«Шримад-Бхагаватам» 9.18.22. Вриндаван.14.03.2020(перевод)

Аннотация:

Династия, из которой произошел Господь Кришна. История Качи, сына Брихаспати. Великодушное предложение, перед которым Кача не устоял и отправился к Шукрачарье, обучаться искусству mrtyu sanjivani. Особое служение безупречного брахмачари Качи. Слабое сердце Деваяни. Происхождение запрета брахманам пить вино. Отношение к другому, как к объекту поклонения, оберегает наш ум и сердце от вожделения. Вожделение проявляется, когда мы смотрим сверху вниз на другого, когда мы хотим другим попользоваться. Освободиться от вожделения. Проклятие Деваяни, и взаимное проклятие Качи. Состояние общества напрямую зависит от качеств каждого человека в нем. Научная подоплека кастовой системы, варнашрамы. В обществе, состоящего из одних шудр, нет причин беспокоиться о совместимости в браке. Глубокая идея, стоящая за кастовой системой и варнашрамы. Fusion of Cultures. Реальность varna-sankara. Общество угр, чандал и ниже…Кришна — потомок pratiloma союза. Главный смысл этой истории. Несмотря на огромную важность устоев варнашрамы, Кришна предпочел родиться в смешанной семье. Культура варнашрамы важна, хотя ее практически невозможно придерживаться, но наше предпочтение, наша цель и стремления должны быть направлены на бхакти. Бхакти — важнее всего. Судить о других исходя из внешних атрибутов — просто. Но, настоящее общество преданных только тогда появится, когда мы научимся ценить и уважать преданность других, и это намного сложнее. Потому что это неочевидно, преданность, бхакти — оно внутри. Искусство уважения преданности других, даже если это «женщины», неофиты…  Если их преданность глубже и сильнее, то их должно уважать. 

Ценность преданности, бхакти — превыше всего. Искренность — главное качество для достижения бхакти. 

Харе Кришна. Сегодня мы читаем «Шримад-Бхагаватам» Девятую Песнь, глава восемнадцатая «Царь Яяти обретает утраченную молодость», стих двадцать второй. 

yad idaṁ kūpa-magnāyā

bhavato darśanaṁ mama

na brāhmaṇo me bhavitā

hasta-grāho mahā-bhuja

kacasya bārhaspatyasya

śāpād yam aśapaṁ purā

(ŚB 9.18.22)

Пословный перевод:

йат — благодаря; идам — эта; кӯпа-магна̄йа̄х̣ — брошенной в колодец; бхаватах̣ — тебя; дарш́анам — встреча; мама — моя; на — не; бра̄хман̣ах̣ — достойный брахман; ме — мой; бхавита̄ — станет; хаста-гра̄хах̣ — муж; маха̄-бхуджа — о могучерукий; качасйа — Качи; ба̄рхаспатйасйа — сына ученого брахмана и райского жреца по имени Брихаспати; ш́а̄па̄т — из-за проклятия; йам — которого; аш́апам — прокляла; пура̄ — раньше.

Перевод:

Я встретилась с тобой благодаря тому, что попала в колодец. Воистину, это произошло по воле судьбы. Когда я прокляла Качу, сына мудреца Брихаспати, он в ответ проклял меня, сказав, что я не смогу выйти замуж за брахмана. Поэтому, о могучерукий, я никогда не стану женой брахмана.

Комментарий:

Кача, сын мудрого жреца полубогов Брихаспати, обучался у Шукрачарьи искусству оживления людей, умерших раньше срока. Этим искусством, которое называется мрита- сандживани, в основном пользовались во время войн. На поле битвы воины погибают преждевременно, но, если тело павшего воина остается в целости, при помощи мрита-сандживани его можно оживить. Шукрачарья, как и многие другие, владел этим искусством. Желая овладеть им, Кача, сын Брихаспати, стал его учеником. Деваяни хотела выйти замуж за Качу, но Кача, из уважения к Шукрачарье, отказался жениться на ней, ибо смотрел на нее как на почтенную дочь своего гуру. Рассерженная Деваяни прокляла Качу, сказав, что, хотя он и овладел искусством мрита-сандживани, он не сможет им воспользоваться. Кача в ответ проклял Деваяни, сказав, что она никогда не выйдет замуж за брахмана. Поскольку Деваяни полюбила Яяти и он был кшатрием, она попросила царя взять ее в жены. Хотя такой брак называется пратилома-вивахой, или союзом девушки из более знатного семейства с юношей менее знатного происхождения, Деваяни объяснила, что он угоден провидению.

Харе Кришна. Мы читаем «Шимад-Бхагаватам» Маха-пурану, и мы приблизились к Десятой Песне, которая описывает Лилы Кришны. Но перед этим Шукадева Госвами объясняет нам кто является родственниками Кришны, и в каком роду Он появился. Такой подход, или генеалогия был очень важен в ведической культуре. Потому что каждый в ведической культуре испытывал определенную гордость, являясь потомком великого и благородного рода. Не так важно, кем именно были его предки. Эта часть ведической культуры называется kula-gourava. Когда кто-то принадлежащий великой династии, получал право на благородное наследство этого рода в форме благородных качеств, которыми обладали предки. И поэтому, это было очень важно для Махараджа Парикшита понять из какой династии произошел Господь Кришна. И именно для этого вся история о Царе Яяти со всеми деталями описанными в «Шримад-Бхагаватам», потому что помимо того, что это очень поучительное повествование, Царь Яяти прямой предок Господа Кришны. Потому что Господь Кришна происходит из рода Ядавов, а Ядавы — потомки Царя Яяти. И, поскольку все эти связи династий были предельно важны, особенно для людей древних времён, когда варнашрама имела такое значение, и она однозначно имела огромное значение во времена, которые описывает «Махабхарата». Махараджа Парикшит спросил: «Как так произошло, что этот недостойный pratiloma союз состоялся»? Потому что Царь Яяти взял в жены Деваяни, и Деваяни была из касты брахманов, а Царь Яяти был очень могущественным кшатрием. И это было абсолютно полностью недопустимо в ведической культуре. Это было практически неслыханно, особенно среди благородных людей. Благородные люди не допускали такого рода pratiloma браков. По очень важный причинам. И я немного коснусь этих причин позднее. Но теперь, история, стоящая за всем этим, описывается Шрилой Прабхупадой, и мы расскажем об этом более подробно. 

Шукадева Госвами объясняет эту историю — почему так произошло. И это произошло из-за очень неудачного случая. 

Однажды в период войны между полубоги очень страдали, потому что Брихаспати не знал искусства mrtyu sanjivani. Он не знал особой мантры, которая бы помогла вдохнуть жизнь в мертвое тело воинов, убитых на поле брани. С другой стороны, учитель или наставник демонов Шукрачарья в совершенстве владел этим искусством. Поэтому, когда полубоги, побеждая в бою, убивали демонов, те оживали снова. Поэтому полубоги оказались в очень затруднительном положении а в конце концов, они обратились к старшему сыну Брихаспати и сказали ему: «Пожалуйста, пойди к Шкурачарье и любыми средствами выучись у него этому искусству оживления. Ты брахман», и полубоги поклонились Каче, старшему сыну Брихаспати, организовали специальную пуджу, и также пообещали ему: «Если ты это сделаешь, тогда мы отдадим тебе результаты всех жертвоприношений. От любые жертвоприношения, которые мы будет проводить, ты обязательно что то получишь». Кача будучи бескорыстным брахманом, не сильно был впечатлен этим «выгодным предложением». И разумеется это было очень щедрое предложение. Полубоги сказали: «До скончания существования Вселенной, ты будешь получать сому». И Кача сказал: «Это хорошая сделка». 

И он отправился к Шукрачарье, и сказал: «Я хочу стать Вашим учеником», и по сути это значит — я хочу стать Вашим слугой. Когда кто-либо приходит к вам, то есть это подразумевается, не знаю насколько это имеет отношение к современным людям, но когда кто-то приходит к гуру и говорит: «Я хочу стать Вашим учеником», это хорошо, потому что вы получаете ещё одного слугу. Шукрачарья хотя и прекрасно знал намерения Качи, он был рад заполучить хорошего слугу-брахмачари. Потому что брахмачари значит слуга, младший слуга. По сути это значит, что ты — никто, и что ты обязуешься выполнять все, о чем твой гуру тебя попросит. И Кача сказал: «Я буду твоим брахмачари учеником на одну тысячу лет». Шукрачарья немного подумал, тысячу лет это много времени, и ответил: «Да, это выгодная сделка. Чему бы он не обучился, на тысячу лет я обеспечу себе хорошего слугу в доме». И у него был дом, его любимая дочь Деваяни, которую он баловал… И Кача начал служить очень самоотверженно и искренне своему духовному учителю. По сути это значило, что он доил и ухаживал за его коровами, носил дрова по утрам из леса, заботился о жертвенном огне. Каждое утро он был первым, кто просыпался, кто разводил жертвенный огонь, помогал во всех делах Шукрачарье, готовил завтрак. И не только это… Особенно говорится в «Матсья-Пуране» и в «Махабхарате» где эта история описана во всех подробностях — он был очень искренний брахмачари, и не смотря на это, он, следуя приказу своего духовного учителя, то есть — танцевал для Деваяни. Это было его особым служением. Он танцевал и пел для Деваяни, находясь с ней наедине. Кто-то может спросить: «Как это соответствует безупречному брахмачари»? Он был безупречным брахмачари, потому что он строго следовал указаниям его духовного учителя. Так, в течении долгого времени он танцевал и пел, радуя Деваяни. И конечно же, она потеряла голову и влюбилась в Качу. И в течении пятиста лет, Деваяни была все еще юной, потому что это происходило в высших мирах. Так прошло пятьсот лет, до момента, как однажды пол срока, в который Кача служил своего Гуру истёк, демоны, со всей присущей им медлительностью через пятьсот лет они поняли причину по которой Кача среди них. И им не понравилась вся эта ситуация. И однажды, когда Кача пас коров, и сидел под деревом, демоны приблизились к нему и спросили: «Ты кто?». И Кача честно ответил: «Я сын Брихаспати, великого гуру полубогов». И они сказали: «Отлично! Тебя то мы и искали». И они убили его. Жестоко убили, не просто умертвив, понимая, что Шукрачарья, владеет искусством mrtyu sanjivani, они порубили его тело на мелкие кусочки. И эти куски бросили шакалам и волкам. И шакалы и волки съели тело Качи на высших планетах Вселенной, на высших планетах есть волки и шакалы. Так или иначе тело Качи было жестоко убито, и сам Кача за всем наблюдал, он знал что происходит. Позже, он расскажет это Деваяни. И когда коровы вернулись с пастбища, они вернулись без пастуха. И уже был поздний вечер, время вечерней пуджи. И Шукрачарья начал вечернюю пуджу, но Деваяни сказала: «О, мой отец. Что-то произошло». Тот спросил: «Что не так?». 

— Кача не вернулся. Ты не заметил?

И тот ответил: «Да, я понял что что-то случилось». Шукрачарья знал что произошло, он был могущественным брахманом, но он не хотел вмешиваться в планы демонов. Он сказал: «Что случилось, то случилось, не проблема». Но для Деваяни это выглядело иначе, потому что пятьсот лет Кача танцевал для нее. Этого было достаточно, чтобы проникнуть глубоко в ее сердце. Он находился в ее сердце, и это отрешенное поведение ее отца возмутило ее, и она потребовала: «Ты должен что-то с этим сделать! Используя свои мистические силы, ты должен вызвать Качу. И я знаю насколько ты могуществен. Если ты призовешь Качу, использую все своё могущество брахмана, он придёт». И Шукрачарье пришлось повиноваться просьбе дочери и он позвал: «Эй, Кача! Приди сюда!». И конечно же все чрева волков и шакалов лопнули и кусочки Качи как лого соединились снова. Тело Качи соединилось воедино снова. Прабхупада пишет, что искусство mrtya sanjivani было для воинов, чьи тела были повреждены в схватке, но и для тела мелко порубленного тела это искусство тоже сработало. Так произошло, и Кача вернулся, и Деваяни спросила: «Что произошло?»  И он ответил: «Демонам не понравилось что я служу тебе». И Деваяни была очень довольна. «И они убили меня, и порубили мое тело, и волки съели мои останки». И Деваяни ответила: «Ладно. Пожалуйста в следующий раз будь осторожен» . Прошло ещё пару сотен лет, но демоны были очень решительны в своём желании остановить и разрушить этот порочный план Брихаспати и полубогов. И поэтому в следующий раз они решили убить Качу наверняка, чтобы невозможно было его оживить с помощью этого искусства mrtyu sanjivani. Поэтому убив Качу, они сожгли его тело, и более того, очень обдуманно поместили пепел от тела Качи в сосуд с вином, из которой Шукрачарья пил во время обеда. Это было умное решение. Возможно им понадобилось какое-то время, чтобы это придумать. Потому что если Шукрачарья позовет Качу, и тот придёт, то с телом самого Шукрачарья тоже что-то произойдёт. И некому будет оживить самого Шукрачарью. Так и произошло, и снова коровы вернулись домой без Качи. И снова Деваяни впала в истерику. Она начала кричать своему отцу: «Сделай что-нибудь! Качу необходимо вернуть!». И ее отец погрузился в медитацию, стараясь выяснить где же Кача. И конечно же он понял, что Кача внутри его желудка. И он очень мягко спросил Качу: «Кача, как ты оказался у меня в желудке?» И Кача, в его тонкой форме, будучи связанным с телом Шукрачарья, ответил: «Да, каким-то образом я, возможно имея желание стать твоим сыном, оказался в твоём теле. И ты выпил мои прах со своим вином, которое обычно ты выпиваешь после обеда, для лучшего пищеварения». 

И Шукрачарья был поражён, он думал: «Что же делать теперь?». И он начал проповедовать Деваяни: «Будь отрешенной. Каждый рожденный — умрет, нет проблем. Что тут поделаешь, Кача мертв». Деваяни ответила: «Нет! Во что бы то ни стало, ты должен оживить Качу!». Шукрачарья ответил: «Но мне придётся ради этого умереть самому». И Деваяни ответила: «Мне все равно. Лучше тебе умереть, чем если я превращу твою жизнь в ежедневный ад». Шукрачарья все взвесил и ответил: «Хорошо». И обдумал план действий, и произнёс: «Кача! Сейчас я обучу тебя этому искусству mrtyu sanjivani. И план таков, — я оживлю тебя, и вследствие этого я умру, но ты оживишь меня. Так мы разрешим эту проблему». И цель Качи была по сути достигнута посредством такого драматического происшествия. Кача был доволен этим событием. Он ответил: «Хорошо, обучи меня этому искусству mrtyu sanjivani, и я конечно же оживлю тебя, и не только верну тебя к жизни, я теперь стану твоим сыном, я стану дважды рождённым в буквальном смысле. Я стану твоим сыном, не только сыном своего отца, я также стану твоим сыном, я выйду из твоего тела».

Шукрачарья произнёс свою сакральную мантру, конечно же его живот разорвался, и счастливый Кача выпрыгнул оттуда. И Деваяни произнесла: «О, Кача, я так счастлива видеть тебя!». И Кача внимательно проделал это mrtya sanjivani оживление Шукрачарьи. По сути его цель была достигнута, и на протяжении тысячи лет очень преданно Кача служил своему Гуру. Но когда этот срок прошёл он обратился к своему Гуру с просьбой позволить ему вернуться домой на райские планеты, планеты полубогов. И его Гуру, будучи очень довольным им, сказал: «Да. Ты можешь идти. Ты выполнил свою часть обязательств, ступай домой». И когда он уже собирался отправиться в путь, Деваяни сказала: «Одну минуту, подожди пожалуйста. Ты очень могущественный брахман, и ты знаешь, что обязан своей жизнью мне, не так ли? Благодаря мне, ты жив, благодаря мне ты познал это искусства mrtyu sanjivani. Почему тебе не взять меня в жены? Мы очень подходим друг другу — ты брахман, я брахмини, мы хорошая пара, нас ожидает счастье».

И он ответил: «Я не могу этого сделать. Потому что ты — дочь моего покровителя, моего Гуру. И я всегда смотрел на тебя снизу вверх». Это удивительная вещь, потому что она привязалась к Каче, а он не привязался к ней. Почему? Хотя их общение было достаточно близким, он танцевал и пел для неё, но она была объектом поклонения для него. И поэтому не произошла эта привязанность. Вожделение не проникло в его ум и сердце. Потому что, когда вы поклоняетесь кому то, то нет вопроса вожделения. Вожделение имеет место быть когда вы смотрите на кого-то свысока, когда вы хотите кого-то использовать. По сути это значит, эта прекрасная история учит нас, как быть свободным от вожделения, глядя на всех, как на объект поклонения. Если вы действительно очень почитаете кого-то, то вожделение не проникнет в ваше сердце, мысли вожделения на проникнут в ум. Поэтому Чанакья Пандит говорит: «На каждую женщину, кроме вашей супруги, следуем смотреть как на мать». И не только как на мать, потому что современные люди могут видеть в каждой женщине мать, и все равно иметь мысли об инцесте по сути.. Потому что таков сумасшедший ум современных людей, деградированных людей Кали-юги. Но видеть в каждой женщине мать, значит видеть в них объект для поклонения. Только тогда вожделение не разовьется. И Кача сказал: «Я не могу». 

Также как Арджуна отказался от интимных отношений с  Урваши на райских планетах, — «Ты мне как мать! Ты жена Куруравы, одного из моих родственников. Как я могу сделать это? Я не могу. Это немыслимо». Поэтому Кача сказал: «Нет». 

И это очень возмутило Деваяни, и она произнесла: «Если ты не женишься на мне, то все искусство sanjivani пропадёт. Ты никогда не сможешь им воспользоваться. Я проклинаю тебя!».

И Кача был абсолютно спокоен. Он сказал: «Хорошо. Я принимаю твое проклятие с благодарностью, но поскольку твое проклятие противоречит дхарме»… Пожалуйста, послушайте, это очень важная часть всей этой истории. Потому что проклятие Деваяни было эффективным, она была могущественной девушкой, но несмотря на это, оно противоречило дхарме. У нее не было никакой причины проклинать проклинать Качу, потому что Кача представил очень убедительную причину, по которой он не мог на ней жениться. Но, впав в гнев, она прокляла его, на что тот ответил: «Хорошо, я с благодарностью принимаю твое проклятие, и я должен проклясть тебя в ответ. Потому что так следует поступить в соответствии с дхармой. Ты поступила неправильно. Поэтому я тоже прокляну тебя. Но не по причине моей мстительности, не из за моей враждебности, но именно потому что ты поступила неправильно. Ты должна заплатить за последствия своей ошибки. Потому что, когда ты поступаешь неправильно, необходимо понимать, что ты несешью за это ответственность». Что он пытается сказать, что, — «Тебе следует быть более ответственной в следующий раз, поэтому я тоже проклинаю тебя, и ты не выйдешь замуж за брахмана. Ты не станешь женой Брахмана». В этом  суть истории. И он сказал: «Ты прокляла меня, и я не смогу воспользоваться этим искусством mrtyu sanjivana, хорошо, я обучу кого-то другого, кто сможет его применить. В моей семье много брахманов. Они воспользуются mrtya sanjivani. Я в любом случае доволен».

Такова история «Махабхараты» и Матсья-Пураны, описывающая все эти события. И именно в связи с этой историей Шукрачарья сказал: «Отныне брахманам запрещено пить вино». До этого брахманы могли выпивать какое то жертвенное вино, но с тех пор, к сожалению, брахманом не следует пить вино. Нам не повезло. Иначе, мы тут все брахманы… 

Но возвращаясь к самой идее, вопроса Махараджа Парикшита, потому что это очень значительный момент истории с его посланием. В ведической культуре наука генетика была хорошо известна. Современные люди гордо заявляют, что генетика началась с Менделя, который соединял различные растения с другими в своём монастыре… Но даже раньше, намного раньше Менделя в «Ману-самхите» вся генетика очень подробно объяснялась в применении к людям. Потому что для людей очень важно следовать этой науке. Потому что оба — отец и мать вкладывали свою природу в своё потомство, своих сыновей и дочерей, и поскольку древние ведические святые очень хорошо понимали, что вся атмосфера в человеческом обществе зависит от уровня, качества людей, они были предельно аккуратны в сведении, в организации этих семейных союзов. Эта кастовая система, хотя мы зачастую упрекаем кастовую систему, но она была абсолютно научной. И поэтому браки рекомендовались исключительно между теми же кастами, или внутри одной варны. Брахман должен был взять в жены брахмини, кшатрия — кшатрини, потому что их качества были совместимы. И в следующем комментарии Шрила Прабхупада скажет: «В конечном счете, это приносит счастье девушке и юноше». Потому что когда люди с несовместимыми природами живут вместе, их жизнь становится адом. Поэтому такое отношение создавало устойчивые семейные отношения. Сейчас никому до этого нет дела, нет брахманов, все шудры, поэтому никаких проблем. Вы можете жениться на ком угодно. Но идея в том, чтобы соединиться с тем, кто тебе соответствует, кто имеет совместимую природу, и это обеспечит вам хорошие отношения. И не только это. Другое очень важное понимание, это то, что если у вас совместимая природа, то ваш сын или дочь тоже станут очень сильной и развитой личностью. Но если вы имеете разные смешения различных качеств, то это приводит людей в смятение. Идея варн в том, чтобы обеспечить людям ясность сознания в их обязанностях и в их деятельности. И в Кали-югу все сбиты с толку. Никто не знает своей природы. Почему? Потому что так много смешений. Мы все — varna-sankara. Как в Америке индусы шутят, что индийских детей, живущих в Америке называют ABCD, почему? Потому что они —  Американо-рожденные-запутавшиеся-местные.

(American-born-confused-deses). DeSes значит индийца, понимаете, местные. Они полностью запутываются из за этих смешений Кали-юги, в которую все — результат смешений, fusion (слияние, сплав). Как люди гордо заявляют, — «Сейчас слияние культур». Слияние культур — значит отсутствие культур, по сути. Люди полностью запутались, не понимают своей природы, и поэтому заняты отвратительной деятельностью, в которой их ум не задействован. Когда у вас ясный ум, вы понимаете что вам нужно делать, чего делать не следует, вам ясна ваша природа, тогда ваш ум будет полностью умиротворенно задействован в соответствии с вашей природой, и у вас не останется времени для греховной деятельности. Но когда вы полностью сбиты с толку, и все эти глупости приходят к вам, вы просто в растерянности, и не понимаете что же делать. Вы не в состоянии сосредоточиться, это научный факт. Когда ваш ум ясен, и вам ясно кто вы, ваш ум будет сконцентрирован, и вся ваша жизнь будет сосредоточенной. Но если вы запутались в своей природе, когда у вы являетесь слиянием разных природ, то вас будут одолевать полностью противоположные тенденции. И это то, как у современных людей, когда вы вслушиваетесь в разговоры людей, то вы очевидно слышите абсолютно противоречивые природы в одной личности. У него есть брахманические черты, и черты шудры и по причине этих двух абсолютно несовместимы природ брахманической и шудрийской, такая личность что ей остается? Такая личность будет иметь немного брахманических тенденций, и немного тенденций шудры, и в конечном счете такой человек будет просто лежать на диване и не делать ничего вообще. Он не будет занят как брахман, и не будет действовать как шудра. Если бы он хотя бы имел выраженную природу шудры, но бы просто тяжело бы работал как шудра, и был бы счастлив. А когда в вас смешаны эти противоположные природы, которые сражаются внутри вашего сердца, вы в полной прострации, вы потеряны и не понимаете как же вам жить. Вы выбираете заниматься всякой ерундой, всякой греховной деятельностью, чтобы просто доставить себе удовольствие. Потому что вы не в состоянии действовать продуктивно. Это то что так испугало Арджуну, когда он спросил: «Что будет, когда варна-шанкара станет повсеместной? Все будут грешниками, из-за пустого ума, который не приспособлен для концентрации». И поэтому в ведической культуре pratiloma браки были полностью запрещены. Anuloma браки до какой-то степени были дозволены. Anuloma брак значит когда отец из более высокой касты, а мать из касты ниже. Это дозволялось особенно, когда разница уровней отца и матери была на один уровень ниже. Если мать была на один уровень ниже отца, то хотя сын, потомок не мог стать полностью счастливым, потому что, опять таки, из-за внутренних противоречий, но он хотя бы признавался  кастой отца. Он не изгонялся из ведического общества. Когда разница была уже две ступени вниз, это уже не хорошо. И если это pratiloma, то брак полностью запрещался. Настолько, что чандалы… Мы иногда читаем эти унизительные упоминания о чандалах в ведических писаниях, чандалы были самым дном человеческого общества. Потому что это очень специфическая природа. Кто такие чандалы? Чандалы это результат pratiloma брака, когда отец шудра, а мать брахмини. Из за  бесконечной разницы, и потому что отец бесконечно ниже матери… Например, когда отец шудра, и мать кшатрини, то сын будет угра. Угра значит угра, очень жестокий, очень грубый. Все общество с которым мы сегодня взаимодействуем собственно общество чандал и ниже. Только из-за непонимания научного факта, стоящего за системой варнашрамы. И мы можем видеть, что именно поэтому Махараджа Парикшит был так поражен, неприятно поражён тем, что Кришна произошёл из этого pratiloma брака. Хотя Деваяни была всего на одну ступень выше, все равно она была выше, и люди, рождённые от этого союза, были suta. Они не были ни брахманами, ни кшатриями, разумеется в них были некоторые брахманические наклонности, они также были колесничими, рассказывали Пураны, но все же общество смотрела на них сверху вниз. Как смотрели на Карну.

Я хотел бы ещё кое что добавить, но мне уже пора закончить. Могу ли я немного продолжить? Пару минут?

По сути это удивительно, потому что этот вопрос не был беспричинным. Махараджа Парикшит задал этот вопрос потому что он понимал, что Яду Махарадж — результат такого pratiloma брака. Практически говоря, Яду Махарадж, предок рода из которого произошёл Кришна, они даже не кшатрии, они суты. Потому что Деваяни была из брахманической семьи и могущественный Яяти был кшатрием. Поэтому они — суты. И поэтому они ниже царей. Когда Арджуна в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» молит о прощении Кришну: «Я называл Тебя Ядавом», по сути он имел ввиду, что «я называл Тебя Ядавом, что Ты из этой низкой касты». Поэтому Арджуна молит о прощении. Куру были из высокого сословия но Ядавы в соответствии с ведическими стандартами совсем не среди высших, именно по приведенной выше, причине. И Кришна появился от Яду Махараджа, который произошёл от этого союза. И более того, он пришёл к Нанде Махараджу, который тоже был из смешанных сословий. Конечно, фактически он был кшатрием, потому что он был сыном Махараджа Сурасены и его супруги вайшьи. Но все же. Он произошёл из этого сочетания. Яшода тоже была из смешанных каст, поэтому Кришна с обеих сторон был из смешанных каст. И этим Кришна хочет сказать нам очень важную вещь. Несмотря на то, что сословные устои очень важны, Кришна все равно решил родиться из всех этих смешанных каст, почему? Потому что есть намного более важная вещь — уровень бхакти. Таков смысл, стоящий за всем этим. Да, мы должны уважать культуру варнашрамы, да мы должны насколько это возможно следовать культуре варнашрамы, хотя сегодня это уже абсолютно невозможно. Но все равно, мы должны отдавать предпочтение бхакти. Мы должны понять, что бхакти намного важнее всех других соображений. В этом вся сложность. Потому что судить о людях исходя из внешних атрибутов — это просто, все очевидно. Кто-то старше, кто-то  санньяси, конечно же вы должны его уважать, потому что он старше в системе варнашрамы. Кто-то имеет брахманические инициацию, конечно вы должны его уважать… Но. Если мы хотим создать настоящую общину, настоящее сообщество преданных, мы должны научиться ценить преданность, что намного сложнее. Потому что у преданности нет внешних атрибутов, она внутри. Но это усилие ценить почтения преданность других людей, вне зависимости кто они, пусть они хоть женщины, хоть неофиты, если у их больше преданности, мы должны научиться их уважать. Этот главный смысл всей этой историей. Да, мы должны быть очень осторожными в отношении всех этих научных фактов, конечно же мы должны уважать Ведических культуру, и стараться следовать ей по мере возможности. Но. Над всем остальным мы должны уважать преданное служение. Мы должны уважать и ценить бхакти. И бхакти за пределами всех других условностей. 

Она абсолютно вне всех рассуждений. И каждый может стать великим преданным, это только вопрос его серьезности и искренности. Это важное послание Кришна нам тут оставил, которое вытекает из вопроса Махараджи Парикшита и ответа, который дал Шукадева Госвами. 

И я больше ме могу продолжать. Спасибо большое. 

Харе Кришна. 

Р.С. Почему мне было так важно об этом сказать, потому что в нашем обществе сейчас мы видим конфликт между ревностными последователями системы варнашрамы, консервативных приверженцев варнашрамы, и либералами, которые пытаются. Но, поймите, бхакти примиряет все различия. Если мы это поймем. Да, мы должны уважать устои варнашрамы, но в то же время обязаны понять внутренний смысл «Шримад-Бхагаватам», который весь о бхакти, тогда не будет проблем. Да, внешнее уважение должно быть, в соответствии с устоями варнашрамы, внутреннее уважение должно соответствовать уровню бхакти. Это самая важная вещь, о которой мы должны помнить постоянно. Тогда не будет конфликта, потому что бхакти примиряет все различия, синтезирует все различия. Только если мы слепы к этой примирительной, синтезирующей силе бхакти, мы будем попадать под конфликты и споры противоположных сторон, и это в конечном счете разрушит наше общество. 

Окей. Спасибо большое. 

Copyright © 2010 - 2020 Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа. All Rights Reserved.