Семинар «Четыре роли лидера», лекция 7

Семинар «Четыре роли лидера», Алматы, 2014 г.

Аннотация:

Самодисциплина – добровольные правила, которые помогают прийти к конечной цели. Мы есть то, что мы делаем каждый день. Методы реализации дисциплины – планирование и учет времени. В основе спонтанной любви лежат правила, а в основе правил лежит учет. О дневнике садханы. Критерии правильности прилагаемых усилий. Треугольник джапы. Дисциплинированность – это способность выделить время для важных, но не срочных вещей. Пять уровней ума в йоге. Третья роль лидера – налаживание процессов и структур в соответствии с ценностями – определить четкие критерии успеха в соответствии с ценностями. Два аспекта каждой роли. Четвертая роль. Формула вдохновения.

 

***

Когда мы с вами описывали дисциплинированного человека, кто-то дал очень хорошее определение: осознанный. Мадхупати прабху, да. Спасибо большое. Собственно, это очень существенная вещь. Человек по-настоящему дисциплинирован, когда он понимает, зачем он делает что-то. И когда есть это понимание, есть осознанность, он пребывает в настоящем моменте, это не лишает его спонтанности. Когда у человека уходит спонтанность, когда человек превращается в робота? Да, когда он занимается правилами ради правил, механически делает что-то. Он подчинил себя некой дисциплине, он давно забыл, зачем нужна эта дисциплина. У него нет никакой цели. Он идет на мангала-арати как робот, он поет мангала-арати как работ. Это не приносит ему никакого удовлетворения, кроме некоего ощущения того, что я все правильно делаю. Это происходит, когда цель утрачена. То есть, настоящая дисциплина приходит из второго, вторая роль вытекает из первой, а третья роль вытекает из второй роли и она нисколько не мешает спонтанности, наоборот, она способствует этому. Все наши ачарьи.. Ну, не все, а, по крайней мере, Рагхунатх дас Госвами (уж кого никак нельзя обвинить в механичности, так это его!) – это человек, написавший самые потрясающие произведения о любви. Нигде, ни в каком другом произведении в мире любовь не описана так, как она описана у него. Человек, который целыми днями плакал от любви! Одно из самых последних его произведений – это «Сванияма-дашака»: самодисциплина, то есть правила, которые я сам добровольно на себя накладываю, для того, чтобы поддерживать это состояние любви. И у Бхактивиноды Тхакура есть эта сванияма. Сванияма – это самодисциплина, или какой-то набор дополнительных правил, который каждый человек для себя вырабатывает для того, чтобы помочь, в конце концов, прийти к цели.

Я хотел спросить… Сейчас у нас будут уже очень и очень конкретные вещи. Есть вещи, которые мы делаем каждый день, и вещи, которые мы делаем иногда, периодически. Какие из них важнее?

Ответ: Те, которые мы делаем каждый день.

Да. Есть очень хорошее определение, которое мне нравится: мы есть то, что мы делаем каждый день. То есть, если мы хотим кем-то стать, мы должны делать что-то, соответствующее этому, – таким образом, мы будем формировать себя сознательно. Это, собственно, ведическая культура. В ведической культуре была нитья-карма и наймитика-карма. Нитья-карма – это то, что человек делал каждый день, и наймитика – то, что он делал периодически, когда нужно, когда потребность какая-то была. И считалось, что из них нитья-карма – это самое важное, наймитика-карма – это так… То есть, иначе говоря, надо очень внимательно, в соответствии со своими ценностями сформировать свою нитья-карму, то есть то, что мы делаем каждый день, и надо постепенно стремиться… Я потом скажу, по каким критериям мы вообще можем понять, мы задрали свою планку слишком высоко, или мы делаем правильно что-то? Это также важно, потому что часто человек берет из соображения эго слишком высокий уровень, которому он не может следовать реально. И тоже мучается.

Но, прежде всего, если мы хотим каким-то образом дисциплинировать.… На чем основана дисциплина, как, по-вашему? Кроме, безусловно, какого-то контроля чувств, на чем она основана? Какой, скажем так, механизм будет лежать в основе нашей дисциплины? Вкус, понимание – это понятно, да. Меня сейчас интересуют методы. Какими методами мы можем эту дисциплину реализовывать в своей жизни? Что мы должны делать, чтобы эта дисциплина была? Планировать, да. Учитывать время, правильно. Планирование и учет. Да, потом анализ, безусловно. Потом анализ. Хорошо, спасибо. Я хотел об этом тоже сказать.

Вопрос: Учет чего?

Ответ: А вот сейчас мы посмотрим, учет чего. Мир так устроен, что если мы что-то не считаем, то, что с этим происходит? Меньше становится. Если мы деньги не считаем, что с деньгами происходит? Они куда-то рассасываются, непонятно куда. Что произойдет с нашим временем, если мы его не учитываем? Времени не будет, у нас не будет ни на что хватать времени. Это поразительная вещь, но Шри Чайтанья Махапрабху, который принес рагануга-бхакти, спонтанную любовь и преданность, его первое наставление обитателям Навадвипы… Когда Он, собственно, ввел эту практику для них, он сказал очень четкую вещь: кахилан эи маха-мантра – повторяйте эту мантру, иха джапа гия сада кория нирбандха – пойте эту джапу всегда, и одновременно с этим кариай нирбандха – считайте, сколько вы спели (Чайтанья-Бхагавата, Мадхья-кханда, 23.77). Я знаю людей во Вриндаване, которые даже во время киртана считают, сколько раз они спели Харе Кришна мантру.

Вопрос: Есть ли в этом необходимость?

Ответ: В этом нет. В этом нет необходимости, но Чайтанья Махапрабху сказал очень важную вещь для нас с вами, и мы сейчас попытаемся подумать над ней, в чем ее важность. Он сказал, что нам нужно мантру считать, правильно? Он сказал: «Всегда нужно повторять!», но при этом что нужно делать? Считать. Четки, должны быть четки. Сам Чайтанья Махапрабху повторял мантру на четках. При том, что Он был ну абсолютно спонтанный человек, у Него были четки из куска ткани сделаны, и Он перебирал узелки. Это очень любопытная вещь. Есть стих Рагхунатхи даса Госвами, тоже очень интересный:

ниджатве гаудийан джагати паригрхйа прабхур иман

харе-кришнетй эвам ганана-видхина киртайата бхох

ити прайам шикшам джанака ива тебхйах паридишан

шачи-сунух ким ме найана-шараним йасйати пунах

(Шри Шачисунваштака, 5). В этом стихе Рагхунатх дас Госвами говорит: «Когда же у меня перед глазами возникнет эта картина?» Шачи-сунух ким ме найана – перед моими глазами, шараним йасйати пунах – я приму прибежище у этой картины. Как Чайтанья Махапрабху сидит, и Он дает наставление… Какое наставление Он дает? Он дает наставление Гаудия-вайшнавам (всем Гаудия-вайшнавам!) считать Харе Кришна мантру: харе-кришнетй эвам ганана-видхина киртайата бхох. Ганана-видхи. На санскрите математика называется ганита. Ганана-видхи значит «повторять и считать».

 Мы из этого сделаем очень важные выводы. И мы знаем, что шесть Госвами Вриндавана, они что делали? Они считали. Что они считали? Да, поклоны: санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих калавасани-критау (Шри Шри Шад-госвами-аштака, 6). Они считали наму (санкхйа-пурвака), и они считали натибхих, поклоны.

То есть, иначе говоря, в основе этой спонтанной любви лежат правила, а в основе правил лежит счет или учет. И потом, соответственно, анализ (мы об этом чуть позже поговорим).

Я хотел Вам еще один стих привести, очень хороший, я его очень люблю в последнее время цитировать. Вичейани вичарйани вичинтйани пунах пунах крипасйа дхананива тван намани бхаванту нах (Падьявали, 30). Это стих из «Падьявали» Шрилы Рупы Госвами, где Рупа Госвами… Это антология стихов разных преданных. Преданный – забыл, как его зовут – молится: вичейани вичарйани вичинтйани пунах пунах крипасйа дхананива – подобно тому как крипана… Крипана кто такой? – Скупец. Дхана что значит? – «Деньги». Подобно тому, как скупец постоянно делает с деньгами три вещи… Какие три вещи скупец с деньгами делает? Копит – первое, считает – второе, и думает, любит их – третье. Правильно, три вещи делает скупец: вичейани – копит, вичарйани – считает, и вичинтйани - думает, пунах пунах – снова, снова и снова. Крипасйа дхананива тван намани бхаванту нах – дай мне возможность делать то же самое со святыми именами, чтобы я накапливал их, постоянно пересчитывал их, и чтобы я думал о них, в конце концов. То есть, иначе говоря… Смотрите, это очень важная вещь: в конце концов, мы хотим думать, правильно? Смаранам. И думать – значит, спонтанная привязанность. Недаром сказали: «любят». Любят – значит думают. Но, прежде чем мы научимся любить или думать, нужно, что делать? – Накапливать и считать, накапливать и считать… Поэтому Чайтанья Махапрабху недаром эту вещь сказал: надо накапливать и считать, накапливать и считать, сколько я накопил.

Я хотел с вами поделиться двумя очень важными и очень практичными вещами, которые я применяю в своей жизни, и которые очень сильно помогают мне дисциплинировать себя. Одна – это таблица садханы. Я веду каждый день таблицу того, что я делаю. Я уже немножко говорил об этом. Но, собственно, начал с того, что я просто ее завел и стал смотреть. К какому выводу я пришел? Я запланировал… Сначала я запланировал. Мы говорили, что это первая вещь. Я сначала понял, что что-то для меня важно, потом я стал считать, и потом, по истечении определенного промежутка времени, я стал анализировать, что происходит. И в чем я убедился? – Что вот эта простая вещь, когда я стал записывать… Что я стал записывать? – Я стал записывать, когда я встаю, сколько я сплю каждый день (причем я стараюсь как бы потихонечку уменьшать это время, отведенное на сон). Я стал записывать, к какому времени я прочитываю минимальное число кругов. Уже все: уже просто знаешь, что нужно записывать, и уже вот ты не оставляешь недочитанные круги, ты уже их дочитаешь, потому что… ну, надо же, надо же хорошую… (смех в зале) Таким образом ум устроен. Я никому эту таблицу не показываю: это моя таблица, она только для меня. Более того, я стараюсь, чтобы ее особенно никто не видел. Это простая таблица Excel, мне ее сделали… Она умная: она у меня в конце считает среднее арифметическое. Так, я прочитал сегодня столько-то кругов,  и я уже смотрю, какое среднее арифметическое за месяц получается, и думаю: «Надо побольше еще. Надо, чтобы не опускалась планка!» Что получается – каждый месяц я повторяю в среднем кругов больше, чем в предыдущем месяце. Просто потому что… ну, как же, нельзя же опускаться! (смех) Реально, это совершенно поразительная вещь.

И, собственно, что я сделал… Сначала я просто посмотрел, на что у меня тратится время, на что я трачу свой день, на какие вещи. Потом я понял, где у меня дырки есть, и эти дырки постепенно постарался убрать, чтобы до максимума довести все это. Потом, следом за этим, я уже попытался расставить это в приоритетах, то есть понять, чему я должен больше времени уделять. У меня в таблице… Я сейчас скажу, какие у меня сейчас вещи. У меня первая вещь – это то, что мы с вами говорили по первой роли: моя связь, все то, что так или иначе формирует мое «Я», правильное «Я», которое мне хочется сформировать. И там у меня есть джапа, подъем, там у меня есть мои лекции, которые я слушаю, лекции Шрилы Прабхупады или духовного учителя, чтобы эта связь формировалась. Помните, это самая первая роль, о которой мы говорили, которая основана на связи? Туда я записываю время, которое я трачу на редактирование книг Шрилы Прабхупады (это мое, так сказать, служение ему, моя связь). Сюда же я записываю… ну, естественно, сандхья-вандану и медитацию какую-то, о которой мы говорили, – то есть, я стараюсь каждый день, насколько это возможно, медитировать на эту связь и на гуру-парампару. Это первая вещь.

Дальше… Каждый сам может формировать эти вещи. Я сейчас скажу, как это у меня сейчас. Потом я вообще собираюсь переделывать ее полностью по-другому, потому что я понял, что сейчас это не совсем правильный инструмент, которым нужно пользоваться. Но даже этот инструмент, не совсем правильный, мне очень сильно помогает. Потом, дальше у меня шраванам – слушание, и сюда я включаю подготовку к лекциям, еще что-то такое, чтобы в моей жизни было слушание. Потом у меня киртанам (в нашей жизни должна же быть проповедь киртана). Если я пишу что-то, я добавляю это сюда же. Потом у меня идут ученики: я там должен писать письма или уделять какое-то время, играя роль учителя. Потом… Ну, у меня есть роль лидера какого-то: что-то я делаю, какие-то проекты. Как его назвать – непонятно… «Тот, кто реализует что-то». Потом, собственно, у меня есть мой собственный разум, который нужно оттачивать и как-то держать его в форме, и я выделяю на это время. Просто разум требует, чтобы его занимали. У меня есть графа там.. Я учу, например, сейчас язык хинди, собираюсь дальше учить санскрит как следует. И я смотрю, чтобы каждый день… И сюда же я включил планы, потому что это непосредственно касается разума. Я стараюсь каждый день какое-то время уделять планам. В чем проблема в планах? – Проблема в планах в том, что они никогда не реализуются. А не реализуются они почему? – Потому что мы о них забываем. Мы их написали и забыли о них. То есть, я стараюсь переносить их каждый день (те, которые я наметил), чтобы они были у меня, и смотреть, что мне нужно сегодня делать. Планировать на неделю, к какому-то… И тело. Есть у меня тело, и я стараюсь каждый день, чтобы не запускать… То есть, я каждый день делаю пранаяму, каждый день йогу делаю, некоторое время уделяю этому; стараюсь гулять, еще там что-то такое… И, под конец, у меня есть, выделенное тут черным, – это анартхи, любимые. Поразительная вещь: стоило мне их записать, как их не стало (смех), потому что… Ну, вот не стало и все тут! Не то, что их нет, но просто они, наверное, еще дальше куда-то ушли. То есть, какие-то ненужные, бессмысленные, напрасные траты времени я записываю. Нужно честно сказать, записать: потратил время на какую-то глупость.

И потом, собственно, как я говорил, по истечении месяца я учитываю это: я смотрю, что было, что, как… И по истечении месяца, я, собственно, намечаю планы на следующий месяц: что мне нужно делать, что мне нужно увеличить, до какого уровня мне нужно дойти. Например, мой подъем сделать немножко раньше, или еще что-то такое. Это совершенно конкретный инструмент, очень простой, очень очевидный, простой инструмент, который позволяет… ну, как-то чувствовать, что не ты плывешь по течению, а, по крайней мере, есть какая-то осмысленность, и служение происходит. То есть, вот этот вот простой инструмент (особенно, если пользоваться им правильно) может очень сильно поменять какие-то вещи. Он нисколько, абсолютно нисколько не лишает меня спонтанности. Там у меня, в том числе, есть время, проведенное просто на общение с равными, со старшими, или еще что-то, когда я просто так… Это все нормально, это все там может быть. Музыка там есть… То есть, у меня там также есть эмоциональная составляющая, я забыл о ней сказать. Какие-то вещи, которые нужны для эмоционального здоровья.

Это можно делать каждый день, можно не делать. Можно, по крайней мере, понять, чем мы занимаемся, и попытаться как-то направлять… Просто если это делать, то яснее становится, куда можешь пойти, и какие-то вещи можно планировать, намечать себе, что нужно улучшить и в каком направлении можно это улучшить.

Я хотел задать вам вопрос: а по какому критерию мы можем судить… Я хотел дать вам два критерия того, как определить, что мы посильные вещи делаем, а не взвалили на себя что-то, что не нужно делать. Потому что вы сейчас воодушевитесь, что-то сделаете, а потом поймете, что это слишком, разочаруетесь… То есть, какие критерии есть?

Ответ: То, что мы раньше делали – не страдает.

С одной стороны –  да, не страдает.

Ответ: Что это не сопровождается радостью.

Да! Одна вещь – это радость. Спасибо большое. То есть, если мы делаем что-то, что действительно нам по силам, то возникает некая такая бодрость, радость, тонус внутренний. Как на тренировках, да? Когда мы делаем что-то посильное, то больно, да? Боль возникает в мышцах, но эта боль приятная, и человек в тонусе находится. Если он слишком расслабленный, то к чему это приводит? – Лень какая-то, тонуса никакого нет, радости нет. Если он задрал слишком планку, то к чему это приводит? – Стресс, усталость, травмы какие-то, надрыв, еще что-то такое… Очень важно следить за этим своим состоянием, что ты находишься в тонусе, а не просто там…

И есть еще… Кришна совершенно потрясающе устроил наш организм. Наш организм устроен с огромной мудростью, и есть одна, совершенно четкая, железная характеристика, по которой можно узнать, что мы делаем что-то либо слишком много, либо слишком мало. Если мы едим слишком много или едим слишком мало… Ладно, скажем так: если мы спим слишком много, то, что в результате появляется? – Все время хочется спать. Если мы спим слишком мало? – Хочется все время спать. Если мы спим ровно столько, сколько нужно, то спать не хочется. Если мы едим слишком много, то что? – Хочется есть. Если мы едим слишком мало, то что? – Хочется есть постоянно, и мысли об этом. Хороший критерий? То есть, это Кришна нам дал критерий. Если мы решили, что нам нужно спать всего пять часов или даже четыре часа, и при этом все время спим, то не нужно себя мучить, лучше поспать. Иногда люди… Я иногда вижу, как люди за джапой героически борются со сном. (смех) Хочется встряхнуть его и сказать: «Иди поспи и потом джапу нормально читай. Зачем это надо?» Ну, не доспал человек немножко – нужно доспать и потом нормально… Мы видели, как Бхактивинод Тхакур чуть-чуть… Пятнадцать минут иногда можно. Аюрведа говорит: спать днем нельзя, но пятнадцать минут можно отдохнуть. Пятнадцать-двадцать минут – это не мешает, но если дольше, то это уже очень вредно, это только тамас увеличивает в уме.

Записали этот второй критерий, да? Я не знаю, как его записать, но… В общем, если мы делаем что-то по силам, то у нас всегда есть бодрость, а если чуть-чуть больше или чуть-чуть меньше – желание только увеличивается. Мера определяется тем, что мне больше не хочется. А когда у меня либо «чрезмерно», либо «недо-», то тогда эта вещь только разжигается. Хорошо. Полезно? Нормально?

И еще одну вещь хотел сказать, прежде чем мы перейдем к другому разделу. Не устали? Нормально, да? Спать не хочется? Есть не хочется? (смех) Хотел вам еще одну очень важную вещь сказать в связи с этим. Этой вещи меня научил один человек, его зовут Анирудха прабху. Ему уже за восемьдесят лет, и он в течение пятидесяти с лишним лет повторяет как минимум 64 круга, а где-то как минимум двадцать последних лет он повторяет 128, а иногда и 192 круга мантры! То есть, как минимум 128. Я был у него в деревне, и у него вся деревня (а деревня довольно большая) – и дети, и  взрослые – повторяют как минимум 64 круга, все до одного.

Вопрос: Это в России?

Ответ: В Раджастане, недалеко от Джайпура.

Вопрос: Они больше ничего не делают?

Ответ: В том-то и дело, они очень много всего делают! Сейчас услышите. Причем, они все счастливые там! Это потрясающе… Мы приехали туда, потом нас провожала вся деревня, вся деревня с мешочками, и они радуются… И он… У вас было время, когда вы не могли дочитать свои круги? Он говорит: «У меня тоже было время, когда я не мог дочитать свои круги. Просто не мог, не мог остановиться читать круги!» (смех в зале) Не мог дочитать! У вас такое было? (смех в зале) То есть, иначе говоря, у него огромный вкус есть. И он делился каким-то своим опытом, много каких-то вещей говорил, касающихся этого. Я не буду об этом говорить, но в связи с этой дисциплиной я хотел сказать очень интересную вещь, которую он мне сказал. Он говорит, что ум наш надо так или иначе зажать куда-то в тиски, потому что когда он прыгает, скачет повсюду, никакого вкуса нет. Вкус появляется только тогда, когда ум сосредоточен. Это относится ко всему. Когда ум сосредоточен – мы получаем вкус. Если мы едим и при этом ум наш где-то еще, получим мы удовольствие от еды? Нет. Мы даже не заметим, что мы ели. У нас спросят: «Что вы ели?», а мы не скажем, что мы ели, потому что ум был в другом месте.

Сосредоточенность – это первое необходимое условие для того, чтобы мы почувствовали какой-то вкус от чтения джапы. Он говорит, что для того, чтобы ум закрыть, нужно его поместить в треугольник. Он говорит, что треугольник – это самая минимальная замкнутая фигура. Правильно? Этот так называемый треугольник джапы, который на самом деле очень сильно помогает, если им хорошо пользоваться. Первое, на чем нужно концентрироваться, мы знаем. На звуке, правильно? Пытался кто-то из вас концентрироваться просто на звуке? Получается? Да, на какое-то время, а потом ум опять убегает. Поэтому одного звука мало, треугольник нужен. Вторая вещь, очень важная… Собственно, я не знаю, как ее правильнее сказать, но суть в том… Ну, скажем так, скорость. Да, ритм определенный. Ритм. Потому что очень часто мы повторяем мантру, и когда ум рассеянный, мы повторяем так: Харе Кришна (пауза), Харе Кришна (пауза), Кришна Кришна… Кто-то спросил, что если они 64 круга повторяют, то они ничего другого не делают? А я хочу вам сказать: люди, которые регулярно повторяют 64 круга, повторяют свои 64 круга за 4 часа, и у них еще 20 часов остается на все остальное. Четыре, максимум пять часов, но даже пять часов – это слишком много, потому что, на самом деле, человеку, который повторяет мантру сконцентрировано, нужно пять минут на круг. С пятью минутами вы будете 60 кругов повторять за пять часов! С четырьмя минутами на круг вы будете повторять за… И они повторяют очень четко, очень хорошо, но… просто там дырок нету. Если мы будем сконцентрированы, будем на вот этом вот сосредотачиваться, мы увидим, что скорость будет увеличиваться. Люди повторяют по восемь минут, по десять минут, по двенадцать минут, по пятнадцать минут круг… Это же мука! (комментарий из зала, бурный смех в зале) На самом деле, мантру нужно повторять быстро. Шрила Прабхупада говорил: «Расторопно». Это один из очень существенных элементов правильной джапы, потому что, если этого не будет, то мы не сможем на звуке сосредоточиться. Еще раз: есть некий темп, ритм…

Вопрос: Но сразу же человек не может быстро?.. Он же не будет слышать…

Ответ: Не может сразу! Надо потихонечку, потихонечку. Да, и когда человек входит в этот ритм, в какой-то момент он увидит: вдруг скорость увеличивается очень сильно, он входит в этот состояние…

И третья вещь – это эмоция, потому что наша джапа не может быть просто сухой. И откуда взять эту эмоцию? Бхактивинод Тхакур объясняет, откуда берется эта эмоция. Это разные стихи из священных писаний. У него есть «Бхаджана-рахасья» (одно из последних его произведений), где он перечисляет разные стихи, комментируя стихи «Шикшаштаки».

Первый стих «Шикшаштаки». Сначала он говорит, что каждый стих «Шикшаштаки» – это эмоция определенная, правильно? Когда Чайтанья Махапрабху говорит: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам парам виджайате шри-кршна-санкиртанам – это какая эмоция? Да, вдохновение, вера. Правильно? Это же вера: святое имя все может сделать. Сарватма-снапанам парам виджайате – святое имя может все препятствия преодолеть. Эмоция? Бхактивинод Тхакур перечисляет огромное количество стихов, которые эту эмоцию поддерживают, которые как бы подтверждают эти результаты повторения святого имени. И он говорит, что вначале человек должен повторять святое имя в настроении первого стиха «Шикшаштаки»: «Вот, наконец, я нашел! Я нашел святое имя, которое может решить все мои проблемы, полностью меня очистить!..» то есть, в таком воодушевлении, первом воодушевлении, энтузиазме.

А потом, потом следующая эмоция, какая? Дурдаивам идришам ихаджани нанурагах все свои энергии Ты вложил в святые имена, просто я такой несчастный, что у меня никакой привязанности нет. Это какая эмоция? Раскаяние, да. Дурдаивам – человек чувствует свои проблемы, и в этом раскаянии он повторяет: «Я знаю, там они есть, эти энергии, Ты вложил их туда, но у меня нет привязанности…» И в этом раскаянии он повторяет.

Третий стих какая эмоция? Смирение, да. Ммирение, терпение, готовность… На самом деле, если подробно изучать это произведение, «Бхаджана-рахасью», там такие эмоциональные глубины открываются, объясняющие, что имеется в виду под этим… Третий стих – это эмоция предания себя, когда я действительно предаюсь этому процессу. Это определенное эмоциональное состояние, ништха, когда моя вера становится очень сильной, и я полностью положился на волю Кришны.

Когда эти три вещи будут, то тогда ум будет находиться, в более или менее… Он будет, конечно… Я вначале, когда нарисовал… Тут есть лазеечки, и он будет выбегать отсюда периодически, но, в целом, он будет находиться внутри, в этой джапе, и вы будете чувствовать необычайное удовлетворение. Я могу вам гарантировать: в какой-то момент вы не сможете кончить читать свои круги, потому что вам будет хотеться читать больше, больше, больше и больше… Это совершенно реальная вещь: не хочется кончать, хочется находиться в этом состоянии, потому что ум очень счастлив в нем. Это некая дисциплина ума. Вот она, дисциплина ума, – этот треугольник для ума.

Вопрос: Бывает, что когда 16 кругов заканчиваешь, ум совершенно спокоен. Норму выполнил – можно читать дальше…

Ответ: Такое бывает, но если…

Вопрос: Можно вопрос? Бывает такое, что приходит… ну, какой-то ответ от святого имени, и там скорость перестает какое-то значение иметь, она замедляется…

Ответ: Да, такое бывает, но, на самом деле, иногда она даже ускоряется. Обычно бывает так, что человек начинает читать медленнее, но потом, постепенно, через несколько кругов, когда он входит в поток какой-то, его темп становится быстрее. Потом может медленнее быть, это не важно, это уже спонтанная вещь. Мы попросили Анирудху прабху, чтобы он показал, как он читает свою мантру. Это было, конечно, очень такое зрелище… Он взял четки, повторил Харе Кришна и стал плакать. Потом сказал: «Ну, в общем, потом как-нибудь». Реально… Причем, это было настолько естественно…

Вопрос: Есть запись Шрилы Прабхупады, он медленно читает… (неразборчиво)

Ответ: Нет, Шрила Прабхупада довольно-таки быстро читает. Это просто запись такая синтезированная. Шрила Прабхупада быстро читает.

Вопрос: Звук что значит?

Ответ: Звук значит Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Вопрос: Гуру Махарадж, тут интересуются, как эта деревня называется.

Ответ: Я не знаю. Не нужно беспокоить человека своими глупостями.

Это еще одна вещь. У нас еще час… Вы готовы дальше что-то делать? Нормально, да?

Вы наверняка видели эту штуку с четырьмя квадратами. Я хотел просто буквально… Это все имеет отношение к нашему разговору относительно того, на что мы тратим время, чтобы мы немножечко освежили эти вещи. Можете не записывать ничего, если нужно – я дам вам эту презентацию. Просто давайте послушаем, чтобы мы поняли, собственно, к чему дисциплина сводится. Дисциплина, прежде всего, сводится к тому, как мы тратим свое время, и мы говорили об этом. И есть четыре квадрата, где первый квадрат – это важные и срочные дела, которые представляют собой кризис. Срочное… Вот, давайте посмотрим, что такое срочное, и что такое важное. Срочное – это наша реакция на обстоятельства, некая очевидность давления. Иначе говоря, срочное всегда навязывается извне, правильно? Срочность – это всегда что-то извне, вызванное какими-то обстоятельствами. А важное –это что такое? Важное – это то, что определяется нами самими: миссия, призвание, предназначение, –то ради чего я должен жить. И первый квадрат – это срочное и важное: кризис, аврал, болезнь… То есть, с одной стороны это важно для нас, с другой – срочное что-то. То есть, это постоянные кризисы. И какой результат, если человек, в основном, свое время проводит в делах по первому квадрату? Там написано… Стресс, кризис, выгорание, усталость постоянная… Человек истощается очень сильно, то есть, все время он под давлением, под прессом находится, потому что он не организовал свою жизнь, чтобы у него было время на второй квадрат.

Третий квадрат – это что будет? Это не важное, но срочное. Это что такое? Да, текучка, звонки… Мы разговариваем, и вдруг кто-то звонит. Это срочная вещь? Важная? Не обязательно. Может быть важная, но, как правило, кто-то или что-то врывается и свои приоритеты нам определяет. Какая-то почта, еще что-то такое… Что-то текучее, чего всегда много в нашей жизни. И в человеческой жизни очень много времени тратится на это. Когда человек действует по третьему квадрату особенно много? Часто он целый день по нему действует, но есть одно время, когда он обычно действует по третьему квадрату. Да, вечером. Часто человек не находит в себе сил, чтобы лечь вовремя, и таким образом, через эти вещи, время тратит свое. И результат какой? Результат записан там: у человека возникает ощущение жертвы. Когда он все время плывет по течению и приоритеты навязываются ему извне, он будет ощущать себя жертвой. Неудовлетворенность, бессмысленность, усталость, разрушенные отношения… И что самое важное, самое отвратительное в этом – что когда человек привык просто плыть по течению, когда он не формирует свое время, то, в конце концов, у него появляется некая уверенность в том, что планы бесполезны. Он пытался, он планировал – ничего не получилось. Почему? – Потому что он не смог правильно организовать свою жизнь и просто поддался некой текучке, некоему течению.

Четвертый квадрат – неважное и несрочное. Это что такое? Ну да, все знают, что это такое: праджалпа, какие-то дурацкие вещи… И интересно, сколько времени мы на это тратим. Понятно, что это уже вообще безнадежная вещь.

И ко второму квадрату что относится? Безусловно, это планирование какое-то, выстраивание отношений, духовная практика, наше образование, повышение квалификации, упражнения… И надо стараться, собственно, таким образом выстраивать свою жизнь, чтобы большая часть времени уходила туда, потому что в этом случае появляется дисциплинированность. На самом деле, дисциплинированность (настоящая дисциплинированность!) – это наша деятельность по второму квадрату. Некоторые люди думают, что дисциплинированность – это текучку свою дисциплинированно выполнять. Нет, дисциплинированность – это именно способность выделить время для важных, но не срочных вещей. Она дает вот такие результаты. То есть, по максимуму увеличить время для этого.

Собственно, я немножко йогу тут цитирую. Эти пять уровней ума в йоге, они соответствуют этим квадратам. Кшипта – это когда раджас и тамас. Это что такое? Это какой квадрат? Да, это третий квадрат: неважное, но срочное. А мудха или тамас – это какой квадрат? Четвертый квадрат: неважное и несрочное. Викшипта, раджас – это когда? Это первый квадрат: важное и срочное. И реально духовная жизнь начинается с состояния экагра, смешанной саттвы – однонаправленности, целеустремленности человека, когда в уме преобладает саттва. Это второй квадрат. И она приводит к чему? – К чистой саттве, в конце концов, в результате этого. Вот реально совершенно инструмент, который нужно понять. Собственно, тут написано распределение этих четырех состояний ума. Это, в общем, наше состояние ума, нужно понимать это и пытаться переводить это в благость.

Теперь еще одна очень важная вещь. Почему люди, тем не менее, несмотря даже на то, что они понимают, не очень-то действуют во втором квадрате? Первое – потому что результаты не сразу видны. Я уже говорил об этом: естественные процессы всегда медленные. Мы хотим быстрых результатов, а быстрые результаты через что приходят? Через раджас. Из-за этого – стресс в нашей жизни и все остальное… У нас заложена очень четкая программа, ориентир на быстрый результат, но естественные процессы… Нужно помнить все время, что естественные процессы – постепенные. Можно язык выучить за две недели? Если вам говорят: «Английский язык за две недели!» – что вы должны сделать? Заплатить деньги, правильно? Язык невозможно выучить за две недели. Язык – это естественный процесс: должен сформироваться определенный центр в нашем мозгу, ужно каждый день вкладывать в это… Почему человек не выучивает язык? Потому что он не может действовать во втором квадрате, потому что он не может каждый день вкладываться в эту вещь, чтобы естественно… На самом деле, естественные процессы дают нам самые важные результаты, а это значит определенная дисциплина.

Ну, и тут тоже какие-то причины, почему мы не можем действовать: не можем расставить приоритеты правильно (то есть, вторая роль неправильная), не знаем, что важно; не можем организовать себя, недостаточно дисциплинированы… То есть, короче говоря, у нас нет ясной цели, ясного понимания, ради чего мы живем, чему мы жертвуем.

И теперь я, собственно, хотел перейти ко второй части нашей третьей роли. Я определил эту третью роль как роль настройщика. Человек, по отношению к себе, настраивает себя, дисциплинирует, – это до какой-то степени можно понять. А что значит та же самая дисциплина в отношении какой-то организации или группы, которую мы ведем? Как по-вашему?

Ответ: Создать атмосферу?..

Нет-нет, постойте-постойте. Речь не об атмосфере. Смотрите: я уже сказал, что дисциплина – значит приведение своей жизни в соответствие с чем? – Со своими ценностями. Третья роль лидера по отношению к людям, которых он ведет, – это налаживание или отлаживание систем, структур и процессов в организации в соответствии с ценностями. Иначе говоря, речь идет об организационной добросовестности. Было у вас так, что мы декларируем, что нам важны люди, а в реальности – «Лес рубят, щепки летят… Отработанный материал… Еще один в майю попал… Майя сильна…»? Было у вас так, что мы декларируем, что нам важно сотрудничество, а поощряем соперничество, соревнование? Что мы декларируем, что нам важно смирение, а поощряем людей, которые амбициями своими движутся? Бывало такое? Лидер должен реально привнести ценности в свою собственную жизнь, понять, насколько я живу в соответствии со своими ценностями и насколько я их реализую в своей жизни, постепенно привести ее… И точно так же он должен эти ценности привнести в организацию. Когда это происходит, то получается удивительная вещь.

Я хотел сейчас вам продемонстрировать картинки, которые нарисовали преданные из Ашрама Бхактиведанты. Что они сделали? Они, прежде всего… Это, собственно, то с чего мы начали. Когда мы стали переезжать туда, в новый ашрам, я сказал: «Слушаете, друзья мои, мы не переносим свои проблемы в новое место. Давайте сначала определим, что для нас ценное, и потом определим, как это в нашей жизни реально должно проходить. Не просто будем делать что-то привычное, а сначала поймем, собственно, что ценно тут». И потом у них была работа большая, они это все сделали и как-то привели в гармонию эти ценности со структурами. Вот это их картинки, которые в каждой комнате висят. Первая ценность какая у нас? Смирение, потому что смирение значит связь с Богом, правильно? Мы говорили об этом. Это некая фундаментальная вещь, на которой все остальное основано. Служение вайшнавам – это для нас ценность? Ценность. Верность Шриле Прабхупаде и гуру-парампаре? Какие еще у нас ценности есть? Вы отключили свой разум, или он отключился автоматически? Вкус к кришна-катхе и служение Божествам. То есть, в сущности, это нама-ручи, это у нас была вайшнава-сева, это связь с гуру-парампарой. Еще что? Проповедь, правильно? Изучение шастр и проповедь. Это вот… Видите, тут люди в какой одежде? Это кто? Это ценности для кого? Для вайшнавов? Для каких вайшнавов, в каком ашраме находящихся? Для грихастх, да. А вот это… (бурный смех в зале) Это, собственно… То же самое для брахмачари. В сущности, то же самое. Единственная разница заключается в том, что тут вот какой-то старший брахмачари компьютеры кидает, а тут вот они с коровой живут. Все остальное – то же самое. Только тут вот еще автобус есть… Ну, то есть, это то, как они… Чтобы оно все было, чтобы оно перед глазами было… В принципе, базовые ценности, фундамент какой-то есть, чтобы напоминать нам об этом. Или вот эта одна картинка, где они попытались все вообще изложить, что там делается, чтобы ничего не забыть. Сидит этот вайшнав, этот вайшнав – он кришнер-нитья-дас, и поэтому у него главная вещь – шаранагати, связь с Кришной; он так или иначе развивает в себе любовь к Кришне, и эта шаранагати проявляется как служение, как сострадание, как юкта-вайрагья. И вот тут юкта-вайрагья, сострадание, служение есть, служение вайшнавам, общение со старшими, с равными и с младшими… Постепенно он к Кришне приходит, и есть связь с гуру-парампарой, с Господом Чайтаньей, со Шрилой Прабхупадой, Джи-Би-Си, дикша-гуру, через которых приходят знания, и так далее. И шаранагати, и панчаратрика-видхи, и бхагавата-видхи – все тут есть. То есть, это некая такая вещь, которая должна нам напоминать, и все наши процессы, системы и – главное – критерии успешности должны основываться на этом, потому что… Еще раз: чтобы понять, насколько наши ценности соответствуют нашим реальной жизни, мы должны понять, что мы поощряем, правильно? Иначе говоря, лидер должен определить четкие критерии успеха в соответствии с ценностями. Успех в чем – в том, что мы храм построили или в том, что люди счастливые? Успех в чем – в том, что мы много книг распространили, или в том, что в результате распространенных книг люди пришли к нам, люди счастливы и люди уважение почувствовали? Ну, и так далее. То есть, критерии успеха. Потому что когда критерий не тот… Когда мы просто говорим: «Нам нужно, чтобы люди приходили!», а при этом награждаем за количество распространенных книг… Получаются обманные методы распространения. То есть, иначе говоря, это – роль лидера-настройщика: он должен настроить организацию в соответствии с чем? – С ценностями. Точно так же, как он должен настроить свою… Ну, это в двух словах короткое описание того, что есть, что касается третьей роли.

И я буквально чуть-чуть начну четвертую роль. На самом деле, там есть что сказать, но я просто начну.

Вопрос: Можно ли так сказать, что нацеленность на результат может разрушить ценности?

Ответ: Нет-нет! Если результат неправильный… Мы должны быть нацелены на результат. Третья роль – как раз нацеленность на результат, воплощение этого, но он должен быть в соответствии с ценностями, а не результат любой ценой. Мы должны быть настроены на результат. Третья роль – это как раз мы добиваемся результатов, но правильных результатов, нужных результатов. Понятно, да?

Мы говорили, что четвертая роль… Давайте повторим, первая роль какая? Пример. Вторая роль какая? Штурман, впередсмотрящий, определяющий цель. Третья роль, какая? Настройщик, или реализатор, – тот, кто добивается непосредственной реализации цели. А четвертая роль какая? Вдохновитель. И мы говорили, что есть два аспекта у этой роли: человек сам вызывает доверие и распространяет доверие на других, человек сам видит цель и помогает что сделать? Помогает другим увидеть цель, помогает дойти до цели. Человек сам живет в соответствии с ценностями и помогает эти ценности привнести в жизнь других и в жизнь организации. И четвертая роль какая? Человек сам вдохновлен и может вдохновлять других. Правильно, да? Четвертая роль. Просто хотел вам показать вдохновленного человека. (смех) Когда человек сам вдохновлен, он может вдохновлять других. Правильно? И, собственно, на самом деле, четвертая роль очень простая, она является результатом трех первых ролей: если человек служит примером, у него есть связь, если человек доверяет другим, если человек видит цели, если человек дисциплинирован, то он будет вдохновлен. Мне просто хотелось показать вам эту формулу вдохновения. Это стих из Упадешамриты, который Рупа Госвами дает:

утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вр̣ттех̣
шад̣бхир бхактих̣ прасидхйати

(Упадешамрита, 3) Первое слово, какое? Утсаха. Утсаха что значит? «Энтузиазм», «вдохновение». Так вот, утсаха, энтузиазм или вдохновение – это результат всего остального. По крайней мере, так можно сказать и так можно интерпретировать, и мы сейчас увидим, как это происходит. Нишчайат – это что такое с точки зрения нашего описания? Нишчайат значит «решимость», «убежденность», «видение цели». То есть, смотрите, где тут в этом стихе… У нас есть первая роль в этих двух вещах: санга-тйагат и сато вр̣ттех̣. Мы говорили, что для того, чтобы человек был примером, он должен избирательно общаться, избегать асат-санги, правильно? И сато вр̣ттех̣ что значит? – Следовать наставлениям. Да, сато вр̣ттех̣ – значит жить, как жили предшествующие ачарьи. Вр̣ттех̣ буквально значит «зарабатывать на жизнь». То есть, образ жизни его должен быть честный, чистый. Сат вр̣ттех̣ значит «образ жизни сахду». Соответствует это первой роли? Санга-тйагат и сато вр̣ттех̣вот она, первая роль. Теперь – тат-тат-карма-правартанат. Это что такое? Да, это дисциплина, правильно? Тат-тат-карма-правартанат и дхаирйат – это дисциплина. Дхаирйа значит «терпение» и тат-тат-карма-правартанат – это дисциплина в соответствии с предшествующими ачарьями, то есть, наша садхана. Это третья роль. То есть, вот у нас есть первая роль, вот есть третья роль, и есть ниш́чайад. Это какая роль? Решимость, вторая роль. В результате появляется что? – Утсаха, энтузиазм. То есть, на мой взгляд, это очень четкое описание того, что если речь идет о примере, то это санга-тйагат сато вр̣ттех̣, если речь идет об определении пути – это нишчайад, то есть, убежденность, ясное видение конечной цели; и дисциплина – это дхаирйат и тат-тат-карма-правартанат, следование садхане. И в результате – энтузиазм, вдохновение, утсаха.

Это некое введение, и тут есть еще что сказать, там будут какие-то конкретные вещи… Мы сейчас прервемся, если у вас нет вопросов, и встретимся в пять часов.

Вопрос: По вопросу приоритетов и следования практике… Есть ли разница в практике со стороны матаджи и со стороны прабху?

Ответ: Конечно. Мы говорили, что практика, конечно, разная. Чисто по телу – матаджи нужно больше спать. Женское тело нуждается в большем количестве сна. Наполеон говорил: «Мужчина спит шесть часов, женщина должна спать семь часов, а дурак – больше».

Вопрос: Ну даже, может быть, вопрос в количестве, может быть, сна, а вот именно качественные вещи…

Ответ: Конечно, разные вещи. У каждого своя квалификация, свой уровень. Все зависит от очень многих вещей. Мы же не за какую-то механическую вещь…

Вопрос: А мы это сможем рассмотреть более подробно?

Ответ: Я не знаю, будет у нас время или нет, мне еще есть, что сказать по нашей основной теме. Вопрос: Я заметил, что если в жизни уже поставлены какие-то определенные приоритеты, то дисциплина, она есть, по сути, и не нужно пользоваться внешними вещами – таблицы и так далее.

Ответ: Если вы довольны тем, как вы живете, если нет ощущения того, что много времени уходит напрасно, то в этих механизмах… Это инструменты, и мы не должны становиться рабами инструментов. Инструментами нужно пользоваться ровно настолько, насколько они нужны, а если они не нужны, ими не нужно пользоваться. Просто нужно понять… Чем хороши эти инструменты – тем, что они позволяют отслеживать какой-то прогресс, как-то менять что-то. Если, в принципе, все налажено, то это не обязательно. Это просто возможные варианты дисциплины, варианты того, как привнести дисциплину. Каждый человек может привносить дисциплину в свою жизнь своими способами. Как вы хотите, так и привносите дисциплину, но суть в том, что дисциплина нужна, и дисциплина обязательно основана на понимании каких-то высших целей. Иначе жизнь пройдет напрасно. Иначе мы будем просто нигде, – ни там, ни там и ни там… Не удовлетворены, в конце концов. А инструменты – это частности.

Вопрос: Вот этот второй квадрат, «важное, не срочное», – он напрямую связан с миссией человека, с целями, которые он поставил себе?

Ответ: Да, это именно так. Там во втором квадрате находится призвание человека, важное в моей жизни, чему я должен уделять время, но из-за текучки, или из-за каких-то вещей я не уделяю этому время.

Вопрос: А если человек он потерял веру в планы (то, о чем мы говорили в первом квадрате), как ему быть?

Ответ: В третьем квадрате, да? Надо понять, почему так происходит. У меня большой опыт этого. Каждый новый год мы все планируем. Я не знаю, как вы, я точно планирую. Все хорошо, но потом я об этом забываю, а на следующий новый год вспоминаю: что же я такого запланировал на этот новый год?.. Просто надо смотреть… Вот у нас есть реальность: у нас есть перед нами время, которое нам отпущено, и как я могу… И если это, скажем так, какой-то не совсем нужный план – ну, просто убрать его, а делать то… Просто беда заключается в том, что есть некоторые причины, по которым мы не реализуем планы. Одна причина – мы просто не заглядываем в них. Это очевидная причина: мы не смотрим в них; мы что-то запланировали, и потом забываем об этом. Так проявляется лицемерие. А вторая – то, что у нас слишком много времени на текучку уходит, на эти срочные, но не важные вещи, которые нам навязывают, и для этого, чтобы от этого избавиться, нужно… Девакинандана прабху показывал нам сценки того, как это делать, – люди же будут все время мешать, они будут атаковать… то есть, вот эта некая внешняя важность будет. Если я вижу цель, то тогда мне легко будет построить свою жизнь так, чтобы эти вещи… Да, они важные, но они не будут все время съедать. Беда в том, что эти вещи по третьему квадрату имеют тенденцию все наше время съедать. Если дать им волю – все: мы будем просто это делать, делать и делать, а внутри будет накапливаться неудовлетворение, потому что мы не уделяем времени важным вещам. И энтузиазма не будет, удовлетворения не будет.

Вопрос: У меня вопрос, связанный с мотивацией. Когда руководитель, старший мотивирует подопечных, – в частности, с санкиртаной, – как правильно мотивацию выстраивать? Не на результаты людей мотивировать? Потому что это же факт, что мотивируем всех на результат…

Ответ: Нет, почему? Просто нужно понимать, что является правильным результатом.

Вопрос: Количество книг. Понятно, что мы внутренне понимаем, что качества людей… Но ведь нет соревнования по качеству распространенных книг. Давайте тогда первое место тому, кто больше людей привел, а объявляют тех, кто больше продал…

Ответ: Вот это и есть некое организационное лицемерие.

Вопрос: Как в этом процессе, подопечным, младшим, которые занимаются этим, не «вылететь» с настроением?..

Ответ: Младшему сложно. В том то и дело, что лидер должен четко определить критерии успеха, он должен сказать: «Твои критерии успеха такие-то, такие-то, такие-то…» И если он говорит: «Твои критерии – побольше денег принеси», вот и будет такой результат, он будет считать этот результат. Мы получим то, что мы получим: выгорание людей, еще что-то такое… Но любой, кто распространял книги, знает, что когда хорошо распространяешь книгу – удовлетворение огромное, потому что Кришна доволен. Если человек ушел и чувствуешь, что этот человек точно будет читать книгу, – то одно ощущение, а если распространил книгу и знаешь, что человека обманули, что он раскроет книгу, закроет и почувствует разочарование, – тут другое ощущение. Кришна, Он-то четко критерии выстраивает, удовлетворение дает.

Вопрос: А может ли вот этот внешний стимул перебить внутренний?

Ответ: Он всегда перебивает. Внешний стимул всегда перебивает внутренний стимул. В этом беда. Поэтому обязанность лидера – привести в гармонию внешний стимул со внутренним.

Вопрос: То есть, чтобы параллельно с этим, должна быть проповедь?

Ответ: Да, то есть, обязанность лидера – подумать… Смотрите, мы говорим: «Мы за то, чтобы люди сотрудничали», так? А при этом, если мы стимулируем дух соперничества, соревнования – сотрудничества не будет. Поэтому нужно понять, как мы стимулируем сотрудничество? Например, можно сказать, что мы будем награждать не людей, которые сами добились результата, а… Скажем, у него есть команда, и команда добилась результата, и мы эту команду будем награждать. Или, например, если мы говорим, что хотим, чтобы как можно больше людей участвовало, а при этом награждаем только тех людей, которые больше всего… Ну и будут только махаратхи участвовать. А если мы при этом наградим людей.. Например, человек, вот, просто в первый раз, вышел и мы его награждаем, то очень много людей захотят… Ну, и так далее. В этом роль, роль лидера: привести в соответствие одно другому.

Вопрос: Есть еще отличие между соревнованием и соперничеством?

Ответ: Ну, есть, конечно, какое-то. Шрила Прабхупада поощрял соревнование как таковое. В соревновании нет ничего дурного, просто оно должно быть правильно сделано, потому что… Ну, рассказывали люди, как они соревновались вначале: чтобы другие не обогнали – ну, подойдут к машине, колесо проколют, песок в бензобак… сахар или еще что-то такое…. Это тоже соревнование, но это недопустимое соревнование. То есть, надо очень четко понять… Например, мы говорим, что нам важны отношения. Отношения важны, да? А потом говорим, что бхакти-врикши делиться должны, и стимулируем деление. А деление – значит, что отношения как бы… новые отношения, еще что-то… хотя они могут сохраняться… Просто нужно понять, нужно четко понять, по какому критерию успеха… Иначе говоря, нужно четко определить критерий успеха в соответствии с ценностями, что есть критерий нашего успеха. И тогда нас либо будет удовлетворять то, как оно все работает, либо приводить к какому-то ощущению того, что мы в лицемерной организации находимся. Бывало у вас такое ощущение, что мы в лицемерной организации находимся? К сожалению… К сожалению, да. Потому что у нас хорошие идеалы, замечательная философия, но часто – неспособность привести системы, ценности, какие-то процессы в соответствие с этими идеалами. У нас духовные идеалы, материальная организация, и нужно как-то жить… В принципе, оно все сработает, если правильно сделать. И фокус-то – именно в этом! Третья роль – именно в этом. Понятно, да, в чем фокус-то? Я думаю, еще немножко расскажу об этом после обеда, чтобы как-то закрепить, если это важно. Важно, да?

Вопрос: А Вы будете рассказывать про конфликты между старшими и младшими?

Ответ: Нет. Я обещал это?

Вопрос: Если такая ситуация возникает: у нашего подопечного какие-то проблемы, и мы идем к его духовному учителю, чтобы посоветоваться, как человеку помочь. Духовный учитель слушает и говорит: «У этого преданного мало разума». Мы потом с этим подопечным разговариваем, и он хочет услышать, что у него хороший разум. В данной ситуации, чтобы его вдохновить, можно ли ему сказать: «У тебя хороший разум, ты можешь справиться с этой ситуацией»? Или это будет какое-то лицемерие?

Ответ: Духовный учитель ставит некий диагноз, но я уже формулировал этот очень важный принцип: если мы относимся к человеку таким, какой он есть, то он таким и будет; если мы относимся к человеку таким, каким он может и должен быть, то он обязательно станет таким, каким он может и должен быть. И нужно очень хорошо понимать констатацию некоего данного состояния и потенциал человека. Когда мы говорим, что у человека хороший разум, мы можем иметь в виду потенциал, который у него есть, который еще не проявлен. Иначе говоря, если мы хотим простимулировать его в том, чтобы он развил в себе разум, то нужно объяснить… Если мы просто льстим человеку, то он – «Ну, у меня же уже хороший разум. Мне ничего делать не надо, я же уже и так разумный!» Все зависит от того, как сказать ему об этом. В сущности, когда мы говорим что-то приятное, мы что хотим в ответ получить? Да, одобрение человека этого. Мы просто хотим, чтобы все было приятно, бесконфликтно, хорошо…

Историю хочу рассказать, притчу одну. Есть хорошая притча. Пришел один работник к богатому человеку. Он смотрит – богатый человек: у него дом, еще что-то такое… И этот работник говорит: «У тебя такой дом, вообще… Как у самого Индры!». Хозяин говорит: «Эй, жена, килограмм гхи этому человеку!» Он подумал: «Надо же, работает!», он начал прославлять: «Слушай, а жена у тебя красавица, вообще… Как жена Индры!» Тот говорит: «Эй, жена, принеси ему золотую цепочку». Тот еще больше воодушевился: «И сам ты такой добрый! Вообще, не видел никогда таких добрых». «Эй, жена, принеси ему мешок риса». Так или иначе, он много всего получил, и думает: «Лучше вовремя остановиться, пока…» Сидит и ждет. Проходит какое-то время, и он говорит: «А когда все дадут-то, что пообещали?» А он говорит: «Ты понимаешь, ты же мне приятное хотел доставить своими словами, и я тебе своими словами тоже приятное хотел сделать. Что ты ждешь-то?» (смех в зале) То есть, если речь идет о том, чтобы на уровне слов общаться…

Вопрос: Можно уточнить, по поводу этой Вашей цитаты… Вы говорите, что  если мы какие-то качества видим в человеке, они проявятся. А если духовный учитель сказал, что у него разум слабый, можем ли мы в настоящий момент, чтобы вдохновить этого человека, подчеркнуть его какое-то другое хорошее качество?

Ответ: Можем, вполне. Главное, чтобы результат вдохновения был правильный: чтобы человек работал над собой, двигался… Конечно, мы должны, обязательно должны вдохновлять. Мы должны сказать человеку, что в нем хорошего, обязательно увидеть это. Это же часть нашей первой роли! Первая роль какая? Мы должны увидеть в человеке кого? Личность человека, да? Поиск, динамику его движения к совершенству. Мы должны оценить эту личность. Когда человек чувствует, что к нему как к личности относятся, он расцветает, он готов все делать! Он вдохновляется, когда он чувствует, что его ценят как личность. А когда его просто запихивают в какие-то рамки и говорят: «Ты такой, и все…» – у человека руки опускаются.

Вопрос: В этой ситуации, здесь же важно – уровень доверия во взаимоотношениях, правильно? То, что мы можем сказать…

Ответ: Да. Естественно, мы не можем все сказать. Мы не можем сказать правду-матку в лицо человеку, если результат будет обратный. Тут нужно понимать, что мы можем сказать, а что не можем сказать.

Все, спасибо большое.

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы