Семинар «История вайшнавских сампрадай: шесть Госвами Вриндавана», Дивноморск, 1999 г. (Диск 18, л. 8 – Локанатх Госвами)
Аннотация:
Я хочу рассказать о Вриндаване, и начать говорить о Госвами Вриндавана, которым мы обязаны тем, что сейчас Вриндаван есть на Земле, и все мы можем поехать туда. Мы уже говорили о том, что во Вриндаван мы можем попасть только по милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Только Господь Чайтанья сделал возможным для нас, людей Кали-юги, попасть во Вридаван. И необходимо четыре существенных качества, чтобы отношения с Чайтаньей Махапрабху могли восстановиться. Какие это качества? Смирение, терпение, готовность оказать почтение каждому и нежелание получить почтение взамен. Мы говорили также о том, как является в этот мир Господь Гауранга. Как неподвижный ананда-брахман становится подвижным и превращается в раса-брахман, Кришну. Как Кришна пытается наслаждаться Самим Собой и как Кришна взрывается и появляется Шримати Радхарани. И потом как Шримати Радхарани сходится с Кришной и у Них начинаются состязания. И как сладость Кришны возрастает, и любовь Шримати Радхарани возрастает, и когда сладость и любовь Кришны и Радхарани достигают своей высшей точки, появляется Господь Чайтанья. Когда любовь достигает высшей точки, то между возлюбленным и объектом любви стирается грань. Возлюбленный и объект любви становятся единым целым. И это единство называется Гауранга.
Кришна обладает четырьмя удивительными качествами, которые отличают Его от всех остальных воплощений Бога. Все они называются мадхурья. Первое — вену-мадхурья, Он играет на флейте, и когда Он играет на флейте, красота этого звука чарует весь мир. Однажды Кришна задал загадку Шримати Радхарани. Они находились в кундже и играли друг с другом. Кришна загадывал загадки, а Шримати Радхарани отгадывала, затем Шримати Радхарани загадывала, а Кришна отгадывал. Сначала Кришна задал Ей загадку: “Отгадай, что это такое: само неживое, но оживляет всю вселенную. Это не обусловленное живое существо, но оно находится в теле с девятью отверстиями?” Что это такое? Это флейта Кришны.
Следующее качество — рупа-мадхурья, красота Кришны, которая настолько удивительна, что когда Кришна видит Себя, Он падает от удивления. Третье качество, лила-мадхурья — это игры, которые исполнены необычайной прелести и сладости. Игры, которые Кришна разворачивает, бесконечно прекрасны, и говорить о них можно без конца. Игры Господа Нрисимхи — это тоже игры и о них тоже можно долго говорить, но они не исполнены такой сладости, как игры Господа Кришны. Игры Господа Рамачандры тоже имеют прелесть, но игры Господа Кришны обладают особой прелестью. И, наконец, последнее — према-мадхурья. Что значит према-мадхурья? Это значит, что Кришну окружают преданные, причем особые преданные, не просто преданные. У Кришны множество преданных. Кришна приходит в различных обликах, в разных сампрадаях. Во всех сампрадаях, во всех обликах Его окружают преданные. Но какие преданные окружают Кришну? Его окружают преданные, чьи сердце переполняются через край любовью, переполняются через край премой. Это особое качество Кришны.
Мы говорили о том, что у Кришны появляется лобха, или жажда. Кришна хочет испытать любовь Шримати Радхарани, Кришна хочет испытать блаженство, которое испытывает Шримати Радхарани, хочет увидеть Себя глазами Шримати Радхарани. Но можно задать вопрос: если у кого-то возникает жажда, лобха, о чем это свидетельствует? Когда у нас возникает желание чего-то, о чем это свидетельствует? Да, это свидетельствует о нашем несовершенстве, о том, что у нас чего-то нет. Это признак несовершенства. Когда желание появляется у нас, это значит, что мы несовершенны. Но при этом мы говорили, что у Кришны тоже появляется желание. Значит ли это, что Кришна тоже несовершенен? Что Кришна, который является лила- мадхурья, вену-мадхурья, рупа-мадхурья, према-мадхурья, что Кришна несовершенен? Суть в том, что Кришна является полным, абсолютным совершенством. Но каково качество полного, абсолютного совершенства? Оно должно постоянно расширяться. Если совершенство застынет, то это уже не будет полное совершенство. Абсолютное, полное совершенство должно расширяться до бесконечности. Поэтому у Кришны появляется желание наслаждаться Собой как Кришной, и Он приходит сюда в облике Шри Чайтаньи Махапрабху. Он смотрит на Себя глазами Шримати Радхарани, Он плачет о Себе глазами Шримати Радхарани, и Он стремится к Себе, как стремилась Шримати Радхарани. И еще есть один секрет у воплощения Кришны. Кришну очень трудно обрести. Кришна трудно приходит к преданным. Мы часто говорим, что Кришну легко достичь. Но кто из нас достиг Кришны, кто из нас несет Кришну в своем сердце? Как, по-вашему, почему Кришна так трудно входит в наше сердце? Есть один очень эзотерический ответ на этот вопрос. Кришна изогнут в трех местах, поэтому Ему трудно войти в сердце. Но зато когда Кришна туда входит, Он уже никогда оттуда не выйдет. Когда Кришна, изогнутый в трех местах, входит в сердце преданного, Он уже никогда не выйдет оттуда. Это то, чего мы должны хотеть. Нам нужно набраться немного терпения. Кришна не так быстро войдет в наше сердце. Но если Кришна, изогнутый в трех местах, войдет туда, то уже никогда его не покинет.
Кришна хитрый. В каких местах Кришна изогнут? Кришна изогнут в Своих стопах. Когда мы смотрим на первый изгиб у Его стоп, мы поклоняется Мадана-Мохану, мы завязываем отношения с Кришной самбандха-таттвой. Стопы Кришны олицетворяют самбандха-гьяну, связь Кришны и живого существа. Это первая трудность, которая ожидает человека. Сначала человеку трудно понять, в каких отношениях он находится с Богом. Это первый изгиб у стоп Кришны. Второй изгиб находится где? В улыбке Кришны. Улыбка Кришны не простая. Улыбка Кришны значит очень много. Что значит, кого олицетворяет улыбка Кришны? Говинду, или абхидея-таттву, практику преданного служения. Это очень непростая вещь — понять, каким образом Кришна проявляется в том, что мы делаем. Каким образом Кришна проявляется в звуках святого имени, каким образом Кришна проявляется в Божестве, каким образом Кришна проявляется в киртане, каким образом Кришна проявляется в Своих преданных. Понять это очень и очень не просто. И улыбка Кришны значит, что Кришна улыбается и ждет, когда же мы поймем эту тайну. Это второй изгиб, который должен войти в наше сердце. И третий изгиб Кришны находится в сердце. Чтобы постичь этот изгиб, мы должны обратиться к Гопинатхе, Гопиджанавалабхе. Тогда мы обретем прему, обретем любовь Кришны. Когда все три изгиба войдут в сердце живого существа, тогда Кришна уже никогда не выйдет из этого сердца. Кришна навсегда останется там.
Однако сейчас мы говорим о том, что Кришна хочет Сам испытать любовь, которую испытывают преданные. Кришна хочет Сам оказаться на месте преданного, в сердце которого Он вошел. Кришна хочет попробовать, каково быть преданным. Для этого Ему нужно обрести эту особую бхаву, особое настроение, которым обладает только Шримати Радхарани. На санскрите оно называется мадананатхья-маха-бхава. Это особая бхава или особая любовь, особое настроение Шримати Радхарани, в котором может пребывать только Она и никто другой. Чтобы обрести эту бхаву, Кришне нужно сделать что-то. У Кришны нет этой бхавы, этого настроения. Что Ему нужно сделать для этого? Кришна крадет это настроение у Шримати Радхарани. Он не просит, потому что Он не привык просить. Кришна не привык просить милостыню, Кришна не привык молить, Кришна не привык отбирать. Было бы слишком грубым с Его стороны, если бы Он подошел и отобрал это. Но Он привык воровать. Говорят, что в детстве Он тренировался в искусстве воровства. Он воровал масло, Он воровал йогурт. Но готовился Он к большому воровству, готовился Он к тому, чтобы украсть самое ценное, что есть в этом мире. Он украл бхаву, настроение Шримати Радхарани.
Господь Чайтанья приходит в настроении Шримати Радхарани, украденном Им. Если бы Она разрешила ему его взять, Он бы чувствовал себя комфортно, уютно. Но так как эта бхава украдена, так как Он украл эту прему, эту бхаву у Шримати Радхарани, Он не мог как следует совладать с ней, Он не мог взять ее под контроль. Так ачарьи объясняют, те особые формы экстаза, которые испытывал Господь Чайтанья, которые не описаны ни в каких ведических писаниях. Иногда вдруг члены Господа Чайтаньи сжимались, и Он превращался в Курму, в черепаху, или наоборот, члены Его расслаблялись, и Он становился ростом в три метра. Когда Его поймал рыбак, огромную фигуру в три метра, он подумал, что поймал дельфина или привидение попалось ему. Говорится, что украв эту бхаву, Он не смог справиться с ней.
Однако все эти причины можно свести к двум основным. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что есть две основные причины, по которым Кришна приходит сюда как Господь Чайтанья. Према раса нирьяса калите свадхана рага марга бхакти локе корите прачарана. Према раса нирьяса. Сначала Он хочет ощутить према-расу. Потом рага марга бхакти локе корите прачарана. Он хочет распространить рага-бхакти, Он хочет распространить спонтанную любовь к Кришне. Дальше он говорит: расика шекхара кришна парама каруна эй дуи хету ханйа иччхайа удждвала. Расика шикхара кришна парама каруна.
Это два качества Кришны, которые заставляют Его приходить сюда в образе Господа Чайтаньи. С одной стороны, Кришна — расика шекхара. Что значит расика-шекхара? Тот, кто наслаждается расой. Желание наслаждаться расой, высшим блаженством — это одно из качеств Кришны, которое заставляет Его приходить сюда как Господь Чайтанья. Второе качество — парама каруна. Что значит парама-каруна? Бесконечно милостивый, самый милостивый, Тот, кто милостивее всего. Говорится, что эти два качества неразрывно связаны друг с другом. Только расика-шекхара может быть парама-каруной. Только тот, кто наслаждается высшей расой, может быть бесконечно милосердным. Почему? Потому что расика-шекхара значит, что его счастье переливается через край. Блаженство, которое испытывает Господь Чайтанья, настолько велико, что Он не может удержать его. Так как блаженство это переливается через край, то оно разливается в виде милости. Блаженство, которое испытывает Сам Кришна, настолько велико, что Он не в силах удержать его. Оно переливается через край, оно приходит ко всем остальным, и все остальные в полном экстазе, обезумев, начинают воспевать Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Когда Кришна соединяется с Радхой, то это качество наслаждения достигает такой силы и такой интенсивности, что переливается через край. Переполнение кубка — это наслаждение расой. А переливание через край — это его проповедь, проповедь рага-марга или према-бхакти. Это высшая цель Господа Чайтаньи. Хотя это внешняя цель Его прихода, тем не менее, это неотъемлемая цель этой аватары. Он хочет дать прему другим. Он не довольствуется тем, что Сам испытывает прему, Он не довольствуется тем, что несколько преданных вокруг Него наслаждаются этой премой. Он хочет, чтобы люди приехали в Дивноморск, и в Дивноморске наслаждались премой. Он хочет, чтобы не только в Дивноморске, но и в каждом говоре и деревне люди наслаждались премой. Это то, чего хочет Господь Чайтанья, и то, что Он принес сюда. Поэтому мы говорим, что Господь Чайтанья не принес сюда религию. Иногда нас неправильно называют религией. Как по-вашему, что такое обычная религия, и почему Господь Чайтанья не принес религии?
— Законы Бога, свод правил.
— Какова цель религии, какую цель ставит обычная религия?
— Связь с Богом, райские планеты, дхарма, артха, кама. Да все так.
Шрила Прабхупада в ”Чайтанья-чаритамрите” в одном из комментариев к Ади-лиле первому тому удивительно описывает это. Он говорит, что обычная религия нужна для того, чтобы доказать людям, что Бог есть, есть Верховный повелитель. Как только человек понимает, что Бог есть, что дальше он делает? Начинает просить. Шрила Прабхупада говорит, что религия доказывает, что Бог есть, и люди сразу же начинают на Него смотреть как на вселенскую машину для исполнения желаний. Есть вселенский механизм для исполнения желаний, и человек понимает: “Наконец я нашел того, кто может исполнить все мои желания”.
Господь Чайтанья пришел не для того, чтобы доказать, что Бог есть. Для этого есть мусульманство, христианство, и так далее. Они докажут вам, что Бог есть и что Бог может исполнить все ваши желания. Для чего пришел Господь Чайтанья? Он пришел для того, чтобы дать Кришна-прему, для того, чтобы дать любовь каждому. Это совсем непросто. И мы будем говорить, как можно постичь эту любовь, и что Господь Чайтанья сделал, чтобы дать ее каждому.
Чтобы достичь этой цели, Господь Чайтанья пришел и дал нам Свое учение. Это учение очень просто. Один из последователей Адвайты Ачарьи, Шринатх Чакраварти в своем комментарии на “Шримад-Бхагаватам” сформулировал все, чему учил Господь Чайтанья. Всего несколько положений. Он говорил арадхья бхагаван. Это первое, чему учит Господь Чайтанья. Что такое арадхья-бхагаван? Арадхья значит, что объектом нашего поклонения является Бог, Личность Бога. Личность Бога, наделенная всеми качествами личности, является объектом нашего поклонения. Нужно поклоняться арадхья бхагавану, но какому Бхагавану, об этом он говорит в следующем положении. Враджеша-таная. Что значит враджеша таная, враджа иши таная? Сын повелителя Враджа. Арадхья бхагаван враджеша таная. Мы должны поклоняться Бхагавану, который приходит сюда в облике сына повелителя Враджа, как Враджендра-кумар. Дальше тад дхама вриндавана. Что значит тад дхама вриндавана? Место, в которое Он приходит, называется Вриндаваном. Что еще главное в этом положении тад дхама вриндавана? То, что Вриндаван неотличен от Кришны. Мы поклоняемся Вриндавану наравне с Кришной. Арадхья бхагаван враджеша-таная тад дхама вриндавана. Объектом нашего поклонения является Кришна, который приходит во Вриндаван, и земля Вриндавана, на которую Он приходит. Дальше рамья ка чид упасана. Упасана — самый лучший способ поклонения Господу показали враджа вады, женщины земли Враджа. Они показали, каким образом нужно поклоняться Кришне. Каким образом нужно поклоняться Кришне? Убегая из дома. (Мы все в свое время сделали это, следуя по стопам гопи Вриндавана. Очень важный принцип, и он работает до сих пор). Дальше шримад-бхагаватам праманам амалам. Что это такое? Самым высшим священным писанием, безупречным и самым чистым доказательством, если мы хотим доказать какую-то истину, является “Шримад-Бхагаватам”, шримад-бхагаватам праманам амалам. И према-пумартха-мохан. Что это значит? Према является высшей, единственной целью человеческого существования, человеческой жизни, и ничто другое. И завершается этот стих строчкой шри чайтанья махапрабхор матам идам татрадарах на парах. Все это дал нам Господь Чайтанья, все эти утверждения принес Господь Чайтанья, и мы питаем величайшее почтение к ним.
Почему так важен Вриндаван? В этих строках говорится, что Вриндавану поклоняются наравне с Кришной. В конце концов, Кришна приходит на землю во многих дхамах, во многих местах. Почему именно Вриндаван так важен, что отличает Вриндаван от всех других дхам, ведь Кришна приходит в Айодхью, другие святые места, где проходят Его игры? Только во Вриндаване есть самые высшие расы, есть дасья, сакхья, ватсалья и шрингара. И во Вриндаване нет шанта-расы. Шанта-расы не может быть, ей нет места во Вриндаване. Равнодушным в отношении к Господу, которым мы просто восхищаемся как чем-то красивым на расстоянии от нас, нет места во Вриндаване. Поэтому говорится, что Вриндаван — это самое возвышенное место на Земле. Брахма молится о том, чтобы он мог кататься в пыли Вриндавана. Творец Вселенной, который живет на высшей планете, спускается вниз и катается в пыли Вриндавана. Уддхава, самый лучший из гьяни, ученик Брихаспати, приходит и говорит: “Я хочу стать травинкой во Вриндаване, я не хочу ничего другого”. И мы тоже едем во Вриндаван, и что мы делаем во Вриндаване? Вриндаван — это особое место, но фокус в том, чтобы не принимать Вриндаван дешево. Мы будем говорить об этом секрете Вриндавана, что значит понять Вриндаван, что значит быть во Вриндаване, действительно находиться во Вриндаване? Что значит извлечь благо, которое может дать Вриндаван? Как можно быть во Вриндаване и находиться во Вриндаване? Говорится, что когда Кришна был там, то Вриндаван был землей, которая переливалась через край. Полубоги завидовали Вриндавану. Деревья постоянно были покрыты цветами, их ветви ломились от фруктов и плодов. Они полностью забыли о том, какой сейчас сезон. Все четыре сезона были на земле Вриндавана одновременно, солнце светило, полная луна была каждый день независимо ни от чего. Все переполнялось во Вриндаване оттого, что там находился Кришна. Но когда Кришна ушел, то вместе с Ним ушли Его спутники, и земля очень быстро пришла в полное запустение. После того, как Кришна ушел, уже через пять лет от Вриндавана ничего не осталось. Вриндаван скрылся. И снова Вриндаван появился через сто лет, когда туда пришел Махараджа Ваджранабха, внук Господа Кришны. Махараджа Парикшит поставил Махараджу Ваджранабху править землей Вриндавана. Махараджа Ваджранабха взял с собой Уттару, единственную оставшуюся в живых свидетельницу игр Кришны. Из тех, кто видел Кришну, она была единственной оставшейся в живых. Поэтому Ваджранабх взял ее, и вместе с Сандили Риши, великим мудрецом, являющимся автором “Бхакти-сутр”, он пришел во Вриндаван и построил храмы на местах игр Кришны. Он открыл все основные места игр Кришны, основал там тиртхи, гхаты и восстановил былую славу Вриндавана. Он установил четыре основных Божества Вриндавана. Первое Божество — это Говиндадев. Он находится во Вриндаване. Второе — Харидев, находящийся на Говардхане. Третье Божество — это Кешава-дев в Матхуре. И четвертое Божество, которое правит Вриндаваном — это Даутджи в Махаване. Он установил два Гопала. Это Мадана-Гопал, ставший позже Мадана-Моханом, и Сакши-Гопал, тот самый Гопал, который позже пришел в Ориссу. Он установил два Натха. Это Гопинатх и Шри-натх. Он установил четыре ишвары: Гопешвар, Чакалешвар, Камешвар и Бхутешвар соответственно во Вриндаване, у Говардхана, в Камьяване и Матхуре. И он установил четыре Деви, четыре йога-майи. Йога-майя у храма Говиндаджи, Паталешвари-деви в Матхуре, Вринда-деви в Камьяване и Манаси-деви у Говардхана. Так продолжалось в течение какого-то времени. Но вскоре после этого на землю Вриндавана пришли буддисты, возненавидевшие преданных Кришны.
Затем пришли мусульмане. Махмуд Газневи полностью разграбил великолепный храм Кришны, который стоял на месте Его рождения. Он захватил столько золота и серебра, золотых и серебрянных статуй столько, что не хватило верблюдов их унести. Он сам сравнял храм с землей и сказал, что мне, чтобы построить такой храм, понадобилось бы двести лет. Я не могу построить такой храм, для этого мне нужно сто миллионов золотых динарий. Поэтому лучше я уничтожу его, сравняю с землей. Это был одиннадцатый век, не можем даже представить себе, насколько славна была земля Вриндавана в то время, как она была роскошна и великолепна. Но после этого слава Вриндавана стала клониться к закату. Потом, в пятнадцатом веке, Лоди, еще один мусульманский завоеватель, снова напал на Вриндаван. Он снова разрушил все храмы. Он взял статуи из храмов, отдал их мясникам и сказал: “Вешайте мясо на эти статуи”. Так мусульмане издевались над Вриндаваном. Когда пришел Чайтанья Махапрабху, сердце Его обливалось кровью при виде того, что делается с землей, на которой Он когда-то был. Он пришел, чтобы восстановить славу Вриндавана. Это одна из целей прихода Чайтаньи. Он парама-каруна. Он знает, что мы не сможем обрести Кришна-бхакти, если не попадем во Вриндаван, если мы не окажемся в атмосфере Вриндавана. Не каждый человек может приехать во Вриндаван, который находится на Голоке. Но в Бхаума-Вриндаван, Вриндаван, который находится на этой Земле, могут попасть даже брахмачари с Беговой. Каждый может попасть туда, и, несмотря ни на что, получить благо.
Когда Чайтанья Махапрабху узнал, в каком состоянии находится земля Вриндавана, Он дал обет. Он сказал, что Я не буду спать спокойно до тех пор, пока земля Вриндавана не восстановит свое былое величие и славу. Но при этом Сам Он был занят распространением миссии санкиртаны. Он начал распространение миссии санкиртаны в Навадвипе и не знал, кто бы мог сделать это. И, в конце концов, такой человек появился. Когда Кришна хочет, чтобы кто-то исполнил какую-то миссию, такой человек появляется. Первым человеком, который начал эту миссию, и которому мы обязаны тем, что Вриндаван существует, был Локанатх Госвами. Он открыл святые места Вриндавана и дал нам Вриндаван. Мы расскажем об удивительной жизни и историях, лилах и философии, связанных с Локанатхом Госвами. Он открыл триста тридцать три святых места Вриндавана. Он пришел в эту землю, заросшую густыми зарослями, где жили змеи, скорпионы, дикие животные и какие-то дикие люди.
Люди приходят во Вриндаван для того, чтобы погрузиться в атмосферу святых игр Кришны для того, чтобы помнить об этих играх и постоянно перебирать их в уме. В этом суть атмосферы Вриндавана. Благодаря Локанатхе Госвами мы можем сейчас с вами ездить во Вриндаван.
Локанатха Госвами был ровесником Чайтаньи Махапрабху. Он родился в северной Бенгалии. Отец послал его изучить “Шримад-Бхагаватам” у Адвайты Ачарии. Адвайта Ачария был знаменитым святым, и все знали, что он лучше всех знает “Шримад- Бхагаватам”. Поэтому отец Локанатхи, великий пандит, послал своего сына в четырнадцать лет учить ”Шримад-Бхагаватам”. Там он и встретился с Господом Чайтаньей, с Нимаем, которому в то время тоже было четырнадцать лет. И когда он встретился с Нимаем, то понял, что это Тот, кому он будет служить всю свою жизнь. Он понял, что не нужно больше ничего. В течение какого-то времени он находился вместе с Нимаем, но потом он должен был вернуться домой. Нимай пришел в нему в деревню, когда после Своего первого брака Он отправился в путешествие в Гайю. И во время Своего путешествия Он пришел к Локанатхе Госвами, и они вместе проповедовали в деревнях Бенгалии. Но потом они снова расстались. И, в конце концов, до Локанатхи Госвами, который тогда еще не был Госвами, дошла весть о том, что Шри Чайтанья Махапрабху начал движение санкиртаны. Локанатха решил отречься от всего, бросить все. Он ждал этого момента, он ждал этого мига, когда сможет бросить все, прийти к Шри Чайтанье Махапрабху и никогда не расставаться с Ним. Он хотел постоянно быть подле Господа Чайтаньи, постоянно видеть Его, постоянно служить Ему, делать все, что угодно, и постоянно находиться рядом с Ним. Он бросил все и отправился в Навадвипу. В конце концов, он пришел в Навадвипу в ожидании того, что проведет остаток своих дней рядом с Господом Чайтаньей. Когда Локанатха пришел, Господь Чайтанья сидел на крылечке Своего дома. Рядом с Ним сидели Гададхар, Мукунда и еще несколько преданных. Господь Чайтанья, увидев Локанатху, страшно обрадовался. Он вскочил, стал плясать, стал прыгать и радостно восклицать: “Мой друг, Мой друг, Мой друг вернулся”! Потом Он бросил на Локанатха многозначительный взгляд. Он посмотрел на него и понял, что это именно тот человек, который сможет исполнить миссию, о которой Он давно мечтал. Он посмотрел на него и сказал: “Иди отдохни, поспи с дальней дороги. Завтра Я скажу тебе что- то очень важное. Кришна очень милостив к тебе, о Локанатх. Кришна хочет дать тебе миссию”. Бедный Локанатх, когда услышал это, не мог заснуть. Он ворочался с боку на бок и думал: “Какую же за миссию мне приготовил Кришна”? Он думал, что единственная миссия его жизни, единственное желание его жизни — это быть рядом с Махапрабху. Что может быть лучше, что может быть выше этого? “Я уже достиг цели своей жизни. Я пришел сюда, я нахожусь рядом с Ним, я вижу Его. Я нахожусь рядом с Нимаем Пандитом и я буду помогать Ему во всем, что Он делает”.
На следующее утро обрадованный, немного успокоенный и слегка взволнованный Локанатх пришел к Чайтанье Махапрабху. И Чайтанья Махапрабху сказал ему: “Ты не должен оставаться в Навадвипе ни минуты больше. Сегодня же ты должен отправляться во Вриндаван”. Локанатха Госвами схватился за голову и сказал: “Я никуда отсюда не уйду. Я пришел сюда, чтобы остаться здесь, и Ты можешь делать со мной все, что угодно, но я не уйду отсюда”. Чайтанья Махапрабху сказал: “Но это твоя миссия. Это то, чего Я хочу. Я хочу только этого”. Локанатх заплакал, стал говорить: “За что Ты наказываешь меня”? И Чайтанья Махапрабху ответил: “Я не наказываю тебя, Я даю тебе то, с помощью чего ты сможешь обрести Меня в самом высшем смысле этого слова”. И Локанатх Госвами понял, что у него нет другого выхода. На самом деле, самое высшее желание преданного — это находиться рядом с Кришной. Самое высшее желание преданного — находиться рядом с Тем, кому он поклоняется. Но какое желание является еще более высоким, чем желание находиться рядом с Кришной? В каком случае человек может расстаться с Кришной? Если этого хочет Сам Кришна, ради миссии, ради служения Кришне преданный готов даже на это. В этом заключается суть бхакти. Мы можем видеть, каким образом человек может попасть во Вриндаван. Суть бхакти в том, чтобы променять даже Самого Бога на служение Богу. Господь Чайтанья Махапрабху сказал: “Если ты хочешь иметь Меня, ты должен отправиться во Вриндаван. И только во Вриндаване Я всегда буду рядом с тобой. Здесь Я может быть буду рядом с тобой, может быть не буду рядом с тобой. Но во Вриндаване Я всегда буду возле тебя”.
Локанатх Госвами вместе с Бхугарбхой Госвами, находившимся там же и попросившимся идти вместе с ним, отправились во Вриндаван. Они пришли во Вриндаван, но сердца их не находили покоя. Они ходили по Вриндавану, они искали места, но ум их, сердца было в Навадвипе. До них дошла весть о том, что Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу, что Чайтанья Махапрабху отправился в путешествие по Южной Индии и что Он ходит по всей Индии и проповедует славу святого имени. Они не смогли удержаться во Вриндаване, они побежали за Кришной. Они подумали: “Если мы сейчас не отправимся вслед за Господом Чайтаньей, мы никогда больше не увидим Его”. Но куда бы они не приходили, все им говорили: “Чайтанья Махапрабху недавно был тут и ушел”. Или: ”Нет, такого тут никогда не было”. “Чайтанья Махапрабху проходил тут, Он пел святые имена”. Каждый раз они чуть-чуть разминались с Господом Чайтаньей. В отчаянии они вернулись во Вриндаван, туда, куда их послал Господь Чайтанья. Когда они пришли во Вриндаван, им сказали: “Чайтанья Махапрабху был здесь два месяца. Пять дней назад Он ушел отсюда”. Когда Локанатх Госвами услышал это, он упал в обморок, он лишился чувств. Смысл этой лилы в том, что Кришну невозможно найти, если Кришна не хочет этого. Если Кришна не хочет этого, сколько бы вы не ходили за Кришной, сколько бы вы не искали Кришну, как бы вы не бегали за Ним, в какие бы святые дхамы не отправлялись, вы не сможете найти Его там. Когда Локанатх Госвами упал без чувств, Чайтанья Махапрабху пришел к нему во сне. Чайтанья Махапрабху стал ему говорить: “Куда ты убегаешь от Меня? О Локанатх, Локанатх, ты постоянно убегаешь от Меня”. Локанатх стал говорить Ему: “Как это я убегаю от Тебя, если это Ты убегаешь от меня. Я не могу встретиться с Тобой”. Чайтанья Махапрабху говорит: “Я все время с тобой, пока ты во Вриндаване. Я дал тебе служение, и пока ты здесь служишь, Я все время с тобой. Если ты отправишься искать Меня где-то в другом месте, ты никогда не найдешь Меня. Оставайся здесь, во Вриндаване, до конца своих дней. Пока ты будешь здесь, Я буду все время с тобой”. Локанатх Госвами, услышав эти слова, понял, что он должен делать. Единственный раз в Навадвипе, на крыльце дома Шри Чайтаньи Махапрабху они виделись, и это был их последний даршан. Больше Локанатх Госвами не видел Господа Чайтанью. Всю свою жизнь он провел в разлуке с Господом Чайтаньей. Всю свою жизнь он думал: “Когда же я вновь увижусь с Господом Чайтаньей”? Всю свою жизнь он делал то, что хотел Господь Чайтанья. Господь Чайтанья хотел открыть Вриндаван, хотел, чтобы мы все могли приехать туда, ходить по Вриндавану и постоянно помнить о Кришне. И Локанатх Госвами сделал это.
Локанатх Госвами стал ходить и думать: “Как же мне найти места игр”? В то время Вриндаван представлял из себя дикие, густые заросли, где жили только змеи, скорпионы и дикие животные. Там ничего не было. Тогда Локанатха Госвами стал молиться. Он молил Вринду-деви: “О Вринда-деви, пожалуйста, раскрой мне игры. Когда же я увижу Вамшиват, когда я увижу Кеши-гхат, когда же я окажусь во всех этих святых местах, связанных с играми Кришны?” И Вринда-деви стала водить его. Сама Вринда-деви открывала ему. Каким-то образом, чудом он шел куда-то и находил развалины храма или старый пруд. Он смотрел в священные писания, сравнивал все это и говорил: “Да, здесь Кришна танцевал на головах змея Калии. Здесь Кришна проглотил лесной пожар. Здесь Кришна отдыхал после того, как Он танцевал на головах змея Калии”. Так он искал святые места. Но через какое-то время он понял, что один он не сможет исполнить эту миссию. Он понял: “Мне нужен Кришна. Без Кришны я ничего сделать не смогу”. Он стал думать об этом. В это время он находился у Кишори-кунды.
Кишори-кунда — это удивительное место во Врадже. На Картику огромная искконовская парикрама во главе с Локанатхой Махараджем, который носит то же самое имя, отправляется по всем святым местам Враджа. Они идут туда, на Кишори-кунду, где Локанатх Госвами нашел свое Божество Радха-Винода. Кишори-кунда находится недалеко от Умрая, удивительной деревни, в которой Шримати Радхарани стала царицей Вриндавана. В Умрае возле Кишори-кунды сидел Локанатх Госвами и думал: “Мне нужен Кришна. Как было бы здорово поклоняться Кришне. Я бы говорил с Кришной. Я бы советовался с Ним, и Кришна показывал бы и рассказывал мне, где Он играл”. В этот момент Кришна находился поблизости. Кришна находится там, где преданные думают о Нем. Кришна находился на дне Кишори-кунды. Радха-Винод пролежал на дне Кишори- кунды в течение многих сотен и тысяч лет. Радха-Винод стал думать: “Вот преданный, который хочет поклоняться Мне, а Я лежу здесь и непонятно что делаю и никто Мне не поклоняется”. Тогда Он решил изобрести трюк. Кришна принял образ охотника, дикого человека. Он взял Радха-Винода и вдруг предстал перед Локанатхом. Локанатх находился в полузабытье, он не знал, день или ночь. Он просто думал о Кришне. В этот момент, когда он открыл глаза, он увидел старого охотника. Охотник сказал: ”О Госвамиджи Бабаджи, я очень старый, и у меня есть Божество Радха-Винод. Я поклонялся Ему всю свою жизни и не знаю, что с Ним дальше делать. Я не могу больше поклоняться Ему. Возьми Его и поклоняйся.” И когда Локанатха услышал это, он подумал: “Кришна внял моим молитвам, Кришна услышал мое желание, Кришна пришел сюда”. Он схватил Радха-Винода, сжал Его в своих объятиях и упал без чувств. Очнувшись с Радха-Винодом в объятиях, он стал думать, откуда взялся охотник, где он. Но охотника нигде не было. Он стал смотреть по сторонам, искать. Радха-Винод, которого он сжимал, недовольно сказал: “Кто же это еще мог быть, кроме Меня? Это Я Сам тебе Себя принес. И Я хочу есть. Я голоден”.
Кришна сказал: “Я голоден”. Это удивительные слова. Кришна в течение сотен лет пролежал на дне Кишори- кунды. В течение сотен тысяч лет Кришна не хотел есть и вдруг Он проголодался. Почему Кришна проголодался? Когда Кришна видит в преданном желание служить Ему, у Него сразу же возникает голод. Он хочет принять это служение. Когда в нашем сердце появляется желание служить Богу, когда в нашем сердце развивается это желание, то Кришна сразу же хочет получить это служение. У Него появляется голод. И Кришна закричал: “Я голоден, Я хочу есть, корми Меня”. С этого момента началось служение. Началось общение Радха-Винода и Локанатха Госвами. Локанатх Госвами каждый день готовил Радха-Виноду. Он готовил Ему шак, собирал овощи. Во время проливных дождей Локанатх Госвами прятал Радха-Винода в дупло, а сам стоял возле этого дупла и заботился о том, чтобы Радха-Виноду было хорошо. Он заботился только о Радха-Виноде, и Радха-Винод стал на глазах толстеть. Когда Локанатх Госвами кормил Его, прасад, которым он кормил Его, был таким вкусным, что Радха-Винод стал поправляться на глазах. Сейчас изначальное Божество Радха-Винод находится в Джайапуре. Если Вы увидите Его, Вы увидите, какой Он толстый. С тех пор Локанатх Госвами очень хорошо накормил Его. Локанатх Госвами сшил себе мешок и носил Радха-Винода у себя в мешке. Это тяжелое Божество, примерно килограмм пятнадцать-двадцать. Локанатх Госвами ходил по всему Вриндавану с этим грузом, но совершенно не чувствовал тяжести. И, в сущности, это Радха-Винод носил на себе Локанатха Госвами. Радха-Винод говорил Локанатху Госвами: “Пойдем туда. О! Вот тут, вот тут произошла такая-то лила”. Радха-Винод начинал изображать эту лилу. И Локанатх погружался в экстаз, когда видел лилу, которая представала у него перед глазами.
Это то, каким образом можно прийти во Вриндаван. Во Вриндаван невозможно прийти, если мы охвачены гордыней, если мы считаем себя очень важным человеком, если мы считаем, что у нас что-то есть. Как говорится в “Шад-госвами аштаке”, каупина-кантха- шритау, Госвами Вриндавана каупина-кантха шритау. Это значит, что каупина единственное, что было у Госвами Вриндавана. Каупина — набедренная повязка, и канта — лоскутное одеяло. Это то, что было у Локанатхи Госвами. У него были каупина, канта и Радха-Винод, которого он носил. Но богаче его не было никого в этом мире. (Иногда мы приезжаем во Вриндаван, и первое, что мы делаем, это идем. Куда? На Лой-базар. Как будто все игры Кришны происходили именно там). Но чтобы попасть во Вриндаван, нужно отказаться от всего. Как поет Нароттама дас Тхакур, вишая чария кабе шуддха хабе нама кабе хама хера бо шри бриндабана. До тех пор, пока мои глаза отравлены привязанностью к материальному миру, вишая чария, пока мои глаза имеют жуткую, страшную, нелогичную привязанность к материальному миру, и у меня есть гордыня в результате этого, хабе ман, пока я горжусь тем, что у меня что- то есть, что я некто великий, я не смогу увидеть Вриндаван. Нароттама Даса Тхакур поет: вишая чхария кабе шудха хабе ман кабе хама херабо шри бриндабаван. Шри Вриндаван раскроется передо мной только тогда, когда я выброшу все это. Каупина кантха шритоу, когда у меня не останется ничего. Есть одна замечательная история о том, как Вриндаван учит, как можно попасть во Вриндаван.
Не так давно, где-то в начале этого века, жил один великий преданный, Махараджа Вирачандра из Бахадура. Он был очень богатым царем и при этом великим преданным. Он очень часто приезжал во Вриндаван для того, чтобы погрузиться в его атмосферу. Однажды он со свитой приехал в свою резиденцию. Свита стала распаковывать чемоданы, раскладывать вещи на балконе. В этот момент обезьяна соскочила с дерева, прыгнула на террасу и ухватила самое дорогое, что там было — драгоценную тонкой шерсти тканую шаль с узором. Это часто бывает во Вриндаване. Слуги сразу окружили дерево, стали бросать ей бананы, фрукты, еще что-то. Обезьяна сидела на вершине дерева, равнодушно смотрела на все то, что ей бросали, и у всех на глазах с огромным удовольствием стала рвать шаль на куски. Пока не порвала эту шаль на маленькие клочки, она не успокоилась. Слуги тем временем выходили из себя, и только Махараджа Вирачандра смотрел на все это, и слезы катились из его глаз. Его секретарь, который заметил это, не понял: ”Неужели ему жалко шаль? Неужели он плачет потому, что обезьяна порвала его шаль”? Позже он подошел к царю и спросил: “Почему ты плакал тогда? Какие чувства ты испытывал, когда обезьяна рвала твою шаль”? Махараджа Вирачандра сказал: “Это была не обезьяна. Это был великий мудрец, который пришел дать мне урок. Он пришел, чтобы показать мне, что во Вриндаван нельзя приезжать царем. Во Вриндаван нельзя приезжать, думая о том, кто я такой. Чтобы приезжать во Вриндаван, нужно снимать туфли, нужно ходить босиком и нужно считать себя самым последним слугой слуги слуги слуги. А я восседал на горе своей гордыни. Я забрался на каменную гору своей гордыни и сидел”. (И, между прочим, это то место, где сидим мы все с вами. То самое место, которое мы облюбовали. У каждого из нас есть своя каменная горка и мы сидим на этой горе). Он говорил, что дождь милости не достигает тех, кто находится на вершине горы. Дождь милости льется вниз. Только те, кто смиренны, кто находится внизу и смиренно низко склоняет свою голову, только они смогут обрести милость Кришны, смогут обрести милость Вриндавана. Только так можно войти во Вриндаван. Только так можно понять, что такое Вриндаван, юкта-Вриндаван.
Именно так жил Локанатх Госвами. День и ночь он поклонялся Кришне. Позже Рупа Госвами и Санатана Госвами пришли во Вриндаван и Локанатх Госвами, который был к тому времени уже очень стар, поручил им оставаться во Вриндаване и продолжать его дело. Сам же он уединился в небольшое место в зарослях на берегу Ямуны во Вриндаване. В этом месте сейчас находится храм Гокулананды. Там он стал поклоняться Радха-Виноду. И как он поклонялся Радха-Виноду — это нужно знать. Мы все хотим любить Кришну. Но для этого нужно любить Его. Для этого нужно смотреть, что делали Госвами Вриндавана. Иногда Локанатх Госвами смотрел на Радха-Винода и погружался в экстаз бхавы и премы. Он забывал обо всем остальном. Он забывал о том, что пришло время готовить для Радха-Винода, пришло время кормить Его. Радха-Винод наслаждался этим. Когда Локанатх Госвами находился в таком состоянии, Радха-Винод испытывал блаженство. Рассказывают такую историю. Однажды Локанатх Госвами сидел и смотрел на Радха-Винода. Он не мог оторвать глаз. Время шло, минута за минутой, час за часом. Подошло время, когда нужно было готовить подношение. У него был помощник, который помогал ему готовить. Помощник очень долго ждал. В конце концов, он не выдержал и побежал в кутир, где находился Локанатх Госвами, чтобы вызвать его оттуда. Как раз в тот момент, когда он подошел, Локанатх Госвами вышел оттуда. Вдвоем они отправились на кухню и стали вместе готовить. В какой-то момент его помощник что-то забыл, ему нужно было посмотреть что-то. Он опять побежал в храм. Когда он вошел в храм, то увидел, что Локанатх Госвами сидит там. Одновременно с этим он находился на кухне и готовил вместе с ним. Помощник опять побежал на кухню, посмотрел и увидел, что Локанатх Госвами находится там. Потом он побежал в храм и увидел, что Локанатх Госвами сидит в храме. Он не выдержал, он стал тормошить Локанатху Госвами и говорить: “Ты мне можешь сказать, где ты, там или тут? Сколько вас вообще, и что со мной происходит?” Локанатх Госвами ничего не мог понять, он сказал: “Я тут сижу”. — “Как ты тут сидишь? Мы с тобой вместе готовим и уже почти приготовили подношение для Радха-Винода”. Они побежали на кухню и увидели готовое подношение для Радха-Винода, но больше никого они там не обнаружили. Локанатх Госвами понял, что это Радха-Винод Сам принял его облик, и побежал готовить для Самого Себя, чтобы не мешать Своему преданному. Так проходили игры Локанатхи Госвами.
Он был уже очень старым. В свое время он дал обет, что никогда не будет принимать учеников. Когда Локанатх Госвами уходил, ему было далеко за сто лет. Но тучи стали сгущаться. Преданные во Вриндаване узнали, что Чайтанья Махапрабху в Пури оставил этот мир. Его больше нет. Один за другим стали уходить другие преданные. Рагхунатха Дас Госвами пришел во Вриндаван, он ушел на Радха-кунду и не хотел никого видеть. Рупа, Санатана, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, все они один за другим стали уходить из этого мира. Осталось только четыре великих преданных: Джива Госвами, Локанатх Госвами, Бхугарбха Госвами и Рагхунатх Дас Госвами. Четыре преданных осталось на Земле. И Джива Госвами стал очень беспокоиться: “Что станет с миссией? Что останется, когда все они уйдут, что останется, когда нас не будет тут”? И в это время, мы знаем, пришли кто? Нароттам, Шьямананда и Шринивас.
Это очень известная лила, как Нароттама дас Тхакур стал учеником Локанатхи Госвами. Но, тем не менее, мы не сможем понять Вриндаван, если не поймем ее. Я не буду долго и во всех подробностях рассказывать ее, как Нароттама дас Тхакур путешествовал по всей Надии, как потом он пришел во Вриндаван, как один за другим ушли Рупа и Санатана Госвами, как он не встретился ни с кем, как он нашел Локанатху Госвами, и как он стал служить Локанатхе Госвами. Локанатх Госвами стал говорить ему: “Уходи отсюда, я никого не принимаю учеником, столько других учителей! Отстань от меня!” И Нароттам дас Тхакур стал служить ему, не смотря ни на что, тайком. Тайком он ходил и убирал утром за Локанатхом Госвами.
Утром в три часа Локанатх Госвами вставал, выходил из своего ашрама и шел на берег Ямуны. После этого Нароттам дас Тхакур пробирался тайком в это место. Он расчищал это место, все убирал, поливал его чистой водой, которую приносил в горшке из Ямуны. Локанатх Госвами заметил это. Он не мог понять, кто это делает. Сначала ему было все равно. Он подумал: “Что это такое”? А Нароттама дас Тхакур думал: “Я пришел во Вриндаван, и я сын царя. И хотя я оставил все, хотя я оставил свои царские покои, свои царские богатства, свой комфорт, я отказался от всего, все рано люди знают, что я сын царя. Все равно слава царского сына идет за мной. Эта слава тонким образом укрепляется во мне. Люди все равно оказывают мне почтение. Они говорят, что сам царевич пришел сюда, сам царевич отказался.” И Нароттама дас Тхакур стал думать, как избавиться от гордыни. (Это на самом деле тот вопрос, который мы должны задать себе. Чтобы попасть во Вриндаван, чтобы понять Вриндаван, мы должны задаться вопросом: как избавиться от гордыни? Что нужно сделать, чтобы гордыня перестала мешать нам, перестала заслонять от нас духовный мир и Кришну?) И Нароттам дас Тхакур подумал: “Самое лучшее, что я сделаю — я возьму метлу и буду мести. Я буду мести за своим духовным учителем. Подметальщики улиц — это самая низшая каста, какая может быть”. Когда Нароттама дас схватился за метлу, слезы экстаза потекли у него из глаз. Когда он утром убирал за своим духовным учителем его испражнения, когда он поливал это место водой из Ямуны, он плакал. И не было никого счастливее его. Он думал: “Стану я его учеником или нет, но я служу ему, я делаю это, потому что это нужно делать, потому что я слуга слуги слуги слуги.”
Так служил Нароттама дас Тхакур в течение целого года и в течение целого года Локанатха Госвами не обращал на это внимания. Он думал: “Может быть, какой-то местный житель решил послужить мне, может быть какая-то женщина делает это. Они знают, что я старый”. К тому времени ему было далеко за восемьдесят. Он был старый, согбенный, и он подумал: “Ничего страшного”. Но через год он подумал: “Какой же я негодяй. Целый год я принимаю служение неизвестно от кого. Кто-то служит мне. Похоже, что здесь, во Вриндаване, я превратился в обыкновенного мирского наслаждающегося. Майя накрыла меня здесь”.
Это то, каким образом майя ловит нас. Майя предлагает нам различные уловки, она говорит: “А почему бы тебе не принять служение? Почему бы тебе не возомнить себя великим? Почему бы тебе не счесть, что ты достиг Кришна-премы? Не правда ли, у тебя уже иногда слезы текут из глаз, особенно если луком глаза тереть”? Майя постоянно пытается нас поймать. Поэтому человек должен быть начеку.
Локанатха Дас Госвами показывает нам, каким образом надо быть начеку. Через год он спохватился. Он подумал: “Я великий грешник. Я должен поймать этого вора и я должен сам служить ему. Я должен поймать того, кто служил мне”. Поэтому на следующий день рано утром он проснулся на час раньше, чем обычно. Он спустился вниз на то место и спрятался за деревом. Когда он увидел Нароттама, который выбежал и стал метлой мести и поливать водой, он выскочил из-за дерева и закричал: “Эй, вор, стой. Иди ко мне”. Нароттам дас Тхакур, дрожа, подошел, поклонился. Локанатха Госвами не мог понять, кто это. Он спросил: “Ты кто”? — “Это я, Нароттам, тот, кого ты отверг. Тот, кому ты сказал, что никогда не примешь в ученики. Но что я еще могу сделать, на что я способен? Для чего я здесь, во Вриндаване, кроме как служить тебе? Я все равно буду служить тебе, разрешишь ты мне или не разрешишь”. Локанатха Госвами стал говорить ему: “Ах ты негодяй. До чего ты меня довел! Я чуть не пал! Все! Больше чтобы я тебя тут не видел! Чтобы тебя тут больше не было!” Но Нароттама дас Тхакур сказал: “Я не смогу ничего поделать с собой, я всего лишь судно без капитана. Я всего лишь корабль, который носит ветер по волнам материального мира. Мне нужен капитан и я выбрал тебя. Я ничего не могу с собой сделать. Ты находишься у меня в сердце”. Тогда Локанатх Госвами сказал: “Хорошо, я подумаю”. Когда он вернулся к себе, Чайтанья Махапрабху пришел к нему. Это был его второй и последний даршан. Через много-много лет после их встречи в Навадвипе, когда Чайтанья Махапрабху пришел, Он сказал: “Неужели ты не понимаешь, что ради такого человека ты можешь сделать исключение. Ты дал обет не принимать учеников, но ради него ты можешь сделать исключение, потому что Я Сам послал его к тебе”. Иногда мы тоже думаем: “Как найти духовного учителя? Где мой духовный учитель? Кто мой духовный учитель? Этот хорошо поет. Этот улыбается широко. Этот очень добрый, гирлянды раздает”. И мы думаем, какой из них и нам кажется, что суть духовной жизни сводится к некой ярмарке. К кому пойти, кому предаться? Но Кришна говорит, что Он Сам приводит нас к духовному учителю. Йасья прасадад бхагават-прасадо йасья прасадан на гатих куто пи. Мы должны молиться Кришне, обливаясь слезами: “Кришна, пожалуйста, пошли мне духовного учителя”! И все произойдет само собой. Кришна знает, кто нам нужен, Кришна знает, кому мы нужны, и Кришна знает, что нужно нам. И если мы будем делать все таким образом, то все это состоится. Так Нароттама дас Тхакуур стал учеником Локанатха Госвами. А несколько лет спустя он стал учиться у него. Локанатха Госвами сказал: “Я даю тебе шикшу, я даю тебе дикшу, я даю тебе посвящение и я научу тебя расе. Я научу тебя, что значит любить Кришну”. И он стал учить его, своего единственного ученика.
Локанатха Госвами не написал ни одной книги. Но говорится, что Рупа и Санатана приходили к Локанатхе Госвами, падали перед ним на колени и просили, чтобы он учил их. Многие книги, написанные Рупой и Санатаной Госвами, на самом деле написаны по совету или даже иногда под диктовку Локанатха Госвами.
Однажды Джива Госвами сказал, что здесь мы утвердили движение Господа Чайтаньи, но в других местах, и в Гауде, там, откуда началось движение Господа Чайтаньи, люди уже забыли о Господе Чайтанье. Нужно восстановить это, нужно послать туда проповедников.Он позвал Локанатху Госвами и спросил у него: “Можно я пошлю твоего единственного ученика проповедовать”? Что сделал Локанатх Госвами? Он стал прыгать, он стал плясать, он стал восклицать: “Конечно! Давно пора! Посылай его”! Когда Нароттам пришел к своему учителю, Локанатх Госвами сказал ему: “Иди и проповедуй. Иди и рассказывай людям все то, что ты узнал здесь, во Вриндаване. Все то, чему ты научился от меня, от Рупы, от Санатаны, от Дживы Госвами. Рассказывай людям, потому что людям нужно это”. Нароттама дас Тхакур спросил: “Можно мне изредка приходить сюда? Можно мне иногда возвращаться во Вриндаван?” Локанатха Госвами сказал ему: “Ни за что, никогда. Это наша последняя встреча. Больше ты меня никогда не должен видеть. Ты должен принять эту миссию, которую я тебе поручаю. Отправляйся к людям и говори им: “Боло кришна, бхаджо кришна коро кришна шикха. Пойте святые имена Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, поклоняйтесь Кришне, следуйте наставлениям Кришны”. Делая так, ты сможешь обрести меня. Ты сможешь достичь самого высшего, чего ты не сможешь достичь иначе, чего ты не сможешь достичь, находясь здесь, во Вриндаване”. Нароттама дас Тхакур отправился в свое долгое путешествие, которое продолжается до сих пор. Благодаря проповеди Нароттамы даса Тхакура все мы сейчас здесь.
Такова история жизни Локанатхи Госвами. Он является олицетворением духа Вриндавана. Чтобы попасть во Вриндаван, мы должны отказаться от материального мира, и Локанатха Госвами сделал это. Ни разу его имя не упоминается в “Чайтанья-чаритамрите”. Почему? Потому что Локанатха Госвами пришел к Кришнадасу Кавираджу и попросил: “Не упоминай моего имени. Я не хочу гордиться ничем. Я хочу быть смиреннее травинки, терпеливее дерева. Я не хочу ожидать никакого почета, я готов оказать почтение каждому”. Старый, согбенный человек, которому было больше ста лет, отправил своего единственного ученика, ухаживавшего за ним, проповедовать, и остался один. Не думая о своем комфорте, о своей жизни, он оставил все, чтобы показать нам, что значит быть Госвами, что значит быть во Вриндаване. Вриндаван не дешевая вещь. Чтобы быть во Вриндаване, находиться во Вриндаване, нужно быть Госвами.