Храм Дакши, Ришикеш (06.08.2011 г.)

Диск «Парикрама по Гималаям», л. 4

 Аннотация:

Дакша-ягья – оскорбление Шивы во время жертвоприношения и самосожжение Сати. Наказание и прощение Дакши. Место, где просят благословление от гордыни.

***

История, описанная в Пуранах, так называемая Дакша-ягья. Дакша был одним из праджапати. Праджапати – это первые живые существа во вселенной, от которых пошли все остальные, предки, прародители. Дакша значит искусный, специалист. У него была одна большая специальность – он производил на свет детей в больших количествах. Говорится, что – ну, это Ведическая мифология – скажем, у Луны, Сомы, есть двадцать семь жен, двадцать семь созвездий, по которым путешествует Луна. Двадцать семь накшатр или лунных домов. Они все – дочери Дакши, ну, и много других. Дакша произвел на свет много замечательных существ и одна из них была Сати. Она стала женой Шивы. Мы находимся в Харидваре и харидвар буквально значит «ворота в царство Хари». Иногда Шиву называют Хари, хари значит тот, кто отбирает, тот, кто забирает все ненужное. Иногда Кришну называют Хари, тот, кто отбирает какие-то ненужные вещи, наши грехи, наши греховные привязанности и т.д.

Здесь Дакша проводил большое жертвоприношение и на него были приглашены важные личности, полубоги, в том числе Шива сидел, Брахма сидел. Когда Дакша зашел, тьма рассеялась, от него исходило такое сияние, он был очень могущественный, он обладал огромной силой, шакти. Шакти излучалась на много-много метров. И все встали в почтении. Считается, что если старший человек входит, то нужно встать в этот момент и если человек не встает, то его жизненная сила хочет встать в этот момент, если он не встает, то происходит проблематичное столкновение между жизненной силой, которая встает и им, который сидит и это плохо сказывается на нем.

Все встали естественным образом и только двое остались сидеть – Брахма … Естественно, Брахма – отец Дакши, творец вселенной, от Брахмы не ожидалось, что он встанет из уважения к нему. Но Дакша – тесть по отношению к Шиве и поэтому Шива, как покорный зять, должен был встать. Но Шива даже не заметил Дакшу, Шива был погружен в медитацию. Дакша, когда увидел это неуважение, в нем гордыня возникла и он стал ругаться, стал говорить, что «Вот, есть некоторые, которые считают себя великими, но при этом не могут чувствовать величие других». В общем, он страшно оскорбился. Шива промолчал, он йог и они ушли, удалились, несмотря на это оскорбление. Через какое-то время Дакша снова затеял жертвоприношение и его дочь решила поехать. Шива сказал ей: «Не езжай». Она сказала: «Нет, мои сестры приедут туда, родственницы приедут, я не могу оставаться, пусти меня». Когда она зашла, Дакша ее стал оскорблять и оскорблять Шиву. Тогда Сати не выдержала и прокляла своего собственного отца и сказала: «Ты не понимаешь величия настоящего вайшнава, того, кто поклоняется Вишну, ты глупец, у тебя гордыня возникла и из-за нее ты оскорбляешь». Она села в йогическую позу и стала медитировать на элемент огня. Когда йоги медитируют на какой-то элемент, они срастаются с ним и огонь охватил ее тело и вместе с огнем она вышла из тела.

В этот момент вишну-чакра, диск Господа Вишну, разрубил ее тело. То есть на глазах у всех она совершила самоубийство йогическое и все жертвоприношение разрушилось. Когда об этом узнал Шива, ему доложили сразу, он разгневался страшно, он вырвал из себя из головы волос, появился демон страшный, он помчался, схватил Дакшу … То есть тут произошла страшная вещь. Тут как раз изображен Шива с телом Сати на руках, охваченный горем. Сати значит целомудренная, она была целиком сосредоточена на своем муже. Тут произошла жуткая совершенно история – всех раскидали, все, кто помогал Дакше оскорблять Шиву, все поплатились. В конце концов Вирабхадра, демон, который вырвался из головы Шивы, схватил Дакшу и попытался отрубить ему голову. У него была такая крепкая шея, что ничего не получалось, он и так, и сяк. В конечном счете он взял специальную секиру, с помощью которой приносили жертву животных и отрубил ему голову. Кончилось все благополучно, Дакше приделали голову козла, когда он раскаялся и с этой головой козла он попросил прощения у Шивы. Шива его простил, в конце концов чего с козла взять? С козла много не возьмешь.

В общем, это храм Шивы в честь этого события и в конечном счете это место, где люди просят о том, чтобы их избавили от гордыни.

Мы поедем еще в одно очень важное место, имеющее то же самое значение, потому что в конце концов гордыня заставляет нас оскорблять и оскорбление приводит к нашему падению, оскорбление приводит к тому, что мы лишаемся всего того, что у нас есть – богатства, силы, долгой жизни. Оскорбления вызывает одна единственная вещь – это гордыня или гордость своими достижениями. Если мы понимаем, что все, что у нас есть, мы обязаны этим кому-то, то все будет нормально.

То есть тут произошло столкновение между материальной гордыней и йогической силой. Шива олицетворяет эту силу йоги, силу сосредоточенности, силу медитации на Всевышнего. А Дакша, соответственно, материальное могущество. Когда они столкнулись, то материальное могущество потерпело поражение здесь по сравнению с могуществом йоги. Это в двух словах место, куда мы пришли. Сегодня суббота, Рами сказал, что в субботу благоприятно просить об избавлении от гордыни, потому что это день Сатурна, он учит как раз смирению, терпению и другим хорошим вещам. Александр уже покормил черных ворон сегодня и коров …

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы