Семинар «Ведическая психология», Лекция 4

Семинар «Ведическая психология», Израиль, 2009 г. (Диск 113, л. 5)

Аннотация: 

Что такое экадаши и важность этого поста. Лунные накшатры. Определение благоприятного времени для серьезных дел.  Причины, по которым мы склонны ошибаться.  Роль разума в нашей жизни и важность его чистоты.  Способы развития разума.  Условия построения здорового общества.

***

У нас сегодня заключительное с вами занятие. И у нас будет некая техническая информация вначале. Хотя даже она не на столько техническая. И будет очень важное завершение. Смысл этого семинара я много раз объяснял, в том чтобы мы яснее поняли себя. Каким образом действует наша психика и к каким последствиям это приводит. Ведическая культура последователем которой я являюсь и которую я давно изучаю, ставит одну цель – создать счастливого человека.
Потому что счастливый человек, это человек который понимает кто он, понимает цель своей жизни, понимает куда он идет, понимает как достичь этой цели. К сожалению современная культура такой цели не ставит. Никто не хочет создать счастливых людей. Почему? Счастливые люди экономически не выгодны. Они мало покупают. Они никому не нужны. С точки зрения экономики это самая бесполезная вещь которая может быть – это счастливый человек. Хорошо. Вчера мы говорили с вами об этих факторах астрологии электоральной, которая имеет непосредственное отношение к защите ума. Чтобы человек был счастливым, его ум должен быть защищен. И я сказал о трех факторах: накшатра,  вара, титхи. Несколько слов касающиеся титхи. Простые правила. Дни которые нужно отвергнуть, которые неблагоприятных ни для каких хороших начинаний – это 4, 8, 14-ый. Если у вас есть выбор, и если у вас есть какое-то важное, которые вы хотите начать… Чатуртхи, аштами, чатурдаши – это дни не благоприятные. Кришна родился в аштами, Нрисимха родился в чатурдаши специально, чтобы люди ничем другим не занимались, все это время только праздновали. Амавасья также день не благоприятный ни для каких хороших дел. Новолунье. Есть естественно исключения, так новолунье в месяц картику, когда справляется Девали – это очень хороший день, очень благоприятный для каких-то начинаний. Все остальные новолуния плохие. И одна очень важная вещь касающаяся тиртхи, которое вы наверняка многие из вас слышали это экадаши, один из пяти. Что это за тиртхи, чем он такой особенный? Почему пост, кто-то задумывался над этим? 10, 11 и 12-ый дни особые. Они окружают этот 11-ый день. Зачем мы постимся, кто-то задумывался? (ответ с зала не слышен) Не только поэтому и не столько поэтому. Мы постимся… переваривание пищи это процесс который требует очень большой энергии у нас. Нам нужно всю эту информацию, которую мы помещаем во внутрь усвоить, осознать и она должна в конце концов превратиться в нас и это очень сложный и очень трудоемкий процесс. 11-ый день это день Хари, по другому экадаши называют Харивасара – день господа Хари. 12-ый день – это день Вишну. В эти дни непосредственная энергия Бога Вишну, неважно как его называть, яснее всего проявлена. И когда человек постится в этот день, он очищается, он лучше всего может усвоить эту тонкую энергию которая в эти дни заложена. Это вещь… почему я говорю об этом? Потому что пост на экадаши – это самый лучший способ защитить свой ум. Это самый лучший способ сделать свой ум стабильным. Самый лучший способ… так или иначе все остальные ошибки, которые мы неизбежно будем делать в силу нашего несовершенства, нейтрализовать. Поэтому считается, что если человек постится на экадаши, то он нейтрализует все грехи, все привязанности, которые в противном случае заложились бы в нашем сознании. Они так или иначе снимаются благодаря этому. Мы усваиваем эту тонкую энергию, которая послана нам самим Богом. Это собственно Его устройство. Это один из элементов механизмов в котором мы живем. И благодаря этому человек может постоянно очищаться. Это нечто что поддерживает наш ум в защищенном состоянии. И даже если мы не следуем ничему другому, но следуем этому – наш ум будет защищен. 10-ый день и это очень важно, в соответствии с нашей традицией, очень важно поститься на шуддха экадаши – на чистый экадаши. Когда экадаши смешанный, т.е. солнце уже встало, а еще идет 11-ая фаза Луны, пусть даже одну минуту одиннадцатая фаза Луны, то  получается смешанный экадаши и на него нельзя поститься. Тогда нужно поститься на двадаши. Потому что это два дня имеющие одинаковую природу. Если человек не смог, так или иначе, пропустил по какой-то причине экадаши, то остается двадаши для него. Никогда нельзя поститься на дашаны, никогда. Есть люди, которые постятся по вторникам, по субботам или еще что-то. Если это падает на 10-ю фазу это очень плохо. Потому что десятой лунной фазой управляет Яма – Бог смерти. Пост в десятый день в высшей степени неблагоприятен. Пост на 11, 12-ый день это самый лучший способ защититься от каких-то неприятностей и ошибок. Это один из фундаментальных принципов электоральной астрологии, астрологии которая помогает нам управлять своей жизнью, направлять свою жизнь в правильное русло. Есть какие-то другие правила, например для мужчин бриться нельзя в чатурдаши. В шестой день нельзя масленый массаж делать это очень не хорошо, не благоприятно, потому что она возбуждает нервную систему. Но это все мелочи, это все тонкости не нужные, необязательные скажем так. Остальные дни хороши для разных вещей, для каких-то вещей плохи. В чатурдаши, особенно в чатурдаши амавасйа и первый день лунной фазы, в эти дни, т.е. в темную половину месяца ум очень сильно ослабевает. Поэтому обычно по древней традиции выходными были именно эти дни, три дня подряд – чатурдаши, амавасйа, пратипад – первый день следующей лунной фазы. Особенно в эти дни сложно учиться, к сожалению наш фестиваль попал как раз на эти дни (смех). (Вопрос из зала неслышен) По субботам можно да, если мы хотим усилить Сатурн, но если 10-ый день падает, то нельзя поститься. А так по субботам можно. Если мы хотим так или иначе усилить энергию какой-то планеты и сделать ее более благоприятной, то пост в соответствующий день управляемой этой планетой, он благоприятен. Если человек постится по субботам, то это означает, что он оградит себя от каких-то ненужных беспокойств, которые ему может Сатурн принести. Но это три дня когда обычно люди отдыхали. Особенно студенты, особенно в школах. До сих пор в санскритских школах, в санскритских колледжах, они именно в эти дни отдыхают, в чатурдаши, в пурниму и пратипад. Это все то что касается титхи. Теперь буквально несколько слов, но важных слов касающейся накшатры. Накшатра это созвездие которая находится Луна. Кто знает сколько градусов Луна проходит за одну накшатру? Совершенно верно 13 градусов 20 минут. 27 накшатр таким образом получается в одном полном круге. Кто знает название всех накшатр? Какая накшатра сейчас сегодня у нас? Ашвини. Ашвини какая накшатра? Первая. Последняя какая? Ревати. На самом деле не трудно их все запомнить. Самое главное что нужно помнить – это то что Луна и наш ум особым образом резонирует со всеми остальными накшатрами и ум наш действует в определенном режиме, в зависимости от того в какой накшатре находится луна по отношению к накшатре нашего рождения. Когда говорит накшатра нашего рождения, имеется в виду какая накшатра? Лунная, да, где находится Луна. Есть 9-ять резонансных положений, скажем так. Это же относится до определенной степени к нашим отношениям с людьми. Замечали вы, что иногда мы встречаем человека и чувствуем – на одной волне работаем, в резонансе в одном, сразу же мы чувствуем его хорошо. А с другим человеком нет. Из 27-ми накшатр три раза повторяется этот цикл по девять и соответственно наша накшатра первая в этом цикле, относительном цикле. Например наша накшарта Ашлеша. Ашлеша – змеиная накшатра. Соответственно она будет первой накшатрой. Первая накшатра назувается джанма. Джанма значит рождение. Вторая накшатра после нее будет называться сампад. Сампад что нзачит? Богатство. После ашлеши кто идет? Матха. Реально значит, что Матха или дни в которые Луна находится у Матхи будет приносить нам удачу. Люди которые родились под этой накшатрой будут соответствующим образом приносить нам какой-то благо, какие-то материальные длага и т.д. Третья  накшатра Випад. Випад значит опасность. Випад значит возможность падения, возможность каких-то проблем. Четвертая  называется Кшема. Кшема значит благополучие, процветание. Пятая называется Пратьйах, это значит препятствие. Шеста называется Садхака – достижение успеха или достижение цели, преодоление препятствий. Седьмая называется Вайдана или Ваду – смерть, очень большая опасность. Восьмая называется Мика – дружба, благоприятсвие. Девятая называется атимика – большая дружба. Две хороших накшатры по отношению к нам. Самые плохие накшатры это третья и седьмая и пятая. Особенно седьмая самая плохая. Соответственно дни в которые Луна находится у этих звезд, у этих накшатр они не благоприятны нужно быть осторожными, нужно проявлять  большую  осторожность, не планировать каких-то серьезных дел на это время, если они есть то какими-то другими способами защищаться так или иначе. И люди  с которыми мы плохо сочетаемся или с которыми мы плохо резонируем, это как правило люди у кого Луна в этих накшатра по отношению к нашей накшатре. При этом правило какое? То что первые девять накшатр на 100% таким образом проявляют свою силу по отношению к нам. Т.е. если наша накшатра ашлеша, то соответственно следующая накшатра Матха, потом Пурва, Утара палгукйа потом кто? Хаста да или Читта? Хаста. Потом Читта. Потом Свати, Вишабха, потом Анурадха. Первый цикл из девяти закончился после Анурадхи, потом идет Джешта. И Джешта опять будет Джану. Но следующий цикл из девяти накшатр, только на 50% проявляется эти качества. Т.е. влияние следующих девяти накшатр не такое сильное. И третий цикл из девяти накшатр на 25% проявляет. Однако третья и особенно седьмая все равно остаются плохими даже во втором и третьем циклах. Пятая и все остальные более менее нейтральны, это не так важно. Но третья и седьмая… Чтобы иметь какие-то простые правила перед глазами, если есть возможность избегать каких-то важных начинаний, то это дни когда есть максимальные шансы что они не приведут к успеху. Понятно? (вопрос из зала) Первая накшатра джанма она опасна для здоровья нашего. Первая накшатра не самая лучшая накшатра, в том смысле что там есть, организм ослаблен. С людьми нормально проблем нет. Не нужно на самом деле зацикливаться. Это чисто чтобы вы посмотрели как это в реальности проявляется. Но в реальности мы можем видеть что все это работает. Например, если человек начинает лечение, особенно какое-нибудь хроническое лечение. И если он начнет это лечение во время третьей накшатры или седьмой накшатры или не дай Бог операцию будет делать в седьмой накшатре. То чем операция закончится? Ничем хорошим. Большими неприятностями каким-то, тяжелыми последствиями. И наоборот если он начнет в накшатру которая тут… потому что сам организм сам ум наш настроен определенным образом, что все что мы делаем в этот момент оно приводит к тем или иным результатам. Мне не хочется слишком долго на этом зацикливаться… и буквально еще несколько слов касающейся этом темы. Все знают как классифицируются накшатры по своим качествам? Что есть неподвижные накшатры, есть подвижные накшатры, знаете да? Еще один принцип, Пушьйа накшатра самая лучшая для материальных дел. И соответственно считается, что если начать какое-то дело в Пушьйа накшатру, то оно может нейтрализовать множество негативных факторов. Единственное что нельзя делать в эту накшатру – это жениться, все остальное сколько угодно. Все остальные дела… это могущественный нейтрализатр каких-то дурных последствий. (вопрос из зала) Жениться нельзя. Замуж тоже нельзя. (Из зала: Когда можно?) (Смех) Я не ставил цель все это рассказать когда можно одно дело делать, когда можно другое дело делать, это очень сложная вещь, я к этому не готов. Но принцип такой, если вы хотите какой-то стабильности, то нужно делать это во время стабильных накшатр. Стабильные накшатры это какие? Рохини и Триутары. Из них Рохини это самая любимая накшатра Луны, самая лучшая накшатра для духовных дел. Кришна родился под этой накшатры. Т.е. если вы хотите чтобы ваш брак был стабильным, нужно жениться под этими накшатрами. Если хотите чтобы много раз это проходили (смех) есть подвижные накшатры можно под ними жениться. Есть не хорошие накшатры, под которыми ничего не нужно делать никогда. Это прежде всего Ваю. Точно также как Пушйа это накшатра которая гарантирует благоприятные вещи, то Ваю (Баю) это накшатра которая гарантирует неблагоприятные вещи. Единственное что под ними можно делать это яд кому-нибудь давать, теще например или еще кому-нибудь. (из зала: Если Рохини седьмая) Если она седьмая ее нужно избегать. Если Пушьйа нехорошая накшатра по отношению к нам это тоже нужно избегать. Т.е. даже если сама по себе накшатра хорошая, но она плохо резонирует  с моей накшатрой, то тогда это все равно не самая хорошая вещь. (из зала: Точно также Барани?) Барани если она… барани скажем так, хорошая вещь мне нельзя делать даже если она для нас хорошая. Т.е. смысл такой если накшатра хорошая, но если она для нас плохая, то она плохая. Если накшатра плохая, но для нас она хорошая, то она все равно плохая. Она все равно к каким-то хорошим результатам не приводит. Что еще? Все. Если вы хотите строить дом, то нужно это делать в стабильных накшатрах, если вы хотите покупать машину, делайте это в стабильную накшатру, то машина будет стоять (смех). Принцип понятен да? Я обещал научить более тонкому принципу одному. Вас не учили этому никогда, пачика он называется. Опять же просьба не заморачиваться этими всякими суевериями (смех) и прибегать к ним, только когда вещь касается действительно очень важных дел. Метод какой, мет од очень простой в принципе. Да, еще одна вещь. Я уже сказал, что для мухурты самое важное  это положение Луны. И соответственно  если мы начинаем какое-то важное дело, то Луна не должна быть в Лагне никогда. Т.е. если мы начинаем какую-то мухурту, то нужно позаботиться, чтобы Луна не была в Лагне в любом случае. Во время любого благоприятного, хорошего дела Луна там не должна быть. Луна такжн не должна быть в 6, 8 или  12 доме от нашей Луны. Называется чандра бала. Т.е. это тоже созвездия не благоприятные для хороших вещей. И буквально самое последнее это… Последнюю формулу я вас научу делать. Нужно взять день недели, если какое-то очень важное дело… Чтобы получить суммарную силу данной мухурты, нужно взять день недели в номером его, начиная с воскресенья. Воскресенье первый день и седьмой суббота. Номер накшатры, начиная Ашрини. Ашрини первый и т.д. Сложить это с номером накшатры. Потом сложить это с номером Лагны. (вопрос из зала не слышен) Вы оцениваете мухурту, т.е. вы оцениваете время когда вам что-то очень важное нужно делать. Вы делаете восходящие знак в тот момент когда вы что-то хотите сделать. Например если Лагна находится во Льве, то какой будет номер? Пятый. Номер Лагны, созвездие Лагны и номер титхи, от 1-го до 15-ти. Пурнима или амавасйа должны быть 15 и соответственно все остальные по порядку. Так, сложить все это и поделить на 9. Это суммарная сила. Таким образом мы определяем суммарную силу мухурты, какого-то времени когда мы хотим что-то начать. И соответственно если остаток будет единица. Единица означает смерть – ничего хорошего не будет. Если остаток 2-ка, если остаток 3,5,7 и 0 или 9, то это хорошие вещь, будет успех. Если остаток 1, 2, 4 , 6 или 8. Первое смерть, вторая огонь – какие-то неприятности беспокойства, 4-ая это какие-то столкновения, препятствия. 8-ка это болезнь, 6-ка тоже пагубные последствие нехорошие. Шестое в переводе с санскрита называется воры, какие-то потери. Еще раз речь идет о каких-то серьезных делах. Все.

Давайте вернем к нашей самой главной теме. Я вчера рассказал о том что такое манас или эмоциональный ум. Я буду писать на доске… это один из принципов – не писать нестирающимся фломастер, следы сильные в нашей читте не нужны. Сегодня мы будем говорить об этом, что оставляет сильные следы у нас и как их стирать. Буддхи – разум, сознание человека, сознающий разум. Что мы имеем – мы имеем душу атму и атма излучает свет сознания. В обусловленном состоянии атму окружает облако читты. И атма своим сознанием насыщает эту читту. Энергией сознания насыщает читту, насыщает материальный элемент          , потому что Читта это материальный элемент. Но создается впечатление что сама Читта обладает сознанием. Подобно тому как Луна если она покрыта облаком, то облако кажется светящимся, сияющим, серебристое облако. Свет Луны рассеивается. Или если мы возьмем лампочку и покрасим лампочку, то свет который будут просачиваться сквозь эту лампочку, он будет светом который оттуда исходит но он будет просачиваться через оболочку. Эта оболочка наша память наши самскары, там много всего находится. Теперь когда этот свет просачивается он принимает определенную форму, он принимает определенные очертания и это очертание наша аханкара, наше представление о самом себе. И аханкара это прежде всего наши ценности и цели. Если свести наше представление о себе к этому , то вывод из этого: Я такой-то, Я такой. Есть какой-то образ у меня какой я, какой я должен быть. Это ценности, то что ценно для меня и из этого естественным образом вытекают цели, которые ставит перед собой человек. Это наше эго. Цели и ценности могут меняться, потому что аханкара материальное эго меняется, я отождествляю себя с разным своим состояние и поэтому оно называется ложным, хотя изначально оно исходит оттуда. И все это вместе в аллегории с нашей колесницей – это кто? Седок. Седок говорит вознице. Что он говорит? Поехали. Я хочу доехать до туда-то, вези меня туда-то. Седок должен вознице это говорить. Мы садимся в такси, мы говорим шоферу вези меня туда-то. Мы говорим ему адрес, мы говорим ему какая у нас цель и чего мы в конце концов хотим достичь. И буддхи или седок кто за всем этим стоит это программа к действию. Если взять другую аналогию к которой мы тоже прибегали, аналогию с компьютером, то мы говорили что в компьютере Читта это что? Жесткий диск. Огромный жесткий диск, в котором много всего записано, что-то заархивировано, что-то не заархивировано. Теперь манас который мы объясняли вчера это наша оперативная память. Мы прибегаем к тому что находится на жестком диске, чем-то пользуемся, какие-то программы включаем, они у нас работают в течении какого-то времени. А буддхи, я говорил что это некая промежуточная ступень между одним и другим очень важная. До какой-то степени как в любой аналогии, у этой аналогии есть свои ограничения, можно сравнить с операционной системой. Все знают если операционная система дурная, то что с программами бывает? Виснет, компьютер виснет все время или каким-то программами он не может пользоваться если операционная система Виста какая-нибудь недоработанная. (вопрос из зала неслышен) Мы с вами отдельно поговорим об этом. Любая аналогия еще раз имеет свои ограничения. Это просто чтобы мы поняли. Естественно что это не совсем тоже самое могут быть какие-то другие вещи, мы будем говорить о других каких-то сравнениях. Это просто приблизительно чтобы мы поняли, что это вещь которая в конце концов нашими программами управляет и куда-то нас должна привести. Не будем заморачиваться с этим, хотя еще одну вещь связанную с этим мы скажем, но чуть-чуть попозже  или можно сейчас сказать. Я пытался думать, я не большой специалист в компьютерах, я очень пассивный пользователь, чтобы объяснить все это. Еще одно сравнение которое мне пришло в голову то что буддхи это система Касперского, антивирусная система. Потому что в каких-то программах могут быть эти вирусы, черви,  которые могут разрушить полностью в том числе и на жестком диске все остальные программы. И буддхи он должен следить за всем, он должен чистить это все, он должен следить за тем чтобы какие-то деструктивные программы не работали, чтобы деструктивные программы во время уничтожались. И мы сегодня будем это объяснять, каким образом это происходит, как эти деструктивные программы с помощью буддхи, с помощью нашего сознательного разума можно устранить из памяти. Я никакой глупости не сказал? (Смех) Сейчас объясню что имеется в виду и  как это все получается. Опять же любая аналогия имеет свои ограничения. В ведах объясняется, что обычные люди из-за того что этот аппарат имеет склонность давать сбой. У обычного человека есть четыре вида дефекта или четыре склонности к ошибкам. Я сейчас рассказываю это для того чтобы мы также яснее поняли, что подразумевается под буддхи, что подразумевается под манасом и чем они отличаются друг от друга, чем они отличаются от ложного эго. Мы склонны делать ошибки. Пожалуйста поднимите руки кто склонен делать ошибки. Слава Богу, значит все в порядке. И это неизбежно, это абсолютно неизбежно, все совершают ошибки, все ошибки допускают. По четырем причинам. Первая причина – несовершенные чувства. Чувства у нас не совершенны, они подводят, мы не можем видеть адекватно. Солнце нам кажется маленьким, мы сами кажемся нам большими, мы видим чего-то чего нет, не видим что-то что есть, мы не видим вещь которая близко слишком, не видим вещь которая слишком далеко. Это все понятно. Чувства наши или инструменты которые у нас есть, которыми мы оперируем, они не идеальны. Второй источник ошибок это склонность к обману и прежде всего к самообману. С этим понятно откуда оно идет. Это просто конструктивный изъян,  мы устроены определенным образом. Это откуда идет? Из какой части которую мы разбирали, склонность к обману? Ложное эго. В конечном счете ложное эго, вот она ложь. Ложь в ложном эго заложена. Ложные концепции находятся в нашем ложном эго. Ложные цели появляются у нас благодаря тому, что у нас есть ложные представления о самом себе, из-за этого у нас есть склонность к обману, прежде всего к обману самих себя. Если кого-то интересует санскрит это называется карана-патава, это называется випралипса. Третье называется прамада. Прамада значит не внимательность. Не внимательность или рассеянность. Стоит нам немного оторвать свое внимание от какого-то органа чувств, мы делаем ошибку, мы отвлеклись куда-то. Мы ведем машину, отвлеклись куда-то, о чем-то подумали, Бух врезались в кого-то. Это с чем связанно, эта склонность к ошибкам откуда идет? Манас. Я вчера объяснял, что манас имеет эту атомарную природу. И если он не концентрируется, не тесно связан с каким-то органом чувств – прамада, мы делаем ошибку из-за невнимательности, из-за рассеянности. И наконец есть одна очень важная вещь, которая исходит из буддхи. Причина следующего вида ошибок называется брама. Брама буквально значит заблуждение. Брама это наша склонность или способность видеть что-то и неправильно истолковывать то что мы видим. Классический пример который дают шастры, человек в темноте или в сумерках заходит в сарай и видит свернутую веревку, что он думает? Змея. Брама это веревка  - змея. Почему он видит змею хотя это веревка? Боится, страх. Он смотрит на это сквозь призму своего страха и страх говорит: Змея, – и сразу же появляются гормоны в теле, ему хочется бежать. И это ошибка которая исходит из разума, из буддхи. Я привел это для того чтобы нам яснее стало понимание того, что такое буддхи. Буддхи это интерпретатор, буддхи это способность абстрагироваться, способность к интуитивному пониманию целостности. Манас или ум всегда очень конкретен. Буддхи это наша способность видеть целое за единичными явлениями. Манас это способность к анализу. Буддхи это синтез, способность видеть целую картину и помещать единичные явления в контекст нашего опыта. Манас это ум, буддхи это мудрость. Единичные явления, мое непосредственное взаимодействие с чем-то, с соответствующими эмоциональными следствиями после этого. Буддхи это моя способность увидеть картину в целом, увидеть следствие, понять связь. В этом отличие одного и другого. Т.е. если давать определение, то буддхи это способность к целостному или системному восприятию реальности. Буддхи это способность видеть связи синтезировать все, видеть эту картину целостную. Или другая вещь очень важная, которая исходит отсюда же это интуиция. Потому что, что  интуиция? Это способность синтезировать, способность домысливать и видеть  целое по части. У нас выстраивается целостный образ, хотя мы видим только какую-то часть. Как я уже сказал, манас он атомарный. У нас есть гораздо важная способность видеть картину целиком, чувствовать как все связанно в ней. Мы не можем даже иногда на уровне логики иногда объяснить взаимосвязь этого, но мы чувствуем эту целостность, гармонию этого всего, понимая что это должно быть так. Это очень важное качество которым к сожалению люди не пользуются или редко пользуются. И если мы вернемся к нашей аналогии про седока. Сейчас мы посмотрим роль это самого интеллекта нашего очень важную. Итак у нас есть седок (рисует на доске) Похоже? (смех) Похоже. Есть эта карета. Тут на облучке стоит ямщик, не очень похоже (смех). Он не тем занимается, руки в верх поднял (смех). Как я уже сказал наше обусловленное сознание Читта, внутри которого находится душа атма, ставит какие-то цели. Иногда эти цели ясные, опять же если эго сильное, если эго хорошее, ясное, сильное. Человек ясно понимает кто он, то у него ясные цели. Если эго не очень сильное, расплывчатое, совсем ложное, он может ставить какие-то цели, но эти цели будут ложными. Но он говорит буддхи, ямщику: Давай туда. И в руках у него есть соответственно руль (рисует на доске, смех).  Вожжи неважно. И тут у него пятерка лошадей или четыре колеса, которые есть у машины. И что происходит, как должно быть, нормальная система функционирования: у нас есть хорошее ясное эго, хорошая, ясная, не загрязненная Читта. Я знаю мою цель ясно, я говорю: Мне нужно туда-то доехать. У меня есть сильный хороший ямщик. Трезвый между прочим (смех). Он берет вожжи в руки, он спокойно едет. И он при этом знает, что он знает, что должен знать водитель? Он должен знать карту местности, как доехать, он должен ясно ориентироваться по этому, он должен знать где остановки нужно сделать, где ночлег, где будет опасно, какие вещи лучше объехать даже если это будет долгая дорога, где наоборот лучше сократить поехать напрямик. Т.е. это очень важная функция, он определяет маршрут к этой цели, мы по сути дела поручаем ему достичь цели. И если он нормальный хороший, то все нормально. У него есть в руках вожжи или руль, который ему хорошо починяется и тут есть послушные лошади и они едут только туда куда им говорит ямщик. Благополучная идеальная картина. В конце концов куда он должен нас привести? Домой. Наша цель какая? Дом. Говорится, что человек делает две основных ошибки, в Махабхарате это говорится. Ошибка на санскрите, я уже говорил об этом сегодня, брама – заблуждение. Две ошибки которые мы делаем называются: вайкунтха-брахма и ананда-брахма. Я не понимаю где  мой настоящий дом и думаю что мой дом земля обетованная. И Ананда-брама я не понимаю, что мне по-настоящему доставляет удовольствие, что является источником моего блаженства здесь. Это идеальная картина в результате которой, мы должны в наш настоящий дом привести. И может быть даже ситуация, теоретически, может быть даже ситуация такая что седок не вполне трезвый. Он сам не вполне понимает куда ему нужно, но если  у него хороший водитель, водитель его сам ведет туда куда нужно. Такой вариант тоже возможен. Если у нас хороший кучер, выходит пьяный седок, он говорит: Я все понял (смех), мы едем домой. Теперь какие могут быть проблемы в этом нашем путешествии здесь? Проблем очень много может быть, любое путешествие значит проблемы. Естественно проблемы начинаются с нас самих. Если мы сами не знаем толком своей цели, не знаем что нам нужно, у нас нет ясных каких-то ценностей, ориентиров, которые исходят из нашего понимания: Кто Я. То это проблема, мы не дадим ясного указания своему водителю. Так теперь этот водитель может быть мошенником. Если он не честный, если он не понятно кто, то что он будет делать? Он скажет: Зачем тебе туда, поехали, чуть-чуть я тебе покажу что-то. Как таксист, садишься к таксисту, таксист начинает вам говорить… Особенно в Индии. Если вы в Индии будете, садитесь на какое-то… и говорите: Мне туда. Он начинает вам говорить: Там магазин есть потрясающий, такой магазин, там такие ковры продают! Ему просто платят в этом магазине комиссионные за любого привезенного  клиента. Шофер может быть не добросовестным, шофер может нас привезти куда-то: Давай я тебе то покажу, там красиво. Туда-сюда, сюда и будет нас кружить, кружить, кружить. Как иногда таксисты кружат. Если мы не оборачиваем его и говорим: Мне нужно туда-то, не нужно никуда, это моя цель. Другая проблема, которая может быть – это если вожжи не слушаются. Так кто-то иногда ездил на советских машинах, на Москвиче или не Жигулях. Руль невозможно повернуть (смех). Невозможно совершенно. Он все время куда-то в свою сторону крутит. Это тот случай когда ум сильный, когда ум пытается куда-то в свою сторону вывернуть. И естественно если лошади необъезженные и тянут каждый в свою сторону, то тут совсем сложно. Иначе говоря у нас могут быть много всяких проблем в этом путешествии и очень велика роль, активная роль в нашем путешествии принадлежит  именно этому элементу – буддхи, разуму. И в чем смысл моего сегодняшнего рассказа, под конец мне хотелось дать несколько очень важных практических советов, которые смогут сделать наш разум сильным и хорошим, исправить его и таким образом избежать каких-то неизбежных проблем. Сейчас мы сделаем перерыв небольшой и продолжим наш рассказа дальше. Спасибо.

Мы закончили наше с вами описание утверждением о том, что очень важно чтобы наш шофер был трезвым и честным. Чтобы в конце концов он действительно помог нам добраться до нашего назначения. Я уже говорил в БГ описано, что органы чувств выше чем просто материя, они властвуют над ней, они так или иначе постигают ее. Над ними стоит манас или ум и  он должен управлять чувствами. Над ними стоит буддхи или разум. И дальше находится Я, обусловленное Я или чистое Я. Буддхи  это нечто непосредственным образом соприкасающееся или всегда находящееся рядом с нашим я. Как в  гороскопе эго что олицетворяет? Солнце. Солнце это эго, Я. Что с ним всегда рядом находится? Меркурий. Меркурий или буддха на санскрите слишком далеко никогда от солнца не уходит. Всегда находится рядом с ним. И в норме, это очень важно, в здоровом состоянии о котором мы говорим и что мы хотим воспроизвести в своей жизни. Состоянии счастья гармонии, чувства должны подчиняться нашему уму, ум должен подчиняться разуму, разум в свою очередь должен подчиняться нашему Я и исполнять его приказы. Но в ненормальном состоянии все переворачивается с точностью до наоборот. И чувства становятся господами, они управляют умом, т.е. вся эта картина переворачивается. Слуги становятся господами. Я хотел вам задать вопрос, в каком случае слуга превращается в хозяина или начинает у управлять своим хозяином. В норме еще раз, система такая, система естественная именно такая. Иногда даже в нормальной жизни, в нашей жизни мы можем видеть так или иначе получает власть над хозяином. В каком случае это происходит? Я сейчас спрашиваю аналогию. Когда при каких обстоятельствах слуга может получить власть над хозяином? Когда хозяин слабый или когда у хозяина грешки есть за душой, а слуга об этом знает. Да, когда слуга начинает шантажировать своего хозяина, потому что он знает что он преступник. Именно это  случается в этой связке между разумом и умом. Когда ум знает, что разум либо слабый, либо разум извращенный, то ум начинает распоряжаться разумом. И что получается? Разум вместо того чтобы направлять нас, вести нас к цели, начинает  обслуживать наш ум, начинает оправдывать. Нам что-то захотелось, а разум начинает послушно объяснять почему это правильно, почему это хорошо. Так появляются все ложные философии. Все ложные обманные философии появляются в результате такого не правильного соотношения, когда мы просто оправдываем себя. Бывало с вами такое, когда вы оправдывали себя, оправдывали свои слабости? Это когда разум начинает служить нашим слабостям: Ну мы же все люди, ничто человеческое нам не чуждо. Правильно? И в конце концов всегда можно найти множество массу оправданий. Это как раз та ситуация, когда слуга становится хозяином или инструмент становится направляющей силой, когда руль сильнее чем шофер. Если руль сильнее чем шофер ничего хорошего не выйдет из этого. Иначе говоря что очень важно, нужно хранить в чистоте. Разум будет сильным если он чистый. Чистый разум значит сильный разум. Знаете какими чакрами управляют какие планеты? Меркурий какой чакрой управляет? Да, вишудха. Вишудха чакра , чакра находящаяся здесь управляет Меркурием. Что значит слово вишудха? Чистый. Эта чакра начинает действовать или начинает… это собственно контроль чистоты. Это то что в нашем организме определяет чистые мы или не чистые. И разум должен быть очень чистым. Это собственно смысл того что я хочу сказать. Каким образом разум сделать сильным и чистым. Потому что это ключевой момент. Я надеюсь, что я  какие-то важные вещи скажу об этом. Но прежде давайте  еще немного подумаем какова роль разума и что разум должен делать в нашей с вами жизни и что он делает. Помните на первом или на втором занятии, я рассказывал как они распределяются по стихиям. И ум какая стихия? Вода. Эмоции, он эмоциональный подвижный мягкий. Разум какая стихия? Огонь. Я писал, что разумом управляет Прадьюмна и Прадьюмна означает – яркий свет. Прадьюмна тот кто освещает все. Или тот кто приносит свет. Огонь что делает, какое основное свойство огня? Он освещает и еще что делает? Да, освещает и сжигает, сжигает грязь. Это тот элемент в нашем теле, который способен нас очистить, который способен сжечь все не нужное, который способен освятить наш путь. Невозможно переоценить важность именно сильного разума. Человек, сильный человек это человек у которого есть сильный разум. Если пользоваться опять же нашей аналогией ,к которой мы несколько раз прибегали, то у нас в желудке тоже есть огонь. И этот огонь что делает? Переваривает. Это тоже роль нашего разума, очень важная. Когда огонь сильный, в частности огонь пищеварения сильный то он все может переварить. Если сильный огонь человек может сколько угодно съесть, ему все только на пользу пойдет. Если огонь слабый, огонь пищеварения слабый то что получается? Не переваривается. И в результате пища превращается во что? В аму, в яд. Если наш разум сильный, то чтобы с нами не случилось, то все  идет нам на пользу. Если наш разум слабый, то чтобы не случилось все идет во вред, только опьяняет человека. Хорошее произойдет – будет во вред человеку, плохое произойдет – будет во вред человеку. Если  разум сильный чтобы не произошло пойдет только на пользу. Когда пища переваривается что мы получаем от переваренной пищи? Энергию, силу, ясность, все что только можно. Если пища не переваривается, мы ее съели, что мы получаем от нее? Яд, слабость. Не переваренная пища приводит человека к слабости, к боли, депрессии. Все это результат слабого разума. Все это следствие т ого, что разум не функционирует должным образом. И мы продолжим аналогию с вами эту. Чтобы человек жил нормально, у него должен быть сильный разум. Бенджамин Франклин, которому мы все поклоняемся, потому что он изображен на сто долларовой бумажке (смех). Он был умным человеком, он сказал: Человек живет не тем, что он ест, а тем что он переваривает. Это прежде всего относится не только к физической пище, но и нашей эмоциональной пище, ко всем остальным событиям. Мы живы тем что мы перевариваем. Для это мы должны заботиться, чтобы огонь пищеварения или огонь нашего разума горел очень ясно и был очень сильным. Я объяснял вчера, теперь давайте это вспомним еще раз. Почему все то, что человек переживает в детстве оказывается такое сильное влияние на него? Какой механизм этого? В детстве у человека очень сильна тяга к наслаждению, у него есть этот ум, желание испытать все. При этом разума никакого нет. И соответственно любая эмоция которую он испытывает куда идет? Да, идет сразу же в подсознание, она становится очень сильной самскарой и эта самскара становится шрамом в нашем сознании. Она сильная и свежая. Сильные и свежие самкары начинают определять нашу жизнь, влиять на нашу жизнь. Я сказал что эти самскары бывают с двумя знаками с плюсом и  минусом. Самскара с плюсом это что такое? Положительный опыт, некая положительная эмоция которую я не переварил толком. На самом деле все эти самскары это результат не до переваренности. Мы не освоили их. Почему такое сильное слияние это все оказывает? Именно поэтому. Потому что разум слабый, огня пищеварения нету, буддхи не работает. Человек не понимает что с ним происходит. И все это идет  прямо туда. Все самскары эт о результат не переваренного опыта. И соответственно сильная позитивная самсара во что превращается? Привязанность или желание, иррациональное желание, в зависимость. Как человек попадает в зависимость от табака, от алкоголя, еще от чего-то. Особенно если он рано начинает это. Чем раньше человек начинает курить, тем труднее ему от этого избавиться. Потому что когда он взрослый уже, он не принимает это так в серьез, ему легче избавиться. Это наслаждение не так… еще раз все зависит от силы разума. Если человек рано попал в эту зависимость, то ему очень сложно будет потом от нее избавиться. Негативная самсара во что превращается у нас? В страх или ненависть, отторжение, негатив. И когда все это уже перешло в наше подсознание вывести это уже очень сложно. Опять же давайте с вами перейдем к этой аналогии с амой. Токсины всегда бывают. Любой процесс пищеварения порождает какие-т о токсины, какие продукты не до переваривания. Но что с этим происходит? Выводится. В норме все это выводится. Здоровье, в том числе и ментальное здоровье заключается в нашей способности благополучно избавлять от всего этого, выводить все это, переводить это в какое-то состояние, когда это все выводится. Если огонь сильный, т о все это переваривается и выводится с помощью испражнений, пота, еще каких-то вещей. Точно также тут эмоции могут легко выйти из нас, если они переварены нашим разумом. Опять же если мы не принимаем это в серьез, если мы понимаем почему это произошло, как и каким образом я сам был виноват, каким-то образом я осознал, осмыслил все это. То все это     переводится в легко выводимую форму и глубоко не входит. Что случается с амой, когда огонь слабый и она начинает накапливаться у нас? Кто-то знает? Кто изучал аюрведу? Ама куда идет? Ама по разным каналам накапливается и идет в самые слабые наши места, прежде всего в суставы. В зависимости от того какие у нас шротри или каналы существующие в нашей системе, она так или иначе она находит слабое место и бьет туда. Она входит глубоко внутрь в нашу систему. И когда ама накапливается в наших суставах, то что происходит с нами? Мы начинаем болеть, каждое движение причиняет нам боль, суставы становятся болезненными. Называется артритом, ревматизмом неважно как. И если слабое пищеварение, которое вызванное в свою очередь стрессом, все это переходит в самые слабые места, накапливается там и сидит там. Точно тоже самое. Если быстро ее вывести, если выводить сразу все эти продукты не переваривания, то легко от этого избавиться никаких проблем нету. Если запустить это, то это превращается в хроническую болезнь. Это одна из самых сложных болезней, она из самых ужасных болезней. Люди корчатся от боли, когда они запускают эту вещь, когда все это скапливается там, каждое движение превращается муку. Но она накапливалась долго, в течении многих, многих лет. Точно тоже самое случается с нашими не переваренными эмоциями. Когда эмоции входят куда-то не переваренные, не освоенные, не осознанные, то они накапливаются глубоко в нашем сознании и они превращаются в качества нашего ума. Если просто что-то такое поверхностное, человек легко от этого избавился. В какие качества они могут превратиться? Например, подозрительность, жадность. Еще какие качества? Зависть. Еще? Обида. Вина. В конце концов это некие эмоции которые мы правильно не осмыслили и не переварили, все это результат только этого. Это все ама в нашем уме. Это все грязь в нашем сознании. Особенно когда они становятся неадекватными, когда человек переходит границу норму. Человек может быть в норме подозрительным. Но есть люди которые на всех смотрят с подозрительностью. Жизнь превращается в муку. Есть люди патологически жадные, патологически завистливые. Суть в том, что если мы довели до этого уже, то не поздно все это вывести. Не поздно от этого избавиться никогда. Естественно, чтобы это все не накапливалось. Если разум горит ясно, то это не накапливается. Человек понимает: Ну да, ну обидели меня, но в конце концов не винный нашелся тоже, кт о ты такой чтобы тебя никто не обижал. На основании чего ты можешь это требовать. Ничего особенного не случилось, ну бывает. Так или иначе если у него есть ясный разум, он понимает, что все это не стоит того чтобы принимать это слишком всерьез или слишком глубоко. От всего этого нужно избавляться, что все это урок для нас. Все это идет мне на пользу, потому что это делает мой разум еще сильнее, если я правильно осмыслил все это, если мне кто-то помог это правильно осмыслить. Так теперь если ама уже перешла в эту форму, тяжелую, склизкую, холодную, вошла внутрь глубоко, засела там и причиняет боль. У кого есть эти вещи в сознании? Глубоко сидящие обида, боль, оно сидит там внутри. Теперь кто-то знает на чем панчакарма основана? Как выводят аму из наших суставов? Какие основные принципы кто знает? Да, масло и тепло. Эту вещь переводят в растворимое состояние. Оно начинает плавиться и выходить в наружу. Чтобы ее вывести обязательно перевести ее в растворимое состояние, которое имеет сходную, скажем так, природу и тепла. И масло на санскрите называется снеха. Снеха имеет еще обозначение на санкрите – снеха значит любовь. Снеха значит нежность, русское слово нежность отсюда идет, от этого корня. И тепло, тепло тоже необходимо. Каким образом человек может избавиться от всего этого, от этой амы в своем уме? Если есть любовь и тепло. Он должен оказаться в атмосфере… Это создается за счет некой внешней атмосферы. Когда происходит панчакарма, человек помещают в эту атмосферу, где есть масло и тепло. Точно также тут, чтобы исцелиться от этих проблем, я должен оказаться в обществе людей, которых связывает со мной любовь, нежность и тепло. Это самое лучшее исцеление, которое только может быть. Ничего другое не может это заменить. Это самое лучшее исцеление от всех проблем нашего ума. Естественно я должен заслужить этого, я должен стараться оказаться в этом обществе. Иначе говоря, я должен сам должен проявлять те же самые качества по отношению к другим. Только в обществе людей любящих, с которыми меня связывают какие-то узы ради которых я готов что-то делать, кому я готов служить. Я могу в конце концов от всех этих проблем или недостатков своих, своих  изъянов заложенных в моем уме, избавиться. И это же в конце концов является защитой. Теперь сейчас мне хотелось очень важное следствие показать этого всего, такого понимания. Кто в детстве человека ограждает его от всех негативных эмоций? Мать. Своей жертвенной любовью. Жертвенная, не рассуждающая, полностью иррациональная, потому что такова природа любви. Любовь иррациональна. Самая лучшая защита от страха, от всех негативных эмоций, чтобы ребенок вырос здоровым у него должна быть эта защищенность. Защищенность дает ему понимание иррациональной, ни на чем не основанной любви. Теперь этого достаточно или нет? Человеку еще от чего нужно защититься? От привязанностей. Кто защищает человека от привязанностей? Отец. Потому что если будет только любовь матери у человека, то каким человек вырастает? Он вырастает очень привязанным, капризным, эгоистичным. Должна быть другая энергия защиты. И то и другое защищает человека. И то и другое создает человека. Отец защищает от привязанностей. Как он защищает? Да, запретами, строгостью. Две вещи должны быть в нашей жизни. В конечном счете и то и другое помогает человеку разум развить. Если у человека есть и то и другое… Если у человека есть одни запреты, поможет это или нет? Нет, только хуже будет, бунт будет. Если есть только одна любовь, тоже будет плохо, ничего хорошего. Нужно защитить и от того и от другого наше сознание. И собственно на этих же принципах должно быть построено здоровое общество. Если говорить о каких-то социальных вещах…. Я так или иначе являюсь лидером определенной группы людей, какие-то люди принимают меня. И я постоянно думаю над этим, как должно быть построено общество. Это два принципа по которому должны быть построено здоровое общество. Где между людьми есть любовь не рассуждающая. Что значит материнская любовь? Она не рассуждает. Ее невозможно прервать, у ней нет конца. Чтобы человек не сделал он всегда остается связанным с матерью. Мать от него никогда не откажется. И должны быть запреты, строгость, правила, законы. Здоровая комбинация двух этих вещей, порождает здоровое общество, в котором вырастают здоровые люди. Человеческое здоровье, точно также как и эмоциональное здоровье человека, точно также как физическое здоровье человека, это зависит от огня пищеварения. Эмоциональное здоровье человека зависит от силы разума. И это то что воспитывает разум. И в гороскопе есть планета которая управляет любовью. Что это за планета? Венера. Есть два знака Венеры Телец и Весы. Кто восходит в Тельце? Луна, да экзальтирует. Кто экзальтирует в Весах? Сатурн. Что такое Луна? Мать. Высшим проявлением любви которым управляет Венера, является два этих проявления. Любовь всегда имеет два проявления, настоящая любовь должна иметь два проявления. Экзальтированная Луна, экзальтированный Сатурн. Сатурн значит правила, значит строгость, суровость, испытания, которые дают человеку возможность стать сильнее. И Луна с ее эмоциональной составляющей. Это есть любовь. В конце концов эти вещи тесно связаны друг с другом. Разум помогает человеку по-настоящему любовь обрести. Любовь защищает человека от каких-то проблем, помогает перевести все это в растворимое состояние, как я сказал избавиться от каких-то нежелательных вещей. Разум как таковой тоже позволяет это сделать. Предположим что этого нет, предположим что у нас накопились какие-то изъяны в нашем сознании, это ама в уме или читте, неважно. У кого есть какие-то проблемы? Обиды, зависть, жадность еще что-то, привязанности, скопилось все это. Если есть общество в котором мы можем излечиться, вообще никаких проблем нету, все прекрасно, идеально, человек будет лечиться просто пребывая в этом обществе. Если речь идет о нас самих, предположим что мы предоставлены сами себе. Очень важный элемент излечения, мы сами тоже можем излечиться. Если у нас есть какой-то страх предположим, то как человека излечивают от страха? Например в детстве вы увидели паука, большой паук, вы маленький. Вы увидели этого паука, вам показалось что паук ползет на вас и хочет вас съесть. Вы забыли это, это произошло в 2-3 месяца, это большой паук или большой таракан пришел к вам, вы испугались и всю свою жизнь вы боитесь пауков. Или мышей, некоторые женщины мышей боятся. Как избавиться от страха перед мышами? Скажите громче. (Из зала: Надо взять ее в руки. Из зала: Кого? Мышь) Да, правильно. Надо сначала пройти тренинг теоретически (смех), то что мыши людей не едят (смех). Взять  и посмотреть на нее, посмотреть ей в глаза (смех), посочувствовать ей. Понять что она не страшная, увидеть это все. Так или иначе посмотреть, понять что все эти страхи иррациональны. Точно также мы должны посмотреть ясно на свои привязанности. Человек привязан к табаку. Как избавиться от этой привязанности с помощью разума? Я должен очень ясно понять сначала к чему это приводит, к каким последствиям это приводит, я должен задействовать свой разум. Есть у меня разум, пользуйся им по назначению. Посмотри к чему это приведет, что стало с людьми которые злоупотребляли всем этим. Попытайся проанализировать основы всего это и пойми, что это иррациональная вещь, что в ней ничего нет, что это пустая вещь. На первом занятии я говорил немного об этих стадиях, как человек борется с собой. Это легко сказать я понимаю, но другого выходи нет, человек должен огнем разума проанализировать что это такое и понять нужно тебе это или не нужно. Как вчера сказали с одесским акцентом? Оно тебе надо? Это очень важная формула, пожалуйста запомните это хорошая мантра (смех). Оно тебе надо. Я должен посмотреть на это на все и понять: Ну не страшно это все. Это не так страшно и не так хорошо как мне казалось. Ну нету в этом райского блаженства какого-то которое я себе представлял. Мы все это придумали себе. Это все идет от нашего не обузданного ума. Мы намечали что-то, приписали что-то. Человек начинает мечтать и потом становится заложником всего этого. Суть в том что мы сами делаем свои привязанности сильными с помощью ума, с помощью того, что мы начинаем эмоционально окрашивать, у нас все это связанно, мы наворачиваем вокруг эт ого столько всякой ерунды. В конце концов сами становимся жертвами всего этого. И буддхи обслуживает это, служит. Нужно задействовать его по назначению. Посмотреть на это на все и понять: Ну нету в это ничего хорошего. Я разговаривал с одним человеком это человек какое-то время занимался духовной практикой, был вегетарианцем. И потом бросил все это. Он пришел ко мне и сказал: Я бросил, я ем мясо. Я говорю: Ну и что? Ну ем, вот ем. Я говорю: Ну и что? Он подумал немного и сказал: Вы вообще правы, когда я не ел, оно мне казалось гораздо вкуснее чем на самом деле. Когда я его попробовал я понял, ну ничего в этом нет. Нету в этом ничего. Единственное что я получил от этого – пустоту, это его слова. «Я стал это снова есть, я объяснил себе что мне это надо, что я без этого несчастен, что я чего-то лишаю себя. Так я ем, давлюсь. Пустота внутри. Но я себе начинаю объяснять, накручивать. Это хорошо, это нужно, это правильно, это круто. Все этим занимаются, ты что лысый что ли». Человек должен с помощью разума оценить стоит это того или не стоит. На этом основан принцип психоанализа. Человека сводят лицом к лицу с какими-то подсознательными командами, которые он заложил в себе сам и заставляют их прожить снова и посмеяться над этим, посмотреть на все это со стороны и выйти из всего этого, выйти из системы наружу. Мне рассказывал человек один историю интересную. Он занимался гипнотической регрессией. У него был родственник мальчик, мальчику лет 14. Это мальчик не мог мочиться. Каждый раз идти в туалет для него мука, боль, он не может это сделать. Ему сделали операции, там какие-то проблемы в мочеполовых органах. Ему сделали пять операций, ни одна операция не помогала. Каждый раз пойти в туалет человек боится, страшно. Его поместили, мой знакомый он занимался гипнотической регрессией. Он поместил его в гипнотическую регрессию, дошли до предыдущей жизни. Он стал рассказывать что с ним случилось в предыдущей жизни. В предыдущей жизни он был чехом где-то, простым человеком, плотником или еще кем-то. У него была жена, жена была иностранкой. Он ее любил. Жена ему изменила. Это был страшным ударом для его эго. Теперь он с горя от обиды от того что его предали еще от чего-то, пошел напился и сексуально соединился с козой, чтобы отмстить. Таким образом это действует в нас. Мы можем сейчас смеяться над этим, но посмейтесь над собой тоже, над какими-то своими вещами. И к этой обиде и ко всему остальному прибавилось еще стыд. Прибавилась эта унизительная вещь, которую он сделал. В этой жизни у него расстройство в половой сфере. Каждый раз он не может подумать, у него на столько все негативно там связалось. Теперь когда он все это прожил, он рассказал это, ему стало гораздо легче, сразу же облегчение пришло. Просто потому что человек понял: Ну ладно, хорошо все прошло, проехали, прокатили, не так важно все это. Все это не имеет существенного значения. Все  это не так важно как нам кажется. И разум нам должен это сказать. Кришна нам это говорит в БГ. Кришна олицетворение разума. В БГ Он говорит: Не принимай всерьез все эти вещи,  счастье – несчастье, победа – поражение. Это не важно, не так важно как вам кажется. В этом смысл разума, разум понимает, он оценивает все. Есть важные вещи и важная вещь – любовь. Важная вещь – моя истинная природа, мое желание отдать, мое желание служить, которое составляет суть моей природы. Это важные вещи. Любые проявления любви это важные вещи, это то к чему я должен стремиться. Все остальное не важно. Таким образом человек сможет все это сжечь. Даже если это накопилось, я могу это все в себе сжечь, я могу избавиться от этого. И это делает Меркурий, это делает разум, буддха. Говорится, что в нашем гороскопе есть две Вишну-караки, две планеты которые указывают на Бога. Это Юпитер и Меркурий Вишну-караки или показатели Бога. Меркурий разум, правильное употребление разума в этом. Я должен понять, я должен осознать что все это значит и отнестись к этому трезво без каких-то наворотов, которые мы склонны делать, для всяких самооправданий. Что очень важно, что мне хотелось вам сейчас сказать. Слово буддха что значит в переводе с санскрита кто знает? Буддха значит разум, но буддха буквально значит пробужденный. Собственно русское слово будить от туда же. Буддха это тот элемент с помощью которого мы можем проснуться, должны проснуться. Потому что до тех пор пока разум у нас не действует, как мы живем? Во сне. Рефлекторная жизнь, жизнь когда мы просто починяемся каким-то импульсам, инстинктам своим. Рефлекторная жизнь это жизнь во сне. Буддха значит пробужденный, тот кто пробудился, проснулся перестал быть машиной. И есть две огромные сферы бытия: сон и бодрствование. Во сне живут животные. Множество живых существ которые наделены потенцией сознания, но чье сознание превратилось в механизм, в машину. Есть сфера бодрствования, сфера духовного бытия. Материальный мир это сфера творения Бога, куда помещаются живые существа желающие спать. Покрыто толстой оболочкой невежества, тут темно. Все условия для сна тут созданы. И есть духовный мир – сфера бодрствования. И есть тонкая прослойка. Что это за тонкая прослойка между ними двумя? Человеческая форма жизни. Она находится ровно посередине. И отсюда что человек может сделать? Он может либо заснуть либо проснуться. Вспомните как вы себя чувствуете когда вы просыпаетесь? Что вам хочется? Заснуть еще, правильно? Мучительное чувство. Почему человеческая жизнь такая мучительная? Именно поэтому. Это промежуточная оболочка, промежуточная прослойка. Когда мы  спим все нормально, когда мы бодрствуем тоже все нормально. Процесс просыпания очень болезненный. Слабый человек хочет проснуться, он знает надо проснуться, но что он себе говорит? «Ну поспи еще немного, еще чуть – чуть ничего, все спят, еще рано, еще только первый раз петух прокукарекал». Потом просыпаемся, уже 12 часов, голова болит. В этом смысл человеческой жизни. Человек пробуждается, становится пробужденным, становится просветленным. Слово буддха также значит просветление, пробуждение, если он пользуется теми возможностями, которыми нас наделил творец. Поэтому человеческая жизнь такая важная, поэтому она такая ценная, поэтому все ее возможностями надо пользоваться, чтобы в конце концов проснуться и перейти в эту сферу существования. Катха Упанишад это  одно из ведических писаний, говорится, там есть очень красивое сравнение: Если человек не пользуется своим разумом, он продолжает пить соленную воду этого мира. Соленная вода что порождает? Жажду. Вместо того чтобы прикоснуться к источнику сладкой пресной воды, напиться от нее, живой воды. Человек продолжает пить соленную воду и жажда становится сильнее, сильнее и сильнее. К сожалению это трагедия человеческой жизни. Это очень сильно зависит от разума. Теперь несколько рецептов. Мы все любим рецепты, правильно? (Смех). Мы хотим формул, простых формул каких-то. К сожалению когда речь идет о сложных вещах, простые формулы не всегда работают. Однако дам вам простую формулу. Хотите простую формулу? Да. Чтобы разум сделать сильным дам так и быть. Но сначала сложный (смех). Все знают сложные формулы, сложным формулам нас тут учат. Первая сложная формула, еще раз, разум значит пробуждение, разум значит быть здесь и сейчас. Разум значит так или иначе постоянно напоминать себе что я не механизм. Одна из любопытных форм развития своего разума это переведение заведомо механических процессов в не механические. Самым лучшим, очевидным пример является пранаяма. Пранаяма. Если вдуматься совершенно абсурдная вещь, мы дышать можем абсолютно без этого. Что нам говорят? Подумай как ты дышишь. Перестань быть механизмом в этом отношении. И сразу же удивительные вещи случаются. Человек соединяет сознание с механическим процессом и его осознанность, его способность быть здесь и сейчас, управлять собой, управлять своим разумом повышается во много, много крат. Пранаяма это оченьь могущественная техника. Потому что я  бессознательную функцию перевожу в сферу сознательную. По сути дела человек представляет собой айсберг. И в этом айсберге большая часть находится в подсознании. Огромное количество подсознательных функций, формул каких-то, программ в нас заложенных, желаний которые там всплывают.           Есть маленькая верхушечка айсберга. Эта верхушечка айсберга называется сознающий разум. И один способ его развивать это переводить все эти процессы в сферу сознания или по крайней мере увеличивать сферу сознания. Легкий процесс? Сложный. Легкий по форме сложный по сути. На самом деле  очень сложный. Постоянно мы спотыкаемся, переходим как-то туда. Хотя в сущности техника филигранная, удивительная по эффективности, по красоте, по тому как это все работает. Кстати говоря чем мы с вами сейчас занимаемся? Именно этим. Ретриты все возможные это тоже самое. Мы выводим, буквально насильно выводим эти сферы механичности, рутинности своей, посвящаем несколько дней, сознательной духовной практике, заряжаемся этим. Один из элементов этого или одна из существенных вещей, которой люди традиционно пользовались в ведической культуре это праздники или особые дни. Экадаши. Экадаши говорится упавас. Упавас  на санскрите значит пост. Упавас значит сидеть рядом. В этот день мы должны сидеть рядом с Богом. Особые дни когда человеку говорят: Выйди из своей рутины, разрушь какие-то механические стереотипы, которые у тебя есть. Два дня в месяц не так много, посвяти побольше духовной практике, постарайся быть более сознательным, чтобы ты напоминал себе об этом. Это одна форма или один способ развития разума. Очень важный элемент или очень важный совет. Вторая вещь с помощью которого мы можем развить разум – находиться в контакте с высшим разумом. Как я уже говорил разум или буддхи дает возможность человеку увидеть общую картину со всеми связями, как бы увидеть это целое. Как мы можем увидеть целое, где это целое изложено? В священных писаниях. Если мы разум прилагаем туда, то разум становится сильнее. Потому что разум объясняет что хорошо что плохо. Он учит, еще раз, понимание что хорошо, что плохо значит видеть вещь не вырванную из контекста, а в ее взаимосвязи со всем, с последствиями которые она приводит. Поэтому священные писания это контакт с высшим разумом. Когда человек изучает их и старается смотреть на жизнь сквозь призму священных писаний это и есть сильный разум, контакт с высшим разумом. И в писаниях всегда есть правила. Кришна говорит в БГ очень важный стих:

йах шастра-видхим утсрджйавартате кама-каратах

на са сиддхим авапнотина сукхам на парам гатим

Если человек отвергает правила священных писаний: йах шастра-видхи. Видхи значит указания священных писаний, это можно это нельзя, это хорошо это плохо. йах шастра-видхим утсрджйавартате кама-каратах  и он следует своим прихотям, своим желаниям на соседей … на парам гати такой человек не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели, высшего предназначения. В этом роль священных писаний, в том чтобы научить нас следовать этим правилам. Я уже говорил, что это существенная часть развития разума, следование правилам и понимание их. Третий очень важный элемент, кто-то уже сказал. Какой как по вашему?  Мантра. Очень важное и очень красивое определение мантры: мананаттрайате йасмат ити мантра парикиртитаха 138:00. Все понятно да? (смех) Мананаттрайате то что избавляет человека от спекуляций. Манана буквально это значит поглощенность внешними вещами. Ум имеет эту тенденцию поглощаться внешними вещами. Так он все время думает о суете внешней, о каких-то мелочах. И определение мантры, она может избавить нас, освободить наш ум от этого: мананат трайате йасмат ити мантра … итаха то что мантра это звуковая формула, которая избавляет наш ум от суеты, от поглощенности внешней. Ум очень мечтательный друг. У нас есть один друг, он мечтает все время планы на будущее строит. Ест хорошее определение жизни: Жизнь это то что с нам происходит пока мы строим планы на будущее (смех). Это ум делает. Мантра возвращает нас, мантра может вернуть нас к этому, мантра направляет нас на духовную цель напоминает нам о Боге , это якорь, это то что избавляет ум человека от этой мечтательности и поглощенности внешней и напоминает о высшей цели. И таким образом она связана с буддхи. Мантра это по сути дела формула приказ, я говорю своему разуму: Я этого хочу. Даже если я этого не хочу. Даже если я этого не осознал до конца, но я получил это от какого-то высшего источника, я начинаю это делать понимая что в конце концов мне это нужно. Это та самая ситуация, когда сам я еще нахожусь в  не очень хорошем состоянии, но разум мой развивается благодаря мантре. Повторение всех этих звуковых формул важны и играли эту роль в ведической культуре. И наконец последнее. Это простая вещь. Это все были сложные вещи. Это общение со святыми людьми. Садху-санга. В ведах есть замечательный стих. Там говорится: дерево этого мира ядовитое – виша врикшасйа. Там много плодов ядовитых на дереве этого мира. Много плодов на дереве этого мира. Кто-то пробовал эти плоды? Они вкусные, укусишь. Много привлекательных красивых плодов на нем висит. Человек пытается один плод сорвать, другой плод сорвать. Говорится что дерево ядовитое. Но на нем есть два хороших плода, один это раса-шастра. Не просто шастра – священное писание. Раса-шастра – это священное писание которое описывает  природу любви к Богу. Потому что когда человек просто читает раса-шатру, он наполняется этой природой любви. Это особые книги и ШБ относится к их числу. ШБ это самая главная раса-шастра. Поэтому говорится что это самый зрелый плод древа желания. И второй плод это общение со святыми – садху-санга. Самсара …. 144:00 Очень важный момент, который я хотел сказать. Это то как действует садху-санга общение со святыми. Мы механизмы, у нас действуют эти самскары, желания, мы пытаемся исполнить свои желания в этом мире. Их очень сложно поменять. Любой человек который пытался изменить свою природу знает, что это сложно. Можно если постоянно практиковать эту осознанность. В этом случаи если я буду с помощью разума своего возвращать себя в данный момент, отсеивать все это, оценивать, заниматься этой сложной практикой. Все это автоматически приходит, если общаться со святыми. Когда я прихожу к святому человеку и соприкасаюсь с ним, то что со мной происходит? Осознанность приходит, ясность приходит. Я соприкасаюсь с ясным сознанием человека, вижу как все просто, что  не нужно всего этого, не нужно никого ненавидеть, не нужно ни на кого обижаться. Нет необходимости во всем этом. Поэтому в ведической культуре, самым главным элементом ведической культуры является отношение с гуру, с духовный учителем. Человек приходит к гуру со сложенными руками. Кришна говорит: Найди человека, который знает истину и приди к нему со смиренно сложенными руками. Приди к нему без растопыренных пальцев. Это поможет тебе пробудиться. Если ты хочешь проснуться находись в своем сознании с тем кто проснулся, ты проснешься сразу же. Я прихожу к нему с полным смирением, я пытался стать счастливым, не получилось ничего. Я пришел, чтобы ты научил меня и в этом состоянии  происходит преображение человека. Человек очень легко, если эти отношения он выстроил правильно, может избавиться от всех проблем. Потому что они не проблемы никакие. Он очень легко может освободить, выйти за пределы своей обусловленности, своего ума, победить все не нужное  в себе. Потому что в этих отношениях человек учится самому главному, что нас освобождает. Он учится любви. То что нам должны дать отец и мать… Мать это первый гуру, отец второй гуру, мы должны получить от гуру. Любовь в соответствии с ведическими писаниям, это удивительная вещь, это синоним освобождения. Любовь значит мукти, значит мокша. Бхакти любовь и мукти это синонимы. Потому что только любовь нас выводит за пределы обусловленности, рабства и все остальных не желательных вещей, в которые мы сами себя поместили. Вот это собственно то что я вам пришел рассказать.

Я хотел вас попросить одну плату. В конце гуру надо  приносить всегда дакшину какую-то, иначе знания не пойдет на пользу нам. Вы готовы пообещать мне, что вы эту плату дадите. Я хотел у вас попросить благословения, что вы благословили, у меня сложная жизнь, передо мной стоят сложные задачи. Мы пытаемся сделать ведический культурный центр в Москве, что люди эти знания могли получать. Пожалуйста благословите меня. Спасибо.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы