Семинар «Анартха-нивритти», лекция перед инициацией

Семинар «Анартха-нивритти», Магдалиновка, 2008 г. (Диск 101, л. 17)

Аннотация: 

Глубинный смысл получения нового имени.  Цель духовной жизни.
***

Мы  присутствуем с вами сегодня на церемонии инициации или посвящения и я скажу буквально несколько слов о смысле того, что должно произойти сейчас.

 

Брахманда бхрамитэ кона бхагйаван джива[Чч, Мадхйа-лила, 19.151] – джива скитается по вселенной в течении многих-многих кальп и она занимает разные положения здесь и в каждом из этих положений она пытается властвовать. Каджое положение на эволюционной лестнице – это проявление определенного желания властвовать над материальной энергией. Каждый пытается отвоевать свою сферу, в которой будет распространяться его власть или его влияние. И таким образом живое существо пытается найти счастье. И материальный мир предоставляет очень широкий спектр этих форм материального независимого счастья и люди пытаются делать это, не понимая, что за счастье нужно платить очень дорогой ценой – бессмысленностью, пустотой и страданиями, которые неизбежно сопутствуеют этому так называемому счастью. Если дживе повезло, она встречается с преданными Господа, у нее появляется некоторое уважение к преданным, потому что начало духовного пути – это уважение к святым людям. Эта искорка уважения может полностью поменять мою жизнь. И по мере того, как шраддха ее растет, все яснее и яснее у человека становится ощущение того, что я должен вести свою жизнь по-другому; что сам вектор моей жизни должен быть другим; что вместо того, чтобы пытаться властвовать над материальным миром – я занимался этим много-много лет и не стал счастливым – я должен научиться служить и в этот момент начинается новая жизнь человека.


Символически эта новая жизнь начинается с ягьи или огненного жертвоприношения, когда мы получаем новое имя и вместе с новым именем – новую природу. Смысл того, что человек получает здесь имя заключается в том, что человек отныне говорит, что я хочу вести себя как слуга. Это не значит, что он не будет, по привычке, совершать каких-то ошибок, но в целом, вектор его жизни будет другим, он будет стараться развивать в себе настроение слуги, смиренного слуги вайшнавов, духовного учителя, парампары, Шрилы Прабхупады. И поэтому все имена называются дас или даси. В Шри-сампрадайе дас или даси – это фамилия, которая до сих пор есть в Индии и обычно эту фамилию носят шудры, потому что шудры – слуги. И в Шри-сампрадайе говорится, что на самом деле у шудр есть больше гораздо больше шансов достичь успеха на пути бхакти, потому что они привыкли служить и потому что у них нет какой-то особой, сильной гордости. И смысл этой новой жизни сводится именно к этому: я сознательно пытаюсь понять как служить, что значит служить, как приносит радость другим и прежде всего вайшнавам, духовному учителю, Шриле Прабхупаде, Кришне. И любая такая попытка, она, безусловно, приносит очень много человеку.

 

Сейчас несколько человек становятся на этот путь, они решительно настроены и поэтому обеты, которые они будут давать – это обеты на всю жизнь. Иногда немножко странно и страшно, но иначе нет никакого смысла. Если с самого начала я думаю: ну ладно, хорошо, поиграюсь в эту игрушку и пойду играть в какие-то другие игры… Или иногда люди забывают о том, что они дали обеты на всю жизнь. Смысл-то в том, что человек действительно серьезно хочет поменять свою природу. Это сложно, потому что природа будет сопротивляться, привычки будут заставлять нас действовать как-то как мы привыкли действовать в этом мире, низшая наша природа будет тянуть нас назад. Но если у нас есть настоящая шраддха и понимание того, что ничего другого нет, то по сути дела это единственное, что может принести какую-то пользу, какой-то результат, какой-то смысл имеет. Все остальное никакого смысла не имеет. Если у меня есть такое понимание, я смогу принять этот обет на всю жизнь. Поэтому я хотел бы попросить всех тех, у кого есть такое понимание поднять две руки вверх и крикнуть „Харибол!”.

 

У нас должно быть это простое естественное понимание, которое называется шраддхой. Есть одна цель, все остальные цели не имеют особенного смысла, потому что остальные цели временные и, как объясняет Вишванатха Чакраварти Тхакура в „Мадхурйа-кадамбини”, о которой я рассказывал, что когда человек гонется за временными целями, он уходит в прямо противопложном направлении от вечности. В „Падма-пуране” по-моему он цитирует этот стих. Там говорится, что если что-то лежит на Востоке, могу я найти это, пойдя на Запад? Исходя из того, что земля круглая, может быть, но логичнее все-таки идти на Восток, не правда ли? Если мы идем куда-то, то нужно идти туда, где это лежит. И точно так же понимание, лежащее в основе шраддхи, связанно именно с этим, с пониманием того, что моя цель – это бхакти, а все остальное только отдаляет меня от этой цели. Это не просто нечто нейтральное, а это нечто, что отдаляет меня от этой цели. Разумеется, Ведическая культура устроена таким образом, что она помогает человеку выстроить все остальные свои цели так, чтобы они помогали бхакти, а не мешали ей и в этом величие Ведической культуры. Ведическая культура может дать человеку материальное процветание, счастье на материальном уровне, проблем нету, это факт, человек может гармонично построить свою жизнь. Но тем не менее он все равно должен понимать, что высшая цель моя – бхакти и если я буду слишком сильно уделять внимания другим вещам, то я не смогу достичь бхакти. И значит, потеряю все, потому что все остальное я потеряю почему? По определению, потому что оно временное. Временное на то и временное, что я его потеряю обязательно, а вечное на то и вечное, что я его не потеряю. И если я, погнавшись за временным, получу временное, но не получу вечного, это значит, что я потерял все. А если я, пойдя за вечным, обрету вечное или хотя бы приближусь к вечному, то это останется со мной навсегда. И простая логика эта дает человеку решимость дать такой обет на всю жизнь. Если это обет не на всю жизнь, если мы думаем, что в какой-то момент я могу повернуть, то зачем давать такой обет? Обет на то и обет, что он дается на всю жизнь, здесь, сейчас.

 

И это очень радостное событие, потому что я говорю себе, что обратной дороги нет. Как в мифе про Орфея и Евридику и в других историях такого плана, человеку говорится: чтобы ты вышел из адской тьмы, вышел на свет из ада, есть только одно условие. Какое? Ты не должен оборачиваться назад – все! Потому что если ты обернешься назад, то ты заблудишься, заплутаешь в этом во всем. И в то же время, если человек идет вперед, не оборачиваясь назад, он наверняка выйдет на свет, потому что Сам Кришна изнутри будет вести его на этот свет. И сегодня мы с вами присутствуем при этом радостном событии – несколько людей набрались смелости принять на себя эти обеты, они хотят сказать, что я решительно настроен по этому пути и я не хочу поворачивать назад. Поэтому давайте благословим их громким „Харибол!” (кричим).

 

Очень важно, чтобы милость вайшнавов была на них, чтобы вы все пожелали им хорошего, чтобы вы все помолились за них и тогда их духовная жизнь принесет им много радости, при всех каких-то небольших издержках, которые у каждого бывают. Там готов департамент четок? Сейчас я буду приглашать всех. Двух четок нет? Ну, придется …(выяснения). Кто-то может не сдал четки? Лила, Ваших четок нету, Вы сдавали Ваши четки, да? Так, что с четками делать? Найдутся, не волнуйтесь. В крайнем случае мне придется Вам свои отдать (апплодисменты), это же моя вина. Ок, тогда Георгий, пожалуйста.

 

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы