Значение звука, Ришикеш (13.08.2011 г.)

Диск «Парикрама по Гималаям», л. 15

Аннотация:

Ведический звук. Все основывается на звуке, вибрации в эфире. Все эволюционирует от тонкого к грубому. Янтра, тантра и мантра. Главным является мантра. Четыре уровня звука: вайкари-вак – слышимый звук; мадхйама-вак – звук в уме; пашьянти-вак – сконцентрированный звук; пара-вак – трансцендентный звук. Как действует мантра. Она должна повернуть вспять процесс творения и от грубого уровня возвысить до духовного. Личный опыт ГМ. Действуя на самый тонкий уровень, уровень желаний, мантра гармонизирует все уровни человеческого существования и приводит нашу волю в гармонией с волей Бога. Вопросы: слушать или повторять мантру; о правилах повторения различных мантр; к чему привело повторение мантры ГМ; как долго нужно ее повторять; об опытах, доказывающих, что у звука есть форма; о различных мантрах; о мантре «ом намо бхагавате васудевая».

 ***

Я думал сегодня, если у Рами нет какой-то другой идеи, поговорить немного про звук и про науку звука Ведическую, если вам интересно каким образом звук воздействует на человека и почему ему придается такое большое значение. Я буду говорить о четырех уровнях звука в соответствии с ведическими писаниями. Потому что звук – это не просто та грубая вибрация, которую мы слышим, а гораздо более сложная вещь с точки зрения йоги.

Собственно, смысл этого рассказа будет то, каким образом звук становится йогой или методом йоги. Йога значит процесс соединения или соединение нашего сознания с Высшим сознанием. Я буду говорить об этом. (Мне лучше на стуле сидеть, чтобы звук достигал всех).

В целом, вся культура, которую мы видим и с которой мы знакомились, она в очень большой степени основана на звуке. Веды – это звук и в Ведической культуре основное внимание придается именно Ведам как фундаменту развития человека. Веды запоминались на звук, произносились на звук и когда Западные ученые столкнулись с Ведической культурой, то первое, что их поразило – это разработанная система звука. Практически вся наука фонетики возникла в результате столкновения немецких и английских ученых с Ведической культурой. В Западной культуре гораздо большее значение придавалось форме, зрению. Но Веды утверждают, что весь мир начался со звука, что изначальным элементом творения является звук, это звук Ом и что все то, что мы видим вокруг, есть ничто иное, как различные трансмутации или преображения изначального звука или вибрации.

Это все достаточно близко соответствует современным представлениям, потому что когда квантовая механика была открыта, то, собственно, она говорит, что в основе всего того, что мы видим лежит волновая функция или вибрация. Веды утверждают за 100 лет до квантовой механики, что первым элементом творения является звук или вибрация в эфире. Под звуком не подразумевается обязательно, еще раз, тот звук, который мы слышим. Сейчас речь идет о некой изначальной вибрации и она породила все. Собственно, вся Ведическая культура была основана на том, чтобы научиться четко и чисто произносить вибрацию или звук. Детей учили произносить чистый звук вплоть до того, что, скажем, другие народы, которые считались менее цивилизованными с точки зрения культуры или народности, которая жила здесь, на Бахарата-варше, они назывались млеччхами. Млеччха буквально значит тот, кто мямлит, тот, кто нечетко произносит звук.

В санскритском алфавите есть 54 звука и говорится, что каждый из этих звуков, если он произнесен правильно, раскрывает определенную тонкую энергию в этом мире и с помощью ней можно, соответственно, производить реальные изменения в этом мире. Ведическая культура основана была на том, что люди произносили мантры и произносили их правильно или чисто, с определенной силой, которая вложена в звуке на всех уровнях. Еще раз, звук не только то, что мы слышим, у звука есть как минимум 4 уровня, о которых говорится в Ведах. Если на всех четырех уровнях мантра произнесена правильно, то она обладает силой менять что-то здесь, в этом мире.

Собственно, мы знаем, это есть во всех культурах. Во всех культурах есть заклинания, до сих пор люди ходят к бабкам, бабка пошепчет что-то и зуб перестает болеть. Я был на выступлении, когда я учился в университете. Там был ансамбль Покровского и они собирали эти заклинания, древние славянские заклинания, где также очень правильно или очень точно нужно было произнести этот звук. Одна женщина там жаловалась: «Я выучила заклинание, с помощью которого можно беременеть, с тех пор я все беременная, у меня все время проблемы с этим, я выступать не могу – спою один раз». То есть с помощью звука или заклинания вызывали дожди, мы знаем, когда нужно.

Эта наука утрачена сейчас практически, хотя, если где-то она осталась до какой-то степени, то это, безусловно, здесь, потому что изначально этому придавалось гораздо большее значение именно здесь, то, как правильно произносить звук, что такое звук и каким образом он порождает все.

В Ведах основный ритуал был жертвоприношение, мы проходили. Жертвоприношение само по себе не имеет значения как ритуал, главное при этом – сосредоточенность на звуке, который произносится. С помощью различного ритуала насыщается огонь, огонь является переносчиком, он в какие-то другие сферы бытия все эти вещи переносит, но главное в любом случае – это звук. Раньше для исполнения любого желания производили жертвоприношения. Нужно сына – жертвоприношение с мантрами соответствующими. Нужно самолет – можно было сделать … Есть свидетельства того, что люди летали на самолетах в то время, есть целая шастра, «Бхайманика-шастра», которая описывает 264, если я не ошибаюсь, различных видов летательных аппаратов, которые управляются по-разному. Но тоже это все, так или иначе, все эти вещи производились с помощью звука, потому что в конце концов в основе всего лежит звук. Если звук правильно воспроизвести, если сделать определенную вибрацию в эфире, то она, в конце концов, приведет к зримым результатам.

Поэтому в Ведах есть три вещи. Вы, наверняка, слышали о них или до какой-то степени знакомы. Есть янтра, есть тантра и есть мантра. Эти три вещи всегда должны быть вместе для максимального эффекта. Янтра буквально в переводе с санскрита означает прибор или машина. Может быть, вы видели Ведические янтры. Янтра – это, скажем так, некое графическое изображение, на которое человек должен медитировать. Иначе говоря, янтра – это всегда форма. Но янтре всегда соответствует мантра и янтра – это всегда всего лишь навсего визуальное изображение звука мантры. Помимо янтры и мантры есть тантра и тантра значит некий процесс или ритуал или обряд, который помогает человеку сосредоточить или соединить вместе эти вещи, соединить вместе янтру и мантру, образ и звук и так или иначе слиться с этим и достичь какого-то результата.

В нашем случае я хотел объяснить, если мы входим в храм, то храме Божество – это янтра. Может быть, некая абстрактная янтра, то есть какое-то графическое изображение звука, но в сущности, скульптурное изображение или видимое, зримое изображение – это янтра. Это объект медитации или то, на чем я сосредоточиваю свое сознание. Я сосредоточиваю свое сознание с помощью ритуала или тантры, с помощью какого-то процесса. И есть мантра, которая, в конце концов, должна меня приблизить к этому или возвысить мое сознание.

Слово мантра буквально значит мананат трайате ити мантрах. В переводе с санскрита это значит то, что позволяет человеку полностью сосредоточить свое сознание, мананат трайате – то, что защищает нас от рассеянности сознания. Мы знаем, что у нас все время звук какой-то идет, идет диалог какой-то внутри, кто-то говорит там, иногда несколько голосов, один голос туда тянет – это шизофренией называется – другой голос в другое место тянет. Но мананат значит блуждание ума, постоянная какая-то тягучая вещь, которая все время у нас происходит без особой цели. Мананат трайатемантра – это то, что может защитить ум от этой рассеянности и сконцентрировать ум.

Я говорил, помните, в Бадарикашраме несколько дней тому назад, что смысл или цель йоги в том, чтобы сделать ум сильным, то есть сконцентрировать его, сосредоточить его в один пучок и направить эту ментальную энергию в какое-то русло. Мантра – это, собственно, инструмент для этого, все остальное вспомогательное. Объект для сосредоточения – это вспомогательная вещь, процесс – вспомогательная вещь. Они помогают, но в принципе, одной мантры достаточно. Звук самодостаточен, потому что звук, в конце концов, – самый тонкий и самый могущественный элемент. Но мантра работает, как я уже сказал, на четырех уровнях. Сейчас я расскажу об этих четырех уровнях звука, которые описаны в Ведах. В Риг-веде говорится чатвари-вак, то есть звук имеет четыре деления или четыре части, четыре слоя или измерения. Слышимый звук, который мы воспринимаем, который передает информацию, собственно информативный звук, он называется на санскрите вайкари-вак и в него вложена энергия силы или энергия творчества. По сути дела мы знаем, что звук, если в нем есть какая-то сила, если человек произносит его с силой, то мы можем с помощью этого заставить какого-то человека делать что-то. Поэтому там говорится бала. Вайкари-вак содержит в себе энергию силы, или балы, и мы сами знаем: иногда человек скажет что-то и он произнесет звук таким образом, что невозможно не сделать это. Другой человек скажет то же самое слово и эффект будет абсолютно другой. То есть в грубом звуке есть грубая сила, которая заставляет нас делать что-то, передает приказы, передает некую силу воли.

Но есть более тонкий звук и он называется мадхйама-вак или промежуточный звук и это тот звук, который мы слышим у себя в уме. Там же тоже есть звук. Если мы сейчас мысленно произнесем что-то, например «яблоко», давайте произнесем «яблоко» внутри. Образ яблока может возникнуть, какой-то эффект будет на наш ум. То есть, иначе говоря, есть звук, который чисто на уровне мыслей. Это более тонкая вещь и, в сущности, некоторые люди могут слышать этот звук. При определенной тренировке или методике человек может научиться читать мысли и он просто слышит то, что в уме у другого произносится. Слава Богу, что мы не обладаем этой способностью, потому что мы бы открыли для себя много интересного. Но в сущности, это тот же звук, только чуть-чуть более тонкий и если я на мысленном уровне пытаюсь произносить какие-то вещи, то у меня тоже происходят какие-то физиологические изменения тут. То есть мысль содержит этот звук.

В этом мысленном звуке содержится энергия знания или понимания, энергия понимания того, каким образом что-то можно сделать. Это более тонкая энергия. Есть более грубая энергия – сказал кто-то что-то делай. Теперь, есть энергия понимания, она отведена на уровень мысли. В Ведах, кстати, говорится, что люди на заре творения люди могли слышать все три уровня звука. Индра, он в свое время сказал, что «нет, не надо, пусть они слышать только грубый звук». Что на заре творения люди могли телепатически общаться, слышать мысли и слышать еще более тонкий звук – я потом скажу про энергии, это интересная вещь – но на более тонком уровне до звука в голове, до какой-то мысли, которая оформляется в виде фразы в нашем уме, до нее находится еще более тонкий звук, который Платон называл эйдосом или идеей, образом.

То есть практически в каждый момент мысли звук наш, прежде, чем выйти отсюда, он проходит эти три этапа постепенного огрубления. То есть вначале появляется некая идея сконцентрированная и этот уровень называется пашйанти, то есть образ. Пашйанти буквально значит нечто видимое, то, что я могу увидеть.

И есть четвертый, трансцендентный уровень речи, который называется пара-вак, находящийся за пределами всего или изначальный звук, из которого все изошло. Собственно, творение происходит от тонкого к грубому. Мы привыкли считать, в соответствие со школьными учебниками, что сначала было что-то грубое и оно постепенно-постепенно эволюционировало. В реальности такого творения не происходит. Ничего грубое в тонкое не превращается. Можно попробовать – можно взять что-то грубое и подождать, пока оно превратится во что-то тонкое. Можно взять элементы, из которых состоит компьютер, собрать их в кучу и ждать, пока она адэволюционирует до компьютера.

То есть на самом деле реально все происходит от тонкого к грубому. Даже в этом мире сначала у нас что появляется? Прежде чем что-то сделать? Например, вы бизнесмен. Что у вас сначала появляется? Идея. Причем идея еще не разработанная, некий образ. Правильно? Некая , может быть, не совсем ясная или туманная вещь. Ее нужно проговорить в уме и потом она приобретет какие-то реальные ощутимые формы.

Теперь вопрос: откуда эта идея возникла? Идея эта реально – в соответствии в Платоном и с Ведами – исходит из духовного мира, мы ничего даже придумать не можем. Изначально все идеи, которые к нам попадают, они приходят к нам из высшей сферы. Мы увидели какую-то идею, потом она начинает разрабатываться в уме, и на этом самом тонком уровне, на третьем материальном уровне в этот звук вложена энергия желания. Вместе с этой идеей есть то, что в Ведах называется иччха-шакти или энергия желания. Мы знаем как возникли космические корабли. Циолковскому родилась идея. Она постепенно разрабатывалась, превращалась в какое-то более тонкое творение и потом тонкое творение превратилось в грубое творение. Наоборот никогда не бывает. Никогда космический корабль сам не возникнет. Ничего хорошее само не возникнет. В соответствии с законом энтропии все только разрушается. Иначе говоря, все уйдет с тонкого плана и в конце концов источник у всего этого духовный. Источником всего этого является пара-вак или трансцендентный звук, или самая тонкая вещь, пришедшая сюда и превратившаяся в то, что мы видим.

Это творение в четырех стадиях, оно описано в Ведах, собственно, этот трансцендентный звук Ом входит сюда. Мы можем произнести этот звук Ом вместе, чтобы опять же, почувствовать эту вещь. Кулдит нас сейчас учил. Давайте выпрямимся, чтобы у нас был опыт какой-то. Ом состоит из четырех элементов: «а» и «а» соответствует грубому звуку, вайкари-вак, про который я говорил. «У» – это тонкий элемент. Из четырех элементов Ом «у» соответствует ментальному звуку или звуку мысли. «М» – это самый тонкий звук, когда мы просто вибрируем, пашйанти-вак или звук на уровне интеллекта, на уровне желания. И пауза после этого, тишина – это трансцендентный звук. Очень важно, если правильно произносить Ом, очень правильно эту паузу зафиксировать. Часто люди делают эту ошибку. Нужно произнести звук Ом и в конце есть эта вибрация, она постепенно наше сознание поднимает и после этого тишина одну четвертую части времени по произнесению. Давайте попробуем. Глубокий вдох … (произносят)

Откройте сейчас глаза. Иначе говоря, давайте посмотрим действительно эти четыре уровня звука, которые есть в том числе в мантре Ом. Четыре уровня звука – это описание нашего существования здесь. В основе всего – желание. Желание – это самая тонкая вещь, которая у нас появляется в виде некоего образа, идеи, цели. Это желание постепенно превращается в некую ментальную схему или разработку и потом она реализуется здесь. На каждом уровне человек именно таким образом живет. Это три проблемы, которые у нас есть. Первая проблема – это идея того, что я здесь так или иначе сделаю как нужно, как я хочу, некое изначальное желание управлять и наслаждаться некой сферой контроля. Она превращается в привязанность на уровне ума к различным объектам и в конце концов она как бы закрепляет наше существование здесь, мы осознаем себя чисто как материальное тело: «я – материальное тело, я здесь, я в материальном мире, у меня нет никаких других задач, кроме как реализовать свою сферу контроля».

Что делает мантра? Мантра по идее должна весь этот процесс обернуть вспять и от грубого звука она должна поднять нас на более тонкий звук, на еще более тонкий звук и в конце концов возвысить до духовного уровня. Смысл мантры именно в том, чтобы при постоянном или регулярном повторении человек начинает, скажем так, от грубого звука постепенно переходить на какой-то другой уровень и в конце концов обретает духовный опыт. Он как бы разворачивает этот процесс творения. Творение идет от тонкого к грубому. Мы пытаемся с помощью мантры от грубого, через грубый звук постепенно-постепенно сосредоточить свой ум на более тонком уровне, потом увидеть образ, который стоит за этим звуком и потом выйти на духовный план. Это реальный процесс, который работает. В сущности, Веды утверждают, что единственный способ, по крайней мере самый доступный, самый простой способ получить какой-то духовный опыт – это с помощью звука при культивировании звука. Если мы мантру воспринимаем просто как некое пение или просто материальный звук, это хорошо, но этого не достаточно. За этим стоит еще как минимум три уровня, которые в конце концов могут дать нам духовный опыт.

Я просто хотел рассказать свой собственный опыт, потому что это всегда более убедительно, чем что бы то ни было еще. Мне дали мантру в 1980-ом году и ничего не объяснили, не сказали ничего. Я был тогда аспирантом, занимался своей научной деятельностью. И мне сказали: «Повторяй эту мантру Харе Кришна и все будет хорошо». Что должно быть – я должен был увидеть какую-то там ауру, мое сознание должно было утончиться, еще какие-то там штуки. Я стал повторять. Первое, что я отметил … Я сделал это исключительно в качестве эксперимента. У меня не было никакой веры, я был нормальным советским атеистом в третьем поколении как миним. Все мои предки были сертифицированными атеистами, коммунистами. Я стал повторять этот звук и я заметил, что я не устаю это делать, что он идет и более того, в какой-то момент, особенно когда я попал на первый киртан запретный, опять же в начале, мое сознание было отдельным, но в какой-то момент я как бы вошел в этот поток и этот звук или эта волна вынесла меня куда-то. Она унесла меня непонятно куда и мне не хотелось оттуда возвращаться. Потом я, правда, вернулся, и, как видите, я до сих пор с вами тут, то есть далеко она меня не унесла, но в сущности, она на каком-то уровне дала мне опыт, который я до сих пор помню очень сильный.

Собственно, еще раз, в этом смысл повторения мантры – то, что мантра должна пройти все эти этапы. То есть в начале это просто звук, это дает некий эффект, но не очень сильный. Вначале я просто слышу его на физическом уровне. Постепенно этот звук превращается у меня в … он складывается в моем уме во что-то и мой ум сливается с этим звуком. В конце концов я вижу того, кто стоит за этой мантрой и в конечном счете эта мантра переносит меня в другую реальность или измерение, то есть выводит меня отсюда.

Мы видели, у нас был какой-то опыт этого, мы слышали как пуджари, жрец, исполнял мантры на алтаре Нрисимхи. Вчера это было или когда? Вчера утром. Он удивительную вещь сказал: «Я не могу это воспроизвести нигде в другом месте. Если я даже захочу у себя дома взять и попеть это, я не смогу это сделать». Кто-то почувствовал эффект его пения и его звука, который был? Он говорит: «Я не могу этот звук воспроизвести нигде в другом месте точно так же с такой же силой или с таким же результатом вне всего этого».

Иначе говоря, он входит в какое-то состояние и с помощью этого он может переводить людей в другое состояние. Правильный, чистый звук, собственно, имеет благотворный или исцеляющий эффект на трех уровнях. Он исцеляет наше тело. Почему? Потому что тело наше тоже вибрирует, оно в определенной частоте находится, есть определенный ритм и если я соответствую этим ритмам, то есть этим звукам, я вхожу в этот ритм, то это благотворно для моего тела, это очень хорошо, на самом деле. Люди для того, чтобы получить что-то, чтобы укрепить себя в каком-то звуке, в каком-то понимании, в какое-то счастье, идут на дискотеку или еще куда-то, чтобы эти вибрации их пробрали до конца. Звук благотворно сказывается на моем уме, потому что он концентрирует и очищает ум. В Аюрведе говорится, что для того, чтобы очистить тело от амы или от накопившейся слизи, от непереваренных остатков, от токсинов, которые у нас есть в результате плохого пищеварения, человек должен есть имбирь. Для того, чтобы очистить ум от амы – а у нас есть ментальная ама в виде горя какого-то, в виде шрамов, в виде депрессий, которые остались, в виде привязанностей, – Аюрведа говорит, что подобно тому, как имбирь очищает физическое тело от амы, мантра или звук, киртан, очищает ум от ментальной амы. Если человек поет киртан, он увидит это, это реальный совершенно эффект, постепенно ментальная ама будет уходить, если он ссоредоточивается на киртане или делает киртан, пение мантры своей регулярной практикой.

На более тонком уровне – что еще более важно – мантра работает на самом тонком уровне, то есть на уровне желаний. Вся наша жизнь – это ничто иное, как реализация каких-то желании и очень часто это желания ложные. Как я уже цитировал Остапа Бэндера, одного из авторитетов Ведической науки, человек может всю жизнь идти к какому-то желанию и в конце концов сказать: «Исполнилась мечта идиота! Это не то было, куда мне нужно».

То есть что мантра делает – это самое … Почему повторение мантры такое могущественное? Потому что ничто другое на уровне желаний не работает. Если заниматься йогой, йога будет работать на уровне физического тела эффективно, безусловно. Пранайама будет работать на уровне ментального нашего тела, она очищать ментальное тело и таким образом очищать физическое тело. Поэтому пранайама выше, чем просто йога. Но пранайама не будет работать на уровне ваших желаний, она не будет очищать этот третий уровень интеллекта, уровень целеполагания, уровень понимания того, куда мне нужно идти, в каком направлении мне нужно двигаться. На уровне интеллекта работает только мантра или чистый могущественный звук.

Другой перевод слова мантра – это могущественный звук, то есть звук, наделенный определенной силой, звук, который помогает дать человеку опыт. Более того, мантра работает на трансцендентном уровне в отличие от обычного звука, она может, в конце концов, дать нам духовный опыт.

Любопытно доказательство этого мы сегодня видели. Вы видели, меня встретил тут местный йог, он учитель йоги здесь и он шесть месяцев, с сентября прошлого года до марта, прожил в Москве и преподавал йогу в каком-то йога-клубе, из Ришикеша. Он говорит, что он преподаватель йоги, но он говорит, что « я сам, для того, чтобы себя очистить и для того, чтобы в себе найти какое-то равновесие в этой Москве, я приходил в ваш храм и пел там киртан». То есть он, несмотря на то, что он учил йоге, занимался йогой, преподавал йогу, он приходил в храм и говорит, что «это единственное, что меня в конце концов спасало и защищало». Поэтому он встретил нас с распростертыми объятиями и кричал: «Вы тут?! Спасибо!»

Это любопытная иллюстрация сегодня того, что на самом деле в реальности мантра – самый могущественный метод, несмотря на то, что она может показаться, скажем так, более … Ну, мы грубые люди и нам нужно что-то грубое и чем грубее, тем лучше. Понятно, будет действовать, если … Хорошо, работает. Но любой более тонкий уровень он на самом деле пусть более тонким образом, но гармонизирует все на грубых уровнях тоже. В конце концов, что такое йога или Аюрведа? Йога и Аюрведа – это способ привести нас в гармонию. В гармонию на физическом уровне, то есть дать нам некое равновесие, гармонию или утвержденность, закрепленность на физическом уровне; гармонию на ментальном уровне; гармонию на уровне интеллекта и в конце концов духовную гармонию.

Собственно, гармония и есть определение здоровья. Любое нарушение гармонии, равновесия – это болезнь. На уровне Аюрведы, если мы вывели из равновесии наши доши, то, соответственно, болезнь. На уровне ума, если ум выведен из равновесия и приведен в беспокойство – это болезнь. На уровне интеллекта – если интеллект не скоординирован или не сгармонизирован со всей природой, то это тоже болезнь. На духовном уровне, самая глубокая болезнь начинается с духовного плана, когда человек не понимает кто он такой. Наша болезнь духовная и мантра помогает излечить от этой болезни. Духовная болезнь заключается в том, что я хочу быть независимым от Бога. Я не хочу зависеть от Него, я хочу закрепить свою независимость. Это болезнь. Я хочу сам сделать. Я уже говорил о соотношении нашей воли и воли Бога. Йога – это приведение в гармонию нашей воли и воли Бога. Мы хотим чего? Мы хотим одной вещи – быть счастливым. Что Бог от нас хочет? Того же самого. План Бога по отношению к нам точно тот же самый – Он хочет, чтобы мы были счастливыми. Беда заключается в том, что мы не понимаем каким образом нам стать счастливыми. Стать счастливыми можно только сгармонизировав свою волю с волей Бога, то есть поняв свое место в творении или поняв … Мы – часть целого. Бог – это целое. Любая часть не может быть счастлива вне целого, вне своей роли или своей включенности в это целое.

Если взять велосипед, там много частей и все части работают на целое. Теперь, если какая-то часть скажет: «Я хочу быть сама по себе». Винтик какой-нибудь выпадет и скажет: «Я буду независимо развиваться». Может он быть счастливым? Нет, он может быть счастливым только тогда, когда он вставлен в целое. Или, скажем так, у нас тоже есть части какие-то, но части эти ровно настолько имеют смысл, насколько они служат целому. Если волосы у нас на голове, то они хорошие, а если волосы в супе, то никто их не любит. Волосы на голове все очень уважают, все ими восхищаются, все время их моют. Те же самые волосы, ничего с ними не произошло, просто они не в том месте находятся, они так или иначе выпали из системы целого.

Что я, собственно, пытаюсь объяснить? Что мантра при правильной культивации постепенно-постепенно приведет в гармонию все эти слои нашего сознания и в конце концов духовное сознание тоже. Приведет его в гармонию и даст нам духовное понимание и сделает нас счастливыми на уровне души. Но на начальных этапах это сложно, потому что на начальных этапах мантра работает на грубом уровне, это просто грубый звук. У нас нет еще какого-то понимания того, что такое мантра. На уровне мадхйама-вак или промежуточном уровне у нас нет желания, которое мы вкладываем в мантру. Чистая мантра – это когда мы произносим мантру с определенным правильным хорошим желанием и в какой-то момент это все приходит и человек чувствует свое равновесие.

Это в двух словах то, что мне хотелось сегодня сказать, каким образом мантра приводит человека реально в гармонию или в равновесие. Поэтому звук всегда это волна и у волны есть всегда свой ритм, своя частота. Человеку очень важно находиться в гармонии с ритмом вселенной. Что такое мантра? Это звук, который приводит наше индивидуальное сознание в гармонию с ритмом вселенной. Русское слово «ритм» происходит от латинского слова «риту», который в свою очередь происходит от санскритского слова «риту» или «рита», что значит порядок или гармония, изначальный порядок, который находиться во вселенной. По мере того, как человек повторяет эти звуки или этот звук мантры, постепенно разные слои его существа приходят в гармонию и он обретает внутреннее равновесие, устойчивость и избавляется от каких-то проблем.

Вопрос: Петь мантру или слушать мантру – есть разница?

БВГ: Разница есть, но слушать это тоже хорошо.

Реплика: Потому что когда поем, мы неправильно произносим, не знаем санскрита, не знаем как надо, а когда мантра уже … Если мы не будем петь, а слушать все время или все-таки петь сразу?

БВГ: В Ведической культуре есть два вида мантр: одни мантры устроены особым образом, например ом намо бхагавате васудевая. Там очень важно правильное произношение, чтобы получить эффект от этого. Или, например, Гаятри-мантра, которую Сергей Михайлович никак выучить не может: ом бхур бхувах свах тат савитир варенйам бхарго девасйа дхимани дхийо йо нах прачодайат. Эти мантры обычно начинаются либо со звука Ом, либо с другой биджи и там очень важно правильно произносить.

Есть другая категория мантр, которая называется нама или имя и там нет таких строгих требований к правильности произношения, потому что в сущности за этим стоит бОльшая сила. Мантру, как таковую, не имя, а мантру, не нама, а мантру нужно произносить правильно, потому что там с самого начала нужны правильные отношения с объектом мантры. Как это объяснить… Иначе говоря, мантра – это более формальная вещь. Более формальная вещь требует соблюдения бОльших формальностей, требует соблюдения бОльших требований. Но если мы произносим имя, как например, когда вы в беде и вы зовете кого-то – на самом деле не так важно правильно вы произнесете его имя или нет. Он услышит то, вы в этот звук вкладываете. Поэтому слушать мантру – это хорошо, но повторять самому тоже хорошо, не нужно слишком … Вот эту мантру. Ту мантру, которую мы повторяем: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Там не так важно само произношения. Можно услышать разные варианты произношения и некоторые люди бывают сбиты с толку, но на самом деле это не так важно в данном случае. Тут важнее настроение, в котором я произношу это. Как вы слышали, Према Гауранга пел киртан и он как бы передал это настроение. Или когда поется киртан, настроение гораздо важнее. Нужно пытаться войти в это настроение, в этот поток, чтобы он перенес нас куда-то выше, в сам этот звук или в само это действо, которое есть.

Вопрос: Можно личный такой вопрос?

БВГ: Да.

Вопрос: В 1980-ом году Вы, произнеся мантру, как бы поняли, что Вы находитесь в другом измерении. А вот что сейчас? Все-таки удалось дальше пойти или удалось остаться в другом измерении? Что сейчас?

БВГ: Скажем так, повторение мантры – это особая наука и там есть свои правила, которым нужно следовать и есть какие-то свои ограничения. В начале, когда человек повторяет мантру, он испытывает обычно очень сильный опыт, через какое-то время, достаточно быстро от начала. И очень часто как правило, потом этот опыт уходит. Уходит, потому что человек … В начале он приходит к этому, потому что он почувствовал что вот, есть какое-то другое измерение, есть какая-то другая цель в жизни и он делает это с очень большим и правильным, хорошим желанием и энтузиазмом и это помогает ему обрести очень глубокий опыт. А потом мантра становится чем-то привычным, он начинает делать это между прочим, между делом, у него появляются какие-то сомнения в этом, еще какие-то вещи, то есть идет некий обратный процесс, который лишает его этого первого свежего опыта. Если пройти через этот этап, понимая глубоко что за всем этим стоит и зачем это надо, то тогда этот опыт возвращается на более глубоком уровне, гораздо более глубоком уровне. Но иногда это превращается просто в какую-то механическую вещь и они уже не понимают: «было что-то, не было, было это каким-то самовнушением?» хотя очевидно совершенно, что в начале никакого самовнушения не было.

То есть, иначе говоря, сейчас у меня есть гораздо более глубокий опыт этого, но я не могу сказать, что развитие было линейным. Не то, что в 80-ом году я что-то получил, в 81-ом году это было вообще круто, в 83-ем совсем круто … Нет. То есть какой-то опыт приходил. На самом деле один из самых глубоких опытов ко мне пришел в самом начале, где-то в году 83-ем, после нескольких лет повторения мантры, но потом это ушло и в течение некоторого времени у меня вообще ничего не было, не было какого-то … Я делал это только потому что у меня было какое-то понимание, из-за чувства долга или еще что-то такое. Но потом это пришло накаком-то новом уровне.

Вопрос: Как долго надо произносить мантру? Пять минут? Десять минут?

БВГ: Есть священное число 108. Один и восемь будет девять. Девять считается полным числом. 108 – это особое число и считается, что мантру нужно произнести хотя бы 108 раз и это сто восемь бусинок на четках, которые у вас есть. На католических четках тоже 108 бусинок. 108 – это число, которое почитается, особенно здесь. Если про человека хотят сказать, что он достиг совершенства, то к нему добавляют титул «108», потому что 108 значит совершенное число. Что любопытно – что расстояние от Земли до Луны ровняется ста восьми диаметрам Луны и расстояние от Земли до Солнца ровняется ста восьми диаметрам Солнца. То есть 108 – это не просто число, это число, которое положено куда-то в основу вселенной. Поэтому как минимум нужно произнести 108 раз. Мы произносим больше, или 4 раза по 108 или сколько у вас времени есть. Но как минимум 108 раз, если вы произнесете эту мантру, вы что-то почувствуете. Я что делал? Я ходил с работы в общежитие и обратно и повторял мантру. Путь занимал 20 минут. 108, если научиться правильно повторять произносится примерно семь минут.

Вопрос: Вы повторяли про себя или вслух?

БВГ: Я повторял тихо, так что никто не слышал. Я шел по тихой московской улице имени ак. Вавилова и повторял эту мантру. Но ее можно повторять про себя, ее можно повторять в любое время, можно повторять неслышно в какой-то ситуации, в любое время, неважно когда, в любом состоянии. Нет строгих правил для повторения этой мантры.

Вопрос: Есть фильм научный про ученого, который доказал, что у каждого звука есть форма. Когда он произносил Ом, то появлялась Шри-янтра.

БВГ: Был такой ученый швейцарский Ганс Джени. Он жил в 70-ых годах 20-го века и он задался себе целью посмотреть какую форму имеет звук. Он сделал простой прибор. Там много разных приборов с помощью жидкости, с помощью порошка он переводил звук в электрические или электромагнитные колебания, насыпал порошок какой-то, порошок принимал какую-то форму и он произносил различные звуки. Удивительная вещь, которую он обнаружил, это первое, он позвал йога или человека, который знал как правильно произносить Ом и когда этот йог произнес Ом, то возникла Шри-янтра. Это янтра или графическое изображение процесса творения. В самом грубом варианте она состоит из треугольников, которые соединены друг с другом, как в звезде Давида, но их много, не два треугольника. То есть один треугольник вниз острием, а другой вверх острием. Это, в общем-то, символическое изображение сочетания двух начал, из которых состоит этот мир – духа и материи. Там множество этих треугольников, иначе говоря есть много стадий творения, когда эти два начала соединяются друг с другом, порождая все. Обычно йоги, когда они произносят Ом для полноты эффекта они медитируют на эту янтру, на это изображение. Так вот, когда Ганс Джени сделал этот эксперимент, он к удивлению своему увидел, что появились эти треугольники, которые сходятся друг с другом. Таким образом он научно доказал саму эту … Ну, скажем так, на очень примитивном уровне он доказал то, о чем я сегодня пытался рассказать о том, что звук имеет форму и то, что звук порождает формы, когда мы произносим. Но главное, суть, в том, чтобы чисто его произнести. Получается некий заколдованный круг: чтобы чисто произнести, должно быть чистое сознание. Сознание может очиститься только благодаря этому звуку. Поэтому, собственно процесс растянут во времени. Мы начинаем произносить этот звук и постепенно, в процессе повторения этого звука, звук очищается, он становится другим. Я знаю людей, они произносят Харе Кришна мантру и блаженство разливается сразу же. Просто слышишь этот звук и чувствуешь блаженство, которое они передают или которое они в этот звук вкладывают.

Вопрос: Мантр много, да?

БВГ: Мантр много, но мантра, которую мы пели с вами, называется маха-мантра или великая мантра и она приведена в «Кали-сантарана-упанишад», это одна из Упанишад. Кали-сантарана значит средство от проблем века Кали. Кали – это век или период, в котором мы живем. Сантарана – то, что может нейтрализовать все эти проблемы. Там дается эта мантра. Мантр много и они могут быть рассчитаны на достижение определенной цели какой-то. Например, есть мантра, и она работает, если человек хочет сына. Он повторяет эту мантру определенным образом. Или еще для достижения каких-то конкретных целей, но это некая универсальная мантра, которая на универсальном уровне помогает человеку сгармонизировать все, что у него есть, потому что в конце концов эта мантра состоит из имен Бога и это просто зов к Нему. Причем под Богом мы не подразумеваем какого-то, скажем, … Бог один, нет двух Богов. Все религии признают это и, тем не менее, все религии думают, что все остальные поклоняются не Богу. Но Бог один. «Аллах» значит всемогущий, «Кришна», криш-на, значит то, что влечет, то, что тянет нас. Это определение Бога, которое, в сущности, универсальное определение Бога, которое включает в себя все остальные определения Бога. Нас привлекает в этом мире красота, богатство, знание, сила, отречение … Когда мы видим в ком-то эти качества, нас тянет к нему. В соответствие с Ведическими писаниями, Кришна или Бог – это тот, кто обладает всем этим в максимальной степени – красотой, знанием, силой, могуществом, славой … Шестью вещами, которые влекут человека здесь. Поэтому Бога называют Кришной, Кришна значит всепривлекающий. Вишну значит вездесущий, тот, кто вошел или находится повсюду, тот, кто находится здесь. То есть это не есть какая-то сектантская вещь, это вполне универсальное определение. Но изначально оно исходит из более высокого плана.

Вопрос: Мы начали лекцию с мантры «ом намо бхагавате васудевая»

БВГ: Потому что с этой мантры начинается «Шримад-Бхагаватам» и в сущности это обращение к Богу, который находится здесь и сейчас. То есть это как бы призыв к тому, чтобы мы сами вернулись в настоящий момент. Ом намо бхагавате васудевая значит Бог находится всюду и, как сказал правильно Ходжа Насредин, лучшим доказательством торжества его воли является то, что все время, сколько бы я ни старался свою волю реализовать, ничего из этого не получается. Иначе говоря, это напоминание нам о том, что Бог не где-то далеко, Бог находится в сердце каждого живого существа и Бог находится здесь. Когда мы говорим о Нем, Он слышит.

Да, может быть, еще одну маленькую вещь я хотел сказать по поводу этих трех уровней звука. В соответствии с Ведами Бог есть и не просто есть, Он – Личность и это единственное логическое объяснение того, что мир существует. Потому что чтобы что-то возникло, необходимы три вещи: желание это сделать, то есть у меня должно возникнуть желание; должно быть знание или понимание того, как это сделать и должна быть сила или способность это сделать. Собственно, определение личности в соответствии с Ведами – личность обладает этими тремя качествами или тремя энергиями: энергией желания, энергией знания или понимания и энергией силы или способности. Мир возник только потому что у Бога есть эти три энергии. За всем этим стоит Его план или желание какое-то, естественно, что Он сделал это с удивительным знанием, то есть Его знание, оно … Мы пытаемся крупицы этого знания понять каким образом все тут устроено и естественно, что у Него есть сила. Эти три вещи есть в звуке. Я говорил, что три уровня, о которых я сказал в начале, в нижнем уровне звука есть сила, в среднем уровне звука есть знание и в самом высоком уровне звука материального есть желание. Тут есть очень интересная корреляция между всем этим.

В Упанишадах говорится про Бога. Там есть описание Бога, это «Шветашватара-упанишад» свабхавики-джнана-бала-крийа ча – у Бога есть бала, гьяна и крийа, то есть эти три энергии: энергия желания, энергия знания и энергия силы или способности реализации этого всего. И в маленьком, ничтожном размере у нас есть те же самые три энергии. Собственно, повторение мантры что дает? Она гармонизирует эту нашу энергию с изначальной энергией творения. Это не такая простая вещь.

У меня был любопытный опыт, я в 2000 году был на конференции ООН, которая проводилась в Нью-Йорке, на саммите религий. Я был в составе индуистской делегации, каким-то образом я туда попал и было очень любопытно наблюдать это – у людей очень мало было общего. В первый же день ко мне подошел японский журналист. Он протянул мне микрофон и спросил у меня: «Что Вы ожидаете от этой конференции?» Я был немножко поставлен в тупик этим вопросом, потому что я ничего особенного от нее не ожидал. Я знал, что никакого особенно результата не будет, но я сказал: «Может быть, люди поймут, что Бог один, что разные люди по-разному поклоняются одному Богу». На что японский журналист сказал: «Я буддист и по-нашему Бога вообще нет». То есть с самого начала от отмел эту перспективу, потому что некоторые религии считают, что Бога нет в принципе. Но что общего было? Тем не менее, когда я смотрел, я так сказать, сидя на удобном кресле, наблюдал за всем тем, что происходит и одна общая черта была у всех. Все говорили по-разному, все тянули на свою сторону, некоторые выступления были не очень приличными, некоторые были очень хорошими, интересно было, хорошие люди говорили, много всего хорошего. Но что самое интересное было – это то, что так или иначе, когда все представляли что-то, все обращались к Богу с помощью звука. Вышли индусы стали в раковину бить. Вышли африканцы и стали в там-там бить, их способ Бога призвать. У них большой такой барабан был и они Его призывали. Вышел мусульманин и он стал свою молитву протяжную из Корана произносить. Все так или иначе, то есть понимание того, что звук – это способ сгармонизировать или соединиться с Богом есть везде, это универсальная абсолютно вещь.

Вопрос: Прокомментируйте, может быть, один из начальных эффектов мантры это то, что пропадают желания и, в общем-то, ничего не нужно становится.

БВГ: Нет. Какие-то желания старые становятся смешными, но появляются духовные желания. То есть мантра должна дать нам духовные желания. Она обесценивает какие-то материальные желания до какой-то степени, опять же, если человек хочет, чтобы они обесценились. Если человек уже пришел … Часто люди приходят на духовный путь из-за разочарования. Я говорил об этом, кгода мы в Джошуматхе собирались с вами, что человек приходит часто не от хорошей жизни, а от какого-то потрясения, от шока, от кризиса. Часто просто от общего разочарования, от того, что он потерял свою цель. В этом случае он не держится за свои цели и тогда они уходят. Но в любом случае, мантра должна, если человек правильно порождает мантру, она должна породить духовные желания. Потому что мы всегда остаемся личностью. В отличии от других представлений, душа всегда индивидуальна, а личность значит эти три вещи: желание, понимание и сила. Другое дело в какой сфере я эти три вещи проявляю. Я могу проявлять желания, понимание и силу в материальной сфере, я могу их проявлять в духовной сфере. Да, какие-то материальные желания утрачивают свое значение, но … Если мы остаемся личностью, если мы не ставим перед собой целью, скажем так, уничтожить свое личностное начало, то у нас должны появиться духовные желания. То, что желаний нет, это значит, что цель, которая у нас есть, в конце концов не духовная или она, скажем так, квази-духовная, просто избавиться от каких-то страданий здесь. Это желание освобождения. Рами может сказать, что если у человека двенадцатый дом так или иначе активирован, или восьмой дом, то у него будет это сильное желания освобождения какого-то, освобождения от страданий. Это желание тоже может человеку помешать правильно духовно развиваться, потому что оно будет препятствием для более гармоничного развития, что ли. Я видел это, как двенадцатый дом работает, как только он начинает работать, человеку хочется просто избавиться от головной боли, раствориться и перестать существовать как индивидуальность. Но мы всегда остаемся индивидуальностью. Еще раз, индивидуальность – это три вещи: желание, понимание, способность.

Вопрос: Буддисты Веды не признают, да?

БВГ: Буддизм возник как реакция на злоупотребление Ведами. В какой-то момент люди стали злоупотреблять Ведическим знанием и стали убивать животных или приносить в жертвы животных и Буддизм возник как отторжение этого отношения к Ведам. Поэтому пришел Будда Гаутама, Он отверг Веды и вместо Вед он утвердил ахимса-парамо-дхармо. Он сказал, что ахимса – это высшая обязанность человека, непричинение вреда, непричинение боли. Именно потому что изначально смысл Вед был извращен. Мы можем видеть, это везде происходит, это совершенно стандартный процесс. Как сейчас христианство – был некий изначальный посыл. Для того, чтобы его сохранить, всегда нужно обновление. Потому что если этого не сохранять, это превращается в очень тяжелую, обличенную материальной властью организацию. Эта деградация происходит повсюду. Сегодня мы разговаривали немножко о сикхах. Сикхи тоже возникли, сикхизм возник как некая реакция на злоупотребление Ведами и Ведическими знаниями, хотя сикхи признают, они не отторгают Веды, но Гуру Нанак, основатель сикхизма, пришел для того, чтобы восстановить эту изначальную чистоту учения, послания.

Люди, мы знаем, они удивительные существа, они все опошлят, все, что можно. Это то, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: дхармасйа гланих – то, что дхарма или религия постепенно приходит в упадок и для того, чтобы этот процесс приостановить или повернуть вспять, нужно обязательно, чтобы приходил какой-то реформатор, который восстанавливал изначальную чистоту. Будда был таким реформатором. Он дал некую … Но ему, для того, чтобы восстановить это, то есть процесс восстановления … Ему нужно было все отвергнуть и он отверг не только Веды, он отверг вместе с Ведами отверг Бога. Причем сам Будда не отвергал бога, сам Будда сказал: «Я просто не говорю вам об этом». Он дал некую позитивную программу: не причинять вреда никому и все. Философию буддизма придумали люди после него. Будда изъяснялся загадочными афоризмами, которые можно толковать как угодно. Философию сформулировали его последователи уже, Наг Арджуна и т.д. Но они не признают Веды, поэтому пришел Шанкарачарья. Мы были вчера у него в матхе и если вы видели листочки, которые нам дали, там очень виден был стратегический план его. Он основал четыре монастыря по четырем сторонам света и, собственно, всю Индию вернул в лоно Вед. После Шанкарачарьи пришел Рамануджачарья, после него пришел Мадхавачарья, после него Чайтанья Махапрабху, то есть там были люди, которые постепенно восстанавливали реальность. Потому что Будда или буддисты сказали, что «все, ничего нет», что «конечная цель, предназначение всего, достижение высшее – это пустота, шунья». Какое совершенство? «Меня нет, я возвратился в свою пустоту». Веды начинаются со звука Ом и Ом значит «да», он значит «Бог есть, все есть». Звук Ом – это в высшей степени оптимистическое и позитивное видение реальности. Буддизм сказал: «нет ничего» и постепенно-постепенно эту полноту бытия восстанавливали разные ачарьи, которые пришли после Будды, начиная с Шанкарачарьи или разные учителя, которые постепенно эту полноту понимания восстанавливали.

Потому что для буддистов вообще ничего реального нет, реальности нет. Одна из школ буддизма, Кшаникавада, говорят, что мир состоит из мгновений, как пленка. Когда фильмы крутились на пленке, там были кадрики и между кадриками была маленькая черная вещь. В соответствии с буддизмом, по крайней мере с этой школой буддизма, Кшаникавады, мир каждое мгновение создается и разрушается. Это нам кажется, что он непрерывен подобно тому, как нам кажется, что непрерывно действо, которое идет на экране, а на самом деле оно состоит из дискретных моментов. Между этими моментами дискретными есть промежуточки пустоты. Буддисты говорят, что человеку нужно улучить момент и нырнуть туда, в этот промежуток между двумя моментами творения. То есть в соответствии с буддизмом все иллюзия. Если мы возьмем дальше Шанкарачарью, то там тоже есть представления об иллюзии, они говорят, что эмоции нереальны, что они не имеют места быть. Но на самом деле полнота человеческого бытия в соответствии с Ведами включает все это. Эмоции – это реальность, если это эмоции духовные. Счастье наше – это реальность, если это духовное счастье. Просто надо эту духовную составляющую укрепить и одновременно с этим наша материальная составляющая тоже придет в гармонию, несомненно.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы