Липецк (7.07.2007 г.) Даршан

Диск 91, л. 9

Аннотация:

О проекте храма в Москве. О том, как правильно практиковать Сознание Кришны. История про старуху с вязанкой хвороста. Об отношениях с родственниками. О правильной мотивации. История про вора, который пробрался в царский дворец и хотел взять в жены царскую дочь. О воспитании ребенка. О положении лидера. О разводах.

***

— Может быть, у вас есть какие-то вопросы, или как мы построим наше с вами общение? Я к вашим услугам. Не стесняйтесь.

— Посмею высказать предложение. Для начала расскажите в двух словах о проекте московском, что происходит.

— Хорошо. Что касается проекта храма в Москве, то мы получили землю, как вы знаете, и земля довольно далеко от центра, но в хорошем месте. Она выведена за пределы московского прессинга, кармы московской тяжелой. Вот. Около Химок, но это еще пределы Москвы, то есть там часть раньше это была Московская область, сейчас она выкуплена на берегу реки Сходни. И нам собственно нужно оформить градостроительное обоснование, оно уже сделано. Градостроительное обоснование – это где-то 25 подписей различных подкомитетов Московского правительства, чтобы мы обосновали, что это можно, что мы не оскверним природу своим храмом, много других там разных подписей. Вот это было сделано, в общем, в очень короткий срок. Обычно это занимает где-то 7-8 месяцев. У нас на это два с половиной месяца ушло. И сейчас нам нужно будет дооформлять непосредственно сам проект и акт разрешенного использования земли. И вот тут некоторая заминка, потому что для того, чтобы проект делать архитектурный, нужно достаточно большие деньги, а денег пока еще в таких объемах нет, и мы сейчас пытаемся понять, откуда нам их Кришна даст. Наверняка они уже где-то там есть, просто как-то еще там все не сложилось. Вот. Как только это будет, то будет возможность уже начинать строительство. В принципе, Московское правительство, оно привыкло к тому, что религиозные организации, они строят долго, там армянская церковь 10 лет строится, буддийский храм долго строится, но вот сейчас кришнаитский еще. То есть мы надеемся на снисходительность Московского правительства, хотя, в общем, затягивать не в наших интересах, и чем скорее будут ресурсы, тем лучше.

Ну вот примерно в таком сейчас состоянии, то есть нужно сейчас многое.. Проект? Я, может быть, сегодня покажу его. У меня есть какой-то рекламный материал? Сейчас с собой нет, да? Мы покажем новый проект. Я расскажу немножко. В Ведическом стиле. Проект райкома партии был отметен.

— Не самый большой в Европе?

— Он будет самый большой в Европе, но мы об этом никому не скажем. Ну, в общем да, это факт. Это наш с вами проект, мы хотим, так или иначе, заявить о нем, поэтому так много противников у этого проекта. Мы хотим заявить о себе, мы хотим заявить о том, что, в общем-то, Сознание Кришны – это изначальная религия России, и мы восстанавливаем историческую справедливость. Понятно, что не всем это нравится.

— Расскажите, пожалуйста. Меня давно вопрос интересует: часто бывает так, что люди практикуют, бывает и по несколько лет, и зачастую очень серьезно. Они даже могут больше 16 кругов читать. Очень серьезно практикуют, а потом уходят, и так их никто не видит. Почему такое происходит?

— Хороший вопрос. Серьезность практики проявляется не во внешних вещах. Мы никогда не должны судить о серьезности практики по каким-то внешним вещам. И количество кругов мантры, к сожалению, тоже может быть одним из внешних критериев. Человек уходит только потому, что у него были неправильные мотивы. Только потому, что он ожидал чего-то, и то, чего он ожидал, по той или иной причине не свершилось. И, как правило, эти ожидания связаны с некими материальными вещами. Они заставляют его прилагать дополнительные усилия. Не то что, я не хочу сказать, что любой, кто больше 16 кругов повторяет, обязательно имеет материальные мотивы, нет. Но это может таким образом проявляться. У человека очень сильное желание, и, в общем-то, он не понял самых существенных основ философии, фундамента философии, – то, что я повторяю мантру не потому что я чего-то хочу. Самое распространенное заблуждение в этом мире. И как Кришна говорит:

надатте касйачит папам
на чаива сукритам вибхух
аджнаненавритам джнанам
тена мухйанти джантавах

Б.-г., 5.15

Все люди в этом мире – мухьянти – они находятся в заблуждении. И смысл этого заблуждения – в том, что их знания изначальные покрыты невежеством.

Невежество. Под невежеством подразумевается непонимание реальной природы. Невежество не значит отсутствие знания. Невежество означает, что я одну вещь за другую принимаю. И невежество, которым покрыто наше знание, заключается в том, что люди думают, что Бог есть. Много хороших людей, добрых людей, религиозных людей, духовных людей думают и верят, что Бог есть. Но что он существует для нашего удовольствия. В этом разница. Бог не существует для нашего удовольствия, Он Сам для Себя, а мы для Него. И это основа или фундамент философии бхакти. То, что бхакти заключается в том, что я слуга, и такова моя природа, я ничего не смогу сделать с этим, к сожалению, как бы мне ни хотелось поменять положение вещей. Не Бог для меня существует, а я для него существую. Если я понял это, то я никуда не уйду, потому что куда уходить? Куда денешься от себя? Но если я по той или иной причине думаю, что Бог нужен мне для моего удовольствия или для моего наслаждения, для того, чтобы как-то мне от Него что-то получить, и я в какой-то момент не получаю что-то, что я думал что я заслуживаю от Него, то я ухожу. В этом разница. Разница, или причина – в том, что человек не очень понимает кто он. Бхакти – это служение, и это наша природа. От служения никуда не денешься. Но люди хотят поставить Бога себе на службу.

Есть эта хорошая история про то, каким образом… Если человек служит Богу, то он может получить самого Бога. Но мы хотим не Бога, мы хотим чего-то от Него. И когда Он по той или иной причине нам чего-то, что мы от Него ожидаем, не дает, мы обижаемся и говорим: «Может, это какой-нибудь другой путь, неверный путь?»

И другая причина – это то, что иногда люди не совсем правильно практикуют Сознание Кришны. Из-за неправильности практики у них складывается ощущение того, что она не работает.

Но сначала о первой причине. Есть хорошая история на этот счет. Наверняка вы слышали ее: про старуху-вдову, которая собирала хворост. Собирала хворост, собрала вязанку, и уже поздно было. Солнце спускалось, сумерки были, и дома ее ждала сноха, да? Сноха или невестка? И так, и так правильно. И невестка у нее была злая. И она очень боялась, что если она придет поздно, то ее отругают. Она уже старая была, невестка, наоборот, в соку в самом была. И она торопилась, торопилась, но ей невмочь было. Она сложила вязанку на пол, и села под дерево отдохнуть. Несколько, две минуты отдохнула, потом подумала: «Надо опять бежать», — и не может поднять вязанку. Лес, никого нет рядом. Никого не попросишь о помощи, ни к кому не обратишься, только к Богу. И она закричала искренне из глубины сердца: «Кришна! Кришна! Кришна!»

Когда человек искренне кричит, Кришна приходит. Кришна предстал перед ней. Он говорит: «Что, что ты хочешь?» Она говорит: «Положи мне, пожалуйста, вязанку обратно на мою голову». Кришна подумал: «Ради этого ты меня звала?»

Точно так же люди. Они кричат: «Кришна! Кришна!» И Кришна иногда приходит. А они говорит: «А, обратно мне это бремя на голову положи».

И другая причина, по которой люди уходят, или разочаровываются, она заключается в том, что они не очень правильно, может быть, практикуют Сознание Кришны. Первая, главная, на мой взгляд, – это неправильные ожидания и неправильные мотивы. Другая – это какие-то ошибки, которые человек делает в практике. И, прежде всего, оскорбления, которые он допускает. Когда человек допускает оскорбления, когда он вместо того, чтобы признать свою какую-то неадекватность или свое… вместо того чтобы честно признаться, что я не способен правильно практиковать, начинает искать виноватых. Это совершенно такой элементарный, примитивный психологический механизм. Человеку хочется в своих глазах все время выглядеть хорошим, сильным. И если он чего-то не может, или если он что-то не делает, ему нужно найти причину. Он знает, что это нужно делать, и у него возникает комплекс вины. Чтобы избавиться от этой вины какой-то, он начинает очень примитивно это делать, – он начинает других искать виноватыми, делать внутри. И он начинает их оскорблять, оскорблять преданных каких-то, оскорблять людей, рядом находящихся, и все. Кришне это не нравится, он забирает вкус.

Вначале, когда человек практикует искренне, у него появляется сразу вкус, сразу же вкус. Но потом вкус может уйти, утратиться. И причина того, что вкус утрачивается, есть только одна – оскорбления наши. Когда у человека нет вкуса, и он уже всех обвинил в том, что у него ничего не получилось, то он либо уходит из общества преданных, либо остается здесь, и таким неудачником каким-то. Такое тоже может быть.

— То есть причина потери вкуса – вайшнава-апарадха?

— Да. Прежде всего, вайшнава-апарадха.

— А может быть и другие?

— Ну, есть 10 оскорблений Святого Имени. Если человек правильно делает это, у него есть вкус, и так как у него есть вкус, куда он пойдет? Никуда он не уйдет. Как Шрила Прабхупада говорил. Он говорил, что рано или поздно у каждого человека встает вопрос в голове: «А не пойти ли мне куда-нибудь еще? Не уйти ли мне из Сознания Кришны?» И при этом он говорил: «Разумный человек думает: куда ж я без прасада? И остается. И точно так же, прасад можно расширительно толковать: куда ж я без милости Кришны? Почему человек не уходит? Потому что у него вкус к прасаду есть, так? Если у нас остается вкус, вкус к Святому Имени, мы никуда не уйдем. А вкус к Святому Имени уходит из-за каких-то оскорблений, из-за апарадх. Или из-за того, что человек не имеет какого-то, в том числе и ясного руководства, понимания того как нужно делать. Сознание Кришны в высшей степени практично на всех уровнях. Это самый лучший способ жить. Даже с материальной точки зрения – это самое лучшее. Самое лучшее расписание, самая лучшая диета. С чисто физической точки зрения если взять – все самое лучшее. Диета лучшая, образ жизни самый лучший, отношения, в которые мы можем вступить – самые лучшие есть. Если человек не ценит этого или практикует что-то неправильно, то тогда, тогда ему сложно бывает.

— Скажите пожалуйста, а наслаждаться природой, творением Кришны – это тоже грешно все-таки? И вот наслаждаться в этом течении, в котором ты на первых порах, как разграничить, что это: наслаждение ли это или это…

— Если мы наслаждаемся природой независимо от Кришны. Потому что само по себе наслаждение – в этом ничего нет дурного, мы рождены, чтобы наслаждаться, это наша природа. Мы хотим наслаждаться, так? Просто мы хотим наслаждаться независимо от Него. Когда мы наслаждаемся природой независимо от Кришны – это наслаждение в гуне благости. И в случае с Нарадой Муни это желание наслаждаться природой, уединением его подвело. Он ушел в лес, сел на красивой поляне, огляделся вокруг, стал медитировать, Кришна пришел к нему, и он сказал: «А-а-а!» Потом Кришна ушел. Он сказал: «А-а-а!» Он стал спрашивать: «Почему?» Кришна сказал: «Потому что тебе пока еще до меня нет дела». Если мы понимаем, что природа, и это Вторая песнь «Шримад-Бхагаватам», которую вы сейчас читаете, что природа – это улыбка Кришны, что это отблеск Кришны, что это частица величия Кришны, то тогда нет ничего дурного в этом, потому что мы в природе будем видеть Кришну. Суть в том, чтобы во всем увидеть Кришну.
И поэтому Кришна объясняет в Десятой главе «Бхагавад-Гиты», как его видеть. Он говорит, что все то, что ты видишь вокруг, все то, что тебя поражает, удивляет, ты пойми, что это все – я. Если ты видишь там… как люди в зоопарк ходят, и видят там слона и думают: «А-а-а, слон!» Или жираф: «А-а-а!»

Кришна говорит: «Из длинношеих я жираф. Все это искорки великолепия моего». Когда мы жирафа отделяем от Кришны, то тогда, тогда мы в следующей жизни жирафом станем. Если мы видим, что все это связано с Кришной, что он связан с Кришной, то тогда можно удивляться даже жирафу. Ничего в этом дурного нет. И наслаждение значит – я ставлю себя в центр. Наслаждение – это всегда эгоцентрическое чувство. Так, человек, когда он служит Кришне, он получает наслаждение. Но это наслаждение, оно будет у него ровно настолько – насколько, столько – сколько он не будет себя в центр ставить, не будет это наслаждение или этот опыт ставить самым главным. Если для меня все равно самым главным удовольствием Кришна является, тогда да, я буду естественным образом получать удовольствие. Если я себя поставил в центр, и свое удовольствие поставил в центр, – все, мои отношения с Кришной разорвутся, и, в конце концов, наслаждение кончится, удовольствие кончится.

Как если человек служит какому-нибудь богатому человеку. Он может наслаждаться практически тем же самым богатством, что и этот человек. Более того, ему даже не нужно беспокоиться ни о чем, зарабатывать все это, у него все это есть. Но он будет наслаждаться всем этим только до тех пор, пока он себя не поставит в центр. Как только он факт своего наслаждения всем этим поставит в центр, и начнет ему придавать большее значение, чем своему служению, сразу же его отношения со своим господином разорвутся, и все, он лишится всего. Он лишится и возможности наслаждаться, и господина своего, и всего остального. Поэтому надо очень четко все время помнить, что не я должен находиться в центре. Если я только думаю о себе, то я никогда не смогу избавиться от вожделения, от других проблем. Смысл Сознания Кришны – в том, чтобы перестать думать о себе и начать думать о Кришне. И это универсальный способ, рецепт решения всех наших проблем. Я думаю о Кришне, у Кришны проблем нет. Пока я думаю о себе, у меня все время будут проблемы. Как только я стану думать о Кришне, все проблемы уходят, потому что у него же нет проблем никаких.

— Скажите, пожалуйста, в чем выражается истинная преданность духовному учителю. Обычно много эмоций…

— Преданность всегда должна выражаться в каких-то конкретных действиях, в каких-то конкретных вещах. Эмоции – это хорошо, но эмоции – они тоже могут разную природу иметь, потому что вот человек может наслаждаться своими эмоциями, так сказать, преданности, как полно есть фанатиков. Там Аллы Пугачевой или еще кого-то. Есть Кришна-бхакти, и есть Пугачева-бхакти. И последователей той ветви бхакти больше, чем этой. Они там ей вяжут шарфы какие-то, еще что-то, но чтобы эти эмоции были чистыми, правильными, мы должны все равно делать что-то конкретное. Потому что именно в конкретных делах, конкретных поступках, когда мы конкретно чем-то поступаемся ради кого-то, мы этим самым доказываем преданность. Иначе это будут просто пустые слова. Что-то я делаю ради него, чтобы Его прославить. Не для того, чтобы себя прославить или себя там порадовать.

— Вот такой вопрос: непонимание родственников. И особенно сейчас, когда произошло это все, вот такая идет как бы борьба, не знаешь как себя вести. И вот новое поколение вот это молодое ??? 0,22,11. Объясните, пожалуйста, как правильно вести себя в этой ситуации

— Во всех таких ситуациях единственный правильный способ поведения – это, во-первых, самому пытаться какую-то почву у себя под ногами более твердой сделать, разобраться внутри. Потому что люди сопротивляются нашей духовной практике только до тех пор, пока они чувствуют неуверенность в нас. Их сопротивление – это проявление нашей внутренней шаткости. Поэтому единственный способ с их сопротивлением бороться – не бороться с их сопротивлением, а бороться с нашей собственной шаткостью. Когда мы внутри очень хорошо и твердо поймем, что это нужно мне, что это нужно всем остальным, кто вокруг меня, что я, в конце концов, благо им приношу, если я это делаю. Если делать это без фанатизма, но с очень глубокой внутренней уверенностью, то они тоже поймут и начнут это уважать.

Мне Радханатх Махарадж рассказывал историю про одного из своих учеников, Девамрита Прабху. Он из очень аристократической семьи индийской, сарасвата-брахманов. Это самая высокая каста. У него была блестящая карьера. Он с блеском закончил институт. Он стал работать в банке, получал огромные деньги, там 2-3 тысячи долларов в месяц, и ему карьерные все возможности были открыты практически молодым. И вдруг он ушел в Сознание Кришны. И вся семья, а в Индии семейные связи, родственные связи еще более крепкие, чем тут. Там еще не так зашло вот это разложение родственных связей. Вся семья восстала, ополчилась на него буквально. И самым большим врагом был его дядя. Влиятельный старший брат его отца, там старшинство очень ценится, и он очень высокопоставленный человек, он что только ни делал. И вдруг что случилось? Через какое-то время дядя заболел раком. И тогда этот Девамрита Прабху, он стал ухаживать за ним, стал рассказывать ему о Кришне, стал как-то ему помогать в этой ситуации, и, в общем, проводил его. И перед уходом дядя сказал, что единственный, кто мне помог из всех родственников, был ты. Так что ты правильным путем идешь. Я тебя благославляю на это. Сопротивление было в силу каких-то внешних причин, но главная причина сопротивления – наша внутренняя. Если мы с этим разберемся, то сопротивление станет меньше. А, в конце концов, если мы правильно себя будем вести, то есть стараться, наоборот, другим помогать, то они тоже оценят это.

Обычно люди ревнуют преданных к Кришне. Почему они сопротивляются? Потому что они думают: «Мне меньше достанется». Они не понимают, что если человек действительно по-настоящему утвердился в Сознании Кришны, то он, его способность отдавать увеличивается во много-много раз. Он сможет им больше отдать. Он сможет им по-настоящему помочь. То есть они просто ревнуют вас. И любят вас, заботятся о вас, привязаны к вам, но вы докажите им, что Сознание Кришны все равно лучше и для них, и для вас, и для всех остальных. А для этого вы сами должны быть очень твердо уверены в этом.

— Скажите, пожалуйста, а как обрести правильную мотивацию в преданном служении?

— Чтобы человек имел правильные мотивы, он должен, ну, во-первых, общаться с теми, у кого есть правильные мотивы, и видеть перед глазами, или все время ориентироваться на тех, у кого есть правильные мотивы. Поэтому, собственно, «Шримад-Бхагаватам» для этого и существует. Он показывает разные мотивы бхакти, и показывает в конце, в Десятой песни тех, на кого мы должны ориентироваться. Они горшки глиняные на голове носят. Я, чтобы не осквернять, даже называть их не буду, но мы понимаем, о ком речь идет. Те, кто любят Кришну просто потому, что он такой, просто потому что он самый замечательный. Вот в этом правильный мотив: нам нужно иметь перед глазами или в нашем сознании, в нашем уме образ, или образец человека с правильным мотивом. Иначе по привычке эти ложные мотивы, они будут все время лезть. Поэтому основным методом бхакти является шраванам, когда мы слушаем о Кришне и его отношениях с другими. Чтобы мы могли помнить о правильных мотивах, мы должны все время слушать о том, что это значит. И тогда у нас тоже мотивы будут выстраиваться правильно. Нам захочется тоже что-то такое делать.

Знаменитая история про вора, который пробрался в царский дворец. Узнал, что царь собирает всех садху со всей страны, чтобы отдать замуж свою дочь. Но об этом не было сказано, но вор узнал об этом, и он подумал: сейчас я наряжусь садху, и завтра царь сам отдаст мне дочь и полцарства в придачу.

И царь рассадил всех садху, и сказал, что вот у меня есть дочь красивая, вот, пожалуйста, хочу вам отдать ее. Санньяси сразу встали, вышли, даже слушать не захотели. Остались там грихастхи, люди в белом, им неудобно было царя обижать. И царь стал по рядам ходить, говорить: «Вот дочка, возьмите, пожалуйста». Они: «Не, не, что мне с твоей дочкой делать? У меня уже одна жена есть, от нее не знаю куда деваться». Другой говорит: «Не, не, вот тут царство впридачу. Да что ты, зачем мне головная боль? Вот у меня там то есть». А вор думал: «Сейчас вот он до меня дойдет, и я соглашусь». Но он тем временем слушал все время, как другие отказываются. Когда царь к нему пришел и сказал: «Дочку берешь?» Он сказал: «Зачем мне твоя дочка вообще? Кому она нужна? Царство? Ни за что!» Потому что он слушал долго. У него мотивы правильные появились. И вот за этот короткий промежуток мотивы поменялись.

Вы что-то хотели спросить?

— Как не навязывать то, что получил, окружающим?

— Мы хотим навязать что-то из-за какого-то комплекса неполноценности нашего. Нам хочется, чтобы все страдали также, как и я. Я ни свет-ни заря встаю, все остальные должны вставать ни свет-ни заря. Чего это они вообще спят, наслаждаются. Мы пытаемся навязать потому, что мы, в общем-то, сами опять же до конца не уверены в том, что это самое лучшее. Если мы уверены, что это самое лучшее, мы не будем навязывать, мы будем давать так, что люди будут принимать.

Мы навязываем что-то. Навязывать что значит? Навязывать – значит давать что-то, что ему не нужно. Правильно? И обычно люди навязывают другим, что ему не нужно, потому что это им не нужно. Правильно? Я пытаюсь навязать, я их опускаю до какого-то уровня, и я хочу что-то получить взамен. Если я не хочу от них ничего получить, я хочу дать просто. Люди это оценят. Когда я реально хочу дать, то люди примут, либо не примут, в любом случае, я не буду расстраиваться. У меня нет привязанности. Я хочу дать, ну не хочет брать – ну ладно, что делать? Но если я так или иначе во что бы то ни стало хочу то же ярмо на него одеть, то тогда да, люди это чувствуют, и они убегают в другую сторону сразу. Они понимают, что тут, когда мы даем или проповедуем, или рассказываем друг другу или другим людям о Кришне, это должно делаться из чувства полноты. Я сам знаю, что это хорошо, я уверен в этом, меня переполняет, сердце мое переполняется. Поэтому очень важно давать людям только то, в чем мы на 100 процентов уверены.

Например, если мы уверены в том, что вегетарианство – это хорошо, мы сможем рассказать так людям об этом, что им интересно будет, и мы не будем это навязывать, у них не будет ощущения. Но если мы говорим что-то, в чем мы сами толком не уверены, то тогда у нас естественным образом появляется желание вложить туда некий волевой импульс, чтобы они взяли. В этом разница. Нужно говорить людям только то, в чем мы сами на 100 процентов уверены, про что мы знаем, что это благо. И тогда у нас не будет необходимости навязывать.

— Мой вопрос связан с предыдущим. Я хотела спросить, каким образом ??? 0,33,42, чтобы не навязать, не сломать, с одной стороны. А с другой стороны, чтобы он далеко не убежал.

— Ок, хороший вопрос. Ребенок должен очень хорошо понимать бескорыстие. Точно так же как и в предыдущем вопросе. Навязывание – это скрытая корысть какая-то. Так, в отношениях с ребенком, если мы хотим правильные или крепкие отношения с ребенком выстроить, он должен понимать, что есть полное бескорыстие у нас. И даже если мы как-то сурово себя ведем, он может поначалу, с самого начала не поймет, бескорыстны мы – не бескорыстны, но где-то инстинктивно он это чувствует. Если мы хотим именно отдать ему все. В конце концов, ребенок это поймет, и он это оценит, он не будет обижаться. Ребенка нужно воспитывать строго. Начиная с 5 лет в соответствии с принципами Нитья-шастры, ребенка нужно держать в строгости. Но эта строгость, она должны быть очень бескорыстной. И при этом всегда ребенку нужно давать как бы больше, чем мы от него даже требуем. Если мы дали ему очень много…

Обычно люди теряют детей, они теряют их, когда человек формирует уже самостоятельное эго – где-то в подростковом возрасте. И он начинает отвергать своих родителей только потому, что они им не додали в предыдущие годы. Что ребенку от нас надо? Ребенку от нас надо знание, ребенку от нас надо наше время, ребенку от нас надо чувствовать, что мы его ведем куда-то, что мы знаем куда вести. И все это – какие-то посылы, которые мы даем. Нужно проводить с ребенком время, нужно ему все время объяснять, что хорошо, что плохо, как можно, как нельзя. Ребенок хочет это, он воспринимает это. Если его воспитать таким образом, он никогда эту связь не утратит.

Мне рассказывала одна ученица Шрилы Прабхупады про своего отца. Что, помимо Шрилы Прабхупады, мой отец сыграл самую большую роль в моей жизни. И она говорит: «По очень простой причине. Потому что он меня будил рано, в 5 часов утра. Мне», – говорит, – «поэтому на мангала-арати очень легко вставать. Он был богатый человек, занятый человек, но я знала, что у меня есть два часа его времени: с 5 до 7 его время полностью принадлежало мне». И она говорит, что до сих пор для меня самое большое удовольствие – рано вставать, потому что вот эта память о полной защищенности, которую он мне дал в это время, проведенное с ним, она до сих пор остается у меня. Это самые счастливые часы в моей жизни». И она говорит: «Что он делал? Мы просто ходили, он мне читал, объяснял, мы гуляли, он рассказывал, я задавала вопросы. Вот и все. И, в общем-то», – она говорит, что в моей жизни я никогда не осмелилась бы сделать что-то, что он не одобрил. Она говорит: «Слава Богу, для меня, он одобрил, когда я стала преданной. И он пришел на мою инициацию, он сидел там, и Шрила Прабхупада сказал: «У хорошего отца хорошая дочь». И отец очень поддержал ее в этом в том числе. Но вот этот вот ее опыт очень важный. Она сказала, что я никогда до сих пор в своей жизни… отец ушел давно, я до сих пор в своей жизни сверяюсь: понравится то, что я делаю, моему отцу, или нет. Только потому, что вот эта бескорыстная жертва, которую отец дал, отдавая ей свое время, заботясь о ней, гуляя с ней, проводя с ней вот эти вот часы, она у нее оставила очень глубокий след и благодарность в ее сердце. Это относится ко всем нашим отношениям: отношениям с детьми, отношениям наставника и подопечного, любым отношениям, которые мы строим. Если у нас есть какая-то бескорыстная жертва, и мы эту жертву даем человеку, человек будет это ценить. И не просто так. Не просто мы даем время. Оно должно быть очень осмысленным. Мы должны его куда-то вести. Вот. И если он это увидит, он оценит. Да, он потом попробует что-то, он может быть на какое-то время, когда у него самостоятельность появится, он …

Как ко мне пришел один юноша. Он в семье преданных рос. И у нас с ним такие очень тесные отношения. И он пришел ко мне недавно, так, смущаясь. Я, говорит, принцип нарушил. И такой прям… «Я, — говорит, — попробовал там какие-то наркотики. Ну ничего хорошего в этом нет. Ну кайф, ну и что?» Он попробовал, он знает, у него понимание есть. Я сказал: «Хорошо, что попробовал. Теперь у тебя не будет сожаления, теперь ты знаешь, что это и чем это…» Он далеко не уйдет никуда, потому что есть связь. Человек уходит, когда связи нету. Если связь есть, а это от нас зависит, насколько мы сможем эту связь сделать, то тогда человек никуда не уйдет.

— ??? 0,39,56 тоже связано с предыдущим вопросом. Получается, что как проще? Я просто разными … Лучше распланировать прямо по часам и волевым решением прекращать… или просто как-то по обстоятельствам.

— Нет, время у нас есть всегда, и тот факт, что у нас нет времени, означает, что у нас просто приоритеты по-другому расставлены. У нас время есть на что-то. Если есть какая-то важная вещь для нас, мы для этого время найдем. И проблема с планированием времени заключается в нашей жадности. Человеку хочется слишком много успеть. Всегда будет давление. Давление вот этой вот текучки повседневности очень большое. Мы все время хотим что-то сделать, и обычно это желание сделать что-то приходит к нам в 10 часов ночи, и мы лихорадочно думаем: надо же, целый день прошел, надо же что-то сделать. Это самое глупое решение, которое только можно принять, потому что в 10 часов ночи надо ложиться спать, и ничего делать больше не нужно. Время есть всегда. Как планировать его?

Один из основных… я сейчас на самом деле сам себе проповедую. У меня тут реализованного знания сильно нет, но один из способов – не жадничать и не нагружать свой день слишком сильно. Оставлять в этом дне какие-то пространства, в которые мы можем сделать очень важные дела не под давлением этим. А давление будет всегда, и оно не уменьшится. Иллюзия, в которой мы пребываем – это то, что я сейчас вот сделаю, сделаю, сделаю, а потом давление будет меньше. Давление меньше не будет. Поэтому нужно просто не делать что-то, а делать что-то, что важное, на что мы можем, на что нам нужно, чтобы жизнь была сбалансированной и счастливой. На это нужно все время уделять как-то какое-то время. Ну, еще раз: я говорил это из чисто теоретических соображений, потому что мне это самому еще надо реализовать в своей жизни.

— Получается, что лучше планировать?

— Планировать, и именно не перегружать свой день. Лучше сделать несколько небольших, но каких-то важных дел. Какие-то вещи можно отложить, даже если они кажутся срочными. У срочных дел есть одна хорошая особенность: если их не делать, то потом они перестают быть срочными (смех).

— Как установить, как правильно ??? 0,43,18. Потому что бывает, что люди по 20 лет практикуют. У меня нет 20 лет, чтобы экспериментировать, как установить, насколько мотив духовен?

— У каждого преданного есть правильный мотив. Другое дело, что у нас может быть некая смесь правильных и неправильных мотивов, но у всех преданных… потому что для того, чтобы сделать этот шаг, заниматься бхакти, человек должен обладать определенной искренностью, определенной смелостью, определенной.. ну каким-то желанием достичь идеала, так? И мы не должны подозревать других в неправильных мотивах или как-то там… потому что это тоже оскорбление. Особенно, если это некая гипотеза моя. У меня всегда будет желание или соблазн другого человека в каком-то корыстном мотиве подозревать, но что мы должны делать? Мы должны следить, смотреть за другими, за их действиями, за их поступками. И, в общем-то, мотивы, они проявляются в их поступках, а также в их словах. В том, как они говорят, в том, что они хотят. И может быть, вполне вероятно, что вокруг нас не будет человека с абсолютно чистыми мотивами, ничего страшного нет. Все равно мы должны общаться с людьми очень правильно, у которых может быть немножко смешанные мотивы, учиться у них тому, чему у них нужно учиться, и не учиться тому, чему не нужно учиться. Нужно все равно… это легче всего сказать: я не мадхьяма-адхикари, поэтому пусть они разбираются, а мне нужно, чтобы мне четко сказали: вот с этим общайся, а с этим не общайся. Даже на нашем уровне мы должны эту способность различать, в себе развивать, и видеть, чтобы принимать от человека в общении то, что от него нужно принять, и не принимать то, что не нужно принимать. В поступках, в делах, в словах мы можем понять какие-то мотивы, и лучше при этом ошибиться в хорошую сторону тоже, не пытаясь его слишком сильно подозревать в чем-то, но все равно нужно уважать, учиться. Если человек 20 лет практикует Сознание Кришны, то это уже хороший критерий в том, что у него есть достаточно чистые мотивы. Это значит, что он не совершал оскорблений, это значит, что у него есть реально желание достичь совершенства. Это само по себе уже достаточно большой критерий. Но при этом думая, слушая, читая книги Шрилы Прабхупады, мы должны видеть самый высокий образец и самые чистые мотивы тоже.

— ??? 0,46,43 Начать с того, что духовная практика наполнена взлетами и падениями. Обязательно с человеком стабильно…

— До тех пор, пока человек, вся его практика протекает в уме, у него будут взлеты и падения, потому что такова природа ума. Ум нестабилен по природе своей, ум очень подвижен

чанчалам хи манах кришна
праматхи балавад дридхам
тасйахам ниграхам манйе
вайор ива су-душкарам

Б.-г., 6.34

Арджуна говорит Кришне, что: «О, Кришна, ум чанчала, он на одном месте долго не находится. Вот. И если я руководствуюсь какими-то сантиментами, какими-то ментальными конструкциями, то у меня все время будут взлеты и падения. Поэтому говорится, что сначала у человека аништхика-бхаджана-крия, то есть бхаджана-крия, его преданное служение лишено стабильности. Стабильность приходит на том уровне, когда человек обретает ясное понимание себя, то есть того, кто я. Пока я на уровне ума, это значит, что у меня есть ложное эго, и это ложное эго является неким орешком вокруг моего я истинного, и оно дает какие-то там, заказ социальный уму и всему остальному, и мы пытаемся реализовать как-то все равно до какой-то степени ложные вещи. На уровне ума мое понимание: теперь, когда я понял, кто я, это значит, что ложное эго мое, оно перестало мешать, оно перестало фильтровать заказ. Заказ уже не через него идет. Я заказываю напрямик. И Чайтанья Махапрабху объясняет, что испытывает человек в тот момент, когда он достиг этого состояния

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

Ш., 3

Он становится очень смиренным, он становится очень терпеливым. Терпеливым – значит, что он не ожидает какой-то благодарности к себе. В сущности, эти две вещи, их не четыре, а две только – смирение и терпение. Смирение – значит готовность оказать почтение каждому, и терпение – значит то, что я не жду ничего взамен. Я делаю что-то, при этом ничего не жду взамен как дерево. Дерево ничего не ждет. Оно дает плоды, дает тень, потом человек приходит к нему и срубает его, и дерево не говорит: «А че такое? За что, за что? За что мне такое?» Вот это все некая бхава, или настроение в этом стихе описано, или чувства, эмоции, которые испытывает человек, понявший, кто я такой, что я вечная душа. Когда это есть, то тогда уже оттуда человека уже не сдвинешь никуда. Он становится очень стабильным. Вот он я. И он понимает: «Да, вот оно счастье, киртанийа сада хари, я могу все время повторять Святое Имя». Пока я на уровне ума, – да, там синусоиды. В уме все время синусоиды какие-то.

— Неизбежно?

— Неизбежно, конечно, потому что у ума волновая природа. Спросите у любого нейрофизиолога. Он вам скажет, что там волны альфа, бета, гамма, и так далее.

— В развитие вопроса о мотивации. Иногда, в принципе, каждый, в жизни преданного иногда становится менеджером или каким-то организатором программы, каким-то руководителем, в общем, получает некоторое положение, связанное, в том числе с делегированием полномочий, когда нужно других занять в каком-то служении. И когда мы становимся такими лидерами на время, ненадолго, как нам правильно поступать? Ведь иногда возникает вот эта тенденция отдать служение какое-то, скажем, низкоквалифицированное, ну, к примеру, помыть полы там где-то на лестнице, одному человеку, а себе оставить что-то возвышенное – там одеть гирлянду, провести пуджу, а кому-то помыть посуду. Один вопрос – это понятно, квалификация человека, мы учитываем. Может быть, он не может, но мне кажется, это противоречит настроению духовного мира, если мы что-то оставляем с неправильной такой, наверное, мотивацией, желая как бы показать себя ярким таким в связи с этим возвышающим служением. И не лучше ли наоборот толкать людей ближе к каким-то возвышающим моментам. И мне кажется это такое служение, забота, создаст хорошие взаимоотношения.

— Да, у лидера очень сложное положение. Нужно очень глубоко осознавать, что это сложное положение. Потому что он должен, занимая даже такое положение, все время оставаться в настроении слуги. И настроение слуги его да, проявляется в том, что он пытается других подвинуть вперед. Он все время заботится о том, чтобы другие росли. Он не пытается сохранить это свое положение какими-то способами, потому что это выдает его некую незащищенность. Если я просто пытаюсь оградить, наоборот, я пытаюсь других поднять и дать им ответственность. В этом смысле лично я беру пример с Чарудешны Прабху. На мой взгляд, он один из самых могущественных лидеров в российском ИСККОН из числа российских преданных. И у него есть эта способность видеть, понимать и как-то так давать служение так, чтобы это служение, оно возвышает людей. Он все время говорит об этом, и он, в общем-то, очень глубоко понял этот механизм, что обязанность лидера – давать ответственность другим людям. И чем больше, тем лучше. Но при этом давать ответственность не ради себя, а ради них самих. Не ревновать к тому, что другие растут. А наоборот, стараться, чтобы вот этот рост происходил все время. Но этому надо учиться. Это наука, потому что какие-то тенденции старые, они могут проявляться незаметно для нас. Мы сами можем не видеть, как это проявляется. Надо потихоньку эту науку или эту культуру в обществе утверждать, и стараться это делать. Это закон духовного мира. В духовном мире все вперед подталкивают других. Не сами…

Шрила Прабхупада пишет об этом в связи с историей о Махарадже Пратапарудре.

Когда Махараджа Пратапарудра стал массировать стопы Господа Чайтаньи в саду Дхаганнатхи Валлабхи, все преданные в экстаз пришли. И Шрила Прабхупада пишет: «Вот это признак настоящего преданного. Преданный радуется не своему какому-то прогрессу или не своей близости, не своему почетному служению, а когда кто-то другой может это делать». И преданные были так счастливы, что какой-то там… Ни у кого никакой ревности не было, никакой зависти не было. Этот царь, он стал это делать, переодевшись там, в простую гамчу завернулся, чтобы массировать стопы. Все были очень счастливы.

— Что делать преданному если, скажем, они пришли в одно время. И вот эта зависть возникает у одного к другому. Один получил инициацию или пранаму, а он еще нет, хотя они пришли вместе. Или муж с женой, допустим, присоединились. Кто-то один из них обгоняет другого. И вот как людям все-таки действовать, что садхана нужна, или какое-то общение, или как вот это развить, чтобы не завидовать, не выяснять отношения?

— Мы не можем сказать себе: «Не завидуй!» Потому что зависть, она все равно будет. Мы не можем сказать: «Не завидуй!» Поэтому единственное, что мы можем сделать, если мы почувствовали укол зависти, а зависть обычно бывает по отношению к равным людям. Если кто-то слишком высоко там, мы ему не завидуем. Потому что ну как бы безнадежно.

Если кто-то слишком низко находится, тоже что ему завидовать. Мы готовы сострадание к нему проявить. Завидуем мы обычно людям, которые вот примерно на одном уровне. Чуть-чуть они в чем-то нас обгоняют. Если мы почувствовали укол этой зависти, что мы должны сделать? Мы должны подойти к этому человеку и что-то хорошее ему сделать, как-то сотрудничать с ним, что-то такое начать делать вместе, и тогда эта зависть пройдет. Нужно просто сознательно работать над этим и приблизиться к человеку. Зависть меня отдаляет, отравляет мое отношение, разрушает. Я должен ни в коем случае не позволять этой зависти проявляться в каких-то моих поступках, моих словах, еще в чем-то. Наоборот, своими поступками, словами я должен противодействовать этой зависти, тогда она уйдет, тогда я смогу ее выгнать из своего сердца.

— ??? 0,57,18 давать возвышенное служение?

— Да.

— Бывает такое, что преданные, мы относимся друг к другу хорошо, но бывает ??? 0,57,38 Вроде нейтральное отношение. Но хочется ближе пообщаться.

— Ну это зависит от Вас. Если хочется, кто Вам мешает? Так всегда, у человека есть потребность общаться. Человек любой может и будет общаться, и Вам нужно первому шаг навстречу сделать. Но всегда есть… у нас разные отношения могут связывать с разными людьми. Нейтральные отношения – это тоже еще отношения духовные, это шанта-раса. Мы можем со стороны восхищаться каким-нибудь преданным. Но если нам хочется сблизиться, то кто мешает нам?

— Может зависть?

— А-а-а, это уже не шанта-раса, это матсарья-раса.

— По поводу развода можно вопрос? Ведь есть ситуации, когда развод в семье может быть все-таки оправдан. Особенно то, что касается семьи преданных, таких, где один служит ??? 0,58,47.

— Ух. В следующей газете «Гауранга-ньюз» будет написано: «Госвами Махарадж разрешил разводы» (смех). Если подходить реально к этой ситуации, то в каких-то ситуациях развод может быть неизбежен. К сожалению, особенно в наше время. И я видел такие ситуации, когда просто ну понятно, что невозможно дальше совместное существование в силу каких-то… Потому что чтобы люди получали благо от совместной жизни, у них должно быть желание служить друг другу, желание приспособиться, желание поменять что-то в себе. Если этого желания нет, и люди не меняются из года в год… Большинство разводов из-за этого происходит, потому что люди не меняются просто, и не пытаются сделать что-то, что другой от них ожидает. И есть безнадежные случаи, к сожалению. Мне не хотелось бы это никак оправдывать, потому что это вопреки культуре нашей. Наша культура основана на семейных связях. Но чтобы эту культуру установить, нужно научить людей. Брак – это непростая вещь. Это очень сложная наука, и в каком-то более традиционном обществе люди были в большей степени приспособлены к тому, чтобы вести отношения брачные. Сейчас вся культура очень эгоцентрична, она взращивает в людях эгоцентризм, и очень трудно. Два эгоцентрика сходятся, и что там? И каждый… Как эти два эгоцентрика могут жить друг с другом? Очень сложно, очень сложно. И для того, чтобы что-то получилось, – да, нужно меняться, человек должен поменять свое сознание сильно. И я видел ситуации, в которых ну просто жизнь невозможной становится, адом становится. Потому что сшибаются эти два ложных эга, и все. Другое дело, что, к сожалению, люди даже разведясь, не делают правильных выводов, и они потом опять делают еще одну неудачную попытку, еще одну. Если уж с человеком что-то случается такого неблагополучного плана, то он должен очень и очень глубоко разобрать, очень искренне понять, в чем мои ошибки были в этих отношениях. Потому что на нас тоже вина какая-то лежит. И как на преданных тоже. Вот. Иногда мы, как преданные, тоже совершаем какие-то ошибки. Очень часто, когда мы под соусом преданного служения… Свой эгоизм приправляем соусом преданного служения, и говорим: «Вот, пожалуйста, покушай. Новое блюдо тебе. Отныне моя жизнь другая. Вот». То есть тут нужно, прежде всего, понять: сначала человек должен заглянуть в свое сердце и понять вообще, что я не так делаю, что неправильно, сделать все что можно, все… ну вот быть абсолютно искренним. Если я сам не понимаю, у кого-то совета попросить со стороны. Если уже все способы испытаны, и ничего не получается, и только хуже становится, ну да, тогда это возможная мера. Я бы сказал, что алгоритм должен быть таким. Сначала человек должен не пытаться другого исправить, это мы всегда знаем, что другой неправильно делает. Это мы очень хорошо знаем. Но нужно сначала попытаться понять, что нам нужно в себе исправить, что я не так делаю, где мой эгоизм. Потому что это очень часто, еще раз: очень часто подмена происходит, и мы пользуемся какими-то аргументами в Сознании Кришны, а, в общем-то, это наш эгоизм просто. То есть вот мой такой совет. Не можем мы, к сожалению, без этого сейчас обойтись, всегда разводы, похоже, будут существовать в течение какого-то времени, пока культура не утвердится. Но надо стараться их избегать, будучи честным перед собой, стараться максимально использовать….

— ??? 1,03,49 над решением этого вопроса?

— Есть очень большой отрицательный опыт, очень богатый.

— Какие-то выводы уже сделаны наверняка, да?

— Да, делаются, пытаемся делать. Пытаемся что-то делать. Нужно какие-то вести курсы, учить людей.

— Какие-то семинары Вы проводите тоже?

— Это проблема, и эту проблему надо решать, да. Это очень серьезная проблема. Проблема в том, что часто семинары, они не задевают глубинных слоев личности, мало просто семинаров, хотя какие-то вещи могут помочь людям делать. Говардхан Гопал в этом смысле тоже может сильно помочь. Мне рассказывал один человек про свою семейную жизнь. У него была жена, вернее, есть жена, они долго прожили вместе, но все время у них были какие-то ссоры, и они пошли на семинар Говардхана Гопала, где он объяснил какие-то простые вещи чисто психологические, которые нужно знать о психологии мужчины и психологии женщины. В частности, для него, он говорил, для моей жены было откровением то, что мужчине нужно иногда одному оставаться. То, что мужчина, он, в том смысле, что ему нужно какое-то некое такое пространство самому. Женщины воспринимают это, иногда интерпретируют неправильно. Она думает, что он отдаляется, еще что-то такое. А ему просто нужно какое-то вот пространство некоторое, небольшое. Вот. И он говорит: «Когда моя жена это услышала, у нее глаза открылись. Она поняла, что ничего такого трагичного нету». То есть какие-то вещи семинары могут помочь сделать, какие-то простые вещи. Когда люди понимают о психологии друг друга, в чем нуждается мужчина, в чем нуждается женщина. Есть очень простые вещи, которые легко дать друг другу. Это семинары могут дать. Какие-то более глубокие причины, которые, как правило, являются все-таки главными причинами разводов, их сложнее в результате семинаров устранить

— ??? 1,06,25 возникают негативные эмоции. Как к этому относиться …

— Нет. В Кали-югу человек не несет ответственность за это, потому что тогда бы вообще никакой надежды у него не было. Кали-юга, она пронизана негативностью. Эти образы, они сами в этот ум залетают, тут все насыщено всем этим. Поэтому человек должен выгнать негативный образ, сосредоточившись на чем-то позитивном. В крайнем случае, у нас есть очень хорошая палка-прогонялка Харе Кришна-маха-мантра. Вот мне Враджарену подсказывает: палка-повторялка. С помощью звука мы можем выгнать… Звук – это самое сильное средство защиты ума, поэтому это называется мантра. То, что защищает ум или то, что очищает ум. Сама вибрация, сам звук, он прогоняет всех этих призраков. А призраков много, они везде тут. Если мы слишком на них будем концентрироваться, сосредотачиваться, то только хуже, мы себя подставим под них. Ну ладно, хорошо, я думаю, что достаточно. Ок. Спасибо большое.

Шрила Прабхупада ки джай! Гаурапремананда! Харибол!

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.