Следовательно, нужно идти в сауну и постараться как следует пропотеть, используя при этом различные средства: потогонные, имбирный чай, чай из корицы. Это поможет разогреть организм и сделать аму легко выводимой. Итак, сперва нужно принимать касторовое масло, а потом можно идти в сауну, пить имбирный или коричный чай, слабительные или потогонные средства.

 

“Аюрведа” приводит один интересный пример. Если вы возьмете сухую палку и попытаетесь ее согнуть, то она треснет. Сначала ее нужно промаслить, разогреть и только потом сгибать. То же самое справедливо и в отношении нашего организма. Если вы будете пытаться очищать холодный и сухой организм, то он может “лопнуть”. Поэтому сначала его нужно как следует промаслить, потом разогреть, и после этого с ним можно будет делать все что угодно. Этой предварительной ступенью не стоит пренебрегать, ибо любые процедуры детоксикации в сухом организме могут вызвать отрицательный эффект.

 

На самом деле даже для панча-кармы, очистительных процедур, человек должен быть достаточно подготовлен. Ни в коем случае нельзя прибегать к этим очистительным процессам, если человек слишком болен. Сначала нужно восстановить силы и уравновесить доши. “Аюрведа” советует для таких больных готовить особое лечебное кичри. Как мы знаем, кичри готовят из риса и бобовых. Лечебное кичри, которое уравновешивает доши и восстанавливает дхату, должно готовиться из тонкого или, по крайней мере, вымоченного риса, и маша, мунг-дала. Две части риса и одна часть маша. Они должны как следует развариться и превратиться  в  однородную  массу,  куда  нужно добавить  асафетиду, черный перец, тмин, куркуму, кориандр. Это диета для всех, кто страдает хроническими или острыми заболеваниями. Кичри практически не создает в организме никакой амы,  легко  переваривается,  содержит  все  необходимые  для  человека питательные вещества и хорошо восстанавливает силы. Также туда нужно добавить немного гхи, топленого масла, и соли (лучше каменной). Это кичри готовится только из мунг-дала.

 

Еще одна панацея “Аюрведы” от всех болезней и самый мягкий способ детоксикации – это трифала. К сожалению, это аюрведическое лекарство у нас недоступно, но в Индии оно есть. Там оно дешево стоит и обладает уникальными свойствами. Это самый мягкий и верный способ для восстановления здоровья. Не нужно голодать, нужно просто принимать лекарство и придерживаться определенной диеты. Как явствует из названия, три значит “три”, а хвала – “плод”. Это  лекарство представляет собой  порошок  трех  плодов.  Лекарство  обладает такими свойствами, что постепенно очищает все слои амы, сначала внешний, а потом, при регулярном употреблении в течение месяца-двух, постепенно проникает в ткани, мышцы, кости, мозг и т.д. и вычищает оттуда самую глубоко въевшуюся аму. Трифала состоит из трех плодов: амалаки, бибитаки и харитаки. Из этих трех два плода играют в “Аюрведе” особую роль. Когда аюрведические авторы начинают писать о харитаки и амалаки, у них сжимается горло, и на теле проявляются признаки экстаза. Они не могут сдержать себя от того, чтобы не воспеть панегирик этим плодам. Считается, что амалаки было первым деревом во вселенной. На заре творения Господь Брахма создал амалаки, и потому оно обладает такими удивительными лекарственными свойствами. Этому дереву посвящена целая книжка, в которой превозносятся различные лечебные и другие свойства его плодов. Оно имеет очень полезные плоды. На русском это называется “верабалана”/???/. Амалаки – это одно из трех растений, которое обладает сразу пятью вкусами. Шестью вкусами не обладает ни одно лекарственное растение. Три растения: амалаки, харитаки и чеснок, обладают пятью вкусами. В этих вкусах, в основном, преобладает кислый, а все остальные – дополнительные и нет только соленого. Вирья у амалаки холодная, а випак сладкий, даже несмотря на то, что основной вкус кислый. Это плод размером со сливу. Он бывает нескольких разновидностей, бывает побольше, но чаще всего встречаются небольшие плоды. В этом плоде находится столько же витамина С, сколько в двадцати больших апельсинах. На вкус плод амалаки страшно кислый, но его поразительное свойство в том, что когда его съешь, а потом запьешь водой, то покажется, что вы съели мед. То есть вода приобретает очень сладкий вкус. Плод амалаки отличается тем, что балансирует все три доши, и прежде всего питта-дошу, потому что она кислая. Он способствует пищеварению и омолаживает организм. Этот плод амалаки входит в состав практически всех омолаживающих аюрведических тоников. Я рассказываю об этом так подробно, потому что очень рекомендую всем достать эту трифалу. В Индии она очень дешевая, и ее можно купить   там   на   каждом   углу.

 

В  переводе  слово  харитаки  значит  ”то,  что  забирает  болезни”.  Она  также обладает пятью вкусами. Ее главный вкус – вяжущий, а четыре остальные, кроме соленого, – дополнительные. Вирья у нее горячая, а випак сладкий. Она увеличивает продолжительность жизни, омолаживает, стимулирует организм и ферменты в теле, а также тринадцать агни, о которых я рассказывал в прошлый раз. Кроме того, плод харитаки очищает все каналы, хорошо способствует перевариванию амы и обладает слабительным эффектом. Бибитаки тоже обладает многими полезными свойствами, но не столь ярко выраженными. Это более рядовое лекарство.

 

Собранные вместе, эти три плода в разных пропорциях и количествах обладают уникальными свойствами. Они хороши для волос, для кожи, для глаз. Это очень мягкое слабительное. Они могут использоваться как рвотное, в виде клизм, а также для промывания ушей, полоскания рта и носа. Очень полезны плоды и для глаз. Но их главное свойство – они медленно и безболезненно очищают все ткани тела от токсинов, постепенно возвращая в равновесие все нарушенные доши. Чтобы добиться хорошего эффекта, трифалу нужно принимать каждый день в течение 3-6 месяцев в зависимости от того, насколько тяжело болен человек.

 

Существует  несколько  разных  способов  принятия  трифалы.  Берется  чайная ложка порошка и с вечера  засыпается  в стакан горячей  воды.  Утром первым делом нужно выпить воду без порошка и можно залить еще одну порцию порошка и выпить ее вечером. У некоторых людей это вызывает слабительный эффект. Но независимо от того, вызывается этот эффект или нет, лекарство все равно проникает в ткани и омолаживает их. Другой эффект трифалы – она вызывает слабительный эффект у тех, кто страдает от запоров. И наоборот, у тех, кто не страдает от запоров, она такого эффекта не вызывает. Это самый лучший способ нормализовать работу кишечника. У человека, который в течение долгого времени регулярно употребляет трифалу, будет идеально работать кишечник, и он избавится от всех продуктов недопереваривания.

 

Заменой трифалы, так как она не всегда доступна, является гель алоэ. Он не обладает такими же хорошими свойствами, но все-таки может неплохо очищать организм. Однако, нужно брать не сок алоэ, а мякоть. Она тоже обладает слабительными свойствами и помогает избавиться от амы, глубоко вошедшей в организм. В отличие от всех остальных слабительных, мякоть алоэ не гасит огонь пищеварения. Если человек страдает запорами, и его кишечник забит амой, то ему рекомендуется выпить слабительное. Но никакое слабительное нельзя употреблять регулярно. Это может привести к очень плохим последствиям. Это понижает тонус кишечника и, в конечном счете, приводит к тому, что огонь пищеварения становится очень слабым. Ни в коем случае не следует увлекаться листьями сены или другими подобными лекарствами. Их можно употреблять только в экстренных случаях. Единственным лекарством, которое не обладает таким отрицательным эффектом, является трифала и гель алоэ. Этот гель полезен для людей всех конституций, и, прежде всего, для питта-доши и капха-доши. Те, у кого конституция вата должны добавлять в гель имбирь.

 

Вопрос…

Ответ: Две-три чайные ложки два-три раза в день. Лучше всего с имбирем, черным перцем или куркумой. Гель алоэ может регулярно приниматься в течение долгого времени, не приводя ни к каким побочным эффектам. Одну чайную ложку на стакан воды – выпиваешь, потом доливаешь еще воды и выпиваешь вечером. Перед тем как выпить, нужно все как следует перемешать. Есть еще один способ употребления трифалы. Можно взять одну ложку трифалы, смешать ее с чайной ложкой меда и выпить на ночь, чтобы не возиться с водой. С вечера трифалу лучше заливать горячей водой, закрывать чем-то сверху и оставлять  на  ночь.

Далее я буду рассказывать о посте. Следующий способ избавиться от амы – пост. Есть различные виды поста, рекомендованные в “Аюрведе”. Там же даются различные  предостережения,  связанные  с  постом.  “Аюрведа”  говорит,  что  не стоит увлекаться длительными постами, во-первых, потому что длительный пост подавляет агни. Во-вторых, голод, который испытывает человек во время длительного поста, очень глубоко входит в ткани, где развивается страх перед очередным постом. Этот страх закрепляется глубоко в сознании, и тогда человек становится жадным к пище. Как правило, после таких постов у него появляется тенденция переедать. У меня была знакомая, которая очень увлекалась различными постами, и как только она прерывала пост, она начинала есть горы пищи, и при этом руки у нее дрожали. Она все время говорила, что нужно поститься, нужно поститься, а когда дорывалась до еды, то сидела над этими горами по два часа. Страх голода и жадность к пище зашли так глубоко в ее подсознание, что она не могла себя контролировать. Самый верный способ вывести из-под контроля голод – долго поститься. Лучше не поститься, а относиться к пище нормально.

 

Самый мягкий пост, который рекомендует “Аюрведа” – поститься один раз в неделю, но при этом не нужно голодать целый день. Людям, которые страдают от амы, необходимо хоть раз в неделю устраивать один разгрузочный день. “Аюрведа” утверждает, что лучше всего устраивать этот пост в тот день недели, в который вы родились. Если вы родились в четверг, то пост должен соблюдаться каждую неделю по четвергам. Если речь идет о более глубокой программе детоксикации, то можно проводить более длительные посты, но ни в коем случае не сочетайте их с панча-кармой. Если применяется один из методов панча-кармы, например, рвота или слабительное, то ни в коем случае нельзя поститься. И наоборот, если вы поститесь, то нельзя делать клизмы. Это одна из ошибок тех, кто советует поститься и в это же время делать клизмы. Клизма создает пустоту в кишечнике. Каловые массы создают в кишечнике своего рода стабильность. Без них он становится практически пустым, схлопывается, и это может привести к нежелательным последствиям. Кроме того, клизмы, сопровождающиеся постом, очень возбуждают и выводят из равновесия вату.

 

Самый лучший пост, который рекомендует “Аюрведа”, по крайней мере, для ваты – пост на кичри. Сидеть на этой монодиете можно хоть все время. Это самый лучший пост, который приводит к хорошей детоксикации. Он полностью или, по крайней мере, в значительной степени очищает организм от амы. Для питты хорошо поститься на сырых соках, фруктах или сырых овощах. Однако при этом нельзя пить соки сладких фруктов, потому что сладкий вкус наоборот приводит к формированию амы. Лучше всего из фруктов употреблять лимоны и грейпфруты, а из овощей – сок петрушки или даже редиски. Можно также сельдерей и морковь. Морковь тяжеловата для поста, и она немного возбуждает питту. Капха в течение нескольких дней может поститься на воде. Прекращают пост сразу же после первых признаков аппетита. Когда возникает здоровый аппетит, исчезает налет с языка, становится ясным сознание, увеличивается ясность и легкость во всем теле, это значит, что цель поста достигнута, и его нужно немедленно прекратить. Не увлекайтесь, не нужно впадать в крайности и доводить себя до полного изнеможения. Так вы избавитесь не только от амы, но и от доброй части хороших тканей.

 

Пост должен сочетаться с лекарствами, которые восстанавливают в организме огонь, то есть с различными острыми пряностями. Вы обязательно должны пить острые чаи: имбирный чай, коричный чай, чай с кардамоном или с фенхелем. Можно также пить сок алоэ.

 

Есть еще одно очень хорошее средство, которое сжигает токсины в организме и сочетается с любыми видами поста. Это смесь из трех острых пряностей, которая называется трикату. Она тоже продается в Индии, но ей можно найти замену. Нужно взять в равных объемах порошок сухого имбиря, черного перца и длинного перца. Длинный перец у нас, к сожалению, не растет, но можно вместо длинного перца взять кайенский красный перец. Не обычный красный перец, чили, а именно кайенский перец. Затем смешайте в равных объемах все эти три порошка и принимайте по 1/3 чайной ложки вместе с 1 чайной ложкой меда 2-3 раза в день. Это можно делать в течение недели и даже 10 дней, что вполне безболезненно для любой доши. Такая смесь очень хорошо сжигает токсины в организме.

 

Вопрос: А если повышена питта?

 

Ответ: В этом случае с трикату нужно быть осторожным. Но даже если у вас сама- питта, трикату все равно может помочь. Даже при повышенной питте рекомендуется применять трикату в целях детоксикации. Лучше делать каждый раз свежую смесь, потому что имбирь и черный перец теряют свои свойства через некоторое время после перемолки.

 

Итак, я дал вам несколько альтернативных методов детоксикации. Можно применять панча-карму, можно применять трифалу, можно применять пост с перечисленными  правилами,  можно придерживаться  диеты.  В  зависимости  от того, насколько силен человек и насколько ему позволяют средства, он может выбрать один из этих методов детоксикации. Самый безболезненный и легкий способ   -   это   трифала.   К   сожалению,   она   здесь   почти   недоступна.   Если возбуждена питта, рекомендуется также употреблять гель алоэ.

 

А теперь мы поговорим о диете, которой должен придерживаться человек в процессе детоксикации. Эта диета близка к той, которая подавляет капху. Если вы решили соблюдать диету для того, чтобы избавиться от токсинов, нужно ограничить себя во фруктах. Есть их можно только в небольших количествах и ни в коем случае нельзя употреблять сладких фруктов. Нельзя употреблять бананы, грушевый сок, черешневый сок, виноградный сок и другие соки сладких фруктов. Лучше всего есть клюкву, лимон, грейпфрут и гранат. Это пища, которая помогает избавиться от токсинов. Можно есть все овощи, но только в небольших количествах и вареные. Жареные овощи употреблять нельзя, так же как и капусту и картошку. Все остальные овощи можно. В принципе, капусту тоже можно, но картошку желательно избегать. Из зерновых нельзя употреблять белую муку. Это очень амагенный продукт, который способствует активному образованию амы. Также белая мука плохо переваривается. Хуже белой муки может быть только сахар. Сахар в еще большей степени способствует формированию амы. Пшеницу всегда нужно употреблять в ограниченных количествах, потому что она плохо переваривается. Ее можно употреблять только тем, у кого здоровый организм. Для облегчающей, разгрузочной диеты ее не рекомендуют.

 

Самое лучшее блюдо из зерновых – это кичри. Из бобовых также ничего нельзя, кроме маша. Маш, мунг-дал, – единственный продукт, который можно употреблять при такой диете. Из орехов тоже ничего нельзя, кроме небольшого количества кунжута. Из молочных продуктов также нельзя ничего есть, кроме пахты или айрана, разбавленного йогурта. Хотя, в принципе, можно употреблять топленое масло, только немного, или, если есть, льняное или растительное масло. Из сладостей можно есть мед. Зато специи можно есть в неограниченных количествах. Это очень ограничивающая диета, и на ней не нужно сидеть очень долго. Полезнее всего она для людей конституции капха, люди с конституцией питта могут соблюдать ее умеренно, а люди с конституцией вата не больше месяца. Если они будут сильно ограничивать себя в сладостях и в остальном, то их вата заскулит, застонет, попросит пощады и им будет очень тяжело.

 

Вопрос…

Ответ: Это еще одна форма поста, когда человек ест каждый день одну и ту же пищу. Пищеварительный аппарат привыкает к этой пище, и ему не нужно напрягать свои “интеллектуальные” силы для того, чтобы всякий раз справляться с разными сочетаниями. С одной стороны, геркулес хорош, потому что обладает массой и может выводить аму из кишечника, но в то же время он слизкий и, соответственно,  усиливает  аму  и  даже  может  забивать  каналы.  Так  что  я не думаю, что геркулес – это хорошая диета. Для этого лучше подходит гречневая каша. Правда, гречка не очень благоприятна для ваты, и, если употреблять ее в избытке, она может вывести вату из равновесия. Хотя для поста она подходит. Для монодиеты.

 

Вопрос…

Ответ: Это зависит от того, сколько ты сам хочешь. Если у тебя много амы и ты сильно подавлен, то больше одного раза в день ты смотреть на нее не захочешь. Если у тебя здоровый аппетит, то вообще не следует этим заниматься. Ну, а если тебе хочется есть, ты можешь есть два раза в день, особенно если ты конституции вата. Никаких особенных ограничений нет. Человек должен прислушиваться к себе. Он должен чувствовать, что пища дает ему силы.

 

Вопрос…

Ответ: Если вы решили употреблять ее в виде длительной диеты, чтобы избавиться от токсинов, то тогда можно класть овощи. Если же речь идет о посте, который соблюдается более короткое время, то ешьте только кичри. В принципе, оно очень вкусное, просто мало кто умеет его по-настоящему правильно готовить.

 

Только напоминаю, что риса должно быть в два раза больше, чем маша, и тогда желудку будет очень легко усваивать эту пищу. Иногда в наших рецептах дается сочетание один к одному, но в этом случае усваивать блюдо будет труднее.

 

Вопрос…

Ответ: К сожалению, сам по себе рис не обладает всем необходимым для организма. Чем хорошо кичри? Оно очень хорошо усваивается и дает телу все необходимое, поэтому на кичри можно сидеть неограниченное время без всяких последствий. Это хорошо сбалансированная пища. Но рис уже не такой сбалансированный, и его употребление может привести к побочному эффекту. Посидев на нем некоторое время, вы сами почувствуете, что вам чего-то не хватает.

 

Вопрос: Где взять маш?

 

Ответ: В Индии он очень дешевый и доступный. Обычно для такого кичри используется не зеленый, а желтый маш. Это немного другая разновидность гороха, но только со снятой зеленой кожурой. С того, что растет в Ташкенте, кожуру не снимешь. Желтый маш немного легче, чем зеленый.

 

Общие замечания, касающиеся этой диеты. Нельзя употреблять слишком много разнообразной пищи за один прием. Не следует пить много во время еды. Пища обязательно должна быть свежей. Если вы придерживаетесь этой диеты, не разогревайте приготовленное позавчера кичри. Этого делать нельзя. Питаться можно три раза в день, без особенных ограничений. Для ваты на этой диете нельзя сидеть больше трех недель или месяца, питта тоже может поститься около трех  недель,  а  капха  в  течение неограниченного  времени.  Когда  появляются какие-либо признаки возбуждения ваты, такие, как бессонница, учащенное сердцебиение, слабость, потеря аппетита, то нужно сразу же останавливать все посты и диеты.

 

Еще что касается детоксикации. Из пряностей лучше всего кайенский перец, черный перец, сухой имбирь, асафетида и горчица. Они лучше всего помогают избавиться от амы. Вспомогательные специи, которые очень хороши: кардамон, куркума, кориандр, райхон и фенхель. Про трикату я уже говорил. Если человек конституции питта употребляет трикату, он обязательно должен сочетать ее с чем-то горьким, чтобы уравновесить возбуждающее действие трикаты на питту. Капхе и вате этого не грозит. Из горьких продуктов можно употреблять шведский черный бальзам Биттнера, алоэ, можно достать в Индии дешевые листья нима – прекрасный источник чистейшего горького вкуса, а также барбарис.

 

Обычно такими горькими лекарствами должны пользоваться во время детоксикационной  диеты сама-питта  и сама-капха.  Сама-вата  должна использовать эти средства только в небольших количествах. Кстати, горьким вкусом также обладает куркума. Для питты куркуму можно класть в трикату.

 

Вопрос…

Ответ: Пракшалана – неоднозначная вещь. Она дает первичное очищение. Ей нельзя пользоваться чаще, чем раз в два месяца, так как она возбуждает вату и отчасти питту, не избавляет человека от запоров и не придает особого  тонуса  кишечнику.  Она  делает  предварительное  очищение,  но  не очищает от глубоких слоев амы. Также она не избавляет от склонности к запору. Если у человека была склонность к запору, то его кишечник через некоторое время опять забьется. Она оказывает какой-то эффект, но этот эффект не очень глубокий. Пракшалана не так хороша, как трифала.

 

Вопрос: про пост на пахте.

 

Ответ: Пост на пахте – это идеальная вещь. Это другая альтернатива: вместо поста на кичри можно поститься на пахте. Такая диета может полностью избавить человека от основных наслоений амы, особенно если при этом еще употреблять трикату. Я постился на пахте и при этом пил трикату. Я делал это 8 или 9 дней, и потом 8 дней выходил из поста. За это время я практически полностью избавился от амы и почувствовал себя гораздо легче.

Вопрос…

Ответ: Если вы хотите употреблять трикату не во время поста, тогда ее нужно выпить за полчаса до еды. Это способствует тому, что у человека разжигается огонь пищеварения, который очень хорошо помогает переварить съеденную пищу.

 

Вопрос: (можно ли применять это лечение к детям).

 

Ответ: До тех пор, пока не закончилось формирование организма, к детям нельзя применять никаких жестких методов, тем более голодания. Для них можно использовать клизмы, рвотные, если у них проблемы с капхой. Но лучше всего лечить их соответствующей диетой. Если у них проблема с простудой и очень много ядовитой капхи, то нужно подобрать правильную диету и какое-то время держать их на ней.

 

Вопрос…

Ответ: Человек с уравновешенным сочетанием трех дош, как правило, очень мало болеет. Если же он заболевает, то ему нужно придерживаться той диеты, которая соответствует вышедшей из равновесия доше. Но если он просто хочет избавиться от интоксикации, то он может просто делать нечто среднее. Но обычно у людей с такой конституцией нет особых проблем.

 

Вопрос: Как делать гель из алоэ?

 

Ответ: Как правило, листья алоэ прокручивают через мясорубку и хранят в морозильнике, можно в смеси с медом.

 

Вопрос…

Ответ: Две-три чайные ложки два-три раза в день, и лучше с имбирем или  черным  перцем,  потому  что  он  горький.  Берешь  чайную  ложку  геля,  две чайные ложки меда, и он уже не будет казаться тебе таким горьким и противным. Также можно размешать его в половине стакана воды.

 

Вопрос…

Ответ:  Опытный  аюрведический  врач  может  определить  дошу  по пульсу, но даже и это не такой точный способ, как по опроснику. Этот опросник составлен очень хорошо и грамотно.

 

Вопрос…

Ответ: Пост на кичри более мягкий, поэтому на нем нужно сидеть подольше. Но в принципе, эффект будет тот же самый. Пост на пахте более кратковременный, более эффективный, и он быстрее выгоняет токсины. Если человек слабый, то лучше поститься на кичри, если же сильный, то можно на пахте.

 

Вопрос…

Ответ: Для того, чтобы хорошо сохранилась мякоть алоэ, ее нужно смешать с медом один к одному Итак, сперва человек должен освободиться от токсинов, которые препятствуют не только его пищеварению, но и лечению. Никакие питательные вещества не всасываются в организм,  где слишком  много  амы.  В  него  не  всасываются  не только питательные вещества, но даже лекарства, поэтому, сколько бы человек в таком состоянии ни принимал лекарств, они не окажут на него никакого эффекта.

 

Следующим шагом, после того как человек освободился от токсинов с помощью одной из описанных программ детоксикации, является уравновешивание дош. На предыдущей лекции я рассказывал, чем отличается связанная доша от несвязанной   доши.   Когда   человек   избавился   от   амы,   и   его   сама-вата превращается в нирама-вату, сама-пита в нирама-питту, сама-капха в нирама-капху, он должен вернуть дошу в равновесие.

Для того, чтобы как можно скорее возвратить в равновесие возбужденную дошу для ваты, например, рекомендуется такая диета. Из пряностей ей можно употреблять сухой имбирь, фенхель, семена укропа. Они будут выводить из организма остатки глубоко въевшейся амы. Для разжигания огня нужно употреблять лимоны (для кислого вкуса), каменную соль (для соленого вкуса), имбирь (в качестве острого вкуса). Это необходимые компоненты для восстановления огня. Диета должна быть легкой. Пища в основном должна быть вареной, но ни в коем случае не сырая, и сопровождаться большим количеством теплого имбирного чая. Нужно заниматься йогическими упражнениями, принимать солнечные  ванны и избегать сквозняков.

Для питты нужно регулярно употреблять фенхель и иногда сухой имбирь. Для разжигания огня нужно употреблять трифалу и семя льна. Пища должна быть легкая или сырая.  Люди,  которые превозносят  преимущества  сыроедения,  как  правило, имеют конституцию питта. Они убедились, что сыроедение оказывает на них хороший эффект, и потому пытаются навязать это другим. Но другим оно может причинить вред. Для ваты и капхи сыроедение не подходит, но для питты это хорошо в качестве разгрузочной и уравновешивающей диеты.

Капха для уравновешивания этой доши может употреблять из пряностей сухой имбирь или черный перец, а также индийский тмин и узбекскую зру. В диету должны входить горькие и острые специи. Нужно постараться в значительной степени ограничить себя в еде и в жидкости. Лучше пить имбирный чай и больше заниматься физическими упражнениями.

 

Уравновесив  доши,  человек  восстанавливает  силы.  Как  я  сказал,  лечение  по “Аюрведе” состоит из двух этапов: избавление от болезни и восстановление сил. Тут все очень просто. Человеку нужно придерживаться диеты, которая по свойствам соответствует диете анти-вата, то есть человек может есть все, что хочет. В основном, это молочные продукты и сыры. Делать это нужно уже после того, как человек избавился от избытка доши, избытка токсинов, и тогда он может приступить к восстановлению сил. Можно есть сладкие фрукты, орехи, масло. Нет никаких особых ограничений. Восстановлению разрушенных тканей способствует масляный  массаж.  Особенно  он  хорош  в  восстановительный  период,  когда человек только избавился от болезни. Он должен больше спать, принимать массаж, гулять и т.д.

 

В принципе все, что я успел сказать. Есть еще много разных деталей, но, в основном,  лечение болезни заключается  в  том,  что  сначала  мы  очищаем организм от амы, затем восстанавливаем доши, а потом опять набираем вес. Потом у нас снова накапливается ама, мы снова начинаем от нее избавляться, и так до тех пор, пока не попадем на Вайкунтхалоку.

 

Вопрос…

Ответ: Нет. Если человек занимается упражнениями, придерживается определенного режима, диеты, и соблюдает все перечисленные выше правила: не спит днем и т.д. (кстати, сон днем – это один из очень сильных амагенных факторов, особенно после еды. Такой сон приводит к формированию большого количества амы), если человек следит за собой, выполняет элементарные правила, то он  сможет очень  быстро  избавиться от  амы.

Вопрос…

Ответ: Одними физическими упражнениями это сделать трудно. Все зависит от конституции человека. Если ама уже вошла в кость, то, сколько бы ты не занимался физическими упражнениями, ее будет очень трудно оттуда отскоблить. Вот у Павла артрит. Ама очень глубоко вошла в ткани, въелась туда. Он практически не может заниматься физическими упражнениями, потому что у него понижена подвижность суставов. Конечно, регулярными физическими упражнениями можно поддерживать огонь пищеварения в хорошем состоянии, и таким образом в значительной степени обезопасить себя от формирования амы. Но если вы уже заболели, то тут одними упражнениями не отделаешься. Даже асаны  мало чем  смогут  помочь,  потому  что  прежде  чем  заниматься  асанами, человек должен пройти детоксикацию. Однако, говорится, что если у человека несварение, то один из способов восстановления огня в желудке, джатар-агни, – это 3 минуты в день посидеть в позе лотоса. Это очень полезно.

 

Вопрос…

Ответ: Можно. Да, это идеально – сочетать пост с экадашами. Так что это можно делать два раза в месяц.

 

Вопрос…

Ответ: Если у вас достаточно желтого маша, мунг-дала, то тогда нетрудно. Сделать кичри не составляет никакого труда.

 

Вопрос…

Ответ: Не нужно долго сидеть на этой диете. Дней десять будет вполне достаточно. Мунг-дала нужно совсем немного. Его идет в два раза меньше, чем риса. В принципе, это реальные вещи.

 

Вопрос…

Ответ: Анартхи? Ама – это тоже анартха, потому что анартха значит – что-то нежелательное. Анартхи делятся на разные категории. Их классификацию делает Харидас Тхакур в “Харинама-чинтамани”. Я не сказал бы, что все анартхи, о которых он говорил, относятся к категории амы. Но если посмотреть на анартхи с философской точки зрения, то, строго говоря, они очень амагенные и почти всегда приводят к возникновению амы. Пороки, недостатки, которые коренятся глубоко в сознании, впоследствии проявляются на физическом плане в виде амы или болезней. Но сейчас я не могу привести вам точную классификацию.

 

Вопрос…

Ответ: Да, в определенной степени. Говорится, что для устранения физической амы нужен имбирный чай, а имбирным чаем для умственной амы является киртан. То есть “Аюрведа” говорит, что киртан – самый лучший способ устранить аму, которая накопилась в уме. Я просто не понимаю, как я еще не стал имперсоналистом, поскольку мне пришлось прочитать множество разных спекуляций, касающихся  “Аюрведы”.  Один  из  авторов  сперва  прославляет киртан, и то, как эффективно он избавляет человека от амы, а потом говорит, что на самом деле не важно, чьи имена вы при этом поете. Просто пойте чьи-то имена, и все пройдет. Например, если вы верите в Микки Мауса, то устройте киртан, прославляющий Микки Мауса, и тогда неведомая сила войдет в вас, и вы избавитесь от болезни. Но мы знаем, кому должен быть посвящен киртан, и какая сила должна войти в нас и избавить от болезни.

 

Одно из условий, которое ставится в “Аюрведе” с тем, чтобы лечение проходило успешно, – человек должен в это верить. Он должен твердо верить либо в сам метод лечения, либо во врача, либо в самого себя. У него обязательно должна присутствовать вера в то, что он делает. Он должен подходить к этому с уверенностью, тогда лечение будет гораздо более эффективным.

 

Вопрос…

Ответ: Да, это тоже действенно. Вера в любом случае не помешает. Шрила Прабхупада говорит в “Бхагавад-гите”, что сильная вера всегда находится в гуне благости. Сильная вера происходит из гуны благости.

Вопрос…

Ответ: Если у вас во время детоксикационной диеты восстановился голод, то это хорошее подтверждение тому, что вы уже в значительной степени избавились от амы и вам нужно прекращать диету. Не нужно поститься слишком долго. К сожалению, мы все в какой-то мере склонны кидаться в крайности. Если пост  -  значит  не менее  сорока  дней.  Если  диета,  то  до  полного  исхудания  и изнеможения. Когда восстанавливается голод, это значит, что ама ушла, и огонь пищеварения пришел в норму. Но если вы будете продолжать диету, то огонь опять ослабнет.

 

“Аюрведа” также прославляет качества черного перца. Говорится, что в черном перце в равномерных количествах содержатся все пять маха-бхут. Черный перец заключает в себе энергию, которая очень сильно активизирует метаболизм и позволяет организму избавиться от продуктов недопереваривания. В нашей диете обязательно  должен  присутствовать  черный  перец,  но  ни  в  коем  случае  не больше, чем девять горошин в день. Он не должен употребляться в избытке.

Сейчас я дам рецепт тоника общего назначения, который рекомендуется людям всех конституций. Он дает энергию, а также позволяет человеку уберечься от накопления амы. Итак, нужно взять семь горошин черного перца, растолочь их как следует и смешать с половиной чайной ложки меда. При этом нужно мешать указательным пальцем по часовой стрелке, делая 8 кругов, и повторяя “Вишну”. Все рецепты, приведенные в “Аюрведе”, например, в “Чарака-самхите”, даются вместе с мантрами. Аюрведический врач сам делает лекарство, и во время изготовления лекарства он всегда должен повторять определенную мантру. Для разных лекарств есть разные мантры, в зависимости от лекарственной силы. Мантра усиливает действие лекарств. Есть такие мантры, как например, Гоур. Люди, которые не принадлежат к нашей сампрадае, не знают, что это имя Господа Чайтаньи, которое приводится в том числе и в “Аюрведе”. В данном рецепте нужно 8 раз повторить “Вишну”. Говорится, что если один раз повторить “Рама”, то это равносильно тысячекратному повторению имени Вишну. А если один раз повторить “Кришна”, то это равно трехкратному повторению “Рама”.

Принимать этот тоник нужно медленно, за пять минут до еды, повторяя при этом “Вишну, Вишну”. Это будет давать хороший заряд энергии, и вы будете постоянно чувствовать себя бодрым. Если человек почувствовал первые признаки простуды, то  первым  делом он  обязательно  должен  принять  этот  тоник.  Говорится,  что таким образом простуду можно добить на корню, или, по крайней мере, облегчить ее течение. Если же человек принимает этот тоник регулярно, то он вообще избавляется от простуд, даже если они хронические. Для детей не нужно так много черного перца.

Кому-нибудь нужен рецепт для улучшения памяти? Одним словом, нужно взять десять орехов миндаля, замочить их на ночь в воде. Утром очистить от кожуры, размолоть,  добавить  грамм сливочного  масла  и  2  грамма  кристаллического сахара (в Ташкенте он называется нават). И употреблять это в течение 3 дней. Чем больше, тем лучше. Это очень хороший тоник для мозга. Да, каждый день грамм миндаля.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы