Семинар «Основы Ведической культуры», лекция 4

Семинар «Основы Ведической культуры», Санкт-Петербург, 1999 г. (Диск 24, л. 4 – о полушариях мозга)

Человек — существо разумное?

Поговорим о семейной жизни. Начнём с описания различий в психологии мужчины и женщины. Понимание этого вопроса трудно переоценить. Человеку свойственно судить обо всех и обо всем по самому себе. «Атмаван маньяте джагат» — эта санскритская поговорка гласит: «Каков я, таков и весь мир». Если я такой, то и весь мир тоже должен быть таким. Большая часть проблем во взаимоотношениях между людьми возникает именно из-за того, что мы смотрим на другого человека как на копию самого себя и приписываем ему свои собственные качества, свойственные нам реакции. Поэтому, чтобы правильно жить с людьми, нужно видеть различия между ними, понимать, чем один человек отличается от другого. В огромной степени это, безусловно, относится к семейной жизни. Очень часто люди, смотря друг на друга, склонны считать, что они одинаковы, но, на самом деле, мужчина и женщина — это два различных вида жизни. Они думают по-разному, смотрят на мир по-разному, относятся ко всему по-разному. Мы говорим об этом, чтобы это помогло нам понять друг друга лучше. От этого очень многое зависит.

Сократ довольно метко высказался по поводу семейной жизни. У него была сварливая жена, и это помогло ему достичь высот в философии. Опираясь на собственный опыт, он посоветовал одному из своих учеников: «Женись, мой друг, ибо если попадется тебе хорошая жена, то ты познаешь высшее счастье, а попадется плохая — станешь философом». Так что это беспроигрышная ситуация, в любом случае будет хорошо.

Основная цель семинара — выяснить, каким образом работает сознание в различных формах. На первой лекции мы говорили о различных уровнях сознания, на второй лекции речь шла о том, что, занимаясь повседневной деятельностью, необходимо хранить свое сознание на высочайшем уровне, на уровне ананда-майи, и в этом секрет успеха.

На лекции, посвященной брахмачари, мы говорили о том, каким образом человек может развить в себе способность делать различие между духом и телом, каковы должны быть идеальные условия, в которых человек может научиться этому, как можно научиться каждое мгновение своей жизни помнить о том, что ты — дух, не забывать о том, что хорошо для духа, и вести себя в соответствии с этим высшим принципом. В сущности, цель нашей организации не в том, чтобы строить  большие  здания,  и  не  в  том,  чтобы достигать  высот в материальной сфере. Тут мы никогда ничего хорошего не добьемся, для этого есть гораздо более солидные материальные организации. Наши сила, цель и естественная функция заключаются в том, чтобы воспитать человека, дать ему мощный разум, который подскажет, как действовать во всех ситуациях правильно, поможет сделать правильный выбор. Цель, которую мы должны ставить перед собой — это воспитать человека с сильным разумом, воспитать качества преданного. Если мы рассмотрим двадцать шесть качеств преданного, то мы поймем, что все они — суть проявления духовного разума. Начиная с первого качества — доброты: человек добр ко всем, он ни с кем не ссорится, он смиренный, нормальный… Это один из атрибутов преданного — он, между прочим, должен быть нормальным. И наша практика позволяет человеку развить разум, сделать его сильным.

Для того, чтобы понять разницу в функционировании разума у мужчины и женщины, нужно сначала несколько слов сказать о том, что такое разум. Какими функциями он обладает? В «Упанишадах» описано три основных функции разума: первая называется смрити-шакти : способность запоминать; вторая — вичара-шакти — способность анализировать, размышлять, раскладывать по полочкам; третья — вивека-шакти — способность различать, делать выводы на основе проанализированного. Вивека-шакти — это способность понимать, что хорошо, а что плохо, что есть дух, а что — материя, что нужно делать, а что не нужно. Это те три функции, с помощью которых разум направляет деятельность человека. Человек сначала запоминает что-то, потом анализирует, затем делает выводы и действует соответствующим образом. И можно понять, что эти три ступени усвоения знания, предшествующие действию, оптимально соответствуют трем функциям разума. Первая ступень — это шравана, когда действует смрити-шакти. Человек просто слушает и запоминает что-то. Следующая ступень — это манана, и тут должна вступить в действие вичар-шакти, то есть способность размышлять, анализировать. Третья ступень — это когда знание становится реализованным, и на этой ступени вступает в действие вивека-шакти, способность делать выводы и правильно поступать. Эта способность является самым высшим проявлением разума. Она делает разум разумом, потому что разум — это то, что направляет деятельность человека. Сначала мы запоминаем что-то, потом анализируем, затем делаем соответствующие выводы и переводим эти выводы на язык конкретных действий.

В «Бхагавад-гите» Кришна очень интересно описывает путь падения человека. Вот знаменитая серия стихов из второй главы:

дхьяято вишайан пумсах

сангас тешупаджаяте

сангат саньджаяте комах

камат кродхо Убхиджайате

 

кродхад бхавати саммохах

саммохат смрити-вибхрамаха

смрити-бхрамшад буддхи-нашо

буддхи-нашат пранашьяти

Кришна говорит, что все начинается очень невинно, человек просто созерцает объекты чувств и начинает медитировать на них. Как только объект чувств появляется у него в уме, сразу же возникает привязанность, появляется теплое чувство в сердце по отношению к тому, чего ему захотелось. Когда ему этого захотелось, появляется кама — вожделение. Если оно не удовлетворяется, это приводит к гневу, гнев приводит к иллюзии, к заблуждению. Есть такое русское выражение: «Человек вне себя от гнева». Человек полностью забывает о себе, гнев приводит к тому, что человек теряется. Он видит объект чувств, у него появляется желание достичь чего-то, но когда он не достигает этого, то, соответственно, появляется гнев, и в гневе он забывает о себе, забывает, кто он, каково его положение, что он должен делать, чего не должен делать. Иллюзия приводит к тому, что память человека затмевается. Падение человека проходит через определённые стадии. В какой-то момент человек просто не знает, кто он и что он. Когда мы отдаем себе отчет в том, что мы из себя представляем, мы можем действовать адекватно. Мы понимаем, что я преданный и мне следует поступать надлежащим образом. В обычном смысле: я — мужчина, я — отец, я — муж и так далее. Человек действует в соответствии с этим. Когда появляется вожделение, оно приводит к тому, что человек забывает кто он и перестает действовать как нужно. Тогда память — смрити-шакти — отключается. Это приводит к тому, что разум разрушается — «буддхи-нашат». Как только человек забыл, кто он и что он, забыл, как он должен действовать, тут же начинает разрушаться его разум. Дальше Кришна говорит, когда разум разрушается, то все, капут. Конец пришел человеку — «буддхи-нашат пранашьяти». Ничего от человека не остается, потому что он пал, потерялся.

В сущности, воспитание в ашраме брахмачарьи призвано развить в человеке разум и, прежде всего, вивека-шакти. Вчера мы говорили, что человек выходит из тепличных условий своего дома, помещается в ашрам,   где   начинает   работать   его   вивека-шакти.    И   это   цель брахмачари — развить в себе способность оставаться на высоком уровне, способность не падать, разумом осмысливать всё то, что происходит с ним,   видеть   внутренний  смысл   всех  событий,   принять   на   себя ответственность, не поддаваться низшим эмоциям, низшим чувствам. Всё это входит в обязанности брахмачари, такова цель тренинга в ашраме брахмачарьи. Речь идет о классической системе. Когда воспитывается ребенок,   то   большая   часть   этого   обучения   проходит   как   бы подсознательно. Человек в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет делает сознательный    выбор.    Что    ему    выбрать:    Кришну   или   майу? Предшествующее обучение, которое проходит ребенок, должно помочь ему сделать правильный выбор. Но заставить насильно что-то сделать невозможно, у человека остается свобода воли, и он сделает выбор сам. Мы должны помочь ему развить шакти, способность различать, видеть, понимать, что хорошо, а что плохо, и, таким образом, способствовать правильному выбору. Надо подготовить его к этому выбору.

Как человек развивает шакти в ашраме брахмачарьи и, вообще, что об этом говорит духовная наука? Почему весь мир страдает от отсутствия шакти? Что по-вашему, нужно человеку прежде всего для развития вивека-шакти, способности отличать хорошее от дурного, вечное от невечного?

Преданный: Благоприятное окружение, отстраненность от объектов чувств…

Б.В.Г.: Всё правильно. Но я ищу немножечко другой ответ. На самом деле, способность различать уже заложена в самом разуме. Но для того, чтобы помочь ей развиться, человеку нужны внешние условия, в которых ему будет ясно сказано: «Это — хорошо, а это — плохо». Ему нужны условия, правила, в которых вивека-шакти уже отражена снаружи. Почему, скажем, в этом мире, мире за пределами ашрамов, ничего такого нет? Потому что там все абсолютно относительно. Люди совершенно не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, они полностью запутались в этом, у них нет никаких правил, и они говорят: «Может быть, это и было хорошо двести лет назад, сейчас это не очень хорошо. Сейчас у нас хорошо другое».

У всех еще на памяти тот большой скандал в Америке, который случился с Клинтоном. Клинтон, бедный, с практиканткой решил немножко поамурничать в Белом Доме, и это возымело огромный резонанс. Одни его оправдывали, а другие, соответственно, осуждали. Его защищали, в частности, республиканцы, которые знамениты своими либеральными взглядами: «Ну, что же вы хотите от бедного человека? Вы берете конституцию, которая была создана двести лет тому назад и пытаетесь эту конституцию приложить к сегодняшнему дню. Но то, что было хорошо двести лет тому назад, сейчас уже нехорошо. И наоборот, то, что было плохо двести лет тому назад, сейчас уже хорошо. Зачем прилагать какие-то искусственные, завышенные моральные нормы к обычному человеку двадцатого века, у которого моральные нормы другие?» Такова эра торжества демократии. При демократии полностью размываются все рамки, всё относительно хорошо, всё относительно плохо, ничего хорошего, ничего плохого нет.

Так вот, чтобы у человека развилась эта шакти, ему нужно четко сказать: «Это — хорошо, это — плохо. Ты должен действовать таким образом и не должен действовать таким-то образом». Человеку нужны определённые рамки, правила и ограничения. И именно так воспитывается человек, воспитывается брахмачари. Некоторые люди говорят, что мы неправильно поступаем, давая правила, запреты. Буквально вчера я беседовал с религиоведом. Мы долго говорили, и он, наконец, сказал: «Ну, в общем-то, я всё понял. Вы — очередная религия, которая воспитывает только невротиков». Идея данного утверждения такова, что если человеку сказать, что это можно, а этого нельзя, то у него невроз возникнет. Потому что у него есть желания, и ему не нужно делать то, что можно, не делать то, что нельзя, ему нужно делать то, что хочется. Если ему сказать, что этого нельзя, то, по представлению этого религиоведа, у человека невроз случится. Ему всё понятно: мы невротиков воспитываем, вот и всё (смеется)…

Другие люди, из той же, приблизительно, когорты мыслителей, говорят, что человек, да которого накладывают какой-то запрет, следуя ему, становится неискренним. Таким образом выходит, что мы формируем лицемеров. Это распространенная теория. Одни утверждают, что мы взращиваем невротиков, другие полагают, что ИСККОН плодит лицемеров. Человеку навязывают: «Делай то, делай это», И он делает, вместо того, чтобы раскрепоститься и искренне ничего этого не делать. И мы можем видеть, что когда происходит раскрепощение, люди сразу же становятся очень искренними… На Новый год они танцуют под звуки «Мани, мани, мани…», и это всё так искренне изливается из сердца.

Но стоит задуматься над тем, что же такое настоящая искренность. Я заготовил интересную цитату из Конфуция. Он был очень мудрым человеком, хотя и не принадлежал к ведической культуре, но многое правильно понимал. Он говорил, что искренность и разум — это неразрывные понятия, и что искренность происходит из того, что человек знает, как следует поступать, то есть она проистекает из разума. Тогда человек ведет себя так, как нужно, в соответствии с разумом. Конфуций говорил, что либо искренность может проистекать из разума, либо разум может проистекать из искренности. У человека может быть прирожденное понимание добра и зла, в прошлых жизнях он понял, что хорошо, а что плохо. Тогда он искренне действует. Но когда этого нет, то он разумом должен понять, что хорошо, а что плохо, тогда ему нужно объяснить, и он должен размышлять над этим и усвоить эти вещи. Если человек будет действовать в соответствии с обретённым знанием, он будет искренним. Иначе говоря, нельзя быть искренним негодяем, нельзя быть искренним убийцей: «Я искренний убийца, мне хочется убивать, я и убиваю, мне хочется воровать, я ворую. Я искренний негодяй, я не притворяюсь». Не в этом заключается искренность. Сущность искренности в том, чтобы понять, что такое хорошо, что такое плохо, и действовать в соответствии с этим. Обучение призвано научить человека этому.

Нам известны четырнадцать отраслей ведического знания. Только одна сфера ведической науки дает духовное знание — адхьятна-видья. Все остальные сферы материальные. Обычное обучение дает человеку материальный разум, когда, например, он идет в институт изучать архитектуру или ещё что-то. При этом разум как бы фильтруется через материальное тело и превращается в материальный разум. Но духовный разум, который развивает человек, это нечто принципиально иное. Это удивительная вещь. В процессе духовной практики человек обретает духовный разум, который не зависит от тела. В каком-то смысле он даже не зависит от материальной памяти.

Есть замечательный тому пример, мне рассказали историю, произошедшую в Малайзии. В этой мусульманской стране проповедь сознания Кришны строго-настрого запрещена, но, тем не менее, там тоже есть преданные. Один юноша, мусульманин, стал преданным. Его родители, когда узнали об этом, были вне себя: «Правоверный какому-то индийскому Богу поклоняется… Ужас, жуть!» Они решили его депрограммировать. Поскольку приверженцы ислама очень решительны по природе, то они взялись делать это очень основательно. Они отдали сына в специальную клинику, где его обрабатывали и так, и сяк, но ничего не получалось. Тогда они решили полностью уничтожить его память, вколоть такое лекарство, чтобы ничего от памяти не осталось. Этому несчастному юноше вкололи это лекарство. Он все забыл, забыл кто он, что он, где живет, как его зовут, сколько ему лет. Они хотели полностью уничтожить память об этой «ужасной» мантре Харе Кришна. Но их беда в том, что он при этом продолжал повторять «Харе Кришна, Харе Кришна!» — всё, что он помнил, остальное напрочь забыл. Это единственная небольшая проблема, с которой они столкнулись.

Если человек идет духовным путем, то у него развивается духовный разум, который может помочь во всех ситуациях, в этом, собственно,  суть. Сейчас мы проходим через процесс воспитания. Смыслом этого процесса является развитие духовного разума. Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы наш разум стал сильным. Это огромный дар, за который мы должны быть благодарны Шриле Прабхупаде. Он дал нам эту возможность.

Разница в психологии мужчины и женщины

После того, как мы немножко поговорили о разуме, можно рассказать об отличиях в функционировании разума женщины и мужчины. Это очень интересная тема. Мы посмотрим, каким образом существующая разница учитывается в ведических предписаниях, рекомендациях для мужчины и для женщины. Многие, наверное, слышали, что у человека есть два полушария головного мозга и что эти полушария функционируют по-разному. Левое полушарие отвечает за аналитическую сферу, непосредственно за разум, за способность анализировать, делать выводы, умозаключения. Правое полушарие, в основном, отвечает за эмоциональную сферу, за целостное восприятие, вкусы, эмоции, чувственное познание мира. То есть левое полушарие отвечает за сферу буддхи, сферу разума, а правое — за сферу ума, потому что эмоции — одна из функций ума. У разных людей они развиты по-разному, у кого-то доминирует логическая составляющая, у кого-то — эмоциональная. Когда ученые стали анализировать, каким образом функционирует мозг у мужчины и женщины, они, к удивлению своему, обнаружили, что по-разному. У мужчины работает либо одно полушарие, либо другое. Когда у него действует левое, то правое бездействует, когда же действует правое, то левое бездействует. А у женщины постоянно работает и то, и другое. У женщин и правое, и левое полушария всегда активны, они не могут одно из них отключить.

Это открытие позволяет сделать очень интересные выводы. Там, где силен мужчина — слаба женщина и наоборот, где сильна женщина, там слаб мужчина. Исходя из этого можно понять, какие функции выполняют он и она в семье и, в целом, в обществе. Функции этих двух видов жизни тоже совершенно разные. Сила мужчины в том, что он может полностью абстрагироваться от происходящего. Он может отойти от ситуации, даже если она сильно эмоционально вовлекает его. Он в самой эмоционально напряженной обстановке способен анализировать, делать какие-то выводы, посмотреть, что будет хорошо, что плохо, какие будут последствия, выбрать правильное направление действия. Он в состоянии сохранить спокойствие, хладнокровие в очень сложных обстоятельствах,  он способен руководствоваться разумом во всех ситуациях своей жизни. Но слабость заключается в том, что когда он погружается в эмоциональную сферу, то его разум полностью отключается. В этом проблема. Когда мужчина целиком увлекается, когда он охвачен вожделением, у него левое полушарие отключается полностью, доводам разума конец приходит. Можно видеть, например, что в обычном обществе мужчины если падают, то идут до самого дна и их ничто не остановит. Женщин, которые дошли до самого предела, гораздо меньше. Женщина обладает способностью вовремя остановиться, она не поддается потоку эмоций. Тогда как мужчина может пропасть, если он попался в ловушку, если ослаб в какой-то момент и стал эмоционален. Разум его переключается, становится слугой ума. Совершая всё то, что велят его чувства и ум, он будет оправдываться как угодно. Его очень трудно остановить. Он становится полностью неуправляемым. Это можно наблюдать, когда мужчина влюблен. Он полностью теряет голову. Но влюбленная женщина всегда соображает, она полностью голову никогда не теряет. Один из современных философов сказал, что влюбленный мужчина похож на песочные часы — чем полнее его сердце, тем пустее голова (смех). Оттуда всё сюда перетекает.

В сущности, еще один вывод можно сделать. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что исполнять чужие обязанности очень опасно, что это скользкая дорога. Мужчина, когда исполняет чужие обязанности, не получает эмоционального удовлетворения. Хотя в течение какого-то времени он может делать это хорошо, но так как у него нет эмоционального удовлетворения, то в какой-то момент у него может произойти эмоциональный срыв. Так как он давно не получал удовлетворения, у него включается другое полушарие. Такой человек летит куда-то в тартарары, он срывается, и его остановить очень трудно.

Обучение в ашраме брахмачарьи должно усилить сильную сторону мужчины, научить его владеть собой, во всех ситуациях понимать, что хорошо, а что плохо, и никогда не поддаваться порыву чувств. Мне довелось недавно разговаривать с главой одной чеченской группировки, и он говорил: «Мои ребята воспитаны войной. Они не понимают другого языка, кроме языка гнева, эмоций, насилия». Если человек воспитывается в подобной ситуации, то он привыкает полностью подчиняться приступам ярости, потакать низшим импульсам, эмоциям. И такому человеку прямой путь — в шайку какую-нибудь.

У женщины противоположная ситуация. Там, где мужчина силен, женщина слаба, и там, где женщина сильна, мужчина слаб. Так как у женщины всегда работают оба полушария, то у нее всегда есть раздвоенность, и в этом её слабость. С одной стороны, у нее работает разум, и она как бы прислушивается к нему. Но, с другой стороны, она не может полностью отключить эмоции, поэтому эмоции все время вмешиваются в работу разума, и они постоянно конфликтуют друг с другом, постоянно её раздирают. Поэтому в силу того, что обе эти составляющие одновременно работают, женщине очень трудно делать выбор, она никогда не уверена точно, правильный она выбор сделала или неправильный.

Я заметил очень интересную вещь, что одна и та же лекция часто по-разному воспринимается мужчинами и женщинами. Если говоришь о каком-то предмете, который эмоционально задевает людей, то мужчины обычно достаточно хорошо воспринимают, могут абстрагироваться от ситуации, способны с точки зрения разума все оценить. Им это нравится, как правило, они смеются, улыбаются. Женщины при этом очень страдают и потом начинают писать письма: «Как вы могли такое сказать? Никогда от вас такого не ожидала!» Это происходит по весьма простой причине — им трудно абстрагироваться. Если задевается какая-то эмоциональная составляющая, то это мешает им воспринять адекватно философскую сторону. Но, с другой стороны, преимущество женщины заключается в том, что даже в самых эмоционально насыщенных ситуациях она никогда полностью не поддается чувствам. Благодаря этому она может помочь мужчине.

В нашей вайшнавской культуре есть удивительные тому подтверждения. Все помнят историю про Билвамангала Тхакура, который явил замечательный пример человека, полностью охваченного страстью. Он ничего не соображал, ничего не видел, в страшную бурю он побежал к женщине, которую любил. Ничего не видя, думая только о ней, он ухватился за труп какой-то, чтобы переплыть через реку, потом ему пришлось перелезть через забор и он схватился за что-то, напоминающее лиану. Как выяснилось, это была змея. Ему было абсолютно все равно, он не думал о последствиях, не соображал, что и зачем он делает. Этот человек был полностью ослеплен своим желанием и таки прорвался к ней. Но хотя эта женщина тоже его любила, она не поддалась порыву чувств. Она не бросилась к нему и не закричала: «Ах, ты мой дорогой, любимый!» Вместо этого лишь сказала: «Что ж ты глупый такой, если бы ты так же Кришну любил! Если бы с такой же решимостью, с какой ты рвался сейчас ко мне, ты рвался к Кришне, то давно уже у Него был бы». В этом заключалась сила женщины, и в нужный момент она ему помогла. У него сразу же переключение произошло, стала работать другая половина мозга, и он сказал: «Спасибо, до свидания, я пошел». Как ни в чем не бывало, как будто не было этой жуткой ночи, приключений. Как только включилась другая половина мозга, он сказал: «Все правильно, логично рассуждаешь, Чинтамани. Спасибо, что научила меня уму-разуму, я пошел». Это пример того, каким образом женщина может помочь мужчине.

Данная особенность женщины определяет ее материнскую природу. Постоянная включённость, с одной стороны, разума, а с другой стороны, эмоций, позволяет женщине быть хорошей матерью. Она любит своего ребёнка, у неё постоянно есть эмоции и при этом работает разум, она способна действовать в любой ситуации. Преимущество женщины в том, что она в сфере эмоций может принимать решения. Тогда как мужчина в сфере эмоций никаких решений не может принимать. А если он и принимает, то неправильные решения. Поэтому, скажем, женщина может создавать уют. Мужчина не в состоянии уюта создать, потому что уют — это то, каким образом привнести определенное настроение, тёплую атмосферу, наилучшим образом вещи расставить. У женщины, с одной стороны, разум работает, с другой — она понимает, как это сделать. Поэтому она принимает правильные решения, поэтому и говорит: «Диван должен стоять там!» Сразу же все меняется, сразу же создается определенная атмосфера. Это то, в чем женщины сильны, у них больше развит вкус. Или возьмем ситуацию, когда ребенок плачет. Что сделает мужчина? Если он привязан и его сын плачет, он совершенно не знает что делать, он его хватает, мечется, не знает, как успокоить. Если что-то случилось с ребенком, мужчина теряет голову. Женщина совершенно четко знает, что нужно делать. У нее сердце там и разум её там. Мужчина же, если ребенок заплакал, не знает что делать, либо же — если у него включилось левое полушарие — думает: «А чего он плачет, и вообще, какое он ко мне отношение имеет?» И тогда он кричит: «Эй, твой ребенок плачет! Позаботься о нем» (смех).

Отсюда, соответственно, совершенно разные сферы деятельности и разделение труда между мужчиной и женщиной. Женщины очень сильны в социальной сфере, особенно когда нужно помочь, поддержать, эмоционально включиться в ситуацию и сделать правильный выбор. Поэтому основная функция женщины в ведической культуре заключается в том, что она является хранительницей домашнего очага, хранительницей традиций и ритуалов. Женщины, в силу своих психологических особенностей, очень привязаны к ритуалу. Можно видеть, что в традиционных религиях большую часть прихожан составляют женщины. В церкви, в основном, ходят бабушки. Когда религиозность целиком уходит из общества, женщины все равно продолжают посещать церковь по традиции. Им нужны традиции, им нужны ритуалы. Потому что ритуал — это определенная форма, внешняя последовательность действий, позволяющая поставить ум женщины в определенные рамки. Для нее это очень хорошо, она чувствует себя комфортно. Вечно мятущийся ум формируется в процессе ритуала. Поэтому женщину на санскрите называют дхарма-патни. Дхарма-патни буквально значит «хранительница дхармы». Её роль в союзе с мужчиной в том, чтобы поставить мужчину на место, когда он забывает, что нужно делать, а что не нужно делать. Она ему напоминает: «Дхарма заключается в этом, вот это наша традиция, мы должны это делать, поступать таким образом». Женщина должна оградить супруга от бесконтрольности, которая свойственна иногда мужчинам, забывшим о своем разуме.

С другой стороны, муж в ведической традиции называется гуру-пати, что буквально значит господин-муж, духовный учитель. Роль мужа в брачном союзе состоит в том, что он учит свою жену. Он даёт ей духовные наставления: разум говорит таким-то образом, священные писания гласят о том-то и о том-то, ты должна делать в этой ситуации то-то и то-то. Он помогает ей защититься от её же чувств, от чрезмерной эмоциональной вовлеченности, когда она не может абстрагироваться. Во всех ситуациях он помогает ей сохранить равновесие, контролирует ум своей жены, помогает направить его в определенное русло и сделать правильный выбор. Женщине нравится быть за кем-то, как за каменной стеной. Популярное выражение, что жена за своим мужем, как за каменной стеной, характеризует как раз ту ситуацию, когда у мужчины действительно сильно развит разум. Он знает, каким образом нужно принимать решения, что нужно делать, чего не нужно делать, он принимает решения, он делает выбор. Женщина думает: «Хорошо, он знает, он мой гуру, он за меня решил». Может быть, я неправду говорю, но, по крайней мере, теория такая. Согласно этой теории, женщине очень приятно, когда кто-то принимает за нее решения, когда она чувствует, что мужчина принял на себя ответственность. Поэтому мужчина брахмачари должен развивать в себе чувство ответственности, которое приходит вместе с разумом. В браке он должен исполнять именно эту роль.

Стоит сказать еще несколько слов об этикете и о распределении ролей в традиционном обществе. Согласно ведической концепции, женщина постоянно должна находиться под чьей-то опекой, рядом с ней всегда должен быть мужчина, который будет принимать за нее решения, заботиться о ней, создаст ей необходимые условия, а она в этих условиях, соответственно, будет заниматься своим делом. Она будет заботиться о том, чтобы религия, традиции поддерживались, ритуалы исполнялись, чтобы все было хорошо, красиво. Таково традиционное распределение ролей. Женщине, в силу её особенностей, очень трудно остаться на уровне разума, на уровне вивека-шакти.

Мужчина, если он хороший брахмачари и научился различать хорошее и плохое, может остаться найштика-брахмачари, у него нет особых проблем, ему не нужно, чтобы рядом был кто-то, кто бы его ограничивал. Он может сам прожить свою жизнь хорошо, правильно и достойно. Но женщине нужен мужчина, который смог бы вывести ее из эмоционального тупика, в который она может угодить. Одна из учениц в Калькутте спросила Шрилу Прабхупаду о том, может ли женщина остаться брахмачарини, может ли она выбрать путь найштика-брахмачарини? И Шрила Прабхупада сказал, что может, но это будет очень трудно. В принципе, такое возможно для любого человека при условии, что он не отождествляет себя с телом, если он достиг соответствующего уровня. Но для женщины такой путь более сложен. Кстати, эта матаджи осталась брахмачарини, она поклоняется в Калькутте Божествам и хорошо себя чувствует.

В ведической истории есть удивительные примеры таких женщин. Шрила Баладева Видьябхушана в своих комментариях к Веданта-сутре как пример каништхи-адхикари приводит Дхруву Махараджа, как пример уттама-адхикари приводит Гарги, женщину-странницу ведических времен. Он рассказывает историю о Гарги, которая была великой преданной, великим проповедником, вела образ жизни санньяси. Однажды при дворе царя Джанаки состоялось соревнование пандитов. Там был Вишвамитра Муни и была Гарги. Вишвамитра Муни победил остальных, он очень здорово знал все разделы Вед. Потом в диспут вступила Гарги. Она начала задавать ему вопросы, касающиеся трансцендентной сферы. Вишвамитра Муни почувствовал себя неловко, он понял, что не может ответить на многие вопросы. А она продолжала их задавать, и все почувствовали, что Вишвамитра, бывший царь, начинает гневаться. Гнев, кродха, стал искриться из его глаз. В этот момент Гарги вышла и сказала: «Шрипада Вишвамирта Муни победил, он самый мудрый из всех, кто собрался здесь». На этом все кончилось. Смысл в том, что, несмотря на то, что женщина может находиться на гораздо более высоком уровне даже в смысле разума, чем мужчина, а это возможно, тем не менее, есть определенный социальный этикет. Согласно ведической традиции у женщины свое место, у мужчины — свое. Женщина, даже если она мудрее, как в случае с Гарги, все же должна находиться на своем месте. Она просто вышла и сказала, что он победил, он выше и никаких проблем нет. Другой пример уже из нашей сампрадайи. Джахнава деви, вдова-супруга Господа Нитьянанды, осталась вместо Него после того, как Он ушел, и Его вторая жена — Васуда — ушла вместе с Ним. Джахнава деви, по сути дела, была главой сампрадайи в то время, она была ачарьей. Читала лекции, проповедовала, но когда она делала это, то сидела за занавесом и ее не могли видеть. То есть она все равно находилась в тени. Такое положение естественным образом соответствует психологии женщины. Если женщина проявляет надлежащие качества, то она будет счастливой, потому что таковы дхарма женщины, ее природа, особенности психологии.

Брахмачари, старики, дети, женщины и коровы в ведическом обществе всегда находятся под защитой. Эти пять категорий живых существ всегда должны быть защищены в хорошем обществе. Защита брахмачари заключается в том, чтобы создать условия для развития вивека-шакти. У них должны быть все условия, чтобы они могли учиться, развивать свой разум и качества, соответствующие разуму, в частности, качество смирения, могли заниматься соответствующей деятельностью и обуздать свой ум. Защита женщины заключается в том, что её нужно оберегать от её же мятущегося ума. От ума, который мечется между эмоциями и разумом, который не знает, что делать. Ей нужно создать комфортную ситуацию, чтобы она знала: это хорошо, а то плохо, я выполняю такой-то ритуал, делаю то-то, я иду правильным путем, мой муж обо мне позаботится, он великий преданный Кришны, он вернется к Кришне, и я пойду за ним.

Когда мы почувствуем силу, исходящую от такого союза, когда лучше поймем, как устроена психология мужчины, как устроена психология женщины, то научимся уважать друг друга. Смысл ведического общества и культуры варнашрамы, о которой мы говорим, — создать общество взаимного уважения. А уважение основано на понимании того, в чём силен человек и в чём он слаб. Если мы ясно понимаем, что в этом — сила человека, а в этом — его слабость, то у нас естественным образом будет уважение к нему возникать, мы сможем правильно вести себя с ним. Это то, чего мы должны достичь. Мы же в варнашрама-дхарме эксплуатируем, свысока смотрим, презираем друг друга. Это свидетельствует об отсутствии какой-либо культуры. Культура проявляется в том, что у человека появляется уважение, он понимает других людей, признаёт равенство всех и каждого.

Приведу еще одну цитату из Конфуция, очень уж он хорош, касательно интенсивной медитации, которая у многих преданных происходит, медитации на то, что же все-таки не так, что же нужно менять, как порядок навести, с чего нужно начать, что нужно построить или, может, принципы какие-то отменить. Всё это находится в уме у людей. Поэтому очень интересно послушать, что говорит Конфуций. Он сделал вывод, что люди в древности (даже он говорил о древности), которые хотели установить добродетель, порядок во всем обществе, в царстве, прежде всего начинали разбираться и устанавливать порядок в своей сфере, в своей провинции. Желая навести порядок в провинции, они прежде всего старались навести порядок в своей семье и все делали в соответствии с этим порядком. Желая навести порядок в своей семье, они начинали с того, что наводили порядок в самом себе. Стараясь навести порядок в самом себе, они заглядывали в свое сердце и старались его очистить. Желая очистить сердце, они старались быть искренними в своих мыслях. Желая стать искренними, они прежде всего старались обрести знание того, что хорошо, а что плохо. Когда знание их становилось глубоким и сильным, то они начинали понимать природу вещей. Когда они понимали природу вещей, к ним приходило знание, и знание их становилось полным. Когда знание их становилось полным, то помыслы их становились искренними. Когда помыслы их становились искренними, их сердца очищались. Когда их сердца очищались, они обретали соответствующие качества, становились порядочными людьми. Когда они становились порядочными людьми, то в их семьях наступал мир и покой, и семьи приходили в порядок. Когда их семьи приходили в порядок, то, соответственно, провинции, которыми они правили, тоже приходили в порядок. И когда их провинции приходили в порядок, то, соответственно, и все царство становилось спокойным и счастливым.

Путь ко всеобщему благоденствию начинается с самого себя. С того, что человек старается уразуметь что-то, постичь природу вещей, природу духа, получить знание. Когда он постигает это, то, соответственно, мысли его проясняются, сердце очищается, что отражается в его качествах. Когда проявляются качества, то он сможет вести нормальную счастливую семейную жизнь. Счастливая семейная жизнь приводит в порядок все остальное. Но до этого еще далеко. Начать нужно с того, чтобы понять, что такое знание и в чем его суть.

Вопросы и ответы

Вопрос: В чем коренное отличие ума от разума?

Ответ: У ума три функции: желать, мыслить и испытывать эмоции. Желания появляются в уме, ему хочется чего-то. Эмоции, чувства, которые обуревают человека, тоже из сферы ума. Соответственно, размышлять — это тоже функция ума. Разум — это понятие более высокого разряда, память — составная часть разума. В памяти всё хранится, разум пользуется памятью, чтобы все анализировать. Так что память — это качество разума, а не ума. А размышлять, думать — это функции ума. Но если мы возьмем йога-сутру Патанджали, то увидим, что там не проводится чёткой грани между умом и разумом. Там говорится о читте. Читта — это совокупная составляющая, ум и разум слитые вместе. В конечном счете, когда мы разделяем ум и разум, то мы просто делаем различие между низшим «я», которое служит нашим собственным желаниям, идет на поводу у наших чувств, и высшим «я», которое руководствуется некими принципами, которое может выбирать. Низшая сфера желаний, эмоций, своеобразное «чувствилище» есть и у животных. Но у животных нет высшего разума, нет вивека-шакти, поэтому они не могут заниматься религиозной деятельностью.

Вопрос: Что собой олицетворяет духовный учитель?

Ответ: Духовный учитель олицетворяет собой благо, он своим поведением показывает ученику, как нужно вести себя. Соответственно, он ему говорит, что такое хорошо, что такое плохо. Уважение, почтение, преклонение перед духовным учителем делают человека открытым к восприятию его указаний. Принципы обучения, о которых мы уже упоминали, начинаются с того, что человек живет у духовного учителя, кланяется ему, служит ему, и все это делает ученика восприимчивым для того, чтобы принять от гуру какие-то указания, чтобы не ставить под сомнение все, что он говорит. Если говорит, что это хорошо, а это плохо, то мы принимаем его наставления, мы действуем в соответствии с ними. Мы послушны ему, мы покорны. Он есть внешнее олицетворение нашего разума, он задает нам направление.

Вопрос: Откуда исходят желания?

Ответ: Наши желания исходят из души, но они как бы фильтруются через ум подобно тому, как перистые облака закрывают луну и нам кажется, что они сами излучают свет. На самом деле, этот свет, исходящий из луны, всего лишь просачивается через облако. Точно так же желание изначально исходит из души, но ум как раз та самая составляющая, через которую желание просеевается. Поэтому кажется, что оно исходит из него. Он, собственно, реализует желание, запускает весь механизм исполнения желаний в действие.

Вопрос: Каково соотношение влияния гун на наши действия и нашей ответственности за них?

Ответ: Действия совершают гуны. Когда я поднимаю руку, то, на самом деле, действуют определенные гуны, не я. Но от меня исходят желания, и у меня есть механизм, который дан материальной природой и с помощью которого я эти желания могу исполнить. В каких-то контекстах, в каких-то ситуациях говорится, что человек действует, и потому он несет ответственность за свои действия. В других ситуациях сказано, что он не действует, потому что так и есть, материальная энергия действует. Но она действует согласно его желаниям, потому что именно желание запустило весь этот механизм, который сам по себе не имеет к человеку никакого отношения.

Вопрос: Может ли нас спасти искренность?

Ответ: Когда говорится, что нас может спасти искренность, имеется в виду, что наше низкое происхождение, ужасные поступки, которые мы совершали, доводят человека до отчаяния. Это вот отчаяние часто называют искренностью. Человек отчаялся полностью, у него выхода другого нет, он становится очень искренним. Но это не совсем верное понимание искренности. В этой ситуации скорее можно говорить о решимости. Когда человек доведен до края, когда он не видит уже никакого другого выхода и очень искренне ищет чего-то, то у него возникает решимость. Действительно, нас спасает именно эта решимость. Несмотря на то, что наше воспитание, среда, в которой мы находимся, не очень благоприятны. Не совершенен и наш разум, который формировался в не очень хороших условиях. Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, решимость может это искупить. Та искренность, о которой вы говорите, является синонимом решимости. Та искренность, о которой я говорил, это чистота мысли, чистота чувств и помыслов, которые ведут нас. Чистота приходит в результате того, что у человека появляется знание. Это несколько отличающиеся понятия, несущие разные смысловые оттенки, и их не надо путать.

Вопрос: Какова природа женственных мужчин и маскулинных женщин?

Ответ: Мужчина с женскими качествами имеет слабый разум и очень сильно поддается своим эмоциям, это человек, который не может владеть собой. Он, на самом деле, слабее женщины, он много ниже может опуститься, чем женщина. Ему труднее, чем женщине, принимать какие-то решения именно потому, что левое полушарие, где разум находится, у него не работает почти. Женщина с мужскими качествами — это, как правило, личность, которая долго работала над собой, пытаясь полностью отключить правое полушарие, которое отвечает за эмоциональную сферу. Такая женщина пытается действовать в сфере разума, логики. Но, в любом случае, она все равно не становится мужчиной, потому что она не может так уж хорошо, свободно, и естественно в этой сфере парить. Потому что у нее постоянно в правом полушарии что-то зудит, помехи какие-то оттуда идут. Она никак не может полностью от него абстрагироваться. У нее может быть достаточно сильная воля, она может достаточно хорошо действовать, но в какой-то момент, когда нужно принимать решения в эмоционально насыщенной сфере, она все равно поступит по-другому, не так, как мужчина поступал бы в подобной ситуации. Когда она окажется в сложной моральной ситуации, она будет поступать иначе. Хотя в нормальной ситуации она может достаточно успешно действовать в практической, логической сфере. Но при этом она обедняет себя, она все равно действует неестественно. В случае, когда придет какое-то испытание, она все равно будет поступать как женщина, а не как мужчина, ее природа возьмет верх.

Вопрос: Почему люди доверчивы к плохому и недоверчивы к хорошему, почему так легко верят клевете и как от нее спастись?

Ответ: Это обычная ситуация в материальном мире, она здесь всегда будет повторяться. Всегда будет какая-то молва, всегда будет несправедливость. Мы находимся здесь, не забывайте об этом. Мы живем в мире, где в закон и порядок, в гармонию вмешиваются материальные желания, которые очень сильно мутят воду. Единственное, что можно сделать в каверзной ситуации, помимо попыток исправить ее, единственное, что нам может помочь, так это понимание того, что я неслучайно в нее попал. Нужно об этом постоянно помнить и не пытаться винить кого-то еще, потому что, обвинив кого-то, мы все равно ничего исправить не сможем. Нужно попытаться найти причину происходящего в себе и попытаться воспользоваться сложившимися обстоятельствами для собственного блага. Потому что любая ситуация может быть уроком, который принесет нам какое-то благо. Если мы попадаем в очень сложную ситуацию, когда мы оклеветаны, когда на нас навесили какой-то ярлык — это безумно сложно, тут можно посочувствовать. Но как нужно вести себя в такой ситуации? Нужно понять, что это способ для меня обрести смирение: «Да, я оклеветан, но если я при этом себя достойно веду, то это пройденный урок для меня. Если я смиряюсь, то мне сразу становится легче, у меня вырабатываются хорошие качества, которые помогут мне в будущем легко пройти подобные ситуации». Это трудно, болезненно, но это то, что мы можем реально сделать, чтобы свою собственную участь облегчить. Если у меня совесть чиста, то чего мне особенно страдать? Кришна знает, Кришна видит, Кришна понимает, Кришна не поддается влиянию общественного мнения, он знает, кто есть кто. Когда мы станем ниже травы, терпеливей дерева, когда мы не будем ожидать никакого почета для себя и будем всегда готовы оказать почтение другим, то мы всегда сможем повторять святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.