Диск «Парикрама по Гималаям», л. 1-3
Аннотация:
Основной гхат Ганги. История о том, как Ганга поменяла свое русло.
Панча-упасана – пять видов поклонения, установленных изначальными мудрецами: 1 – материальной природе или женскому началу для исполнения материальных желаний; 2 – энергии или Сурье для избавления от страданий; 3 – животному сознанию или Ганеше; 4 – чистому сознанию или Шиве (поклонение вне материи); 5 – поклонение Богу как Личности. Подробная история про Манаси Деви, начиная с истории Кашьяпы Муни и его двух жен, Кадру и Винаты, включающая историю Махараджа Парикшита и Такшаки, а также жертвоприношение Джанаменджаи и то, как Астика Риши остановил это жертвоприношение. История появления Астики Риши и его благословение.
***
[первый трек]
Основной гхат, к которому мы сегодня вечером подойдем, там каждый день делается пуджа Ганге и там особое место для омовения, которое считается особенно благоприятным. Говорится, что каждый день Сам Нараяна омывается в этом месте. Это Брахма-кунд. Но дело в том, что сейчас то место, на котором стоит наш отель, и то место, на котором гхат основной – это канал вырытый. Ганга раньше текла там, по этому руслу и раз в двенадцать лет тут проходит Кумбха-мела, люди приходят с гор, с Гималаев, спускаются, для того, чтобы поучавствовать в священном омовении и приходят много других людей. Где-то пятьсот лет тому назад произошла история … И там очень важно кто первый приходит, у кого есть место, у кого нет места, кто когда омывается и много могущественных царей со всей Индии съехалось для того, чтобы омыться в этот благоприятный день. Один царь из горного царства, из Гималаев, тоже спустился сюда и ему не досталось места. Все сказали: «Ты непонятно кто, у тебя никакого влияния нет». Над ним посмеялись, он был не очень богатым, не очень знатным, и он, обидевшись, ушел и перешел туда, в ту сторону и сказал: «Ганга, ты моя или не моя? Ты течешь в конце концов из моего царства. Если ты моя, то ты должна поменять русло и течь рядом со мной, а не там, чтобы и у меня было место». Ганга за одну ночь поменяла русло и перешла туда, а это место высохло, старое русло, и относительно недавно, уже при англичанах, вырыли канал, чтобы она снова текла около основного гхата. Но основное русло, где Ганга по-прежнему течет – это там, а не там, где мы купались. А там, чуть дальше, Ганга рассекается на семь рукавов и это называется Сапта-риши-гхат. Есть семь мудрецов изначальных и, соответственно, это место, где каждый из рукавов имеет имя одного из изначальных мудрецов. Давайте в тень тогда сядем, я хотел рассказать немножко.
[второй трек]
Мудрецы, которые стояли у истоков Индуизма, очень хорошо понимали психологию человеческую. Они знали, что в человеческой психологии кому-то поклоняться. В то же самое время они понимали, что поклонение будет разным, что люди будут ругаться из-за того, кому поклоняться и они сделали, на самом деле, гениальную систему, чтобы каждый мог поклоняться в том настроении, в котором он находится, в соответствии с уровнем своего сознания и одновременно с этим постепенно продвигаться и не ссориться друг с другом. То есть они создали некую систему, которая бы охватывала все виды менталитета человеческого. Эта система называется панча-упасана или пять видов поклонения.
Почему пять? Потому что есть три гуны: тамас, раджас и саттва. Если опять же эту систему чуть-чуть разделить, то есть сделать тамас, тамас-раджас, раджас, раджас-саттва и саттва, то получится пять уровней. То есть если совсем грубо делить, то менталитет людей делится на пять типов, то есть на самый низкий, невежественный менталитет; промежуточный между невежеством и страстью; страстный менталитет; промежуточный между страстью и благостью; и благостный менталитет.
То есть пять форм менталитетов и для них пять форм поклонения было сделано. Собственно, храм, в котором мы находимся, относится к низшей форме поклонения, это можно видеть по людям, по настроению, по всему остальному. Низшая форма поклонения или поклонение в гуне невежества – это поклонение, собственно, материальной энергии ради исполнения материальных желаний. Богиня, которой мы поклоняемся, это единственный храм ее, я потом расскажу историю, если вам интересно, очень интересная история из «Махабхараты», которая с ней связана конкретно, но в целом поклонение женскому началу – это, в сущности, поклонение природе или материальной энергии ради исполнения своих материальных желаний.
Мы видели, мы спускались тут, тут есть особое дерево и считается, что если человек задумал желание… Она называется Манаса-деви, другой перевод этого – это «Деви ума». Иначе говоря, все то, что у меня в уме, любое желание, которое всплывает у меня в уме, любое желание, которое проявляется, она может исполнить. Для этого нужно только вокруг этого дерева завязать ниточку и желание исполнится. Правда, есть одно условие, чтобы все было правильно: когда желание исполнится, нужно вернуться сюда и эту ниточку развязать. Я не знаю как вы ее там найдете. Или, по крайней мере, какую-то развязать.
(реплика: иначе будет все время исполняться) Нет, они исполнятся, они в любом случае исполнятся, но это будет не совсем правильно.
Но, возвращаясь к пяти формам поклонения, на низшем уровне это поклонение просто энергии ради, опять же, удовлетворения своих грубых материальных потребностей или грубых материальных чувств, своих материальных каких-то вещей, которые у меня есть.
Чуть-чуть выше – это поклонение более тонкой форме энергии и для этого было поклонение Солнцу. Все знают есть сурья-намаскар до сих пор, которая осталась от этой формы поклонения. Но это, собственно, форма поклонения для людей, которые начинают ценить не просто грубую энергию, а более тонкую энергию. В частности, если посмотреть в современную систему, то есть ученые и есть ученые на самом грубом уровне, и есть люди, которые электричество изобрели и все, что связано с электричеством и как электричество дает это. Иначе говоря, это поклонение энергии в более чистом виде, энергии, которая стоит за грубой материей. То есть есть грубая материя, а есть энергия и для этого есть поклонение Солнцу. Собственно, часто поклонение Солнцу приводит к тому, что люди избавляются от страданий своих, вылечиваются. Сурья-намаскар для этого сделана, чтобы у человека было хорошее здоровье, чтобы у него было много сил и энергии.
Третий уровень – это поклонение животному сознанию и это поклонение Ганешу. Ганеша – это любопытный бог, который представляет собой симбиоз между человеком и животным и он, собственно, сын Парвати, или материальной энергии, и Шивы, или сознания. Изначальный принцип – есть пракрити, материальная энергия, и есть сознание или пуруша. Когда Шива, сознание, пуруша, и пракрити соединяются, получается животное сознание. Их сын – это Ганеш. Ганеш – это, на самом деле, еще более тонкий уровень проявления сознания. В конечном счете, в соответствии с Ведами, все есть сознание. Даже материальная энергия есть сознание, но в самой грубой форме. Чуть-чуть более тонкая форма проявления сознания – это энергия Солнца, энергия, которая есть в человеческом теле, энергия, которая движет всем. Еще более тонкая энергия – это уже энергия сознания, но животного или инстинктивного сознания. На самом деле, Ганеш – это символ того, каким образом работает интеллект человеческий. По сути дела, если рассматривать различные элементы Ганеша, то получится компьютер. То, что делают современные ученые… Когда был изобретен компьютер и все информационные технологии – это по сути дела, раскрытие или переход к этому уровню механического сознания или сознания, которое действует в соответствии с механическими законами. Самое любопытное, что носителем Ганеши является мышью. Мы знаем, что у компьютера современного это штука, которая руководит им, которая направляет все действия, тоже называется мышью. Это третья форма или третий уровень поклонения. Поклонения, скажем так, механически запрограммированному сознанию для людей с этим уровнем сознания, животным уровнем сознания.
Четвертый уровень поклонения – это поклонение чистому сознанию и это Шива. Мы можем …
[третий трек]
Это вне материи, существующее помимо материи и это поклонение Шиве в чистом виде. Есть, естественно, очень низкие формы поклонения Шиве на уровне невежества, но это, скажем так, отклонение.
Наконец, самый высший уровень поклонения в саттве, это поклонению Богу или сознанию как Личности, сознанию как проявление милосердия, как проявление того, кто поддерживает всех и это, соответственно, уровень Вишну.
Мы были с вами в храме Деви, то есть мы видели конкретный образец того, как поклоняются просто ради того, чтобы исполнить мое материальное желание здесь. Сама Манаса-деви, я сказал, что с ней связана длинная история, если хотите, могу рассказать, но на самом деле это богиня, которая помимо того, что она исполняет материальные желания, как любая богиня, если мы на другую гору поднимемся, там храм Чанди-деви и там эта богиня в чистом виде. Но Манаса-деви – одна из прародительниц змей и если человек поклонился тут, то она избавляет от страха перед змеями и змеи реально не будут кусать. Более того, есть некое благословение. Если вы вспомните имя ее сына, Астики Риши, если вы увидите змею перед собой, это может быть актуальная информация, потому что мы с вами в сезон дождей поднимаемся, змеи в это время вылезают из своих нор. Если вы вдруг увидите змею, единственное, что вам нужно – это вспомнить имя Астика Риши. Запомните? Змея повернется и уползет в обратном направлении, она испугается. Это реально научно доказанный факт, просто нужно в этот момент подумать об Астике Рише. Он получил благословение, что любой, кто помнит о нем, змея его не тронет или если змея тронет, то голова змеи разлетится. Правда, я не знаю чем от этого хорошо тому, кого она тронула … Но тем не менее есть особая мантра. Если не помните мантру, нет смысла ее помнить, просто нужно вспомнить об Астике Рише.
Манаса-деви – это мать Астики Риши и в свое время – это тоже, скажем так, история, которая на заре творения началась, потому что считается, что все живые существа произошли от прародителей, которые из своего генотипа выделяли какие-то части для того, чтобы различные виды живых существ происходили. Один из прародителей, Кашьяпа Муни, его ашрам был на Каспийском море. Каспийское море по преданию имеет название Каспий от этого мудреца Кашьяпы. У него были две жены, Кадру и Вината, и они были, как и следовало ожидать, соперницами друг друга. Они обе пытались удовлетворять своего мужа и в какой-то момент муж сказал: «Хорошо, я исполню любое ваше желание, просите каждая». Кадру подошла первая и сказала: «Я хочу, чтобы у меня было огромное количество сыновей могущественных». Муж ее сказал: «Будь по-твоему». Другая жена послушала это и сказала: «Я хочу, чтобы у меня было всего два сына, но чтобы эти два сына были гораздо могущественнее, чем множество ее сыновей». Кашьяпа Муни посмотрел на нее и сказал: «На два тебя не хватит. У тебя силенок нет. Полтора будет, но могущественных. Один будет очень могущественным, другой немножко менее могущественный».
И тоже любопытно – тогда, где-то на заре творения люди размножались по-разному, скажем так, не только привычным нам способом, Кадру произвела на свет множество яиц, из которых после какого-то долгого времени вылупились змеи, причем могущественных змей, не тех змей, которых мы знаем, а змеи, которые населяют низшие планеты, другие планетные системы, змей, которые могут принимать человеческое тело, Нагов. Они вышли из этих яиц Кадру. У Винаты появилось два яйца очень больших, но они долго не проклевывались. У соперницы уже все дети как дети, уже ползают и делают все, что надо, уже доказывают ее могущество. В конце концов, Вината не выдержала, подошла к одному яйцу и разбила его. Сказала: «Сколько можно?!» Оттуда вылезло наполовину оформившееся существо, Аруна, у него было недооформившееся тело, верхняя часть было тело человека и он сказал: «Так как ты сделала это со мной, то я проклинаю тебя. Ты меня родила инвалидом, по сути дела, мне нужно инвалидную коляску теперь, у меня нижняя часть тела недооформилась. В результате этого я проклинаю тебя: ты станешь служить той, с которой ты соперничала. Так как ты из-за соперничества с ней проявила нетерпение и решила меня оттуда вызвать, то я проклинаю тебя: ты станешь рабыней и служанкой ее. Но освободит тебя из рабства другой сын, если ты проявишь терпение и дождешься, пока он сам вылупится».
Второй ее сын был Гаруда, могущественный орел, носитель Вишну и он ее освободил из рабства. Дальше эта история вся имеет к нам непосредственное отношение, потому что что произошло дальше? Однажды они сидели на берегу Каспийского моря или на берегу Молочного океана. Есть эта история долгая о том, как полубоги и демоны пахтали Молочный океан и оттуда появлялись разные вещи и в какой-то момент оттуда повилась белоснежная лошадь. Она галопом поскакала, она была очень красивой и Кадру и Вината смотрели на эту лошадь, которая скакала, и в этот момент Кадру сказала: «Давай поспорим. Как по-твоему, какого цвета у нее хвост? Тот, кто выиграет, тот станет служанкой у другой». Вината сказала: «Какого цвета у нее может быть хвост? Раз она белая, хвост тоже белый». Кадру от злости сказала: «Хвост у нее черный». Она понимает, что она проиграла и ей нужно быть служанкой у той и они на следующий день решили проверить какого цвета хвост у этой лошади, у Уччхайшравы. Она вызвала своих сыновей, змей, и сказала: «Завтра вы должны превратиться в тонкие черные волосы и прикрепиться к хвосту этой лошади, чтобы хвост стал черный». Змеи сказали: «Мы в мошенничестве участвовать не будем». Мать возмутилась, потому что на кону ее свобода и она сказала: «Раз вы ослушались меня – вы все равно это сделаете, я вам приказываю – но раз вы ослушались меня, я проклинаю вас: вы в какой-то момент все ваше племя будет уничтожено».
Брахма, творец вселенной, услышал это проклятие и сказал: «Так и будет, именно так и произойдет». Но змеи послушно стали волосами в хвосте у этой лошади обманным способом, Вината стала рабыней у Кадру, чтобы исполнилось проклятие Аруны, ее первого сына.
Но тут история ответвляется и она приходит уже в более-менее в исторические времена, пять тысяч лет тому назад. Те из вас, кто читал «Шримад-Бхагаватам», знает, что «Шримад-Бхагаватам» начинается с проклятия Махараджа Парикшита. Недалеко отсюда Хастинапур, мы проезжали мимо этого древнего города. Когда мы обратно поедем, можете обратить внимание: Мерот. Мерот – это город на берегу Ганги на том месте, где была столица Кауравов, знаменитый город слона. Махарадж Парикшит сидел там, на берегу Ганги в ожидании того, что змей Такшака его укусит. Так или иначе, там была интересная история. Кашьяпа Муни шел для того, чтобы спасти Парикшита, у него было заклинание всех змей, от змеиного яда и он подумал: «Сейчас приду, дам ему мантру, он ее прочитает, змей ему будет не страшен, он не придет». А змею Такшаке очень хотелось укусить Парикшита. Он принял облик человека и решил отговорить Кашьяпу Муни. Он стал говорить: «Зачем тебе, все равно твоя мантра не действует». Он говорит: «Как это не действует? Еще как действует моя мантра!» Он говорит: «Ну давай проверим: любой, кого я укушу, от яда воспламеняется и его тело тотчас же сгорает». Он говорит: «Ну давай, посмотрим». Он укусил дерево пальмовое и оно сразу же сгорело. Он говорит: «Ну хорошо, давай сейчас я дам мантру». И какой-то человек сел на это дерево и человек остался в живых, яд не подействовал на него. Тогда Такшака очень испугался и сказал: «Давай я тебе дам золота, не ходи туда, ты все равно идешь за золотом Махараджа Парикшита, я дам тебе все что нужно, ты иди своей дорогой и дай мне его укусить».
Когда сын Парикшита, Махараджа Джанаменджая, услышал эту историю, он разгневался страшно, он подумал: «Ну ладно, хорошо, ну ему нужно было умереть, но зачем эта змия так ревностно решила исполнять свои обязанности? Зачем ему нужно было подкупать кого-то?» Он в этот момент вызвал своих брахманов и сказал: «Я уничтожу все племя змей. Можете провести ягью?» Они посмотрели Веды и сказали: «Есть особая сарпа-ягья и когда мы будем читать мантры и будем называть имена, змеи будут притянуты этими мантрами и будут падать в огонь, где бы они ни были». А в то время были змеи, летучие драконы, ползучие. Они начали это страшное жертвоприношение, чтобы в конце концов Такшака тоже туда упал. Змеи со всех сторон потянулись туда, жертвоприношение шло много дней и ночей и в конце концов почти все змеи туда упали, только Такшака не падал.
История ответвляется, вернее, прокручивается назад, потому что было известно о том, что мать племени змей, так как они отказались исполнить ее приказ, она прокляла их, что они сгорят в огне. Тогда предводители этого племени змей стали думать как нейтрализовать это проклятие и пошли к Брахме и спросили что нужно делать. Брахма сказал: «Я даю вам благословение: один из ваших потомков, которого будут звать Астика Риши, тот самый, он остановит это жертвоприношение змей. Астика Риши родится у сестры Васуки». Сестру звали Джарат Кару. Это очень важное имя. Васуки был один из главных змеев и он очень обрадовался и подумал: «Мой племянник спасет все наше племя». Беда в том, что его сестру никто не брал в жены и нужен был особый мудрец, который сможет произвести из ее чрева достаточно могущественного мудреца, чтобы он остановил все.
В свое время здесь, в джунглях … Они жили тут, на этом самом холме, дом Васуки и его сестры Джарат Кару был здесь и поэтому другое имя сестры Джарат Кару – Манаса, сестры Васуки. То есть Манаса-деви – это богиня, которая воплотилась в виде этой изначальной сестры Васуки. Причем эти змеи изначальные, в соответствие с «Махабхаратой» у них было две формы, они по желанию могли человеческую форму принимать или форму змеи. Был некий мудрец из очень могущественного рода, который дал обет санньясы, отречения от мира и он жил тут, в джунглях, он не женился, он накапливал аскезу, накапливал силу, могущество, силу своего сознания. Однажды, когда он гулял по лесу, он вдруг увидел маленьких человечков туманного вида, не вполне ясно, они висели вверх ногами. Под ними был колодец и они готовы были упасть в него. Он спросил: «Вы кто такие? Может, вам помощь моя нужна? Может вас спасти как-то от этого?» Они говорят: «Да, нас спасти может только один негодяй, которого зовут Джарат Кару». Его тоже звали Джарат Кару. Он говорит: «А почему он негодяй?» «Потому что он не женится. Мы его предки и так как он не женится, он не делает всех обрядов, которые необходимо, чтобы мы получили стабильное положение на высших планетах, рано или поздно мы оттуда свалимся и единственная надежда на то, что он женится сам, будет делать обряды и у него появится сын, который будет продолжать род». Он говорит: «В общем, я Джарат Кару». Они говорят: «Ааа, понятно. Ты понял что тебе нужно делать?» Он сказал: «Хорошо. Я женюсь, но только с одним суловием» Он не хотел женится, явно совершенно было, что он женится не хотел. Он сказал: «Я женюсь, но только если жену мою будут звать так же, как меня и если ее отдадут добровольно. Я не думаю, что кто-то найдется, потому что у меня ничего нет – у меня ни кола, ни двора, даже хижины нет, я брожу по лесу, денег у меня нет. Если ее отдадут и не будут спрашивать приданного и ее будут звать так же, как меня, тогда я женюсь и сделаю то, что вам нужно». Он хотел убежать от своей судьбы, но судьба знала, что ему нужно было произвести на свет этого Астику Риши, чтобы он спас этих змей.
Он ходил, ходил, искал, искал, но все от него шарахались, никто не хотел отдавать замуж за него своих дочерей. Однажды он в отчаяньи, зашел в какой-то лес и закричал: «Кто-то отдаст замуж свою дочь за того-то, но только бесплатно?» Тут Васуки услышал это и говорит: «А вот у меня сестра на выданье, я хочу отдать за тебя свою сестру». Он говорит: «Да, но только с одним условием: если ее зовут точно так же, как и меня». Он говорит: «Ну так уж получилось, что ее зовут точно так же, как тебя, Джарат Кару».
Они стали жить и он был аскетом, он никоим образом не хотел ничего общего иметь, но в конце концов он решил: «Мне надо исполнить свой супружеский долг». Он вложил в нее свое семя и прошло после этого несколько дней и он спал. Он прилег отдохнуть у нее на коленях и сказал: «Не буди меня, я просто усну тут, у тебя на коленях». Когда он спал, солнце стало клонить к закату, а во время заката благочестивые люди делают определенный обряд, мы сейчас пойдем туда, посмотрим как они делают агью какую-то или арати. То есть закат – это особое время, когда нужно делать обряды, чтобы свое сознание очистить. Жена стала думать: «Будить? Не будить? Если я разбужу, он разгневается и проклянет меня. Если не разбужу, то тогда он нарушит свою дхарму и будет еще хуже». Тогда она решила пожертвовать собой и решила его разбудить. Она сказала: «Эй, солнце уже клонится к закату, тебе надо вставать». Он раскрыл глаза и сказал: «Ты негодяйка! Пока я сплю, солнце никогда не сядет. Ты меня оскорбила тем, что ты усомнилась в моем могуществе. Солнце, пока я сплю, никогда бы не село. Поэтому я ухожу».
То есть он тоже искал предлога для того, чтобы уйти из дома (смех). Она взмолилась и стала говорить: «Ну как же так? Как я останусь одна?» Он говорит: «Ничего не знаю, я уже сказал, что я ухожу, мое слово закон и я свое слово менять не будут. Я ухожу». Она говорит: «Ты должен сына в моем чреве породить, я же не знаю кто у меня родится». Он говорит: «Не волнуйся, у тебя родится сын и он исполнит то, что ему нужно сделать, а я пошел». Больше она его не видела. Он ушел, дальше стал продолжать свою аскезу. Она вернулась к своему брату сюда, объяснила ему всю эту историю. Брат вырастил этого сына и так как уходя, муж ее сказал: «У тебя есть сын» … Он не сказал: «У тебя будет сын». «Есть» на санскрите «асти» значит. Английское «is», немецкое «ist» или русское «есть» происходят от санскритского корня «асти». Поэтому сына назвали Астика, что значит … Трудно перевести … То, что он есть, то, что он реально существует.
Сын стал подрастать, его научили Ведам, он стал нарастать могущество, он был очень умным. В этот момент как раз началось это гигантское жертвоприношение, в котором змеи стали погибать. В какой-то момент Манаса-деви послала его и сказала: «Ты должен остановить это жертвоприношение». Васуки в полной депрессии стал говорить: «Все, мы погибаем. Если твой сын не остановит, то ничего другое не поможет». А у него есть благословение и он сказал: «Хорошо, пойду я остановлю это жертвоприношение». Он пошел пешком отсюда, дошел до Мерот, примерно пол-пути, который мы проехали сегодня и на берегу Ганги мудрецы совершали это гигантское жертвоприношение. Махараджа Джанаменджая сидел, произносились мантры, змеи горели, пахло паленым, жаренными змеями. Астика попытался прорваться туда, он был брахманом, его не пускали. Были заслоны, стояли сторожа, его не пускали. Тогда он стал прославлять все, что происходит, прославлять Махараджа Джанаменджаю, всех остальных и когда они услышали это, они решили, что он достойный человек. Махараджа Джанаменджая мысленно решил: «Я любое его желание исполню».
Когда он было уже решил предложить ему это, в этот момент главный жрец сказал: «Что-то мы делаем не так, потому что тот, ради кого все это жертвоприношение устроено, Такшака, до сих пор не свалился сюда, в огонь. Что-то не то. Почему-то он не сваливается». В этот момент Астика сказал: «Его защищает Индра, а у Индры есть благословение, Индра его держит у себя на небесных планетах, он держится за его трон». Тогда главный жрец сказал: «Ну хорошо, раз Индра его защищает, мы Индру сюда вызовем, в этот огонь». Они прочитали мантру и Индра почувствовал необычайную силу, которая стала стаскивать его вместе со змеем Такшакой. Они зависли где-то над огнем и уже были готовы упасть туда. В этот момент Махараджа Джанаменджая спросил у Астики: «Ты брахман и я знаю, что мое жертвоприношение увенчается успехом только тогда, когда я исполню твое желание. Что ты хочешь?» Он говорит: «Я хочу, чтобы ты остановил свое жертвоприношение». Махараджа Джанаменджая был в шоке! Это была миссией его жизни. Он стал его уговаривать: «Хочешь жен, хочешь дворцы, хочешь золота – все что угодно». Он говорит: «Нет, ничего не хочу, мне нужно, чтобы ты остановил жертвоприношение». Он сказал: «Хорошо, будь по-твоему». В этот момент жертвоприношение прервалось, Такшака спасся, несколько оставшихся змей спаслись вместе с ними и тогда Васуки, предводитель племени змей, дал Астике это благословение, он сказал: «Любой, кто вспомнит о тебе, если змея увидит такого человека и попытается на него напасть, она не сможет причинить ему вреда никакого».
Кулдип, друг наш, который пришел, мне рассказывал, что он учился у одного йога высоко в горах здесь, он его учитель. Он говорит: «Однажды он решил нам доказать это и он написал на песке мантру в лесу. Очертил круг и вот эту мантру про Астику и про то, что любая змея, которая так или иначе встретится с человеком, вспоминающем об Астике, не должна его трогать». Он, опять же, своей силой умственной, ментальной вызвал змею и она проползла по этой мантре. Через час он им сказал: «Идите туда и посмотрите – она лежит там мертвая». Они пошли и увидели, что она лежит мертвая с опаленной головой. Он хотел доказать им эту историю.
То есть это Манаса-деви или этот храм. С тех пор, так как Манаса-деви послала своего сына туда, ее стали называть Манаса-деви, это единственный храм здесь.