Вопросы и ответы, Ришикеш (14.08.2011 г.)

Диск «Парикрама по Гималаям», л. 16

Аннотация:

Что значит любовь и как полюбить Бога; Бог – это совесть?

 ***

… заключается в том, что мы пытаемся стать счастливыми независимо от Бога. Любовь к Богу значит реальные, конкретные отношения с Ним. Кто такой Бог? Бог – это, скажем так, условно говоря, а каком-то уровне, это полное целое. Кришна говорит (Б.-г., 15.7):

мамаивамшо джива-локе

джива-бхутах санатанах

манах-шаштханйндрийани

пракрти-стхани каршати

Джива или душа – это всегда частица Меня. То есть есть некое полное целое и есть мы, маленькая частица этого полного целого. Эта частица полного целого сейчас, в данной ситуации, с нашим эго, которое у нас есть, пытается быть независимой от целого. Инструментом этой независимости является мое эго, я: «посмотрите на меня, посмотрите я какой! У меня есть то, у меня есть это, я того победил, этого достиг, и этот диплом у меня есть, и пятое есть, и десятое есть и я счастливый». Чего у меня нет? У меня нет реального понимания связи с Богом, ощущения Бога, ощущение того, что Бог находится во всех других живых существах в том числе. Даже если я люблю какого-то человека, я люблю его отдельно, не как частицу Бога, частицу целого, я не вижу Бога в нем. Любовь к Богу – это, в сущности, отказ от своего эгоизма полный с пониманием того, что я уже связан с Богом, что я частица Бога, что эта связь уже есть и что все остальные тоже связаны с Богом. Когда у меня есть любовь к Богу, я люблю всех остальных естественным образом, причем не делая никаких различий – для меня не важно он свой или чужой, далекий или близкий, он моей национальности или чужой национальности – для меня различий нет. Есть человек, он частица Бога, я готов отдать ему все, что у меня есть, служить ему так или иначе. То есть любовь к Богу – это … Скажем так, если мы кого-то любим, то мы все время помним о Нем и все нам о Нем напоминает. Мы вспоминаем о Нем разные вещи, которые связаны с Ним. Любовь к Богу то же самое, в сущности, мы все время помним о Нем и все нам о Нем напоминает. Любовь симптоматически проявляется в том, что я все время помню о том, кого я люблю. Если вы любили кого-то, то любые малейшие вещи, которые так или иначе связаны с ним, будут вам о нем напоминать. Если мы любим Бога, и так как все связано с Ним, все будет нам о Нем напоминать. Любовь к Богу – это состояние, когда человек понимает, что я связан с Богом и моя связь неразрывна, вечна и это есть высшая реальность.

Другой ответ на этот вопрос какой может быть? Когда я люблю кого-то, я начинаю себя с ним отождествлять, то есть он становится как бы частью меня. Он как бы входит в меня и становится частью моего мира, моего сознания, моего эго даже. То есть я не мыслю себя вне него и если такой человек, которого я люблю, скажем, умирает или с ним что-то случается, то умирает часть меня. Я реально переживаю смерть, какую-то форму смерти, какая-то часть меня отсутствует. Я-то себя определяю как правило … Кто такой «я»? Мое я всегда складывается из моих отношений – мои отношения с родственниками, с близкими, со страной, в которой я живу и т.д., из этого складывается «я». Когда я люблю Бога, то эта связь становится главной определяющей моего «я», я не мыслю себя без Него, Он мой. Эта связь становится очень живой и реальной во мне.

Собственно, любовь к Богу – это самое высшее проявление человеческих способностей, когда человек до конца раскрывает все заложенные в нем способности, это называется любовью к Богу. Даже в обычной любви, которую мы здесь встречаем, способности человека расширяются. Когда человек любит кого-то, он готов совершить подвиг ради того, которого он любит. Когда у человека есть это состояние, он готов для того, чтобы заслужить любовь, он готов через Гангу перепрыгнуть не проблема! Или еще что-нибудь – залезть на гору, эдельвейс принести для своей любимой, еще что-то сделать. Иначе говоря, есть случай реальный: женщина с ребенком упала откуда-то со здания и она в течении трех часов держалась левой рукой – правой рукой она сжимала своего ребенка – за карниз. Она висела, прижимала к себе ребенка и держалась за карниз. Потом ее достали оттуда и она, соответственно, продолжала любить своего ребенка. Я к чему это говорю? К тому, какие у нас способности есть. Если бы она была одна, она бы отпустила этот карниз. Она не отпустила его, потому что она этого ребенка любила. Эта любовь расширила ее способности бесконечно практически, она дала ей силы невероятные совершенно. Когда человек обретает опыт любви к Богу, его способности и все остальное расширяются тоже, то есть это полное проявление нашей природы, наших способностей.

Поэтому йоги великие, которые действительно обретают любовь к Богу, они обретают все способности, которые только есть. Я ответил на ваш вопрос?

Реплика: Моя бабушка, когда ее спрашивали: «Что такое Бог?», говорила что «Бог – это твоя совесть». Я как-то с этим согласился. Для меня это главная доминанта.

БВГ: Бог – это ваша совесть, безусловно, потому что говорится, что Бог внутри нас, Он находится в сердце каждого. Но Бог – это больше, чем ваша совесть тоже. Бог – это источник этого мира, Бог породил все это и в конечном счете Бог – Личность. Я вчера пытался это объяснить, когда я говорил, что он личность – это три вещи: желание, способность и знания. Мы видим желания, способности и знание Бога проявленными здесь, в этом мире. То есть есть изначальный источник всего этого и Он есть средоточие всего этого. В нашем сердце Он проявляется как совесть, это первый этап познания Бога. Но совесть свою сложно любить, потому что она все время какие-то неприятные вещи говорит.

Реплика: Но уважать можно.

БВГ: Уважать можно, да, но Бог – это больше, чем совесть. Он – источник красоты всей, всего величия, всего остального. Бога можно любить.

Спрашивающий: … всей грязи и всех недостатков?

БВГ: Это уже наша часть, наша заслуга в творении.

Вопрос: Но мы части Бога?

БВГ: Мы части Бога, да. Мы части Бога, наделенные независимостью именно потому, что высшее проявление нашей высшей природы человека, любовь к Богу у нас должна быть независимость или свобода. Любовь без свободы невозможна. Любовь не может быть из-под палки. Поэтому нам дана была свобода, а как мы пользуемся свободой – это уже вопрос астрологов, как человек пользуется свободой или независимостью. Но на самом деле эта тема, Сергей Михайлович, это хорошая тема, мы очень логично перейдем к ней, когда во Вриндаван приедем. Вриндаван – как раз то место, где нужно обсуждать эту тему. Уже надо идти любовь к Богу менять на любовь к пище.

Реплика: Пища – это тоже часть Бога.

БВГ: Ну да. Спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы