Бадринатх (08.08.2011 г.)

Диск «Парикрама по Гималаям», л. 9

Аннотация:

Немного о месте, где Вишну совершал аскезу, о самопроявленном Мурти и о реке Сарасвати. Вопросы: Вьясадева ли записал Веды; Ганеша ли записал ШБ; о видах счастья в разных гунах и к чему они приводят; о трех изначальных потребностях души (вечности, знании и блаженстве); не является ли это стремлением стать Богом.

 ***

Я буквально несколько минут расскажу, завтра у нас будет больше времени для этого, поэтому основной рассказ мы перенесем на завтра, просто чтобы составить некоторое представление о том, что это за место. Многие читали в книге. Это одно из самых святых мест в Индии. Сам Господь Нараяна здесь совершал аскезу. Нара-Нараяна Риши в виде двух гор окружают этот храм. Завтра мы посмотрим более ясно, этот храм находится в промежутке в долине между двух гор. Одна гора – это Нара Риши, другая гора – это Нараяна Риши – два мудреца, которые здесь совершали аскезу и до них Сам Нараяна совершал аскезу здесь.

Шачинандана Махарадж рассказывает эту историю, что однажды Нарада Муни посмеялся над Вишну и сказал: «Вишну, Ты живешь слишком роскошно, Тебя окружают женщины, Ты в роскоше» и Вишну назло ему и чтобы доказать ему, что Он может совершать аскезу, пришел сюда, в это место. Это место суровое, шесть месяцев в году оно покрыто снегом, иногда снег доходит до шести метров и больше. Вишну совершал здесь аскезу зимой и летом, иногда над Ним был снег, иногда Он находился под палящим солнцем. Лакшми, Богиня процветания, хватилась Его, пришла, нашла Его здесь и стала деревом Бадри. Поэтому это место называется Бадарикашрам и, соответственно, Кришна находится здесь в образе Бадринатха, или Нараяны с Лакшми, чье имя Бадри или дерево Бадри.

Я потом расскажу все эти детали, это просто в двух словах особое значение этого места. Когда Нараяна ушел отсюда, когда Лакшми сказала, что «хватит Тебе здесь находиться», Он оставил Свое Мурти здесь, которое мы видели сегодня. Это Мурти из Шалаграма-шилы, там как бы не видно формы, завтра мы увидим форму, завтра мы увидим, как Его будут омывать тут, полностью абхишек, Его будут омывать, одевать, где-то примерно час мы будем видеть эту церемонию с близи. Это очень древнее Божество, Оно самопроявленное, то есть Его оставил Вишну здесь, после того, как Он ушел, но в какой-то момент Оно исчезло, Его не было, там непонятно что случилось, пуджари приходили сюда, искали Его, Его не было. Заново Его установил Шанкарачарья, который жил где-то по один сведениям в седьмом веке нашей эры, по другим сведениям гораздо раньше, где-то около 2000 лет тому назад. Так или иначе, он пришел сюда, увидел здесь храм, жрецов, не увидел Божества. Жрецы стали у него спрашивать: «Ты великий йог, скажи где Божество». Он опустился в Нарада-кунду, там около берега Алакананды есть Нарада-кунда или особое озеро с очень холодной водой. Он опустился и вышел оттуда с этим Божеством, которое мы видели изначальным из Шалаграма-шилы.

Когда Нараяна уходил отсюда, Он сказал, что это место будет идеальным местом для медитации. Любой человек, который хочет серьезно заниматься медитацией, то есть почувствовать себя, понять кто он на самом деле, понять свою природу и понять какой-то другой, внутренний мир, это место самое лучшее. Помимо этого, тут много других благословений. Говорится, что если человек сосредоточится как следует на Бадринатхе или этом Божестве, Он исполнит все его желания. Церемония лицезрения Божества называется даршан и смысл ее в том не то, что мы приходим, чтобы Божество посмотреть. Мы приходим для того, чтобы Божество увидело нас; для того, чтобы Бог увидел нас, заглянул в наше сердце, увидел какие-то наши желания, понял, что нам нужно еще лучше, исполнил наши желания и повел нас дальше по нашему пути.

Собственно, смысл завтрашней церемонии будет в том, что мы приходим к Богу и надо попытаться максимально сосредоточиться на этом: мы пришли к Богу и Бог нас видит. Бог – самый лучший рентгеновский аппарат, который есть. Мы приходим и Он нас просвечивает, Он видит нас насквозь, что у нас есть, что нам нужно, что нам не нужно. Но если мы в этот момент сосредоточимся как следует, то эта сосредоточенность на каких-то своих желаниях, планах или на каком-то своем желании служить, она будет очень полезна и она будет услышана Кришной.

Что еще я хотел сказать сегодня? У нас завтра будет много времени, чтобы поговорить, у нас достаточно свободный график, мы будем много ходить, тут в округе есть пещеры. Буквально два слова по этому поводу, и Рами хотел по этому повод тоже сказать. Собственно, это место – родина Вед. Отсюда начинается река Сарасвати и вся великая Ведическая цивилизация, которая в свое время была практически всюду на земле, до сих пор остатки санскрита или каких-то элементов Ведической культуры везде есть, можно найти. Она начиналась отсюда. Сарасвати значит знание. Само слово сарасвати значит то, что имеет суть, то, что помогает человеку отделить важное от неважного. Река Сарасвати или река знания начинается отсюда. Завтра мы пойдем к ее истокам и можем попить, Шива там находится, ее воды падают на голову Шивы. Любой, кто выпьет этой воды из истоков Сарасвати, его ум сразу же просветлится, он сразу же почувствует некое просветление, пусть не полное, но какое-то.

Собственно, все Веды начинались на берегах реки Сарасвати. Здесь пять тысяч лет тому назад Вьясадев, именно в этом месте, заново организовал все Веды. Веды – это откровение, которое мудрецы получили свыше и это гигантские писания. Рами хотел о них более подробно рассказать. Но 5000 лет назад здесь, в этом месте, Шрила Вьясадев привел их в такую форму, в которой мы знаем их сейчас и в которой они доступны нам до сих пор. Слово веды в переводе с санскрита значит знание, это некое изначальное знание, которое касается всех отраслей науки. Ядром этого знания является духовное знание, понимание своей души, природы души, потребности ее и отношения души с Богом.

То есть мы находимся здесь у самых истоков цивилизации, у истоков знания и если правильно здесь себя вести, то тогда результаты всех хороших поступков здесь, благочестивых, если вы даете какое-нибудь пожертвование, то говорится, что результат любого благочестивого поступка здесь увеличивается в 10 000 раз. То есть 10 000 лучше, чем в Торонто или в любом другом месте. И наоборот, какой-то дурной поступок здесь или какая-то дурная мысль, соответственно, тоже имеет в 10 000 больший эффект. Поэтому нужно быть осторожным. Люди недаром идут сюда, вы видели сколько народу здесь, несмотря на все трудности. Раньше сюда люди шли два месяца. От Ришикеша до Бадринатха пешком, если идти, то нужно идти два месяца, спасть где-то, дикие звери, джунгли, не всегда есть ночлег. Но люди идут, идут, идут для того, чтобы очистить свое сердце.

Одно из благословений, которое Нараяна дал здесь – что любой, который придет сюда, он сможет исполнить свои желания, он сможет очиститься от каких-то прошлых грехов, от того ненужного, что тянет нас, что держит нас где-то там, от каких-то заморочек, которые у нас есть.

Это буквально в двух словах то место, где мы находимся. Завтра мы с вами пойдем в пещеру Вьясадевы, где он написал «Махабхарату» и величайшее произведение мира литературное, где он написал восемьнадцать Пуран. «Махабхарата» – это самое большое литературное произведение, оно состоит из 400 000 стихов и еще 400 000 во всех Пуранах. Рами хотел сказать немного о Ведах, что такое Веды.

Рами: Извините, Махарадж, мы на обеде, я, чтобы не тратить время, уже чуть-чуть рассказал. Единственное, что я хотел добавить, я знаком с Ведическими знаниями с 1989 года и я вам скажу, что я практик в душе. Мне тоже в начале непонятны были обряды индуистские, рассказы, мифы, но то, что можно проверить – это, например, Ведическая астрология, частично Аюрведа, это очень работает. Потому что Ведическая астрология достаточно точная наука. Есть вещи, которые были написаны тысячелетия назад, но они очень четко проверяются. Вы, если не ошибаюсь, сказали, что Вы пришли на консультацию и не могли поверить что по дате рождения можно столько сказать. А из Ведической астрологии произошли все астрологии. Потом она распространилась в Персию, в Иран, дальше уже в Грецию. Греческая астрология еще наиболее близка к Ведической, потом уже западная и какая-то смесь была, и все практически культуры, науки. Здесь многие мистики даже других религий я слышал, они говорят, что именно здесь начинается духовный центр земли, эта часть Гималаевская. У Махараджа есть очень хорошая презентация про Веды и что такое Ведическая культура, достаточно научно все сделано. Я думаю будет видео.

Вопрос: Веды сначала изустно передавались?

БВГ: Веды передавались изустно, их организовал Вьясадев, в чьей пещере мы будем, здесь находился его ашрам. Он их ре-организовал …

Вопрос: То есть он их записал?

БВГ: Он их не записал, потому что в Ведах говорится, что записывать Веды – это грех, их нужно знать наизусть. Но так как в какой-то момент у людей стала слишком короткая память, чтобы запомнить. Он их реорганизовал так, чтобы люди с короткой памятью могли запомнить, но у нас слишком короткая память, чтобы их запомнить.

Вопрос: Но «Шримад-Бхагаватам» же Ганеша писал под его диктовку?

БВГ: «Махабхарату», я расскажу об этом завтра. Что касается практичности, то, скажем так, доказательством практичности Ведических знаний является то, что люди живут в соответствии с этими принципами в течение веков и остаются счастливыми. В конце концов мы чего хотим? Мы счастья хотим. Вчера мы были с вами на церемонии пуджи в Рудра Прайаге и я думал как вообще просто жить, на самом деле, чтобы быть счастливым: люди собирались и за всем этим глубочайшее знание стоит, знание о гармонии души, о том, каким образом соблюдать равновесие между духовным и материальным, между эмоциональными и интеллектуальными потребностями. Веды дают эту науку как быть счастливым реально здесь и не деградировать. Потому что есть разные виды счастья и есть виды счастья, которые в конце концов приводят к страданиям и к деградации, а есть виды счастья, которые возвышают. Веды объясняют как быть счастливым здесь и при этом возвышаться духовно. Мы находимся в высоком месте, где, если правильно настроиться, то мысли поднимутся еще чуть-чуть выше. Для этого мы идем завтра на даршан, чтобы нас увидел Бадри Нараяна здесь.

Вопрос: Махарадж, Вы не могли бы рассказать какие виды счастья ведут к деградации, а какие к просветлению. (реплика) Да, я практик, это легче запомнить. И потом, я еще хотел сказать, вот Васту, архитектура, это тоже все проверяется – все в соответствие с законами земли. Или даже психология, то, что изучают и преподают. Все эти типологии личности, законы построения отношений – как это было написано в Ведах, это то, что сейчас в западных печатаются книгах по менеджменту, даже просто по управлению, по личным взаимоотношений, самое лучшее, я прямо узнаю, как будто взято из Вед, просто другим языком дается.

БВГ: «Бхагавад-гита» является основой всего и в десятой главе Кришна говорит где Бог проявляется здесь и где Его можно увидеть. Он говорит: «Из всех гор Я – Гималаи, из всех источников воды Я – океан, а из всех видов знания Я – адхйатма-видья или духовное знание. Я – знание о природе души». В конце концов, это самое практичное знание. В «Бхагавад-гите» Он объясняет три вида счастья в соответствии с тремя гунами материальной природы. Он говорит, что есть счастье в тамо-гуне, когда человек думает, что он счастлив. Он напился, обкурился, находится в полу-бессознательном состоянии и он говорит, что это счастье. Так называемое счастье. Он счастлив, этого человека очень трудно переубедить в том, что он не счастлив. Это некое, скажем так, некая потенциальная яма, в которой он находится, некое состояние стабильности, из которого человека очень трудно вывести. И Кришна говорит, что это счастье отвратительно в начале и в конце, с самого начала оно отвратительно и в конце оно отвратительно.

Счастье в гуне страсти это когда человек пытается исполнить свои желания, оно в начале всегда как нектар. Человек исполняет свои желания, он получает что-то, но всегда есть оборотная сторона у этого, всегда, неизменно. Если человек просто гонится за своими желаниями, пытается исполнять свои страсти, конец всегда ядовитый. Начало хорошее, очень светлое, все безоблачно начинается и вдруг все превращается в свою противоположность.

Есть люди, которые пытаются стать счастливыми в гуне благости и Кришна говорит: «В начале это сложно». Все знают: рано утром вставать сложно. Легче спать до десяти часов или до двенадцати. Встать в пять часов утра невозможно. Я помню, когда я был студентом, встать в шесть часов утра это была маха-аскеза, это была самая великая тапасья, на которую студенты способны. В начале яд, но потом, когда привыкаешь к этому, понимаешь, что нектар на самом деле, что это естественное состояние, вставать рано, до восхода солнца, ум гораздо более спокойный, в течение всего дня гораздо более целеустремленное сознание. Это счастье в гуне благости, когда в начале нужно преодолеть в себе какую-то начальную лень, но потом плоды всегда хорошие у него. Все хорошее такое: в начале сложно, потом оно приносит благо. Все плохое вначале вкусное, в конце плохое.

Я однажды разговаривал с одним знаменитым астрологом здесь, с Санджаем Радхом. Он посмотрел мой гороскоп и стал громко смеяться и я говорю: «Че ты смеешься?» Он говорит: «Потому что смотришь на такой гороскоп и смеяться хочется. А индийские политики приходят смотришь на их гороскоп и плакать хочется». Он говорит, что «я заметил любопытную закономерность: если плохой гороскоп, то в начале он хороший, в конце плохой, а если хороший гороскоп, то в начале он плохой, в конце хороший». Что начало всегда сложное у хороших гороскопов, а конец хороший. У плохих гороскопов начало всегда хорошее, счастливое, конец плохой. Вернее легкое, скажем так, какое-то.

Есть четвертый вид счастья. То есть это стандартная классификация всего по трем гунам материальной природы: тамо-гуна, гуна невежества, раджо-гуна, гуна страсти и саттво-гуна, гуна благости. И есть четвертая вещь. Потому что у счастья в гуне благости тоже есть свои проблемы и главная проблема счастья в гуне благости в том, что оно все равно кончается. Человек привязывается к этому состоянию, ему хорошо, он счастливый, он умиротворенный, он уравновешенный, ему не хочется ничего менять в своей жизни и это проблема. Потому что на самом деле есть счастье, для которого мы созданы. Почему я сказал, что главное и самое практичное знание – это наука о душе? Потому что в конце концов у нас есть потребности, которые удовлетворяются только на духовном уровне, которые не могут удовлетвориться на материальном уровне.

Потребностей на духовном уровне на самом деле три, которые никогда не могут удовлетвориться на материальном уровне: это потребность существовать вечно, это потребность знать или испытывать все и потребность в вечном, бесконечном непрекращающемся счастье. Человек никогда не будет удовлетворен до тех пор, пока эти три потребности не будут удовлетворены: жить вечно, все знать и быть абсолютно бесконечно счастливым. Это духовное состояние, которое в конце концов человек достигает с помощью духовной практики. Практические материальные дисциплины, такие как Аюрведа, дают человеку возможность человеку счастливо и равновесно существовать здесь. Духовная наука позволяет человеку подняться над этим уровнем и обрести то, к чему мы на самом деле стремимся.

Вопрос: Эти три вещи, бесконечность, счастье и т.д, это не стремление человека стать Богом?

БВГ: Нет, это стремление человека занять свое естественное состояние, которое подобно состоянию Бога. Природа Бога – вечность, знание и блаженство. Природа души точно такая же, мы маленькие копии Бога и на этом уровне мы достигаем такого же состояния как Бог, но мы не становимся Богом, мы никогда не можем стать Богом. Чтобы стать Богом, мы находимся здесь. Здесь мы можем почувствовать себя Богом.

Сейчас я попытаюсь объяснить чуть-чуть по-другому. Это природа души: вечность, знание и блаженство. Душа в материальном мире отождествляет себя с материальным телом, поэтому она проецирует эти качества на тело и пытается реализовать все эти вещи в материальном мире, что невозможно в принципе. Человек пытается продлить свою молодость вечно. Причем вечность значит вечная молодость. Люди огорчаются, когда они видят, что они стареют, когда волосы седеют, пытаются расправлять морщины свои. Но тело-то все равно рано или поздно состарится. Люди пытаются знание свое расширить, интернет поэтому есть, поэтому они ездят по всему миру, поэтому они получают опыт. Знание не значит просто теория, знание значит опыт: я хочу испытать все, что можно. Поэтому они пытаются летать, в космос летают. Но опять же, они пытаются реализовать это в материальном мире, где все ограничено. Ну сколько мы можем ездить, куда мы полетим, что мы можем узнать? Счастья тоже мы хотим бесконечного, а оно кончается гораздо быстрее, чем хотелось. Это просто проекция на тело или на материальный план. Но почему все хотят этого? Потому что это природа души и мы никогда не сможем быть по-настоящему счастливыми до тех пор, пока мы эту природу не реализуем до конца, пока мы не осуществим эти цели.

Вопрос: Махарадж, может киртан сделаем? Буквально несколько минут? Это же благоприятно?

БВГ: Завтра в храме у нас будет возможность.

Рами: Все еще хотел порекомендовать речь – то, что вы говорите и то, что вы думаете здесь и стараться максимально повторять святые имена. Самое лучшее – это Харе Кришна в наш век, может какие-то другие мантры необычайных здесь усилить. Вот Махарадж обещает …

БВГ: Здесь в 10 000 все усиливается.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы