Семинар «7 привычек», лекция 2

Семинар «7 привычек», 1995 г. (Диск 21, л. 2)

Аннотация: 

Два залога успеха в преданном служении.  Правила хороших взаимоотношений.  Правильный взгяд на мир –  залог успеха в деятельности.  Пример смены парадигмы из жизни Махараджа.  Из чего состоит привычка, как она формируется. Первая привычка – независимость от обстоятельств.  Формы детерминизма. Примеры независимости от обстоятельств из жизни Шрилы Прабхупады.  Упоминание о первой привычке в шастрах.

***

Обзор прошлой лекции.

Успех. Залог успеха в преданном служении. Первая привычка, которую мы сейчас рассмотрим, является самой главной из всех семи, описанных Кави. Сперва давайте определимся, что мы подразумеваем под успехом? Что является критерием успеха преданного? Критерием успеха преданного является удовлетворение гуру и Кришны. И когда мы говорим об этих привычках, то мы по сути дела говорим о том, как можно удовлетворить своего духовного учителя и Кришну. Чем же лучше всего можно удовлетворить? Стать чистым преданным. Поэтому, на самом деле, суть этого семинара, как и всего остального, заключается в том, чтобы понять, каким образом нам можно стать чистыми преданными. Ни о чем другом мы не собираемся говорить, потому что все остальное не так важно.

В конце предыдущей лекции мы определили, что успех в любой деятельности, будь то материальная или духовная деятельность, зависит от того, насколько человек соблюдает равновесие между своим стремлением достичь определенного результата в этой сфере и своей способностью приносить этот результат. Это в равной степени относится ко всему, с помощью чего мы достигаем успеха. Мы можем достичь успеха при помощи определенных инструментов, с которым мы работаем. Например, мы можем достичь успеха с помощью каких-то материальных ресурсов, которыми мы располагаем. И главным компонентом нашего успеха, (и что в большей степени относится к преданному служению, чем к кармической деятельности), являются преданные, а точнее общение с преданными. Мы, прежде всего, должны понять простую мысль, что сами по себе мы не способны достичь успеха; что в своем успехе в преданном служении мы, прежде всего, зависим от преданных. И это самое главное. Поэтому Шрила Прабхупада часто цитировал одну песню Нароттамы даса Тхакура тадера чарана-себи-бхакта-сане бас / джанаме джанаме хой эи абхилаш. “У меня есть единственное желание, эи абхилаш, из рождения в рождение служить лотосным стопам чистого преданного, или духовного учителя, тадера чарана-себи, и все время находиться в обществе преданных, бхакта-сане бас. Это два залога успеха в преданном служении: 1) служение лотосным стопам чистого преданного или духовного учителя, и 2) общение с другими преданными. И поняв, что в своем успехе в преданном служении мы зависим от других преданных, мы должны стараться наладить хорошие отношения с ними, чтобы все другие помогали нам в нашем преданном служении.

Семь правил, позволяющих поддерживать хорошие отношения с другими людьми.

В конце прошлой лекции мы перечислили семь правил, которые человек должен соблюдать, чтобы поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Это в равной степени относится как к преданным, так и к непреданным. Это общие законы, которые распространяются на любые отношения между людьми. Чтобы это знание принесло реальные плоды, а это то, ради чего мы проводим этот семинар, мы должны стараться воплотить это в жизнь, то есть стараться действовать в соответствии с этим знанием, потому что просто выслушав это и разойдясь, мы не получим желаемого результата. Эти семь правил следующие:

  1. постоянно делать мелкие услуги человеку, с которым мы хотим поддерживать хорошие отношения;
  2. исполнять свои обещания;
  3. оправдывать ожидания других;
  4. защищать репутацию человека в его отсутствие, то есть никогда не говорить о человеке плохо за его спиной. Это означает, что мы всегда должны быть верны этому человеку, и ни в коем случае не говорить плохо за его спиной. Мы должны вести себя так по отношению к любому человеку, и в особенности к тому, с кем нас связывают близкие отношения, потому что, поступая так, мы подрываем доверие к себе со стороны того человека, с которым разговариваем об этом.
  5. не стесняться просить прощения у другого человека, даже если мы не считаем себя виноватым. Как только мы почувствовали, что чем-то обидели человека, необходимо сразу же попросить у него прощения.
  6. слушать чужое мнение о себе и быть открытым, чтобы понять, “услышать”, это мнение о себе;
  7. обладать способностью услышать другого человека (или развивать ее). Мы не должны просто пытаться что-то сказать другому человеку, выложив что-то свое, или же навязав ему свое мнение, но прежде нужно попытаться услышать его. Это одно из условий того, что нас с этим человеком будут связывать хорошие отношения.

Смена парадигмы меняет поведение человека.

В конце прошлой лекции мы говорили о том, что есть много форм литературы об успехе. Это психологическая литература, в которой людей учат тому, как преуспеть в этой жизни. И, как правило, большая часть книг, которые говорят об этом, ограничиваются либо тем, что человек должен изменить свое поведение (иметь определенные формы поведения), либо он должен изменить свои отношения. Тогда как в нашем курсе мы будем говорить о том, что мы должны сменить свой характер, свои качества.

И характер, или качества, тесно связаны с понятием – парадигма. Парадигма – это определенный взгляд на мир; это определенная система ценностей, определенная система координат, в соответствии с которой мы тем или иным образом относимся к миру. Когда я, например, говорю об этих привычках, которые помогают добиться успеха, то я подразумеваю, что, в конечном счете, успех нашей деятельности зависит от правильного взгляда на мир и от правильного отношения к тому, что с нами происходит. Это фундаментальная вещь. В конечном счете, наше поведение и отношения вторичны. Они зависят от этой парадигмы, которая является первичной вещью. Другими словами, парадигма – это то, что на самом деле реально определяет наше поведение. Мы можем слушать эти семь правил общения с преданными, и на первый взгляд может показаться, что все они целиком поведенческого характера, типа: “Старайтесь вести себя так-то и так-то. Старайтесь делать хорошо. Старайтесь улыбаться. Старайтесь выслушивать другого. Старайтесь выполнять свои обещания и т.п.” Но на самом деле это не совсем так, потому что для того, чтобы поддерживать глубокие отношения, мы должны изменить свой взгляд, или отношение к преданным. Внешне мы можем менять свое поведение сколько угодно, например, при встрече всегда стараться улыбаться преданным, но если внутри я не изменил себя, и действительно не понял, что от этого человека зависит мой духовный прогресс, то внешние способы ничего реально не изменят. Сейчас мы рассмотрим пример, который иллюстрирует то, каким образом меняется парадигма, и как именно от смены парадигмы зависит наш характер, наше отношение к чему-либо и, соответственно, наше поведение.

Когда я был в Швеции, в моей группе был один человек, который выполнял определенные функции. И получилось так, что наши с ним отношения не заладились. Все, чтобы он ни делал, меня почему-то раздражало; мне казалось, что он все делает неправильно. Постепенно это накапливалось-накапливалось, и через какое-то время я уже не мог его видеть. Это дошло до такой степени, что когда я просто проходил мимо него, то я ни то что улыбаться не мог, я не мог даже смотреть в его сторону лишний раз. При этом я мог сколько угодно проповедовать себе, что он “древо желаний”, и что он “может исполнить все мои желания”, но я все равно не мог видеть это “древо желаний”. И, в конце концов, когда он сделал какую-то мелочь, которая послужила последней каплей, я подумал: “Все, хватит. Больше я не хочу иметь с ним ничего общего. Он должен уехать. В конце концов, мне мои нервы дороже”. Я вызвал его к себе в кабинет, запер комнату на ключ и стал говорить ему все, что о нем думаю; всю правду-матку в лицо. Я сказал ему, что он то-то и то-то делает не так, и что сам он такой-то и такой-то. Я обвинил его во всем, в чем только мог, а он при этом спокойно сидел и нагло улыбался. С него все было как “с гуся вода”. И это только еще больше разжигало меня. Сказав ему все, что считал нужным, я подвел итог: “Все, хватит. Собирай свои вещи и уезжай. Чтобы ноги твоей тут больше не было”. Но он с той же самой наглой улыбкой, совершенно невозмутимо сказал: “Никуда я не уеду. У меня виза до июля, и я буду находиться здесь, по крайней мере, до этого времени, а на твое мнение мне наплевать”. После этого я не выдержал и стал говорить на повышенном тоне, показывая, кто здесь главный. Я сказал ему, что до июля он тут не будет точно, и что я прямо сейчас звоню по телефону, заказываю билет на самолет, и завтра он уже уедет. В этот момент я ничего не понимал, ничего не чувствовал, ничего не знал. Я был полностью сосредоточен на объекте своей ненависти. И вдруг, потому что я говорил очень громко и бескомпромиссно, он понял насколько это серьезно. И через несколько мгновений я увидел, что он заплакал. Сразу же я подумал: “О, Господи, я наверно что-то не то делаю”. Мне стало очень неловко; я стал ерзать на стуле и т.п., но решение мое при этом не переменилось. Какое-то время он плакал. Я не знал что делать. Потом я подошел к нему и стал его успокаивать: “Не плачь. Жить можно не только же в Швеции. В конце концов, ничего страшного не случилось”. И тут он открыл мне свое сердце. Он сказал: “До того, как я присоединился к ИСККОН, я был гомосексуалистом. Если я вернусь домой, то мне все будет об этом напоминать, и ко мне вернутся все мои старые привычки, с которыми я не смогу совладать. Я знаю, что “упаду” в такой ситуации, потому что занимался этим даже в день инициации. Но здесь, в Коршнасе, я могу с этим, так или иначе, совладать”. И после этих слов я был готов упасть перед ним на колени. Я сказал ему: “Оставайся в Коршнасе сколько надо. Я постараюсь наладить наши отношения. Я буду помогать тебе, чем смогу”.

В этой ситуации можно хорошо видеть, что как только я услышал о его проблеме, то у меня полностью переменилось отношение к нему. До этого я воспринимал его как винтик в общей системе; и этот винтик плохо работал. Поэтому мне хотелось избавиться от этого винтика. Меня все раздражало в этой ситуации. Но вот я увидел, что это личность. И на самом деле, это не просто личность, а преданный, который пытается очиститься, и делает что-то для этого. После этого мне не нужно было как-то искусственно менять свое поведение. Мне совершенно естественно захотелось чем-то ему помочь. Это показывает огромную силу перемены парадигмы. Если в человеке меняется его внутреннее состояние, его глубокая внутренняя сущность, то поведение и поступки меняются сами собой, потому что они являются производными от этого. Кави дает очень интересное сравнение. Он говорит, что парадигма, или наше отношение к миру, подобно карте. Если у нас правильная карта, то мы сможем по ней найти то, что надо. Если же карта не правильная, то, как бы мы ни старались вести себя, как бы мы ни относились к данной ситуации, мы все равно ничего не сможем найти. Представьте, что вы едете на машине, и вам нужно найти в незнакомом городе какое-то место, но по ошибке вам дали карту другого города. И теперь, когда у вас на руках неправильная карта, вы можете сколько угодно менять свое поведение, менять свое отношение к ситуации, стараться быть большим оптимистом и убеждать себя, что я обязательно достигну этой цели, но вы никогда реально не достигнете искомой цели. Другими словами, парадигма, или внутреннее отношение – это наша карта. Поэтому реальный успех в нашей деятельности зависит от внутреннего отношения, от характера, то есть от фундаментальных принципов, на которых мы строим свое отношение к жизни.

В примере, о котором я сказал, смена парадигмы произошла мгновенно, но обычно в реальном мире смена взгляда на мир происходит достаточно мучительно. Это медленный и мучительный процесс, потому что нам с самого детства прививали неправильную парадигму. Все мы знаем, что такое смена парадигмы, потому что все мы прошли через это. Когда мы присоединились к движению сознания Кришны, то это знаменовало перемену нашей парадигмы. До этого большинство из нас, возможно, не верило в Бога, а если кто-то и верил, то не знал, какой Он на самом деле. Когда же мы присоединились к движению сознания Кришны, то узнали, что у Бога есть серьги в форме акул, и что Он играет на флейте и пасет коров, а также, что Он голубого цвета. Другими словами, наша система координат полностью поменялась от полного неверия к представлению о том, что Бог является личностью со всеми вытекающими из этого последствиями. Это фундаментальная смена парадигмы. И реально такая смена парадигмы происходит в течении долгого времени. Это медленный и мучительный процесс, который не может произойти очень быстро, потому что для этого необходимо в корне поменять свои привычки. Давайте посмотрим, как мы меняемся в процессе преданного служения. Сначала мы узнаем самбандха-гьяну или знание о том, что существует Бог, что мы являемся душами, и что это знание соединяет нас. Затем, когда мы начинаем процесс преданного служения, то сам этот процесс как раз и является методом перемены парадигмы, то есть перемены системы ценностей, системы взглядов на мир, которая есть у человека. После, когда мы достигаем прайоджаны, или цели преданного служения, у нас к этому моменту уже полностью формируется верное отношение ко всему, которое проявляется в том, что у нас сформировывается правильный характер. И процесс переделки старых неправильных привычек в новые не может произойти быстро. Он должен происходить медленно и болезненно, потому что привычки – это то к чему мы привыкли, и даже если они неправильные, они все же дают нам определенное чувство комфорта. Если мы привыкли что-то делать, то мы чувствуем себя удобно в этом. И избавляться от старых привычек очень трудно. Есть знаменитый пример, как у одного учителя музыки на двери висело объявление, в котором говорилось, что стоимость урока для тех, кто совершенно ничего не знает о музыке 30 долларов, а стоимость урока для тех, кто уже учился музыке – 60 долларов. Когда его спросили, почему так, то он сказал, что переучивать всегда труднее, чем обучать заново. Смысл в том, что у нас уже сформировались неверные привычки. В силу нашего длительного материального общения с материалистичными людьми, с самой материальной энергией и ее ценностями, в нас сформировались неверные ценности, неверные принципы и неверные привычки. И поэтому, чтобы сформировать верные, хорошие привычки, нужно приложить очень много труда. В этом заключается смысл и суть процесса преданного служения. Другими словами, смысл процесса преданного служения как раз сводится к тому, что мы должны выработать в себе верные привычки, усвоить истинные принципы и жить, и поступать в соответствии с истинными ценностями.

Из чего состоит привычка?

Сейчас мы посмотрим, из чего состоит привычка. Что нужно для того, чтобы какая-то вещь вошла в привычку? Выше мы дали определение привычки. Привычка – это усвоенный принцип, который проявляется в определенных формах поведения. У каждого из нас есть определенные принципы. Если эти принципы вошли в нашу плоть и кровь, то, становясь привычкой, они проявляются в нашем внешнем поведении. Это то, что мы будем понимать под привычкой.

Существует также три элемента, из которых состоит привычка:

  1. знание;
  2. желание;
  3. умение.

1) Привычка обязательно должна состоять из знания о том, что я должен делать. Другими словами, если мне говорят, что у меня должна быть правильная привычка, то, прежде всего я должен знать, что именно я должен делать в соответствии с этим.

2) Затем, она состоит из нашего отношения к этому, то есть зависит от нашего желания. Иначе говоря, чтобы у меня сформировалась привычка, мне не достаточно просто что-то знать, я должен также еще хотеть это делать.

3) И, наконец – умение или способность это делать. Таковы три элемента, составляющих привычку.

Допустим, у нас была неправильная привычка – мы ели мясо. Для того чтобы избавиться от этого, и развить в себе правильную привычку у нас должно быть три этих компонента. Во-первых, мы должны иметь знание. Сначала мы должны понять, что мясо есть вредно, и что если мы не едим мясо, то это хорошо. Во-­вторых, мы должны захотеть это делать. Многие люди знают, что мясо есть вредно, но для того, чтобы это стало реальной привычкой, нужно захотеть перестать есть мясо. И, в­-третьих, у человека должно быть умение. Иногда у человека есть желание не есть мясо, потому что он знает, что это вредно, но он не умеет и не знает, что готовить в этом случае. Он не знает, как обойтись без мяса, потому что привык его есть, и поэтому считает, что без мяса ему придется помереть голодной смертью. Таким образом, должно быть также и умение. Таковы три компонента, которые являются составляющими любой привычки. Есть одна очень хорошая английская поговорка, которая иллюстрирует, каким образом, возникает привычка и то, к чему это приводит. В ней говорится: “Посеешь мысль, пожнешь поступок. Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу”. Таким образом, мы видим, что все начинается с мысли. Сначала возникает мысль. Затем мысль претворяется в действие. Потом, если действие постоянно повторяется, то оно превращается в привычку. Привычка формирует глубинный характер, а характер, в свою очередь, формирует нашу судьбу. В конечном счете, мы сейчас говорим о том, как правильно жить (поступать), и каким образом сделать так, чтобы наша судьба сложилась правильно, как мы того хотим.

Первая привычка “Независимость от обстоятельств”.

 Сейчас мы рассмотрим первую привычку. Ее можно назвать “Независимость от обстоятельств”. Это название не является точным переводом формулировки Кави, но очень хорошо отражает суть этой привычки. Кави говорит, что первое условие, которое является фундаментом для достижения успеха – это привычка не зависеть от внешних обстоятельств. Очень любопытно, что Кави вообще говорит об этом. Мы знаем, что результатом преданного служения является то, что человек выходит из-под влияния гун материальной природы. И это примерно то, о чем говорит Кави. По сути дела, возможно, сам того не понимая, он призывает людей не зависеть от гун материальной природы. И он говорит, что мы можем делать это; что в каждом человеке заложена способность не быть рабом внешних условий.

Мы зависим от внешних условий.

Мы являемся падшими обусловленными душами, и смысл термина “обусловленный” заключается в том, что мы зависим от внешних условий. Если нас поместить в одни условия, то мы отреагируем определенным образом. Если же нас поместить в другие условия, то мы будем реагировать другим образом. И это является характеристикой обусловленной души. Но первая привычка, которая является базисом всех остальных привычек и основой достижения успеха -это способность не зависеть от внешних условий. Каждый из нас может очень легко проверить, насколько мы обладаем способностью не зависеть от внешних условий. У скольких из нас настроение зависит от погоды? Вот доказательство того, что люди зависят от погоды. Сегодня идет дождь, и поэтому мне с утра позвонил один человек, который, возможно, присутствует в аудитории, и спросил, буду ли я давать лекцию. Я удивился. Разве я не должен давать лекцию потому что идет дождь? Другими словами, если бы дождя не было, то он не позвонил бы и не спросил об этом. Еще один пример того, как внешние условия влияют на человека. Я прожил в Швеции семь лет. В конце августа-начале сентября там начинается зима, а это означает, что в это время солнце заходит за облака и выходит где-то в конце марта. И зная об этом, я начинал впадать в депрессию и единственная мысль, которая была у меня в голове: куда бы уехать? Это реально означает, что мы зависим от погоды. И так как наше настроение зависит от погоды, а деятельность, в свою очередь зависит от настроения, то получается, что мы в своем преданном служении зависим от внешних обстоятельств. Тогда как, по мнению Кави, и я присоединяюсь к нему, человек должен руководствоваться внутренними ценностями. Другими словами, движущим фактором для человека, развившего в себе эту привычку, являются внутренние ценности. И когда человек зависит от своих внутренних ценностей и принципов, то постепенно он обретает способность не зависеть от внешних обстоятельств.

Пример человека, независимого от внешних обстоятельств.

 Кави говорит, что любой человек, не зависимо от уровня своего сознания, может научиться не зависеть от внешних обстоятельств. Он приводит один поразительный пример – пример Виктора Франкла. Виктор Франкл – это австрийский психолог, еврей по национальности. Во время Великой Отечественной войны он попал в концентрационный лагерь. И трудно даже себе представить, через какие муки, унижения и страдания он там прошел. Его жена была сожжена в газовой камере. Его родственники были замучены и убиты. Над ним самим много издевались. Но в один прекрасный момент, посреди этих мук он вдруг понял: “Те, кто мучает меня, могут причинить вред моему телу, но они не могут причинить вреда “мне”". Он понял: “Я – душа, Виктор Франкл, не завишу от этого”. И понемногу он развил в себе огромную степень внутренней свободы. Он подвергался этим мукам, но при этом не обращал никакого внимания на своих мучителей. Когда его мучили, то он с помощью своего воображения и памяти представлял, как стоит за кафедрой перед своими студентами и рассказывает им, через какие муки он прошел. Другими словами, он смотрел на все это со стороны, и совершенно не реагировал негативным образом. Он был полностью независим от всего этого. Такое поведение сохранило ему жизнь. И когда он вышел, то написал книгу, и стал учить студентов тому, как можно оставаться независимым.

На самом деле, эта привычка характерна для всех людей, добивающихся успеха. Мы должны, прежде всего, понять, что, по большому счету, наша реакция может не зависеть от внешних раздражителей. Если же наша реакция целиком определяется внешними раздражителями, то мы ведем себя как животные. Животное лишено свободы волеизъявления. Например, если мы начнем дразнить собаку палкой, то она начнет рычать или лаять, не зависимо от того, кто ее дразнит. Она просто будет реагировать на это. Павлов изучал эту систему условных рефлексов. И обусловленные люди ведут себя подобным образом. То есть ты дотрагиваешься до них, а они соответственно реагируют. Но каждый человек, и это то, что мы должны как преданные очень хорошо усвоить, обладает свободой выбора; он обладает внутренней свободой, которая позволяет ему выбирать, каким образом он будет реагировать на внешние обстоятельства. И как раз в этом заключается смысл первой привычки. Другими словами, смысл первой привычки заключается в том, что мы должны практиковать и развивать в себе свободу реакции на внешние обстоятельства; мы должны перестать быть рабами внешних условий. Говорится, что как преданные мы не должны реагировать на позор и на прославление, нам должно быть все равно, ругают нас или хвалят. Мы должны внутренне четко знать, что мы делаем, и быть уверенными в своей правоте для того, чтобы продолжать действовать независимо от внешних обстоятельств.

Формы детерминизма.

На самом деле, свобода выбора – это самая главная способность, которая отличает человека от животного. Тогда как большая часть людей исповедует ложное представление о предопределенности. Если вы начнете говорить с людьми, то большинство из них начнет говорить: “А что делать? Я вот такой”. И по сути дела, человек снимает с себя, таким образом, ответственность за свои собственные поступки и реакции.

Существует четыре формы такого ложного детерминизма:

  1. Генетический детерминизм. Это, в конце концов, означает, что во всем виноваты мои бабушка с дедушкой (предки). У моей бабушки был такой ген, а у дедушки такой, и так как один из них пил, а другой курил, то я тоже курю и пью, и т.п. У них были такие-то гены, и поэтому я такой.
  2. Психологический детерминизм. Иначе говоря, во всем виноваты моя мама и мой папа. Они меня плохо воспитывали, они меня в детстве не любили, поэтому я вырос такой.
  3. Астрологический детерминизм. Это означает, что так как я, например, стрелец или козерог, то поэтому должен реагировать соответствующим образом. Многие люди читают гороскопы по сути дела только для того, чтобы объяснить себе, почему они так себя ведут и не могут вести по-другому. Таким образом, они помещают себя в клетку астрологического детерминизма, и, оставаясь в ней всю свою жизнь, разводят руками и говорят, что ничего поделать не могу, потому что такими их мать родила.
  4. Сваливать все на обстоятельства. В этом случае, когда с нами что-то происходит, мы виним в этом кого-либо или что-либо. Например, такой человек может говорить: “Президент храма плохой, поэтому я веду себя таким образом”. В конечном счете, эти люди говорят, что во всем виноват Кришна. Очень часто люди говорят, что Бог сделал меня таким, и поэтому я не могу поступать по-другому. Говоря так, человек во всем обвиняет Кришну.                                                                                                                                                    Таким образом, можно видеть, как две вещи: наша обусловленность, то есть зависимость от обстоятельств, и наша зависть к Кришне, которая есть в нашем сердце, непосредственно связаны между собой. Тогда как независимый человек, прежде всего, чувствует свою собственную ответственность, и понимает, что сам должен отвечать за свои поступки. Независимый человек считает, что он сам виновен в том, что с ним случается, и единственный, кто за все это должен расплачиваться – это также он сам. В этом заключается разница между человеком, имеющим привычку не зависеть от обстоятельств, и человеком, зависящим от них. Очень легко можно заметить то или иное умонастроение в себе. Для этого достаточно послушать, как мы объясняем свои поступки. Например, мы можем говорить о своем отношении к какому-то преданному: “Он, конечно, преданный, но все же он раздражает меня”. Что это реально означает? Это означает, что виноват этот человек, а не я. “Что я могу поделать? Так уж случилось, что он бесит меня?!… Я такой. Я родился под таким-то знаком, а он под таким-то, и должно быть именно поэтому он так на меня действует. Он выводит меня из себя по этой причине, поэтому я целиком снимаю с себя ответственность”.

Или, например, если мы находимся в критической ситуации, то разводим руками и говорим: “Я ничего не могу поделать. Так уж сложились обстоятельства”. Что сказал бы в такой ситуации человек, независящий от обстоятельств? Он бы сказал: “Нужно подумать, что я могу сделать в этой ситуации”. В первом случае, когда один человек выводит другого, человек, независящий от обстоятельств сказал бы: “Я могу контролировать себя; я могу контролировать свои реакции; я могу сам определять то, как я должен реагировать в данном случае”. Также мы часто говорим: “Я вынужден это делать”. И когда мы так говорим, то тем самым предполагаем, что есть какая-то внешняя сила, которая заставила меня поступить именно таким образом, а не как-то иначе. На самом деле, если мы начнем разбираться в себе, то поймем, что сами хотели сделать это, то есть сами сделать этот выбор, но при этом хотим свалить ответственность на кого-то другого. Или же еще более распространенный пример: “Я хотел бы это сделать, но у меня нет времени”. Таким образом, мы тоже сваливаем все на обстоятельства.

Недавно мне один человек сказал: “Я хочу повторять 25 кругов на экадаши, но у меня нет времени”. Что это реально значит? Это означает, что на самом деле “я не хочу этого делать, потому что предпочитаю делать что-то другое”. У меня есть 24 часа, и если бы я хотел повторить 25 кругов на экадаши, то всегда мог бы найти для этого время, но так как я предпочитаю делать что-то другое, то у меня не оказывается времени. Или многие люди говорят, что у них нет времени повторять 16 кругов, или 5 кругов, или даже один круг. Это то, как действует человек, зависящий от обстоятельств, потому что он не развил в себе этой привычки. Как преданные, мы должны понимать, что наше поведение в любых обстоятельствах должно, прежде всего, основываться на глубинных принципах и ценностях преданного служения. Мы должны усвоить это и тренировать эту способность в любых обстоятельствах. У нас есть свобода воли, изначально дарованная нам Кришной, и разум, с помощью которого мы можем упражняться в этой способности.

Сферы влияния людей, зависящих и независимых от обстоятельств.

Почему привычка не зависеть от обстоятельств является основой успеха? Потому что эта привычка реально позволяет человеку действовать там, где он действительно может что-то сделать. Человек, зависящий от обстоятельств, как правило, по лени своей сваливает все на обстоятельства и пребывает в умонастроении: “Ничего нельзя поделать. В этом виновато то-то и то-то”. Тогда как человек, обладающий этой привычкой, всегда ищет, что он может сделать; он всегда находит в себе то, на что он реально может повлиять. Такой человек никогда не винит свою судьбу. С другой стороны, есть люди, у которых даже если все хорошо, им все равно нужно найти кого-нибудь, кого можно обвинить, чтобы просто оправдать свою леность или свою неудачливость. Если человек считает: “Просто я неудачник”, то что получается в результате? Человек, который говорит это, делает само сбывающиеся предсказания, и эти предсказания наверняка сбудутся. Он говорит: “Я такой”. И естественно он будет таким. Если человек говорит, что “я плохой”, что “я не могу ничего делать”, то он таким в результате и будет. Тогда как человек, обладающий этой привычкой, ищет, на что он может повлиять. У человека, развившего эту привычку совсем другое направление деятельности.

Стивен Кави объясняет это с помощью схемы:

Внутренний круг – это сфера нашего влияния. В этот круг входит все то, на что мы можем оказать влияние. Вне этого круга находится большая сфера, и там находится все то, от чего мы так или иначе зависим, но на что реально повлиять мы не можем. Человек, имеющий привычку не зависеть от обстоятельств, сосредоточивает всю свою деятельность на внутренней сфере, то есть на сфере своего влияния. Тогда как человек, не обладающий этой привычкой, мысленно пребывает во внешней сфере. Он постоянно рассуждает, что не может это сделать потому-то и потому-то. Если человек в ходе практики развивает в себе эту привычку, то постепенно сфера его влияния начинает расти, а сфера зависимости начинает сужаться. И, наоборот, у человека, не имеющего этой привычки, сфера его влияния постепенно сужается до тех пор, пока не превратится в точку. А что касается сферы зависимости, то он становится полным рабом обстоятельств и зависимым от всего.

И поэтому человек, у которого развита первая привычка, может чего-то добиться, тогда как человек, не развивший в себе этой привычки, не способен ничего добиться; он полностью беспомощен, он несется как пылинка, направляемая потоком жизни, и ничего не может при этом сделать. В этом, в конечном счете, заключается секрет успеха. Мы всегда должны искать в себе, на что мы можем повлиять, чтобы реально изменить определенную ситуацию. Сейчас это может показаться немного абстрактным, чем-то вроде красивой теории, но что при этом нужно делать на практике, может быть непонятно. Но что советует Кави? Он говорит, что мы должны тренироваться, понемногу развивать в себе стремление и способность не зависеть от внешних обстоятельств. И он говорит, что мы можем это делать в любых ситуациях.

У меня перед глазами стоит распространенная ситуация, которая является очень хорошей возможностью потренировать свою способность не зависеть от обстоятельств. Бывает так, что во время раздачи прасада раздатчик начинает раздавать с человека, который сидит рядом с тобой и начинает двигаться в противоположном направлении. Это означает, что тебе придется ждать, пока он не обойдет всех по кругу, и только потом очередь дойдет до тебя. У человека, зависящего от обстоятельств, в данной ситуации будет тенденция раздражаться, злиться на весь мир, и говорить что-то вроде “нужно ходить по часовой стрелке, а не против” и т.п. Или же можно просто сидеть, повторять мантру и думать: “Как здорово, что через 15 минут у меня будет прасад”. Итак, есть очень много ситуаций, в которые мы можем попасть и постараться развить в себе эту привычку. Мы должны очень внимательно наблюдать за своим поведением и анализировать. Живу ли я как животное, на которое надавили, и которое соответственно отвечает? Какова моя реакция? Определяется ли она целиком тем раздражителем, который действует на меня извне, или же я реагирую на основании каких-то глубинных внутренних ценностей?

Вопрос из зала: …

Ответ: Да. Он развил в себе, в конечном счете, большую степень внутренней свободы, чем его мучители. Можно сказать, что он стал, в каком-то смысле гуру для своих мучителей. Через какое-то время фашисты стали приходить к нему за советом, потому что они видели, что этот человек полностью независим от обстоятельств, и что они, по сути дела, никак не могут ему навредить.

Так действует этот механизм. Мы увидим, что наше влияние на других людей будет расширяться по мере развития нашей способности не зависеть от обстоятельств. И это, в сущности, то, что мы видим на примере наших духовных учителей. Шрила Прабхупада был полностью независим от внешних обстоятельств. Только такой человек мог пройти через то, через что прошел Шрила Прабхупада. В возрасте 70-ти лет он, не имея ни гроша за душой, не имея никаких друзей, а только две коробки с книгами, приехал в Америку, и в течении года бился “как рыба об лед”. Любой бы из нас на его месте давно уже плюнул на эту Америку и вернулся бы обратно во Вриндаван. Более того, он иногда даже приходил в порт и спрашивал, когда идет во Вриндаван следующий пароход, но, тем не менее, не покупал билет. Он был полностью независим от этих обстоятельств. Также в Америке он впервые увидел снег, и т.п., но не прекращал своего преданного служения, потому что руководствовался высшими ценностями. Он не останавливался и в результате добился успеха.

Есть еще одна замечательная история, которую я не встречал нигде, кроме интервью Шри Вишнупада, который он дал Сатсварупе Махараджу, когда тот готовился к написанию “Прабхупада лиламриты”. В ней Шри Вишнупад рассказывает замечательную историю. Это было в Бомбее в очень тяжелый период в истории ИСККОН, когда практически произошел раскол. В храмах происходили всевозможные скандалы; движение разрослось, но преданные были незрелыми. В то время произошел очень большой конфликт между домохозяевами и санньяси, когда одни обвиняли других и наоборот. В этот же самый момент Шрила Прабхупада бился за землю, но у него ничего не получалось: их выгоняли, полиция снесла храм. И случилось так, что несколько дней подряд одно за другим приходили известия одно хуже другого, и в какой-то момент пришло совершенно уничтожающее известие, пришел преданный на котором “не было лица”, и выложил все Шриле Прабхупаде. Все вокруг не знали что делать. Шрила Прабхупада совершенно спокойно все это выслушал. Потом он повернулся ничего не сказав, закрыл за собой дверь и зашел в свою комнату. А Шри Вишнупад стал наблюдать за ним в замочную скважину, так как обстановка была очень накалена, и ему было интересно, как же поведет себя его Гуру Махарадж. И он увидел, что Шрила Прабхупада лег на пол и стал смеяться. Шри Вишнупад говорит, что смех Шрилы Прабхупады был подобен лепесткам роз, которые падали с неба, и этот смех приносил утешение и умиротворение. Это то, каким образом реагирует человек, независящий от обстоятельств. Именно потому, что он не зависит от обстоятельств, он может преодолеть любые обстоятельства и добиться успеха в любой ситуации.

Давайте рассмотрим еще один достаточно распространенный пример, на котором мы можем реально потренироваться в этой привычке. Представим, что мы живем в храме и у нас плохой президент, который по нашему мнению во всем виноват. Как реагирует в этой ситуации человек, зависящий от обстоятельств? Он целиком концентрируется на слабостях своего президента, и, таким образом, становится зависим от его слабостей. Такие люди сходятся друг с другом и начинают обсуждать, что этот президент сделал с ними. В Коршнасе однажды была такая ситуация. Это было что-то наподобие очередной революции. В этот период Коршнас стал походить на растревоженный улей. Люди собирались группками и начинали обсуждать, что президент сделал с тем-то и тем-то преданным. Так продолжалось в течение двух недель. Интересно, как должен был поступить в подобной ситуации независимый человек для того, чтобы реально повлиять на ситуацию и на человека, которым все недовольны? Такой человек начинает взаимодействовать с хорошими сторонами президента, и тогда этот человек обращается к нему своей хорошей стороной.

Очень интересно, каким образом разрешилась эта ситуация. Все преданные единодушно решили, что этот президент должен уйти, а на его место нужно назначить нового. И никакого другого варианта быть не может. Потом приехал один единственный человек, независящий от обстоятельств, он поговорил с разными людьми и все оставил по­-прежнему. И хотя внешне ничего не изменилось, все почувствовали, что все как-то встало на свои места, и люди, которые раньше кричали: “Мы никогда больше не будем с ним работать!”, стали с ним работать. Почему? Потому что этот человек научил их взаимодействовать с хорошей стороной президента храма, а самого президента повернуться к другим своей хорошей стороной. И с этого момента все поменялось. За два или три дня буквально произошло чудо, потому что обстановка полностью переменилась. Итак, этот человек практически ничего не поменял. Единственное, что он поменял – это атмосферу и отношение к проблеме. И люди, которые раньше считали себя смертельными врагами, и смотреть не могли друг на друга, снова стали работать вместе. Такова сила человека, развившего в себе привычку независимости от внешних обстоятельств.

В конце этого раздела Кави советует, по крайней мере, 30 дней попытаться в каждой ситуации действовать в направлении того, что мы можем реально изменить, то есть, сосредоточившись на сфере своего влияния, а не пытаться сваливать все на внешние обстоятельства, и посмотреть, как изменится ваша жизнь.

Описание первой привычки в священных писаниях

***

Матра-спаршас ту каутнея шитошна-сукха-духкха-дах

Агампайино `нитьяс тамс титикшасва бхарата (Б.-г., 2.14)

“О, сын Кунти, временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, о, потомок Бхараты, и человеку нужно научиться выносить их так, чтобы они его не тревожили”.

Это то, с чего начинает Господь Кришна. На самом деле, если мы рассмотрим коллизию Бхагавад-гиты, в самом ее начале Кришна говорит Арджуне об этой привычке. Он говорит: “Арджуна, если ты хочешь добиться успеха, то должен развить в себе терпение и не обращать внимания на внешние обстоятельства, внешнее счастье и несчастье, которые зависят от соприкосновения чувств с их объектами”. Таково одно из первых наставлений Кришны в Бхагавад-гите. Титикшава или терпение, является основой первой привычки, поэтому, когда Господь Капила описывает качества садху, то он начинает именно с этого качества, титикшава. Таким образом, терпение, или способность не реагировать на внешние обстоятельства является основой всего благоприятного.

***

нараянах пара-сарве на кутахчана бибйати

 сварга-паварга наракеш апи тулйартха-даршанаха (Бхаг., 6.17.28)

Это стих из шестой песни Шримад-Бхагаватам, который очень точно описывает эту привычку. Этот стих произнес Шукадева Госвами, и в нем говорится: нараянах пара-сарве на кутахчана бибйати, что означает, что человек, полностью посвятивший себя служению Нараяне, лишен страха, в каких бы обстоятельствах он ни находился. Сварга-паварга наракеш апи тулйартха- даршанаха, неважно, где он находится, на райских планетах, достиг ли он освобождения или же попал в ад, такой человек все равно занимается тем же самым. Другими словами, в каких бы обстоятельствах не находился преданный, он все равно продолжает заниматься преданным служением Нараяне.

***

Есть еще один хороший стих в конце второй главы Бхагавад-гиты, который говорит, что такое поведение дает человеку внутреннюю свободу. И зачем это нужно? Такой человек становится по-настоящему свободен.

рага-двеша-вимуктайс ту вишаян индрияйш чаран

атма-вашьяйр видхеятма прасадам адхигаччхати (Б.-г. 2.64)

Здесь говорится, что рага-двеша-вимуктайс ту, человек, который освободился как от раги, привязанности к внешним обстоятельствам, и двеши, ненависти к ним; вишаян индрияйш чаран, и обуздал свои чувства, то есть не дает своим чувствам реагировать так, как они хотят реагировать на внешние раздражители; атма-вашьяйр видхеятма, и следует регулирующим принципам свободы, то есть при любых обстоятельствах следует регулирующим принципам преданного служения; прасадам адхигаччхати, обретает милость Господа.

***

Следующий стих в целом характеризует качество преданного служения.

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

ахаитуки апратихата йайатма супрасидати (Бхаг., 1.2.6)

Здесь говорится, что полное удовлетворение человеку может принести только такая деятельность в преданном служении, которая является ахаитуки, не имеющей никаких мотивов, и апратихата, никак не зависящая от внешних обстоятельств, то есть не прерываемая ими. Только в этом случае человек йайатма супрасидати, может испытать полное удовлетворение.

***

Есть еще один стих, который, возможно, еще более точно описывает эту привычку. Этот стих проводит грань между человеком, зависящим от обстоятельств и сваливающим все на них, и преданного, независящего от обстоятельств. Это знаменитый стих из десятой песни Шримад-Бхагаватам, который произнес Брахма.

тактену кампам сусамикша-манам бунджана эватма критам випакам хритваквапубьяр видадам намасте дживе тейомухтипаде садхая бхак (Бхаг., 10.14.34)

тактену кампам сусамикша-манам – здесь говорится, что преданный, чтобы с ним не происходило, принимает как милость Господа; бунджана эватма хритам випакам – такой преданный говорит, что все плохое, что со мной происходит, является последствием моих греховных поступков, и Кришна дает лишь небольшую часть того, что я на самом деле заслужил; хритва квапубьяр видадам намасте - и при этом, независимо от того, что с ним происходит, он продолжает служить Кришне своими телом, речью и умом; дживе те йомух типаде садхая бхак – человек, который поступает таким образом, заслуживает право на освобождение.

Еще раз я хочу повторить, что две вещи, мукти или освобождение (свобода), и независимость от обстоятельств, неразрывно связаны друг с другом. И у нас, как у преданных, есть реальная возможность развить в себе это. Мы должны понять, что это нам нужно и тренировать в себе это качество независимости от обстоятельств.

Ответы навопросы:

В: …

О: До определенной степени. Я сказал, что эта привычка на самом деле уровень чистого преданного, уровень ананда-майи. До тех пор, пока мы не находимся на этом уровне ананда-майи, мы будем до определенной степени зависеть от каких-то низших обстоятельств, и соответственно находиться на более низшем уровне.

В: …

О: Последнее описание как раз и показывает зависимость от Господа. Когда человек не зависит от внешних обстоятельств, а говорит: “Все то, что со мной случается – это милость Господа”, -это как раз и есть признак этапа полной зависимости от Господа. Есть два варианта: либо мы зависим от внешних обстоятельств и виним во всем обстоятельства, либо мы зависим от Господа. Альтернативы никакой нет. На самом деле, единственный способ реально не зависеть от внешних обстоятельств – это полностью положиться на Господа. Если просмотреть известную серию стихов второй главы Бхагавад-гиты, то можно увидеть, что именно это объясняет Кришна. Кришна призывает Арджуну не зависеть от внешних обстоятельств, и постепенно подводит его к тому, чтобы тот научился постоянно зависеть от Господа.

В: …

О: Это то, о чем я говорю. Мы должны практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. У нас есть разум, и мы должны видеть. Вся наша практика именно на это направлена. Каждое утро, когда мы кланяемся перед преданными и говорим: “Я приношу почтение всем вайшнавам, преданным слугам Господа, которые подобны деревьям желаний …”, -нужно делать это не потому, что просто именно сейчас нужно поклониться. Мы должны осознанно выражать почтение всем вайшнавам, и понимать, что целиком зависим от преданных в своем преданном служении. Человек существо социальное. Если мы лишимся общества преданных, и будем общаться только с кармическими людьми, то долго ли мы просуществуем как преданные? Бывает, что те, кто тесно живет и общается с преданными, принимает это как должное, и забывает, до какой степени сложно жить без преданных, жить среди людей, которые культивируют совсем иные ценности. Люди, живущие материальными ценностями, вольно или невольно вселяют в нас эти чуждые ценности. Таким образом, мы должны понимать, что мы зависим от каждого преданного.

Как говорит Бхактивинода Тхакур в одной из песен: “О, Вайшнава Тхакур, Кришна принадлежит тебе. Поэтому ты можешь дать Его мне”. И если мы будем в каждом преданном видеть того человека, который может дать мне Кришну, то сможем хорошо к нему относиться. Мы должны именно осознанно видеть в нем человека, который может дать мне Кришну. И это на самом деле так, потому что кто еще в наших трудных обстоятельствах придет к нам на помощь? Только преданный. Кто может дать нам хороший совет? Только преданный. Преданный может сказать: “Прабху, ты находишься в майе”. Никто другой не скажет, что ты находишься в майе. Наоборот, другие порадуются, что ты попал в майю и стал одним из них: “Наконец-то ты стал нормальным”. Таким образом, если мы поймем свою зависимость от преданных, то тогда сможем по достоинству оценить то, кем на самом деле они являются, и тренироваться в своей жизни. Ни в коем случае нельзя смотреть на преданных как на что-то само собой разумеющееся. Общество преданных – это очень редкая и хрупкая вещь.

В: …

О: В конечном счете, все эти книги, и эта в том числе, преследуют материальные цели; они дают человеку возможность лучше наслаждаться в материальном мире. И мы понимаем, что, в сущности, тот совет, который он дает, в одинаковой степени приложим для всех людей. Даже если человек просто хочет лучше наслаждаться в материальном мире, то он тоже должен стараться развивать в себе способность не зависеть от обстоятельств, потому что иначе он будет рабом этих обстоятельств. На самом деле, у каждого человека есть свобода выбора реакции. Важна не столько боль, которую нам причиняют, сколько наша реакция на эту боль. Два разных человека могут совершенно по-разному реагировать на одно и то же событие. Если человек не зависит от обстоятельств, то он будет совершенно невозмутим, и эта боль будет ему нипочем. Тогда как другой человек просто сойдет с ума от этой боли. Это то, каким образом обычно поступают люди, и преданные в том числе. Они начинают сходить с ума из-за каких-то пустяшных внешних обстоятельств. Они не усвоили в себе этой привычки и не руководствуются ей. Развитие этой привычки является необходимым условием для счастливой жизни.

Стивен Кави смог определить достаточно глубокие привычки, которые присущи чистым преданным. Тем и хороша его книга. Он рассказывает одну очень интересную историю. Однажды он давал лекцию, посвященную этому. Он объяснял людям, что их боль в действительности определяется не обстоятельствами, а реакцией на них. И он сказал, что в середине его речи одна женщина вскочила, замахала руками, что-то стала говорить, потом села, и просидела до конца лекции в каком-то странном волнении. В перерыве он подошел к ней и спросил, что с ней произошло. Она стала ему объяснять: “Я работаю медсестрой, и ухаживаю за самым неблагодарным человеком на свете. Этот человек причиняет мне невероятные страдания. И, похоже, что ему доставляет удовольствие мучить меня. Он совершенно неблагодарный. Он постоянно выливает на меня свою боль, и никогда не скажет даже спасибо за все мои огромные усилия. Все это было причиной моих внутренних мук, и я в свою очередь выливала это на своих родственников. И тут выходите на сцену вы и говорите, что на самом деле ты не зависишь от всего этого. Ты не мучаешься. Просто ты сама согласилась страдать, дав право на то, чтобы тебя мучили. Я стала думать, заглянула внутрь себя, и в какой-то момент вдруг поняла, что действительно, я сама дала этому человеку право причинять мне боль. Не он причиняет мне боль, а я дала ему это право”. И в тот момент, когда она это поняла, у нее произошла смена парадигмы, и она стала махать руками, кричать и т.д. Другими словами, каждый человек должен обнаружить в себе эту свободу воли, которая есть у нас в силу того, что нам дан высший развитый разум, свободу не быть рабом внешних обстоятельств, а быть свободным от них.

В: …

О: Да конечно. Отречение подразумевает, что человек отрекается и от удовольствий этого мира. Почему, на самом деле, человек зависит от обстоятельств? Потому что он пришел сюда, чтобы зависеть от них. Другими словами, он пришел в это мир, чтобы наслаждаться внешними материальными вещами, но наслаждение ими в свою очередь причиняет ему страдания. Поэтому метод преданного служения подразумевает отречение. Это, безусловно, очень близкие понятия.

В: …

О: Если человек постоянно говорит о себе плохо, то главное не то, что он говорит плохо, а главное то, что он постоянно говорит о себе. Это означает, что он полностью сосредоточен на себе. И такая постоянная критика в свой адрес – это одна их форм самолюбования, но со знаком минус. Обычный человек постоянно хвалит себя, а преданный, чтобы обратить на себя внимание, начинает плохо говорить о себе. Но нужно понять, что в этом нет никакого толка. Мы не можем имитировать поведение великих преданных. Величайшие преданные, как, например, Кришнадас Кавирадж Госвами, говорил в Чайтанья-Чаритамрите, что тот, кто произнесет его имя попадет в ад, и что он хуже, чем червь в навозе. Но он не говорит об этом на каждой странице Чайтанья-Чаритамриты. Он не начинает Чайтанья­Чаритамриту со слов: “Вы знаете, какой я плохой! Я хуже червя в навозе”. И на следующей странице он не описывает, как он ползает в этом навозе. Но люди иногда начинают копаться в своих недостатках, и пишут об этом целые автобиографии. Но кому нужна эта грязь? В этом нет никакой ценности. Кришнадас Кавирадж Госвами один лишь раз написал такие слова, когда у него было определенное настроение, но при этом все остальное время он описывает Господа Чайтанью таким образом, что фигура самого Кришнадаса Кавираджа Госвами никак не заслоняет Господа от читателей. Мы практически никогда его не видим. Он ни в коем случае не вмешивается в наши отношения с Богом. Таков истинный преданный. Истинный преданный ни в коем случае не должен ударяться в эту крайность и постоянно говорить плохо о себе. У искреннего преданного действительно есть ощущение того, что он плох. Так проявляется искреннее смирение преданного. Но это не означает, что он на каждом углу говорит об этом.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы