Сочи (04.05.2009 г.) Ведическая психология 1

Диск 116, л. 1

Аннотация:

Добрый день. Очень рад видеть вас всех сегодня здесь. Говардхан  Гопал прабху попросил меня дать небольшой семинар по ведической психологии. Не так давно я рассказывал его в Израиле. Начал что-то говорить на эту тему в Москве. Я понимаю, что это немножко самонадеянно для меня, говорить перед такой аудиторией о ведической психологии. Вы все ведические психологи. Я не знаю, что нового я вам скажу. Но, тем не менее, так как тема важная, я думаю, что стоит об этом подумать ещё раз и может быть перспектива, которую я попытаюсь проявить, откроет вам что-то в понимании. У нас с вами четыре лекции и на протяжении этого времени мы будем обсуждать какие-то моменты ведической психологии. Сегодня будет обзор. Сегодня я попытаюсь объяснить фундаментальные принципы, на которых основана ведическая психология. Каким образом ведические писания подходят к этой проблеме изменения ума. И в конце нашего сегодняшнего занятия я так же расскажу о том, как йога описывает процесс изменения ума. Цель ведической психологии изменить наш ум, и об этом я тоже буду говорить. Ну, не будем долго рассусоливать – приступим к нашей теме.

Я буду в контексте этого материала очень много говорить о ведической культуре. Потому что ведическая культура, если посмотреть на неё с точки зрения психологии, построена таким образом, чтобы сделать здорового и счастливого человека. И это значит сделать так, чтобы у человека был здоровый и чистый ум. Если мы будем рассматривать различные аспекты ведической психологии, мы увидим, что это настоящая цель ведической культуры. Создать здорового счастливого гармоничного человека. Человека, который не стоит на месте, а идёт, прогрессирует. Вы все наверняка слышали слово ария. Оно, к сожалению, было немножечко неправильно использовано Гитлером, и по-прежнему продолжает неправильно использоваться. Арийцы мы или не арийцы. Слово ария или ариец происходит от санскритского корня ар или ри, что значит двигаться. Ария  — это человек, который не стоит на месте, человек, который двигается, и двигается вперёд, который развивается, улучшается и самосовершенствуется. И ведическая культура, или арийская культура, это культура, которая помогала человеку всеми способами достичь совершенства. И, опять же, мы будем говорить сегодня, что такое человек. Человек — это его ум. Ведическая философия в этом смысле не отлична от ведической психологии. Это тоже некое положение, с которого мне бы хотелось начать наш сегодняшний материал. То, что если мы посмотрим современную культуру, мы увидим множество различных областей знания. И все они дробятся, дробятся, дробятся, в конце концов все люди знают всё больше и больше о всё более более узкой части вселенной. Есть специалисты по левому уху, по правому уху и так далее. Скоро будет по части левого уха, но зато очень хороший специалист. Ведическая культура в отличие от этого …. И человек, который, так или иначе, плавает и пытается ориентироваться в современной культуре, никак не может получить целостную картину. Задача эта не ставится у людей. Создаётся частичное представление: чуть-чуть тут, чуть-чуть тут, чуть-чуть тут и в результате человек тоже остаётся частичным, не происходит синтеза человека. Человек расщеплён на несколько частей так же, как знание в современной культуре делится всё время на всё более и более узкие области. Точно так же человек не получает единого понимания, единого видения мира. Тогда как ведическая культура, если мы возьмём и посмотрим на неё чуть-чуть со стороны, мы увидим что её задача в том, чтобы дать человеку целостное понимание. И, в конце концов, человек должен понять своё место в этом мире. Без этого целостного понимания, без целостной картины он не сможет понять кто он, и какое место я занимаю здесь, и, стало быть, никогда не сможет стать счастливым. И можно посмотреть, что все области и отрасли ведической науки, они тесно связаны друг с другом, переплетаются, имеют общий фундамент. Самые разные области, начиная от юриспруденции и кончая метафизикой. Казалось бы, что общего между юриспруденцией и метафизикой, что общего между психологией и ботаникой, что общего между медициной и астрологией. Но все они связаны друг с другом, и все они дают, в конце концов, единую целостную картину, ясное понимание мира. И принципы, которые лежат в основе такой картины мира, они тоже просты и универсальны. И в результате этого возникает сильный человек, целостный человек с сильным единым видением мира. Рассказывая ведическую психологию, мы пойдём к каким-то основам, как всегда в Ведах. Современная наука, если её взять, то там будут ещё одна отрасль, ещё одна отрасль, всё уже, уже, уже. Транс персональная психология там, ещё какая-то психология, я не знаю что там. Разные какие-то методы, методики. Начинать нужно всегда с основ, с фундамента. Если мы знаем фундамент и знаем общие принципы, фундаментальные, универсальные, которые работают во всех ситуациях и во всех обстоятельствах – мы знаем всё, и мы сможем применить её во всех возможных ситуациях, в разных состояниях. И собственно об этом будет семинар. В частности, на протяжении семинара, естественно он не такой большой чтобы удаляться в детали, углубляться в детали, но я буду говорить о четырёх фундаментальных принципах или универсальных принципах функционирования нашего ума, которые проявлены или олицетворяются как четыре божества или четыре аспекта единого Бога: Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Этот четверной принцип или разчетверение единого принципа. Есть один Бог, изначальный фундаментальный принцип один, есть только одна сущность, одна Истина, один Бог. Но есть четыре аспекта. Эта истина – она разчетверяется. Как некоторые люди пытаются проводить аналогии между индуизмом и христианством. Они говорят, что там троица и тут троица. Тут троица – Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух, а там Вишну, Шива и Брахма (смех). Хотя ничего общего нет, кроме числа три (смех). Люди ничего не понимают. Но если говорить о каких-то параллелях, то в индуизме есть не троица, а четверица. И эта четверица, четверной принцип, или разчетверение единого принципа или единой изначальной истины на четыре аспекта имеет универсальное проявление. Можно видеть его в этом мире, можно видеть его в разных проявлениях нашего сознания, в разных состояниях нашего сознания – бодрствовании, сне со сновидениями, глубоком сне, трансцендентном состоянии – четыре их. Можно видеть их в четырёх ступенях звука. Иначе говоря, что я попытаюсь дать вам на протяжении этого семинара – некий универсальный инструментарий и если вы освоите этот инструментарий, очень многое станет ясным. И в частности, мы будем говорить об этих четырёх принципах, как они проявляются в функциях нашего одного ума или нашей психики. Как эти четыре божества, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха, проявляются в функционировании нашего сознания, обусловленного здесь. Это в общих чертах тема семинара. Будете слушать? (смех)

Иначе говоря, я буду постоянно пытаться этот синтез делать, в отличие от анализа, которым так увлекается современная наука. Потому что синтетическое видение или синтетическое понимание даёт гораздо больше, следствия гораздо более глубокие, понимание гораздо более глубокое. Альберт Эйнштейн очень хорошо сформулировал проблему нашей цивилизации, самую коренную проблему. Наша проблема, буквально его афоризм звучит подобным образом (??? 13.22), что в переводе с английского значит: «Совершенство методов и полная туманность целей – основная проблема нашей цивилизации». Методы совершенны, но для чего – не понятно. Очень здорово, очень всё круто. Но для чего? В конечном счёте, для чего всё это, кому всё это нужно, какой конечный смысл всего этого — никто не знает. Я был на конференции не так давно, там академик-философ выступал. И он открыто об этом сказал. Он говорит, что мы очень хорошо знаем как, но не знаем для чего. Люди задают вопрос как, но не понятно для чего. Тогда как на самом деле нужно понять для чего. И ведическая философия, так же как и прикладные аспекты философии, такие как психология ведическая, астрология, ещё что-то, они отвечают на этот вопрос для чего, в конце концов. И в этом её преимущество. И для чего, ясное дело для чего – для того, чтобы счастливыми стать. Веды очень ясно объясняют цель всех усилий, которые делает человек. Мы все хотим только одного – стать счастливыми. Надо честно себе в этом признаться, не притворяться. Но нужно понимать как. Теперь, если мы поняли, для чего, в конце концов, что такое счастье, можно уже думать как.

Хорошо. Сейчас я быстро с вами, потому что я не хочу слишком долго злоупотреблять вашим вниманием. Три вещи мы с вами сегодня пройдём, или сделаем.

Первое, мы поговорим в целом о четырёх целях. Я уже сказал, что сначала нужно ответить на этот вопрос – для чего. О четырёх целях ведической психологии и о четырёх целях ведической философии. Потому что они не отличны, они едины. Мы определим четыре цели, четыре этапа исцеления человека. Конечная цель – счастье. Но счастье неразрывно связано с этим пониманием целостности или исцеления человека. Как есть хорошее слово русское – целительство. Целительство что значит? Воссоздать или восстановить целостность человека, избавить его от частичности. И слово цель имеет то же самое происхождение. Они все связаны друг с другом. Опять же, сравнивая ведическую философию и ведическую психологию с современной культурой можно понять разницу в высоте целей. Чтобы стало яснее, какую цель ставит перед собой ведическая психология, я сначала перечислю четыре цели аюрведы. Потому что есть очень хорошие параллели. Я уже сказал, что все отрасли ведического знания очень тесно переплетены друг с другом и построены по одному трафарету, по одному шаблону. Потому что принципы едины. Принцип один. Проблема, с которой мы имеем дело – одна. Проблема в том, что мы Богом хотим стать. На этом можно весь семинар по ведической психологии закончить (смех). Когда мы избавимся от этой проблемы – всё остальное тоже разрешится само собой. Но не беспокойтесь – мы продолжим.

Если мы посмотрим на современную медицину, то обычно современная медицина какую задачу перед собой ставит, цель какая перед ней стоит? Да, излечить болезни. (…) Ну да, это ещё более возвышенная цель современной медицины (смех) – как побольше таблеток продать. Потому что экономика должна же существовать, а то кризис будет и всем будет плохо. Но скажем так, непосредственная цель, если не вдаваться в экономические аспекты медицины современной, когда человеку плохо, больно, болит, дискомфорт какой-то, он приходит к врачу, врач должен прописать ему рецепт. У него рецепты уже заготовлены, он их там штампует, всё готово, договорённость с аптекой есть – ему отступные платят. Но что касается аюрведы, то это только самый первый шаг на пути к полному исцелению. Потому что аюрведа понимает, что болезнь или непосредственная проблема, это всего лишь следствие каких-то более глубоких причин. Поэтому аюрведа тоже ставит в качестве первой цели – избавить человека от болезней. Но вторая цель, которую перед собой аюрведа ставит – это что? Научить его жить так, чтобы он не болел. Дать ему образ жизни, объяснить, как он должен жить и каким принципам он должен в своей жизни следовать, чтобы уменьшить риск заболевания, чтобы устранить его. Объяснить ему, откуда, из каких более глубоких причин произошло это следствие – боль, с которой он столкнулся. В связи с этим, очень любопытный обычай, существовавший в ведическом обществе – врачам платили не больные люди, а здоровые. Если врач приходил домой и спрашивал, все здоровы, и говорили, все здоровы и платили ему деньги. Если говорили — мы больны, то денег ему не платили принципиально. Это стимулировало врача на то, чтобы избавить людей от болезней. Тогда как современным врачам за что платят? За болезни. Поэтому врач в чём заинтересован? (смех) В том, чтобы пациент приходил к нему снова и снова. То есть, вторая цель очень важная. Это научить человека избавиться от болезней или жить так, чтобы не болеть. Третья цель ещё более важная, ещё более высокая. Какая третья цель? Третья цель аюрведы – это усилить иммунитет человека. Третья цель или третий раздел аюрведы называется расаяна. Расаяна – значит омоложение, значит придание организму человека такой формы, которая ему потом поможет даже в каких-то серьёзных ситуациях не заболевать, укрепить его, сделать его иммунитет или его способность к сопротивлению болезням гораздо более сильным. В этом суть расаяны. И наконец, четвертая цель аюрведы какая? Избавить человека от отождествления со своим телом, потому что, пока он отождествляет себя со своим телом – он будет болеть. С телом и умом. Вывести его за пределы всех причин. Потому что пока у нас тело есть, в аюрведе говорится шарирам – это тело храм болезней. Там всё время на алтаре поклоняются то одной болезни, то другой, то третьей

 Я эти четыре цели привёл только для того, чтобы показать четыре цели точно таких же в ведической психологии.

Первая цель ведической психологии какая? Да, избавить человека от чего? От депрессии, от горя, от стресса, от непосредственных проблем в уме. Человек приходит: Мне плохо! С женой развёлся или наоборот женился – разные бывают причины. Не могу построить отношения, ещё что-то. Это первая проблема. Первая задача – помочь человеку непосредственную проблему решить, непосредственно избавить его от горя, от каких-то негативных эмоций и, в конце концов, от депрессии, в которую мы попадаем.

Вторая задача какая? Если мы будем параллели проводить. Да, научить его не болеть. То есть объяснить ему, как он должен жить, чтобы не осложнять свою психику всеми этими вещами. Дать ему какие-то фундаментальные универсальные принципы. Показать ему причину в его образе жизни, почему эта проблема возникла, показать ему на какие-то его качества, из которых возникает неминуемо стресс, депрессия, горе, тоска и другие проблемы психологические. Неумение построить отношения с другими, пойти сделать ещё один шаг глубже, пойти чуть-чуть дальше.

Третья цель ведической психологии какая? Да, дать ему ментальный иммунитет, сделать его сопротивляемость всем негативным влияниям гораздо более сильнее, сделать его непромокаемым, сделать так, чтобы он не боялся никаких ситуаций. Иначе говоря, усилить его умственный иммунитет и объяснить ему, как поддерживать этот иммунитет в уме постоянно на высоком уровне, что значит иметь по-настоящему здоровый ум, ум, который сопротивляется всем этим внешним вещам.

И, наконец, четвертая цель ведической психологии какая? Объяснить человеку, что он не ум, что он душа. И не просто объяснить, а помочь ему понять это. Помочь человеку выйти за пределы своего ума. Потому что мы сейчас пленники ума. Ум нас взял в плен, и мучит нас, пытает. Все пытки, которые мы испытываем здесь из-за одного этого, из-за отождествления себя с умом. В конце концов, ведическая психология должна покончить с умом полностью. Тогда её цель будет достигнута. И сейчас мне хотелось … Не устали? Нормально? Следом за этим мне хотелось, чтобы мы с вами в связи с этим сформулировали пять принципов ведической психологии или пять основных положений, на которых ведическая психология основана. В сущности, если мы это сделаем, мы всё увидим, всю задачу или всю структуру психологии увидим ведической.

Положение номер один – в высшей степени важное – это то, что ум наш – а предметом психологии является человек в виде его ума, в форме его ума. Положение номер один это то, что ум что? Какой ум? Беспокойный, сильный, непостоянный, неуправляемый. В том то и дело, что ум управляемый (смех). Противоречивый. Подчиняется разуму. Хорошо, всё правильно. Всё хорошо, он одновременно и управляемый, и неуправляемый, потому что он противоречивый (смех). Первое положение фундаментальное – это то, что ум человека очень гибкий, он поддаётся влиянию внешнему. (??? 27.34) по-английски. Что ум может принимать разные формы в зависимости от внешних влияний. Очень важное положение. То, что ум не есть что-то застывшее. Там есть некая застывшая структура, стабильная, но в то же самое время ум гибкий, ум можно формировать. Это очень важная вещь. В уме есть две этих составляющих, одна гибкая, другая жёсткая. И, соответственно, природу этой жёсткости ума и природу гибкости ума мы будем рассматривать более подробно. Но, первый принцип, который нужно очень хорошо понять, то, что ум меняется, может менять свою форму.

Второе положение очень важное – есть непосредственная прямая связь между формой моего ума и тем что я думаю, что я ощущаю и что я хочу. Иначе говоря, в зависимости от того, какую форму имеет мой ум, мои ощущения, мои мысли, мои желания могут быть разными. Одни люди сидят здесь – не понятно ради чего. Если кто-то со стороны заглянет сюда. Другие люди там что-то делают, у пивного ларька сидят.

В зависимости от формы, которую имеет мой ум могут быть, у моего ума, разные желания, разные ощущения, разные чувства, правильно? Следующее логическое заключение. Теперь третье положение ведической психологии – что определяет, что влияет на форму нашего ума. На форму нашего ума влияет четыре фактора. Кто может назвать эти четыре фактора, которые формируют наш ум? Окружающая среда! Безусловно. Окружение. Внешняя среда, общение, которое есть. Что ещё? Карма. Ум рождается уже имея определённую форму, и эта форма называется кармой. Воспитание, совершенно верно – третий фактор. И четвёртый фактор – мои поступки, действия, которые я совершаю сейчас. Влияют они на мой ум? Влияют!

Это четыре важных фундаментальных существенных фактора, которые, в конце концов, формируют ум или придают уму ту форму, которая есть. Согласны? И подробный анализ того, каким образом внешняя среда влияет на мой ум, каким образом мои поступки влияют на мой ум, каким образом воспитание влияет на мой ум и каким образом карма влияет на мой ум. В сущности, это разные разделы, которые должна изучать ведическая психология. Например, если мы возьмём карму, то каким образом карма влияет на наш ум? Да, планеты. Планеты виноваты во всём (смех). Два способа каким образом. … Я просто возьму этот пример, так как сейчас нет необходимости, да и времени, в общем-то, нет, чтобы подробно это разбирать. Но в сущности это четыре важных сферы и отчасти мы затронем какие-то из этих моментов. Я затрону сейчас, в данный момент только одну эту сферу, каким образом карма влияет на наш ум, и как можно влиять на свою карму.

Карма влияет на наш ум двояко. С одной стороны карма – это планеты, то есть определённые психологические особенности наши, с которыми мы рождаемся, определённые склонности, тенденции, которые у нас есть, особенности нашего характера. А с другой стороны, карма это что такое? Это события нашей жизни. То есть, есть некая структура или схема кармическая, с которой мы родились, особенности нашего характера, сформированные в результате очень сильных самскар из прошлой жизни. Неких повторяющихся действий, которые мы делали не просто так. Это всё формируется в соответствии со строгими законами. С другой стороны, эта карма приводит к тому, что мы оказываемся в определённых ситуациях, когда с нами случается что-то. И эти события также влияют на наш ум. Это двоякое влияние кармы на наш ум. Соответственно, ведическая культура что даёт человеку? Для того, чтобы человек мог понять, каким образом реагировать в этой ситуации – она даёт человеку очень великую науку, науку дхармы. Каждой карме соответствует своя дхарма. Как я должен вести себя в соответствии с формой своего ума, какие обязанности я должен исполнять и как, в соответствии с этими обязанностями, я должен реагировать на те или иные ситуации, в которые я попаду. Это огромная область! Я специально сейчас об этом говорю, потому что её мы никак не затронем, но. … Если посмотреть «Бхагавад-гиту», то в «Бхагавад-гите» она, до какой-то степени, в общих чертах, схематически обрисована – соотношение между кармой и дхармой человека. Это психология. Это то, как правильно формировать свой ум исходя из той отправной точки, с которой мы начинаем. Вот у нас есть что-то – что с этим делать? Я такой – что это значит? Это значит дхарма. Это значит, что у тебя есть такие обязанности. Я такой – не значит, я такой – хотите, ешьте меня, хотите, режьте. Вот такой я негодяй родился! Нет, какой бы ты негодяй не родился – на каждого негодяя есть своя дхарма. И если негодяй исполняет свою дхарму, и главное, что негодяй может исполнять свою дхарму. Как говорил Григорий Сковорода: «Спасибо Творцу, что он всё нужное для нас сделал лёгким, а всё не нужное сделал сложным». И это великая наука дхармы, каким образом человек, исполняя свои обязанности, может исправить свой ум и, в конце концов, всех этих четырёх целей вед достичь. Это мы с вами остановились … Ну, естественно, есть наука воспитания – почему, как, на каких принципах воспитание должно быть основано. И, опять же, если мы пойдём к основам, то всё станет ясным. Когда я давал семинар в Израиле, подошла одна женщина и говорит, вот у нас в Израиле, – я там упоминал немножко о воспитании, – она говорит, что у нас в Израиле говорят, что детей нужно баловать и всё им разрешать – это правильно или неправильно? Я говорю, конечно, правильно. Если вы хотите, чтобы они разбойниками выросли или евреями (смех), то правильно. То есть, сама по себе, если мы посмотрим на всё это, вернёмся, как бы, к основам, то станет ясно почему, почему, как нужно воспитывать детей, какие принципы должны быть положены в основу этого воспитания. Когда нужно применять строгость, когда не нужно применять строгость и так далее. Но только если мы понимаем эти фундаментальные принципы и понимаем, как соблюдение этих принципов приводит нас к высшей цели, к счастью, к гармонии, к воссозданию или к восстановлению нашей целостности. Ну, естественно, окружающая среда и поступки. Это тоже, пожалуй, ещё одна вещь, о которой я немножко поговорю, каким образом наши поступки влияют на наш ум и как мы можем этим управлять. Что ведическая философия или ведическая психология, мне хотелось бы подчеркнуть этот момент, что ведическая психология – это синоним ведической философии. Вся ведическая философия – это по сути дела, психология, а ни что иное. И вся ведическая психология – это философия. Какой фундаментальный вклад или фундаментальное отличие ведической философии, или ведической психологии в этой самой науке о поведении. Как она называется? (??? 37.50) Что ведическая философия нас учит? Чему она, как она учит нас подходить к своим поступкам? С какой точки зрения она учит нас анализировать поступки? Насколько они нравятся Кришне? Наивные (смех). Мотивации она учит. Она учит нас анализировать наши мотивы. Каким образом именно мотивация наша в поступках потом формирует наш ум. Это один из первых уроков «Бхагавад-гиты». Кришна говорит, главное не форма поступков. Вся суть «Бхагавад-гиты» в том, что Он говорит, ты можешь убивать и при этом быть абсолютно правильным человеком. А можешь убежать в горы и при этом быть негодяем. Всё от чего зависит? От мотивации. Не от внешней формы поступка. И именно мотивация формирует нас, наш ум. Это формирующий фактор в поступке. Не сама форма поступка. Поступок мы можем совершить, если мотивация была правильной, то он не повлияет на мою психику. И наоборот, я могу по форме очень правильный поступок совершить и это будет иметь негативный эффект на моё сознание, на мой ум. Хорошая ведическая психология! Крутая!

Это четвёртый принцип был. Четыре. Кто может их повторить? (смех) Первый – на ум можно влиять, ум гибок, ум принимает разные формы. Второй принцип – в зависимости от того, какую форму принимает наш ум, наши мысли, наши ощущения, наши восприятия, наше мировоззрение, наше внутреннее состояние, наши желания будут теми или другими. Иначе говоря, их можно сознательно формировать. Третий какой был принцип? Да, четыре фактора влияния. Четвёртый принцип – это то, что, простое следующее очень логическая вещь, это то, что управляя формой своего ума, то есть, контролируя эти воздействия на свой ум, человек может поменять свой ум, человек может поменять свои ощущения, человек может поменять свои желания, человек может поменять всё. Иначе говоря, человек что может делать с собой? Программировать себя. И собственно все этим занимаются. Все себя программируют. Только, как правило, неправильно себя программируют. Как правило, программируют себя так, что, в конце концов, это приводит их к деградации, что человек всё больше и больше опускается. Но если мы знаем эти факторы влияния на ум, мы получаем в руки что? Инструменты, мощные инструменты влияния на свой ум, так чтобы ум … Или Кришна очень легко это формулирует в «Бхагавад-гите». Он говорит, что ум может кем быть? Может быть другом, а может врагом. В зависимости от того, как я его настрою, как запрограммирую, как я с ним обращаюсь. Он может увести меня в ад, причём ад не значит, что там черти подкладывают … Не нужно долго ждать, ад, он сейчас наступит, в этой жизни. Будете гореть в аду (смех). И всё. Или ум может привести нас в рай. Или ум может вывести нас, в конце концов, за пределы всего этого, в духовный мир. Если мы хорошо знаем инструменты, и знаем, как влиять на свой ум, каким образом пользоваться, каким образом общаться с ним.

И наконец, последний пятый принцип, о котором в ведической психологии … Очень важное положение в ведической психологии. Это то, что полного удовлетворения можно достичь только выйдя за пределы своего ума. Полного удовлетворения можно достичь только перестав отождествлять себя с умом. Потому что любые удовольствия или наслаждения, которые мы получаем от отождествления себя с умом, они подобны сну. Я увидел несколько зевающих людей и решил … Это сон. Все те ощущения или тот опыт удовольствий, а все получают удовольствия, правильно? И все полностью одержимы этим всем, полностью обуреваемы этим желанием получить. Но это всё сон. Они все поверхностные. Пятое очень важное фундаментальное положение, фундаментальный принцип ведической психологии – человек по-настоящему может быть счастливым только тогда, когда он выйдет за пределы своего ума. Пока он во сне находится, то он не может быть счастливым по-настоящему. Иначе говоря, нужно проснуться. Я не знаю, служит эта моя лекция или наоборот прямо противоположной.

И почему? Очень важная вещь. Почему любые удовольствия, которые мы получаем от своего ума, поверхностные и не могут нас удовлетворить? Кто-то может сказать? Вы – ведические психологи. Ну, мы можем не быть этим умом, это понятно. Но это ещё не отвечает на вопрос. Всё равно может хорошо быть. Потому что все удовольствия ума – очень важная вещь – любые удовольствия, которые мы получаем в уме, в силу самой природы этих удовольствий, всегда несут в себе семя своей противоположности. Удовольствия ума всегда дуалистичны. Хотя бы потому, что они временны. А любое счастье, которое кончается — это что? Это несчастье, это разочарование. Мы ожидаем, что оно кончится и от этого нам уже плохо становится. Ум временен по природе, удовольствия, которые несёт ум – временны по природе. Поэтому всё то, что я испытываю, весь опыт, который я получаю только от общения со своим умом, всегда несёт в себе семя противоположности. Ум всегда дуалистичен. Чем громче я сейчас смеюсь, тем сильнее я буду плакать, тем горче я буду плакать. Есть даже русская поговорка такая, что не смейся слишком громко или как там говорят? Про ребёнка – если ребёнок сейчас громко смеётся, значит скоро он будет громко плакать.

И это положение, фундаментальное положение нашей философии, нашей психологии нужно очень хорошо понять, иначе мы будем всё время блуждать в этом иллюзорном мире, состоящем из иллюзорных каких-то наслаждений.

Хорошо. Ещё одну или две каких-то концепции или каких-то изначальных принципов для этого семинара, для понимания этого. И потом некий такой более практический материал того, как подходить к изменению своего ума.

Следующий отправной принцип, или отправная точка. Важная. Очень важная. Это некое концептуальное положение ведической философии, ведической психологии, аюрведы. Это представление о том, что такое идеальное здоровье, с умственной ли точки зрения, с физической ли точки зрения, с любой точки зрения. Эта концепция заложена в санскритском слове, одном из санскритском слов, которое описывает это состояние здоровья. На санскрите здоровье звучит как свастха. Слышали слово свасти, свастика? Свастика отсюда. Свасти – значит здоровье или благополучие. Свастика – это символ здоровья, благополучия. К сожалению, употреблялось не совсем правильно. Хотя идея была именно такая, чтобы этот символ, этот знак принёс какое-то здоровье, благополучие, но от непонимания, абсолютного, полного абсолютно невежества, это всё было извращено. Но свасти, свастья сту – это пожелание: будьте здоровы. Свастха, очень важная концепция. Сама по себе концепция очень глубокая, очень важная. Что значит свастха. Кто санскрит знает? Всё понятно, это русский язык практически. Сва – своя или сва – значит Я. А стха – это пространство или место. И свастха – значит здоровье или вот это вот состояние, которое благополучие, это значит убежденность в самом себе. Свастха – я нахожусь в себе. Когда человек не здоров, то он значит где? Не в себе. Если я в себе  значит, я здоров. И это значит, это очень важная концепция сама по себе, потому что свастья – значит я нахожусь в себе. Значит, чтобы быть здоровым, я что должен знать? Кто такой я. Для начала. И где я должен находиться, где моё место. Свастха. Иначе говоря, здоровье – значит понять себя. Здоровье – значит самореализация, самоосознание. Здоровье невозможно … Баланс, гармония, здоровье невозможны без понимания того, кто такой я, природы своего я, настоящего. И свастха означает, что подразумевается некая гармония. Я знаю, что кто такой я, я знаю, что значит моё тело, что требует моё тело, что нужно моему тело, я знаю, что такое мой ум, я нахожусь в себе полностью. То есть, я гармонично в этом состоянии расположен. И с точки зрения ведической философии мы все с вами кто? Слегка не в себе (смех). Все больны. Как Шрила Прабхупада, когда он приехал в Америку, и люди стали там …, вышли на харинаму, все стали говорить – они сумасшедшие, Шрила Прабхупада выпустил листовку, которая так и называлась «Ещё не известно, кто сумасшедший». И это состояние гармонии или, опять же, целостности, цельности различных аспектов нашей жизни, нашего бытия, и есть цель.

И ещё одно последнее, как бы предварительное положение, которое мне бы хотелось сказать, прежде чем мы к какой-то уже сущностной теме перейдём, такой серьёзной. Это то, что тоже мы должны понимать. Кто, в соответствии с ведической философией нас должен вылечить? Говардхан Гопал, да? (смех) Сами себя. С помощью знания, с помощью всех вещей. Гуру поможет, но он не вылечит. Человек должен очень отчётливо понимать, что обязанность лечить себя лежит на нём. Что никто, кроме вас самих не излечит вас. К сожалению, это очень сложная концепция, грустная. Хорошо было бы заплатить деньги. Деньги мы готовы заплатить, много денег. Делайте меня счастливым, гармоничным! Никто не сделает вас счастливым и гармоничным, кроме вас самих. Знание вам дадут, инструменты вам в руки дадут, но будете вы ими пользоваться или нет, зависит от вас. И если кто-то говорит другое. Кто говорит, у меня великий гуру, он до вас дотронется и всё будет хорошо. Как такого человека нужно называть? Обманщик! А как того, кто покупается на это? Дурак! (смех) Ведическая философия немыслима без этой концепции! Человек должен излечить себя сам. Он должен прилагать это к себе, прежде всего, это знание к самому себе. И поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна перед началом битвы на Курукшетре что сказал? Я сражаться не буду! Не буду я сражаться. Сражаться кто будет? Ты! Шрила Прабхупада говорил, что Кришна не сказал Арджуне – Арджуна, ты тут посиди, ганджу покури, а Я сражаться за тебя буду. Мы ленивые с вами. Эта лень – причина всех бед.(??? 53.45) В начале «Шримад-Бхагаватам» говорится, основной признак людей века Кали – лень-матушка, которая раньше нас родилась. И мы даже знаем когда – в момент наступления века Кали. И это, скажем так, это некий предварительный материал, что-то вроде вступления, введения в это. Сделаем 5-6 минут перерыв, прежде чем мы приступим к другому.

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.