Семинар «Аюрведа», лекция 2

 «Аюрведа», Друскининкай, июль 1994 г. (Диск 21, л. 2)

Аннотация:

Восемь ответвлений Аюрведы.  Цепочка ученической приемственности, по которой передавалось знание “Аюрведы” от Кришны.  Где в Ведах изложено аюрведическое знание.  Три доши как фундаментальные понятия “Аюрведы”, пять первоэлементов. Качества, присущие дошам.  Признаки выведения из равновесия дош.  Соотношение трех дош с тремя гунами материальной природы.
 Вопросы:
 - об изменении конституции с течением жизни с детства до старости
 - как связаны гуны с дошами
 - к функции какой доши относится вера
 - о пяти типах каждой из дош
 - связь тибетской, греческой, азиатской медицины с “Аюрведой”
***

Сегодня я хотел бы прочесть в качестве эпиграфа к нашему занятию стих из “Мукунда-мала-стотры”:

“О Господь Кришна, в этот момент пусть лебедь моего ума запутается в лотосных стеблях Твоих лотосных стоп. Как я смогу помнить о Тебе в момент смерти, когда к моему горлу подступит слизь, желчь и воздух [капха, вата, питта]?”

Я обещал начать с истории “Аюрведы”. Хорошо, тогда я вкратце расскажу об истории, буквально в двух словах, чтобы долго не задерживаться на этом, потому что сегодня будет тоже большая тема.

Итак, “Аюрведа”, помимо основного знания, где описывается физиология организма и воздействие на организм различных растений, всего остального, имеет восемь специальных ответвлений.

Значит, первое – кайчхикия – внутренняя медицина, второе – шалакйатантра, где описываются болезни головы и шеи, третье – это шальятантра, или хирургия, где подробно описываются хирургические аюрведические методы, четвертое – авадатантра, токсикология, пятое – это бутавидйа, психология, психиатрия и демонология. Там подробнейшим образом изучаются различные тонкие живые существа, которые могут входить в тело и каким образом можно избавиться от этих нежелательных  тонких  влияний.  Шестая  область  ”Аюрведы”  - кумарибридья, или педиатрия, седьмая – расаяна, или наука омоложения, юнивелогия. И, наконец, восьмая – это вачикарана, или сексология.

 

В Пуранах подробно описывается происхождение “Аюрведы” и то, как знание “Аюрведы” передавалось по цепи ученической преемственности. Говорится, что когда Кришна вложил знание в сердце Брахмы, вместе с ведическим знанием Он дал ему также знание “Аюрведы”. То есть изначально в этой Вселенной источником аюрведического знания был сам творец этой вселенной – Брахма. Брахма передал разные части ведического знания своим потомкам. В частности, “Аюрведу” он передал небезызвестному Дакше, который занимался умножением населения вселенной. Дакша передал аюрведическое знание Ашвини Кумарам, которые стали с тех пор врачами на райских планетах. Они лечили полубогов. И от Ашвини Кумаров это знание получил Индра. В Пуранах рассказывается такая история.

Однажды Индра заболел.И он обратился к Кумарам за советом, как сохранить свое здоровье. Он понял, что довел себя злоупотреблением чувственными наслаждениями, которыми он постоянно занимался. Поэтому он пошел к Ашвини Кумарам и сказал: “Объясните мне, как я могу удовлетворять свои чувства и при этом не болеть?” Тогда Ашвини Кумары передали ему науку “Аюрведы”, и от Индры “Аюрведа” была переданна трем мудрецам: Атри, Бхарадвадже и Кашьяпе Муни, который занимался увеличением населения вселенной и у него было очень много разных потомков из разных видов жизни. Кашьяпе Муни Индра передал педиатрию, чтобы он знал, как ухаживать за детьми. И, наконец, третий, кто получил от Индры это знание, был Дханвантари. Безусловно мы знаем, что Дханвантари является воплощением Самого Господа  Кришны, поэтому правильней было бы сказать, что Дханвантари воплотился, чтобы дать людям знание “Аюрведы”. Дханвантари в своих произведениях, в основном, описывал хирургию. То есть, помимо основных принципов “Аюрведы”, Дханвантари принес людям хирургическое знание.

Теперь буквально два слова скажу о сохранившихся текстах. Как вы знаете, ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. Оно всегда так передавалось, но, к сожалению, цепь ученической преемственности иногда прерывается. Именно это и произошло с “Аюрведой”. Все древние тексты, которые оставили нам эти мудрецы, к сожалению, до нас не дошли. Только два больших текста “Аюрведы”, которые сохранились и поныне, – это “Чарака-самхита” и “Сушрута-самхита”. “Чарака- самхита”  приписывается  Айтрее  (Айтрее  или  Атрее,  или,  по  крайней  мере, какому-то из последователей Айтреи Муни). В этой “Чарака-самхите” (это огромное произведение, занимающее примерно шесть толстых томов) очень подробно   описываются   общие   принципы   ”Аюрведы”,   а   также   внутренние болезни.

“Сушрута-самхита”   написана   Самим   Дханвантари,   вернее,   одним   из   Его учеников. Там, в основном, описаны, как я уже сказал, общие принципы “Аюрведы” и хирургия: очень тонкие операции, пластические операции, кесарево сечение и так далее. Помимо этого очень большой объем знаний по “Аюрведе” содержится в Пуранах. И прежде всего в двух из Пуран – это в “Агни-Пуране” и “Гаруда-Пуране”. В “Гаруда-Пуране” Сам Дханвантари учит “Аюрведе” Своих учеников, то же и в “Агни-Пуране”. “Гаруда-Пурана” относится к Пуранам в гуне благости, и там дается более благостное аюрведическое знание, сатвическое аюрведическое знание. В “Агни-Пуране” оно смешанно с тамасом и раджасом. То есть каждая из этих Пуран занимает приблизительно одну книгу. Это достаточно большой объем литературы.

Кроме того, в изначальных четырех “Ведах” также приводится аюрведическое знание. В сущности, аюрведическое знание так или иначе упоминается во всех “Ведах”. Например, в “Риг-веде” перечислено 67 видов лекарственных растений и их применение. В “Яджур-веде” – 81, а в “Атхарва-веде” – 296. Потом, в более позднее время, был изучен их лекарственный эффект, и написанны различные комментарии на “Сушрута-самхиту” и на “Чарака-самхиту”, которые сохранились и по сей день. Также сохранились еще некоторые самостоятельные произведения аюрведистов древности, которые были также комментариями на ведические писания. Сами изначальные писания не сохранились, но комментарии к ним остались. Вот и все, что касается истории. Есть ли вопросы?

Вопрос…

Ответ: Кашьяпе, Бхарадвадже и Айтрее вместе. Бхарадваджа, Айтрея, Кашьяпа и Дханвантари. Дханвантари тоже якобы получил это знание от Индры.

Вопрос…

Ответ: Я уже сказал, что “Чарака-самхита” и “Сушрута-самхита” – это два основных очень древних источника, которые насчитывают много тысяч лет и которые сохранились.

Итак, сегодня основная тема будет – описание трех дош. Помимо описания трех дош я собираюсь рассказать также о шести вкусах и о более тонких эффектах вкусов. Я не знаю, успею ли я рассказать обо всем, потому что материал очень большой. Может быть, стоит более подробно остановиться на трех дошах, потому что именно три доши составляют основу, основной принцип “Аюрведы”. Подобно тому, как три гуны в нашей философии дают возможность человеку понять и связанно посмотреть на то, что происходит в этом мире, точно так же концепция трех дош дает человеку возможность более ясно увидеть то, что представляет собой его тело, и что происходит в этом теле. Посмотреть механизмы функционирования тела и то, как определить источник болезни. В соответствии с “Аюрведой”   доши -  это три субстанции тонкой природы, которые действуют в этом теле и обеспечивают функционирование тела. В нормальном состоянии, когда человек здоров, эти три доши должны находиться в равновесии. Болезнь, в соответствии с “Аюрведой”, – это  нарушение  равновесия одной,  двух  или  всех  трех  дош.  Говорится,  что  в момент смерти все три доши выходят из равновесия, как об этом говорил царь Кулашекхара,  “они поднимаются”. Поэтому  сначала наше  занятие  будет  очень  теоретическим,  зато  следующее будет очень практическим. Но для того, чтобы понять хорошо то, о чем будет говорится в следующий раз, нужно сначала понять в общих чертах саму теоретическую концепцию. Так что сосредоточтесь и постарайтесь понять то, о чем будет говориться. Прежде чем говорить о трех дошах, я думаю, что вы все знаете о пяти махабхутах, первоэлементах, протоэлементах творения. На всякий случай я их сейчас перечислю. Первый – это акаша (эфир), второй – ваю (воздух), третий – агни (огонь), четвертый – это джала (вода), и пятый – это притхи (земля).

Не знаю, заметили ли вы, но Шрила Прабхупада в своих книгах не объясняет подробно, какой смысл вкладывается в понятие этих элементов. Не нужно думать, что когда говорится “земля”, то имеется в виду земля, по которой мы ходим. Или когда говорится “вода”, то имеется в виду вода, которую мы пьем. Или когда говорится “воздух”, имеется в виду воздух, который вокруг нас. На самом деле, когда говорится об этих элементах, имеются в виду более тонкие вещи. Это подробно описывает философия ньяйи, где говорится об атомах. Итак, когда говорится об акаше, или эфире, имеется в виду пространство. То есть первый элемент, который появился из ложного эго, то есть благодаря трансформации гуны невежества, – это акаша. Иначе говоря, сначала было создано пространство, или то, где все протекает. И, как известно, элемент пространства – это звук. Дальше, следующий элемент, более грубый, – это ваю (воздух). На самом деле, это даже не воздух, а просто энергия, которая обеспечивает движение всего. То есть характеристика ваю, или воздуха – это его подвижность. Дальше следующий элемент  - агни.  Это излучение,  или  электричество,  которое  есть  внутри  тела. Шрила    Прабхупада    иногда    называет    или    переводит    это    слово    как “электричество” или “электромагнитные силы”. То есть природа огня – это внутренняя  радиация.  Дальше  идет  вода,  или  жидкое  состояние.  Это  сила, которая связывает друг с другом различные элементы. Как для воды свойственно сцепление различных элементов друг с другом, смешивание, так для изначальной воды, для этого элемента, также свойственно соединение различных вещей друг с другом. И, наконец, земля – это твердое состояние, для которого характерна упругость или жесткость. И каждый атом, в соответствии с “Аюрведой”, состоит из этих элементов.

Например, атом золота или водорода или кислорода – все они состоят из этих элементов – более тонкой материи, чем даже сам атом. И при этом,  если  рассмотреть  структуру  атома,  то субатомные  частицы:  электроны,  протоны и нейтроны, представляют собой элемент земли или олицетворяют землю. Сила притяжения, которая связывает их вместе, эти два противоположных полюса, которые держат вместе этот атом, – это элемент воды, или проявление действия воды. Энергия движения, которая скрыта в атоме, то есть заключенная внутри атома, атомная энергия, – это энергия огня. И движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха. Все это происходит в эфире, в  пространстве.  Согласно  этому  представлению  атомный  взрыв  описывается таким образом: ваю начинает воздействовать на какой-то атом и, в результате этого воздействия, ваю как бы вздувает или выбрасывает, удаляет эту силу, которая держит вместе элементы атома. Другими словами, он удаляет элемент воды, в результате чего высвобождается огонь, и происходит атомный взрыв. Ньяйя очень подробно описывает самую тонкую структуру атома. Она говорит о параману – наимельчайших атомах, затем ану, а затем о молекулах, но эти подробности нам, в принципе, уже не нужны.

Теперь о трех дошах, трех энергиях, из которых состоит тело, являющееся, в свою очередь, комбинацией пяти элементов. Я думаю, что вы знаете эти три доши. Первая доша – это вата, вторая – питта и третья доша – это капха, или слешама. Вата представляет собой комбинацию эфира и воздуха. Питта – огня и воды, двух элемента, которые составляют питту. И капха представляет собой комбинацию воды и земли. Интересна сама концепция этих дош и вообще, что значит слово доша. Слово доша дословно в переводе с санскрита значит что-то плохое, какой-то порок или какой-то недостаток. То есть все наше тело, в соответствии с “Аюрведой”, на самом деле есть что-то очень плохое. Но смысл в том, что в самих дошах изначально заложенна тенденция выходить из равновесия. Как я уже говорил, здоровье – это состояние идеального равновесия всех трех дош, тогда как болезнь представляет собой выход из равновесия  одной  из  дош.  Это  свойство  выходить  из  равновесия  заложено  в дошах изначально, и потому мы все болеем. Итак, каждая доша может находиться в трех состояниях. Она может находиться в состоянии возбуждения, которое называется на санскрите врида, в состоянии угнетения – кшая, и в состоянии равновесия – самья. То есть любой выход из равновесия, либо от повышения, либо от понижения дош, приводит к какому-то заболеванию. Может у кого-то есть вопросы?

Вопрос…

Ответ: Вата – это эфир и воздух, питта – это огонь и вода, капха – это вода и земля.

Вопрос…

Ответ: Космос – это то же самое, просто другое название, акаша. Эфир буквально значит “пространство”.

Вопрос…

Ответ: Есть три состояния: возбуждения, угнетения и равновесия, то есть вридха, кшая, самья.

Вопрос…

Ответ: Насчет трех гун я буду рассказывать позже. Я буду рассказывать о том, как три элемента связаны с тремя гунами.

Я продолжаю дальше. Эти три доши пронизывают наше тело, обеспечивая его физиологию и функционирование. Чтобы правильно понять, что собой представляет это фунционирование и понять качества, мы не можем пощупать вату, мы не можем пощупать питту, мы не можем пощупать капху. Мы можем пощупать только более грубое проявление всего этого. Но, чтобы представить себе, достаточно иметь теоретическую концепцию. Если мы очень хорошо будем знать качества, то по их признакам мы можем понять глубже, как они действуют. Иначе говоря, никто не может сказать, что такое гуны. Если я спрошу вас, что такое гуны, никто, в сущности, не сможет ответить. Что такое гуна? Что такое добродетель? Что такое благость, страсть или невежество? Но в “Гите” приводится это описание. Там сказано, что страсть проявляется так-то и так-то, невежество – так-то и так-то. Поэтому, читая эти описания, мы можем представить себе, как все это действует.

Точно так же и тут. Трудно сказать точно, что это такое, но по качественному описанию мы можем составить себе некое представление об этих вещах. Итак, элемент ваты, или воздух, как это обычно переводят  (вату иногда переводят как воздух, хотя это не совсем правильно), отвечает за движение в теле. Все то, что движется в теле, например, когда я двигаю руками, или движение пищи, движение воздушных потоков, – все это обеспечивается элементом ваты. То есть вата – это самый  динамичный  элемент.  Как  мы  знаем,  он  создан  из  эфира  и  воздуха, поэтому он самый подвижный. И поскольку вата – самый подвижный элемент, то он легче всего выходит из равновесия. Этот элемент первым выходит из равновесия.  Именно  поэтому  большая  часть  болезней  вызвана  нарушениями ваты. “Аюрведа” перечисляет восемьдесят основных нарушений, вызываемых ватой. Примером этого может служить боль. Любая боль вызвана нарушением ваты, потому что вата относится к нервной системе в том числе. Таким образом любая боль, или, например, паралич, когда человек перестает двигаться, это тоже указывает на нарушение ваты. Все нервные и сердечные болезни определяются дисбалансом ваты.

Следующий элемент – питта – представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле. То есть если вата отвечает за движение, то питта отвечает за различные процессы, которые связаны с превращением одного процесса в другой. Предположим, усвоение пищи. Усвоение пищи – это основной процесс  трансформации,  когда  пища  превращается  в наше  тело.  И  за  это отвечает питта. То есть это метаболический элемент. Следовательно, первая и самая важная функция питты – переваривание пищи. Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, температуру тела, за голод, жажду, зрение (зрение – это тоже одна их функций питты, функция огня в теле). И в “Аюрведе” перечисляется сорок нарушений питты. Питта тоже является достаточно подвижным элементом, но не таким подвижным, как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты. Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются воспалительными процессами. Когда, например, поднимается температура или происходит покраснение определенных участков кожи или изменение ее цвета, то все это связано с питтой. Желтуха, например, или фаренгит, высокая температура, лихорадка, воспалительные процессы – все это управляется питтой и является нарушением питты.

Наконец, капха отвечает за стабильность, за структуру тела. Она придает всей этой  оболочке определеную  структуру. То есть она прежде всего отвечает  за кости, суставы и за поддержание тела. Чтобы придать всей этой подвижной системе какую-то стабильность, нужна капха. Соответственно, капха меньше всего  склонна выходить из равновесия, и “Аюрведа” приводит только двадцать нарушений, которые вызваны нарушением капхи. Однако в силу такой неподвижности эти нарушения труднее излечить. Скажем, поскольку вата легко выходит из равновесия, то ее легко и вернуть в равновесие. Соответственно, когда капха выходит из равновесия, то ее труднее вернуть в равновесие. Среди болезней,   которые   вызванны   капхой,   есть   такие   болезни,   как,   например, анорексия, или полное отвращение к пище. Другие болезни, которые перечисляет “Аюрведа” среди нарущений капхи – это хроническая лень, сонливость, насморк, воспаление щитовидной железы (это тоже одна из болезней, которая вызвана капхой).

Может быть, будут вопросы по этой теме?

Вопрос..

Ответ: Большая часть болезней, которыми болеют современные люди, вызваны нарушением ваты.

Вопрос…

Ответ: Питты? Например, гастрит – это одна из болезней питты. Все восполительные процессы. Болезнь в первую очередь вызывается какой-то причиной.  Но  на  фоне  разных  конституций,  она  может  протекать  по-разному. Например, фурункулы – это одно из заболеваний, которое вызывает питта. Все заболевания крови – это тоже растройство питты. Развитие желчи, желтуха, – это тоже болезнь питты.

Вопрос…

Ответ: Да. Поскольку само по себе слово доша значит “плохой”, большинство болезней вызывается тем, что накапливается избыток той или иной отравленной доши внутри организма. Когда какая-то доша выходит из равновесия, сильно повышается, то она имеет тенденцию угнетать другие доши. И именно это угнетение и считается нарушением равновесия. Но все начинается с повышения дош.

Вопрос…

Ответ: Например, когда питта очень сильно понижена, то, фактически, нет процесса   пищеварения.   Когда   питта   сведена   к   нулю,   огонь   пищеварения подавлен. Обычно огонь пищеварения подавляется не сам по себе, а тем, что либо поднимается капха, либо поднимается вата. И тогда огонь исчезает. То есть основной причиной, вызывающей болезни, является врида, или возбуждение капхи, а угнетение – это как бы вторичное следствие возбуждения. Но это тема для отдельной лекции. Сейчас я просто упомянул об этом в качестве общей информации.

Вопрос…

Ответ: Если какая-то одна доша выходит сильно из равновесия, то она имеет тенденцию угнетать другие дошы.

Вопрос…

Ответ: Тело состоит из семи дхату, но доши пронизывают тело. Подобно тому, как материальный мир состоит из пяти элементов, которые я перечислил, но три гуны пронизывают эти пять элементов. Точно так же тело состоит непосредственно из ткани, или клеток, но эти три доши пронизывают все это тело: они есть в каждой клетке, в каждом органе – везде. Это более тонкие энергии, которые функционируют в теле и обеспечивают физиологическое функционирование. Я уже объяснял, что эти элементы не являются самой землей или водой в чистом виде. Это более тонкие вещи. Не стоит ломать голову над тем, чтобы понять, что это такое. Я не могу взять пробирку и показать вам: вот эта – капха, это – вата, а это – питта.

Вопрос…

Ответ: Нет. В “Аюрведе” говорится о трех дошах, семи дхату и о малах, или продуктах распада. Но это тема для отдельной лекции. Это совершенно разные категории.

Значит, как я уже сказал, понять, как они функционируют и что они собой представляют, можно по описанию их качеств. Каждая из дош имеет одно уникальное качество и два других у нее повторяются. Есть такие качества как сухой и жирный. Так вот вата – сухая, тогда как питта и капха – жирные. Дальше. Следующая пара качеств – это холодный и горячий. Вата – холодная, питта – горячая и капха – холодная. То есть одно качество уникальное у одной доши и два качества повторяются. И третья пара – это легкое и тяжелое. Таким образом, вата – легкое, питта – легкое, а капха – тяжелое. Таковы три основные характеристики, которые нужно держать в уме. Сухой или жирный, горячий или холодный, легкий или тяжелый. Еще раз, вата – сухая, холодная и легкая, питта – жирная, горячая и легкая, а капха – жирная, холодная и тяжелая. Соответственно к чему это приводит?

Например, сухость дает вате возможность осуществлять свою функцию движения. То есть сухость обеспечивает движение. Таково уникальное качество ваты, сухость, то есть движение, и это, в свою очередь, приводит к побочному, нежелательному эффекту – неуравновешенности. Движение приводит к неуравновешенности. Теперь другое качество питты. Это уникальное качество. Она горячая. Она контролирует огонь  в теле и  огонь  в уме. Физиологическая фунцнкия  питты – это  преобразования,  которые  происходят  с  помощью  огня. Огонь является преобразующим элементом в теле. И, следовательно, в качестве нежелательного побочного эффекта питта приводит к возбудимости и раздражительности, вызванных огнем. Наконец, тяжесть, которая является уникальной характеристикой капхи и обеспечивает стабильность в теле, приводит к побочному эффекту в качестве медлительности. Все уже зевают. На самом деле зевание обеспечивается ватой, точнее сочетанием ваты и  капхи. Сейчас я быстро перечислю другие качества, которые присущи дошам, и потом мы можем обсудить все это на более конкретных примерах.

Итак, помимо трех основных качеств, для ваты характерны следующие качества. Одно из качеств ваты, помимо сухости, это шероховатость, или неравномерность, к  которой  приводит  капха. Еще одно качество  ваты  - это  подвижность.  И последнее качество – это разряженность. Это дополнительное качество. Что это означает для нас? Если, например, у человека очень сухая кожа, то мы знаем, что она становится неравномерной. Она становится шероховатой и неровной на ощупь. Это свидетельствует о том, что вышла из равновесия вата. Это нарушение ваты. Другой признак нарушения ваты, если в теле появляется избыток газов.

Вата – это газы. Если у нас из всех отверстий выходят газы, то это признак того, что нарушена вата. Или, например, другой признак того, что вата вышла из равновесия, – это когда человек начинает икать или у него начинается отрыжка. Если  у человека после  еды  начинается  отрыжка,  это  значит,  что  вата  у  него вышла из равновесия.

Какие побочные качества, присуще питте? Она острая, жидкая, зловонная, у нее запах плоти или запах крови. На самом деле, запах крови – это и есть запах питты. На вкус она кислая, острая и подвижная. Гной – это тоже побочный элемент питты, который несет качества питты, остроту и зловонность. Все гнойные процесы в теле – это нарушения питты, то есть они свидетельствуют о том, что вышла из равновесия питта. Например, чиреи, или фурункулы, – это результат нарушения питты. Хотя болезнь сопровождается нарушением всех дош, потому что, когда у нас есть чиреи, то это значит не только воспаление, но и боль. Боль значит, что вата вышла из равновесия.

И, наконец, побочные качества капхи – это гладкость, мягкость. Капха также сладкая, обильная, густая и тягучая. Это качества капхи: густая, тягучая, стабильная, сладкая, мягкая и гладкая. То есть капха отвечает за смазку. Капха и вата обычно действуют вместе. Они являют друг другу полный контраст. Вата – подвижная, капха – неподвижная. Но при движении происходит трение, и, соответственно, это трение должно обеспечиваться смазкой. Следовательно для того, чтобы организм нормально функционировал, необходимо присутствие капхи. Капха противоположна вате, тогда как питта занимает промежуточное положение и уравновешивает две остальные доши. Она держит все доши в равновесии.

Когда мы будем разбирать примеры конкретных болезней, вам это станет более понятным. В принципе, это так, к сведению. Какие-нибудь вопросы есть на этот счет?

Вопрос…

Ответ:   В   любом   случае   это   нарушение;   если   у   человека   нормально функционирует вата, то отрыжки не будет.

Вопрос…

Ответ: Нет, если он действительно съел очень много. То есть нужно знать меру в еде. Определить, что человек уже наелся, можно по первой же отрыжке. Это значит, что он не должен больше есть. Но когда я говорил здесь об отрыжке, я имел в виду отрыжку после еды или же через какое-то время после еды, когда у человека начинает выходить воздух. Это свидетельствует о нарушении ваты.

Вопрос…

Ответ: Да, отрыжка – это признак того, что пища плохо переваривается. Это нарушение говорит о том, что пища, которую мы съели, все еще находится в желудке и не переваривается, поэтому оттуда идет воздух.

Вопрос:

Ответ: Могут. Они могут все, что угодно делать. Дело в том, что обычно все болезни начинаются   с   расстройства   ваты,   так   как   она   является   самым  нестабильным элементом. Но потом вата, в свою очередь, выводит из равновесия питту, а питта – капху. То есть вообще источником большинства болезней в теле является  вата.  Если  мы  рассмотрим  болезни,  то  заметим,  что  они сопровождаются симптомами нарушения всех дош. Возьмем те же самые фурункулы. Поскольку они болят – значит нарушена вата. Восполительные процессы обычно вызваны нечистотой крови, и это говорит о том, что вышла из равновесия  питта,  а  поскольку все  это  сопровождается  выделением  гноя,  то значит вышла из равновесия капха.

Вопрос…

Ответ: На самом деле, идеального равновесия этих трех дош в принципе не существует. Есть более или менее приблизительное состояние равновесия, когда человек нормально себя чувствует. Но если у него есть какая-то боль, то значит, вата уже вышла из равновесия. Все болезни сопроваждаются болью. Это свидетельствует о том, что все болезни начинаются с нарушения ваты.

Вопрос…

Ответ: Да, вата – это нервная энергия. Это значит, что мы возбуждаем вату в данном участке тела. Вата пронизывает все клетки и, соответственно, есть и тут. Если вы так или иначе воздействуете на вату в этих клеках, то она пищит.

Вопрос…

Ответ: Это значит, что выведена из равновесия питта, но почему вата не задета, мне трудно сказать.

У меня есть перечень признаков, по которым можно определить, какая из дош у человека выведена из равновесия. Я постараютсь их быстро перечислить. Значит, сначала идут нарушения ваты. Для нарушения ваты характерны  такие признаки,  как истощенность или  усталость, сухость, сиплый голос, непоследовательность или заметное непостоянство, когда человек не может выполнить свое обещание или еще что-то в этом роде, чрезмерная подвижность. Например, подвижность глаз. Если глаза бегают, значит у человека не в порядке вата. Или он сильно махает руками при ходьбе. Или разговорчивость, как у меня. Я все время говорю, и это признак того, что вата выведена из равновесия.

Другой признак – это быстрота действий, когда человек делает все очень быстро. Иногда он при этом очень беспорядочен. Это тоже признак ваты. Следующий признак ваты – один из самых характерных признаков – это пугливость или недоверчивость.  Это  свойство  ваты.  Люди  конституции  вата  обычно  очень пугливы. Другая характеристика ваты – человек схватывает все на лету, у него очень быстрый ум, но он также легко и забывает. В одно ухо входит, в другое – выходит. Другой признак того, что вата выведена из равновесия, то есть преобладает в организме в том, что человек не переносит холод, или ему трудно принимать холодный душ. Дрожь, бессонница, трещины на пятках и руках, хруст в суставах, – все это проявления ваты. Еще что я хотел сказать о вате – это ее нерегулярность в отношении  питания. Иногда такому человеку хочется съесть полвселенной, а иногда не хочется есть вообще. Он может в один день есть пять раз, в другой – вообще не есть, в третий день есть один раз, и так далее. Он очень жаден и хочет много есть, но при этом быстро насыщается.

Теперь   питта.   Это,   наоборот,   непереносимость   жары.   Также   для   питты характерны более стабильные привычки в питании. Питта – это вообще более регулярная  доша.  Для  нее  характерен  постоянный  голод  и  жажда,  особенно трудно людям конституции питта переносить голод. Вате совершенно все равно: она может сегодня есть, а завтра не есть. Но питте всегда нужно в определенное время. Другое проявление питты в теле – это быстрое появление морщин, даже если человек еще молод. Или седые волосы, облысение – это тоже проявления действия питты. Сильное  пищеварение, склонность к обжорству, расшатанные суставы и мускулы, также когда человек очень быстро потеет, и от него исходит дурной запах – это все характерно для питты. Пунктуальность – это другая характеристика питты. Кажется, это все.

Следующая – капха. Первое и самое характерное качество капхи – это ожирение, то есть капха расположена к полноте и ожирению. Для капхи также свойственна мягкость органов, чистота кожи. Другое качество капхи, или человека конституции капхти, – это любвиобильность. Такой человек любит все на свете. Крепкое телосложение,   медлительность,   склонность   долго   спать,   мягкость   голоса, кудрявые волосы – все это качества капхи. Нет вопросов по этому поводу?

Тогда  еще  в  двух  словах  скажу,  как  соотносятся  эти  доши  с  тремя  гунами природы. Люди очень часто не могут сопоставить эти вещи. Например, некоторые думают,  что  питта  соответствует  раджа-гуне,  вата  -  тама-гуне,  или  наоборот, капха – тама-гуне. На самом деле, каждая из этих трех дош может находиться в трех гунах. В зависимости от того, в какой гуне будет находиться каждая из этих дош, это будет проявляться по-разному. В частности, прежде всего это будет отражаться на качествах человека, на его психологической конституции. Сейчас я вкратце перечислю их принзнаки, и вы поймете, что есть что. Для ваты в саттва-гуне характерна энергичность, гибкость, легкость, приспособляемлсть к изменениям условий, энтузиазм, жизнерадостность, склонность к переменам, обычно к лучшему, и мобильность структуры. Такой человек легко начинает новое дело, он легко вдохновляет других и хочет, чтобы они что-то делали. Это все характеристики ваты в саттва-гуне. Та же самая вата в раджа-гуне превращается в человека очень нерешительного, когда он не знает, что ему делать, как поступить. И еще одно характерное проявление ваты в раджа-гуне – это когда человек не знает, что ему купить. Человек идет в магазин и совершенно теряется. Он долго думает: “Купить, не купить, купить, не купить”, и в результате не покупает ничего. Или бывает, он быстро тратит все деньги. Это проявление ваты в раджа-гуне. Также ненадежность, неусидчивость, непоседливость, когда человек мечется все время, не находит себе места – это тоже проявление ваты в раджа-гуне. Еще он склонен поддаваться ложному энтузиазму, когда он сначала кричит: “Джай! Хари Бол!”, но через две минуты энтузиазм проходит, и он начинает заниматься чем-то еще. Такой человек постоянно перескакивает с одного занятия на другое. Кроме того, ему свойственна обеспокоенность  и  излишняя  болтливость.  Еще  одна  характеристика  ваты  в радже-гуне – это поверхностность. Если такой человек что-то делает, то делает очень поверхностно. Он не знает, за что ему надо хвататься. Это все проявление страсти на фоне ваты. И, соответственно, когда тама-гуна выходит на сцену, тогда вата проявляется в виде пугливости. Человек становится очень пугливым, несчастным, подавленным. Если вата в саттва-гуне, то человек очень жизнерадостный, а в тама-гуне наоборот, становится подавленным, грустным, и у него  появляется склонность  к  наркотикам. Большинство наркоманов  на  самом деле – это именно вата в тама-гуне. Также сексуальные извращения – это тоже  одно из проявлений ваты в тама-гуне, склонность к самоубиству – тоже признак, что вата в тама-гуне.

Теперь  питта.  Человек  с  конституцией  питты,  или  с  преобладанием  питты,  в саттва-гуне обычно очень разумный, у него ясный ум и четкая речь. Когда он говорит,  его  речь  состоит  из  сплошных  афоризмов.  Он  очень  восприимчив, хорошо усваивает то, что ему говорят, очень разборчив и при этом теплый и дружелюбный. Также в нем присутствуют качества лидера. Он ведет за собой людей, мужествен, хороший организатор, очень пунктуален, упорядочен в своей деятельности. У него все лежит на своем месте, порядок на рабочем столе и т.д. Я не знаю, есть ли среди нас такие, потому что питта в саттва-гуне – это очень редкий тип. Питта в раджа-гуне встречается довольно часто.

Такой человек очень волевой, но при этом воля его очень капризная. То есть он всегда хочет настоять на своем, добивается, чтобы его воля была исполннена. Он честолюбив, абмициозен. У него очень большие амбиции, большие претензии, большое честолюбие. Он очень импульсивен, а также склонен диктаторствовать над другими, приказывать другим, угнетать других. Кроме того, он склонен легко выходить из себя,  его легко  разгневать.  Он  очень  гордый  и тщеславный.  Все  это  признаки  питты  в раджа-гуне.

И, наконец, питта в тама-гуне – это злой, желчный, ехидный человек, который  копит  в  себе  желчь  и  при  каждой  возможности  хочет  причинить  зло другим. Преступники – типичный пример питты в тама-гуне.

И последняя доша – это капха. Капха в саттва-гуне – очень спокойный, миролюбивый, надежный и очень верный человек. Одним словом, он обладает почти  всеми  качествами  садху.  Он  сострадательный,  снисходительный, преданный и так далее. Титикшава-каруника – очень милосердный, терпеливый. Однако, когда на человека начинает влиять раджа-гуна, то та же самая капха становится жадной, очень материалистичной и сентиментальной. То есть сентиментальные люди (как вы знаете, толстые люди часто бывают сентиментальными) – это типичное проявление капхи в раджа-гуне. Когда такой человек смотрит теливизор, он плачет, если там какая-нибудь героиня умирает. Еще   он   любит   комфорт   и   роскошь.   Любит   жить  в   хороших   условиях   и наслаждаться всем этим. И, наконец, капха в тама-гуне – это тупой, ленивый, медлительный, грубый, несообразительный, толстокожий и склонный к воровству человек.

Вопрос:

Ответ: Да. Мы проходим через этот путь от низших гун к высшим. Допустим, у вас конституция ваты. Как правило, в обычной жизни на человека влияют низшие гуны материальной природы. Это значит, что человек будет очень пугливым, нерешительным и очень непостоянным. Он никогда не сможет довести ничего до конца. Но постепенно, по мере того, как он будет заниматься преданным служением, у него начнут развиваться лучшие качества его же доши, но только в саттва-гуне. И если раньше, например, он был угрюмым, то теперь он начинает проявлять энтузиазм, жизнерадостность и так далее. То есть мы видим, как человек меняется. Все это происходит на определенном фоне, на фоне его склонностей, и потому сначала развиваются те качества, к которым он был и ранее склонен.

Вопрос…

Ответ: Нет, здесь идет речь о материальных качествах. О чисто материальных качествах. Трансцендентные качества развиваются позже. И конечно, когда говорится о качествах садху, то имеются в виду трансцендентные качества. Но трансцендентные качества отражаются и на материальных. У них есть свой прототип в материальной природе. Как мы знаем, путь к шуддха-саттве лежит через саттву. То есть человек развивает в себе качества гуны благости, и когда он полностью избавляется от влияния низших гун, он переходит на трансцендентный уровень, на уровень шуддха-саттвы, чистой благости.

Вопрос…

Ответ: Каждый человек рождается с определенной конституцией, но по мере его развития, она претерпевает некоторые изменения. Например, детство – это пора, когда действует капха. Поэтому все дети в это время болеют, у них постоянный насморк, простудные заболевания. Затем, в юности или в зрелом возрасте, начинает преобладать питта. Это возраст очень активной деятельности. И в старости начинает проявляться вата, то есть тело человека приближается к смерти. Таким образом, если человек с конституцией питты, в детстве на него будет сильно влиять капха, в молодости и в зрелом возрасте у него будет очень сильно проявляться питта, а в старости все равно будет преобладать вата. Конституция – это что-то одно, но у нее есть разные проявления. Скажем, доши постоянно меняются в процессе, в течение дня они меняются. Например, утром преобладает одна доша, днем – другая. Я расскажу об этом позже. Но конституция, в принципе, остается той же. Это как бы фон, на котором происходят все изменения.

Вопрос…

Сознание человека, который поднялся на трансцендентный уровень, уже не зависит от дош. Сегодня мне не удастся рассказать вам о вкусах. Иначе я бы рассказал о том, как вкус, грубое физиологическое воздействие, воздействует на наше сознание, окрашивает его в определенный цвет. Когда человек поднимается над всем этим, то его сознание перестает зависеть от материальных дош. Но сейчас  наше  сознание  находится  под  влиянием  дош,  и  мы разыгрываем  тут разные сцены, потому что   наше   сознание   так   или   иначе   окрашенно, сформировано дошами. Нужно понимать, что доши воздействуют не только на тело,  но и на ум. Например, у человека может быть конституция ваты, а ум – конституции питта. Доши пронизывают все – как тонкое, так и грубое тело. И поскольку мы наше сознание окрашено этими дошами, мы отождествляем себя с телом и умом, иначе говоря, наше сознание проявляется через тело и ум. Но когда мы возвышаемся над всем этим, то сознание перестает зависеть от дош, а тело продолжает жить как жило.

Вопрос…

Ответ: Иногда мы видим, как какой-нибудь преданный бегает туда-сюда по залу и тараторит: “Харе-Кришна-Харе-Кришна”. То есть у него проявляется явная питта. Он ни минуты не может усидеть на месте. Или иногда кто-то может повторять очень медленно и сонливо:   ”Ха-а-ре   Кри-и-шна,   Ха-а-ре   Кри-и-шна”. Так действует на него капха.

Вопрос…

Ответ: Естественно, они постоянно выходят из равновесия. На самом деле, все тело представляет  собой  динамический баланс дош. Доши  должны  постоянно находиться в балансе. И поскольку они обеспечивают функционирование организма, они постоянно действуют. Они постоянно то выходят из равновесия, то опять приходят в равновесие. Это жизнедеятельность. Такова природа нашего тела.

Вопрос…

Ответ: Это не значит, что брахманы обязательно должны быть толстыми, а кшатрии нет. Все варны связаны с гунами. Но гуны с дошами не связаны. Каждая доша  может  быть  в  трех  гунах. Соответственно,  может  быть  худой  брахман, может  быть  толстый,  может  быть  энергичный брахман,  а  может – сосредоточенный.

Вопрос…

Ответ: Нет. В конечном счете всем этим управляет душа. Потом, если мы успеем, я расскажу, как “Аюрведа” рассматривает смерть. Там описывается непосредственно   механизм   смерти,  что   происходит   в   момент   смерти   с организмом. И тогда это будут понятнее, как душа связана с дошами, и как она их благополучно оставляет.

Вопрос…

Ответ: Внимательность, сосредоточенность – это питта, это функция агни. Когда человек все очень хорошо воспринимает, то это действие огня в мозгу, тонкого огня (садхака-агни), который находится в нашем уме. Поэтому йога прежде всего развивает вот этот садхака-агни. Йога работает над прана-ваей, очищает прежде всего прана-ваю, садхака-агни и, если я не ошибаюсь, шлешака, или оджас, из капхи. Но до этого, судя по всему, мы не дойдем.

Вопрос…

Ответ: Чисто с физиологической точки зрения это указывает на то, что у нас подавлен садхака-агни. Когда садхака-агни горит ярко, то, соответственно, у нас ясное сознание, и мы можем хорошо сосредоточиваться. Процесс йоги заключается  в  том,  в  данном  случае  я  имею  в  виду аштанга-йогу,  что  он  с помощью механических средств стимулируют садхака-агни. Но у нас другой процесс, и мы не практикуем механические способы. Мы надеемся, что сможем очиститься, благодаря повторению мантры, и тогда на чистом фоне доши начнут функционировать нормально.

Вопрос…

Ответ: Корень аира – это тема следующего занятия, когда я буду рассказывать о влиянии разных веществ на равновесие тела, непосредственно о самом влиянии.

Вопрос…

Ответ:   В   принципе,   вера   -   это   тоже   своего   рода   функция   капхи.   Вера, преданность, стабильность – все это характерно для капхи. Это проявление одной из тонких форм капхи, которая действует в уме.

Вопрос…

Ответ: Да. Такое возможно, что по физической конституции человек принадлежит к капхе, а по умственной конституции, то есть психологической – к питте. Это редкий случай, но такое вполне может быть.

Вопрос…

Ответ: Это именно то, до чего я никак не могу дойти. Доша значит “недостаток”, “изъян”. В сущности, все неприятности у нас возникают лишь от того, что выходят из равновесия какие-то доши.

Ладно,  сегодня  я  уже  не  успею  рассказать  о  вкусах,  поэтому  сейчас  я  буду говорить в целом. Важно знать, что доши, как я уже сказал, пронизывают все тело, весь организм. В каждой клетке есть доши. Но в то же время есть определенные места, где эти доши концентрируются. У каждой доши есть как бы своя штаб-квартира. Есть место, где каждая из дош преобладает. Например, для капхи таким местом является верхняя часть желудка. Это штаб-квартира капхи. Для питты – это тонкий кишечник, нижняя часть желудка, а для ваты – толстый кишечник.

Но вата есть также и в мозгу, сердце, костях, легких, мочевом пузыре, в костном мозге, нервной системе и в ногах. Питта находится в коже, глазах, печени, также в мозгу, крови, селезенке, в эндокринной системе и в тонком кишечнике. Капха находится опять же в мозгу, в суставах, во рту, в лимфе, в желудке, в жировых отложениях и в шее.

Вопрос…

Ответ: Николай еще с прошлого раза спрашивает насчет пяти воздушных потоков. Каждая из этих дош делится на пять типов. То есть пять типов ваты, пять типов питты и пять типов капхи. На самом деле, есть десять типов ваты, десять типов питты,  десять  типов  капхи.  Из  них  пять  являются  основными,  другие  -  более тонкие – отвечают за вторичные функции. Пять основных типов ваты – это прана, удхана, самана, апана и вьяна. Это вы знаете. Пять основных типов питты – это пачака, ранджака, садхака, алочака и браджака. И пять типов капхи – это кледака, аваламбхака, бодхака, карпака и шлешана, или шлешака. Все это разные воздушные потоки, которые выполняют различные функции.

На самом деле это не разные ваты. Не следует думать, что прана-вата отвечает за тапана-вату или удана-вату. Скажем прана – это воздушный поток, который проходит через седце. Апана – это то, что выходит у нас из толстого кишечника. Но не нужно думать, что это разные ваты. На самом деле вата бывает только одна, просто она выполняет в организме разные функции, и, в соответствии со своими функциями, ее делят на пять частей.

Вопрос…

Ответ: Нет, это не пять состояний вещества, а пять разных функций. Как я уже сказал, бывает пять разных типов питты. Например, один из типов питты, огонь,  отвечает за зрение. Этот огонь, который горит в глазах, как раз и дает нам возможность  видеть.  Другой  тип  -  это  садхака-агни.  Он  горит  в  уме  и  дает человеку возможность проводить различия, принимать правильные решения, определяет разум человека и так далее. Другой тип огня находится в коже и определяет пигментацию кожи. Если у человека кожа разного цвета, то нарушена пигментация, значит нарушен этот тип огня. Я могу более конкретно рассказать о функциях этого, но, в принципе, это ничего не даст. Мы можем знать все это, но в этом нет никакой практической ценности.

Вопрос…

Ответ: В принципе, бояться нечего. Вы все равно об этом скоро забудете. Вы должны иметь какой-то минимум практических знаний. Но для того, чтобы дать вам  минимум практических   знаний,   нужно дать также какой-то минимум теоретических знаний, иначе мы не сможем применить это реально на практике. На следующих занятиях вам станет яснее, как эти принципы помогают человеку в его повседневной жизни. Но на самом деле еще важнее, чем теория трех дош, – это теория вкусов. Но, по-видимому, об этом мы поговорим в следующий раз.

Вопрос…

Ответ: Рассказать? Нет, не о вкусах, а о пяти видах питты, пяти видах ваты и пяти видах капхи. Хорошо. Я просто зачитаю. Итак, существуют пять видов ваты, или иногда их называют праной. Первый основной тип – это прана, прана-ваю, прана-вата, или дыхание жизни. Прана-вата в основном размещается в сердце, а также в мозгу, груди, ушах и в носу. Она отвечает за дыхание, за проглатывание пищи, и, в принципе, непосредственно за жизнь. Этот тип ваты обеспечивает функционирование сердца, ума, чувств и интеллекта. Нарушение прана-ваю приводит   к  иканию,   бронхиту,   астме,   простудам,   а   также   к   сиплости, когда  садится  голос.  Это  все  свидетельство  того,  что  нарушена  прана-ваю. Дальше идет удхана-ваю. Удхана-вата – это поднимающийся воздушный поток. В основном, он находится в горле, в пупке, в легких, в шее и в носу. От него зависит речь и голос, а также все движения, которые совершаются в восходящем направлении. Также от удхана-ваю зависит сила ума, памяти и интеллекта. Нарушение удхана-ваю приводит к болезням глаз, шеи, носа и горла. На самом деле, я думаю, что вы все равно все это не запомните. Но так или иначе мы можем это быстро пройти. Дальше, самана-ваю – это воздушный поток, который выполняет функцию уравновешивания. Он находится, как правило, в области желудка и тонкого кишечника. Самана-ваю отвечает за переваривание и усвоение пищи. Он обеспечивет функционирование различных ферментов и так далее. Этот воздушный поток переносит перевареную пищу из желудка в тонкий кишечник. Прана-ваю – это основная форма ваю, потому что по массе она самая большая. Апана-ваю, которая находится в толстом кишечнике, отвечает за нисходящие движения  в  теле,  то  есть  за  вывод  мочи,  испражнений, также  за  рождение ребенка. Таким образом апана-ваю выталкивает из организма все, что идет вниз. При нарушениях апана-ваю наблюдаются болезни мочевого пузыря, ануса и мочеполовых органов. Вьяна-ваю находится в сердце и распределена по всему телу. Это на самом деле самая тонкая форма ваю, и она обеспечивает движение веществ по различным каналам, например, за движение крови по венам или транспортировку различных соков в теле. Также она отвечает за моргание. Нарушение этой ваю приводит  к повышению температуры.

Теперь пять типов агни. Первый – это пачака-агни. Это самый основной вид агни.  Он находится в желудке и в тонком кишечнике, двенадцатиперстной кишке. Он отвечает за переваривание пищи. С нарушением пачака-агни связано несварение желудка, когда желудок перестает переваривать пищу. Это все питта. Ранджака-агни отвечает за кровь. Он находится в печени, селезенке и в желудке. С нарушением этого агни связана анемия, когда человек становится очень бледным, желтуха,   и   все   то,   что   связано   с   изменениями   цвета   тела.   Следующий тип – это садхака-агни, о котором я уже упоминал. Он находится в сердце и в уме. В первую очередь он отвечает за память и за другие функции ума. Это самая тонкая форма огня. И все психические нарушения, все психические болезни связаны с растройством садхака-агни. Дальше – алочака-агни. Этот тип агни отвечает за зрение и находится в глазах. Все нарушения зрения – близорукость или дальнозоркость связаны с нарушением этой тонкой формы питты, которая находится в глазах. Браджака-агни находится в коже. Он отвечает за цвет кожи, за гладкость кожи.

И, наконец, пять последних форм капхи. Это кледака-капха, которая находится в желудке. То есть это желудочная жидкость, которая все смачивает. Чтобы пища могла хорошо перевариться, она должна сначала быть смочена. Дальше идет аваламбака-капха. Она находится в груди и в сердце. Ее функция – снабжать члены нашего тела энергией, а также защищать  сердце  от  перегрева.  Она  дает  энергию  сердцу,  чтобы  оно  могло биться. Бодака-капха находится на языке и отвечает за ощущение вкуса. Она также смачивает язык, давая тем самым возможность ощущать вкус. Затем идет тарпака-капха. Она находится в голове и непосредственно отвечает за функционирование  всех органов чувств, которые находятся в голове. Также она охлаждает. Например, она охлаждает глаза или ум. И, наконец, шлешака-капха находится в суставах. Она обеспечивает функционирование суставов, смазывает их, чтобы они двигались. Таким образом функционирует это тело, этот робот, в котором мы находимся. Как, вам стало ясно из этого описания, что мы не имеем к этому телу никакого отношения. Я не есть это тело, ки – джая!

Вопрос…

Ответ: На самом деле тот первый огонь, который называется пачака, в “Бхагавад-гите” приводится как чатара. Как я говорил, основная функция питты – переваривать, усваивать все.

Вопрос…

Ответ: Как это проходит? На самом деле, если бы мы сами не мешали этим дошам, если бы мы все делали как надо, то доши всегда находились бы в равновесии. У дош есть две тенденции – выходить из равновесия и возвращаться в равновесие. Например, если мы возьмем шарик на резиночке. Мы выводим этот шарик из равновесия, и он начинает туда-сюда болтаться, но в конце концов он опять возвращается в свое изначальное положение. Точно так же и тут – каким-то внешним влияниям мы выводим доши из равновесия, но на самом деле, в своем естественном состоянии, они всегда находятся в равновесии. То есть, если мы сами не будем мешать своему организму, все доши постепенно придут в равновесие. В сущности, в этом величие “Аюрведы”. “Аюрведа” не пользуется никакими сложными методами. Она просто говорит, что человек должен оставить глупости и дать организму самому прийти в равновесие. Иногда нам надо чуть-чуть самим подправить этот баланс. Если баланс в организме нарушен, то значит нам нужно принять какое-то лекарство, чтобы он быстрее восстановился. Только и всего. Не нужно делать никаких диагностических операций. После первого занятия Алик сказал, что сейчас для врачей  пункция – это детские игрушки. Очень часто врачи, если не могут поставить пациенту диагноз, просто кладут его на операционный стол, разрезают и смотрят, что у него происходит внутри. Смотрят, ничего не видят, опять зашивают и говорят: “Неизвестно, в чем тут дело”. Это стало теперь регулярной практикой. Алик может подтвердить. Он говорит, что этим хирургам доставляет удовольствие делать подобные операции. Они очень любят разрезать человека и смотреть, что у него там внутри. У них уже выработалась определенная психология. Так что в наши дни пункцией никого не удивишь. Медицина пошла дальше.

Вопрос…

Ответ: Дело в том, что современная медицина является продуктом современного взгляда на жизнь, как бы продуктом материалистического мировоззрения. В соответствии с этим мировозрением, во-первых, человек борется с природой. То есть уже сама концепция современной медицины довольно-таки агрессивная. Человеку внушают, что кругом враги, и он должен с ними сражаться. Вот пришел зловредный микроб и хочет нас уничтожить. Поэтому мы должны направить на него пушку, то есть съесть какое-то лекарство, чтобы умертвить этого микроба или еще  что-то.  На самом  деле  это  просто  отражение  мировоззрения современного человека. Но все эти концепции, в сущности, сводятся к механицизму. Человек – это механизм, который возник в результате какой-то эволюции. Следовательно, с помощью определенных механических методов мы можем привести этот механизм в порядок. Вот и все. Но “Аюрведа” – более глубокая наука. К сожалению, “Аюрведе” тоже можно предъявить немало претензий. И главная из них в том, что сейчас очень мало хороших аюрведических врачей. То есть “Аюрведа” очень полезна, когда речь идет о рекомендациях общего характера, но когда речь идет о каких-то специфических заболеваниях, то почти невозможно найти действительно хорошего аюрведического врача, который смог бы вылечить более сложное заболевание. Поэтому современные врачи говорят: “Смотрите, наш аспирин действует, и антибиотики действуют, а аюрведические врачи ничего не могут сделать”. Некоторые разделы аюрведической науки сейчас переживают относительный  расцвет,  но  в  свое  время  она  была  основательно  забыта, особенно в буддийский период.

Вопрос…

Ответ: Я хотел об этом сказать, но не сказал, потому что итак уже слишком много было сказано сегодня вечером. Аюрведическая медицина сначала развивалась в Тибете. Вся тибетская медицина развилась целиком под влиянием “Аюрведы”. Это по сути дела та же “Аюрведа”, но на новом месте, с новыми травами, но принцип остался тем же. Также “Аюрведа” повлияла на азиатскую медицину и на греческую. Скажем, в греческой медицине, как и в “Аюрведе”, существует представление о том, что человек бывает четырех типов – флегматиком, холериком, сангвиником и меланхоликом. Здесь можно провести четкую аналогию с   ”Аюрведой”.   Сангвиник   -   это,   по   сути   дела,   тип   ваты.   По   одним представлениям – это вата в гуне благости, по другим – состояние полного равновесия трех дош. Холерик – это типичный питта, флегматик – это капха, и, соответственно, меланхолик – это типичная вата в гуне невежества. В конечном счете все так или иначе сходится на “Аюрведе”.

 

Print Friendly

Комментарии запрещены.

Архивы