Семинар «7 привычек», лекция 4

Семинар «7 привычек», 1995 г. (Диск 21, л. 4)

Аннотация:

Третья привычка — способность выделять главное. Планирование. Учет времени. Вещи, которые крадут наше время.  Важность и правила делегирования. Пять уровней делегирования по степени доверия.  Описание третьей привычки в шастрах.

Вопрос: как научиться понимать что важно, а что нет.

История о хорошем поведении, которую рассказал Дхритараштха Дурьодхане.

***

Сегодня мы будем описывать третью привычку людей, которые способны добиваться успеха, но прежде чем перейти к ней, мне хотелось бы сказать еще несколько слов о второй привычке. На прошлой лекции я показал «Социалистическое обязательство строителя коммунизма» и сделал это не случайно, а потому, что сам принцип, на котором это было основано, верен, но, тем не менее, это не сработало. Почему? Потому что миссия, которую давали людям, не была внутренне ими усвоена; они не приняли эту миссию глубоко в сердце, и при этом не обладали первой привычкой, то есть не были способны не зависеть от обстоятельств. И мы должны очень хорошо понимать, что сейчас у нас тоже есть миссия, которую дал нам духовный учитель, но если мы не усвоим ее, и не сделаем нашей плотью и кровью, то также ничего не сработает. Мы просто превратимся в общество лицемеров. Коммунистическое общество в России было обществом лицемеров, потому что они говорили одно, а делали совсем другое. Если мы не хотим превратиться в такое же общество, то должны, прежде всего, очень глубоко понять миссию, ради которой существуем. Именно в этом была суть прошлой лекции.

У Гете есть замечательная цитата, которая показывает силу миссии: «Как только человек целиком посвящает себя чему-то, ход вещей во всей вселенной меняется таким образом, чтобы помочь ему в достижении этого». Таково действие внутренней решимости. Когда человек решает полностью посвятить себя какому-то делу, то все силы вселенной начинают ему помогать. Мы можем видеть это на примере Дхрувы Махараджа. В тот момент, когда он твердо решил добиться своей цели, то есть получить царство, которое превосходило бы царство его отца, весь ход вселенских событий изменился таким образом, чтобы он смог это сделать. Все, на самом деле, основано на нашем желании, как в духовной, так и в материальной жизни. Мы видим, что Кришна не лишает нас свободы воли. Если у нас есть сильное желание, то Кришна, который находится в нашем сердце, придет к нам на помощь. Говорится, что желание подобно запаху, который исходит от души, и Господь может, таким образом, понять наши желания. Когда у нас есть сильное желание, то Кришна, который находится в сердце, ощущая аромат наших желаний, думает: «Если это живое существо так хочет этого, то Я должен помочь ему в этом». Другими словами, главное зависит от нас — насколько мы захотим сделать то, что захотим, и если мы очень сильно захотим стать чистыми преданными, то ничто не сможет помешать нам достичь этого.

Третья привычка. Способность выделять главное и пренебрегать второстепенным.

Первые три привычки символизируют победу над самим собой. Они очень связаны друг с другом, и практически одна привычка неотрывна и не может существовать без двух других. Третья привычка — это способность выделять главное и пренебрегать неглавным. Это та привычка, которой нет у большинства из нас, и от отсутствия которой все мы страдаем. Иначе говоря, третья привычка учит действовать в соответствии с приоритетами, то есть уметь выделять главное и пренебрегать второстепенным и, в конечном счете, действовать в соответствии со своей миссией и целями. Первая привычка говорит человеку: «Ты можешь действовать так, как ты хочешь. Ты независим от обстоятельств». Вторая привычка утверждает: «Ты должен поставить перед собой цель». И третья привычка говорит: «Ты должен действовать в соответствии с этой целью». То есть мало просто поставить цель, нужно еще действительно идти в этом направлении, а это бывает сделать очень сложно. Другими словами, вторая привычка подобна первичному творению, сарге, когда мы творим что-то в уме с помощью своего воображения, очень ясно представляем себе ту цель, которой хотим достичь. А третья привычка — это висарга, или творение на физическом уровне, когда человек начинает материально осуществлять поставленную цель. Когда Господь Брахма получил свою цель (сотворить эту вселенную) от Кришны, то он мог заняться массой других вещей, но нет, как только он получил эту миссию и увидел реально свою цель, он сразу же стал ее осуществлять. Другими словами, третья привычка — это привычка, о которой мы уже отчасти говорили, как о способности говорить «нет» неважному. И эта способность, на самом деле, очень важна. Если мы проанализируем свое поведение, то поймем, что иногда нам очень тяжело сказать «нет» неважному, и это то, чему мы должны научиться.

Четыре категории деятельности.

Всю нашу деятельность можно представить в виде квадрата, который поделен на четыре поля.

В левой половине срочные вещи, а в правой — не срочные. В верхней половине будут важные вещи, а в нижней — не важные. Иначе говоря, вся наша деятельность состоит из этих четырех полей и может быть разбита на четыре категории:

  1. срочное и важное;
  2. важное, но не срочное;
  3. неважное, но срочное;
  4. неважное и несрочное.

Это очень удобная классификация, которая помогает понять, до какой степени мы развили в себе третью привычку. Сейчас мы подробнее разберем, что составляет четыре поля нашей деятельности. Итак, первое — это срочное и важное. Что такое «срочное»? Срочное — это то, что нужно сделать сию минуту, и если этого не сделать, то что-то случится. Что такое «важное»? Это что-то существенное. Таким образом, первое поле деятельности в основном составляют проблемы и кризисы. Например, когда мы плывем на корабле, и вдруг корабль дал течь, то нужно устранить эту течь. Это пример срочного и важного дела. В течение нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемами и кризисами и вынуждены ими заниматься, потому что это срочно, а «срочное» — это то, чем мы должны заняться сейчас же, и это также важное, то есть то, что необходимо сделать.

Второй квадрат — это важные, но не срочные вещи, и это, на самом деле, самое важное поле, на котором следует остановиться. К категории не срочных, но важных дел можно отнести: садхану, чтение шастр (самый лучший пример, потому что это действительно важно, но, как правило, не срочно, так как если я не сделаю этого сегодня, то смогу сделать завтра). Существует, на самом деле, очень большая категория вещей, которые важны. Если мы подумаем над тем, какую вещь должны сделать для существенного изменения чего-либо в своей жизни, то вероятнее всего эта вещь будет относиться именно ко 2-му квадрату, к категории важных, но не срочных вещей (например, выучить английский язык). Обычно это те вещи, которые мы все время откладываем на потом, потому что это не срочно и, в конце концов, не делаем их. Еще один хороший пример не срочного, но важного дела — это ситуация, когда мы чувствуем, что наши отношения с каким-то близким человеком начинают портиться, становясь раз за разом все хуже и хуже, но вместо того, чтобы выяснить эти отношения с ним, понять из-за чего они начинают портиться и улучшить их, мы все время откладываем это на потом, пока ситуация не превращается в проблему. И такое откладывание на потом рождается из отсутствия способности или лености действовать или жить в квадрате два, что, в конечном счете, приводит ко все новым и новым проблемам. И, в сущности, работать в этом квадрате может только независимый человек, который раз и навсегда сказал: «Не я завишу от обстоятельств, а обстоятельства должны зависеть от меня».

Третье поле тоже представляет собой очень большой интерес, это не важные, но срочные вещи. Другими словами — это вещи, которые нужно сделать, потому что они «давят» на нас, но если посмотреть на них объективно, то станет ясно, что это не такие уж важные вещи. Очень хороший пример такой вещи — телефонный звонок. Если вы заняты каким-то очень важным делом, но вдруг звонит телефон, то вы бросаете свое важное дело, берете трубку …, а там человек начинает говорить в течение получаса о каких-то пустяках. Это пример не важной, но срочной вещи. Как иногда бывает? Мы готовимся к важной встрече, долго собираемся и целый час едем к человеку на метро, заходим к нему в гости, садимся, чтобы поговорить с ним о чем-то очень важном, но вдруг… у него звонит телефон, он бросает все, и, несмотря на то, что мы приехали к нему с другого конца города, начинает общаться с кем-то только потому, что тот человек позвонил по телефону. Другими словами, вещь, которая есть у нас перед глазами, оказывает на вас давление в силу ее видимой срочности, но если подумать, то это совершенно неважная вещь. И если мы посмотрим на жизнь вокруг нас, то поймем, что существует очень много таких вещей. Я знаю это по себе, потому что моя жизнь на 90% состоит из таких вещей: нужно куда-то пойти, прочитать незапланированную лекцию, поехать в какой-нибудь Богом забытый город, посетить какую-нибудь конференцию и т.д. И все это давит на тебя. Человек приходит к тебе и говорит: «Ты должен это сделать», — и у тебя нет сил сказать «нет», потому что он говорит — «это срочно и очень важно», — тогда как внутри ты понимаешь, что это неважно, но, тем не менее, в силу того, что это оказывает на тебя давление, ты поддаешься и говоришь «ладно, сделаю».

И, наконец, 4-ый квадрат — это несрочные и неважные вещи. Пример этого — праджалпа, или пустая болтовня, компьютерные игры и т.п. Для человека, не развившего в себе первую привычку, такие вещи доставляют особое удовольствие — просто что-то сделать, просто убить время. Таковы четыре поля, из которых состоит вся наша деятельность. И основной смысл третьей привычки заключается в том, чтобы суметь перенести акцент своей деятельности из третьего поля во второе; чтобы резко сказать «нет» третьему полю и сказать «да» второму. В этом заключается секрет того, как человек может достигать успеха в своей практической деятельности.

Мы не будем говорить о четвертом поле, потому что в силу очевидности об этом даже не нужно говорить; и мы не будем говорить о первом поле, потому что очевидно, что кризисные ситуации нужно решать. На самом деле, именно ко второму полю относятся те вещи, которые приводят к результату, приходящему не сразу. Это то, что называется шреяс. Забыть дела третьего квадрата, и целиком посвятить себя вещам второго — это концепция шреяс и преяс. Те, кто читал «Бхагавад-гиту», знают, что существуют шреяс и преяс. Шреяс — это то, что дает отдаленные результаты, вечное благо, а преяс — то, что дает какое-то непосредственное благо, благо, которое можно сразу же ощутить. И в «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что мы должны забыть преяс, и стремиться к шреяс, к высшему благу. Это, по сути дела, одна из формулировок третьей привычки. Что же случается с человеком, который систематически пренебрегает вторым полем, то есть постоянно откладывает важные вещи? В результате того, что он пренебрегает высшим благом, или отдаленными целями, первое поле начинает расти. Так как он не думает об отдаленных результатах и не занимается деятельностью, которая может его спасти, то поле проблем и кризисов начинает увеличиваться до тех пор, пока не займет всего поля деятельности человека. Сегодняшняя лекция в большей степени, чем предыдущая будет относиться к менеджерам. Что обычно бывает с менеджерами в ИСККОН, которые систематически пренебрегают вторым полем? Когда неопытный человек становится менеджером, то на него сваливается 1001 проблема и 1001 дело, и он думает: «Я не буду читать шастры, потому что мне некогда», «Я буду повторять мантру в промежутках между этими проблемами, потому что мне некогда», «Я буду ложиться спать в два часа ночи, потому что мне некогда», «Я не буду ходить на мангала-арати, потому что мне некогда». И в результате первое поле вырастает до катастрофических размеров, проблемы все больше и больше начинают наваливаться на него. Человек, который пренебрегает вторым полем своей деятельности, который не может выделить важное, но не срочное, словно находится в штурмующем океане — одна волна его накрывает, и он кое-как выплывает из-под этой волны, но тут же следующая и следующая волны катятся и накрывают его. Такие люди обычно говорят: «Как я могу заниматься этим? У меня на это нет времени». И получается, что «у меня нет времени читать джапу», «у меня нет времени читать шастры», «у меня нет времени заниматься той-то и той-то важной деятельностью». Что это реально значит? Это значит, что, во-первых, человек не развил первую привычку, то есть не понял, что он, на самом деле, не должен зависеть от обстоятельств, и, во-вторых, он не усвоил как следует свою миссию, свою истинную цель, и поэтому не может строить свою жизнь вокруг этой миссии и цели.

Что является основной причиной того, что человек пренебрегает полем два и предпочитает действовать в поле три или четыре? Основная причина этому — лень. Почему? Потому что над важными, но не срочными вещами должны работать мы сами, но нам это не нравится, так как мы ленивы по своей природе. Тогда как, если это не важное, но срочное дело, или же не важная и не срочная вещь, то она сама работает на нас, она заставляет нас что-то делать. В этом случае нам не нужно прилагать никаких волевых усилий. Что нам нужно делать в этом случае? Просто плыть по течению, а эти срочные вещи будут сами появляться, и мы всегда будем очень заняты. Можно всю жизнь прожить очень занятым и так и не понять, зачем ты ее прожил. Срочные вещи одна за другой будут наваливаться на тебя, и ты будешь бежать от одной срочной вещи к другой, а жизнь будет проходить мимо тебя. Я помню, когда приехал сюда, тогда я еще не читал этой книги, то на меня сразу же навалились все эти срочные вещи, и каждый день превращался буквально в ад, потому что я проживал день, но при этом не понимал, зачем все это делаю. Я целый день что-то делал, но при этом, в конце концов, чувствовал только опустошение, потому что просто на просто не понимал «зачем?», «как?» и «почему?». Я не понимал, куда все это идет. Был просто полный хаос, именно потому, что не было нужного акцента на поле два, которое является самым важным полем.

Связь трех первых привычек.

Сейчас мы поговорим о связи первых трех привычек. Итак, чтобы работать в квадрате два человек должен быть независимым, потому что только независимый человек может поступать подобным образом, тогда как все остальные будут плыть по течению. И также, работать во втором квадрате может только человек, который четко видит свою цель (миссию), то есть развил в себе вторую привычку. Только он сможет отделить главное от второстепенного, тогда как другой человек не понимает, что является главным, а что нет. Таким образом, третья привычка заключается в том, чтобы научиться говорить «нет» неважному, каким бы срочным оно ни казалось.

Один итальянский философ и социолог Парето, который изучал философию деятельности, сформулировал закон, который до сих пор известен людям, занимающимся социологией. Он пришел к выводу, что примерно 80% результатов, которых мы добиваемся, приходят к нам от 20-ти процентов деятельности. Другими словами, из всей той деятельности, которой мы занимаемся, только очень ограниченное число видов деятельности реально приводят нас к каким-то результатам. И чтобы добиваться максимального результата, мы должны выделить эти формы деятельности.

Способы развития третьей привычки.

Для того, чтобы развить в себе эту привычку есть несколько основных методов. Первое, что поможет развить нам эту привычку и поможет избавиться от бессмысленного времяпрепровождения — это планирование. Человек должен научиться планировать свою жизнь. Этому тоже нужно учиться, и самообучение этому относится ко второму полю деятельности. Планирование — это самое главное.

Планирование.

Третья привычка заключается в том, чтобы организовать свою деятельность и заниматься ей на основе приоритетов, которые мы сами себе установили. И по сути дела, эта привычка описывает то, как мы должны организовать свою жизнь и свою деятельность.

Есть два способа организации своей жизни и деятельности. Во-первых, это (1) организация своей деятельности с помощью расписания, и, во-вторых, возможно сейчас это относится не ко всем, но в будущем может пригодиться, это (2) делегирование, то есть перепоручение части своих дел другому человеку. Для того, чтобы сделать расписание нужно, кроме всего прочего, иметь органайзер. Это очень важная и нужная вещь, и она нужна не только менеджерам, а также всем остальным, для того, чтобы соблюдать равновесие. Если у нас не будет плана, то мы никогда не сможем соблюдать баланс между результатом и тем, с помощью чего мы добиваемся этого результата. Предварительное планирование помогает соблюсти баланс. Если мы не будем предварительно планировать, то всегда будем рабами обстоятельств. (По этому поводу есть замечательное правило четырех «П» — предварительное планирование предупреждает проблемы.) И говорится, что эффективный менеджер, или человек, который занимается какими-то большими организационными делами, до 50-ти процентов времени тратит на планирование.

Это очень важная вещь, и без нее человеку тяжело будет добиться успеха. Навин Кришна прабху в одном из своих семинаров сказал, что нужно ежедневно уделять минут десять планированию; либо утром, либо вечером предыдущего дня нужно сделать план на следующий день. И эти десять минут, которые мы посвятим планированию следующего дня, смогут сэкономить нам как минимум час времени. И что нужно запланировать прежде всего? Прежде всего, нужно запланировать на день не срочные, но важные вещи, то есть утреннюю программу, чтение джапы, чтение шастр, и не просто запланировать, но потом еще и исполнить это. Также Навин Кришна прабху в своем семинаре рекомендовал кроме чтения шастр, уделять какое-то время чтению литературы по специальности, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Кави делает очень интересное сравнение. Он описывает, что представляет собой жизнь без планирования. Если мы живем, не имея плана, то это подобно проживанию в комнате, в которой нет шкафа, куда можно было бы положить одежду. И если вы человек, у которого много вещей, то все ваши вещи будут просто раскиданы по всей комнате. И когда вам нужно будет что-то найти, то придется потратить какое-то время на поиски нужной вещи среди общего беспорядка.

Что дает планирование? Если человек планирует свою жизнь, то это дает ему возможность учитывать свое время. Человек, который учитывает время, может обнаружить огромные резервы времени. Почему, скажем, все, кто имеет дело с деньгами, должны вести бухгалтерию? Потому что если мы не будем вести бухгалтерию, то не будем знать, куда уходят деньги. В этом случае деньги будут просто уплывать от нас. Известно, что у того, кто не ведет бухгалтерию, деньги просто куда-то исчезают. Но если человек просто записывает свои расходы, то у него сразу же появляются лишние деньги. Вести бухгалтерию означает иметь какие-то лишние деньги. Точно так же, вести учет времени, значит получить гигантское количество времени в свое распоряжение, которое сейчас у нас уходит непонятно на что. Когда у Бенджамина Франклина спросили, что такое время, то он сказал, что время — это то, из чего создана наша жизнь. Поэтому мы обязательно должны вести учет времени. И просто сам по себе учет времени откроет нам гигантские резервы времени, потому что мы уже начнем его экономить. Человек, который учитывает деньги, начинает более бережно относиться к этим деньгам. Точно также человек, который учитывает свое время, начинает более бережно относиться ко времени, которое у него есть.

Пример учета времени.

Есть хороший пример, который прекрасно показывает, как, просто учитывая время, человек может добиться больших результатов. Это пример замечательного русского ученого, биолога и математика Любищего. Этот человек в молодости поставил перед собой достаточно утопическую цель — он решил создать математическую систему биологии. Он понял, что для того, чтобы достичь этой цели, ему нужно очень много трудиться, иначе, он не сможет этого добиться, потому что это очень большая задача. И что он сделал? Он разработал систему учета времени. Каждый день своей жизни, начиная примерно с 25-ти летнего возраста, он стал записывать с точностью до пяти минут, на что он тратил свое время. Он просто записывал это в конце каждого дня. У него были категории работ, на которые он разделил свою деятельность, и он записывал, что столько-то времени за этот день было потрачено на работы первой категории важности, столько-то времени было потрачено на работы второй категории важности. Потом, каждый месяц он составлял отчет, где говорил, сколько времени и на что он потратил. Он отчитывался сам перед собой. Затем, по прошествии года он составлял годовой отчет. Он тратил несколько дней на составление годового отчета, и мог сказать с точностью до минут, на что он потратил свое время. В этом годовом отчете было, например, написано: «Я читал в этом году 547 часов 42 минуты», — и он мог сказать, сколько страниц книг он прочитал за это время. И что в результате получалось? За один год он писал приблизительно по полторы тысячи страниц. Столько не пишет ни один из ныне существующих писателей, это гигантская цифра. Он читал около девяти тысяч страниц в год. (Если бы мы читали по 9000 страниц в год, то прочитывали бы всю  «Чайтанья-чаритамриту», весь  «Шримад-Бхагаватам» и всю «Бхагавад-гиту».) И это потому, что он вел учет каждой минуте своего времени. Что это ему давало? Из-за того, что он наладил такой учет, он мог очень хорошо планировать. Он знал, сколько времени на какую деятельность у него уходит. Когда он планировал, то планировал не просто на один день вперед, а на месяц и на год. И сразу, когда он составлял отчет за прошлый год, он составлял план на будущий. И обычно его планы по сравнению с тем, что он делал реально, расходилось на 1-5%. Например, он планировал, сколько часов будет писать научные статьи, и когда составлял очередной годовой отчет, то его планы подтверждались с точностью до 1-2%. При этом он не очень ограничивал себя. Он спал 10 часов в сутки. Он считал, что, так как занимается интеллектуальной деятельностью, то ему нужно много спать. Но, не смотря на это, он нашел огромные резервы времени, и мог очень четко планировать. В годовом отчете он писал «за прошлый год я 65 раз развлекался: сходил в театр и т.п.». Навряд ли кто-то из нас сможет сказать, сколько раз в год он развлекался или сколько страниц книг прочел, или же сколько времени реально посвятили той деятельности, которая является миссией нашей жизни. Никто из нас не может этого сказать, поэтому никто не может планировать на год.

В каком случае планы имеют смысл? Планы имеют смысл только в том случае, если человек может их исполнить. Если же человек просто планирует, а потом не исполняет этого, то в этом нет никакого смысла. Я помню, как, учась в институте, я ставил перед собой цель. И всегда есть естественное желание достичь цели очень быстро, изучить, например, французский за два месяца. Потом, когда за два месяца ты его не выучиваешь, то начинаешь думать: «Какой вообще в этом смысл?» Это говорит о том, что когда ты не знаешь своих способностей, и из-за этого твои планы не выполняются, то, в конце концов, ты машешь на них рукой и при этом думаешь, что нет смысла планировать, потому что всегда будут появляться какие-то срочные вещи, и я все равно не смогу исполнить то, что запланировал; поэтому лучше плыть по течению и жить как живется.

Итак, учет времени — это очень важная и мощная вещь, которая дает человеку возможность понять, на что он тратит свое время, и накладывает определенную ответственность. Неделю назад, готовясь к семинару, я перечитал эту книгу и попробовал вести учет времени, и понял, что теперь каждый раз, когда что-то записываю в своем дневнике, я понимаю, что такие-то 5 или 10 минут я «находился где-то в космосе» и непонятно чем занимался. Таким образом, зная, что буду отчитываться перед собой и должен буду записать, что такие-то 10 минут потрачены впустую, я говорю себе: «Не садись на пенек и не ешь пирожок». И все это просто потому, что я знаю, что буду отчитываться за это время. Если же человек не отчитывается перед собой, то думает, что нет ничего страшного, если он лишние несколько минут потратит на праджалпу или поиграет в компьютер. Таким образом, просто учет времени дает сильное чувство внутренней ответственности перед самим собой за то, каким образом проходит твоя жизнь; ты начинаешь ощущать течение времени. Чанакья Пандит говорит, что ни одну напрасно прожитую минуту невозможно вернуть ни за какие деньги. Говорится, что хороший менеджер каждые 30 минут отмечает, что он делал в течение этого времени. Просто отмечает; и я всем очень советую это делать. Плохие же менеджеры делают это 1 или 2 раза в день.

Вещи, которые «крадут» наше время.

Сейчас мы перечислим вещи, которые «крадут» наше время в течение дня:

  1. Вещи, которые мы кладем не на свое место. Если у нас нет для каждой вещи своего места, и мы кладем ее, куда попало, то это источник наших будущих трат времени.
  2. Очень сильно крадет наше время склонность отвлекаться. Если мы занимаемся какой-то деятельностью, и вдруг нас что-то отвлекло, то для того, чтобы снова начать нашу деятельность, нам нужно потратить некоторое время, чтобы вновь погрузиться в нее. На примере повторения мантры очень хорошо видно, как связаны учет времени и склонность отвлекаться. Если ты следишь за тем, сколько времени у тебя ушло на каждый круг, то тогда этого времени становится меньше. Это означает, что ты начинаешь читать мантру более сосредоточенно. Если же ты не следишь за этим, то появляются какие-то «мертвые промежутки» (погружаешься в прострацию), и это время теряется потому, что ты его не учитываешь. И так же обстоит дело с концентрацией. Если мы занимаемся чем-то, то должны делать это концентрированно. Каждый из нас знает, что если мы читаем мантру утром, то на это нужно 1,5 часа или немного больше. Если мы читаем мантру вечером, то на это нужно 3 часа. Если мы читаем мантру ночью, то на те же 16 кругов нужна вся ночь. Так происходит потому, что вечером и тем более ночью, концентрация внимания ниже. Таким образом, если мы чем-то занимаемся, то нужно заниматься этим концентрировано, ни на что не отвлекаясь, а для этого следует организовать свою работу так, чтобы была возможность сосредоточиться.
  3. Еще один из элементов, который сильно крадет наше время — это откладывание на потом. Когда есть что-то, что можно отложить на потом, или же нам нужно делать что-то неприятное, и мы откладываем и откладываем это, то, в конце концов, нам придется потратить на это гораздо больше времени, чем мы могли бы потратить.
  4. Много времени отнимает пустая болтовня;
  5. Неспособность сказать чему-то «нет»;
  6. Деятельность без цели;
  7. Отрицательное отношение к служению. Это очень важный момент. Мы должны четко понимать, как мы относимся к тому, что делаем. Если мы что-то делаем, и делаем это с неохотой, то лучше вообще этого не делать. Почему мы делаем что-то с неохотой? Потому что внутренне не осознали важности этого. Если мы не осознали необходимость того, что мы делаем, и нам не хочется этого делать, то мы потратим на то же самое дело в 2-3 раза больше времени. Все знают, как мы что-то делаем, когда не хотим этого. Когда же человек делает что-то с желанием и энтузиазмом, то все у него будет получаться быстро и четко.
  8. Неумение перепоручить другому часть обязанностей;
  9. Привычка заниматься одновременно несколькими вещами. Это когда человек думает, что он Юлий Цезарь и поэтому может одновременно есть прасад, слушать лекцию и при этом еще что-то читать. Или же повторять джапу и при этом читать газету или работать на компьютере.

Таковы некоторые вещи, которые «крадут» наше время. И основным источником трат нашего времени является неосознанность того, что мы делаем. Другими словами, если мы не осознали важность того, что мы делаем, то будем впустую растрачивать время. Каждый из нас находился в ситуации, когда подходит время читать шастры, и ум сразу же начинает инстинктивно искать какие-то срочные вещи, которые нужно сделать в этот момент: с кем-­то срочно поговорить, что-то найти, ответить на письмо и т.д. И ум тогда говорит: «Сейчас я сделаю несколько срочных вещей, а потом буду читать шастры». Но потом час, который был отведен на чтение шастр, проходит, и вы с облегчением вздыхаете и говорите: «Сегодня не получилось. Было слишком много срочных вещей. Ладно, почитаю завтра». В конечном счете, это исходит от недостаточного понимания того, что мы делаем.

В сфере планирования времени очень важно стараться планировать не на один день. Потому что если мы планируем только на один следующий день, то это значит, что мы планируем только самые срочные дела, то есть то, как мы будем разрешать проблемы. Главное, что нужно научиться для того, чтобы находиться в гуне благости — это научиться планировать на более длительные сроки, как минимум на неделю. Каждое воскресенье человек должен подумать, что важного он должен сделать на этой неделе. Существуют какие-то вещи, которые очень важны для меня и для того, чтобы я исполнил свою миссию, я должен на неделе их сделать. Такие вещи мы должны запланировать первыми, а все остальное планировать вокруг этого, так как в противном случае мы будем планировать только кризисы и проблемы. И затем нужно научиться планировать на месяц и на год.

Структура органайзера

Для того, чтобы облегчить процесс планирования, Кави предлагает свой вариант органайзера (ежедневника), и очень интересный и полезный вариант недельного плана. По своему опыту я могу сказать, что с тех пор, как я стал планировать на неделю, жизнь моя стала гораздо более осмысленной. Я стал четко осознавать, чего я хочу добиться, и как протекает мое время. Другими словами, так как у меня перед глазами находится этот недельный план, то стало видно, как я приближаюсь к своей цели, и это, в свою очередь, сделало каждый день осмысленным. И очень интересен сам механизм планирования, который советует Кави. Первым делом он предлагает записать роли, которые выполняет человек. Затем цели, которые он ставит на следующую неделю в каждой из этих ролей. Он выделяет под это всего три пункта (важных вещи). Затем эти важные вещи нужно распределить по дням недели. Таким образом, составляя план, в первую очередь нужно запланировать эти важные вещи. Затем идет обычное планирование по часам.

Возможно, что это нужно не всем, а только менеджерам, но я все же очень рекомендую планировать таким образом. Если вы будете видеть хотя бы на неделю вперед, а не бежать всю свою жизнь с закрытыми глазами, то жизнь ваша будет более наполнена смыслом, чем это есть сейчас.

Делегирование.

Делегирование — это то, что в большей степени относится к менеджерам. Далеко не все из нас умеют перепоручать часть своей ответственности другим. Но очень важно научиться этому. Почему многие менеджеры буквально сваливаются под грузом ответственности (обязанностей)? Потому что они не умеют передавать это другим. Они считают, что только сами могут сделать это хорошо. Таким образом, когда человек получает какую-то ответственность, но при этом не умеет передавать часть этой ответственности своим подчиненным, то он никогда не сможет достичь большого успеха. Какова главная причина того, что человек не может перепоручить часть своей ответственности другому? Главная причина этого в том, что он не доверяет тому, кому собирается это поручить. Он думает: «Какой смысл поручать ему это, если я знаю, что он все равно этого не выполнит, и в итоге мне придется самому все переделывать».

Правила делегирования.

Сейчас мы рассмотрим несколько правил делегирования.

1. Первое, что нужно сделать, если мы поручаем кому-то какую-то деятельность, ­постараться дать ему очень ясную картину того, чего он должен достичь. Но при этом ни в коем случае не говорить ему, какими способами он должен достигать этого. Если мы перепоручаем кому-то и говорим при этом: «Ты должен сделать так-то, так-то, так-то и так-то. Каждый твой шаг я буду проверять. А если ты не дай Бог сделаешь что-то не так, и у тебя ничего не получится, то я тебя накажу», — то тогда человек не почувствует доверия и собственной ответственности, а без этого он никогда не станет ответственным деятелем. Перепоручая кому-то, мы должны очень ясно поставить перед ним цель, но ни в коем случае не давать ему методов, которыми он должен достичь этой цели. Пусть он любыми, может быть, далеко не самыми лучшими способами достигает этой цели, потому что главное, что это его способ. Если мы будем навязывать свои методы, то человек всегда будет ощущать, что ему не доверяют, а значит он никогда не будет чувствовать полной ответственности за то, что делает. Это первое и очень важное правило для всех менеджеров — ставить цель, но не давать методов. В этом случае мы полностью доверяем человеку. Но при этом все же можно сказать, чего не нужно делать. То есть если ты знаешь, какие ошибки человек наверняка совершит на этом пути, то об этом можно предупредить.

2. Затем, поручая что-то человеку, нужно обязательно сказать ему, какими ресурсами он может пользоваться. Очень распространена ситуация, когда к президенту храма приходит какой-нибудь преданный, исполненный энтузиазма, и говорит: «Прабху, у меня возник вот такой план. Давайте сделаем такую-то проповедническую программу». На что президент храма, к которому таких бхакт приходит в день человек двадцать, и все предлагают огромное количество замечательных программ, и который уже от всего устал, говорит: «Замечательно! Вот ты давай это и делай!» И что происходит с этим преданным? У него сразу же опускаются руки, потому что он понимает, что просто так он не сможет этого сделать. Другими словами, если мы действительно поручаем что-то, то должны дать человеку ресурсы. Например, мы должны не просто поручить: «Ты отвечаешь теперь за Ратха-ятру в следующем году, но я не даю тебе ни денег, ни средств, ни людей. Вертись как хочешь, но чтоб Ратха-ятра была», — это пример плохого перепоручения. Перепоручая, мы обязательно должны указать, чем человек может пользоваться для того, чтобы достичь поставленной цели.

3. Обязательно нужно определить систему контроля или отчета, то есть то, каким образом мы будем узнавать о выполнении дела. Потому что если менеджер говорит что-то сделать, но после не проверяет, то в ответственный момент это звено может подвести, и в результате все будет валиться из рук и т.п. Именно для того, чтобы такая ситуация не произошла и менеджер не удивлялся: «Почему так произошло? Ведь я же поручил ему это? Почему он этого не сделал?», — обязательно нужна система контроля. И контроль не означает, что мы не доверяем человеку. Система отчета должна быть в любом случае, однако человек должен при этом чувствовать свою собственную ответственность за это.

4. И, наконец, обязательно нужно определить последствия, то есть что человек получит, если достигнет поставленной цели. Навин Кришна прабху настоятельно рекомендовал ни в коем случае не говорить о плохих последствиях, то есть ни в коем случае не мотивировать человека какими-то негативными результатами, например, что его выгонят, если он этого не сделает. Мы должны мотивировать человека позитивно. (В нашем случае это может быть какой-нибудь подарок, поездка в Индию и т.д.) И хотя это материальный мотив, он все же должен присутствовать, несмотря на то, что мы занимаемся преданным служением, потому что мы еще не достигли чистого преданного служения. Однако самой высшей формой мотивации, то есть того, что заставляет человека действовать, является доверие. Если человек ощущает, что ему доверяют, то он постарается, чего бы ему это ни стоило, выполнить возложенное на него поручение, потому что он чувствует доверие и знает, что, поручив ему это, на него надеются. Таким образом, главное — дать человеку почувствовать, что на него полагаются и ему доверяют.

Существует пять уровней делегирования по степени доверия к человеку:

  1. Первый и самый низкий способ делегирования, который мы чаще всего встречаем у неопытных менеджеров — это когда он говорит: «Иди, сделай то-то, то-то и то-то от сих и до сих. Будь всегда у меня под рукой. Я тебе что-то скажу, ты сбегай, сделай, а потом вернись, отрапортуй и жди следующего поручения». Такое делегирование практически не разгружает человека, потому что оно ему не помогает.
  2. Второй уровень, когда мы поручаем что-то человеку и говорим: «Если вдруг ты столкнешься с какой-то проблемой, то сразу же спроси у меня, чтобы, не дай Бог, не допустить какой-нибудь ошибки». Это более высокая степень доверия, по сравнению с первой, но все же достаточно малая.
  3. На третьем уровне мы говорим: «Делай как хочешь, но если ты сталкиваешься с какими­-то трудностями, то приди ко мне и посоветуйся. Ты можешь предложить свой вариант, и также посоветоваться со мной что делать».
  4.  «Ты должен сделать то-то и то-то. И как только сделаешь, сразу же отчитайся передо мной».
  5. И самый высший уровень делегирования, когда человек говорит: «Выполняй такую-то задачу, и периодически отчитывайся». Таковы способы делегирования в зависимости от уровня доверия, которое есть у менеджера по отношению к подчиненным. Каждый менеджер должен стараться действовать, по крайней мере, на трех последних (3, 4 и 5-м) уровнях, но лучше на пятом, и ни в коем случае не злоупотреблять первым.

Описание третьей привычки в священных писаниях

*** … авьяртха калатра … Говорится, что человек, развивший в себе экстатическую трансцендентную любовь к Богу, ни одной секунды не тратит зря. Иначе говоря, развить в себе третью привычку до конца может только человек, достигший бхавы.

*** В девятой главе «Бхагавад-гиты» Кришна описывает деятельность махатмы.

сататам киртайанто мам

йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа

нитйа-йукта упасате (Б.-г., 9.14)

В этом стихе есть две вещи, которые четко описывают третью привычку. Сататам киртайанто мам — они постоянно воспевают Мою славу, и дридха-вратах — они тверды в своих обетах. Перед этим Кришна говорит, что махатмы приняли прибежище трансцендентной энергии. То есть они дали обеты (цель) и неуклонно идут к ним, и поэтому сататам киртайанто мам могут постоянно заниматься киртаном. И в результате киртаниях сада хари, человек постоянно повторяет имена Хари.

Ответы на вопросы:

В прошлый раз мне напомнили на счет шаранагати. Шаранагати — это, по сути дела, другое определение третьей привычки. Как звучат первые две составляющие шаранагати, или предания себя? Анукульясйа санкалпах пратикулья-виварджанам — мы должны принимать то, что важно и благоприятно для преданного служения и отвергать все то, что неважно.

В: …

О: Поэтому нужно каждую неделю подходить к этому менеджеру и спрашивать, какие у него планы на вас на эту неделю. Записать эти планы на первое место, а свои построить вокруг этого. Другими словами, мы должны согласовать свои планы и поставить их в гармонию, а для этого нужно, соответственно, поставить приоритет на поручения нашего начальника.

В: …

О: Если мы редко знаем, что произойдет в течение недели, то это означает, что мы не научились планировать и поэтому живем хаотичной жизнью. Человек, который научился планировать, четко знает, что с ним произойдет в течение недели. Человек, который научился планировать, начинает видеть, как протекает его жизнь; такой человек начинает чувствовать течение времени и видит, как это приближает его к поставленной цели. И, на самом деле, очень приятно чувствовать, что твоя жизнь стала осмысленной и перестала напоминать комнату без шкафа, где все разбросано.

В: …

О: Эту цель дает нам духовный учитель. Он дает нам проповедническую миссию, что и является нашей целью. Самое лучшее — получить цель от кого-то, но потом мы должны найти свое место в этой проповеднической миссии.

В: Как научиться понимать, что важно, а что нет?

 О: Для того, чтобы понимать, что важно, а что нет, нужно поставить цель, определить свои ценности. Если мы понимаем, в чем заключается моя цель, то тогда мы будем видеть, что приближает нас к этой цели, и то, что приближает нас к ней — является важным, а то, что не приближает нас к этой цели — важным не является. Наша цель — стать чистым преданным, поэтому все, что приближает нас к этой цели — важно, а все, что отдаляет от этого, или просто не приближает — неважно. Все очень просто.

В: …

 О: Да. Поэтому я говорил, что свою миссию периодически нужно пересматривать (корректировать) в зависимости от того, как ты видишь и понимаешь ее, или как она изменилась. И соответственно, ценности могут тоже отчасти меняться. И речь, безусловно, идет не о высшей цели, а о каких-то промежуточных целях. Промежуточные цели могут пересматриваться, тогда как высшая цель всегда остается неизменной. И из-за того, что промежуточные цели могут меняться, то критерии важности и неважности также могут меняться. Скажем, до этого я занимался переводческой деятельностью и у меня, соответственно, были одни приоритеты. Теперь же я занимаюсь другой деятельность, и поэтому все, что касается перевода, я отодвигаю на другой план.

В: …

О: Мы должны увидеть свое место в этой миссии. Вторая привычка — это нахождение своего места в общей миссии. Для этого мы должны заглянуть вглубь себя. Сам процесс выработки миссии очень важен — это процесс внутреннего анализа, когда мы начинаем понимать и определять свою цель. Момент размышления над миссией — это момент, когда мы начинаем ее усваивать и понимаем — это дело моей жизни. И не нужно бояться тратить на это времени. Определение своей миссии — это как раз деятельность в квадрате два. Не нужно отодвигать это до бесконечности, а просто взять и в один прекрасный момент сесть и подумать: «Чего же я хочу достичь? В чем моя миссия?» И пусть это будет большая миссия. Чем более возвышенна эта миссия, и чем больше она вас вдохновляет, тем лучше. И мы сможем этого достичь, если очень захотим. В этом смысл всего того, о чем я говорил. Если мы очень сильно захотим чего-то, то сможем достичь этого.

Есть одна очень хорошая история из Махабхараты, которая иллюстрирует то, о чем я говорил прежде. Однажды Дурьодхана, переполненный завистью, пришел к Дхритараштре, и сказал: «Отец, я никак не могу понять, почему я как дурак бьюсь-бьюсь, но у меня ничего не получается, а Юдхиштхира, вроде бы ничего не делает, но у него все получается. Объясни мне, почему он всего достигает?» И тогда Дхритараштра рассказал ему на это историю про Прахладу Махараджа.

Однажды Прахлада Махарадж сидел у себя во дворце и, ничего особенного не делая, завоевал все три мира. Он не выходил и не сражался с Индрой, как сделал это Хираньякашипу, но Индра, тем неменее, сам убежал с райских планет. Индра побежал к Брихаспати и стал спрашивать: «Объясни, пожалуйста, каким образом Прахлада Махарадж добился такой цели?» Брихаспати сказал: «Пойди к Прахладе Махараджу и сам у него спроси. Он все тебе скажет». И тогда Индра принял облик брахмана, отправился к Прахладе Махараджу и стал ему служить. И через какое-то время Прахлада Махарадж, довольный им, сказал:

-Проси у меня, чего хочешь.

Индра сказал:

-Расскажи мне, каков секрет твоего успеха?

-Все очень просто, — ответил Прахлада Махарадж, -я знаю, как нужно себя вести, и всегда веду себя так.

Тогда Индра сказал:

-Исполни одно мое желание.

-Хорошо, — сказал Прахлада Махарадж.

-Дай мне свое поведение.

-Ладно, — немного подумав, сказал Прахлада Махарадж, — я тебе пообещал, поэтому я даю тебе свое поведение.

И только он произнес это, как тотчас же из тела Прахлада Махараджи появилось огромное существо, излучающее сияние и закричало: «Я замечательное поведение Прахлады Махараджи. Я покидаю его и вхожу в этого брахмана». И оно вошло в Индру. И как только оно вышло, вдруг из тела Прахлады Махараджи вышло еще одно сияющее существо, и закричало: «Эй, ты куда? Я за тобой. Я праведность. Я живу там, где живет хорошее поведение. Хорошее поведение покинуло Прахладу Махараджа, поэтому я иду за ним». И как только праведность ушла, из Прахлада Махараджи появилось третье существо, тоже излучавшее сияние. Оно сказало: «Я есть истина. Я есть правдивость. Я живу там, где живет праведность. Я не могу жить без праведности, поэтому я ухожу от тебя и перехожу к этому брахману». Затем из Прахлады Махараджи вышло еще одно существо, которое сказало, что оно благочестие, пунья, и что оно тоже уходит и переходит к этому брахману. Потом из него вышло гигантское живое существо, которое сказало: «Я есть сила. Я живу там, где есть праведность. Теперь я покидаю тебя и перехожу к Индре». И, в конце концов, из Прахлады Махараджи вышла сияющая красивая женщина и сказала: «Я есть удача. Я покидаю тебя. Я ухожу туда, где есть сила». Другими словами, смысл всего этого в том, что основой успеха, праведности, правдивости, силы и всего остального является правильное поведение человека. Все остальное следует за этим автоматически. Если человек ведет себя правильно, то он сможет добиться целей, которые он поставил перед собой, а если нет, то его постигнет участь Дурьодханы.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.